Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Создание системы дошкольного воспитания в России





 

Становление системы дошкольного воспитания в России имеет свою историю.

Первый детский сад в России был открыт в 1853 г. в Гельсингфорсе, затем в Петербурге, позже детские сады стали открываться в Москве, Николаеве, Одессе, Смоленске, Иркутске и других городах. Они создавались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегированных классов. Были детские сады и на средства благотворительности для детей рабочих. И хотя эти учреждения в России только начали появляться, некоторый опыт по воспитанию детей дошкольного возраста уже имелся: работа воспитательных домов, появившихся в 1763 г. сначала в Москве, а затем в Петербурге по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И. И. Бецкого (1704–1795). В воспитательных домах содержались дети от рождения до 18 лет. До 2-х лет они жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитательный дом. В работе с детьми большое внимание уделялось физическому воспитанию. И. И. Бецкий решительно выступал против физических наказаний.

Во второй половине XIX в. расширение сферы образования в России шло ускоренными темпами. Оно выражалось в увеличении числа школ и численности учащихся. В конце XIX в. стали формироваться новые взгляды на народную школу и детский сад. Начальная школа, до того влачившая жалкое существование, стала рассматриваться как институт, имеющий важное социальное значение. Изменения во взглядах на народное образование в целом и на его звенья в отдельности были обусловлены социально-экономическими причинами. Для успешного функционирования капиталистических производств необходимы были квалифицированные рабочие. Это становилось одним из необходимых условий успеха в конкурентной борьбе предпринимателей как внутри страны, так и на международном рынке.



Экономическое развитие страны в этот период шло быстро, хотя и неравномерно, и вело к изменению социальной структуры населения. Растущей промышленности нужны были рабочие, техники, специалисты разных профессий. Интересы промышленного развития требовали распространения естественнонаучных и технический знаний, чего-то иного в постановке среднего образования как основы для подготовки людей, способных обеспечить экономический и технический прогресс, для образования народа во всех его видах. Создавались объективные предпосылки расширения сферы образования. Неуклонно росло количество учебных заведений и число учащихся в них. На рубеже XIX – XX вв. подвергаются радикальному пересмотру все стороны деятельности общеобразовательной школы: структура и содержание образования, организационные формы и методы обучения.

Состояние педагогической мысли, теории образования и воспитания этого периода также определялось социально-экономическими потребностями. Исследовались многие из тех проблем, которые были поставлены ранее: система антропологических знаний в их применении к воспитанию человека; связи между физической и психической природой человека; стадии развития и взаимосвязи чувства, мысли, воли; влияние общества в его историческом развитии на воспитание, с одной стороны, и воспитания на общество, с другой. Продолжалось формирование педагогики в качестве самостоятельной науки со своим, только ей присущим объектом исследования.

Наиболее характерная черта того времени – продолжающийся процесс дифференциации педагогического знания. Усилиями многих ее представителей педагогика разрабатывалась как усложнявшаяся система, охватывавшая все более широкий круг общих и специальных проблем воспитания. В этот период интенсивно формировались в относительно самостоятельные области знания теория воспитания, дидактика, методика обучения, профессионально-техническая педагогика, педагогика специальная (дефектология) со своей дифференцированной системой и научной проблематикой.

Усиленно развивалась дошкольная педагогика. В ней обозначились проблемы, специфические для воспитания и обучения детей младшего возраста.

М. X. Свентицкая (1855–1932) излагала свои взгляды на задачи детского сада и принципы его организации в условиях России начала XX в. Она считала, что в детском саду, где дети находятся 4 часа в день, можно создать более благоприятные, чем в семье, условия для развития и воспитания ребенка: соблюдение правил гигиены, уход под наблюдением врача, умственное и нравственное развитие под руководством талантливых педагогов и, наконец, ничем не заменимое влияние сверстников в спокойной и радостной обстановке. В 1907 г. ею была открыта частная гимназия с детским садом, которая пользовалась известностью в дореволюционной Москве.

