Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воспитание девочки будущей матери





Девочка воспитывается отцом в присутствии своей матери и формируется для будущего материнства. Главное, что важно в ней воспитать, это основание материнства — благодарность. Чувство благодарности дает возможность состояться женщине в материнстве. Это уже глубина Совестливого уровня. Это наиболее трудно для женщины и для рационального сознания кажется совершенно невозможным. «Как? Ему быть благодарной? Да он же мне всю жизнь погубил, а я ему должна быть еще и благодарной...». Такие чувства, такие слова возникают от бессилия, от того, что нет Душевных Сил на благодарность.

Если женщина ставит перед собой задачу стать благодарной, быть благодарной, то, в конечном счете, после 20–25 лет работы над собой это получается. Это серебряное состояние есть лучший залог того, что и золотое тоже будет. Не золотая свадьба по количеству лет, а золотое состояние по реализации своего Совестливого уровня.

Для того, чтобы эта сверхзадача была исполнена, будущую мать надо воспитывать с трехлетнего возраста. Это должен делать отец. Почему он? Потому что это его дело — заботиться о своем роде. А продолжательница рода — женщина. Поэтому именно о ней его первая забота.

Постель у девочки должна быть мягкой, одежда — легкой, обращение к девочке — нежное, любящее. Любовь к дочке должна быть не суровой, как к мальчику, а нежной. Только в этом случае девочка исполняется именно этими свойствами, именно этими качествами Совестливости. И тогда в душевных свойствах она несет именно материнскую нежность, материнскую ласку. Не привязчивость, не влюбчивость, а нежность и ласку. Это лучший залогдля того, чтобы мать, выросшая из такой девочки, была бы вне психопатических отношений вообще, хотя это невероятно трудно. Но у нее есть внутренний резерв, который в любую минуту может ей помочь.



Еще одна особенность. И мальчики, и девочки до двенадцатилетнего возраста должны одеваться в очень простые одежды, пользоваться очень простыми предметами. Не должно присутствовать ничего, что рождает тщеславие.

Чувство красоты, чуждое тщеславию, реально расцветет в ребенке, если соприкосновение с красотой началось с возраста четырех лет. Как же прикоснуться к красоте четырехлетней девочке? — Подготовкой свадебного наряда. Недаром существовала такая древняя русская традиция. Думается, что восстановление этой тысячелетней традиции, подтвержденной и закрепленной длительным опытом русского народа, могло бы стать верным путем в привитии красоты и вкуса наших детей.

Девочка — будущая мать, а значит она — будущая невеста. Когда-то и в ее жизни наступит этот удивительный момент, который она наблюдает сейчас у своих сестер, знакомых или соседей. Девочка видит, как это происходит, видит эту их радость, потому что свадьба — это большое событие в человеческой жизни. И ей самой хочется пережить когда-то эту радость. И тогда она начинает готовиться. Как? Изготавливая предметы этой радости, начиная с носовых платков для будущего жениха, для будущей родни: то ли пояски, то ли украшения будущей одежды. Конечно, сначала это будет выглядеть неумело, по-детски, но, главное — началось соприкосновение. Причем, соприкосновение с тем, что по образцам очень красиво, но нельзя на себя одеть, в чем нельзя покрасоваться. Отсюда чувство красоты исходит не от Эго-уровня, а от Душевных Сил, которыми слышится красота в предмете. Вот почему так важна работа над вещами, которые нельзя примерить, которыми нельзя похвастаться, или предложить на выставку. Наоборот, все это убирается и старательно хранится до срока. Более того, желательно, чтобы об этом вообще мало кто знал, чтобы радость затем была настоящая. Отсюда работа над утварью у мальчиков, и над одеждой у девочек происходит от чувства настоящей красоты, где нет места тщеславному. Это и есть развитие настоящего вкуса.

Извращение же вкуса бывает тогда, когда к орнаменту примешивается тщеславный элемент, когда вместо удивительной природной красоты вдруг появляется фитюлька, вычурность, ради того, чтобы выделиться, покрасоваться.

Значение чувства красоты. Если родитель глубоко внутренне чувствует красоту, то он может привить это и своему ребенку. И наоборот, когда он сам в тщеславии, в гордости, в состоянии потерянного целомудрия, то ничего, кроме психопатии (скрытой или явной) своему ребенку он никогда не сможет привить.

