|
Программа экологического образования дошкольников «НАШ ДОМ – ПРИРОДА» ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 (Н.А. Рыжова)
Цель программы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека. Она обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение», предназначена для работы с детьми пяти и шести лет (старшей и подготовительной групп) и соответственно рассчитана на два года обучения. Экологическое образование рассматривается в ней как неотъемлемая часть общего образования. Программа ориентирует педагогов на системный подход к экологическому образованию старших дошкольников. Построена программа на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Программа «Наш дом – природа» состоит из нескольких блоков: – «Я и природа»; – «Воздух»; – «Солнце»; – «Камни, песок, глина»; – «Почва»; – «Растения»; – «Животные»; – «Лес»; – «Человек и природа». Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Программа по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «СЕМИЦВЕТИК»
(В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова)
«Семицветик» – программа по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста (3–7 лет). Ее цель – обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности. Программа реализуется на основе широкого использования интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайд-фильмов и композиций. В программу включены примерные планы работы на год, конспекты интегрированных занятий с детьми. Девиз программы «Семицветик» – воспитание через культуру и красоту. Основные задачи программы: – формирование и развитие восприятия красоты; – закладка фундамента этических и нравственных основ; – развитие сознания и расширения кругозора; – раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала; – закладка основ культурно-экологического сознания как оазиса личностной культуры. Содержание программы обобщено в соответствующие тематические блоки, которые составлены из двух базовых тем – «Природа» и «Человек». В основе построения и развития программы в течение учебного года лежит органическая связь тематического плана с временами года и сезонными явлениями природы, а также с фенологическим (в отдельных случаях с астрономическим), народным и современным социально-бытовым календарем. В фенологическом календаре отражена жизнь природы, в астрономическом – движение Солнца и светил, в народном – даты и праздники, отношение предков к природе, пословицы и поговорки, а в социальном – основные праздники и даты. Программа рассчитана на использование в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»
(О.П. Радынова)
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающие индивидуальные и психофизиологические особенности детей, взаимосвязанные со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду. Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципам: тематическому, концентрическому (цикличности), контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Основной принцип построения программы – тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Первая тема – «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» – является ведущей, стержневой, сквозной, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определенное эмоциональное содержание. Вторая тема – «Песня, танец, марш» – основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского. Третья – «Музыка рассказывает о животных и птицах» – дает детям представления об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Четвертая – «Природа и музыка» – включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Пятая – «Сказка о музыке» – знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передают характер персонажей в танцевальных, образных движениях, пантомиме, рисунках. Шестая – «Музыкальные инструменты и игрушки» – дает представления о произведениях, имитирующих звучание музыкальных инструментов, а также о музыкальных инструментах симфонического оркестра и народных. Программа оснащена учебно-методическим комплектом по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры». Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ. Программа «Я, ТЫ, МЫ»
(О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)
Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Она направлена на формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка, помогает также решить и комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности. В программу входят следующие разделы: – «Уверенность в себе»; – «Чувства, желания, взгляды»; – «Социальные навыки». Раздел «Уверенность в себе» способствует развитию у ребенка осознания своих характерных особенностей и предпочтений, уникальности и неповторимости своих возможностей. Задача педагога на этом этапе – помочь ребенку поверить в свои собственные силы, поддержать его, использовать в целях достижения успеха различные жизненные и игровые ситуации. Раздел «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других детей. Раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно-наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей из новой развивающей серии «Маленький человек и большой мир». Образовательное содержание программы может также включаться в контекст занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и ручному труду, в музыкальных и физкультурных занятиях, а также использоваться в ходе организации индивидуальной и групповой работы с детьми в течение дня, при проведении сюжетно-ролевых и других игр. Программа прошла широкую апробацию в условиях работы дошкольных образовательных учреждений России. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
ГЛОССАРИЙ
* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|