Пропагандистом детских садов в России была А. С. Симонович (1840 – 1933). «Детский сад, – писала она, – есть воспитательное заведение для малолетних детей от 3 до 7 дет без различия сословий, религии и пола. Цель детского сада – физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготавливает ребенка к поступлению в школу, поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой».

Она открывала детские сады в Петербурге и в Тифлисе, широко пропагандировала идеи общественного дошкольного воспитания через журнал «Детский сад», который редактировала. Ее учреждения были платными. В детском саду А. С. Симонович были две возрастные группы: младшая – 3–4 года и старшая – 5–6 лет. В первой жизнь строилась по принципу семейной, использовались индивидуальные занятия. Для более быстрой адаптации к детскому саду детям разрешалось первые дни посещать детский сад вместе с родителями.

Говоря о развитии идей дошкольного воспитания в России, нельзя не упомянуть имя крупного ученого, биолога и анатома П. Ф. Лесгафта (1837 – 1909), который обосновал роль среды и воспитания в развитии личности ребенка, говорил о необходимости изучения его особенностей педагогами и родителями; подчеркивал, что для правильного воспитания нужны любовь и внимание к детям, к их потребностям и нуждам, разумное сочетание руководства взрослого и свободной деятельности детей. Большое внимание ученый уделял семейному воспитанию, отмечая, что правильное семейное воспитание должно развивать в ребенке такие ценные качества, как интерес ко всему окружающему, искренность, отзывчивость, правдивость, интерес к другому человеку, самодеятельность. Особое значение в воспитании детей П. Ф. Лесгафт придавал игре и игрушке. И конечно, нельзя не отметить роль ученого в разработке вопросов физического воспитания детей, которое он считал неотъемлемой частью всестороннего развития. Известен его труд «Руководство по физическому образованию детей».

Положительную роль в распространении знаний о воспитании детей-дошкольников сыграла деятельность Евгении Ивановны Конради (1838 – 1898), автора книги «Исповедь матери» (1876). Ей импонировали сочинения революционно-демократических писателей и публицистов. Большинство ее идей имели полемическую направленность. Она критически относилась к методу естественных последствий Руссо, считая, что дети далеко не всегда могут понять причинно-следственные связи своих поступков; выступала против методики дошкольного воспитания Фребеля (см. юниту 1) и «теории» свободного воспитания, полагая, что на практике она ведет к потворству родителями «любых желаний, хотений и капризов детей»: «Воспитание, которое всегда и везде гладит ребенка по шерстке только потому, что боится погладить против шерстки, оказывает развитию личности самую медвежью услугу и в большинстве случаев может дать только жалких и средних субъектов – жалких развинченностью воли и вредных необузданностью своего себялюбия». По Е.И. Конради, в центре нравственного воспитания, начиная с дошкольного детства, должен быть «труд на благо общества». Воспитательницами детских садов должны стать «русские образованные женщины».

Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923) – воспитанница Смольного института благородных девиц в те годы, когда там служил К. Д. Ушинский. Не без его влияния у нее сформировался интерес к педагогике. Свои взгляды Е.Н. Водовозова изложила в книге «Умственное и нравственное развитие детей от первого появления сознания до школьного возраста» (1871), выдержавшей до 1913 г. семь изданий. В ней обосновывалась необходимость для воспитания теоретических знаний, которые не может заменить личный опыт или материнский инстинкт; подчеркивалась важность периода дошкольного детства для формирования характера человека, его отношения к жизни, гармонического развития способностей. Руководящую роль в воспитании детей Елизавета Николаевна отводила воспитателю, подчеркивая, что без его участия, умения видеть и учитывать характерные особенности ребенка, его способности вянут и глохнут. Критикуя позиции свободного воспитания, утверждающие одинаковые права ребенка и педагога (см. юниту 1), Е. Н. Водовозова писала: «Желать, чтобы воспитатели являлись друзьями и товарищами своих питомцев, разумеется, первое и главное условие нравственного и умственного преуспеяния детей, но чтобы воспитатели и дети могли иметь одинаковые права во всем, даже одинаковое право голоса в воспитании и обучении, это, несомненно, абсурд».

