|
Глава XVII. Основные структурные элементы культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществеЦенности В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные мотивы конкретных действий, поступков. Одни определяют стратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативно регламентируют ее, третьи непосредственно, ситуационно детерминируют поведение людей. Данные феномены духовного мира образуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности. Ценности изучаются различными науками, особая роль в их исследовании принадлежит философии, этике. Социологию же ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий, основополагающий элемент культуры, являющийся основой идеологии, ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. ЦЕННОСТИ в Мы уже говорили о ценностной регуляции, срав-жизни ЛЮДЕЙ нивая ее с традиционно-шаблонной. Напомним, что ценности — это абстрактные, устойчивые представления, которые определенным образом иерархизированы. Они обеспечивают регуляцию поведения людей не ситуативно, а* обобщенно (что обеспечивает надежность поведения Актора, в том числе и в непредвиденных ситуациях, создает основу для социального творчества, но в рамках определенной предсказуемости); цен- 387 ности, как уже упоминалось, невозможно заучить, а необходимо осознать и внутренне принять. Подчеркнем и еще одно обстоятельство: благодаря тому, что ценности выделены из контекста практически-чувственной деятельности как абстрактные (символические) обобщенные представления, люди ими оперируют1, сопоставляют их с помощью размышления, воображения, не прибегая к методу проб и ошибок. Оперируя силой воображения, ценностями, человек может предварительно взвешивать, оценивать те или иные явления социальной жизни. Более того, он может сопоставлять эти абстрактные формы социальной жизни и, используя воображение, умозаключение, выбрать более значимое для себя, установить приоритеты. Однако чтобы понять роль ценностей в жизни современного общества, сказанного не достаточно. Для удовлетворения своих потребностей люди должны прежде всего оценить мир, его отдельные элементы, связи, понять их значение для удовлетворения своих потребностей, выработать представления о желательном, чтобы действовать. Для этого человек должен применить определенные абстрактные, обощенные критерии оценки объекта. Эти абстрактные, обобщенные критерии оценки действий, связей, событий, идей, мнений и составляют главное в культуре, их мы и будем называть ценностями. (Ценность как идеальное, воображаемое, как критерий не следует путать с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека, — например, материальные ценности.) Культура, рассмотренная в данном аспекте, — это своеобразный социальный механизм, который выявляет, координирует, адресует, воспроизводит, сохраня ет, защищает, развивает и передает ценности в обществе. Т "Таким образом, ценности — это желательное, предпочтительное \ (идеал) для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, принципов и практики социальных взаимоотношений, критерий оценки реаль-/ных явлений; они определяют смысл, стратегию целенаправленной 'деятельности и тем самым регулируют социальные взаимодействия; [внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценность и формирует идеалы, и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает к действиям. В жизни современного общества ценности выполняют роль своеобразных «центров управления» поведением людей. Как же ценности проявляются в практической жизни? В каждодневной суете каждый изнас многое делает в будничном, «рутинном» режиме, не соотнося свои действия с какими-либо абстрактными, обобщенными критериями — ценностями (ведение домаш- 388 него хозяйства, выполнение профессиональных обязанностей и т.д.). Но в этих повседневных рутинных действиях находят проявление в латентном виде ценности, которые особенно отчетливо проявляются, в частности, в моменты, когда человек находится в состоянии выбора, конфликта и т.п., — в этих случаях ценностное мышление актуализируется. Человек оценивает, что для него более желательно, насколько это для него приемлемо и именно в такие моменты ценности из латентной формы переходят в явную. Каждый такой ценностно-осмысленный выбор затем определяет характер будничной деятельности, рутинной мотивации: сделав выбор в соответствии с теми или иными ценностными приоритетами, человек определяет общую линию повседневного поведения, повседневных действий. Ценностно-проблемный выбор участвует в алгоритмах повседневной жизни Деятеля. Следовательно, ценность хотя бы и в скрытом, неявном виде, но все равно присутствуете представлениях о приличиях, заведенном порядке вещей, предпочтительных вариантах поведения и тем самым «управляет» нами. Это касается не только личной жизни — установленный порядок вещей, представления о приличиях, нормы политической, хозяйственной жизни, законы — все это в латентном виде каждодневно воплощает определенные, принятые в данном обществе ценности. Например, закон, несомненно, воплощает определенные ценности законодателя, который в момент его разработки и принятия взвешивал, сопоставлял, как лучше регулировать отношения, оценивал ожидаемые последствия. При этом он руководствовался определенными ценностями как обобщенными критериями. В каждодневной практике жизни общества, его основных институтов в свернутом виде всегда проявляется определенная система ценностей. Ценности актуализируются в моменты, когда общество делает выбор путей своего развития. В жарких спорах о будущем общества одни уповают прежде всего на индивидуальную свободу, инициативу, предприимчивость, другие — на коллективизм, соборность. Эти приоритеты находят воплощение в разрабатываемых законах, которые непосредственно регулируют повседневную жизнь общества.
