Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ( И.П.Подласый)





Название этапа Содержание работы
Подготовительный Составляется план работы.
Основной Реализуется план работы.
Заключительный  

11. Перечислите принципы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

1. Учет ______________________________________________________________

2. Опора_____________________________________________________________

3. Решение___________________________________________________________

4. Осуществление_____________________________________________________

5. Создание__________________________________________________________

 

12. Исключите лишнее понятие.

«Автодидактизм», «Эвритмия», «Сенсорное воспитание», «Сенсорный Монтессори-материал».

 

ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОМПЛЕКСНЫЕ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ) ПРОГРАММЫ

Программа «РАДУГА»

(Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.Н. Гризик и др.)

 

В 1989 году по заказу Министерства просвещения РСФСР разрабатывается программа «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.

Цель программы – развить такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.

Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.

Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

– создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

– обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

– способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

– формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

– приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкие возможности для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4–5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их завершении, иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания – способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком неделями и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.

Существенный момент в педагогической работе – создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторский коллектив выделяет три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые. В «Руководстве» дается их конкретное описание применительно к разным разделам работы.

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, так как она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка:

– физическая культура (самый важный предмет; красный цвет);

– игра (положенная в основу программы; оранжевый цвет);

– изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством; желтый цвет);

– конструирование (развитие воображения; зеленый цвет);

– занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний; голубой цвет);

– занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);

– математика (фиолетовый цвет).

Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают прежде всего понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоемкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства.

К программе прилагается учебно-методический комплекс, помогающий педагогам в ее реализации.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

 

Программа «ДЕТСТВО»

 

(В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)

 

В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство».

Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел – «Отношение к самому себе».

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Она состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в разделе по возрастному периоду следующая:

– характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;

– особенности сферы деятельности (общения, восприятия);

– общие задачи воспитания;

– представления (ориентации);

– практические умения;

– уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);

– методические советы;

– рекомендуемая литература для чтения, изложения, заучивания наизусть;

– рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;

– заключение.

В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы – «Библиотека программы “Детство”. В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А. Михайловой) сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. Кратко представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «РАЗВИТИЕ»

(Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)

 

Программа «Развитие» разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера. В ее основу легли два теоретических положения.

Первое – это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания чуждых ему интересов, видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории, основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе – это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам – общепринятым образцам внешних свойств (форма, цвет, величина и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.) В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Основная цель программы – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Она разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий – по природе, математике и ориентировке в пространстве, играющей важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.

В старшей и подготовительных группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды: грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями: с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.

Кроме этих основных разделов, в программе есть дополнительные – режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение. Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.

В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре.

К программе «Развитие» разработан целый ряд психолого-педагогической и методической литературы.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

 

Программа «ИСТОКИ»

(Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)

 

По заказу Московского комитета образования центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца в 1997 году была разработана программа «Истоки». Она является комплексной региональной программой.

Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ – «источник» – означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребенка.

Ее цель – разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет.

В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенческий возраст (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).

В каждом психологическом возрасте есть главное – генетическая задача развития, предопределяющая тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.

В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социальной, познавательной, эстетической и физической.

Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента:

– характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (обозначены знаком «солнышко»);

– задачи развития («цветок»);

– показатели развития («яблоко»);

– базисные характеристики личности («детское личико»).

К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержания и условия педагогической работы».

В программу введены такие новые разделы, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота».

В приложении даны факультативы:

1. «Обучение второму языку»;

2. «Компьютер в дошкольном учреждении»;

3. «Мир природы в городе и ребенок».

В 2001 году вышло второе издание программы, исправленное и дополненное. Исправления и дополнения сделаны на основе обобщения результатов апробации программы на практике.

Программа второго издания имеет новое внешнее оформление. Содержание программы также с исправлениями и дополнениями. Базисную часть составляют прежние компоненты. Соответствующие знаки данных компонентов, которые были в прежней программе, – «цветок», «солнышко», «яблоко», «детское личико» – отсутствуют. Внесены отдельные изменения в базисную часть. «Здоровье», «Речь и речевое общение» представлены в программе как самостоятельные разделы. Раздел «Грамота» переименован на раздел «Начало грамоты» и стал входить в общий раздел «Познавательное развитие».

Приобрели новую направленность и более традиционные разделы.

Так, основная цель раздела, связанного с ознакомлением старших дошкольников с окружающим, – «Мир, в котором мы живем» – сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка; формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в своем городе и своей стране. Этот раздел во втором издании вобрал в себя содержание другого – «Культура быта».

В основе ознакомления детей с живой и неживой природой («Природа и ребенок») лежит не только и не столько задача передачи знаний, сколько формирование действенного, бережного и ответственного отношения к ней, что составляет первооснову экологического воспитания.

Новый подход к обучению началам грамоты в старшем дошкольном возрасте строится на использовании всех доступных детям видов деятельности для формирования основ чтения, письма и счета в условиях организации особой общности детей – группы ровесников. Больше внимания уделено дошкольной специфике в работе с детьми.

Задачи трудового воспитания представлены в таких разделах программы, как «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др.

Приложение программы дополнено новыми рекомендациями: «Планирование образовательной работы», «Выпускник детского сада: параметры развития и способы их фиксации».

В программе имеется список методических пособий.

Программа рекомендована Московским комитетом образования.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.