Семья же, в которой живет чувство истинной красоты, в которой есть чувство смысла будущей и настоящей жизни, живет чувством постоянной заботы друг о друге. Именно оно дает полноту воспитания, то есть проявления всех способностей в Триаде Совести. Именно в этом и состоит задача воспитания — все Способности ребенка увести из Триады Эго в Триаду Совести.

Огромную помощь в этом любой семье может оказать культура своего народа, потому что народ творил и созидал от Совести. Обращение к лучшим творениям мастеров — это и есть воспитание вкуса, воспитание чувства красоты, правильного отношения к труду. Если при этом сам труд будет нести характер труда-заботы, тогда это правильное воспитание приведет к трудовому бытию в жизни. Тогда появится простота и красота во всей жизни и весь уклад жизни будет работать на эту простоту и обретение этой красоты. Тогда со временем явственно сформируется ощущение, что внешней красоты не существует. Прекрасно только то, что нравственно, что находится в Триаде Совести. Любая красота, погруженная в Триаду Эго, является вычурностью, витиеватостью, излишеством. В конечном итоге мы увидим, что духовные ценности народа являются главным основанием материнства, высокого материнства, истинного труда, отношений заботы и благодарности. А это все вместе и есть уклад жизни в семье. Духовные ценности, материнство, труд, забота, благодарность.

Уклад жизни в Совестливой семье.Этот уклад выстраивается в очень точный круг. Он начинается с вечера. Выше мы вкратце, в общих чертах, уже упоминали об этом.

Рассмотрим этот момент подробнее. Вечерняя настройка на ночное закрепление себя в Совести очень важна, потому что ночью происходит очень серьезный психический процесс — закрепление именно того, с чем мы легли. Поэтому очень значимо время перед сном — полтора-два часа. Это анализ дня, внутреннее отсечение всего Эго -влеченческого через раскаяние, через наблюдение себя со стороны, наблюдение в себе самом, но со стороны, через самооценку, вскрытие мотивов поступков, внутреннее неприятие в себе дурного.

Допустим, эта работа проведена. Затем испрашиваются Благодатные Силы. Это молитва. И уже в этом состоянии различения и наполнения Благодатными Силами человек отходит в сон. С чем ушел, то и закрепляется во сне. С этим и просыпается.

И первое, что человек должен сделать после сна, это закрепить и отчасти восстановить состояние чистоты. Именно поэтому утром вновь нужна молитва, а вслед за ней значимо либо читать, либо слушать, либо вспоминать о чем-то благодатном. Причем, не просто бегом на работу или второпях, в утренней суете, а остановившись, успокоившись, всерьез отдавшись этому делу (только ему) хотя бы на семь-десять минут. Необходимо настроиться на какое-то доброе состояние в себе, на те душевные свойства, которые должны сегодня проявиться в человеке. Эта настройка и есть реальность бытия Совести в человеке.

После этого, исполнившись Благодатными Силами, он входит в день. Днем происходит отработка способностей и она может идти именно от заботы. В течение дня необходим постоянный самоконтроль над Эго-влечениями, исполнение некоторых действий по отсечению Эго-влечений. Поскольку существует восемь Эго-влечений, значит соответственно существует и восемь добродетелей. Обрести их без отсечения Эго невозможно. А вечером — опять внутренний анализ, насколько удалось выполнить поставленные цели.

Эта простота, нравственная красота и Триадная глубина позволяют человеку постоянно восходить по лестнице совершенствования. Это и есть тот уклад, к которому человек призван по своему рождению, но который он потерял, и смысл которого он должен теперь снова обрести, чтобы всякий раз здесь и теперь находиться в полноте Совестливого и Душевных Сил.

Ответы на вопросы Что нужно делать для того, чтобы любить? И что такое любовь?

Можно ли дать определение, что такое любовь? Например, выше мы уже говорили о трех проявлениях любви. Любовь воодушевляет (поддерживает), отсекает дурное в ближнем, научает жизни. Любовь — это не чувство, а Сила Души. Сила. Она деятельна и несовместима с праздностью, ленью, или негой. И в то же время конечному определению любовь не поддается. Дело в том, что определение — это логическое описание некоего явления. Все, что лежит в пределах Эго-влечений, логически описываемо, все, что лежит в пределах Совестливого и Благодатного уровней, имеет свое точное наименование, но описанию не поддается. Слово в этом случае может быть оживлено изнутри. И поэтому, если человек реально любит другого, то он и знает, что такое любовь, потому что слово оживлено движением самой любви в нем. Если же движения любви в нем нет, то сколько он ни произносит слово «любовь», от этого не станет яснее, что это такое. При этом возможно, что он напишет роман о любви, но все это будет от Эго-влечений, т.е. в рамках страстной Эмоциональности.

