Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Не выражайте сомнений в способностях ребенка





Избегайте любых ситуаций, которые показывают вашу неуверен­ность в ребенке.

1. Запрет на действия. Ребенок может выразить желание ис­печь блины, а мама может сказать в ответ: «Думаю, лучше я это сделаю сама». Маленький ребенок может попытаться сам завязать шнурки, застегнуть куртку или сделать себе бутерброд. Мама мо­жет вмешаться и предложить сделать все это сама. Старший ребе­нок может предложить спланировать семейный пикник или укра­сить комнату для предстоящего праздника, приготовить обед или отремонтировать сломанный стул. Родители могут отказаться от его помощи, сказав, что они все сделают сами.

2. Чрезмерный контроль. Иногда родители перегружают ребен­ка слишком большим количеством инструкций о том, как сделать то, с чем ребенок может справиться сам. Особенно это вредно для старших, более опытных детей, которые гордятся своими умени­ями. Например, подросток уже может водить семейную машину. Отец же диктует ему, на какой скорости ехать, где поворачивать, как проехать к месту назначения, где и как припарковаться и тому подобное, что подросток уже умеет делать хорошо или с чем он сам может справиться.

3. Предположение неудачи. Родители могут дать ребенку зада­ние, а затем выразить предположение, что он с ним не справится, говоря: «Если не сделаешь, как нужно, я тебя заставлю все пере­делать». Или же родитель может висеть над ребенком, чтобы убе­диться в том, что он все делает правильно. Если родители не удов­летворились работой ребенка, то родитель может сам взяться за эту работу или отдать ее старшему, более компетентному ребенку.

4. Критика. Бабушка попросила внука отремонтировать элек­трический консервный нож. Мальчик повозился с ножом какое- то время, а потом бабушка потеряла терпение и сказала: «Из тебя получится никудышный механик». Позже он рассказывал своей матери: «Если бы меня воспитывала бабушка, я бы вырос неуве­ренным в себе человеком». Но его родители верили в мальчика. В юности он научился делать прекрасные изделия из дерева, а по­взрослев стал отличным врачом. А что можно сказать о его спо­собностях к механике? Блестящие способности!



Еще один пример. Один молодой человек хотел стать писа­телем, но его мама однажды сказала ему: «Ты никогда ничего не напишешь. У тебя недостаточно терпения». Это настолько подор­вало веру молодого человека в себя, что он оставил эту идею. Он был очень одаренной личностью, но какое-то время никак не мог найти себя, меняя одну работу за другой. Позже тяга к само­реализации подтолкнула его к миру бизнеса, где он стал очень успешным.

А вот другая иллюстрация. Много лет назад одновременно были организованы два писательских клуба, один для мужчин, а другой для женщин. В мужском клубе решили, что они научатся многому, если будут честны друг с другом. Критикуя друг друга, они в своей честности доходили до крайностей. Женщины пред­приняли иной подход. Они решили, что узнают намного боль­ше, если будут хвалить удачные работы, позволяя себе минимум критики. Интересно отметить их прогресс. Из мужского писатель­ского клуба не вышло ни одного знаменитого писателя. А жен­ская группа, напротив, произвела двух замечательных и хорошо известных авторов. Хвала и отсутствие критики создают уверен­ность, необходимую для успеха.

5. Сравнения. Иногда родители подрывают уверенность в ре­бенке, сравнивая его с другим, более успешным или одаренным, чем он. Они могут сказать: «Почему ты не похож на Билли? Он всегда вовремя делает уроки». И хотя родитель здесь руководс­твовался добрыми намерениями, пытаясь воодушевить ребенка на достижение успеха, результат получился негативный. Любые слова или намеки на то, что ребенок справляется хуже, чем кто-то другой, подрывают в нем уверенность.

Некоторые родители также сравнивают своего ребенка с ка- ким-нибудь неудачником и говорят: «Ты такой же лентяй, как Томми!» или «Ты точно такой же, как твой дядя Нед». Такие ут­верждения подразумевают, что у ребенка нет способностей и что родители не верят в своего ребенка.

