Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Избегайте негативных воздействий





Избегайте любых высказываний или намеков, дабы не подпиты­вать негативное представление ребенка о себе — например, что он ленивый, безответственный, эгоист, медленно соображает, нервный, угрюмый, неуправляемый, слабохарактерный, бездар­ный, непривлекательный или неприятный. Вот примеры такого влияния:

«Я школьный учитель. Однажды я вырезал фотографии из жур­нала, чтобы подготовить наглядные пособия для уроков, и выре­зал рекламу с изображением красивого мужчины. Увидев это, моя мать сказала: „Зачем тебе это? Хочешь продемонстрировать сво­им ученикам эталон мужчины, которым их учитель никогда не станет?" Меня это очень задело».

«Как-то раз я гостила у тети, и она стала рассказывать о сво­ем сыне. Она поведала мне о некоторых его промахах, а затем вскользь бросила: „Он глуп, и я уже начинаю думать, что мой сын умственно отсталый". Когда она произнесла эти слова, я замети­ла, что мальчик стоит в дверях, и по его лицу было видно, что ему ужасно больно слышать такое».

«Когда я был маленьким, мы жили на ферме, и отец поручал мне много работы. Помню, когда я работал в поле, и он был по той или иной причине мной недоволен, он говорил: „Вечно ты все делаешь не так!" или „От тебя никогда не будет никакого про­ка!" И, как ни странно, в дальнейшем я действительно брался то за одно дело, то за другое, но так толком ни в чем и не преуспел. Возможно, это моя вина, но порой мне вспоминаются слова, ко­торые говорил отец».

«Мой старший сын покончил с собой, когда ему было двадцать с небольшим лет. Когда я сообщила эту новость мужу, он упал в мои объятия и сказал: „Он был моим любимым сыном". Однако обращался он с ним не как с любимым сыном. Мальчик долгие годы всеми силами старался заслужить одобрение отца. Он при­думывал всевозможные бизнес-проекты, чтобы заработать денег, но всякий раз, когда он приходил к отцу за одобрением, тот бес­пощадно рушил все его планы. Я знаю, муж не хотел причинять сыну боль: он любил и уважал его, и знал, что он очень смыш­леный. Думаю, мужу просто казалось, что такой сильный чело­век, как наш сын, способен вынести много унижений и от этого сделаться только сильнее». Как видно, отец был неправ. Ни один человек не может похвалиться такой высокой самооценкой, а уж тем более молодой человек, еще не успевший никому доказать свою ценность — даже самому себе.



Родители не единственные люди, которые влияют на чувст­во собственного достоинства у ребенка. Всякий, кто участвует в его жизни, в той или иной мере строит или разрушает ее: братья, сестры, друзья и особенно учителя. Дети в школе тоже прикла­дывают руку к понижению самооценки. Порой они бывают жес­токи по отношению друг к другу. Согласно статистике, в каждом классе как минимум один ребенок получает умственную или эмо­циональную травму как результат нападок на его достоинство со стороны одноклассников. Если ребенок красив и умен, то у него почти нет проблем в школе. Но если он чем-то отличается от ос­тальных, если он полный, у него нет дорогой одежды или у него есть трудности в учебе, он тут же становится предметом насмешек и критики.

К счастью, многим детям удается быть выше обид. Им помога­ет в этом либо сила духа, либо они находят себе какое-то занятие, которое восстанавливает чувство собственной ценности. Нередко им помогают другие люди — например, учителя, которые ценят их по достоинству. Однако на родителях лежит самая большая от­ветственность не только за создание у ребенка адекватной само­оценки, но и за исцеление ран, нанесенных другими. Даже если подсознание ребенка питалось негативными мыслями, его можно заново заполнить позитивными образами. Его можно «перепрог­раммировать».

Позитивная подпитка

Внедряйте в подсознание своего ребенка много положительных мыслей о нем самом. Помогите ему увидеть свои положитель­ные качества и добродетели. Хвалите его за хорошее поведение и за качественное выполнение какой-либо работы. Казалось бы, что для родителей должно быть совершенно естественно хвалить своих детей, но, к сожалению, это не так. Многие в детстве либо недополучают, либо и вовсе не получают заслуженной похвалы. Некоторые родители полагают, что если будут указывать детям на их недостатки и без конца твердить, что им необходимо в себе исправить, дети быстрее научатся. Похоже, они думают, что если ребенка хвалить за работу, которая не дотягивает до совершен­ства, то он не повзрослеет. Такое мнение ошибочно. Похвала подпитывает детей, как солнечный свет подпитывает растения, и помогает им расти гораздо лучше, чем критика.

Даже когда ребенок не во всем таков, каким должен быть, — скажем, он ленив, эгоистичен или небрежен, — исправляйте его положительными утверждениями, а не отрицательными. К приме­ру, если вы поручили ему некое дело, а он выполнил его спустя рукава, вы можете сказать ему следующее: «Если бы ты приложил немножко больше усилий, то все получилось бы просто превос­ходно». Если же ребенок не заботится о своей внешности, можно сказать ему: «Ты сам на себя не похож», или «Если бы ты тщатель­нее следил за своей внешностью, то выглядел бы очень привлека­тельно». А если у ребенка проблемы сразу на нескольких «фрон­тах», вы можете сказать: «Если бы ты только поверил в себя, то стал бы потрясающим человеком». Подобные утверждения говорят ре­бенку, что вы о нем высокого мнения, и подталкивают к тому, что­бы соответствовать вашим высоким представлениям о нем.