Поэтому передать, объяснить, рассказать, что такое любовь, невозможно, немыслимо, ее можно только испытать. Для того, чтобы испытать, что же такое любовь, нужно делать очень простое действие: нужно делать дела любви. Вот и все. Если мы начинаем совершать дела любви, тогда (по внутренней их сродности Богу) с них начинается у нас любовь. И эта любовь будет от Бога, потому что Бог есть любовь и вне Его все будет уклонением от любви.

Что такое дела любви? Это действие прощения, или другое действие — терпение. Делами любви являютсямилосердие, помощь ближнему, отклик на нужду.

Более глубоким состоянием любви является благодарность: всегда за все благодарить! Душевная доброта является действием любви. Поэтому если хочешь любить, то твори дела любви, и она придет.

Существует еще одно важнейшее действие любви. Только что я говорил о действиях любви по отношению к человеку, а более глубоким состоянием является подобное действие по отношению к Богу. Проявления любви к Богу очень простые. Правда, гордость их чурается и считает, что они унизительны, недопустимы для нее. По гордости недопустимы молитва, коленопреклонения, по гордости недопустимы Исповедь, Причастие. Гордость не допускает этих состояний. Напротив, она старается над ними возвыситься. А, возвышаясь, живет тем, что будто бы ни в чьей помощи не нуждается. И не замечает того, что с течением времени теряет самое дорогое в человеке — любовь. Вместо любви к старости гордыми людьми нарабатываются подмены любви — разные Эго-влечения: корыстолюбие или равнодушие, жестокосердие или обидчивость, уныние, ропот, злоба.

— Как любить человека, который тебя ненавидит так, что рядом с ним тяжело дышать? Как сделать первый шаг?

— Всякий раз, когда человек проявляет ту или иную злобу, надо иметь в виду, что всякая злоба есть признак слабости или подавленности Душевных Сил. И если человек находится или в озлоблении, или в гордом самонадеянии, или в черством (от гордости) неслышании другого, или в тщеславном увлечении своими профессиональными делами, — все это означает отсутствие Душевных Сил. Причем, внешне человек может быть очень энергичен. Гордый, властный человек наполнен могучей энергией. Кажется, что сил в нем невероятно много, он горы сворачивает, когда начинает что-либо делать. Энергетических сил, действительно, много. А Сил Благодатных совсем нет. Если вы это разглядите, то у вас появятся силы его простить, потому что все это — от слабости Душевных Сил, от слабости Совести.

И тогда возникает очень серьезный вопрос: «Где, когда и как возникла эта слабость?». Начните спрашивать о его детстве, о его жизни. И когда он будет рассказывать вам о своей жизни, попробуйте его всерьез и по-настоящему слушать, и от заботы о нем задавать ему вопросы. Попробуйте в этом слушании и расспрашивании быть не один день, а месяц, год, несколько лет и тогда многое вдруг поймете, многое увидите и многое между вами наладится.

— В каких случаях нужно обращаться к психотерапевту со своим ребенком? Почему возникает желание оттянуть посещение психотерапевта?

Когда мы сами не можем помочь ребенку выйти из привычных действий, то имеет смысл обратиться к человеку, который сможет помочь.

Психотерапевт, вступив в доверительное общение с ребенком, может помочь ему выйти из настроя психопатических проявлений, или, еще больше — помочь ему осознать в себе начало психопатического поведения.

Другое дело, когда вместо такой психотерапевтической помощи, т.е. помощи от любви, помощи от заботы, помощи от душевного переживания за ребенка, мы начинаем пользоваться медикаментозной помощью, таблетками, уколами. При этом сама психопатия никак не снимается, а просто физиологически задавливается с помощью химического вещества, вводимого в организм. Идет воздействие на нервные центры, а вовсе не на психологическую ситуацию в самом человеке, не на его неправильное отношение к самому себе и к окружающим людям. И в результате на данный момент, пока таблетки действуют, он подавлен, приглушен, а когда перестают действовать, снова начинает воспроизводить П К, но по-новому. При этом, к сожалению, начинается привыкание к медикаментозному воздействию и человек попадает в сферу попечения психиатрической больницы. Он ежегодно, допустим, один-два раза должен там побывать. Появляется так называемая наведенная психопатия, когда он начинает думать, что его спасает психиатрическая больница, и поэтому к определенному сроку он уже внутренне весь развинчивается, ожидая больницу.

