Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Геополитические концепции арабского мира времен Средневековья





Колыбелью арабского этноса был Аравийский полуостров, находя­щийся в юго-западной части евразийского материка и занимающий промежуточное положение между Европой, Центральной и Южной Азией и Северо-Восточной Африкой. Площадь поверхности полу­острова Аравия — 3 млн кв. км (более четверти площади Европы). Он омывается водами Средиземного (с северо-запада), Красного (с юго-запада), Аравийского (с юго-востока) морей и Персидского залива (с северо-востока).

Природные условия (жаркий и сухой климат, на большей части поверхности полуострова преобладают песчаные пустыни и полу­пустыни, а также плоскогорья со степной растительностью, лишь не­большая часть которых пригодна для земледелия) предопределили историческое развитие арабского этноса, который изначально разде­лился на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Земледельче­ская культура появилась на юге полуострова уже в I тыс. до н. э. Она опиралась на достаточные водные ресурсы, сеть мелиорации, сло­жившуюся уже в VIII в. до н. э., и караванную торговлю благовония­ми. Караванный путь, по которому везли мирру, ладан, а также пряности, начинался в горах Дофара (современный Оман) проходил вдоль Южного побережья Аравии, поднимался на север вдоль Крас­ного моря и заканчивался в портах Средиземноморья. Здесь и воз­никло первое арабское государство — Химьяр, завязавшее торгово-экономические связи с государствами Индии и Эфиопии. На севере полуострова процветало кочевое скотоводство. Кочевые арабы — бе­дуины занимались разведением верблюдов, коней, овец, коз. Но и там по мере развития ремесел и торговли постепенно появлялись оазисы оседлой культуры. Таким образом, геополитическая проблема проти­востояния Юга и Севера, оседлой культуры земледельцев-феллахов кочевой культуре бедуинов, имела место и в арабской истории.



В VII в. н. э. геополитическая ситуация на Аравийском полуост­рове определялась соотношением сил между ведущими державами: Византией, Ираном и Эфиопией, которые в стремлении контролиро­вать доходный «путь благовоний» довели юг Аравии до истощения. Многие арабские роды вынуждены были переселиться на север в район Хиджаз. Население городов этого района Мекки, Медины, Таифа поддерживало экономические и родственные связи с бедуина­ми, занималось выделкой кож, добычей серебра и лишь в незначи­тельной степени земледелием.

К этому времени уже были достаточно развиты религии едино­божия — иудейская и христианская, имевшие в Аравии немало по­клонников. Верхушка арабского общества не могла не видеть объ­единяющей роли религиозного фактора в консолидации общества и становлении государства. Однако традиции и привычка поклонения племенным богам, и в первую очередь «Черному камню» в храме Ка­аба (Мекка), тормозили процесс национального объединения.

Одним из первых арабских проповедников единобожия на севере Аравии стал Мухаммед (570-632). Однако жители его родного горо­да Мекки настолько скептически встретили проповедь новой рели­гии, что Мухаммед вынужден был в 622 г. перебраться в соседнюю Медину. Исход из Мекки (хиджра) является для всех мусульман на­чалом нового летоисчисления. В геополитическом плане принятие мусульманства привело арабскую нацию к идее создания единого го­сударства — Халифата и его экспансии не только на весь Аравийский полуостров (это произошло еще при Мухаммеде), но и на обширные территории Азии, Африки и Европы. Сам новый мусульманский про­рок, как утверждает традиция, направил послания всем геополитиче­ским акторам региона: византийскому императору Ираклию, иранско­му шаху Хосрову II, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии Гассаниду, византийскому наместнику Египта Георгию, правителям Омана, Йемена, Бахрейна, Йамамы, которые исповедовали православие,монофизитство, зороастризм или продолжали поклоняться пле­менным богам, с призывом обратиться в ислам. С этого послания на­чинается превращение ислама в мировую религию и становление ми­ровой-исламской империи — Халифата.

