Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Состояние современной геополитики





Современная геополитика ведет свой отсчет с окончания Второй ми­ровой войны и послевоенного переустройства мира. Эти историче­ские события не только послужили коренной перестройке мира и гео­политической парадигмы, но и совпали с изобретением оружия огромной разрушительной силы — атомной бомбы, которое вместе с созданным несколько позднее ракетным носителем стало играть не только военно-стратегическую, но и геостратегическую роль.

Современные политологи не отрицают связи политики с самыми разнообразными пространственными факторами. Речь идет в пер­вую очередь о природно-физическом, географическом пространст­ве, которое, как заметил еще Ратцель, состоит из трех сфер: геосфе­ры (суши), гидросферы (воды), атмосферы (воздуха). Эти сферы на обитаемой поверхности Земли (ойкумене) пересекаются и взаимо­действуют самым разнообразным и причудливым образом. Действи­тельно, суша различными способами соединяется с водой, образуя берега рек, озер, болот, морей, океанов, а также острова, полуострова, мысы, бухты, заливы, проливы, материки. Воздушная среда в зависи­мости от широты, солнечной активности, рельефа местности создает благоприятный или неблагоприятный для человеческой деятельно­сти климат: пассатные и муссонные ветры с проливными дождями или знойный сирокко из Сахары, пересыщение воздуха кислородом в местах буйной растительности и его недостаток в арктической и ан­тарктической областях, умеренный прогрев или опасная для жизни человека температура на экваторе.

Кроме того, каждая из трех сфер, в которых происходит жизне­деятельность человека, должна рассматриваться во всей своей сово­купности и сложности. Это означает, что суша как геополитический фактор включает в себя:

- размеры, площади территорий государств;

- их соотношение и взаимодействие с морем;

- климат (температуры, количество осадков, сезонность, другие ха­рактеристики);

- состояние почв с точки зрения их плодородности, произрастания тех или иных культур;

- природные ископаемые;

- запасы пресной воды;

- наличие рек как источников гидроэлектроэнергии, водных арте­рий как сил, поддерживающих природное равновесие. Водная среда как вторая составляющая географического фактора

политики:

- образует во взаимодействии с сушей определенные формы и очер­тания континентов, островов, побережий, придавая им геополи­тические выгоды или неудобства;

- включает в себя подводную среду с её подводным миром, полез­ными ископаемыми, возможностями их освоения;

- создает удобство для рыболовства и рыбоводства, добычи и раз­ведения морского зверя, моллюсков, жемчуга и др.;

дает возможность судоходства, торговли, перевозки пассажиров, туризма и т. д.;

- ускоряет развитие так называемых «морских» наций.

Воздушная среда осваивалась человечеством в третью очередь, по­сле освоения суши и моря. Она дает возможность;

- избегать препятствий в виде неровностей земной поверхности;

- быстро преодолевать морские просторы;

- резко увеличить скорость передвижения;

- достигать трудно- и недостижимых мест земной поверхности;

- почти всегда прокладывать курс по прямой;

- повысить эффективность изучения земной поверхности с недо­стижимых ранее высот;

- резко увеличить эффективность боевых действий Путем массиро­ванных бомбардировок и качественной воздушной разведки;

- наладить быстрые пассажироперевозки, а также перевозки с поли­тическими целями (официальные визиты государственных деяте­лей, обмен делегациями парламентариев, государственных и обще­ственных организаций и т. д.).

В ходе завоевания воздушной среды человек поднимался «все вы­ше и выше», проник в верхние слои атмосферы, приближая освоение следующей, космической среды.

Таким образом, связь политики с физическим миром, с географи­ей за последние два века (в течение которых эта связь пристально изучается географами, политологами, геополитиками) не только не ослабла, а более того, заметно усилилась. Если политики Древнего мира говорили о борьбе Суши и Моря, а геополитики классического периода включали в этот ансамбль еще и воздушную среду, то теперь следует добавить туда космическое пространство. Освоение косми­ческой среды позволило «космическим» державам:

- усилить и качественно улучшить контроль земного пространства, сделав его поистине глобальным;

- повысить возможности и эффективность изучения и дальнейше­го освоения поверхности, глубин и недр Земли;

- создать новое, более мощное и эффективное лазерное оружие и кос­мические ракеты, используемые как носители ядерного оружия;

- создать новые, космические отрасли науки и техники;

- создать плацдарм для освоения Луны и планет Солнечной сис­темы.

Но это еще не все. Каждая сфера этого физико-космического фак­тора геополитики значительно расширилась и углубилась. Расшире­ние указанных сфер произошло за счет:

- освоения всей территории ойкумены и перенесения ее границ прак­тически до северного и южного полюсов;

- заселения почти всех более или менее пригодных для жизни ост­ровов, подключения к цивилизованной жизни их населения;

- освоения практически всей акватории Мирового океана с помо­щью современных судов, другой техники;

- освоения воздушного океана пассажирскими лайнерами, иссле­довательскими и военными летательными аппаратами. Значительное углубление исследования и использования сухопутной, океанской, воздушной и космической сфер произошло в ре­зультате:

- дальнейшего проникновения человека в земную кору с целью до­бычи необходимых подземных ресурсов и дальнейшего исследо­вания подземного мира;

- погружения человека на все большие глубины океана с мирными и военными целями;

- штурма верхних слоев атмосферы, что привело к стиранию гра­ниц между воздушной и космической средой и изобретению таких аппаратов, как «Шаттл» и «Буран» для полетов в обеих средах;

- постепенного движения человечества от освоения околоземного космического пространства через освоение планет Солнечной сис­темы к выходу в безбрежие Космоса.

