|
Билет 26. 3. Функциональные пробы: специфические, неспецифические, методы их выполнения
Специфическими называют такие функциональные пробы, фактором воздействия в которых служат движения, свойственные конкретному виду спорта. Например, для бегуна такой пробой будет бег (или бег на тредмилле), для пловца — на гидроканале и т.д. К неспецифическим (неадекватным) относятся пробы, в которых используются движения, не свойственные тому или иному виду спорта. Например, для борца — велоэргометриче-ская нагрузка и т.д. Проба не проводится сразу после приема пищи или физической нагрузки, а также в течение всего дня в том случае, если эта нагрузка была значительной. Выбор динамической функциональной пробы зависит от задач, которые ставит врач при исследовании, периода тренировки, квалификации и состояния здоровья спортсмена. Функциональные пробы позволяют изучать различные показатели сердечно-сосудистой системы, однако в практике спортивные врачи обычно ограничиваются изучением реакций пульса и артериального давления—наиболее простых, как отмечалось выше, и достаточно чувствительных показателей. Принципы, положенные в основу всех динамических функциональных проб, едины. Однако следует учитывать, что чем большая физическая нагрузка, адекватная подготовленности спортсмена, применяется в функциональной пробе, тем лучше выявляются функциональные особенности его организма. При проведении функциональных проб определяются следующие показатели: изменения частоты сердечных сокращений, величины максимального и минимального артериального давления, пульсовой амплитуды после нагрузки (определяются в абсолютных цифрах и процентах); время и характер восстановления пульса и артериального давления до исходных величин; тип ответной реакции сердечнососудистой системы; качество выполнения физической нагрузки (оценка в баллах по пятибалльной системе); внешние признаки утомления (одышка, потливость, нарушения координации, дрожание пальцев рук, бледность, цианоз кончика носа, губ и др.). При оценке гемодинамических сдвигов после функциональной пробы сопоставляют изменения пульса и артериального давления, чтобы узнать, за счет каких механизмов происходило приспособление к нагрузке. Более наглядное представление об этом дает сопоставление (в %) учащения пульса и повышения артериального давления. Обращается внимание на время и характер восстановления пульса и артериального давления, которые зависят от величины физической нагрузки, активности спортсмена при ее выполнении, функционального состояния аппарата кровообращения и состояния его нервной регуляции. Чем лучше функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, тем быстрее происходит восстановление. · Функциональные пробы ЭКИ в сочетании с ЭКГ и ФКГ позволяет рассчитывать длительность почти всех фаз систолы и диастолы как левых, так и правых отделов сердца. В последнее время разработана методика электрокимографии применительно к задачам спортивной медицины, что повышает диагностическую ценность этого метода при изучении состояния сердца у спортсменов. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы специфичны для практики спортивной медицины. Функциональные [...] · Практика работы спортивных врачей В практике работы спортивных врачей относительно редко применяется функциональная проба с 5-минутным бегом (4 мин. в темпе 180 шагов в 1 мин., а 5-я—в предельно быстром темпе), хотя она более четко выявляет реакцию организма на физическое напряжение в зависимости от функционального его состояния. При этой пробе отмечаются значительные сдвиги в показателях пульса и артериального давления, [...] · Выявляемые показатели Проба не проводится сразу после приема пищи или физической нагрузки, а также в течение всего дня в том случае, если эта нагрузка была значительной. Выбор динамической функциональной пробы зависит от задач, которые ставит врач при исследовании, периода тренировки, квалификации и состояния здоровья спортсмена. Функциональные пробы позволяют изучать различные показатели сердечно-сосудистой системы, однако в практике спортивные врачи [...] · Нормотонический тип реакции Обычно при нормотоническом типе реакции восстановление пульса и артериального давления до исходных данных происходит в течение 3—5 мин. Известно не мало случаев, когда у недостаточно тренированного спортсмена определяется нормотонический тип ответной реакции, но восстановление протекает медленно (более 5 мин.). Следовательно, восстановительный период при благоприятной реакции может протекать по-разному (в зависимости от различных причин, которые выясняются [...] · Экстрасистолическая аритмия Причиной возникновения экстрасистолических аритмий могут быть рефлекторные влияния, исходящие из хронических очагов инфекции (тонзиллит, холецистит и др.). Довольно часто экстрасистолия наблюдается у перетренированных спортсменов, имеющих дистрофию миокарда. Причиной экстрасистолии у спортсменов могут быть и нарушения электролитного обмена. Нередко у спортсменов при хорошем состоянии здоровья и высокой спортивной работоспособности обнаруживаются единичные желудочковые и атриовентрикулярные
Билет 27. 1. Структура и основные направления деятельности детской адаптивной спортивной школы
Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006г. №СК-02-10/3685) Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (далее – Учреждения). Данные рекомендации являются дополнением к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Приложение к письму Росспорта от 12.12.2006 г. №СК-02-10/3685), которые используются при организации деятельности учреждений адаптивной физкультуры и адаптивного спорта с учетом нижеизложенного. 1. В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должно основываться на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов должны способствовать интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций, в т.ч. путем создания детско-юношеских спортивно-адаптивных школ. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта может осуществляться также в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях. 2. Обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Рекомендуется в региональных программах развития физической культуры и спорта включать раздел по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также разработать механизм содействия муниципальным образованиям по поддержке и развитии спорта инвалидов. 3. При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее). 4. В учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих учебно-тренировочный процесс с указанным контингентом, рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления. Особенно если в территории отсутствует необходимая инфраструктура спортивных учреждений, где воспитанник мог бы продолжить занятия физической культурой и спортом. 