|
Геополитические концепции арабского мира времен СредневековьяКолыбелью арабского этноса был Аравийский полуостров, находящийся в юго-западной части евразийского материка и занимающий промежуточное положение между Европой, Центральной и Южной Азией и Северо-Восточной Африкой. Площадь поверхности полуострова Аравия — 3 млн кв. км (более четверти площади Европы). Он омывается водами Средиземного (с северо-запада), Красного (с юго-запада), Аравийского (с юго-востока) морей и Персидского залива (с северо-востока). Природные условия (жаркий и сухой климат, на большей части поверхности полуострова преобладают песчаные пустыни и полупустыни, а также плоскогорья со степной растительностью, лишь небольшая часть которых пригодна для земледелия) предопределили историческое развитие арабского этноса, который изначально разделился на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Земледельческая культура появилась на юге полуострова уже в I тыс. до н. э. Она опиралась на достаточные водные ресурсы, сеть мелиорации, сложившуюся уже в VIII в. до н. э., и караванную торговлю благовониями. Караванный путь, по которому везли мирру, ладан, а также пряности, начинался в горах Дофара (современный Оман) проходил вдоль Южного побережья Аравии, поднимался на север вдоль Красного моря и заканчивался в портах Средиземноморья. Здесь и возникло первое арабское государство — Химьяр, завязавшее торгово-экономические связи с государствами Индии и Эфиопии. На севере полуострова процветало кочевое скотоводство. Кочевые арабы — бедуины занимались разведением верблюдов, коней, овец, коз. Но и там по мере развития ремесел и торговли постепенно появлялись оазисы оседлой культуры. Таким образом, геополитическая проблема противостояния Юга и Севера, оседлой культуры земледельцев-феллахов кочевой культуре бедуинов, имела место и в арабской истории. В VII в. н. э. геополитическая ситуация на Аравийском полуострове определялась соотношением сил между ведущими державами: Византией, Ираном и Эфиопией, которые в стремлении контролировать доходный «путь благовоний» довели юг Аравии до истощения. Многие арабские роды вынуждены были переселиться на север в район Хиджаз. Население городов этого района Мекки, Медины, Таифа поддерживало экономические и родственные связи с бедуинами, занималось выделкой кож, добычей серебра и лишь в незначительной степени земледелием. К этому времени уже были достаточно развиты религии единобожия — иудейская и христианская, имевшие в Аравии немало поклонников. Верхушка арабского общества не могла не видеть объединяющей роли религиозного фактора в консолидации общества и становлении государства. Однако традиции и привычка поклонения племенным богам, и в первую очередь «Черному камню» в храме Кааба (Мекка), тормозили процесс национального объединения. Одним из первых арабских проповедников единобожия на севере Аравии стал Мухаммед (570-632). Однако жители его родного города Мекки настолько скептически встретили проповедь новой религии, что Мухаммед вынужден был в 622 г. перебраться в соседнюю Медину. Исход из Мекки (хиджра) является для всех мусульман началом нового летоисчисления. В геополитическом плане принятие мусульманства привело арабскую нацию к идее создания единого государства — Халифата и его экспансии не только на весь Аравийский полуостров (это произошло еще при Мухаммеде), но и на обширные территории Азии, Африки и Европы. Сам новый мусульманский пророк, как утверждает традиция, направил послания всем геополитическим акторам региона: византийскому императору Ираклию, иранскому шаху Хосрову II, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии Гассаниду, византийскому наместнику Египта Георгию, правителям Омана, Йемена, Бахрейна, Йамамы, которые исповедовали православие,монофизитство, зороастризм или продолжали поклоняться племенным богам, с призывом обратиться в ислам. С этого послания начинается превращение ислама в мировую религию и становление мировой-исламской империи — Халифата. После внезапной смерти пророка Мухаммеда (632) военно-религиозная экспансия арабов была продолжена так называемыми первыми халифами (наместниками пророка), которые выбирались из его сподвижников и родственников и обладали как высшей политической, так и высшей религиозной властью. В этот период (632-661.) арабами были завоеваны Палестина и Сирия (640), Египет (642), весь север Африки вплоть до Карфагена (649). В результате длительной войны пала Иранская держава Сасанидов (634-651). Вассалами Халифата стали Армения и часть Грузии (Картли). В ходе завоеваний арабы переселялись в завоеванные страны; в других частях Халифата, где культура и язык были близки арабскому (Междуречье, Сирия), шла активная арабизация местного населения. В