Классификацию ценностей можно провести только условно. Целесообразно выделить «смысловые» (экономические, политические и другие ценности) и субъектно-групповые (ценности различных социальных слоев, классов, народов) ценности. 1. Прежде чем анализировать виды ценностей, подчеркнем, что ценности — экономические, нравственные, политические — в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, набор, сумму, а целостность, в которой отдельные ценности сопряжены друг с другом. Менталитет — выражение этой целостности — проявляется как в общей логике, характерной для данной системы ценностей (ее подчиненность материальной чувственности или задачам духовного совершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности), так 389 и в специфике набора ценностей, их иерархии, очередности, последовательности. Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Мы уже говорили, что дифференциация социальных институтов обусловливает острую проблему совместимости исходных принципов, критериев регуляции экономических и политических институтов, институтов образования и политики и т.д. В противном случае институты начинают блокировать друг друга, входят в конфликт. Но каковы содержательно эти исходные базисные ценности В рамках одного общества базисные ценности большинства людей едины. Культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, признанных в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей. Вместе с тем целостность системы ценностей отнюдь не означает принципиальной невозможности возникновения в рамках одной культуры различий, а вместе с ними противоречий и даже конфликтов ценностей. 2. Многообразие социальной жизни, ее многоаспектность, а также функциональная дифференцированность институтов обусловливают усложнение системы ценностей по мере усложнения организации общества. В нашу задачу не входит дать исчерпывающую смысловую классификацию ценностей — для нас важно выявить определенные тенденции ее развития. (Перечисляя основные классы ценностей, мы отчасти воспользовались разработками других авторов*.) * См., в частности: Ерасов Б.С. Социальная культурология, ч. 1Г гл. IV. 390 Можно выделить ряд ценностей, непосредственно связанных с витальными основами жизни: сама жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сытость, покой, бодрость, сила, выносливость, комфорт. Целый ряд ценностей можно выделить в области социальных взаимодействий с другими людьми (их условно можно назвать социальными ценностями): свобода, инициатива, предприимчивость, богатство, социальный престиж, социальное равенство, справедливость, независимость, проявление индивидуальности, соборность, коллективизм, личная ответственность, патриотизм и т.д. Эстетические ценности: красота, стиль, гармония, самобытность или подражание, следование традиции или новизна. Могут быть выделены и многие другие классы ценностей: экономические (прибыльность, эффективность и т.д.), политические (свобода слова, свобода волеизъявления на выборах, всеобщность выборов и т.д.). Каковы же главные тенденции развития-системы ценностей? Самой яркой и, пожалуй, решающей тенденцией является обогащение «ансамбля» ценностей, возникновение и утверждение в рамках уже сложившихся классов (разрядов) новых ценностных критериев, и, что еще важнее, возникновение целых новых классов (разрядов) ценностей. Так, упорядочивается класс экологических ценностей, все более осмысленное значение приобретает ориентация на управленческие ценности (разделенность функций, прав и обязанностей, скоорди-нированность, подконтрольность, адаптивность организации и т.д.). Это вполне объяснимо: человеческая деятельность расширяется, становится все более многообразной; с другой стороны, человек стремится все более осмысленно ориентироваться, регулировать свое поведение с тем, чтобы добиться наибольшего эффекта. Экологические проблемы возникли не сегодня, но лишь к середине XX в. человек, осознав опасность потребительского отношения к природе, сформировал обобщенные представления-критерии, позволяющие регулировать его отношения с природой. Благодаря формированию экологических ценностей отношение человека к природе преобразовалось из интуитивного (чисто аффективного) в личностно-осмысленное, в связи с чем его экологическая деятельность приобретает целенаправленность, устойчивость, и, кроме того, вырабатывается негативное отношение к тем, кто губит природу. В результате формирования экологических ценностей отношения человека с природой приобретают иной уровень надежности, предсказуемости, эффективности. То же можно сказать об управленческих ценностях. Некоторые руководители ориентируются лишь на ценности власти, самоутверждение, обеспечение покорности подчиненных и т.д., другие же осмысленно стремятся к реализации управляемости, адап- 391 тивности, скоординированное™, оценивают свои управленческие действия и действия своих подчиненных,,учитывая эти критерии, в результате чего их деятельность становится более эффективной. