Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика педагогического процесса





Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении,направленный на решение задач его разностороннего развития, подготовку к школе. Он представляет собой определенную систему, компоненты которой – содержание, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. Слово «процесс» свидетельствует о продолжительности во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности человека (ребенка).

Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. А его исполнителями обязательно являются две взаимосвязанные стороны: тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности того, кто воздействует, и того, на кого он направлен.

Педагогический процесс – целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях образовательной системы. П. Ф. Каптерев в своем фундаментальном труде «Педагогический процесс» подчеркивает, что педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и по мере ее сил сообразно социальному идеалу. Главную сущность педагогического процесса составляет единство обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.

Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Так, педагогический процесс дошкольного учреждения устремлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Он включает в себя и большую, глобальную задачу, и сочетание всех компонентов воздействия на личность.

Когда же понятие «педагогический процесс» употребляется в узком смысле, имеется в виду сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Например, педагогический процесс, направленный на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания, или еще более узко – на воспитание честности, навыков культурного поведения, начал творчества и т.д. Так, в широком педагогическом процессе может функционировать сразу несколько педагогических «мини-процессов». Педагогический процесс, направленный на решение узкой задачи, всегда является содержательной единицей общего педагогического процесса и, несмотря на определенную автономность, связан с последним и зависит от него. Например, разрабатывается и осуществляется педагогический процесс по воспитанию культуры поведения. Внимание педагога (чаще педагога-исследователя) концентрируется на отборе методов, средств, форм организации, которые помогут решить данную задачу. Но реализуется она на фоне других задач воспитания и развития личности и одновременно с их решением.

В узком смысле педагогический процесс может рассматриваться и с позиции ограничения компонентов воздействия. Например, как сочетание разных видов деятельности: игры, труда, учебной, спортивной, художественной деятельности, направленных на решение конкретной задачи.

Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный (И.П. Подласый).

На подготовительном определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания.

Так, воспитатель считает важным формирование у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата.

На основном этапе реализуется план работы, осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Думающий педагог не прячется от анализа ошибок, не обольщается первыми положительными результатами, а выясняет их причины. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Очень важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь – ответную реакцию ребенка на воздействия.

Заключительный этап предназначен для анализа результатов, который имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось мало действенным. Конечно, эта работа трудоемка. Но без нее педагог не станет мастером своего дела.

Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждении:

§ учет возрастных возможностей детей;

§ опора на интересы ребенка;

§ решение воспитательных и образовательных задач в их единстве;

§ учет положений о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

§ осуществление взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

§ создание естественной, непринужденной обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность.

Процесс воспитания дошкольников длительный и непрерывный, результат его проявляется не сразу. Только в старшей группе детского сада более или менее отчетливо видны результаты деятельности воспитателя, музыкальных работников, педагога по физическому воспитанию. В полной мере результаты воспитательного процесса проявятся только в школе. Поэтому педагоги дошкольных образовательных учреждений должны наблюдать за своими выпускниками, обучающимися в начальных классах. Это поможет увидеть положительное в своей деятельности, отметить недостатки и должным образом провести корректировку воспитательного процесса.

Зная цель, задачи, сущность процесса воспитания, его основные принципы, можно определить направления и содержание процесса воспитания дошкольников (см. юниту 1).

Анализ всех программ воспитания и развития детей дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание детей. В программе «Истоки» это направление называется «Физическое развитие», в программе «Детство» оно формулируется «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Серьезное внимание физическому воспитанию уделяется и в программе «Радуга».

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет: увеличивается рост, масса тела, развивается двигательная активность. Важной задачей воспитателя является развитие физических способностей ребенка: силы, ловкости, выносливости.

Большое место в физическом воспитании и развитии дошкольников занимают подвижные игры. Проводятся они в группе, во время прогулок, в промежутке между занятиями, обязательно включаются в музыкальные и специальные физкультурные занятия.

Игры младших дошкольников организует воспитатель. Старшие дошкольники учатся организовывать подвижные игры самостоятельно. Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулируют у детей стремление к еще большей физической активности.

Забота о здоровье детей и их физическом развитии тесно связана и с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней гимнастики, два раза в неделю во всех группах дошкольного образовательного учреждения проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучить детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой, причем с группами детей разного возраста по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной активности осуществляется во время прогулки. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где и проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе. Интерес у детей вызывает прогулка, во время которой они учатся наблюдать явления природы, жизнь людей.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за развитием детей и состоянием их здоровья, проводятся профилактические мероприятия для укрепления здоровья. Авторы комплексных программ воспитания и развития дошкольников большое внимание уделяют формированию привычки к здоровому образу жизни, потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности.