Мы говорили о влиянии геокосмического, физического, ощуща­емого фактора на политику. Но последняя в не меньшей степени за­висит и от нефизических, негеографических и неощущаемых непо­средственно органами чувств действующих сил. Речь идет о связи политики с социальными фактами, т. е. такими явлениями и процес­сами, которые генерируются внутри общества, которые рождаются через взаимодействие людей, социальных групп или социумов. Дей­ствительно, взаимоотношения государств в значительной степени детерминированы (и об этом писали классики геополитики) такими демографическими показателями, как:

- количество и плотность населения;

- принадлежность к данной территории (автохтоны, пришельцы в со­ставе племени, современные мигранты).

К этому с точки зрения современной демографии следует доба­вить такие проблемы, как:

- увеличение (снижение) продолжительности жизни;

- изменение соотношения мужского и женского населения, пожи­лых и молодых;

- необходимость повышения образовательного уровня, особенно мо­лодежи;

- соотношение городского и сельского населения;

- уровень потребления алкоголя, табака, наркотиков;

- рост количества техногенных аварий с человеческими жертвами. Другим «не явно видимым», но вполне материальным и сущест­венным является психический фактор геополитики, который заклю­чается в непосредственной связи принятия геополитических реше­ний с такими психическими детерминантами, как:

- психологическое состояние лидеров стран, работников их аппарата, а также геополитиков, создававших геополитические концепции;

- психологический микроклимат, установившийся в верхних эше­лонах власти;

- психологическое состояние управляемого большинства; психоло­гическая обстановка в данной стране, в мире в целом и др.

Точно так же мы можем проследить связь политики с этнографи­ей и этнологией нации, т. е. с расселением ее на определенной терри­тории, формированием определенных черт национального характера, прохождением его определенного этапа этногенеза, другими этпопроцессами, имеющими влияние как па проводимую политику, так и на дальнейшую судьбу нации.

Определенное влияние на геополитику оказывает идеологический фактор. Политика вообще сильно зависит, а подчас умело искажает­ся, преображается идеологией. Позиция наблюдателя одну и ту же политическую ситуацию может окрасить в любые цвета идеологи­ческой радуги. Идеологическая сфера представляет собой множест­во «магнитных аномалий», число которых соответствует количеству мировых идеологий или числу ведущих партий данной страны.

Геополитические концепции, затрагивающие самые глубинные связи нации с землей, подчас ощущают на себе воздействие тех или иных национальных интересов.

На той или иной национальной поч­ве одна и та же геополитическая проблема приобретает характер­ную, национальную окраску. Возьмите проблему Эльзаса и Лотарин­гии. С точки зрения немецкой геополитической школы эти земли — неотъемлемая часть Германии и Срединной Европы, а французская школа геополитики считает их принадлежностью французского про­странства, а что касается культуры и языка, то их трансформация за­висит от свободного выбора людей, живущих в этом пространстве. После Первой мировой войны немецкую геополитику долго обви­няли в обслуживании фашизма, в одностороннем (с точки зрения интересов только немецкой нации) подходе к трактовке геополити­ческой картины мира. Но ведь и современные американские геопо­литики, например С. Хантингтон, 3. Бжезинский, начинают свои со­чинения констатацией мировой иерархии держав во главе с США, а заканчивают практическими рекомендациями, как это положение закрепить. Итак, пока геополитика обслуживает интересы определен­ной державы, она будет иметь точку зрения соответствующей пози­ции этой державы.

Не вызывает сомнения и влияние экономических процессов на геополитику При этом мы учитываем, что промышленные и сельско­хозяйственные предприятия, инфраструктура экономики располо­жены в определенных географических условиях и занимают опреде­ленное пространство по отношению к морю, другим естественным преградам, соседним странам и т. д.

Мы рассмотрели зримые и ощущаемые материальные факторы, воздействующие на политику. Все они детерминированы географи­ческим положением и составляют поэтому то, что мы называем гео­политикой. Но современная геополитика получает импульсы разви­тия не только из материальных источников. Существует немало так называемых виртуальных сфер геополитики, без которых сегодня не­мыслимо ее существование.

В первую очередь это сфера эфира, которая, кстати сказать, физи­ками XIX в. воспринималась как вполне материальная. Современ­ный эфир несет на себе отпечаток борьбы культур, столкновений интересов субъектов локальной, региональной и мировой политики. С распространением языков за национальные границы (речь в пер­вую очередь идет об английском, других официальных языках ООН, а также наиболее распространенных «третьих» языках, например пор­тугальском, хинди) и развитием телевидения, радиовещания и других технологий освоения радиоволн, пространство эфира больше не при надлежит (как например, воздушное пространство) нации, а является полем борьбы за прибыли, за завоевание и передел этой сферы геопо­литики.