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что обогащение системыценностей способствует более точному, более глубокому восприятию человеком (обществом) окружающего мира, повышает эффективность его деятельности, его адаптивные возможности, способность к развитию при сохранении целостности. И в этом кроется одно из отличий одной культуры от другой: способность культуры вооружать людей более глубоким, точным и корректным взглядом на мир является критерием зрелости разных культур. Социальный субъект начинает обращать внимание на то, что раньше оставалось незамеченным. Ценностное богатство облегчает понимание того, как лучше устроить жизнь, многограннее ее оценивать. Вы, наверное, заметили, что культура общения людей духовно богатых отличается большим количеством оттенков; в ней обращается внимание на многое из того, что не-замечается людьми малообразованными. Первые более терпимы, толерантны, не спешат навязывать свое мнение, не стремятся обострять отношения с теми, кто не согласен с их мнением. Почему? Ответьте на этот вопрос с точки зрения проблемы ценностного богатства культуры. Существует несколько исторических типов систем ценностей. Наличие экологических, управленческих ценностей — это признак систем ценностей индустриально развитого общества. Вдоиндуст-риальном обществе феодального типа высоко ценилась знатность и развитость происхождения (аскриптивный критерий), религиозная набожность, рыцарская честь и благородство. В современном промышленно развитом обществе сформировалась совершенно иная иерархия ценностей: свобода, независимость и достоинство человека (в феодальном обществе эти ценности фактически отсутствовали), уважение обществом прав личности, свобода предпринимательской деятельности, принцип частной собственности, образование, необходимость высокого жизненного стандарта для большинства населения и т.д.* Каковы же основные движущие силы обогащения «ансамбля» ценностей, их существенного изменения? Пожалуй, особое значение имеют развитие социально-исторической практики человека, в ходе которой он выявляет новые полезные критерии оценки, анализа окружающего мира; с этим тесно связано развитие идей как в религиозной, так и идеологической форме; развитие философского осмысления мира, благодаря чему обществу предлагаются новые представления, критерии и совершенствуется аргументация * См.: Комаров М.С. Введение в социологию, с. 74. 392 прежних. Очень многие критерии, без которых современный человек не мог бы должным образом оценить мир, были впервые предложены в религиозных догматах, философских учениях и т.д. Сократ и Платон, Ф. Аквинский и Э. Роттердамский, Вольтер и Руссо, Кант и Маркс, Ницше и Ганди, Швейцер и Сартр — это лишь некоторые мыслители, чьи идеи обогатили ценностные представления человека об окружающем мире и обществе, вооружили его новыми критериями анализа мира. В определении и обосновании современных критериев, оценок окружающего мира все большую роль играет наука. 3. Различия систем ценностей, присущие различным социальным группам, классам, профессиональным, территориальным, демографическим общностям, народам, могут проявляться в следующем: • различие в нюансах (а может быть, и в ощутимых различи Так, трактовка справедливости представителями рабочего класса может отличаться от ее трактовки предпринимателями — в частности, справедливости вознаграждения за труд: одни могут считать главным тяжесть физического труда, другие — ответственность, усилия по организации, риск вложения в производство капитала и т.д. Более того, в западной культуре принято под эгалитарными (т.е. равными) тенденциями, принципами подразумевать равенство шансов для достижений, а в других культурах — равенство при распределении; • ряд ценностей при наличии у одних слоев может отсутство Так, эксплуатируемый рабочий класс может считать ценностью свободный от эксплуатации труд; у представителей разных профессий есть ряд специфических ценностей, выражающих их профессиональные особенности, которых не будет у представителей других профессиональных групп; • различие иерархии ценностей, которое, пожалуй, является Как уже отмечалось, физическое единство внешней природы, биологическое единство человека как рода и единство принципов социальных взаимодействий людей определяют социокультурное единство основ человеческой жизни, социокультурное единство человечества. И это единство проявляется, в частности, в том, что у всех людей имеется, как правило, почти один и тот же набор ценностных критериев. Вариативность культуры главным образом проявляется в различиях иерархии ценностей: все члены общества признают ценность образования, но не во всех слоях общества эта ценность считается одной из самых приоритетных, ценность личности, признание ее свободы, прав так или иначе характерны для 393 многих культур, но нигде им не придается такого значения, как в западных культурах. Различие в иерархии ценностей характерно для культур различных социальных слоев, классов, группы. Так, значимость творческой самореализации для творческой интеллигенции иная, чем для представителей иных социальных слоев. Но различия приоритетов социальных групп, профессиональных, демографических