Она считала обязательным всестороннее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе, уделяла внимание и эстетическому воспитанию, включая в содержание работы с детьми пение, сказки, рисование.

Для разработки научных основ воспитания ребенка с самого раннего возраста важное значение имели исследования врача-педиатра и педагога Е.А.Покровского (1834–1895). В течение длительного времени Е.А.Покровский вел исследования проблем антропологии, развития детей дошкольного возраста. С конца 70-х годов в печати появляются его статьи под общим названием «Влияние первых приемов воспитания на физическое развитие детей у разных народностей». Широчайший круг педагогических вопросов представлен в его книге «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», в подготовке к изданию которой принимал участие Л. Н. Толстой.

Е.А.Покровский был основателем и редактором одного из солидных педагогических журналов – «Вестник воспитания». Среди современников ученый слыл как авторитетный знаток детских игр, раскрывающий их значение в качестве ничем не заменимого средства физического, умственного, нравственного воспитания. Он упрекал своих образованных соотечественников за то, что они, проявляя безмерный интерес ко всему иностранному, почти ничего не знают о своей стране. «Признав такой факт глубоко досадным и обидным для русского чувства, я приступил к составлению программы для собирания сведений относительно игр России; разослав их по разным уголкам нашего обширного Отечества, я получил до 2000 ответов от учителей, сельских священников, земских деятелей и других лиц», – писал педагог. Полученные материалы он сгруппировал в трех разделах: для умственного развития ребенка; для укрепления и развития чувства самосознания, для упражнений в процессе воспроизведения впечатлений. Анализируя огромный фактический материал, Е.А.Покровский раскрывал уникальные возможности игр для всестороннего развития не только ребенка в пору раннего детства, но и учащихся в гимназии.

Марья Михайловна Манасеина (1842 – 1903) – детский врач, ученый-медик и педагог – вошла в историю педагогики благодаря своим исследованиям по дошкольному воспитанию и обучению. Широкой известностью пользовались ее работы «О воспитании детей в первые годы жизни», «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования». Следуя заветам классической педагогики о необходимости познания человека как предмета воспитания, М.М.Манасеина с научной точки зрения объясняла поведение ребенка с момента его рождения. Она доказывала, что со времени появления на свет дитя «инстинктивно совершает изо дня в день гигантскую работу», познавая себя в окружающей среде. Вместе с «верными суждениями» ребенок приобретает ложные представления, за что впоследствии ему приходится дорого расплачиваться. Поэтому воспитатель должен помогать ребенку осваиваться с разнообразными ощущениями – осязательными, слуховыми, зрительными, учиться верно пользоваться ими, оценивать их значение.

Известный вклад в дошкольное воспитание внес замечательный педагог второй половины XIX – начала XX вв. П.Ф.Каптерев (1849–1922). Он считал детский сад первой ступенью в общественном воспитании детей.

«...Детский сад, – писал он, – следует признать необходимым воспитательным учреждением в ряду других. Настоящая система воспитательно-образовательных учреждений не имеет начала, она начинает дело с середины, нет связи между семьей, переход детей из семьи в школу крут, резок... Детский сад заключает в себе элементы семьи и школы».

Ученый рекомендовал принимать в детский сад малышей с 4-х лет, так как считал, что трехлетние дети еще не владеют речью, физически очень слабы, нуждаются в постоянной материнской заботе. По мнению П.Ф. Каптерева, главное место в жизни детей должна занимать игра, кроме этого следует включать обязательные занятия, цель которых подготовить детей к школе, подчеркивая при этом необходимость найти правильные их сочетания. Он считал необходимым открывать летние и зимние детские сады и определил направление их работы. Педагоги и воспитатели, по мнению П. Ф. Каптерева, должны обладать большим запасом знаний, иметь интерес к природе, знать смежные науки: анатомию, физиологию, гигиену, психологию и педагогику детского возраста, детскую литературу, историю культуры, знать историю детских игр и игрушек, детские песни, разнообразные ручные работы.