Так, в программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» на первом месте стоит воспитание у детей основ гигиенической культуры. В младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться, убирать помещение. Они должны знать и называть предметы, необходимые для умывания, купания и уборки помещения. Особое место занимает работа по воспитанию навыков и умений поведения за столом.

На последующих этапах возрастного развития детей культурно-гигиенические представления и практические умения усложняются. К старшему дошкольному возрасту воспитанники уже осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т. п. Старшие обучают малышей. Эффективное физическое воспитание и развитие дошкольников возможно при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим – это твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. Для каждого возраста устанавливается свой режим, соответствующий особенностям возрастного развития детей. Режим дня – это не просто регламентированное времяпрепровождение, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение.

Режим меняется с возрастом детей. В младшей группе много времени уходит на одевание после сна, при подготовке к прогулке. Внимание детей неустойчиво, они отвлекаются на каждую новую для них ситуацию, поэтому естественно, что для них отводится больше времени на самообслуживание. А вот учебные занятия у малышей занимают не более 15 минут.

С возрастом сокращается время на самостоятельную деятельность по самообслуживанию, увеличивается время прогулки, проведения учебных занятий. В старшей и подготовительной возрастных группах учебное занятие может продолжаться 25–30 минут, а в день их может быть 2–3 (с перерывами).

В дошкольном образовательном учреждении есть только ему присущая особенность – режим жизни детей меняется со сменой времени года. В летнее время дети меньше занимаются, а больше находятся на воздухе, играют. Режим не должен быть для детей сплошным ожиданием друг друга, скажем, на обед, прогулку. Одни дети моют руки к обеду, другие уже садятся за стол. Только к учебным занятиям все приступают одновременно. Для каждой возрастной группы режим должен быть постоянным. Это лучше формирует у детей привычки поведения и помогает воспитанию самостоятельности.

Особое место в режиме детей в детском саду занимают прогулки. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности. Перед прогулкой воспитатель объясняет детям, какие игрушки они возьмут с собой, во что будут играть, на какие вопросы после прогулки они ответят. Во время прогулки планируются 1–2 подвижные игры. Весной и летом предусмотрен труд на участке.

После обеда в режиме дня сон. Многие дети охотно спят, особенно дети младшей группы. Сон проводится в хорошо проветренном, но не в холодном помещении.

После полдника и вечерней прогулки дети уходят домой. Воспитатель рассказывает родителям, как прошел день, какое настроение было у ребенка, что интересного он сегодня сделал, как вел себя со сверстниками.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного социального развития. В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. Тесно связано с социальным развитием нравственное воспитание дошкольников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в общении со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений.

Ведущая задача нравственного воспитания дошкольников – воспитание гуманных отношений. Чтобы эти отношения были созданы, необходимо знать компоненты нравственного воспитания. Это прежде всего формирование нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения. Эти компоненты выступают в единстве.

Процесс нравственного воспитания, как мы уже указывали, невозможен вне социального развития личности ребенка. Воспитание гражданственности, трудолюбия, основ культуры общения и поведения – все это в дошкольном возрасте возможно, если дети активно включаются во взаимоотношения со взрослыми, сверстниками и учатся оценивать и познавать самого себя.

В младшем возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми в семье, в кругу знакомых и родственников, в детском саду это возраст так называемого познавательного общения. В игре, на прогулке дети задают много вопросов. Взрослый является для детей тем человеком, который все знает, на все вопросы ответит, даст необходимую информацию. Для младшего дошкольника взрослые – непререкаемый авторитет, и дети стараются подражать им в словах, поведении, в этом возрасте им свойственно копирование. В среднем и старшем дошкольном возрасте простое общение и копирование поведения взрослых уже не удовлетворяет ребенка, он желает сотрудничества, совместной деятельности и получения в этой деятельности определенного результата. Уже в возрасте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения, он чуток к тем взрослым, которые сопереживают его неудачам.

Не менее важным в нравственном воспитании детей и их социальном развитии является общение со сверстниками. В программе «Детство» есть специальный раздел «Ребенок среди детей». Здесь для воспитателя важно, чтобы дошкольники учились понимать настроение сверстников, умели оберегать и защищать слабых, помогали заботиться о малышах. Главное – научить детей пониманию, почему необходимо выполнять в детском саду, а потом в школе определенные правила. Уже в старшем дошкольном возрасте в отношениях со сверстниками ребята должны проявлять доброжелательность, чуткость, заботливость, готовность к взаимопомощи. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками более активно идет и социальное развитие ребенка. Он учится самооценке, самопознанию.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в большей степени связано с эмоциональной сферой ребенка, его переживаниями. Огорчения и радость, восторг и смущение – все это характерно для дошкольников. Поэтому естественно, что нравственное воспитание и социальное развитие детей требуют ярких примеров из литературы, кинофильмов, спектаклей, кукольного театра и т.д. Нравственные чувства, возникающие у детей в таких видах деятельности, служат своеобразным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные отношения.