общностей в рамках одного общества все-таки базируются на основе общеразделяемой системы фундаментальных, базисных ценностей. Последние задают приоритеты конечных смыслов бытия, иерархию этических ценностей, характерных для любого представителя данного общества. Поэтому, пожалуй, наиболее ярко проявляются различия приоритетов ценностей различных обществ, народов, цивилизаций. Изучение различия приоритетов этого порядка привлекает особое внимание социологов. Результаты подобных кросс-культурных исследований, подчеркивающие различия культур разных народов, прежде всего их приоритетов ценностей, позволяют более точно определить облик общества, в том числе и своего. Сравнение всегда что-то подчеркивает, заставляет задуматься. В этом помогают и данные исследований. Речь, в частности, идет о проведенных в нашей стране иссследованиях под руководством В.А. Ядова и в США — под руководством М. Рокича. Сопоставим некоторые фрагменты структуры ценностных ориентации по выборке инженеров в СССР и национальной выборке белых и черных американцев разного социального статуса*. В системе ценностей авторы выделили: ценности-цели и ценности-средства (инструментальные). Первые свидетельствуют о том, что желательно для человека, вторые — о том, какими личностными качествами, по его мнению, надо обладать, чтобы добиться своих целей (исследование было проведено до глубокого реформирования нашего общества, т.е. в ситуации стабильного развития социалистического общества и соответствующей системы ценностей). Приведем перечень шести доминирующих ценностей-целей в порядке убывания их значимости (табл. 1). Три выборки объединяет общее беспокойство о сохранении мира между народами -— высшая общечеловеческая ценность, не имеющая конкурентов. К числу общих ценностей относится также ориентация на материальное благосостояние («жизнь с комфортом» в американском варианте и «материально обеспеченная жизнь» — в российском), которая занимает 5—6-е места у американцев и 7-е место — у наших инженеров, К числу лидирующих ценностей советских инженеров относились ценности общения и человеческих взаимосвязей — любовь (5-е * См.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1979, с. 88—93. 394
место), ориентация на верных друзей (6-е место). В американской Лидирующая система ценностей-целей белых американцев харак: теризуется ориентацией на самого Себя, достижением благополучия собственными усилиями. (Характерно, что советские исследователи оценили в те годы эту тенденцию как признак «социального эгоизма».) Если чернокожие американцы одинаково высоко ранжируют ценности свободы и равенства, то белые, ставя свободу на 3-е место, равенству отводят лишь 10-е место. В списке инструментальных ценностей, представляющих перечень личностных качеств, во всех трех выборках безусловно лидирует честность — как бы общечеловеческое условие общения, взаимодействия людей. Но в выборке советских инженеров далее следуют: образованность, жизнерадостность и чуткость — в американской выборке они занимают соответственно 15, 11—13 и 7-е места. Но у американцев в число шести лидирующих инструментальных ценностей вошли другие — те, которые подчеркивают волевые качества и способность отстоять личное достоинство. Любопытны результаты кросс-культурного исследования российских и американских студентов, проведенного в Йельском университете США и МГУ (и частично в одном из технических вузов Санкт-Петербурга в 1992—1993 гг.)*. * См.: Корнилова Т.В. Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских сгудентов//Психологический журнал, с. 109—115. 395 В модифицированном кратком варианте в «личностный опреде литель» вошли следующие шкалы, или мотивированные тенденции «мотивация достижения», «любовь к порядку», «автономия», «склон ность к самопознанию», «склонность к доминированию», «чувстве вины», «стойкость в достижении целей» и «агрессия» (табл. 2), Были обнаружены ощутимые различия по четырем, а менее значи мые — по двум показателям. Во-первых, американские студенты склонны поддерживать порядок При этом надо учесть, что в шкалу «любовь к порядку» был включе» показатель «готовность к планированию своих действий». Недоста точность планирования, стремления поддерживать порядок и орга низовывать свою жизнь в соответствии с этим стремлением — во' чем, по мнению авторов, в первую очередь отличаются от свои: американских сверстников российские студенты. Во-вторых, российские студенты более склонны к автономии, чег/ их американские сверстники («Мне нравится быть свободным в свои> поступках»; «Я предпочитаю избегать ответственности»). В-третьих, российские студенты менее склонны к доминированию чем американские студенты («Я люблю руководить действиями дру гих людей»). В-четвертых, российские студенты в большей мере, чем американцы, склонны «уступить и избежать борьбы», чувствовать себя «ниже других во всех отношениях», признавать свои ошибки и нести нака зание за допущенные промахи, т.е. у них более развито «чувстве вины»."' В-пятых, показатель агрессии у американских студентов более вы сок.