5. Рекомендуемые параметры по наполняемости учебных групп, объему учебно-тренировочной нагрузки и нормированию труда тренеров-преподавателей для данных учреждений приведены в таблице 1. Группа, к которой относится занимающийся определяется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсмена, требующихся для занятий определенным видом спорта (таблицы 2 и 3). К группе III относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям лиц с ампутацией одной нижней конечности должен выражаться в том, чтобы ампутация проходила через голеностопный сустав. С ампутацией верхней конечности – через лучезапястный. При прочих поражениях опорно-двигательного аппарата укорочение конечности должно быть на 10см. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений: • нарушение зрения (класс В3), • нарушение слуха, полная потеря слуха, • умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS-FID), • ахондроплазия (карлики), • детский церебральный паралич (классы СР7-8), • высокая ампутация двух нижних конечностей (классы 57,58, соревнуются в креслах-колясках), • ампутация или порок развития: одной нижней конечности ниже коленного сустава (класс А4), односторонняя ампутация стопы по Пирогову, в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны (класс А3), одной верхней конечности ниже локтевого сустава (класс А8), одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс А9), • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными. К группе II относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений: = нарушение зрения (класс В2), = умственная отсталость от 60 до 40 IQ, = детский церебральный паралич (классы СР5-СР6), = спинномозговая травма (классы 55,56 передвигаются в креслах-колясках), = одной верхней конечности выше локтевого сустава (класс А6), = одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс А9), = двусторонняя ампутация предплечий (классы А5, А7), = прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными. К группе I относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений: • полная потеря зрения (класс В1), • детский церебральный паралич (классы СР1-СР4, передвигающиеся в креслах-колясках), • спинномозговая травма (классы 51-54, передвигающиеся в креслах колясках) • ампутация или порок развития: (классы А1,А2,А5): двусторонняя ампутация бедер (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра с вычленением (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы или голени с другой стороны, двусторонняя ампутация плеч, ампутация четырех конечностей, • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными. Для группы лиц, занимающихся легкой атлетикой в трековых видах в классах с Т51 по Т54 и с Т32 по Т34 спортсмены передвигаются только в колясках. В метаниях в классах с F51 по F58 и с F32 по F34 спортсмены выступают на специальном станке. 6. Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре и спорту, врач (невролог, травматолог, при необходимости - офтальмолог). Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерации инвалидов общероссийского уровня, или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании определения его класса, данного этой комиссией. 7. В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований. 8. На всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю, как другие тренеры-преподаватели, так и специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также и тренеры-преподаватели по смежным видам спорта) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами.
Билет 27. 2. Комплексная реабилитация больных с переломам позвоночника на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы КР
Длительность реабилитации – 2-3 года.
При благоприятном течении: I этап – Стационарный Цель: восстановление нарушенных вследствие травмы, функций организма на столько, чтобы человек мог обслуживать себя в той или иной мере, быть психологически адаптирован к своему состоянию и настроенным на осуществление всей программы реабилитации. Задачи: 1. достижение стабилизации состояния больного с помощью медикаментов; 2. ликвидация и предупреждение осложнений: профилактика возникновения пролежней, контрактур; 3. восстановление функции тазовых органов; 4. оптимизация физической и психологической реабилитации больного с использованием лекарственных средств, ФК, массажа, физиотерапии, рефлексотерапии. ПКР: После ликвидации спинномозгового шока мероприятия по профилактике пролежней (через сутки после травмы): - специальные кровати, матрацы, - легкий массаж спины и конечностей, - пассивная ЛГ, - физиотерапия: импульсное электрическое поле УВЧ на область перелома, УФО в субэритемных дозах на поясницу, крестец, ягодицы;
!! У пациентов с переломами позвоночника легкой степени – следующий этап ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЙ. При более тяжелых переломах, сопровождающихся повреждением спинного мозга - следующий этап САНАТОРНЫЙ.
II этап – Санаторный Цель: восстановление физического, психологического и социального статуса больного до того уровня, при котором он мог бы вернуться к труду, либо к тому или иному объему социальной активности, что обеспечило бы его интеграцию в общество и семью. Задачи: -повышение переносимости физических нагрузок, сниженную вследствие основного заболевания и/или вынужденной иммобилизации или недостаточной физической активности в условиях стационара ПКР: Гидробальнеотерапия: аппликация лечебной грязи, гальваногрязелечение (постоянный ток), сероводородные или родоновые ванны. Через 1,5-2 часа – массаж (преимущественно сегментарно-рефлекторных областей, при необходимости - конечностей). Физиопроцедуры: чаще азакеритовые / парафиновые аппликации на область перелома, электрофорез по Вермелю (один электрод на поясничную область, второй на икроножные мышцы), фототерапия, лазеротерапия на область перелома.
III этап – Поликлинический Цель: восстановление трудоспособности, поддержание на достигнутом уровне и в предупреждение прогрессирования заболевания. Задачи: 1. определение степени снижения физической работоспособности и проведения мероприятий по ее повышению, 2. применение методов физиотерапии и гидробальнеотерапии для ускорения восстановительных процессов, 3. оценка психологического статуса больного и проведение корригирующей терапии при показаниях, 4. оценка социального статуса больного, определение утраты трудоспособности, решение вопроса трудоспособности и профилактической переориентации, 5. организация и проведение занятий с больными и их родственниками по повышению знаний, касающихся целей, задач и содержанию реабилитации и вторичной профилактики при данном заболевании. ПКР: ЛФК самостоятельно. Массаж спины / сегментарно-рефлекторных областей 2-3 раза в год. Физиопроцедуры: магнитотерапия, ультразвук, электрофорез, импульсные токи на паравертебральные области соответствующего отдела позвоночника (область перелома) – выполняются поочередно.
При неблагоприятном течении – ход ПКР зависит от степени тяжести состояния больного ([ потеря трудоспособности, обучение пользованием коляской и др.)
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|