Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение





В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспе­чивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствует определенным нормам.

Но если кто-то нарушил нормальный ход жизни, мы явственно ощущаем, что все общество основано на принятом, заведенном порядке, основу которого составляет процесс воспроизводства цен­ностно-нормативного механизма социальной жизни, обеспечива­ющий нормальное (т.е. соответствующее принятым нормам) пове­дение людей.

ПОРЯДОК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Проблема порядка имеет важное значение для понимания организации социальной жизни. Сде­лаем акценты на следующих моментах.

 

I. Порядок — это регулярное (непрерывное) самовоспроизводство ценностно-нормативного механизма, и прежде всего практических образцов поведения — норм, а также средств социального контроля. При этом имеются в виду и нормы (право­вые и нравственные), и обычаи, и ритуалы, т.е. порядок включает


в себя все основные нормативные элементы, инструменты соци­ального регулирования. Поэтому нарушение порядка — это нару­шение не только правовых норм, но и важнейших обычаев, нравов и т.д. Однако роль правовых норм в воспроизводстве порядка осо­бенно важна.

2. Основу порядка, на наш взгляд, составляют не все виды норм,
а прежде всего нормы-правила, нормы дозволения, включая зап­
рещающие НОРМЫ.: riiif

Человека никто не станет воспринимать как нарушителя порядка,
если он не выполнит норму,«будь передовым», «будь инициатив­
ным», но если он нарушит норму «Не укради», он выйдет за рамки
дозволенного. Другой пример. Человек не может ходить голым —
в противном случае он будет считаться нарушителем порядка, так
как нарушает нормы поведения в общественных местах. Но ему
могут быть предъявлены претензии относительно того, что его
одежда не соответствует направлению моды, его социальному по­
ложению,, возрасту, однако никт.о не может уличить его в наруше­
нии порядка. ,rfft,; ^tif.

Порядок регулирует, гарантирует, охраняет самое важное для всего общества -- признанные наиболее необходимыми нормы по­ведения людей. Зона, регулируемая «порядком», — это зона, в рам­ках которой регулируются отношения, гарантирующие стабиль­ность, целостность, организованность общества. Это зона высокой обязательности, священных, непререкаемых норм.

При этом общество прежде всего с помощью законов устанав­ливает пределы дозволенного. Правовые нормы и есть не что иное, как норма дозволенного поведения. Но регуляция дозволенного осуществляется не только в правовых, но и в нравственных, тради­ционно-шаблонных формах (обязательность ношения одежды — яркий тому пример, как и запрет у мусульманина распивать алко­гольные напитки на поминках).

Итак, порядок несколько уже ценностно-нормативного меха­низма, хотя последний включает порядок в качестве наиболее важ­ной конструкции, противостоящей хаосу.

3. Ради надежной предсказуемости нормального поведения лю­
дей, т.е. ради порядка, люди должны жертвовать частью своей сво­
боды, независимости, должны вести себя не так, как им вздумает­
ся, а так, как дозволено. Поддержание порядка, противостояние
хаосу предполагает осуществление властных полномочий, способ­
ных принудить человека к уступкам. Порядок как самовозобновля­
емый процесс реализации ценностно-нормативного механизма в
соответствии с дозволенным требуетиспользования ресурсов влас­
ти. Именно власть силой авторитета или насилия, используя санк­
ции, может гарантировать воздержание индивида от поведения, не
соответствующего принятым нормам:.

411


4. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведь не­привычное может укладываться в рамки дозволенного порядком. Именно благодаря этому личность может проявлять инициативу, предлагать в рамках дозволенного новые образцы действий, кото­рые хотя и несут в себе элементы непредсказуемого, но не могут быть рассмотрены как нарушение порядка.

При этом общество может менять свои представления о дозво­ленном, расширять или сужать зону позволительного.

Помнится, в 60-е гг. школьники должны были иметь только корот­кую стрижку, а школьницам запрещалось являться в школу в капро­новых чулках, выстригать челку, делать маникюр, надевать серьги и т.д. На школьных вечерах запрещалось танцевать твист, рок и дру­гие «буржуазные» танцы. Сегодня подобные ограничения вызвали бы законный протест молодежи.

отклоняющееся Отклонение в поведении личности, социальных
(ДЕВИАНТНЕ) групп от установленного порядка вещей порож-
поведение дает такое социальное явление как отклоняюще-

еся (девиантное) поведение.

Социология рассматривает нарушение заведенного порядка преж­де всего как болезнь — но не индивидов, а всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры. Именно с этой точки зрения рассматривали проблему аномии Э. Дюркгейм, Р. Мертон*.

