Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 5. Классическая геополитика и формирование национальных школ 126





Германская школа.......................... ......... 127

Японская школа ........................................ 129

Итальянская школа .................................. 130

Британская и американская школы .......... 132

Французская школа ................................... 134

Русская школа............................................. 135

Контрольные вопросы .............................. 137

Литература.................................................. 138

Глава 6. Ведущие геополитики германской, итальянской, японской школ классического периода............................................ 139

Геополитики германской школы................ 139

Дж. Дуэ — ведущий геополитик итальянской школы

классического периода....................... :...... 171

Ф. Коноэ (1891-1945) и японская школа геополитики 175

Контрольные вопросы ............................. 177

Литература.................................................. 179

Глава 7. Представители британской, американской, французской школ геополитики классического периода . . . .180

Геополитики Великобритании................... 180

Геополитики США...................................... 193

П. Видаль де ла Блаш — основатель французской школы

геополитики................................................ 203

Контрольные вопросы ..................... . . . . 206

Литература.................................................. 207

Глава 8. Основные представители русской геополитической школы классического периода.................................................... 208

Н. Я. Данилевский ..................................... 208

В. П. Семенов-Тян-Шанский....................... 211

B................... И. Ленин................................ 214

Л. Д. Троцкий ........................................... 215

П. Н. Савицкий............................................ 220

Г. К. Жуков ............................................... 223

Контрольные вопросы .............................. 225

Литература.................................................. 226

Глава 9. Геополитика, национальная и военная стратегия … . 228

Роль стратегий в современной геополитике 228

Влияние стратегий на геополитические картины мира XX в. 239



Контрольные вопросы ............................. 243

Литература.................................................. 247

Глава 10. Современная американская геополитика …….249

Б. Броди....................................................... 249

М. Каплан ................................................. 251

И. Валлерстайн............................................ 252

3. Бжезинский.............................................. 255

C.Хантингтон............................................... 257

Г. Киссинджер............................................. 262

Ф. Фукуяма.................................................. 265

П. Дж. Быокенен.......................................... 270

П. Джонсон ................................................ 272

А. Шлезингер-младший.............................. 274

Д. Додни ................................................... 277

А. Баттлер .................................................. 279

Контрольные вопросы .............................. 281

Литература.................................................. 282

Глава 11. Современная европейская геополитика 284

П. Галлуа .................................................... 284

Б. Лиддел-Гарт ......................................... 286

Э. Кингстон-Макклори ............................ 287

К. Ясперс..................................................... 289

А. Тойнби.................................................... 291

Ф. Бродель................................................... 296

М. Кастелз................................................... 299

П. Тейлор.................................................... 301

И. Районе .................................................. 305

Ж.-К. Шенэ.................................................. 306

Ж.-Ф. Дгомон ........................................... 309

Ф. Моро-Дефарж ...................................... 310

И. Лакост..................................................... 317

А. Стригас ................................................. 320

Контрольные вопросы .............................. 324

Литература.................................................. 325

Глава 12. Современная российская геополитика 326

Л. Н. Гумилев ........................................... 326

A.Г. Дугин............................................... …. 329

B.В. Жириновский......................... ............ 334

Л. Г. Ивашов ............................................. 338

Г. А. Зюганов………………………………..342

К. С. Гаджиев................................ :............ 345

A.И. Уткин ................................................. 349

Н. С. Мироненко......................................... 352

C.Г. Киселев ............................................... 353

B.А. Колосов............................................... 357

A.И. Неклесса.............................................. 358

Э. А. Поздняков ......................................... 363

К. Э. Сорокин ............................................. 364

B.Л. Цымбурский........................................ 369

В. А. Дергачев . .......................................... 372

Контрольные вопросы .............................. 374

Литература.................................................. 375

Библиография............................................. 377

 

 

От автора

Среди учебников и учебных пособий по геополитике эта книга за­нимает отдельное место: мне хотелось создать учебное пособие, в ко­тором была бы возможность проследить развитие геополитической мысли на протяжении двух с половиной тысяч лет, сравнивая при этом (разумеется, сопоставимые) проблемы геополитики различных времен и народов. Здесь рассмотрен хронологический ряд персона­лий — ученых, политиков, военачальников, которые в течение этого срока генерировали геополитические идеи, учения и теорий, утвер­ждали связь политических замыслов с пространством, политических действий — с «почвой и кровью», связывали успешные политические решения с географическим положением и историческим развитием конкретных этноса или нации. Таким образом, у читателя есть воз­можность познакомиться с зарождением политической идеи, ее раз­витием и превращением в политическую концепцию, а затем и теорию; применением той или иной концепции или теории в доктринах, национальных или военных стратегиях политиками-практиками, спе­циалистами по национальной безопасности.