И если это повторяется в течение нескольких лет, то оно уже становится внутренней потребностью человека. И, в конечном итоге, он, уже зная за собой эту цикличность, совершенно точно работает на нее, наперед зная, что, к примеру, в августе или к январю ему надо лечь. При этом, если вдруг окажется, что больница не принимает, переполнена, с ним иногда происходит шок, он входит в сильнейшую психопатическую реакцию, из которой вывести его возможно только лишь с помощью психиатрической скорой помощи. И так-таки он добивается того, что его отправляют в больницу. Хотя на деле, если бы не было этой наведенной психопатии, он совершенно спокойно бы прожил этот январь и подождал бы до февраля, а то, может быть, и до мая. Однако, ему внутренне (бессознательно) очень значимо именно в январе уже быть в больнице. Подобное появляется у людей не только в связи с больницей, но и в отношении многих других вещей.

— Вы говорите, что физиология людей тесно связана с их душевным состоянием. А у детей, у самых маленьких, тоже так?

Да. Врачам-невропатологам известно такое явление, как невроз. Анализируя невроз, ищут причины не в физиологии, а в психике человека. При этом, большинство неврозов появляется и проявляется чисто физиологически. Например, вдруг появилась красная сыпь и не понятно, как эту сыпь лечить. Пытаются действовать через физиологию с помощью травных компрессов, с помощью таблеток, с помощью ультразвука, специальных ванн, но сыпь продолжает появляться до тех пор, пока не обнаружится, что — это реакция на психическую ситуацию, когда происходит внутренний психический срыв или же зажим.

Однажды, читая какие-то материалы по медицине, я наткнулся на случай: человек, приближаясь к раковине, чтобы помыть руки, начинал переживать сильнейшую головную боль. Иногда боль появлялась после того, как он помыл руки. Правда, это обнаружилось не сразу. Сначала он пришел с симптоматикой: сильная головная боль. Он никак не может понять — «почему?». Пытались эту боль лечить — не лечится. Когда же он обратился к психотерапевту, то обнаружилось, что именно приближение к раковине доставляет ему какие-то переживания. Оказалось, что он очень боится холодной воды. Всякий раз, когда он помоет руки холодной водой (потому что нет горячей), у него начинается головная боль. Поиски причин такой реакции на холодную воду привели к тому, что, оказывается, однажды в детстве он был испуган холодной водой, и с этого момента зажим или испуг на холодную воду стал доставлять ему сильнейшую головную боль. Начинались очень сильные переживания — будет ли горячая вода или не будет... Когда ее не было, он приходил в состояние внутренней досады или смятения.

Поэтому, если говорить о физиологических явлениях, то многое можно определить по внешнему виду. Когда мы приближаемся к зеркалу после плохо проведенной ночи, мы видим синие дуги под глазами или налитую нижнюю часть глаз, мешки под глазами, одутловатость лица. Все это проявление психического состояния во время сна, при котором неконтролируемо буйствовали те или иные Эго-влечения. Причем, можно увидеть, что существует очень четкая координация между Эго-влечением к пище и физиологическим состоянием утром. Если Эго-влечение к пище интенсивно проявляется в период от 22 часов до 2 часов ночи, то утром влечение никуда не уходит и во время сна оно остается, буйствует и оказывает воздействие на физиологию. Помимо этого, физиологическое переваривание пищи негативно воздействует на сон.

Бывают случаи, когда человек, имея очень сильное влечение к пище и привычку вечером есть, не имеет такой возможности. Он ложится спать голодный, его сон лучше, но когда он просыпается, состояние в общем-то хорошее, но в каких-то местах головы как будто бы шпильку воткнули или два клина свели. Это тоже действие Эго-влечения к пище, которое всегда подкреплялось в столь позднее время, но тут вдруг оно не получило своего. Однако по привычке оно активно действовало во время ночи. В результате в нервной системе произошел внутренний сбой.

