|
Идеологическая нейтральностьСоциология ориентируется на получение тип знания, идеологически нейтрального знания, незави- добываемого симого от социальной позиции исследователя. С ПОМОЩЬЮ,-. г- - социологического с°ииолог> ставящий перед собой чисто науч- вам не нравится вызывающее поведение вашего товарища, то как каждый человек, обладающий собственным представлением о должном и допустимом, вы можете порицать его, даже ссориться с ним. Социолог же попытается определить, в какой социокультурной среде сформировался этот человек, какие стандарты поведения в ней приняты, на какой почве возник конфликт. Это и есть отнесение к ценности, а не утверждение определенной оценки (мы уже говорили о необходимости различения оценки и отнесения к ценности в концепции М. Вебера). Для того чтобы соблюдать идеологическую нейтральность, социология выработала целый ряд процедур, которые помогают исключить оценочную позицию (правда, не всегда это удается). Так, одним из основных требований к инструментарию социологического исследования является уравновешенность положительных и отрицательных вариантов, чтобы максимально исключить возможность склонения респондента к ответу, желательному для социолога, заказчика. Стремление социологии к неоценочному знанию, идеологической нейтральности — во многом залог ее научной непредвзятости, объективности и Достоверности. Это один из самых сложных вопросов социологической практики и даже этики социолога, который особенно важен для нашего обществознания, долгие десятилетия развивавшегося как идеологическая наука. Завет М. Вебера соблюдать идеологическую нейтральность, как правило, никем впрямую не оспаривается, но воспринимается как труднодостижимый идеал. 27 Важно видеть, с одной стороны, различия, а с другой стороны, взаимосвязь между научной и гражданской позицией социолога. Как ученый любой социолог должен максимально стремиться к непредвзятости анализа, нейтрализации своих приверженностей. Это достигается не только определенными методами, приемами (о некоторых из них уже упоминалось), но и научными обсуждениями, дискуссиями, в ходе которых проверяется научность проведенной работы. Само ожидание подобной дискуссии незримо контролирует социолога, заставляет его воздерживаться от идеологической ангажированности. v— Но было бы наивно и неверно не видеть определенной взаимосвязи научной и гражданской позиции социолога. Последняя не может не углубляться, уточняться, а иногда и меняться под воздействием неоспоримых социологических фактов, результатов научного анализа. Более того, гражданское мышление социолога обусловлено социологической требовательностью к доказательности и т.д. В то же время и научная позиция социолога всегда связана посредством миропонимания, мировоззрения с гражданской. Трудно вообразить полную рассогласованность научной и гражданской позиций социолога как личности. В то же время необходимо ясно и недвусмысленно разводить эти позиции, те способы взаимодействия, отношения к действительности, которые их характеризуют. Конкретный, дифференцированный анализ социальной жизни Социологический тип знания характеризуется еще одной важной особенностью. Выходя из недр философии, социология стремится к целостному, концептуальному осмыслению социальных явлений. Вместе с тем социология стремится осмысливать общество, социальную жизнь не как предельно отвлеченную абстракцию, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в своих положениях, теориях ее внутреннюю неоднородность, дифференцированность. При изучении того или иного социального явления социология стремится познать конкретные механизмы, зависимости, связи, получить не только достоверное, но и по возможности конкретно-обстоятельное знание, которое можно было бы использовать на практике. С одной стороны, социология не столь уж заземлена, для нее характерен достаточно широкий взгляд на человека и общество, глубокий уровень обобщений! С другой стороны, она не «витает в облаках», оперируя «вечными истинами», «всеобщими основаниями». Социолог стремится как бы встать рядом с человеком, выбрать такую точку обзора социальной действительности, чтобы четче зафиксировать поле реальных действий людей, конкретные, практи- чески значимые связи и перспективы. По выражению О. Конта, социология должна дать позитивное, реально-значимое знание, отвечающее требованиям простоты, точности, однозначности. Рассматривая мотивацию трудовой деятельности, социолог пытается доказательно выявить, какую роль играют материальные и моральные стимулы к труду, в зависимости от каких условий ведущую роль играют те или другие стимулы, дифференцированно рассмотреть иерархию этих стимулов в зависимости от различных факторов: пола, образования, уровня квалификации, возраста, семейного положения, уровня материального благосостояния. Причем эти идеи обосновываются на базе фактов, наблюдений, проведенных исследований, т.