процессе своего развития Арабский Халифат пережил как периоды роста и развития, так и времена дезорганизации и гражданских войн. Первая внутриусобная война началась уже при третьем халифе — Османе (644-656). Ей способствовали социальная дифференциация арабского общества, вызванная колоссальным ростом собственности (завоеванные земли, люди, производства, богатства) у военачальников, в первую очередь у племенной знати и отсутствие или небольшое количество таковой у рядовых воинов и некоторых представителей «обиженных» при разделе добычи и власти родов. Халиф Осман проводил политику в интересах племенной аристократии, чем вызвал негативную реакцию низов, воспитанных на достаточно демократичных нормах раннего мусульманства и раннефеодального арабского общества, еще не вышедшего из состояния военной демократии. Недовольные политическим курсом Османа арабы группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда (Али был женат на его дочери — Фатиме). Их стали называть шиитами (шиа — араб, «группировка», «партия»). Таким образом, шиитская группировка создавалась как партия для борьбы за власть, но в условиях единовластия имела вид типичной клики. К шиитам примкнули феллахи и бедуины в надежде на более справедливое правление и снижение налогов. Первая гражданская война в Халитфате длилась пять лет (656-661). В 656 г. шиитами был убит халиф Осман, четвертым халифом был избран Али. Однако он не смог удержать в числе своих сторонников группировку, выдвинувшую еще более радикальные требования социального равенства, возвращения к «первоначальному исламу», в частности общего владения землей и равного раздела военной добычи. Эта партия получила название «ха-риджиты» (т. е. «ушедшие»), В 661 г. Али был убит хариджитами. Ситуацией сумела воспользоваться суннитская арабская знать Сирии и Египта, ориентировавшаяся на status quo (в том числе и социальное неравенство) с точки зрения выполнения норм ислама, которая провозгласила халифом Муавию, родственника Османа из рода Омеядов. Победу в гражданской войне, в которой соперничали партии суннитов (представлявших родовую арабскую аристократию), шиитов (требовавших демократизации общества и большего социального равенства) и хариджитов, выступавших за сохранение дофеодальной общественной собственности и радикальное равенство) одержали сунниты. С тех пор в исламе существуют три религиозных течения: сунниты, выступающие за официальный «правоверный» ислам, каким он сложился ко 2-й половине VII в. (сегодня их подавляющее большинство среди мусульман, около 90%), шииты, требующие наследования власти потомками Али — Ал идами (около 10%, проживают в основном в Иране, частично — в Ираке), и хариджиты, выродившиеся в религиозную секту. Омейяды правили Халифатом около ста лет (661-750). Они перенесли столицу в Дамаск и выбрали главным направлением своей геостратегии Запад. Используя Сирию как плацдарм для продолжения экспансии, они прошли вдоль Средиземноморского побережья Северной Африки (область обитания берберов) до Гибралтара и завоевали почти всю Испанию (711). Примерно в то же время к Халифату были окончательно присоединены Армения, Картли и Албания (часть иранского Азербайджана). В 712 г. арабы вторглись в Индию, неся с собой мусульманскую религию, расширяющую границы исламского мира на индийский геополитический регион. Здесь ими была завоевана область Синд в нижнем течении Инда, ставшая затем основой для создания исламского государства Пакистан на индийской земле. В северном геостратегическом направлении Халифат укрепился на Кавказе и вышел к границам Хазарии. В своей восточной геостратегии омейяды покорили Хорезм и Мавераннахр (араб, «находящийся за рекой» - имеется в виду Амударья). В этом регионе встретились интересы Халифата и Китая, их военное столкновение закончилось победой мусульманских войск (751). Следующий год считается завершающим для целой эпохи мусульманских завоеваний (632-752), в результате которой была создана огромная империя, простиравшаяся от Атлантики до Индии и Китая, теснившая европейские христианские державы, Византию, Эфиопию (Абиссинию) и иудейскую Хазарию. Омейяды опирались на сирийско-египетскую, суннитскую арабскую родовую знать, что вызывало негативную реакцию у ирано-иракской по преимуществу шиитской аристократии. Это грозило империи дезорганизацией, анархией, потерей политической стабильности. Шиитская партия апеллировала к недовольным: иранским крестьянам, иранским землевладельцам, арабскому населению Ирана и Ирака, включавшему как шиитов, так суннитов и хариджитов. Именно эти социальные и этнические группы подняли восстание, вылившееся во вторую гражданскую войну (747-749), в результате которой власть в Халифате перешла в руки иранской династии Аббасидов. Их столицей стал новый город, специально для этого построенный в Ираке, - Багдад. Аббасиды правили более пятисот лет (750-1258), но были более озабочены сохранением политической стабильности и завоеванных территорий, чем приобретением новых, поэтому Халифат в период их правления практически не расширялся. Вместе с тем в IX в. начался процесс распада единого Халифата на отдельные эмираты (первоначальный смысл титула «эмир» — наместник халифа). В период завоеваний (VII-VIII вв.) складывается геополитическая концепция ислама. В соответствии с ней весь мир разделен на три сферы. 