Обстановка этой глобальной эфирной войны усложняется тем фактом, что субъектами ее выступают не только национальные державы, но и транснациональные компании, международные об­щественные организации и частные лица, владеющие радио- и теле­станциями.

Вторая сфера виртуальной геополитики предстает перед нами в ви­де международной компьютерной сети Интернет. Здесь еще менее чувствуется влияние государственных органов и государственных границ. Сетевая организация интернет-пространства позволяет ви­деть мир несколько иным, чем он представляется на политической карте. Здесь действуют свои закономерности борьбы, но она несо­мненно идет, а ее глобальный характер недвусмысленно показыва­ет, что эта борьба имеет непосредственное отношение к геополитике. Дальнейшее развитие человечества, очевидно, будет умножать коли­чество подобных виртуальных пространств.

Таким образом, если геополитика как наука о связи политическо­го и географического, государства и пространства разворачивала свое действие по представлениям философов Древнего мира в простран­ствах суши и моря; по представлениям геополитиков-классиков — в геосфере, гидросфере и атмосфере, то современные геополитические парадигмы оперируют как реальными (суша, вода, воздух, подводная сфера, космос), так и виртуальными (радио- и телеэфир, периодиче­ская печать, сфера науки, искусства, всемирная сеть Интернет и т. д.) сферами, в которых пространственный фактор, соединяясь с полити­ческим, генерирует геополитику.

Кроме того, если геополитика представляет собой глобальный уро­вень межгосударственных конфликтов, то геополитическими собы­тиями Древнего мира предстают уже войны держав в пределах ойку­мены, например союз греческих полисов против Персии, Рим против Карфагена, а событиями региональной геополитики представляются Пелопонесская война Афинского союза против Спарты, присоедине­ние провинций к Риму, борьба за доминирование среди китайских царств. Рождение классической геополитики совпало с образовани­ем евроцентристской картины мира, борьбой европейских (они же мировые) держав за доминирование на континенте, за расширение территорий своих колоний, за мировое господство. Именно с этих позиций начинали свои теоретические построения геополитики-клас­сики, именно такие идеи воплощали в реальность политики-практики.

Все это способствовало разделу мира и обострению борьбы за его передел. В то же время геополитика классического периода раздви­нула границы ойкумены, объединила ранее разрозненные континен­ты, став всеконтинентальной и всеокеанской; она даже начинает при­обретать всемирные черты, ведь она способствовала захвату и осво­ению огромных территорий суши и акваторий мирового океана, но она еще не стала глобальной, так как в конце XIX — начале XX в. страны мира еще не были тесно связаны между собой, не видели ре­альной общей экологической угрозы и были нацелены на завоевание пространств, а не освоение их иными, экономическими, политиче­скими, культурными способами. Другими словами, геополитика ста­новилась всемирной, но мир еще не был тем универсальным социу­мом, в который он превращается сегодня на наших глазах; поэтому геополитика, став всеконтинентальной и всеокеанской, не сделалась глобальной. Она уже проникла в самые отдаленные уголки планеты, но еще не сделала эту планету единым, организмом. Она проложила пути через все моря и океаны к новым континентам и островам, но колонии, основанные на этих территориях, и корабли, курсирующие по этим акваториям, более разъединяли народы колоний и метропо­лий, народы разных метрополий, чем объединяли человечество в еди­ный организм.

Итак, геополитика классического периода была евроцентристской, носила всеконтинентальный и всеокеанский характер, во главу угла ставила борьбу за захват, освоение и удержание территории (отсю­да войны за раздел и передел мира), но еще не стала универсальной

и глобальной.

На современном этапе развития геополитической теории и практи­ки геополитика меняет свой евроцентристский вид на универсальный (когда теоретические построения учитывают все акторы мировой по­литики, а не только европейские великие державы) и всемирный (ко­гда геополитика становится глобальной наукой и практикой, связы­вающей воедино все государства и народы мира). При этом борьба идет не за захват и удержание определенной территории, а за кон­троль над ней. Контроль над гео-, гидро- и атмосферой при помощи наземной, морской, воздушной, а главное — космической техники приобрел поистине всеземной, планетарный характер. В приобрете­нии современной геополитикой универсального, всемирного и пла­нетарного характера и заключается ее глобализация.

Важное значение для контроля и удержания пространств приоб­ретают все более не военные, а экономические и информационные факторы.

Преимущество в такой борьбе получают не только самые мощные в военном отношении, но и самые развитые в научно-тех­ническом и технологическом отношении державы. Глобальность гео­графического, пространственного фактора ведет к глобализации поли­тики. Субъектами этой политики теперь являются не только нацио­нальные государства; к ним следует добавить универсальную между­народную организацию (ООН), другие международные ассоциации, транснациональные корпорации, региональные и национальные ор­ганизации, частных лиц. Структура геополитики явственно диффе­ренцируется, как уже отмечалось, на глобальную, региональную и ло­кальную.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.