В результате изысканий я обнаружил, что, во-первых, многие гео­политические идеи были высказаны и практически использовались задолго до того, как появилась такая научная дисциплина, как геопо­литика. Геополитическим методом пользовались философы и исто­рики, его применяли в практике международных отношений наслед­ные правители и избранные народом политики, он был востребован военачальниками при планировании завоевательной или оборони­тельной стратегии, военной кампании или генерального сражения. Во-вторых, мне стало ясно, что геополитику невозможно ни отде­лить, ни понять в отрыве от военной стратегии в XX в., и особенно после изобретения атомной бомбы и создания ракетно-ядерного ору­жия, связь геополитики с военной стратегией еще более усилилась. Поэтому в данном учебном пособии геополитические учения и тео­рии рассматриваются вкупе с военно-стратегическими.

Геополитические идеи прошли длительное историческое развитие и апробацию практикой. Так, геополитические концепции создава­ли еще философы и историки Древнего мира. Геополитическое мыш­ление явно просматривается в научных трактатах Средневековья и эпохи Просвещения, красной нитью проходит в теориях индустри­альной эпохи и имеет продолжение в постиндустриализме. На выво­ды геополитической науки опирались в свое время такие движения, как либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм, фа­шизм.

В то же время геополитические теории имеют явно выражен­ный национальный оттенок. Геополитика Древней Греции ставит в центр мира Элладу, геополитика Древнего Китая — Срединную им­перию, геостратеги Древнего Рима более всего были озабочены проб­лемами расширения республики (затем — империи) и политической стабильности в ней, а также взаимоотношениями провинций (регио­нальная геополитика). Точно так же во время становления классиче­ской геополитики (конец XIX — начало XX в.) геополитические тео­ретики центральным звеном своих исследований считали в первую очередь свою страну, свою нацию. Отсюда вытекает следующий вы­вод: итак, в-третьих, геополитика достаточно пристрастная и в опре­деленном смысле идеологизированная наука. Она приобретает окраску той идеологии или национальной культуры, чьей «атмосферой» дышит. Поэтому на страницах этого учебного пособия представлены биографии и теории представителей национальных геополитических школ: немецкой, итальянской, японской, английской, американской, французской, российской и последователей различных политических идеологий и течений.

В заключение хочу выразить благодарность всем, кто оказал мне помощь в работе над учебным пособием, принял участие в подго­товке отдельных материалов: А. В. Мозговой (научные биографии Ф. X. Коломба, М. Кастелза, П. Тейлора) и доктору философских наук, доценту С. В. Лебедеву (материалы по Дж. Дуэ).

Предисловие

При рассмотрении истории геополитических теорий и идей можно выделить три этапа их развития.

1. Предыстория геополитики: не существует отдельной геополити­ческой отрасли знания, а ее идеи являются составной частью фи­лософских учений и исторических исследований.

2. Классическая геополитика: конец XIX — начало XX в., когда из отдельных идей и концепций сформировались основные геополи­тические теории и национальные школы геополитики.

3. Современная геополитика: после Второй мировой войны (хотя некоторые теории и стратегии были сформулированы раньше, например военная стратегия господства в воздухе).

Последний этап характеризуется существенным изменением геополитической структуры мира, пересмотром основных классических теории геополитики, формированием новых геополитических школ, соответствующих новым акторам современной глобальной геопо­литики (американской, европейской, российской, включающей гео­политику стран СНГ, новокитайской, новоиндийской и др.), новых направлений, таких как атлантизм, мопдиализм, глобализм, и новых теорий.

Существенные отличия классической и современной геополити­ки диктуются технико-технологическим прогрессом и вызванными им изменениями в экономической и военной силе государств — ос­новных действующих лиц на мировой геополитической сцепе XXI в., изменением государственных, этнических, конфессиональных и цивилизационных границ. Поэтому классическую парадигму проти­востояния Суши и Моря заменила парадигма освоения новых про­странств — физических (воздушное, подводное пространство, ближ­ний и дальний космос) и культурных (радио-, телеэфир, Интернет, киноиндустрия, литература, искусство).

Вышесказанное обусловило деление учебного пособия на три ча­сти, представляющие три этапа исторического развития геополитического знания. Каждый из этих этапов включает в себя националь­ные школы, сыгравшие в свое время наибольшую роль в развитии мировой геополитической мысли. Их составляли и составляют ве­дущие ученые, политики, военачальники, внесшие наибольший вклад в развитие геополитической теории и практики.


Глава 1

ГЕОПОЛИТИКА КАК НАУКА









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.