После внезапной смерти пророка Мухаммеда (632) военно-рели­гиозная экспансия арабов была продолжена так называемыми пер­выми халифами (наместниками пророка), которые выбирались из его сподвижников и родственников и обладали как высшей политиче­ской, так и высшей религиозной властью. В этот период (632-661.) арабами были завоеваны Палестина и Сирия (640), Египет (642), весь север Африки вплоть до Карфагена (649). В результате длительной войны пала Иранская держава Сасанидов (634-651). Вассалами Ха­лифата стали Армения и часть Грузии (Картли). В ходе завоеваний арабы переселялись в завоеванные страны; в других частях Халифа­та, где культура и язык были близки арабскому (Междуречье, Си­рия), шла активная арабизация местного населения.

В процессе своего развития Арабский Халифат пережил как пе­риоды роста и развития, так и времена дезорганизации и граждан­ских войн. Первая внутриусобная война началась уже при третьем халифе — Османе (644-656). Ей способствовали социальная диф­ференциация арабского общества, вызванная колоссальным ростом собственности (завоеванные земли, люди, производства, богатства) у военачальников, в первую очередь у племенной знати и отсутствие или небольшое количество таковой у рядовых воинов и некоторых представителей «обиженных» при разделе добычи и власти родов.

Халиф Осман проводил политику в интересах племенной аристокра­тии, чем вызвал негативную реакцию низов, воспитанных на доста­точно демократичных нормах раннего мусульманства и раннефео­дального арабского общества, еще не вышедшего из состояния воен­ной демократии. Недовольные политическим курсом Османа арабы группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухамме­да (Али был женат на его дочери — Фатиме). Их стали называть шиитами (шиа — араб, «группировка», «партия»). Таким образом, шиитская группировка создавалась как партия для борьбы за власть, но в условиях единовластия имела вид типичной клики. К шиитам примкнули феллахи и бедуины в надежде на более справедливое правление и снижение налогов. Первая гражданская война в Халитфате длилась пять лет (656-661). В 656 г. шиитами был убит халиф Осман, четвертым халифом был избран Али. Однако он не смог удер­жать в числе своих сторонников группировку, выдвинувшую еще бо­лее радикальные требования социального равенства, возвращения к «первоначальному исламу», в частности общего владения землей и равного раздела военной добычи. Эта партия получила название «ха-риджиты» (т. е. «ушедшие»), В 661 г. Али был убит хариджитами. Ситуацией сумела воспользоваться суннитская арабская знать Си­рии и Египта, ориентировавшаяся на status quo (в том числе и соци­альное неравенство) с точки зрения выполнения норм ислама, кото­рая провозгласила халифом Муавию, родственника Османа из рода Омеядов. Победу в гражданской войне, в которой соперничали пар­тии суннитов (представлявших родовую арабскую аристократию), шиитов (требовавших демократизации общества и большего соци­ального равенства) и хариджитов, выступавших за сохранение до­феодальной общественной собственности и радикальное равенство) одержали сунниты. С тех пор в исламе существуют три религиозных течения: сунниты, выступающие за официальный «правоверный» ис­лам, каким он сложился ко 2-й половине VII в. (сегодня их подав­ляющее большинство среди мусульман, около 90%), шииты, требую­щие наследования власти потомками Али — Ал идами (около 10%, проживают в основном в Иране, частично — в Ираке), и хариджиты, выродившиеся в религиозную секту.

Омейяды правили Халифатом около ста лет (661-750). Они пере­несли столицу в Дамаск и выбрали главным направлением своей гео­стратегии Запад. Используя Сирию как плацдарм для продолжения экспансии, они прошли вдоль Средиземноморского побережья Север­ной Африки (область обитания берберов) до Гибралтара и завоевали почти всю Испанию (711).