1. Область ислама, которая включает страны, исповедующие ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и мусульмайского права. Это центр мира, здесь находятся политическая столица и религиозный центр всех правоверных. 2. Область мирного договора — страны, подчинившиеся мусульманам путем договора. Немусульманское население этих стран находится под покровительством ислама и платит за это специальную подушную подать (джизйа). Говоря языком современной геополитики, это своербразная мусульманская полупериферия мира. 3. Область войны — немусульманские страны, не имеющие мирного договора с Халифатом и, следовательно, находящиеся с ним в состоянии войны. Это мировая периферия, которая должна быть превращена в мусульманскую полупериферию. Для того чтобы привести весь мир к исламу, мусульманам.-необходимо вести постоянную борьбу за веру — джихад, который может быть трех видов, джихад сердца — борьба со своими собственными недостатками; джихад языка — запрет порицаемого и разрешение одобряемого исламом; газават (набег) или фатх (завоевание, победа). В священной войне запрещено убивать женщин, детей, стариков и священников даже немусульманского вероисповедания, но население и его собственность завоеванной страны становятся военной добычей. Таким образом, геополитика ислама реализовывалась через определенную государственную форму — Халифат, видела в центре мира арабскую нацию, сплоченную мусульманской религией, святилища которой находятся в Мекке — религиозном центре мусульман и всего будущего мира. Обитаемый мир пока еще не стал полностью мусульманским, но целью ислама является сделать его таковым посредством постоянной экспансии Халифата, усилиям всех мусульман, которые обязаны вести священную войну-джихад за реализацию этой цели. Геополитические идеи и концепции высказывали в своих сочинениях многие арабские ученые, среди которых следует выделить великих мыслителей Аль-Фараби и Ибн-Хальдуна.
Аль-Фараби (870-950) Абу Наср ибн Мухаммед Аль-Фараби — великий арабский философ, ученый-энциклопедист, политический мыслитель — родился на крайнем востоке Халифата в г. Отраре, расположенном на берегу Сырда-рьи в пограничной с тюрками области Мавераннахр. Отец Фараби был тюрком, но служил в войсках Халифата. Фараби получил блестящее но тем временам образование в багдадском университете. Он изучал естественные, социальные, политические науки и философию. Преподавание велось в духе платоновских (идеализм, поиск совершенных форм жизни и политического правления, диалоговая форма изложения) и аристотелевских (энциклопедизм, систематизация всех видов знания, гностицизм, естественные причины социально-политических явлений) традиций и исламских догм. По окончании университета Алъ-Фараби занялся научной работой. Жизненные обстоятельства заставили его на несколько лет покинуть Багдад (941-950). Эти годы он провел в Сирии (Дамаск, Алеппо — современный Халеб), не прекращая творческой деятельности. Аль-Фараби оставил богатое и разнообразное научное наследие. Наиболее известные из его произведений — это «Комментарии на сочинения Аристотеля», «Трактат о классификации наук», «Геммы премудрости». Как политический и социальный мыслитель Аль-Фараби прославился получившими широкую известность в арабском мире и за его пределами работами «Гражданская политика», «О достижении счастья», «Афоризмы государственного деятеля». В сирийский период своей деятельности он систематизировал свои социально-политические воззрения, объединив их в общем труде под названием «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Своими трудами Аль-Фараби заслужил в арабском мире прозвище «Второй учитель» (т. е. второй Аристотель). Мусульмане считают его также отцом арабской политической мысли. Политические идеи Аль-Фараби имели явно выраженный геополитический подтекст. Он, как и Аристотель, объяснял политические явления и процессы естественными, природными причинами, постоянно связывая политику и географию. Например, человеческое общество в его представлении — «соединение многих людей в одном месте проживания»¹, т. е. результат совокупного воздействия географических и социальных факторов. При этом