|
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ( И.П.Подласый)
11. Перечислите принципы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении. 1. Учет ______________________________________________________________ 2. Опора_____________________________________________________________ 3. Решение___________________________________________________________ 4. Осуществление_____________________________________________________ 5. Создание__________________________________________________________
12. Исключите лишнее понятие. «Автодидактизм», «Эвритмия», «Сенсорное воспитание», «Сенсорный Монтессори-материал».
ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КОМПЛЕКСНЫЕ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ) ПРОГРАММЫ Программа «РАДУГА» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.Н. Гризик и др.)
В 1989 году по заказу Министерства просвещения РСФСР разрабатывается программа «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет. Цель программы – развить такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка. Перед воспитателями выдвигаются общие задачи: – создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы; – обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического); – способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию; – формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру; – приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.). В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте). Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкие возможности для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4–5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их завершении, иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата. Следующий шаг в становлении целеполагания – способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком неделями и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности. Существенный момент в педагогической работе – создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторский коллектив выделяет три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые. В «Руководстве» дается их конкретное описание применительно к разным разделам работы. Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, так как она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: – физическая культура (самый важный предмет; красный цвет); – игра (положенная в основу программы; оранжевый цвет); – изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством; желтый цвет); – конструирование (развитие воображения; зеленый цвет); – занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний; голубой цвет); – занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет); – математика (фиолетовый цвет). Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают прежде всего понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоемкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства. К программе прилагается учебно-методический комплекс, помогающий педагогам в ее реализации. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «ДЕТСТВО»
(В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)
В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел – «Отношение к самому себе». Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Она состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни). Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в разделе по возрастному периоду следующая: – характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка; – особенности сферы деятельности (общения, восприятия); – общие задачи воспитания; – представления (ориентации); – практические умения; – уровни освоения умений (низкий, средний, высокий); – методические советы; – рекомендуемая литература для чтения, изложения, заучивания наизусть; – рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства; – заключение. В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы – «Библиотека программы “Детство”. В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А. Михайловой) сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. Кратко представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы. Программа рекомендована Министерством образования РФ. Программа «РАЗВИТИЕ» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
Программа «Развитие» разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера. В ее основу легли два теоретических положения. Первое – это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания чуждых ему интересов, видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории, основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Второе – это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам – общепринятым образцам внешних свойств (форма, цвет, величина и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.) В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Основная цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Она разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной. Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина. В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий – по природе, математике и ориентировке в пространстве, играющей важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр. В старшей и подготовительных группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды: грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями: с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях. Кроме этих основных разделов, в программе есть дополнительные – режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение. Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя. В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К программе «Развитие» разработан целый ряд психолого-педагогической и методической литературы. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «ИСТОКИ» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)
По заказу Московского комитета образования центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца в 1997 году была разработана программа «Истоки». Она является комплексной региональной программой. Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ – «источник» – означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка. Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребенка. Ее цель – разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенческий возраст (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). В каждом психологическом возрасте есть главное – генетическая задача развития, предопределяющая тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности. В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социальной, познавательной, эстетической и физической. Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента: – характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (обозначены знаком «солнышко»); – задачи развития («цветок»); – показатели развития («яблоко»); – базисные характеристики личности («детское личико»). К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»). Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержания и условия педагогической работы». В программу введены такие новые разделы, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота». В приложении даны факультативы: 1. «Обучение второму языку»; 2. «Компьютер в дошкольном учреждении»; 3. «Мир природы в городе и ребенок». В 2001 году вышло второе издание программы, исправленное и дополненное. Исправления и дополнения сделаны на основе обобщения результатов апробации программы на практике. Программа второго издания имеет новое внешнее оформление. Содержание программы также с исправлениями и дополнениями. Базисную часть составляют прежние компоненты. Соответствующие знаки данных компонентов, которые были в прежней программе, – «цветок», «солнышко», «яблоко», «детское личико» – отсутствуют. Внесены отдельные изменения в базисную часть. «Здоровье», «Речь и речевое общение» представлены в программе как самостоятельные разделы. Раздел «Грамота» переименован на раздел «Начало грамоты» и стал входить в общий раздел «Познавательное развитие». Приобрели новую направленность и более традиционные разделы. Так, основная цель раздела, связанного с ознакомлением старших дошкольников с окружающим, – «Мир, в котором мы живем» – сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка; формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в своем городе и своей стране. Этот раздел во втором издании вобрал в себя содержание другого – «Культура быта». В основе ознакомления детей с живой и неживой природой («Природа и ребенок») лежит не только и не столько задача передачи знаний, сколько формирование действенного, бережного и ответственного отношения к ней, что составляет первооснову экологического воспитания. Новый подход к обучению началам грамоты в старшем дошкольном возрасте строится на использовании всех доступных детям видов деятельности для формирования основ чтения, письма и счета в условиях организации особой общности детей – группы ровесников. Больше внимания уделено дошкольной специфике в работе с детьми. Задачи трудового воспитания представлены в таких разделах программы, как «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др. Приложение программы дополнено новыми рекомендациями: «Планирование образовательной работы», «Выпускник детского сада: параметры развития и способы их фиксации». В программе имеется список методических пособий. Программа рекомендована Московским комитетом образования.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|