Таблица t предпочтений для двух выборок В-шестых, различия показателя «стойкость в достижении целей» на первый взгляд невелики, но дополнительный анализ показал, что у российских студентов этот показатель очень сильно колеблется (хотя средний индекс устанавливается на довольно высоком и близком к американским студентам уровне), а у американских студентов он достаточно высок у всех исследованных. Было выявлено и много общего: и у американских, и у российских студентов выявлены близкие по значению показатели «мотивация достижения» и «склонность к самопознанию», т.е. в обеих культурах немало студентов стремятся к успеху, склонны к рациональному анализу своего поведения. '*' Как нам представляется, полученные данные очень ярко демонстрируют различия между российскими и американскими студентами, порожденные различиями культур, ценностных приоритетов двух обществ. Для российских студентов характерны, с одной стороны, неорганизованность, беспорядочность, непродуманность действий, а с другой стороны, стремление к некой анархичной автономности, стремление избегать ответственности, чувство вины и т.д. Для американских же студентов характерны высокая активность, склонность к доминированию, уверенность в себе, развитая ориентация на порядок, организованность, что «вписывает» его наступательное поведение, активность в рамки общественно дозволенного, приемлемого, делает его активность предсказуемой и управляемой, развивает его индивидуальность, неповторимость в рамках общественного. Не является ли более выраженная у американских студентов склонность к порядку проявлением высокого уровня институализации, организованности американского общества? Слабо выраженное у российских студентов стремление планировать свои действия, их склонность действовать на «авось» — это простая случайность или свидетельство неупорядоченности жизни всего общества, слабой институализированности социальных взаимодействий?
Различие систем ценностей различных субъектов, если эти субъекты взаимодействуют (или должны взаимодействовать) друг с другом, может породить конфликт между ними. Конфликт ценностей — наиболее яркий и острый из всех типов социальных конфликтов. Различие ценностей, их трактовки, иерархии делает невозмож Отец требует, чтобы сын подчинялся его решениям, так как, по его мнению, уважение к родителям является приоритетом во взаимодействии детей и родителей. Сын же считает главным приоритетом свою свободу, самостоятельность.