е. доказательно. Так, социологический анализ показал, что люди, обладающие избыточными для данной должности образованием и квалификацией, испытывают сниженный интерес к своему труду, являются источником конфликтов, нестабильности в коллективе. А ведь исходя из умозрительной модели, казалось бы, должно быть наоборот (в чем, кстати, уверены многие руководители, принимающие на работу людей с повышенным уровнем подготовки). Можно бесконечно спорить, какими качествами должен в первую очередь обладать руководитель научного коллектива, но именно специальные социологические исследования репрезентативного числа научных коллективов выявили приоритет прежде всего такого качества, как умение генерировать идеи; на втором месте — организаторские способности, а на последнем (со знаком «минус») — критические способности. Выделим несколько основных принципов. требования Принцип верификации и основные виды его доказательности реализации В СОЦИОЛОГИИ Верификация (от лат. verus — искать, facio — делаю, т.е. доказательство, подтверждение) — это процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Необходимо различать непосредственную верификацию (прямая, непосредственная проверка утверждений, умозаключений) и косвенную верификацию (опосредованную). Непосредственная верификация применяется, когда речь идет о конкретных явлениях (например, уровень жизни студентов, эффективность рекламы). Косвенная верификация играет большую роль в социологическом познании и используется прежде всего для обоснования макротео-ретических положений и концепций. Так, Э. Дюркгейм, изучая причины самоубийства, не только обосновал идею о возрастании числа самоубийств в условиях крушения разделяемых в данном обществе ценностей, норм, что приводит к «атомизации» личности, для которой утрачивается предсказуемость поведения окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями, нр;и косвенно обо- значил более широкую проблему — проблему основных условий поддержания порядка в обществе, роль ценностей, норм, которые объединяют людей в единое целое. Косвенная верификация нередко выполняет свою роль, так сказать, «задним числом». Примером этого является учение М. Вебера о социальном действии, в котором особое значение придано моти-вационно-культурной составляющей. Выдвинув ряд основных элементарных понятий социологии, исходным из которых было понятие социального действия, Вебер, естественно, не мог их прямо верифицировать, в том числе и социальное действие. Это понятие, как и любое другое элементарное понятие, не может напрямую ни обосновать, ни опровергнуть ни одно эмпирическое исследование. Но Вебер подошел к пониманию и выделению социального действия на основе множества уже проведенных собственных социологических исследований, в которых был использован богатый, в том числе исторический, материал. Его основная идея о существенной роли мотивационно-культурной составляющей в организации любых социальных взаимодействий, тем самым была обоснована как бы «задним числом» на основании анализа менее элементарных явлений. Вообще системы любых отправных понятий, как правило, обосновываются не впрямую, а косвенно. Позволяет ли предложенное понимание элементарных понятий (личность, этнос и т.д.) описать, истолковать уже полученные эмпирические результаты? Не противоречит ли оно полученным данным?-Если не противоречит, то мы как бы считаем эти понятия косвенно верифицированными. Кстати, это касается исходных понятий, элементов, анализируемых в данном учебном пособии «Общая социология». Важно удержаться от недооценки принципа верификации в социологии, попыток принизить значение этого принципа как якобы неучитывающего своеобразие социальной реальности. Отказ от этого принципа, на наш взгляд, может превратить социологию из научно-рационального, доказательного знания в умозрительно-спекулятивное. В то же время нельзя и абсолютизировать принцип верификации (особенно непосредственной). Очень часто в своих исследованиях ученый вынужден частично отвечать требованиям верификации. Более того, попытки свести всю проблему достоверности социологического знания к чисто эмпирической проверяемости резко сужают возможности широкого общетеоретического поиска, выдвижения предположений, гипотез, могут чрезмерно «заземлить» социологическое мышление и,воображение, примитивизировать его. Иными словами, приверженность принципу верификации не дол^ жна препятствовать теоретическому анализу, масштабному поиску исследователя,. Использование не только прямой, но и косвенной верификации, гипотетических предположений, рассуждений должно предохранять социологию от другой крайности — превращения в социальную статистику, бухгалтерию. Реализация принципа верификации влечет за собой и ряд осо- Во-первых, это эмпиризм, т.е. опора на социальные факты, стрем- ':f ление обосновать свои суждения на основе фактов, наблюдений (о чем мы уже неоднократно говорили). Во-вторых, рационалистическая ориентация социологии. В данном случае рационализм понимается как доказательное, убедительное, - аргументированное и обоснованное, достоверное для рассудка знание — ничего не брать на веру, всегда рассматривать предположения не иначе как гипотезу, теоретическую разведку, предложение к научному поиску. В-третьих, еще одна особенность, порожденная принципом верификации и касающаяся стиля мышления и языка социолога, — .-■ уклонение социолога от анализа явлений, связей, которые не могут быть эмпирически представлены и проанализированы. (Социология не пытается решить проблему первоосновы бытия, выяснить,?-■ существует ли в мире случайность или все подчиняется необходимости, и т.п.) В этом смысле стоит упомянуть операционализацию, т.