«Теория свободного воспитания» в России начала XX в. ярче всего была представлена Константином Николаевичем Вентцелем (1857 – 1947). Особенность его взглядов выявляется при их сравнении со взглядами его современников – ученых-экспериментаторов и практических деятелей дошкольного воспитания. В его сочинениях звучали слова: «свобода», «воспитание», «образование», «теория», «детский сад», «развитие», «воспитывающее общение», «творчество» и многие другие – в самых различных сочетаниях, но при этом в них не было сколько-нибудь определенного содержания. Неопределенностью содержания отличалась едва ли не каждая его фраза: «В идеальном детском саду ребенок и воспитатель будут иметь значение как две равноправные единицы...», «Если и будет иметь место подчинение ребенка воспитателю, то оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя ребенку», «Идеальный детский сад будет являться также и маленькой трудовой ассоциацией».

Отрицательная, деструктивная роль свободного воспитания обнаружилась в первые годы советской власти. Октябрьские события 1917 г. положили начало новому периоду в развитии отечественной образовательной системы, становлению советской педагогики, методологической основой для которой стала марксистско-ленинская философия.

Созданное в первые дни советской власти новое правительство – Совет Народных Комиссаров – наряду с другими первоочередными вопросами приступило к реформе народного образования.

Первый нарком просвещения – А. В. Луначарский (1875–1933). 29 октября 1917 г. им было опубликовано обращение, в котором определялись основные направления просветительской деятельности, а также структура управления народным образованием. Была поставлена цель – организация единой для всех граждан абсолютно светской школы в нескольких ступенях. Вместо старого Министерства народного просвещения был сформирован Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) с 17 отделами, среди них был и дошкольный, который возглавила Д. А. Лазуркина (1884–1974). В декларации «О дошкольном воспитании» от 20 декабря 1917 г. подчеркивалось важное значение общественного, бесплатного воспитания детей, которое должно начаться с первого дня рождения ребенка. Отмечалось, что «система дошкольного воспитания должна являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования». Начало реформе школы было положено изданием следующих документов: 30 сентября 1918 г. на заседании ВЦИК было утверждено «Положение о Единой трудовой школе», а 16 октября 1918 г. Государственной комиссией по просвещению опубликованы «Основные принципы Единой трудовой школы», в которых указывалось, что «вся система нормальных школ – от детского сада до университета – представляет собою одну школу, одну непрерывную лестницу». Таким образом, впервые в отечественной истории дошкольные учреждения были включены в государственную систему образования.

Деятельность дошкольного отдела была направлена на пропаганду дошкольного воспитания (лекции, доклады, показательные выставки, дошкольные музеи, детская и педагогическая литература и т.д.), подготовку дошкольных работников, организацию детских учреждений, которыми нужно было охватить всех детей до 8 лет.

Задача дошкольных учреждений была определена следующим образом: «Не только путем призрения дать детям с самого раннего возраста сносные условия существования, но наравне с тем дать этим детям общественное воспитание, в основу которого должна лечь идея дошкольного воспитания». Дошкольные учреждения должны строиться на принципах единения школы, семьи и среды. В основе лежит свободное воспитание, приобщение детей к труду и творчеству, что даст простор развитию заложенных в них природой способностей и разовьет самостоятельность, творческую инициативу и социальные чувства.

Все создаваемые дошкольные учреждения должны были обслуживать детей как пролетариата, так и деревенской бедноты и организовываться «в городах и в местечках».