Мы видим, что Эго-влечение так или иначе отражается на физиологическом состоянии человека. А так как лицо является прямым отражением физиологического состояния как внутренних органов, так и самой души, то по состоянию кожи лица можно вообще определить состояние внутренней физиологии и, соответственно, состояние Эго-влечений.

Увлечение какой-либо диетой выстраивает все Эго-влечения в струнку перед гордостью, которая ухватилась за эту идею. То же делает и целый ряд восточных учений, в результате чего внутренний хаос Эго-влечений прекращается, они организуются, соответственно организуется и вся физиология, кожа нормализуется, продолжительность жизни увеличивается, заболеваемость уменьшается. Именно на гордости построены все ведущие восточные учения, которые сейчас активно распространяются у нас в стране.

Второй путь: человек не ставит своей целью работу над Эго-влечениями в Эго-структуре, а сразу погружается мимо Эго-структуры вглубь Душевных Сил или же вглубь уровня Совести. Когда эта практика духовной работы позволяет человеку сразу обретать Благодатные Силы, которые исполняют физиологию, не вытягивая ее в струнку перед каким-то одним Эго-влечением, не организуя Эго-влечение внутрь структуры Эго, а минуя их вообще. Тогда кожа становится тонкой, болезни ослабляются, но, правда, не всегда исчезают. Иногда остаются, а иногда появляются новые, более тяжкие, чем были, но при этом организм исполняется Благодатными Силами, и человек, болея, благодарит, потому что радуется, потому что в состоянии Совестливом он не столько озабочен своим здоровьем, своей физиологией, своим лицом, сколько возможностью и готовностью служить другим людям или, если есть большая полнота проявления Благодатных Сил, то служить самому Творцу.

Итак, связь между физиологией и Эго существует, как существует и выход к гармонии физиологии, минуя Эго.

— Скажите, пожалуйста, где взять Душевные Силы одинокой женщине и ее ребенку?

— В значительной мере — в человеческом общении. Потребность в человеческом общении происходит из-за недостатка или подавления Душевных Сил. Правда, кроме этого, такая потребность может исходить из желания развлечений, т.е. идти от Эго-влечения праздности, когда ищут, с кем бы поговорить, с кем бы легко и беззаботно провести время...

В чем же отличие поиска развлечения от поиска общения? Когда ищут общения, тогда ищут именно душевного приятия, Душевных Сил. Когда с добрым человеком пообщаемся, глядишь, можно немножко, денек-другой, спокойно пожить, как будто исполнился какими-то силами. Из-за этого люди с недостатком Душевных Сил как бы припадают к безотказным, добрым людям и все время идут по жизни рядом с ними.

Идеальный вариант — если найдется добрый муж. Он постоянно дома, он утешит, ободрит, он постоянно будет давать эти Душевные Силы, и, таким образом, женщина возрождается.

Аналогичное состояние поиска Душевных Сил бывает у мужчин, но оно, к сожалению, происходит чисто мужским образом. Он и не подозревает о том, что ищет Душевные Силы. И только женщина, его жена, своей женской мудростью знает, что муж у нее душевно слабый, поэтому он где-то часами играет в домино, где-то часами занимается спортом, где-то целыми сутками готовится к защите докторской диссертации и т.п. Она знает, что все это происходит с ним потому, что у него очень мало Душевных Сил. И поэтому она, женщина, от мудрости (это опять-таки от Душевных Сил, мудрость может происходить только от Душевных Сил) начинает эти Душевные Силы ему давать посредством слова.

Что значит мудрая жена? Мудрая — это та, которая скажет от любви и по любви, скажет так, что даже если муж уйдет от нее, то через год, после некоторых мучений сам вернется. Женщина, находящаяся в постоянной благодарности (состояние благодарности — это и есть исполненность Душевными Силами), естественным образом, сама того не зная, говорит так, что слова западают в самую глубь и с этой глубины прорастают.

Правда, надо иметь в виду, что всякое прорастание слова, сказанного по любви, происходит спустя месяцы, годы. И если мы от нетерпения начинаем ждать ростков немедленно и сейчас, то становимся похожими на ребенка, который, получив семена, узнав, что их можно посадить, побежал и посадил их на грядку, а теперь каждое утро прибегает к ней и смотрит, взошли они или нет. Но на третий день чувствует: больно долго не всходят, дайка подковырну, узнаю, растут ли вообще или не растут. Ковырнул, глядишь и росток смял, но потом присыпал. А на следующий день уж такое нетерпение, что взял и поковырял еще сильнее, глядишь — и совсем обломал. В результате высохло семечко, которое должно было прорасти.