6. Критика в адрес других детей. Когда родители критикуют других детей, это тоже подрывает уверенность в их собственном ребенке. Например, если родитель говорит о соседском ребенке, что тот всегда ведет себя плохо или повсюду чинит беспорядок, его ребенок увидит в родителе угрозу негативного отношения к себе тоже. Он не захочет начать что-то новое из чувства страха, что и на него обрушится такая же критика и обвинения.

Неуверенный ребенок

Если ваш ребенок не уверен в какой-то конкретной области или в нескольких областях, вот советы, которые помогут ему стать уве­ренным:

1. Определите его сильные и слабые стороны.Вместе с ребен­ком составьте список его сильных и слабых сторон. К сильным сторонам может относиться его способность к физическому труду, музыкальные способности и хороший характер. К слабо­стям — плохая успеваемость в школе, застенчивость и затрудне­ния в приобретении новых друзей.

2. Основывайтесь на его сильных сторонах. Чтобы повысить уверенность там, где она может быть слабой, основывайтесь на сильных сторонах ребенка. Если у него есть склонность к физи­ческому труду, развивайте эти способности. Если у него есть му­зыкальные таланты, дайте ребенку образование в этой области. Когда он обретет уверенность в одной сфере, у него появится уве­ренность также в тех областях, где он был слабым. Для иллюстра­ции можно привести такой пример:

Бренда, девочка семи лет, чувствовала себя неуверенной в школе, и это сказывалось на ее успеваемости. В это время родите­ли наняли ей учительницу для частных уроков игры на пианино. Девочка была хорошо одарена в этой области, и потому учеба ей давалась чрезвычайно легко. Одновременно учительница в школе заметила, что девочка стала учиться намного лучше. Она позво­нила маме Бренды и сказала: «Не знаю, что вы делаете, но могу сказать, что значительный прогресс налицо, и за такое короткое время. Она стала очень хорошо учиться».

3. Разрешите страхи в слабых областях. Когда ребенок стра­дает из-за недостатка уверенности, он неизбежно испытывает страх. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, нужно чтобы он признал его наличие. Далее спросите его, чего он боится и почему. Он может бояться неудач, унижений и даже возможно­сти разочаровать своих родителей. После этого помогите ему взглянуть в глаза этому страху. Предложите ему в своем вообра­жении пройти через этот страх до конца. Что самое страшное может произойти? Сможет ли он пережить это событие? Помо­гите ему понять, что на самом деле все не так страшно и непри­ятно, как ему кажется, но даже если действительно все так, то он в любом случае сможет это пережить. Помогите ему осознать ценность и важность преодоления страхов, потом побудите его сделать то, чего он так боится. И тогда он полностью преодоле­ет этот страх.

4. Уверенное поведение. Чтобы и дальше развивать в себе чувст­во уверенности, нужно вести себя уверенно. Когда мы своим пове­дением или манерами демонстрируем уверенность, она начинает в нас расти.

5. В случае неудачи. Научите ребенка разрешать реальные не­удачи, не позволяя им подорвать его чувство уверенности. Для этого помогите ему увидеть, что неудача произошла не по причи­не какого-то безнадежного недостатка в нем, и потому он сможет все исправить. Просто он не был достаточно готов, пренебрегал делом, проявил беспечность, легкомыслие или недостаток веры в себя. Когда он лучше подготовится, будет внимательнее и усерд­нее, он обязательно преуспеет. Рассудительное объяснение неуда­чи позволяет взять ее под контроль и созидает уверенность для следующей попытки.

Обучение самостоятельности и независимости

Пока ребенок совсем маленький, начните развивать в нем само­стоятельность и продолжайте работать над этим год за годом, чтобы, когда он повзрослеет и покинет дом, он был независимым, способным о себе позаботиться, разрешать собственные пробле­мы, здраво рассуждать и твердо стоять на ногах.

Никто из нас не может быть абсолютно независим. Мы живем в обществе, где все члены взаимно зависимы друг от друга. Даже в семье мы должны зависеть друг от друга. Но здесь мы говорим о независимости как о готовности уйти от полной зависимости от родителей и способности обеспечивать себя самостоятельно, не полагаясь в этом вопросе на других людей.