Примерно в то же время к Халифату бы­ли окончательно присоединены Армения, Картли и Албания (часть иранского Азербайджана). В 712 г. арабы вторглись в Индию, неся с собой мусульманскую религию, расширяющую границы исламского мира на индийский геополитический регион. Здесь ими была завое­вана область Синд в нижнем течении Инда, ставшая затем основой для создания исламского государства Пакистан на индийской земле. В северном геостратегическом направлении Халифат укрепился на Кавказе и вышел к границам Хазарии. В своей восточной геострате­гии омейяды покорили Хорезм и Мавераннахр (араб, «находящийся за рекой» - имеется в виду Амударья). В этом регионе встретились интересы Халифата и Китая, их военное столкновение закончилось победой мусульманских войск (751). Следующий год считается за­вершающим для целой эпохи мусульманских завоеваний (632-752), в результате которой была создана огромная империя, простирав­шаяся от Атлантики до Индии и Китая, теснившая европейские хри­стианские державы, Византию, Эфиопию (Абиссинию) и иудейскую Хазарию.

Омейяды опирались на сирийско-египетскую, суннитскую араб­скую родовую знать, что вызывало негативную реакцию у ирано-ирак­ской по преимуществу шиитской аристократии. Это грозило импе­рии дезорганизацией, анархией, потерей политической стабильности. Шиитская партия апеллировала к недовольным: иранским крестья­нам, иранским землевладельцам, арабскому населению Ирана и Ира­ка, включавшему как шиитов, так суннитов и хариджитов. Именно эти социальные и этнические группы подняли восстание, вылившее­ся во вторую гражданскую войну (747-749), в результате которой власть в Халифате перешла в руки иранской династии Аббасидов. Их столицей стал новый город, специально для этого построенный в Ираке, - Багдад. Аббасиды правили более пятисот лет (750-1258), но были более озабочены сохранением политической стабильности и завоеванных территорий, чем приобретением новых, поэтому Хали­фат в период их правления практически не расширялся. Вместе с тем в IX в. начался процесс распада единого Халифата на отдельные эми­раты (первоначальный смысл титула «эмир» — наместник халифа).

В период завоеваний (VII-VIII вв.) складывается геополитиче­ская концепция ислама. В соответствии с ней весь мир разделен на три сферы.

1. Область ислама, которая включает страны, исповедующие ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и мусульмайского права. Это центр мира, здесь находятся политическая столица и религиозный центр всех правоверных.

2. Область мирного договора — страны, подчинившиеся мусульманам путем договора. Немусульманское население этих стран находится под покровительством ислама и платит за это специальную подушную подать (джизйа). Говоря языком современной геопо­литики, это своербразная мусульманская полупериферия мира.

3. Область войны — немусульманские страны, не имеющие мирного договора с Халифатом и, следовательно, находящиеся с ним в со­стоянии войны. Это мировая периферия, которая должна быть превращена в мусульманскую полупериферию.

Для того чтобы привести весь мир к исламу, мусульманам.-необ­ходимо вести постоянную борьбу за веру — джихад, который мо­жет быть трех видов, джихад сердца — борьба со своими собственны­ми недостатками; джихад языка — запрет порицаемого и разрешение одобряемого исламом; газават (набег) или фатх (завоевание, победа). В священной войне запрещено убивать женщин, детей, стариков и священников даже немусульманского вероисповедания, но населе­ние и его собственность завоеванной страны становятся военной до­бычей.

Таким образом, геополитика ислама реализовывалась через опре­деленную государственную форму — Халифат, видела в центре ми­ра арабскую нацию, сплоченную мусульманской религией, святили­ща которой находятся в Мекке — религиозном центре мусульман и всего будущего мира. Обитаемый мир пока еще не стал полностью мусульманским, но целью ислама является сделать его таковым по­средством постоянной экспансии Халифата, усилиям всех мусуль­ман, которые обязаны вести священную войну-джихад за реализа­цию этой цели.

Геополитические идеи и концепции высказывали в своих сочине­ниях многие арабские ученые, среди которых следует выделить вели­ких мыслителей Аль-Фараби и Ибн-Хальдуна.