Предлагались следующие типы дошкольных учреждений:

– ясли – для детей раннего возраста, их цель – освобождение матери и рациональная постановка ухода, закладывающего основы крепкого физического и духовного здоровья;

– детский сад – для детей от 3 до 7 лет, где они проводят все рабочее время матери и получают пишу;

– площадки, где могут собираться дети разных возрастов, их цель – дать летом беспризорным детям улицы разумные занятия и развлечения под руководством взрослого;

– колонии (вывоз детей в дачную местность), создаваемые с целью поднятия общего физического и психического уровня детей, воспитания их в обстановке природы и свободного труда.

Таким образом, перед дошкольными учреждениями была поставлена задача решения социальных и педагогических вопросов.

Впервые проблему подготовки кадров дошкольных работников взяло на себя государство. Основой стала курсовая подготовка: были созданы центральные курсы в Москве, а также краткосрочные на местах, высшие и средние педагогические учебные заведения по подготовке дошкольных работников в Петрограде, Москве и некоторых других городах. Но квалификация провинциальных работников была еще крайне низка, что сказывалось на качестве работы дошкольных учреждений. Чувствовалась острая потребность в оборудовании, учебных пособиях, материалах для занятий, игрушках и т. д.

Не менее важной была методическая помощь начинающим педагогам в виде печатных материалов. До 1918 г. включительно выходил журнал «Свободное воспитание». В издаваемом с 1918 г. «Еженедельнике Наркомпроса» публиковались инструктивные материалы, материалы из опыта работы, консультации опытных дошкольных работников столичных городов, переводы произведений зарубежных авторов. С 1918 по 1922 гг. издавался «Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса», ставивший задачу «учесть всю педагогическую работу дошкольных учреждений». В 1919 г. был издан «Справочник по дошкольному воспитанию», где, в частности, была опубликована «Инструкция по ведению очага и детского сада». В ней определялись основные принципы организации детского сада. При ее составлении широко использовался опыт дореволюционных дошкольных учреждений Москвы и Петрограда. В приложениях давались рекомендации по проведению игр, приводился перечень песен и музыкальных произведений, используемых в работе с детьми, а также списки книг для детей и руководительниц и другой материал.

В апреле 1919 г. был созван Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, основными вопросами которого были задачи дошкольного воспитания, связанные с новыми формами общественной жизни:

– определение основного типа дошкольного учреждения;

– подготовка дошкольных работников; организация детских учреждений для детей национальных меньшинств;

– организация дела дошкольного воспитания в государственном масштабе и др.

В резолюциях съезда был определен основной тип дошкольного учреждения –детский сад для детей 3 – 7 лет с шестичасовым пребыванием (при необходимости более длительным нахождением там). Было оговорено, что количество детей на одну руководительницу не должно превышать 15 человек, в крайнем случае – 20. Определялись также требования к организации различных сторон дошкольных учреждений: ведение работы в детском саду на родном языке, связь с семьей, необходимость широкой постановки медицинской работы, которая включает «специально-лечебное и врачебно-педагогическое» направление, специальную подготовку врачей для работы в детских садах и т. д.

Значительным достижением съезда явилось принятие организационного плана решения задач дошкольного воспитания в общегосударственном масштабе. В соответствии с этим планом была предусмотрена большая организационная работа по развитию системы дошкольного воспитания, предусматривавшая самостоятельность местных органов управления дошкольным воспитанием. На дошкольный отдел Наркомпроса возлагалась обязанность координировать и объединять их работу, а также оказывать подотделам на местах всевозможную помощь. Были намечены мероприятия, направленные на пропаганду идей общественного дошкольного воспитания среди населения, широкое издание популярной и агитационной литературы, пересмотр существующих книг и изучение вновь выходящих по всем вопросам дошкольного воспитания и т. д.