Развитие самостоятельности

1. Разрешайте ему делать что-нибудь. Когда ребенок прояв­ляет интерес к какому-то делу или к возможности о себе поза­ботиться, разрешите ему это. У детей есть такая потребность от природы, и тогда они говорят «дай я сделаю это» или «я сам хочу сделать то». Именно в таких ситуациях они учатся само­стоятельности лучше всего. Нужно дать ребенку этот шанс. Как сказал американский философ Генри Уорд Бичер: «Вы не смо­жете научить ребенка заботиться о себе, если не позволите по­пробовать сделать это. Он будет совершать ошибки, но из этих ошибок он научится мудрости».

Если дело покажется ему сложным, пусть сам преодолеет воз­никшие трудности. Не предлагайте ему помощь. Отвернитесь от него и оставьте его в покое. Только так он сможет чему-то на­учиться. Следующий пример с отцом и сыном иллюстрирует эту истину.

«Наступило Рождество. Я подарил сыну довольно сложный конструктор со множеством деталей, из которых следовало соб­рать космический корабль. В то утро я зашел к нему в комнату за какой-то вещью и увидел, что он сидит на полу, пытаясь собрать корабль. Он обратился ко мне и сказал: «Папа, помоги мне с этим». Но я направился к выходу, объяснив ему: «Может, позже. У меня сейчас нет времени». В то утро я еще дважды заходил в комнату к сыну. И каждый раз он просил меня о помощи, и каждый раз я от­вечал, что занят, и, может, немного позже у меня появится время. Когда, наконец, я пришел, чтобы помочь, он с сияющим лицом сообщил, что все сделал сам. Дайте ребенку немного времени, и он сможет сделать удивительные вещи. В том случае мой сын на­учился самостоятельности и испытал чудесное чувство гордости своими достижениями».

2. Забота о себе. С самого раннего возраста следите за тем, чтобы ребенок научился одеваться, застегивать пуговицы, завязы­вать шнурки, причесываться, заправлять постель и держать вещи в порядке. Если он не учится этому по собственной инициативе, посредством обучения выработайте в нем эти навыки. Научите его самого чистить обувь. Когда он делает бутерброды, следите, чтобы он убирал за собой. И хотя родители должны проявлять заботу о детях, ребенок тоже должен научиться следить за собой, насколько это возможно. Старайтесь не делать за ребенка то, что он может делать сам.

3. Мудрое управление деньгами. С раннего возраста учите ре­бенка мудро распоряжаться деньгами, откладывать какую-то часть, проявляя бережливость в расходовании. Учите его ценить вещи и заботиться о них, объясняя, что такое отношение приво­дит к экономии денег. Подобные навыки в обращении с деньга­ми будут полезными во взрослой жизни и в достижении незави­симости.

4. Работа. Учите детей работать и качественно выполнять за­дания, быть старательными, надежными и ответственными в лю­бой работе. Научите их не бежать от работы, если она трудна или не нравится. Объясните, что такую работу тоже кому-то нужно вы­полнить, и что они должны иметь желание выполнить свою часть. Таким образом они научатся быть вдохновителями и заводилами, а не людьми, которые всегда ищут легких путей. Дети будут гото­вы твердо стоять на ногах только тогда, когда научатся правильно относиться к работе.

5. Образование, подготовка и навыки. Чтобы ребенок стал самостоятельным, его к этому нужно готовить заранее. Сыновья должны приобрести профессию, а дочери — научиться вести до­машнее хозяйство. Чтобы повысить уровень их самостоятельно­сти, дайте им овладеть как можно большим количеством навыков. Для девочек это может быть умение шить, печь, украшать жилище и оказывать первую помощь в экстренных случаях. Мальчикам пригодятся навыки в плотницком деле, сантехнических работах и некоторый объем знаний в автомеханике. Таким образом дети смогут сами позаботиться о своих нуждах, и им не придется по каждому вопросу обращаться за помощью к другим людям.

6. Личное развитие. При правильном воспитании и руковод­стве ребенок за время своего взросления приобретает самосто­ятельность во многих областях. Он учится рассуждать, обдумы­вать проблемы, использовать здравомыслие и принимать мудрые решения. Он возрастает в характере, становится ответственным и надежным человеком. У него есть определенные стандарты по­ведения и правила нравственности. Такое всестороннее развитие делает его самостоятельным человеком, способным к использова­нию внутренних ресурсов для разрешения проблем, а значит, он не будет зависеть от своих родителей и других людей.