396 397 Муж, являющийся представителем культуры, в которой безусловный приоритет отдан отцу как главе семьи, уверен, что его распоряжения не должны оспариваться, как не должно оспариваться и его единоличное право решать главные вопросы. Жена — представительница иной культуры, в которой за ней признаются равные права. Конфликта между ними трудно избежать. Основу Октябрьской революции составляло коренное различие в понимании справедливости рабочим классом и буржуазией, что и привело к непримиримому конфликту. Конфликты ценностей проявляются и в других формах. Так, сегодня существует серьезный конфликт между ценностью «самоопределения нации» и ценностью «сохранения целостности государства», породившей множество региональных конфликтов во всем мире, в том числе в странах СНГ. Художественно-эстетические ценности очень часто вступают в конфликт с экономической целесообразностью, а ценности социального равенства — с экономическими ценностями развития конкуренции, прибыльности. Конфликты ценностей проявляются и в рамках одного общества (конфликт ценностей классов), и в отношениях между представителями различных субкультур (в том числе профессиональных), и в рамках одной социальной группы (в семье, организации), и между обществами, народами, исповедующими различные идеологии, религии и т.д. Конечно, ценностная подоплека социальных конфликтов может проявляться слабо. Люди редко борятся просто за идею, кроме случаев идеологических споров, дискуссий и т.д. Кстати, идеологические дискуссии, полемика и т.д. по сути и представляют собой форму открытого, легко обнаруживаемого конфликта ценностей. Чаще всего ценностные корни конфликтов проявляются латентно. Отец негодует по поводу независимого поведения сына — тот упорствует, не уступает, не подчиняется отцу. Рабочий вступает в Красную гвардию, чтобы отнять «у буржуинов» то, что ими несправедливо присвоено за счет эксплуатации трудового народа. Конфликт между отцом и сыном на первый взгляд выглядит как конфликт амбиций, конфликт по поводу «господства-подчинения». Но почему стал возможным конфликт, почему сын смиренно не подчиняется отцу? Потому что сын не разделяет представлений отца о взаимоотношениях в семье. Почему рабочий не трудится мирно на фабрике, принадлежащей капиталисту? Потому что он не разделяет представлений буржуазии о справедливости. Задача исследователя — не ограничиваться описанием внешних форм протекания конфликта, а докопаться до его первопричины. Если подоплекой конфликта является конфликт ценностей (это характерно не для всех социальных конфликтов), то пока не про- 398 изойдет перестройка, упорядочивание ценностной основы конфликта, нельзя достигнуть устойчивого его разрешения. * * * Многообразие форм и проявлений конфликтов ценностей затрудняет разработку универсальных процедур упорядочивания и разрешения конфликта ценностей. Не претендуя на исчерпанность предложенных принципов, можно выделить следующие общие принципы разрешения ценностных конфликтов (речь будет идти лишь о идейно-ценностной стороне разрешения конфликтов, не затрагивая процедурно-внешних аспектов). 1. Основой разрешения любого по силе конфликта (или хотя бы предотвращения самых крайних его форм) является признание его участниками ценностного приоритета — сохранение единства нации, неприменения военной силы, сохранение жизни людей, сохранение семьи и т.д. Если для противоборствующих сторон эти приоритеты неоспоримы, то конфликт не будет иметь разрушительных последствий; участники будут изыскивать пути, не способные нанести ущерб этим приоритетам. Рассмотрим общество. Конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей (безусловная ценность мира для людей), а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей (ценность сохранения единства нации, целостности государства и т.д.). От того, характерно ли для данной культуры решение спорных вопросов в острой конфликтной форме, переходящей в открытое вооруженное противоборство, насколько в культуре конфликтующих социальных сил развито уважение к общечеловеческим ценностям, признают ли все слои общества в качестве одной из высших ценностей единство нации, сохранение государства, недопустимость гражданской войны, зависят возможные формы конфликта, склонность сторон искать компромисс и т.д. Если данные ценности признаются в обществе приоритетными, то внутренние различия ценностей не представляют угрозу его распаду. В рамках любой культуры встречаются социокультурные различия; в том числе между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Целостность общества — состояние, далекое от однообразия, застоя. Эта целостность обеспечивается многообразием субкультур, в ее недрах идет постоянное становление и развитие нового, что порождает различия, которые, в свою очередь, могут породить противоречия, конфликты. Целостность культуры — это и синтез общечеловеческого, общенационального и специфического начала, и поиски компромиссов ценностей в рамках единой культуры, преодолении конфликтов. Например, западники, как и 100 лет назад, «воюют» со славянофилами, коммунисты — с либералами и т.д. В наличии конфликтов ценностей нет ничего необычного — но лишь в том случае, если все силы общества признают приоритетом це- 399 лостностьтосударства; неприменимость вооруженной силы в целях решения конфликта, жизнь людей. В стабильных обществах конфликты ценностей, как правило, решаются на основе подобных ценностных приоритетов. При этом «вечными» остаются неугасающие споры эгоистов и альтруистов, как и те проблемы, которые несут новые поколения, и т.д. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою целостность. В российском же обществе сегодня идет процесс обновления ценностей, их приоритетов, резко сужена зона совпадения ведущих ценностей, конфликты не могут быть решены в рамках старых приоритетов и идеалов — все это резко усложняет проблему, создает реальную угрозу существованию общества, его целостности. В этих условиях умение разрешить конфликты ценностей, идеалов приобретает особое значение. Главное, что необходимо учесть: на базе каких приоритетных ценностей будут регулироваться более частные политические, социально-экономические конфликты, неминуемо потрясающие общество на переходной стадии е Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|