Последствия военного коммунизма, гражданской войны (разруха, голод, топливный кризис и т.д.) привели к тому, что к 1921 г. у государства, продолжавшего поддерживать школу, не стало средств к расширению сети бесплатных дошкольных учреждений, и они были переданы в местные бюджеты, которые также были очень бедны. В результате в последующие годы отмечается резкое сокращение количества детских садов, и к 1924 г. только 42 тыс. детей были охвачены общественным дошкольным воспитанием. К сокращению сети детских садов подходили очень осторожно: закрытию подлежали в основном учреждения, где не выдерживались требования санитарии и гигиены, на очень низком уровне находилась педагогическая работа. Параллельно с этим началась большая организационная работа по прикреплению детских учреждений к промышленным предприятиям, положившая начало созданию ведомственной сети дошкольных учреждений.

На Третьем Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (октябрь 1924 г.) были обсуждены вопросы, связанные с развертыванием дошкольной работы в деревне. С докладом выступила Н. К. Крупская (1869 – 1939), подчеркнувшая политическое значение решения данной проблемы: через детский сад подойти к крестьянке и показать ей путь к новой коллективной жизни. Были разработаны неотложные меры по организации разных типов дошкольных учреждений, подготовки кадров, выпуска специальной литературы, включению в эту работу представителей общественных и политических организаций, сельского учительства.

Упорядочивание организационной стороны работы детских садов обусловило создание первого Устава детского сада (1924), в котором были определены требования к комплектованию дошкольных учреждений детьми и сотрудниками, оговорены вопросы материальной базы, управления, подчеркнута роль и функции Совета детского сада. С 1925 г. была введена плата за обучение в детских садах, которая определялась в зависимости от дохода семьи. Постепенно количество дошкольных учреждений стало увеличиваться, и в 1926 г. в дошкольных учреждениях РСФСР воспитывалось уже 60,8 тыс. детей, а в 1928 г. – 85,9 тыс.

Летом 1929 г. но инициативе комсомола Москвы Наркомпросом был организован «дошкольный поход», послуживший импульсом к развитию дошкольного воспитания на всей территории страны. Он имел целью расширение сети дошкольных учреждений силами общественных организаций и частных лиц при минимальных затратах из госбюджета. Для создания материально-финансовой базы похода организовывались специальные мероприятия: в центре и на местах создавались поощрительные фонды, организовывались субботники, привлекались средства населения. Проведение походов (1929 – 1932) сыграло большую просветительскую роль, к дошкольному воспитанию было привлечено внимание общественных организаций, он способствовал вовлечению женщин в производственную и общественную жизнь страны, и создание общественных дошкольных учреждений стало рассматриваться как одно из направлений строительства социализма. В каждом пятилетнем плане обязательно предусматривалось увеличение сети дошкольных учреждений. В связи с этим встала проблема развития индустрии, обслуживающей эту сферу: разработка типовых проектов зданий, производство оборудования, мебели, игрушек и т. д. С 30-х годов началось строительство специальных помещений для детских садов, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям.

В 1938 г. был утвержден новый Устав детского сада, в котором определялись цели воспитания в детском саду – всестороннее развитие детей и воспитание их в духе коммунизма. Конкретизировались задачи работы, принципы комплектования, типы детских садов, их структура, определялись требования к питанию и помещению. Впервые было высказано, что заведующая и воспитатели должны иметь специальное образование.

В Уставе детского сада 1944 г. подчеркивалось, что «детский сад является государственным учреждением общественного советского воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет, имеющим целью обеспечить им всестороннее развитие и воспитание. Одновременно детский сад способствует участию женщин-матерей в производственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». Были определены задачи детского сада, порядок открытия, структура, порядок приема, отчисления и перевода детей, определены должностные обязанности сотрудников, функции родительского комитета и другие вопросы. Все дошкольные учреждения, независимо от их нахождения и подчинения, обязывались работать на основе единого Устава. До конца 80-х годов это был действующий документ.