Развитие независимости

Когда молодой человек развивает в себе самостоятельность, как мы только что рекомендовали, к моменту достижения подрост­кового возраста он захочет все делать сам и выработает в себе чувство независимости. Как уже говорилось в десятой главе, в подростковый период стремление к независимости становится очень сильным. Родители могут помочь молодым людям почув­ствовать себя самостоятельными и развить в себе больше неза­висимости следующим образом:

1. Избегайте командного тона. Чтобы помочь молодому чело­веку почувствовать себя независимым, не разговаривайте с ним командным голосом и не говорите, например, так: «Ты должен это сделать» или «Ты сделаешь это немедленно». Не тычьте в него пальцем и не повышайте голоса. Это допустимо в обращении с маленькими детьми, но не с подростками. Не ждите, что он будет стоять рядом, заглядывая вам в рот и ожидая от вас распоряже­ний. Уважайте его время и то, чем он может заниматься в данный момент. Обращайтесь с ним так, как вы обращаетесь с другими взрослыми людьми.

2. Контроль должен быть незаметным. Вы способны помочь подростку почувствовать себя независимым, в сущности, не де­монстрируя свое право контроля над ним. Для этого ваш конт­роль должен быть незаметным. Например, если подросток не хо­чет делать того, о чем вы просите, не пытайтесь быть жестким и требовательным. Вместо этого спросите, что он предлагает и чего вы, по его мнению, вправе ожидать от него. Затем предложите альтернативные варианты. Его противление следует признать не в качестве упрямства, но в качестве стремления к независимости. Если вы проявите уважение к его ранимому стремлению к неза­висимости и дадите ему больше свободы в выполнении тех или иных дел, он успокоится и с ним будет легче договориться.

3. Возложите на него больше ответственности. Насколько это возможно, позвольте своему подростку самому распоряжать­ся своим временем и отвечать за свою работу. Сюда входит ра­бота по дому, занятия в школе, ответственность вне дома и, воз­можно, работа по найму. Когда он работает с вами, поручите ему всю работу, конкретную ее часть или составьте список того, что он должен сделать, и предупредите его об этом заранее. Затем позвольте ему самому распланировать свое время и усилия для выполнения заданий. Не переживайте, если работа у него накап­ливается, и в результате ему приходится сидеть ночами, чтобы все успеть вовремя. Пусть учится на собственном опыте. Так он достигнет самостоятельности и почувствует себя более незави­симым.

4. Уважайте его право на собственное мнение. Подросток в своем стремлении к независимости отчасти желает получить пра­во на собственное мнение о себе, на возможность самому форму­лировать свои идеи и убеждения. Когда он выражает свои мысли, даже если вы считаете его абсолютно неправым, не спорьте и не пытайтесь его переубедить. Необязательно соглашаться с его иде­ями, но нужно непременно предоставить ему право на их выра­жение. Как однажды сказал Вольтер: «Я не согласен со всем, что вы сказали, но буду сражаться до смерти за ваше право высказать свое мнение».

Не тревожьтесь, если идеи вашего подростка сильно отлича­ются от ваших убеждений. Молодые люди, выражающие крайние взгляды, часто делают это в доказательство своей независимо­сти, а не ради утверждения самих идей. Чем более радикальны их идеи, тем более независимыми они себя чувствуют. Когда вы по­читаете независимость мыслей молодых людей, они будут склон­ны к более рациональным рассуждениям. Вступайте с ними в спо­ры, но избегайте конфликтов и раздоров и не пытайтесь подавить их своим авторитетом. Иначе они решат, что их независимости что-то угрожает.

Если молодой человек представляет ложные, безнравственные или постыдные идеи, не показывайте своей тревоги. Продолжай­те демонстрировать свое уважение к нему как к человеку достой­ному. После этого приложите все усилия, чтобы изложить пра­вильный взгляд на обсуждаемые темы. Избегайте нравоучений, чтобы он не почувствовал осуждения.

