Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







От Средневековья к Новому времени





Термин «возрождение» (по-французски – «ренессанс») впервые был введен в XVI в. архитектором и историком искусства Джорджо Вазари для обозначения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье. Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными, темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры. Возрождение – особый период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии с XIV до сер. XVI в., в других странах – с кон. XV до нач. XVII в.). Это переходный период от Средневековья к Новому времени в истории европейской цивилизации. Отличительными чертами культуры Возрождения являются гуманистическое мировоззрение, светский характер культуры, обращение к культурному наследию античности, модификация христианской этики, а также вера в безграничные возможности человека, его воли и разума.

Культура Возрождения зародилась в средиземноморских городах Италии. Самостоятельное развитие свободных городов-республик создало благоприятные условия для освобождения человека от средневековых традиций, норм и идеалов. Развитие торговли, промышленности и банков повышало значимость буржуазии («третьего сословия»), которая богатела, верила в себя, смотрела на мир другими глазами. Важная роль в формировании ренессансной культуры принадлежала церкви: она была крупнейшим заказчиком и богатейшим меценатом. Многие выдающиеся произведения искусства созданы по инициативе церкви. Тем не менее, этический и эстетический идеал Возрождения – это образ свободного, универсального, творческого человека, создающего самого себя.

Возрождение не стало простым копированием античности. Ренессанс возвращал к жизни только те достижения греческой и римской культуры, которые были созвучны его времени. В эпоху Возрождения формировалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь и место человека в ней. Основу средневековой системы знаний составляли науки о божественном (лат. studia divinitatis). В противовес этому мыслители Возрождения начали постигать человека, практикуя studia humanitatis, т. е. изучение человеческого, относящегося к человеку. Это новое направление мысли получило название гуманизм.

Основой мировоззрения гуманистов стал антропоцентризм (от греч. anthropos – «человек») – восприятие человека как центра Вселенной и конечной цели всего мироздания. Антропоцентризм эпохи Возрождения (культ человеческой красоты, гимн человеку, несущему в себе божественное совершенство) нашел свое воплощение в живописи, скульптуре, поэзии. Следует помнить, что гуманизм составляет лишь часть многогранной культуры Ренессанса. Гуманистическое движение, зародившееся в XIV в. в Италии, заложило основу для широкого распространения светской образованности в Европе, подарило западноевропейской цивилизации новый взгляд на мир и новые ценности. По сути, гуманизм – это философская основа всего Возрождения.

Выдающиеся итальянские поэты и писатели – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо по-новому взглянули на человека и окружающий его мир. Они отвергли средневековые христианские догматы о разделении природы человека на греховную телесную и возвышенную духовную. Воспевая ценность земного бытия человека, они говорили о его стремлении к полной самореализации, об ответственности за свою судьбу. Благодаря усилиям первых гуманистов в европейскую культуру вернулось литературное наследие и художественный идеал Греции и Рима.

Эпоха Возрождения ассоциируется, прежде всего, с живописью, скульптурой, архитектурой, поскольку именно искусство воплотило сущность ренессансного мироощущения, новое положение человека в мире. Художник, подобно Творцу, создает свой мир. В то же время, техническая сторона ренессансного искусства обнаруживает влияние науки (использование данных анатомии, геометрии, физики, химии и механики). Одним из самых важных изобретений того времени стало открытие линейной перспективы, которая помогала представить мир соизмеримым с человеком, более близким ему. Возрождение открыло новые темы в изобразительном искусстве, создало новые жанры. Предметом искусства стали не только религиозные, но и мифологические, исторические сюжеты. Светский, мирской характер искусства не означал отрицания религиозности. Религиозное чувство не исчезало, оно лишь принимало новые формы.

Идеи итальянского Возрождения были восприняты мыслителями и художниками Франции, Германии, Англии, Нидерландов. Европейский Ренессанс в странах к северу от Италии принято называть Северным Возрождением. Оно охватывает период с рубежа XV–XVI вв. до 2-й пол. XVII в. В искусстве Северного Ренессанса значительно сильнее отразилось средневековое мировоззрение: в нем больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично. Подобно итальянскому искусству, оно создавало образ прекрасного мира, хотя представления о прекрасном и способы его выражения здесь оказались другими. Искусство северных стран поэтизирует «среднего» человека и его мир будничной жизни и простых вещей; ему несвойственен пафос итальянской живописи, прославляющей могущество человека-титана.

Для становления современной европейской цивилизации огромное значение имела Реформация, начавшаяся в 1-й пол. XVI в. как движение за преобразования в католицизме. Необходимость перемен в католической церкви осознавалась давно, а ее состояние вызывало всеобщее недовольство. Причины недовольства были связаны с вмешательством церкви в светские дела католических государств; привилегированным положением духовенства в обществе; неподчинением духовенства суду; увеличением земельных владений церкви, а также ростом налогов и поборов в ее пользу; продажей индульгенций; унижением национального самосознания верующих (богослужение велось на латинском языке); порочным образом жизни духовенства.

Злоупотребления и недостатки римской церкви стали главной темой литературных трудов известных гуманистов – Иоганна Рейхлина, Эразма Роттердамского и Ульриха фон Гуттена. В своих произведениях они не только резко критиковали церковь, но и говорили о необходимости ее преобразования. Их обличения и призывы подготовили почву для Реформации (от лат. reformatio, «преобразование», «исправление») – религиозного и социального движения, осуществлявшего пересмотр места и роли католической церкви в обществе, а также всей средневековой культуры в соответствии с потребностями новых социальных отношений.