В постановлении «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959) поставлена задача создания единой системы воспитания детей дошкольного возраста. Признано необходимым «объединить с учетом местных условий и возможностей два типа дошкольных учреждений – яслей и детского сада – в единое дошкольное детское учреждение». В 60 – 70-е годы последовательно решались вопросы улучшения оснащения и оборудования дошкольных учреждений, укрепления их материальной базы, методического обеспечения. Это было вызвано всевозрастающими требованиями к качеству дошкольного образования, выдвигаемыми наукой. Были разработаны нормативные документы для дошкольных учреждений специального назначения (для детей с различными отклонениями в развитии). Утверждены положения об инспекторе и методисте по дошкольному воспитанию разных уровней, о системе повышения квалификации дошкольных работников и многие другие.

В 80-е годы в связи с реформой школы, наметившей переход к обучению в школе с шестилетнего возраста, произошли некоторые изменения в системе дошкольного воспитания. Было признано, что там, где есть для этого условия, необходимо создавать объединенные учреждения «школы – детские сады», а в классах для шестилеток в школах – создавать условия, приближенные к детскому саду. Часть дошкольных учреждений пошла по пути переподготовки своих воспитателей к работе по программе первого класса школы. Остро встал вопрос об осуществлении более тесной преемственности в работе детского сада и школы. Был принят ряд мер по поддержке семей, воспитывающих детей, в частности были освобождены от платы за детский сад семьи с маленьким достатком, введены льготы для многодетных семей. К середине 80-х годов в СССР охват детей общественным дошкольным воспитанием составил на селе около 39%, а в городе – свыше 70%. Значительное количество дошкольных учреждений находилось в ведении различных ведомств, что позволяло поддерживать их материальную базу на более высоком уровне, чем в учреждениях, подчинявшихся органам народного образования.

Несомненные успехи в создании единой системы общественного дошкольного воспитания явились итогом многолетних целеустремленных усилий общества и государства по решению сложных социально-педагогических задач: создание устойчивой материальной базы, а также научно-исследовательских и учебных учреждений системы дошкольного воспитания, обоснование его содержания, разработка программных документов, регламентирующих жизнедеятельность детских садов и многое другое. Работа в этом направлении начиналась с первых лет советской власти.

В первые послереволюционные годы на государственном уровне началась научная разработка вопросов дошкольного воспитания. В этих целях был создан ряд учреждений, занявшихся как подготовкой кадров, так и научными исследованиями.

На базе Фребелевского института в 1918 г. в Петрограде был организован Петроградский институт дошкольного образования (позже был объединен с ЛГПИ им. А. И. Герцена).

В 1918 г. в Москве открыт Институт дошкольного воспитания, который возглавил психолог К. Н. Корнилов (1879 – 1957). Это было научное учреждение, основные задачи которого – всестороннее научное изучение природы ребенка, преимущественно в дошкольном возрасте; постепенное вырабатывание рациональных методов воспитания; широкое распространение знаний о природе ребенка и о методах воспитания. Институт состоял из четырех отделов: научного, учебного, информационного и издательского, а также медицинской и психологической лаборатории, опытного (экспериментального) детского сада и яслей. Институт занимался также организацией курсов по дошкольному воспитанию. В 1921 г. он слился с Академией социального воспитания, а возглавлявший его К. Н. Корнилов стал деканом созданного в этом же году педагогического факультета 2-го МГУ, где было открыто дошкольное отделение.

Другим центром, объединявшим дошкольную работу, был Центральный музей дошкольного воспитания (Москва). Директором музея назначили Е. А. Аркина (1873–1948). Задачами музея стали: изучение и демонстрация истории развития систем дошкольного воспитания; централизация сбора, анализа и пропаганды лучших достижений дошкольной теории и практики. В 1919 г. в музее было три отдела: исторический; отдел, «рисующий фактическое состояние и развитие дела дошкольного воспитания в разные эпохи, вплоть до настоящего времени»; отдел современных дошкольных учреждений.