5. Его интересы и цели. Подростку следует дать право пре­следовать собственные интересы и ставить перед собой цели в пределах его возможностей. Родителям следует направлять и ру­ководить молодым человеком, постараться расширить границы его выбора и предложить полезные советы. Во всем должна быть разумная мера, нельзя позволять подростку стремиться к легкой жизни, нужно воодушевить его на высокие цели и на стремление к лучшему. Если у него есть какие-то особые склонности, следует позволить ему следовать в этом направлении в пределах его воз­можностей. Вероятно, дух внутри него подсказывает ему направ­ление его предназначения. Кроме того, позвольте ему двигаться с подходящей для него скоростью, продвигаясь к цели так быстро, как ему удобно, или так медленно, как ему нужно.

6. Помогите подростку самому установить собственные нор­мы поведения. Помогите ему самому решить, как вести себя и в чем себя ограничивать. Если он примет участие в определении этих правил, то с большей готовностью будет им подчиняться. Однако в этих правилах должны быть четкие границы, которые нарушать нельзя. Эти границы нужны ему самому. Они помогут ему определить курс, по которому он пойдет по жизни.

7. Свобода внешности. Молодые люди достигают возраста, ко­гда они одеваются и ухаживают за собой «по-своему». Они счита­ют это очень важным, и это, похоже, помогает им почувствовать себя независимыми. Как уже говорилось ранее, советуйте под­ростку, как следует одеваться и следить за собой, настаивайте на чистоте, скромности и разумной пристойности, но помимо этого дайте ему определенную долю свободы.

8. Не потворствуйте его прихотям. В подростковые годы в особенной степени не потворствуйте своему чаду и не балуйте, обслуживая его и делая за него то, что он должен делать сам. Сле­по любящие родители тормозят развитие детей и делают их зави­симыми от себя. Все это плохо скажется в будущем, когда взрос­лые дети будут непрестанно обращаться к родителям за поддерж­кой и помощью, как об этом рассказывается в истории, которую прислала Энн Ландерс.

«Я вырастила пятерых, самых испорченных детей в истории человечества. У них было все, начиная от выгравированных аль­бомов с детскими фотографиями, заканчивая дипломами коллед­жей. Мы покупали им слишком много дорогих игрушек, слишком много одежды, тратились на дорогие каникулы и лучшие школы. У них было все. Эти дети женились и выходили замуж один за другим, а потом друг за другом переехали к нам со своими семь­ями. В последнее Рождество мой мир раскололся на куски. Муж после тридцати двух лет супружеской жизни ушел от меня. Он не смог больше выносить постоянный шум бегающих и кричащих детей и внуков. Хелен, вы правы, когда говорите, что самое луч­шее, что родители могут дать своим детям, это чувство собствен­ного достоинства и независимость. У моих детей никогда этого не было и не будет. И если мое письмо сможет помочь хотя бы одной семье, то я не зря раскрыла свою душу всему миру».

9. Вера в Бога. Величайшее чувство независимости от других людей приходит тогда, когда ребенок развивает веру в Бога, учит­ся обращаться к Нему во время нужды. Когда он развивает такую веру, у него уже не возникает потребности бежать к родителям или другим людям за помощью. Он начинает понимать, что когда он возлагает свои надежды на Бога, то получает ответы, обрета­ет силу для дальнейшего пути и благословение для преодоления многих сложных ситуаций.

Пробуждение талантов

Развитие талантов обогащает жизнь ребенка. Когда он прогресси­рует в этой сфере, у него возникает благородное чувство гордости и радости за свои достижения и повышенное чувство собственно­го достоинства. Знаменитый пианист Ван Клиберн однажды ска­зал: «Занятия музыкой открывают более высокое и благородное измерение для всей жизни».

Что такое талант? Это врожденная способность или склон­ность. Это может быть способность к музыке, искусству, танцам, спорту, физическому труду или конкретным видам деятельности. У детей много талантов. Проблема состоит не столько в отсутст­вии даров у ребенка, сколько в неумении родителей развивать их с мудростью. Ключ к успеху лежит в мотивации ребенка к заня­тиям и в обеспечении возможности его правильного обучения. Советы в этой главе предназначены для достижения этих целей.