В супружестве подобное нетерпение происходит от Эго-уровня, только от Эго. Ибо сил для терпения нет и сил для мудрости тоже нет. Только мудрость, благодатная мудрость, Благодатные Силы могут ждать, поэтому они ждут то, что знают, а знают то, что слышат Свыше. Так же и человек: посеял и знает, что взойдет через год или через три.

Эта внутренняя вера в то, что непременно взойдет, всегда связана с надеждой, Чувство надежды, чувство веры — это глубинные свойства Совестливого уровня. Если человек имеет эти качества, он в Совестливом состоянии обладает внутренней силой, силой мудрого ожидания.

Мужчина может получить Душевные Силы от мудрой жены, жена — от мужа. Кроме того, мы можем получать Душевные Силы друг от друга, когда любим друг друга. Поэтому так значимо сохранение отношений любви друг с другом.

Но существует еще один уровень исполнения Душевными Силами, истекающих не от человека, а от Самого Источника Сил Душевных, Духовных, Благодатных — от Бога, но это уже путь верующего человека.

— Явная психопатия проявляется в третьем, четвертом поколении. А дальше, по-Вашему, идет вырождение? Какова тенденция движения для следующих поколений? Какая перспектива нас ожидает?

— Я думаю, что нет смысла сейчас вдаваться в расчерчивание графика или кривой этой перспективы. Есть смысл разобраться, хотя бы в собственном поколении и в неправде наших отношений с поколениями, с которым мы тесно связаны: с нашими родителями и с нашими детьми. И этого будет достаточно, чтобы снять саму возможность ближайшего П К. При этом рассуждать о глобальных его последствиях неактуально. Писать диссертации о том, как ведет себя кривая развития психопатии в поколениях тоже не нужно. Более того, человек, который начинает заниматься кривыми развития психопатии во времени, сам находится в П К. Его работа над диссертацией (в этом плане) является способом компенсации своего П К. И, написав такую диссертацию, он из П К не выходит, а наоборот — еще более в него погрязает, потому что закрепляется на уровне некоторого удовлетворения, на внутреннем чувстве самодостаточности от того, что он знает этот материал.

Более того, нужно сделать маленькое предостережение. Наблюдается такая картина (это уже опыт нескольких лет): человек получает достаточно емкую, очень богатую, содержательную информацию о том, что и как происходит в человеке. Затем переживает глубокое чувство самодостаточности от того, что он все это знает; более того, у него внутреннее чувство, что на кого ни глянет — всякого видит. Возникает очень сильное потенциальное внутреннее движение: всем, кого ни увидит, спешит помочь. Или еще более тяжкое состояние: оказывать помощь тому, кто ее не желает.

Результатом такой помощи, чаще всего, бывает новая беда, новая боль и горе, при котором не видится только одно — желание помочь, которое живет в человеке, на деле и есть проявление его собственного П К. И чем более он будет помогать, объясняя другому, что он находится в П К, тем больше сам будет погрязать в свой, собственный, укрепляясь в нем через эту компенсаторную деятельность.

Единственная ситуация, при которой имеет смысл об этом говорить — простой рассказ, о том, что существует такая книга, такие знания, немножко раскрыть перед человеком картину об этой книге с тем, чтобы он сам лично ознакомился с ней, но и это только в том случае, если вы чувствуете, что эти знания могут ему помочь. Чувство того, что вы сами лично сможете помочь ему, что будто что-то хорошее уже получается, на деле может оказаться ложным.

Это говорит во мне боль за те промахи, которые мне на протяжении последних лет приходилось видеть среди тех, кто посещал и слушал мои лекции. Поэтому очень прошу вас прислушаться к моему совету: старайтесь не использовать эти знания по отношению к другим, не пытайтесь вытащить их из их же собственного П К, тем более, что выход из него с помощью словесного объяснения невозможен.

Из П К можно выйти только одним образом: когда мы, участники этого круга, сами из него выходим и выход этот совершается не с позиции объяснения, а с позиции самого действия по выходу человека лично. Понимание им самим, как я выхожу и что я делаю при выходе или же объяснение, почему я выхожу, не является выходом из П К.