 

Аль-Фараби (870-950)

Абу Наср ибн Мухаммед Аль-Фараби — великий арабский философ, ученый-энциклопедист, политический мыслитель — родился на край­нем востоке Халифата в г. Отраре, расположенном на берегу Сырда-рьи в пограничной с тюрками области Мавераннахр. Отец Фараби был тюрком, но служил в войсках Халифата. Фараби получил блестящее но тем временам образование в багдадском университете.

Он изучал естественные, социальные, политические науки и философию. Преподавание велось в духе платоновских (идеализм, поиск совер­шенных форм жизни и политического правления, диалоговая форма изложения) и аристотелевских (энциклопедизм, систематизация всех видов знания, гностицизм, естественные причины социально-поли­тических явлений) традиций и исламских догм. По окончании уни­верситета Алъ-Фараби занялся научной работой. Жизненные обстоя­тельства заставили его на несколько лет покинуть Багдад (941-950). Эти годы он провел в Сирии (Дамаск, Алеппо — современный Ха­леб), не прекращая творческой деятельности.

Аль-Фараби оставил богатое и разнообразное научное наследие. Наиболее известные из его произведений — это «Комментарии на со­чинения Аристотеля», «Трактат о классификации наук», «Геммы пре­мудрости». Как политический и социальный мыслитель Аль-Фараби прославился получившими широкую известность в арабском мире и за его пределами работами «Гражданская политика», «О достиже­нии счастья», «Афоризмы государственного деятеля». В сирийский период своей деятельности он систематизировал свои социально-по­литические воззрения, объединив их в общем труде под названием «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Своими тру­дами Аль-Фараби заслужил в арабском мире прозвище «Второй учи­тель» (т. е. второй Аристотель). Мусульмане считают его также отцом арабской политической мысли.

Политические идеи Аль-Фараби имели явно выраженный геопо­литический подтекст. Он, как и Аристотель, объяснял политические явления и процессы естественными, природными причинами, посто­янно связывая политику и географию. Например, человеческое об­щество в его представлении — «соединение многих людей в одном месте проживания»¹, т. е. результат совокупного воздействия геогра­фических и социальных факторов. При этом человеческое общество, как всю цивилизацию в целом, он подразделял на отдельные народы, которые отличаются один от другого «тремя естественными вещами: естественным нравом, естественными чертами (характера) и третьей, основанной на характере (людей), которая также имеет какое-то ка­сательство к естественным вещам. Это язык, т. е. речь, являющаяся средством выражения (мысли)»¹.

Таким образом, Аль-Фараби поло­жил в основу этногенеза природные (естественные) причины: нрав, характер и язык народов, которые, по его мнению, формируются гео­графическими факторами. Кроме того, он подразделял все общест­ва (государства) на великие, средние и малые. «Великое общество — это совокупность многих народов, которые объединяются и помога­ют друг другу. Среднее — это один народ. Малое — это (общество), представленное одним городом»². В его великих, средних и малых обществах мы без труда узнаем империи, однонациональные страны и полисы. При этом и великое, и среднее, и малое общества, с точки зрения мыслителя, могут быть вполне автономны, политически не­зависимы, предоставляя при этом максимальные возможности для совершенствования людей в делах и мыслях («совершенные общест­ва»), причем наибольшим «совершенством», по Аль-Фараби, облада­ла городская община. Но и городские общины («город и общество») он подразделял по критерию главной цели, поставленной их жителя­ми. При этом «город и общество необходимости» имеет целью «взаи­мопомощь в приобретении (всего того), что необходимо для сущест­вования и защиты тела...» «Город и общество обмена — это такие, (жители) которых помогают друг другу в достижении зажиточности и богатства». «Город и общество низости — это такие, жители кото­рых помогают друг другу в получении чувственных удовольствий...» «Город и общество честолюбия — это такие, жители которых помога­ют друг другу в том, чтобы их почитали словом и делом», а город и общество властолюбия представлены «людьми, которые помогают друг другу в достижении победы...» Наилучшим (как и у Аристоте­ля) Аль-Фараби считал «коллективный город», т. е. такой, в котором каждый житель полностью волен делать то, что пожелает. Его жите­ли сами избирают себе правителей, которые правят ими в соответст­вии с волей жителей³.