Музыкальные инструменты

Вы можете вызвать в ребенке желание учиться и развивать свои таланты посредством игры на музыкальных инструментах при помощи следующей методики.

1. Вызовите в нем желание учиться. Для этого обеспечьте пре­красный музыкальный фон в доме, исполняя красивую музыку, выражая свою любовь к музыке и одобрение. Водите ребенка на концерты, особенно на такие, где исполнителями являются дети. Не заставляйте маленького ребенка подолгу сидеть на концер­тах, потому что он может устать, и результат будет негативным. Если родители или другие члены семьи играют на музыкальных инструментах, будет хорошо, если в доме будет звучать красивая музыка. Интересно отметить, что музыканты обычно выходят из музыкальных семей. Постоянное соприкосновение ребенка с прекрасной музыкой развивает его музыкальные дарования и же­лание учиться.

2. Возраст для начала обучения. Хорошо, если ребенок начнет учиться музыке в возрасте от четырех до восьми лет. Существует много преимуществ раннего обучения, даже если начать обучать ребенка с четырех лет. Он не устанет от исполнения простых ма­леньких пьесок. В этом возрасте у него больше времени для прак­тики и больше лет впереди для обучения, прежде чем на его время начнут претендовать другие дела. И хотя уровень его восприятия еще неразвит и прогресс медленнее, чем у старших детей, он лучше обучаем и легче приспосабливается к рутинной практике. Кроме того, есть еще одно необычное преимущество раннего на­чала обучения. В нем начинает расти музыка, которая становится частью его природы. И хотя в раннем начале обучения действи­тельно есть преимущества, ребенок может начать учиться игре на музыкальном инструменте в любом возрасте, если у него есть же­лание и склонность к этому.

3. Выбор инструмента. Большая часть детей может научить­ся играть практически на любом музыкальном инструменте, если методы обучения правильные. Однако вы поступите мудро, если начнете с того инструмента, к которому ребенок питает склон­ность. Пианино, например, требует математической точности и быстроты интеллекта, в то время как для скрипки нужно хорошее восприятие тональности. Опытный учитель музыки может опре­делить эту склонность, устроив для ребенка простые испытания.

4. Выбор учителя. Учитель представляет собой главный ключ к музыкальному образованию вашего ребенка. Найдите время и по­заботьтесь о мудром выборе учителя. Не судите о нем по его мане­ре исполнения. Возможно, это прекрасный музыкант, но плохой учитель. Об учителе судят по его ученикам. Если вы знаете чело­века, который хорошо играет, расспросите этого человека о его учителе. Затем посетите концерты данного учителя, чтобы оце­нить его учеников. Обычно музыкальные школы дают прекрасное музыкальное образование. Они следуют проверенным методам преподавания и имеют в своем штате отличных учителей. И сно­ва главный критерий при отборе учителя — его ученики.

Существует много плохих учителей музыки, которые способ­ны уничтожить интерес ребенка к музыке. Некоторые преподают исключительно ради заработка. В попытке сохранить учеников и свой заработок они не предъявляют к ним требований, и по­тому могут не обратить внимание на недостаточное прилежание ребенка в практических занятиях. Когда ребенок играет плохо, возможно, такой учитель не захочет говорить об этом родите­лям, и даже может сказать, что все хорошо. Некоторым учителям просто нельзя преподавать. Они не знают основ музыки в доста­точной степени, не следуют проверенным методикам, проявляют склонность к выбору слишком сложной или легкой музыки или же предоставляют самим детям сделать выбор, чтобы угодить им, не ставя перед собой цели достигнуть прогресса. Другие учителя не могут найти общего языка с ребенком, слишком строги к нему, слишком суровы, редко хвалят, а потому быстро приводят ребен­ка к разочарованию и нежеланию дальше заниматься музыкой.