В развитии теории и практики дошкольного воспитания 20-х годов можно выделить две тенденции. Первая, являясь отражением принципов свободного воспитания, своими истоками уходила к «русскому наследству» отечественной дореволюционной педагогики. Это отразилось, в частности, в первых документах Наркомпроса по дошкольному воспитанию. Так, Д. А. Лазуркина в 1918 г. отмечала: «Мы не подходим к ребенку с заранее намеченной программой, которую мы обязуемся выполнить, мы только учитываем те благоприятные условия, при которых ребенку возможно развиваться гармонически». Эти идеи можно проследить в работах К. Н. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, Л. К. Шлегер и др.

Вторая тенденция отражала стремление наполнить содержание образования идеологией марксизма и отвечала веяниям времени. Она положила начало научной разработке основ советской дошкольной педагогики.

Созванный Второй Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию поставил вопрос о пересмотре работы дошкольных учреждений. В рамках съезда работали секции практики детского сада, подготовки работников, научно-врачебно-педагогическая. С докладами выступили Д. А. Лазуркина, П. П. Блонский и др.

Серьезная дискуссия возникла на съезде вокруг доклада П. П. Блонского (1884–1941) «Системы дошкольного воспитания», в котором он выступил против бессистемности воспитания, дающей в итоге «бесхарактерность ребенка». Он призвал обратиться к пролетарскому ребенку: посмотреть, как живет его семья, выяснив, в каком именно воспитании нуждаются дети «крестьянско-пролетарской массы», разработать современную систему дошкольного воспитания.

Съезд выдвинул перед дошкольными работниками задачу «создания формы воспитания, имеющей в своей основе общемарксистскую концепцию и соответствующей природе ребенка данной революционной эпохи», признав тем самым необходимость пересмотра содержания дошкольного воспитания. Подчеркивалась важность учета опыта практической работы во всем ее многообразии. Особое внимание было уделено вопросам организации работы с детьми семилетнего возраста, постановке физического образования в детских садах.

В этот период педагогические проблемы обсуждались в тесной связи с педологией– комплексной наукой о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др.

Педология рассматривалась как дисциплина, систематизирующая опыт воспитания и подводящая под него теоретическую основу. На съезде был затронут вопрос о пересмотре содержания педологии дошкольного возраста. Наметился отход от «самодовлеющего биологизма» в сторону социального фактора. Программа изучения ребенка и детского коллектива, предложенная педологом С. С. Моложавым, требовала прежде всего изучения среды, окружающей ребенка. Подчеркивалась необходимость создания в детском учреждении такой обстановки, которая стимулировала бы детей к играм с преобладанием трудового процесса, к играм, в которых фантазия ребенка проявлялась лишь как продукт реальности и деятельности. «Фантастика же, как отрыв от реальности, в педагогической работе недопустима». А. Б. Залкинд выступил против использования сказки в детском саду, так как она отвлекает от современной жизни. Эта позиция педологов положила начало широкой дискуссии научных и практических работников по проблеме детской литературы, сказки, использования куклы и другим вопросам. Таким образом, признавалось, что ребенка воспитывает современность и окружающая среда, а педагог – только организатор этой среды и наблюдатель. Основным видом деятельности дошкольника и основным содержанием работы с детьми в дошкольном учреждении был признан труд.

Поворот педологии от чисто биогенетического направления (установление зависимости умственного развития от наследственных факторов) к социогенетическому (изучение влияния условий социальной среды ребенка) получил свое подтверждение на Первом педологическом съезде (1928). Было отмечено, что требуется комплексный анализ как биологических основ детского поведения, так и их социальных причин, необходимо целостное изучение ребенка.

В детских садах, школах получили распространение тестирование, различные схемы учета проявлений детей и другие аналогичные методы. Все это требовало серьезной исследовательской работы специалистов, которых в то время практически не было. Поэтому все педологические исследования легли на плечи практических работников: учителей и воспитателей, квалификация которых для такой работы была явно недостаточной. Результатом явилось значительное число детей с диагнозом «умственно отсталый», увеличилось количество дошкольных учреждений и школ для детей с отклонениями.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.