Аномия — это «крушение норм», «безнормность», которые харак­теризует состояние общества, его социальных структур. Это серьез­ный социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения; соответственно отсутствует и эф­фективный социальный контроль, поэтому санкции не применяют­ся или применяются от случая к случаю.

«Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнооб­разного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиа­ций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смя­тение душ», неясность жизненных целей («главное для нас — вы­жить»), резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой («мы живем только сегодняшним днем»), возрастание значимости материаль­ных ориентации, как противоположных нравственным и духовным («сейчас нам не до духовных запросов») и т.д.**

* См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Самоубийство. — М., 1994; Мертон Р. Социальная структура и аномия/Социальная структура и со­циальная теория//СОЦИС. — 1992. — № 2—5.

** Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. — М., 1995, с. 51.


Итак, именно аномия как социальная болезнь общества (а не отдельных индивидов) порождает массовое девиантное поведение. При этом сама аномия, безнормность возникает в виду отсутствия единых ценностей, норм, что приводит к дезорганизации всех об­щественных связей и структур. Это с наибольшей силой проявляет­ся при глубоком ценностно-нормативном кризисе всего общества, что представляло наибольший интерес для Э. Дюркгейма (об этом подробнее см. раздел «Общество»)..

Но болезням дезорганизованное™ может быть подвержено и в целом устойчивое, стабильное общество.

Примеры девиантного поведения повсеместно присутствуют и в относительно благополучных обществах. Преступники и бродяги, проститутки и взяточники встречаются в любом обществе. В этой связи примечательны данные социологических исследований, сви­детельствующие, что люди в «массовом» порядке демонстрируют девиации; но многие девиации остаются нераскрытыми: безбилет­ный проезд в общественном транспорте, небольшая кража в мага­зине и т.д. По данным Уоллерстайна и Уайла, 99% респондентов _■— жителей Нью-Йорка признались в том, что они совершили один или более незаконных поступков, в частности занимались воровством в магазинах, и лишь очень немногие из них были задержаны полици­ей на месте преступления.

Девиации в относительно стабильных обществах объеняются не чисто психологическими, биологическими причинами — мы име­ем дело с болезнями социальной структуры, но несколько иными.

Р. Мертон, анализировавший другую эпоху и другую социально-историческую систему — США середины XX в., являвшее миру образец процветания;и благополучия, — обращает внимание на социальные болезни общества, которые заложены в функциониро­вании самого ценностно-нормативного механизма социальной ре­гуляции. «Ценность — норма — социальный контроль» — это слож­ный, противоречивый механизм, который не может не давать сбои, в результате которых возникает девиантное поведение индивидов, социальных групп.

Р. Мертон обращает внимание на объективное (независящее от отдельных индивидов) противоречие между ценностями-целями ин­дивидуального развития, на которых акцентирует внимание общество (в данном случае — материальное благополучие) и практическими средствами-нормами их достижения, которыми располагают индиви­ды в зависимости от социального положения в обществе. Каждый индивид должен решить, какие средства избрать для достижения одоб­ряемых, утверждаемых обществом целей. При этом не все средства признаются обществом приемлемыми^ дозволенными. Для предста­вителей определенных слоев общества достижение одобряемых целей одобряемыми средствами более проблематично, чем для других.

413


Неслучайно, поданным Я.И. Гилинского, повышенная девиан-тность в большей мере присуща представителям определенных со­циальных групп, имеющих определенные социальные возможнос­ти, перспективы, а также маргинальным социальным слоям, мо­лодежи в целом (маргиналам по определению).

Так, в Ленинграде коэффициент «криминальной активности» (частное от деления обследуемой социальной группы среди пре­ступников на ее долю в населении) оказался по убийствам следую­щим: 1,9 — рабочие; 0,17 — служащие; 0,28 — учащиеся; по тяж­ким преступлениям — соответственно 1,97; 0,16; 0,39; по кражам личного имущества — 1,06; 0,04; 0,66*. Причем по мере усиления опасности социально-классовая зависимость девиации возрастает, и наоборот. Так, воруют по мелочи (в магазинах) представители всех слоев; делают махинации с налогами представители высших слоев, а вот разбойное нападение, крупные кражи -^- это уже пре-раготива выходцев из низших слоев.

Итак, индивид, решающий, как достигнуть жизненного успе­ха, выбирает средства, которые ему доступны. Выбор одобряемых или неодобряемых средств зависит, во-первых, от доступности за­конных средств достижения целей (социальное положение, мате­риальное положение родителей, их связи и т.д.) и, во-вторых, от степени усвоения личностью одобряемых ценностей и норм пове­дения.

В соответствии с дихотомией «цели — средства» Р. Мертон выде­ляет формы адаптации индивида к социальной структуре (табл. 3).

Таблица 3







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.