Отличный учитель обладает превосходным знанием основ му­зыки, следует успешным методикам преподавания и прививает ученикам правильную технику исполнения. Он потребует от уче­ника регулярной практики, хорошего исполнения, будет тактичен в своей критике и похвалит тогда, когда ребенок заслужит это. Он будет мотивировать ребенка на учебу, побуждая его к любви к музыке и воодушевляя его. Такой учитель проявляет к ребенку искренний интерес, он чувствует себя призванным к обучению музыке. И хотя он работает за деньги, это не является его главной побуждающей силой. Им движет желание подарить миру еще од­ного прекрасного музыканта. Если вам повезет и вы найдете тако­го замечательного учителя, цените и уважайте его высокие моти­вы, и никогда не оскорбляйте его подозрением, что он преподает музыку только ради денег. Ваши деньги никогда не оплатят всех его достоинств. А вот музыкальные достижения ребенка и ваша благодарность смогут это сделать.

5. Уроки на неделе. Расписание уроков следует оставить на ус­мотрение учителя и на возможности родителей. Идеально, если каждый день проводить урок по пятнадцать минут плюс практика дома. Таким образом ребенок правильно усваивает каждый шаг. Его прогресс будет быстрым и постоянным. Если родители смогут организовать идеальную систему обучения, как об этом говори­лось в пятнадцатой главе, ежедневные музыкальные уроки станут частью учебной программы. Учитель может приходить в школу после обеда и проводить уроки со своими учениками.

6. Ежедневная практика. Это тоже следует оставить на усмот­рение учителя, но ребенку четырех лет обычно предписывают упражнения не дольше тридцати минут в день, а старшему ребен­ку до часа, по крайней мере, помимо времени, потраченного на музыкальный урок.

7. Контроль родителей. Когда ребенок учится играть, ему ну­жен постоянный контроль за практическими упражнениями со стороны родителей. Родители должны сидеть с ним рядом, сле­дя, чтобы он не совершал ошибок, и оказывая ему поддержку.

Они должны быть терпеливы к его слабым попыткам, тактичны в критике и щедры в похвале, когда он того заслуживает. Хвалить следует за исполнение и за старательность. Родителям нужно по­нимать, что учиться играть на музыкальном инструменте очень сложно. Ребенка нужно хвалить за малейший прогресс.

8. Вера в ребенка. Было выявлено, что самым главным факто­ром успеха является вера в ребенка. Самые продвинутые методи­ки обучения, такие, например, как Метод Сузуки, обеспечивают большую часть успеха именно за счет этого принципа. Они при­зывают родителей с самого начала проявлять веру в успех ребенка и продолжать делать это на протяжении всего периода обучения. Твердая вера родителей, похоже, передается ребенку и становится основой для его веры в себя. Когда ребенок полностью поверит в себя и свои способности к обучению, успех ему будет обеспечен.

9. Самостоятельность. Когда ребенок овладеет основами музыки и выработает привычку к регулярной практике, предо­ставьте ему свободу и переложите ответственность за обучение на него самого. Это не распространяется на длительность уроков или практических упражнений, но на его успехи и готовность к ежедневной практике. На этом этапе помогите ребенку составить расписание для практики. Дайте ему понять, что ответственность за выполнение намеченных планов лежит на нем самом. Вырабо­тайте систему поощрений за регулярную практику и достижения. Наказаний следует избегать.

10. Продолжайте хвалить. Когда ребенок занимается само­стоятельно, продолжайте прислушиваться к его занятиям, пока занимаетесь своими делами по дому. Хвалите его за исполнение, за прогресс или за регулярную практику. Ваш постоянный инте­рес, внимание и похвала будут ключами к его успеху.

11. Конкретные проблемы. Если у вашего ребенка пропал ин­терес к музыке, если он не выполняет упражнений дома, или у него отсутствует прогресс, поговорите с ним и попытайтесь вы­яснить причины этих проблем. Скорее всего, причина коренится в следующем:

а) Он слишком занят и у него мало времени для занятий му­зыкой.

б) У него появились новые интересы, которые отвлекают его от музыки.

в) Учитель не в состоянии правильно учить и мотивировать его.

г) У него появились проблемы личного характера, и они его расстраивают.

д) Он пережил возбуждение, свойственное началу занятий, и теперь перешел к фазе тяжелого труда.

Если у ребенка мало времени, внимательно исследуйте его жизнь. Может, он слишком много смотрит телевизор? Или ему задают много уроков на дом? А может, он слишком много взял на себя, и теперь ему трудно справиться со всеми обязательства­ми? Если у него слишком много занятий, помогите ему привес­ти все в норму и в порядок. Идеальная школа должна занимать время только до полудня, и это будет реальным разрешением проблем.