Рассмотренная градация обществ по принципу добродетельности и предпочтение полисного общества имперскому наглядно отражают настроения эпохи, в которую жил автор данной концепции. Это была эпоха распада Халифата, политической нестабильности, когда каж­дый человек, лишенный государственной опоры и защиты, искал по­мощи и поддержки в семье, у соседей, в городской общине.

¹ Гражданская политика. Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии / Под ред. А. К. Голикова, В. Е. Юстузова. СПб., 1993. Ч. П. Кн. 1: Средневековье, Эпо­ха Возрождения и Реформации. С. 4.

¹ Гражданская политика. Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии. Ч. П. Кн. 1. С. 4-5.

² Там же. С. 4.

³ Там же. С. 8-9.

Ибн-Хальдун (1332-1406)

Ибн-Хальдун Абд-ар-Рахман Абу Зейд — известный арабский поли­тический деятель, философ и историк. Родился и жил в период, ко­гда арабская цивилизация пыталась преодолеть последствия распада Халифата, сильнейшего удара, нанесенного ей турками-сельджука­ми, которые в 1055 г. взяли Багдад, и монгольского завоевания (мон­голы захватили Багдад в 1258 г). Большую часть своей жизни он по­святил государственной деятельности и воспитанию наследников эмиров. Исполнял должности советника, главы правительства, по­сла, судьи в ряде эмиратов Магриба (Северная Африка).

Наиболее известным его историческим и политическим сочинени­ем считается «Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современ­ников, овладевших властью великих размеров» (1367), а также «Про­легомены», т. е. «Вступление» (араб. «Муккадима»), к нему. «Про­легомены» — энциклопедическое произведение, имеющее заметную геополитическую основу. Оно содержит сведения о Земле, ее клима­тических зонах, о населяющих планету народах, их истории и культу­ре, о связи человека и природы (скотоводство, земледелие, ремесла, торговля). Первая пролегомена — «Об освоении человеком мира» — завершается выводом о том, что «смысл освоения человеком мира» заключается в сотрудничестве людей, которое дает им «пищу для пропитания и оружие для защиты...» ¹ При этом сотрудничество, т. е. объединение и взаимопомощь людей в процессе освоения ими ми­ра, непрерывно совершенствуется. Это и есть путь развития челове­чества от примитивности к цивилизации, он естествен и необходим². Объединение людей в общества и государства, по мнению Ибн-Халь-дуна, происходит на основании асабийи — особого вида социальных отношений, вытекающих из первоначального родства, симпатии к близким, стремления уберечь их от несправедливости и беды. Позд­нее, с развитием цивилизации и, очевидно, усложнением социальных связей, асабийя переносится на всех членов общества³. На основе асабийи, понимаемой уже как «защита, оборона и завоевание и вся­кое дело, для которого объединяются», образуются и государства, на ней же держится и власть в них.

¹ Гражданская политика. Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии. Ч. I. Кн. 1: Средневековье, эпоха Возрождения и Реформации. С. 18.

² Там же. С. 19-20.

³ Там же. С. С. 21-22.

На основе асабийи образуются в го­сударстве политические группировки (партии, фракции), борющие­ся за власть. Но «государство, укрепившись, может обойтись без аса­бийи» ¹, — утверждал Ибн-Хальдун, имея в виду, что в случае победы и значительного преобладания одной из боровшихся за власть клик, она может единолично осуществлять власть, опираясь на помощь чу­жаков. Так поступил Муатасима и его наследник, нарушив асабийю арабов и опершись на помощь персов, тюрок, сельджуков и др. ² Оче­видно, создание империи (халифата), т. е. объединение многих этно­сов в едином, но разнородном государственном образовании, ведет к разрушению асабийи — этнонационального единства, и вынуждает победившего в борьбе за власть правителя опираться на чуждый- этнонациональный элемент, что, в свою очередь, чревато крушением всей империи.