человеческое общество, как всю цивилизацию в целом, он подразделял на отдельные народы, которые отличаются один от другого «тремя естественными вещами: естественным нравом, естественными чертами (характера) и третьей, основанной на характере (людей), которая также имеет какое-то касательство к естественным вещам. Это язык, т. е. речь, являющаяся средством выражения (мысли)»¹. Таким образом, Аль-Фараби положил в основу этногенеза природные (естественные) причины: нрав, характер и язык народов, которые, по его мнению, формируются географическими факторами. Кроме того, он подразделял все общества (государства) на великие, средние и малые. «Великое общество — это совокупность многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Среднее — это один народ. Малое — это (общество), представленное одним городом»². В его великих, средних и малых обществах мы без труда узнаем империи, однонациональные страны и полисы. При этом и великое, и среднее, и малое общества, с точки зрения мыслителя, могут быть вполне автономны, политически независимы, предоставляя при этом максимальные возможности для совершенствования людей в делах и мыслях («совершенные общества»), причем наибольшим «совершенством», по Аль-Фараби, обладала городская община. Но и городские общины («город и общество») он подразделял по критерию главной цели, поставленной их жителями. При этом «город и общество необходимости» имеет целью «взаимопомощь в приобретении (всего того), что необходимо для существования и защиты тела...» «Город и общество обмена — это такие, (жители) которых помогают друг другу в достижении зажиточности и богатства». «Город и общество низости — это такие, жители которых помогают друг другу в получении чувственных удовольствий...» «Город и общество честолюбия — это такие, жители которых помогают друг другу в том, чтобы их почитали словом и делом», а город и общество властолюбия представлены «людьми, которые помогают друг другу в достижении победы...» Наилучшим (как и у Аристотеля) Аль-Фараби считал «коллективный город», т. е. такой, в котором каждый житель полностью волен делать то, что пожелает. Его жители сами избирают себе правителей, которые правят ими в соответствии с волей жителей³. Рассмотренная градация обществ по принципу добродетельности и предпочтение полисного общества имперскому наглядно отражают настроения эпохи, в которую жил автор данной концепции. Это была эпоха распада Халифата, политической нестабильности, когда каждый человек, лишенный государственной опоры и защиты, искал помощи и поддержки в семье, у соседей, в городской общине. ¹ Гражданская политика. Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии / Под ред. А. К. Голикова, В. Е. Юстузова. СПб., 1993. Ч. П. Кн. 1: Средневековье, Эпоха Возрождения и Реформации. С. 4. ¹ Гражданская политика. Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии. Ч. П. Кн. 1. С. 4-5. ² Там же. С. 4. ³ Там же. С. 8-9. Ибн-Хальдун (1332-1406) Ибн-Хальдун Абд-ар-Рахман Абу Зейд — известный арабский политический деятель, философ и историк. Родился и жил в период, когда арабская цивилизация пыталась преодолеть последствия распада Халифата, сильнейшего удара, нанесенного ей турками-сельджуками, которые в 1055 г. взяли Багдад, и монгольского завоевания (монголы захватили Багдад в 1258 г). Большую часть своей жизни он посвятил государственной деятельности и воспитанию наследников эмиров. Исполнял должности советника, главы правительства, посла, судьи в ряде эмиратов Магриба (Северная Африка). Наиболее известным его историческим и политическим сочинением считается «Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, овладевших властью великих размеров» (1367), а также «Пролегомены», т. е. «Вступление» (араб. «Муккадима»), к нему. «Пролегомены» — энциклопедическое произведение, имеющее заметную геополитическую основу. Оно содержит сведения о Земле, ее климатических зонах, о населяющих планету народах, их истории и культуре, о связи человека и природы (скотоводство, земледелие, ремесла, торговля). Первая пролегомена — «Об освоении человеком мира» — завершается выводом о том, что «смысл освоения человеком мира» заключается в сотрудничестве людей, которое дает им «пищу для пропитания и оружие для защиты...» ¹ При этом сотрудничество, т. е. объединение и взаимопомощь людей в процессе освоения ими мира, непрерывно совершенствуется. Это и есть путь развития человечества от примитивности к цивилизации, он естествен и необходим². Объединение людей в общества и государства, по мнению Ибн-Халь-дуна, происходит на основании асабийи — особого вида социальных отношений, вытекающих из первоначального родства, симпатии к близким, стремления уберечь их от несправедливости и беды. Позднее, с развитием цивилизации и, очевидно, усложнением социальных связей, асабийя переносится на всех членов общества³. На основе асабийи, понимаемой уже как «защита, оборона и завоевание и всякое дело, для которого объединяются», образуются и государства, на ней же держится и власть в них. ¹ Гражданская политика. Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии. Ч. I. Кн. 1: Средневековье, эпоха Возрождения и Реформации. С. 18. ² Там же. С. 19-20. ³ Там же. С. С. 21-22. На основе асабийи образуются в государстве политические группировки (партии, фракции), борющиеся за власть. Но «государство, укрепившись, может обойтись без асабийи» ¹, — утверждал Ибн-Хальдун, имея в виду, что в случае победы и значительного преобладания одной из боровшихся за власть клик, она может единолично осуществлять власть, опираясь на помощь чужаков. Так поступил Муатасима и его наследник, нарушив асабийю арабов и опершись на помощь персов, тюрок, сельджуков и др. ² Очевидно, создание империи (халифата), т. е. объединение многих этносов в едином, но разнородном государственном образовании, ведет к разрушению асабийи — этнонационального единства, и вынуждает победившего в борьбе за власть правителя опираться на чуждый- этнонациональный элемент, что, в свою очередь, чревато крушением всей империи. ¹ Гражданская политика. Ч. I. Кн. 1. С. 23-27. ² Там же. С. 24. Контрольные вопросы 1. Назовите типичные геополитические проблемы в истории Древнего Китая (гегемония одного из царств, централизация и децентрализация, противостояние кочевникам). 2. В чем суть китаецентристской картины мира, сформулированной в Древнем Китае? 3. Каковы особенности ведической индоцентристской картины мира? 4 Назовите основные геополитические проблемы в истории Древней Индии. 5. Какие геополитические идеи высказал Лао-цзы в «Даодецзыне»? 6. В чем заключается геополитический смысл учения Конфуция? 7. Охарактеризуйте геополитический аспект учения Мэн-цзы. 8. Какие геополитические идеи содержит Артхашастра? 9. Какие геополитические идеи высказывали древнегреческие философы, историки и географы? 10.Дайте общую характеристику геополитических идей и концепций Древнего Рима. 11.Расскажите о политической деятельности и геополитических идеях греческих историков Геродота, Фукидида и Ксенофонта. 12.В чем заключается геополитический смысл политической, воспитательной деятельности и политического учения Аристотеля? 13.Как Полибий (как политик, военный стратег) оценил военно-политическую мощь Рима? 14.Охарактеризуйте геополитические идеи и политическую деятельность Цицерона. 15.Что писал географ Страбон о связи географии с политикой и о необходимости географии для успешного государственного управления? 16.Опишите Аравийский полуостров как колыбель арабского этноса (природные условия, различия между севером и югом, первые государственные образования). 17.Какие акторы определяли геополитическую ситуацию на Аравийском полуострове в VII в.? 18. Какова роль религии единобожия в становлении единства нации и, в частности, какова роль ислама в объединении арабов и создании Халифата? 19.Опишите процесс экспансии Халифата за пределы Аравии, в Северную Африку, Центральную и Южную Азию, Южную Европу. 20.Назовите три главные партии в политической жизни средневекового арабского мира и три религиозных течения в исламе. За что они выступали? 21.В чем геополитический смысл (локально-региональная геополитика) гражданских войн в Халифате? 22.В чем суть геополитической концепции ислама и джихада? 23.Каковы основные политические работы Аль-Фараби и в чем их геополитический подтекст? 24.В чем геополитический смысл концепции асабийи Ибн-Хальдуна? Литература Всемирная история: В 10 т. Т. I. С. 435-449, 597-606, 607-623, 652-685; Т. И. С. 46-55, 56-64,73-76, 291-302, 372-399, 453-541, 542-558, 597-604, 792-800; Т. III. С. 102-125. Геополитики и геостратеги: Хрестоматия: В 3 ч. / Под ред. Б. А. Исаева. СПб., 2003. Ч. I: Предтечи геополитики. С. 15-77. История Древнего мира: В 3 т. / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. II: Расцвет древних обществ. С. 159-195, 476-517; Т. III: Упадок древних обществ. С. 22-49, 130-166,221-239. История Средних веков / Под ред. Н. Ф. Колесницкого. 2-е изд. М., 1986. С. 124-141. Лекции по истории религии / Науч. ред. А. Н. Типсин. СПб., 1997, С. 212-236. Мир политической мысли: Хрестоматия по политологии / Под ред. А. К. Голикова, В. Е. Юстузова. СПб., 1993. Ч. I. Кн. I: Средневековье, эпоха Возрождения и Реформации. С. 3-35. Страны и народы: В 20 т. Зарубежная Азия. Восточная и Центральная Азия. М., 1982. Китай. С. 58-101; Южная Азия, Индия. С. 31-59; Юго-Западная Азия. Введение. С. 8-84; Саудовская Аравия. С. 262-268. Глава 3 Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|