Если у него появились новые интересы, помогите ему оценить достоинство новых увлечений в сравнении с ценностью музыки. Выразите свое мнение искренне и честно, но не давите на него. Помогите ему рассуждать здраво и мудро, но позвольте самому принять решение относительно музыки.

Если вы заметили признаки того, что учитель не справляется со своими функциями, вам нужно будет встретиться с ним. Воз­можно, у него свои проблемы, которые его отвлекают. Если этот человек раньше был достойным учителем, возможно, в его жизни наступил какой-то кризис. Если с учителем все в порядке и его жизнь в норме, вы можете обсудить с ним положение вашего ре­бенка и выслушать его советы.

Если у вашего ребенка возникли проблемы личного плана и они его отвлекают, например, проблемы в школе или в обще­ственной жизни, следуйте советам, которые мы предлагаем в шестой главе. Помогите ему принять решение и только потом ждите, что он снова сосредоточится на музыке. Научиться играть на музыкальном инструменте — это долгий и трудный процесс, который требует душевного спокойствия.

Если ни одна из вышеперечисленных причин не относится к ребенку, но он по-прежнему теряет интерес к музыке или от­казывается от практических упражнений дома, может быть, ему трудно справляться с этими заданиями. Ему нужно лишь ваше понимание тех сложностей, с которыми он сталкивается. Сядьте рядом с ним и выразите сочувствие по поводу трудностей в учебе, которые ему приходится преодолевать. Проявите понимание и поддержку вместе с похвалой за трудолюбие и усердие. Это помо­жет ребенку пережить трудный период. Со временем он научится радоваться трудностям и у него разовьется внутреннее ощущение гордости от достижения успеха в трудном деле.

Когда вы сделали все, что могли, чтобы прийти к разрешению проблем, но ваш ребенок не прогрессирует и не выполняет прак­тических упражнений, можно попытаться проявить родительскую власть. Помогите ему понять, что музыкальное образование — это привилегия, и ее нужно ценить. Если он не занимается дома, то не заслуживает этой привилегии. Если после такого внушения он по- прежнему игнорирует практические занятия, позвольте ему отка­заться от музыки и заняться развитием других талантов. Немудро пытаться заставить его идти дальше или силой вынуждать зани­маться музыкой. Чтобы ребенок достиг успеха, ему нужна внут­ренняя мотивация, конкретное желание учиться. Если вы обеспе­чили его всем необходимым для этого, как мы здесь предлагаем, вы сделали все, что нужно для ребенка.

12. Выдающиеся таланты. Если у кого-то из ваших детей обна­ружился выдающийся талант, и он выражает желание и готовность стать профессиональным музыкантом, дайте ему эту возможность и поддерживайте его в этих стремлениях. Для того чтобы добиться выдающихся успехов, нужна сильная и постоянная родительская поддержка. Ван Клиберн советует людям с выдающимися дарова­ниями «начинать обучение рано и усиленно работать всю остав­шуюся жизнь. Вместе с очевидной любовью к труду вам придется быть готовым к невероятной самодисциплине и жертвенности».

Пение

Родители могут развить у своих детей певческие таланты, если сами дома будут петь и побуждать детей петь вместе с ними. Семей­ные поющие группы прекрасно развивают такие таланты в детях. Специалисты утверждают, что 80 процентов людей со временем могут научиться петь, имея практику.

Если у вашего ребенка хороший голос и он хочет развивать этот талант, постарайтесь предоставить ему эту возможность. Не работайте с голосом ребенка до достижения им четырнадцати­летнего возраста. Дело в том, что до этого возраста голосовые связки еще не развиты в достаточной степени, и потому не могут выдержать большого напряжения при практике. До наступления этого возраста делайте следующее:

Дайте ему возможность изучить основы музыки. Лучше всего начать делать это с обучения ребенка игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, и для этой цели наилуч­шим образом подходит пианино.

Помогите физическому развитию ребенка и особое внима­ние обратите на его легкие при помощи разных упражне­ний, например, бега или плавания.

Найдите отличного учителя музыки, следуя данным указа­ниям относительно его подбора.









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.