Планируя содержание нравственного воспитания детей различных возрастных групп, воспитатель продумывает, какие нравственные качества он будет воспитывать у детей, какими средствами и методами он будет пользоваться. Так, при воспитании целеустремленности, воспитатель учит детей ставить цель своей деятельности, затем подсказывает ребятам, как можно достичь этой цели, дает образец выполнения задания, вместе с детьми намечает пути достижения цели. Постепенно дети учатся самостоятельно ставить цель игры, цель работы в живом уголке и т. д.

Формирование положительных нравственных качеств – это результат целенаправленной последовательной работы воспитателей. Большого терпения требует работа по преодолению уже сложившихся нежелательных качеств. Причины невоспитанности ребенка разные: избалованность ребенка в семье и, наоборот, недостаток внимания к нему; чрезмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в немедленном выполнении каждого его желания, и постоянные наказания ребенка, отсутствие единства и последовательности требований. Воспитатель выясняет причины отклонения от нормы поведения ребенка, намечает пути воспитательной работы с ним, очень внимательно следит за всеми положительными проявлениями такого ребенка и использует систему похвалы, поощрения, доверия и т. п.

Таким образом, нравственное воспитание и социальное развитие детей дошкольного возраста является многогранным процессом и требует творческого подхода воспитателей и всех работников дошкольных образовательных учреждений к его реализации.

В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации данных задач, необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка.

Умственное воспитание – это прежде всего развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

В содержание умственного воспитания входит: развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей.

В детском дошкольном учреждении решаются такие задачи речевого развития детей, как обогащение словарного запаса ребенка, формирование грамматического строя речи, связная монологическая и диалогическая речь.

Речь – важнейшая форма общения детей со взрослыми и сверстниками. Взрослый показывает предметы, называет их одним словом, задает вопросы, высказывает определенные просьбы, дает указания и т. д. На этом этапе ребенок реагирует на речь взрослого на уровне эмоционального восприятия. Постепенно начинает формироваться диалогическая речь, т. е. ребенок уже сам ставит вопросы, высказывает свои мысли, суждения. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в своем рассказе определенное связное содержание.

В последние годы в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Она оказывает положительное влияние на грамотность ребенка, его умение регулировать темп и громкость речи, ее выразительность.

В процессе работы по речевому развитию расширяется лексикон детей, идет его закрепление, уточнение, систематизация, что связано с формированием грамматического строя речи. Для этого используются описания погоды, пересказ сказок, рассказы о проведении воскресного дня, упражнения по продолжению сказки, придумыванию ее окончания.

В связи с неравномерностью развития речи у каждого ребенка работа воспитателя должна быть индивидуально ориентированной. Работая в группе с малым количеством детей, воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребенка – темп его речи, грамматический строй, умение описывать в рассказе окружающий мир.

В содержание умственного воспитания входит и развитие элементарных математических представлений и конструирование. Математическая подготовка детей дошкольного возраста включает обучение счету, решению и составлению простых арифметических задач, развитие количественных представлений.

Во всех комплексных программах воспитания и развития детей дошкольного возраста умственное воспитание и развитие обязательно предполагает освоение математических представлений и понятий. Делать это рекомендуется в процессе повседневной жизни, во время прогулок, в дидактических играх и на специальных занятиях. Так, в программе «Радуга» во время прогулки при знакомстве с числом «один» рекомендуется сделать с детьми солнечные часы, а при знакомстве с числом «два» – подобрать пары (пара глаз, пара рук, пара носков и т. п.). При развитии предпосылок логического мышления воспитателям рекомендуется использовать потешки, загадки, скороговорки, различные геометрические головоломки, работу с конструкторами.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста основано на стремлении детей к активности, самостоятельности. Элементы трудовой деятельности и направлены на удовлетворение их потребностей в активной деятельности. Ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу и не доводят ее до конца. Так, девочка начала стирку, выстирала только одно платье куклы, а дальше стирку прекратила. Мальчик строил железную дорогу, работая с конструктором, дорогу до конца не достроил и уже пустил по ней паровозик. Такое отношение детей к результату труда соответствует их ситуативным интересам. Перед воспитателем и стоит задача – сформировать устойчивый интерес детей к конечному результату любого труда. Именно это и способствует воспитанию трудолюбия у ребенка.

Последовательно и настойчиво воспитатель формирует у детей умение трудиться в группе. Именно в совместной деятельности дошкольники учатся распределять обязанности, выполнять поручения сверстника или старшего по возрасту. В совместной деятельности дети учатся оказывать помощь другому, т.е. доброжелательным отношениям. Если труд организован правильно, ребенок прилагает определенные усилия, развивая физическую силу и волю.

Налаживая трудовую деятельность, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.