Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Программа экологического образования дошкольников «НАШ ДОМ – ПРИРОДА»





(Н.А. Рыжова)

 

Цель программы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

Программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека. Она обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение», предназначена для работы с детьми пяти и шести лет (старшей и подготовительной групп) и соответственно рассчитана на два года обучения. Экологическое образование рассматривается в ней как неотъемлемая часть общего образования. Программа ориентирует педагогов на системный подход к экологическому образованию старших дошкольников.

Построена программа на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Программа «Наш дом – природа» состоит из нескольких блоков:

– «Я и природа»;

– «Воздух»;

– «Солнце»;

– «Камни, песок, глина»;

– «Почва»;

– «Растения»;

– «Животные»;

– «Лес»;

– «Человек и природа».

Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

 

Программа по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «СЕМИЦВЕТИК»

 

(В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова)

 

«Семицветик» – программа по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста (3–7 лет).

Ее цель – обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности.

Программа реализуется на основе широкого использования интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайд-фильмов и композиций.

В программу включены примерные планы работы на год, конспекты интегрированных занятий с детьми.

Девиз программы «Семицветик» – воспитание через культуру и красоту.

Основные задачи программы:

– формирование и развитие восприятия красоты;

– закладка фундамента этических и нравственных основ;

– развитие сознания и расширения кругозора;

– раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;

– закладка основ культурно-экологического сознания как оазиса личностной культуры.

Содержание программы обобщено в соответствующие тематические блоки, которые составлены из двух базовых тем – «Природа» и «Человек». В основе построения и развития программы в течение учебного года лежит органическая связь тематического плана с временами года и сезонными явлениями природы, а также с фенологическим (в отдельных случаях с астрономическим), народным и современным социально-бытовым календарем. В фенологическом календаре отражена жизнь природы, в астрономическом – движение Солнца и светил, в народном – даты и праздники, отношение предков к природе, пословицы и поговорки, а в социальном – основные праздники и даты.

Программа рассчитана на использование в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

 

Программа «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»

 

(О.П. Радынова)

 

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающие индивидуальные и психофизиологические особенности детей, взаимосвязанные со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципам: тематическому, концентрическому (цикличности), контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Основной принцип построения программы – тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе).

Первая тема – «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» – является ведущей, стержневой, сквозной, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определенное эмоциональное содержание.

Вторая тема – «Песня, танец, марш» – основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского.

Третья – «Музыка рассказывает о животных и птицах» – дает детям представления об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности.

Четвертая – «Природа и музыка» – включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Пятая – «Сказка о музыке» – знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передают характер персонажей в танцевальных, образных движениях, пантомиме, рисунках.

Шестая – «Музыкальные инструменты и игрушки» – дает представления о произведениях, имитирующих звучание музыкальных инструментов, а также о музыкальных инструментах симфонического оркестра и народных.

Программа оснащена учебно-методическим комплектом по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры».

Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.

Программа «Я, ТЫ, МЫ»

 

(О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

 

Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования.

Она направлена на формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка, помогает также решить и комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.

В программу входят следующие разделы:

– «Уверенность в себе»;

– «Чувства, желания, взгляды»;

– «Социальные навыки».

Раздел «Уверенность в себе» способствует развитию у ребенка осознания своих характерных особенностей и предпочтений, уникальности и неповторимости своих возможностей. Задача педагога на этом этапе – помочь ребенку поверить в свои собственные силы, поддержать его, использовать в целях достижения успеха различные жизненные и игровые ситуации.

Раздел «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других детей.

Раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно-наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей из новой развивающей серии «Маленький человек и большой мир».

Образовательное содержание программы может также включаться в контекст занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и ручному труду, в музыкальных и физкультурных занятиях, а также использоваться в ходе организации индивидуальной и групповой работы с детьми в течение дня, при проведении сюжетно-ролевых и других игр.

Программа прошла широкую апробацию в условиях работы дошкольных образовательных учреждений России.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

№ п/п Новые понятия Содержание
     
  Автодидактизм дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог
  Внимание направленность человека на определенные события и явления действительности, особое сосредоточение на них
  Гуманизация образования усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами
  Гуманизм совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил
  Дошкольное детство период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2–3 лет) до момента систематического обучения (6–7 лет)
  Дошкольная педагогика наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу)
  Идентификация игры отождествление игры с забавой, когда ребенок воспринимается взрослым как недостаточно развитой
  Комплексные (общеразвивающие) программы сосредоточены на формировании у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества
  Конвенция (от лат. conventio) договор, соглашение
  Мышление процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности
  Настроение устойчивое, сравнительно продолжительное, но слабо выраженное психическое состояние, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида
  Образование целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства
  Образовательный государственный стандарт обязательный уровень усвоения программ, рекомендованных органами образования для образовательных учреждений
  Общение обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией посредством слов и других знаковых систем, в результате которого формируются отношения
  Основные задачи дошкольного образовательного учреждения охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
  Память форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта
  Педагогическая технология совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития
  Педагогический процесс целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях образовательной системы
  Педология комплексная наука о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др.
  Преамбула вводная часть к законодательному акту
  Режим твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка
  Речь процесс общения посредством языка
  Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей
  Сенсорное воспитание целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий
  Сенсорный Монтессори-материал система предметов, упорядоченных в соответствии с их физическими свойствами
  Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство
  Система народного образования совокупность учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для осуществления целенаправленного обучения и воспитания населения каждой отдельной страны
  Содержание образования система знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие умственных и физических возможностей детей, подготавливает их к активному участию в жизнедеятельности
  Специализированные (парциальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребенка
  Умственная отсталость стойкое нарушение познавательной деятельности на основе органического поражения головного мозга
  Устав документ, в котором четко устанавливаются цели и задачи учреждения, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ
  Фетишизация игры восприятие взрослыми игры как единственной и главной формы жизни ребенка
  Цель дошкольного образования всестороннее общее развитие ребенка, определяемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека
  Эвритмия особый вид художественных занятий, построенных на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике
  Эгоцентризм неспособность ребенка сосредотачиваться на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению
  Эмпатия сопереживание, способность понимания психических состояний других людей
  Язык система знаков, опосредующих психическую деятельность, а также средство человеческого общения, реализуемое в речи

 

 


* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.