|
Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведениеВ ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствует определенным нормам. Но если кто-то нарушил нормальный ход жизни, мы явственно ощущаем, что все общество основано на принятом, заведенном порядке, основу которого составляет процесс воспроизводства ценностно-нормативного механизма социальной жизни, обеспечивающий нормальное (т.е. соответствующее принятым нормам) поведение людей.
Проблема порядка имеет важное значение для понимания организации социальной жизни. Сделаем акценты на следующих моментах. I. Порядок — это регулярное (непрерывное) самовоспроизводство ценностно-нормативного механизма, и прежде всего практических образцов поведения — норм, а также средств социального контроля. При этом имеются в виду и нормы (правовые и нравственные), и обычаи, и ритуалы, т.е. порядок включает в себя все основные нормативные элементы, инструменты социального регулирования. Поэтому нарушение порядка — это нарушение не только правовых норм, но и важнейших обычаев, нравов и т.д. Однако роль правовых норм в воспроизводстве порядка особенно важна. 2. Основу порядка, на наш взгляд, составляют не все виды норм, Человека никто не станет воспринимать как нарушителя порядка, Порядок регулирует, гарантирует, охраняет самое важное для всего общества -- признанные наиболее необходимыми нормы поведения людей. Зона, регулируемая «порядком», — это зона, в рамках которой регулируются отношения, гарантирующие стабильность, целостность, организованность общества. Это зона высокой обязательности, священных, непререкаемых норм. При этом общество прежде всего с помощью законов устанавливает пределы дозволенного. Правовые нормы и есть не что иное, как норма дозволенного поведения. Но регуляция дозволенного осуществляется не только в правовых, но и в нравственных, традиционно-шаблонных формах (обязательность ношения одежды — яркий тому пример, как и запрет у мусульманина распивать алкогольные напитки на поминках). Итак, порядок несколько уже ценностно-нормативного механизма, хотя последний включает порядок в качестве наиболее важной конструкции, противостоящей хаосу. 3. Ради надежной предсказуемости нормального поведения лю 411 4. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведь непривычное может укладываться в рамки дозволенного порядком. Именно благодаря этому личность может проявлять инициативу, предлагать в рамках дозволенного новые образцы действий, которые хотя и несут в себе элементы непредсказуемого, но не могут быть рассмотрены как нарушение порядка. При этом общество может менять свои представления о дозволенном, расширять или сужать зону позволительного. Помнится, в 60-е гг. школьники должны были иметь только короткую стрижку, а школьницам запрещалось являться в школу в капроновых чулках, выстригать челку, делать маникюр, надевать серьги и т.д. На школьных вечерах запрещалось танцевать твист, рок и другие «буржуазные» танцы. Сегодня подобные ограничения вызвали бы законный протест молодежи. отклоняющееся Отклонение в поведении личности, социальных еся (девиантное) поведение. Социология рассматривает нарушение заведенного порядка прежде всего как болезнь — но не индивидов, а всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры. Именно с этой точки зрения рассматривали проблему аномии Э. Дюркгейм, Р. Мертон*. Аномия — это «крушение норм», «безнормность», которые характеризует состояние общества, его социальных структур. Это серьезный социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения; соответственно отсутствует и эффективный социальный контроль, поэтому санкции не применяются или применяются от случая к случаю. «Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей («главное для нас — выжить»), резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой («мы живем только сегодняшним днем»), возрастание значимости материальных ориентации, как противоположных нравственным и духовным («сейчас нам не до духовных запросов») и т.д.** * См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Самоубийство. — М., 1994; Мертон Р. Социальная структура и аномия/Социальная структура и социальная теория//СОЦИС. — 1992. — № 2—5. ** Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. — М., 1995, с. 51. Итак, именно аномия как социальная болезнь общества (а не отдельных индивидов) порождает массовое девиантное поведение. При этом сама аномия, безнормность возникает в виду отсутствия единых ценностей, норм, что приводит к дезорганизации всех общественных связей и структур. Это с наибольшей силой проявляется при глубоком ценностно-нормативном кризисе всего общества, что представляло наибольший интерес для Э. Дюркгейма (об этом подробнее см. раздел «Общество»).. Но болезням дезорганизованное™ может быть подвержено и в целом устойчивое, стабильное общество. Примеры девиантного поведения повсеместно присутствуют и в относительно благополучных обществах. Преступники и бродяги, проститутки и взяточники встречаются в любом обществе. В этой связи примечательны данные социологических исследований, свидетельствующие, что люди в «массовом» порядке демонстрируют девиации; но многие девиации остаются нераскрытыми: безбилетный проезд в общественном транспорте, небольшая кража в магазине и т.д. По данным Уоллерстайна и Уайла, 99% респондентов _■— жителей Нью-Йорка признались в том, что они совершили один или более незаконных поступков, в частности занимались воровством в магазинах, и лишь очень немногие из них были задержаны полицией на месте преступления. Девиации в относительно стабильных обществах объеняются не чисто психологическими, биологическими причинами — мы имеем дело с болезнями социальной структуры, но несколько иными. Р. Мертон, анализировавший другую эпоху и другую социально-историческую систему — США середины XX в., являвшее миру образец процветания;и благополучия, — обращает внимание на социальные болезни общества, которые заложены в функционировании самого ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. «Ценность — норма — социальный контроль» — это сложный, противоречивый механизм, который не может не давать сбои, в результате которых возникает девиантное поведение индивидов, социальных групп. Р. Мертон обращает внимание на объективное (независящее от отдельных индивидов) противоречие между ценностями-целями индивидуального развития, на которых акцентирует внимание общество (в данном случае — материальное благополучие) и практическими средствами-нормами их достижения, которыми располагают индивиды в зависимости от социального положения в обществе. Каждый индивид должен решить, какие средства избрать для достижения одобряемых, утверждаемых обществом целей. При этом не все средства признаются обществом приемлемыми^ дозволенными. Для представителей определенных слоев общества достижение одобряемых целей одобряемыми средствами более проблематично, чем для других. 413 Неслучайно, поданным Я.И. Гилинского, повышенная девиан-тность в большей мере присуща представителям определенных социальных групп, имеющих определенные социальные возможности, перспективы, а также маргинальным социальным слоям, молодежи в целом (маргиналам по определению). Так, в Ленинграде коэффициент «криминальной активности» (частное от деления обследуемой социальной группы среди преступников на ее долю в населении) оказался по убийствам следующим: 1,9 — рабочие; 0,17 — служащие; 0,28 — учащиеся; по тяжким преступлениям — соответственно 1,97; 0,16; 0,39; по кражам личного имущества — 1,06; 0,04; 0,66*. Причем по мере усиления опасности социально-классовая зависимость девиации возрастает, и наоборот. Так, воруют по мелочи (в магазинах) представители всех слоев; делают махинации с налогами представители высших слоев, а вот разбойное нападение, крупные кражи -^- это уже пре-раготива выходцев из низших слоев. Итак, индивид, решающий, как достигнуть жизненного успеха, выбирает средства, которые ему доступны. Выбор одобряемых или неодобряемых средств зависит, во-первых, от доступности законных средств достижения целей (социальное положение, материальное положение родителей, их связи и т.д.) и, во-вторых, от степени усвоения личностью одобряемых ценностей и норм поведения. В соответствии с дихотомией «цели — средства» Р. Мертон выделяет формы адаптации индивида к социальной структуре (табл. 3). Таблица 3 Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|