Поэтому, если вы вдруг обнаружите за собой, что начинаете чувствовать, будто бы вы выходите из П К, и при этом объясняете другим о том, что вы делаете, для чего вы делаете и как вы делаете, значит вы, фактически, остаетесь и закрепляетесь в П К. Ибо действительный выход из П К совершенно иной.

— Семья, в которой проявляется явная психопатия, пытается выйти из нее. В ней имеется и Совестливое состояние, и почти все Эго-влечения, а среди них есть доминирующее. У ребенка они, естественно, утрированы, усилены. Есть желание вырваться из этой явной психопатии, почти ежедневной. Человек работает над собой, в том числе и обращается к Богу, ходит в церковь, но выхода не находит. Как практически осуществить работу по выходу из П К в этой ситуации?

Работа с психопатическим состоянием начинается обычно с родителей или с детей, если они уже взрослые, т.е. когда они уже могут над этим работать.

Рассмотрим вариант, когда родители начинают работу выхода из П К. В чем заключается эта работа? В очень простом действии — родитель отказывается действовать по импульсу той привычной реакции, которая возникнет у него на неправду ребенка. Когда ребенок что-то делает не так, в родителе немедленно возникает определенное, причем всегда одинаковое и очень устойчивое отношение.

Поставим вопрос: «Зачем ребенок начал проявлять психопатическое поведение, например, каприз?». Оказывается, для того, чтобы своим внешним поведением вызвать привычную реакцию родителей. И он ее получил. Этой реакцией родителей, к примеру, является страх за капризного ребенка. В другом случае на каприз у родителя может постоянно возникать досада и желание немедленно запретить ребенку капризничать.

Тогда возникает вопрос: «Зачем ребенок начинает капризничать?». — А именно затем, чтобы вызвать именно это состояние досады, и он искомое получает. Он постоянно дразнит! Единственный выход — пускай дразнится. Перестать реагировать на это, воспринимать это как детское неразумие, он маленький и поэтому так себя ведет.

Но «маленьким» можно остаться и до сорокапятилетнего возраста. В этом своем проявлении он действительно маленький. Почему? Потому что в сорок пять он проявляет то, что усвоил в четыре года. И этот усвоенный порядок отношений до сих пор проявляется в действии. В момент, когда он себя проявляет так, он является четырехлетним младенцем, потому он в эти минуты инфантилен.

Инфантилизм — это пребывание в детстве. В эту минуту, в момент психопатии, каждый, даже семидесятилетний старик, находится в состоянии ребенка. Иногда мы это явно видим и говорим: «Ну ты, дедушка, как дитя!». Он в эти моменты и есть дитя! И тогда мы начнем так относиться ко всякому психопатическому состоянию любого человека, который в отношениях с нами начинает проявлять свои детские реакции: в эту минуту воспринимать его ребенком, поведение которого не имеет никакого значения. И, конечно, не действовать так, как мы уже привыкли действовать в аналогичных ситуациях.

Как же не действовать, когда во мне что-то уже действует? Как же не бояться, когда я уже боюсь? Как же не досадовать, когда я уже досадую, когда уже готов ухватиться за ремень? В эту минуту просто остановиться, выдержать одно из родительских правил — десятисекундную паузу. И в этой остановке посмотреть в себя: «Что это такое я делаю?». Эта простая остановка — «Что это такое я делаю?» позволяет значительно ослабить само действие психопатии.

Человек верующий умеет обращаться в такие моменты к Богу. При этом он не только останавливается и всматривается — «Что же я такое делаю?», но, увидев, начинает идти еще глубже, и, обращаясь к Богу, просит простить его за поступок срыва или помочь ему не сорваться. Если первая глубина просто отвлекает от самого исполнения досады, заставляет человека по-внутреннему выйти из власти влечения и со стороны посмотреть на себя, делающего, то эта, вторая глубина, просьба о прощении: «Прости меня» заставляет человека сочетаться с глубинами Совестливого уровня и оттуда видеть само состояние психопатического поведения. Не только видеть, но и жить нуждою в помощи свыше и просить ее.