¹ Гражданская политика. Ч. I. Кн. 1. С. 23-27.

² Там же. С. 24.

Контрольные вопросы

1. Назовите типичные геополитические проблемы в истории Древнего Китая (гегемония одного из царств, централизация и децен­трализация, противостояние кочевникам).

2. В чем суть китаецентристской картины мира, сформулированной в Древнем Китае?

3. Каковы особенности ведической индоцентристской картины мира?

4 Назовите основные геополитические проблемы в истории Древ­ней Индии.

5. Какие геополитические идеи высказал Лао-цзы в «Даодецзыне»?

6. В чем заключается геополитический смысл учения Конфуция?

7. Охарактеризуйте геополитический аспект учения Мэн-цзы.

8. Какие геополитические идеи содержит Артхашастра?

9. Какие геополитические идеи высказывали древнегреческие фи­лософы, историки и географы?

10.Дайте общую характеристику геополитических идей и концепций Древнего Рима.

11.Расскажите о политической деятельности и геополитических иде­ях греческих историков Геродота, Фукидида и Ксенофонта.

12.В чем заключается геополитический смысл политической, воспи­тательной деятельности и политического учения Аристотеля?

13.Как Полибий (как политик, военный стратег) оценил военно-политическую мощь Рима?

14.Охарактеризуйте геополитические идеи и политическую деятель­ность Цицерона.

15.Что писал географ Страбон о связи географии с политикой и о не­обходимости географии для успешного государственного управ­ления?

16.Опишите Аравийский полуостров как колыбель арабского этноса (природные условия, различия между севером и югом, первые го­сударственные образования).

17.Какие акторы определяли геополитическую ситуацию на Аравий­ском полуострове в VII в.?

18. Какова роль религии единобожия в становлении единства нации и, в частности, какова роль ислама в объединении арабов и создании Халифата?

19.Опишите процесс экспансии Халифата за пределы Аравии, в Северную Африку, Центральную и Южную Азию, Южную Европу.

20.Назовите три главные партии в политической жизни средневеко­вого арабского мира и три религиозных течения в исламе. За что они выступали?

21.В чем геополитический смысл (локально-региональная геополи­тика) гражданских войн в Халифате?

22.В чем суть геополитической концепции ислама и джихада?

23.Каковы основные политические работы Аль-Фараби и в чем их геополитический подтекст?

24.В чем геополитический смысл концепции асабийи Ибн-Хальдуна?

Литература

Всемирная история: В 10 т. Т. I. С. 435-449, 597-606, 607-623, 652-685; Т. И. С. 46-55, 56-64,73-76, 291-302, 372-399, 453-541, 542-558, 597-604, 792-800; Т. III. С. 102-125.

Геополитики и геостратеги: Хрестоматия: В 3 ч. / Под ред. Б. А. Исае­ва. СПб., 2003. Ч. I: Предтечи геополитики. С. 15-77.

История Древнего мира: В 3 т. / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. II: Расцвет древних обществ. С. 159-195, 476-517; Т. III: Упадок древних обществ. С. 22-49, 130-166,221-239.

История Средних веков / Под ред. Н. Ф. Колесницкого. 2-е изд. М., 1986. С. 124-141.

Лекции по истории религии / Науч. ред. А. Н. Типсин. СПб., 1997, С. 212-236.

Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии / Под ред. А. К. Голикова, В. Е. Юстузова. СПб., 1993. Ч. I. Кн. I: Средневеко­вье, эпоха Возрождения и Реформации. С. 3-35.

Страны и народы: В 20 т. Зарубежная Азия. Восточная и Централь­ная Азия. М., 1982. Китай. С. 58-101; Южная Азия, Индия. С. 31-59; Юго-Западная Азия. Введение. С. 8-84; Саудовская Аравия. С. 262-268.

Глава 3









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.