е. метод,: который обеспечивает возможность верификации. Операционали-' зация -— это специальная логическая процедура по представлению (воспроизведению) какого-то общего понятия в тех понятиях, которые могут быть эмпирически зафиксированы. Это важнейшая процедура для перехода социолога от общесоциологических раз-:; мышлений, поисков к конкретно-социологическому исследованию. Социолог рассуждает, доказывает, опровергает в понятиях, обозначающих эмпирически осязаемые явления, т.е. «операционально». Именно поэтому социология не приемлет таких понятий, как «абсолютный дух», «объективная необходимость», — их нельзя зафиксировать, измерить. Социолог склонен употреблять такие понятия, как «повторяемое», «регулярное в истории», «типичное», «инвариантное» и «вариативное», вместо расплывчатого понятия «деятельность —* социальное действие», т.е. понятия, которые могут быть эмпирически однозначно доказаны, толкуемы или опровергнуты, а не взяты на веру. J|i. Принцип общезначимости ^7, Принцип общезначимости, повторяемости результатов проведенного опыта, исследования, возобновляемое™ выявленных связей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейший для естественных наук,, нЫ вряд ли он мо-
31
В этом отношении показательны успехи и неудачи российского общества в освоении западных идей, теорий менеджмента. Надо учитывать, что рыночные преобразования, демократические институты в России находятся в самом начале своего развития. Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, следует иметь в виду социокультурные особенности западного общества, где утвердились, в частности, безусловный приоритет личности, ее прав, уважение к себе, ориентация на квалификацию и т.д. Очень многие рекомендации, рецепты, доказавшие свою эффективность в менеджменте на Западе, могут оказаться (и уже оказались) неэффективными в организациях, развивающихся в рамках других культур. Необходимо, опираясь на общие положения теории социальной организации (ее основные идеи общезначимы), выработать конкретные рекомендации по управлению людьми с учетом российских исторических и социокультурных особенностей. Общезначимыми являются лишь самые общие принципы, модели, которые мы аналитически вычленяем, чтобы непротиворечиво объяснить эмпирические данные. Например, ролевая теория личности, основные тенденции воспроизводства культуры — в этих моделях представлены базовые переменные, основные характеристики, элементы, выявлены узловые связи между ними независимо от конкретных социокультурных условий, модификаций. В принципе в рамках социологического метода имеются все необходимые инструменты для выработки такого рода моделей. Вся проблема в узости эмпирической базы для общезначимых построений. Это в свое время очень подвело К. Маркса, который распространил тенденции, свойственные определенной стадии развития определенного общества, на человечество в целом. М. Вебер же для выработки представлений о механизме влияния культуры на экономическое поведение людей вынужден был изучить огромное множество протестантских и католических проповедей, литературных произведений, источников, в том числе касающихся китайских и индийских религий. Принцип квалификации Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии. С одной стороны, количественное выражение качественных явлений делает возможным их измерение, доказательное сопоставление и т.д. Применение количественных методов в измерении социальных процессов, использование статистическо-математического аппарата является важнейшим вкладом социологии в развитие всех общественных наук. Возможность применения количественных методов — яркая отличительная черта современной социологии, существенно повышающая, во-первых, точность социологического знания, во-вторых, познавательно-эвристические возможности социологического анализа. Так, статистико-корреляционный анализ (касающийся взаимозависимости, сопряженности изучаемых явлений) позволяет с математически выверенной достоверностью определить наличие или отсутствие функциональных связей между различными изучаемыми социальными явлениями, что, естественно, предельно важно для социальных наук. Количественные методы существенно повышают надежность и достоверность выводов, так как предъявляют повышенные требования к числу наблюдений (репрезентативность), процедуре отбора наблюдаемых объектов и т.д. С другой стороны, нельзя абсолютизировать количественные методы. Во-первых, они не являются единственными, во-вторых, они не во всех случаях применимы, в-третьих, при анализе сложных социокультурных феноменов использование количественных методов может сопровождаться серьезными погрешностями. Так, при использовании опроса (это один из главных элементов количественных методов) возникают серьезные проблемы: варианты ответов в анкете, с одной стороны, являются подсказкой, с другой стороны, так или иначе принуждают респондента выбирать лишь между теми вариантами, которые предлагает исследователь; духовный мир респондента фактически располагается в пределах той сетки понятий, ценностей, которые предложил автор анкеты. Кроме того, как измерить такое сложное явление, как, например, совесть? Насколько здесь вообще применимы количественные методы? И если применимы, то какие именно? Современная социология осознает эти ограничения количественных методов и активно использует качественные методы (наблюдение, нестандартизированные интервью и т.д.), которые стремятся описать и зафиксировать определенные феномены как единое, целостное,'уникальное явление.
![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|