Видение внутреннего состояния психопатии, противостояние ей всеми силами, сожаление о том, что носишь ее в себе, и есть состояние покаяния. Поэтому отношение к психопатии у верующего более глубокое, нежели у человека, который просто работает на уровне наблюдения за самим собою. Кстати, в практике восточных религий состояния раскаяния не существует. Там существует лишь первая ступень выхода из психопатического состояния посредством осознания себя. Существует еще бытовой способ, которым мы пытаемся уйти от психопатии: включить телевизор, запеть песню, посвистеть, походить, постирать, включить рубанок, покурить, выпить, пообщаться, т.е. попытаться выйти внешним образом... Такой вариант тоже отвлекает, он уводит в другое физиологическое или психологическое состояние. Человек выходит из психопатической реакции, но не из П К.

Эти варианты (при невозможности выйти в более глубокий уровень) лишь отчасти помогают человеку как-то временно миновать ситуацию П К, но не дают выхода из нее.

Самая большая трудность при правильной работе над собой — это первая ступенька, пауза. Именно ее в момент психопатического проявления так не хочется делать. Не хочется делать паузы, наоборот, очень хочется раздосадоваться, разгневаться, или же обидеться. Здесь требуется уже навык, работа. Попробуйте поработать с десятисекундной паузой.

Есть еще более серьезное правило — педагогическая пауза, когда вы не позволяете в себе психопатическому состоянию развернуться, не десять секунд, а минимум три часа. Десятисекундная пауза — это всего десять секунд, а педагогическая — это минимум три часа, идеальная же педагогическая пауза — это три дня.

Если вы три дня не реагируете на произошедшую ситуацию, а через три дня в вас все-таки продолжается действие реакции, действуйте. Только эти три дня необходимо находиться в правильном состоянии, т.е. в работе над собой, а не в муссировании своей реакции раздражения, досады, обиды и др.

Человек, работающий на уровне чисто человеческого осмысления себя, выполняет просто наблюдение за самим собой, констатацию некоторых фактов и правильного или неправильного поведения внутри себя. А человек верующий при этом идет к исповеди и приходит к более глубокому состоянию, состоянию раскаяния, потребности восстановления своих отношений с Живым Богом. Внутренним взором своим человек видит в себе и раскаивается во всем том, что уклоняет его от данного Господом образа поступка, поведения.

— Есть ли выход из такой ситуации, когда П К закручивается между подростком и взрослым по вине последнего? Подросток осознает, что закручивает взрослый, и пытается из него выйти, но взрослый имеет силу, он требует...

Для подростка чаще всего выхода нет, потому что то, что он попытается выработать как выход, на деле есть его психопатический ответ. Одни подростки, у которых имеет некоторую силу Эго-влечение гнева, впадают в сильнейшее озлобление по отношению к родителю — идет защитная реакция, другие, у которых доминантна гордость, просто-напросто убегают из дома. Это убегание из дома происходит у мальчиков уже по-мужски, т.е. в какие-то дела на стороне, за домом, какие-то увлечения по интересам, т.е. по Способностям. Либо он остается дома, но в состоянии равнодушия, т.е. подросток эмоционально не реагирует на родителей, он просто закрывается. И так как мальчик более склонен к интеллектуально-умственной деятельности и менее к эмоциональной, то в ситуации защиты он от этой эмоциональности еще больше закрывается и становится совершенно индифферентным к различным всплескам своих родителей. В случае, когда доминантой является печаль, ребенок уходит в сильнейшую внутреннюю боль одиночества и обычно это тоже связывается с побегом из дома, но это уже беганье вообще на другой край света. Он уезжает из города, он ищет себя где-то в других местах. Так начинается беспризорность.

А если у ребенка влечение к праздности, то он в ответ на такую настойчивость родителя, приходит в состояние необычайного увеселения, и выбить его из этого состояния и этакого порхания по жизни бывает почти невозможно. Родитель видит, что он как-то легко бежит по жизни, все от него отскакивает как горох от стенки, и при этом — постоянный оптимизм, на все отвечает шуткой, прибауткой, во всем и везде он какой-то развеселый. И если со стороны поглядеть на этого ребенка (а потом и взрослого человека), то оказывается, что ни в одну жизненную ситуацию этот человек глубоко не входит, а любую из них, даже самую серьезную, он проживает в эдакой праздной веселости. И действительно рядом с ним хорошо в моменты, когда ближнему плохо. Но когда с ним начинаешь жить, то такая постоянная развеселость становится очень утомительной. И если с ним захочется побыть на глубине, то глубины такой человек дать не может. Тогда обнаруживается, что вся его веселость, весь его опти









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.