Чтобы у ребенка появилось чувство собственного достоинства, недостаточно лишь выработать у него хорошее представление о себе. Он должен стать достойным человеком. Вот что мы реко­мендуем в связи с этим.

Работа и ответственность

Чтобы чувствовать свою значимость, каждый из нас должен вы­полнять некую работу в повседневной жизни. «Пиявкам», которые год за годом живут на социальном обеспечении и не приносят об­ществу никакой пользы, чувство собственного достоинства чуж­до. Позаботьтесь о том, чтобы ваши дети выполняли свою часть работы на благо семьи. Даже если они жалуются или даже если родителям легче выполнить эти мелкие дела самим, все же пусть дети не остаются без работы. Лентяй или безответственный чело­век никогда не почувствует свою ценность. Чувство собственного достоинства присуще инициативным, а не пассивным людям.

Чтобы еще сильнее повысить самооценку ребенка, поручайте ему в разумных объемах сложную работу или ответственные за­дания. Если вы попросите маленького сына подоить корову, он хоть и будет жаловаться и ненавидеть эту работу, но уважение к самому себе станет очевидным. Если вы поручите маленькой дочке испечь хлеб для всей семьи, она, возможно, будет недо­вольна, но не сможет отрицать внутреннее чувство собственной значимости.

Родители могут навредить самооценке детей, поручая им уни­зительную работу: например, заставляя девочек выполнять такую мужскую работу, как чистка печи или уборка песка. Для маленьких детей может быть унизительным ходить по домам и продавать овощи или выпечку, особенно семьям своих друзей. Для ребенка постарше может быть унизительно работать по найму в качестве уборщика. Для взрослых, которые уже знают себе цену, такая ра­бота вполне приемлема, но от детей этого ожидать не стоит. Если ребенок противится какой-то работе, поговорите с ним: возмож­но, эта работа кажется ему унизительной.

Закаляйте характер

Каждый из нас измеряет свою ценность ценностью своего харак­тера. По такому же критерию мы судим и других. У нас возника­ет естественное уважение к людям высокой морали. Независимо от нашего собственного поведения, мы восхищаемся хорошим. Совесть не позволяет нам уважать злодея или человека, который далек от наших представлений о хорошем характере. Даже пло­хие люди тайно восхищаются хорошими. Мы уважаем честных, порядочных, надежных и великодушных людей. Поскольку мы су­дим других по высоким критериям характера, то мы судим и себя. Если наш характер далеко не соответствует нашим понятиям о добре и праведности, то нам трудно поддерживать в себе чувство достоинства.

Навыки и умения

Как правило, у детей повышается самооценка, когда они разви­вают в себе какие-нибудь навыки и умения, например, учатся иг­рать на музыкальном инструменте, шить, занимаются спортом, работой по дереву, садоводством, учатся работать на компьютере, управлять каким-либо оборудованием или осваивают интеллекту­альные или профессиональные навыки.

Достижения

Чувство значимости у детей укрепляется, когда они достигают ус­пеха в каком-либо из перечисленных выше дел: например, когда они соревнуются за степень отличия, за награды или участвуют в чемпионатах. Однако чувство выполненного дела возникает лишь тогда, когда ребенку удается достичь поставленной планки или цели. Чтобы это стало возможным, помогите ему ставить для себя реалистичные стандарты и цели, которых он может достичь, при­ложив достаточно усилий, но не пытаясь «прыгнуть выше головы».

Уважение к себе

Чтобы у детей не падала самооценка, научите их сохранять твер­дость духа под ударами оскорбительных замечаний, пренебреже­ния и угроз. Когда ребенка бьют по лицу, оскорбляют или угрожа­ют, он не должен пасовать перед обидчиком или убегать в страхе и боли, но и не должен злиться и отвечать тем же. Он должен по­смотреть в глаза своему обидчику с гордостью и достоинством, стоять твердо и не дать себя запугать. Помните, что «перед одним отважным трепещут тысячи».

Правда, при возникновении такой проблемы необходимо учи­тывать возраст ребенка, физическое превосходство обидчика и вообще саму ситуацию. Если второй ребенок старше и сильнее вашего, или если конфликт серьезен, то следует вмешаться роди­телям. Если же все проще, то научите своего ребенка выживать в этом враждебном мире, мужественно и гордо стоять за себя. Дру­зья будут уважать его за это и его самооценка возрастет.

Очевидно, что для родителей очень важно укреплять в своих детях чувство достоинства. Во многом оно определяет успех во всех сферах жизни. Ребенок не сможет подняться выше своего представления о себе. Он навсегда будет привязан к тому, каким кажется самому себе. Единственный способ растормошить его — это повысить его мнение о себе, то есть укрепить в нем чувство собственной ценности.









ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.