Реформация началась в Германии и была связана с именем священника Мартина Лютера, который 31 октября 1517 г. прибил к дверям дворцовой церкви города Виттенберга «95 тезисов», направленных против продажи индульгенций. Главная идея тезисов Лютера состояла в том, что для спасения души требуется внутреннее покаяние грешников, которое нельзя заменить ни молитвами монахов, ни приобретением индульгенций. Это публичное отрицание Лютером учения католической церкви считается началом Реформации.

Мартин Лютер говорил, что власть папы Римского установлена не Богом, а самими людьми, и потому единственным источником вероучения является Священное Писание, а не декреты пап. Основная мысль тезисов сводилась к тому, что идея искупительных пожертвований глубоко чужда Евангелию. Бог не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния. Спасение достигается личной верой человека в Бога. Лютер утверждал, что не должно быть посредников между Богом и человеком, отрицая фундаментальное положение католицизма о разделении людей на священников и мирян. Требуя реформировать церковь, Лютер утверждал, что нужно провести секуляризацию церковного имущества, распустить монашеские ордена, а монастыри отдать под школы и больницы.

В ходе Реформации образовалось новое конфессиональное направление в христианстве – протестантизм. Это слово возникло в 1529 г., когда германский рейхстаг наложил запрет на свободу совести – право человека выбирать веру. Сторонники Лютера опротестовали данное решение, отчего и получили прозвище протестантов. Название это впоследствии распространилось и на другие ветви реформированной церкви.

Идеи Реформации обрели популярность во многих европейских странах. В Швейцарии возник второй после Германии крупнейший центр Реформации. Свои идеи переустройства церкви здесь выдвинули Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Причем если Цвингли хотел поставить церковь под контроль городских властей, то Кальвин предложил изменить сам дух религии. Он отстаивал тезис о божественном предопределении. Согласно Кальвину, судьба человека определена Богом и не может быть изменена. Люди могут догадываться о своей судьбе по тому, как складывается у них жизнь. Если их профессиональная деятельность идет успешно, они добродетельны и трудолюбивы, значит, Бог благоволит к ним. Таким образом, Кальвин сумел специфическими религиозными средствами дать мощный импульс процессу формирования социально-экономической модели и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе. Его именем стало называться одно из религиозных течений в протестантизме – кальвинизм.

Культовые нововведения протестантизма шли в основном по линии удешевления церкви и упрощения духовного ритуала. Протестанты отказались от поклонения мощам, реликвиям, статуям и иконам. Отвергались также институт монашества, культ девы Марии, святых и ангелов. Из семи таинств протестанты оставили лишь два – крещение и причащение. Богослужение стало вестись не на латыни, а на национальных языках.

Протестантизм, в отличие от католицизма, не имеет четкой иерархической структуры, управляемой из единого центра и характеризуется наличием множества автономных церквей. Помимо лютеранских, кальвинистских и англиканских церквей в протестантизме заметным влиянием пользуются различные конфессиональные объединения (евангелические, методистские, адвентистские, пятидесятнические и др.).

Реформация нанесла католицизму тяжелый удар. Но уже в 40-е гг. XVI в. католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под именем Контрреформации. В 1540 г. был учрежден монашеский орден иезуитов, ставший «боевой дружиной» папства в борьбе с противниками католичества. При содействии ордена в одних странах распространение Реформации приостановилось, а в других она была уничтожена совсем. Целям поддержания и усиления католицизма способствовал также Тридентский собор, продолжавшийся с перерывами 18 лет (1545–1563). Собор признал, что для успешной борьбы с Реформацией необходима реорганизация самой католической церкви. Была отменена продажа индульгенций и приняты постановления о повышении образования и нравственности низшего духовенства. Собор закрепил сложившуюся церковную иерархию во главе с папой, чья власть признавалась высшей и непререкаемой.

Таким образом, Ренессанс и Реформация произвели переворот в духовной жизни Западной Европы. Они разрушили средневековую систему ценностей и сформировали новый взгляд на человека.

Своеобразным синтезом культурных начал гуманизма и Реформации стало Просвещение, которое иногда называют «третьим духовным переворотом» (после Возрождения и Реформации). Просвещение зародилось в Англии в кон. XVII в. (представители – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), а в XVIII в. достигло наивысшего расцвета во Франции, дав целую плеяду блестящих мыслителей, среди которых – Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье. Просветители обращались к разуму, который опирается на научный опыт и свободен от религиозных предрассудков. В своем большинстве просветители были деистами (от лат. deus – «божество»), т. е. признавали существование Бога, но только как первопричину мира. Они видели в Боге силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существующую материю. При этом деятели Просвещения отрицали роль церкви и беспощадно критиковали ее.

Решительно пересмотрены были взгляды на общество и государство. Политические идеалы английских теоретиков Просвещения базировались на «естественном праве», в соответствии с которым человек рождается свободным и при жизни приобретает незыблемые права. Томас Гоббс, Джон Локк представляли государство не как божественное, идеальное создание, а как результат сознательной деятельности людей, как результат «общественного договора». Отсюда цель государства – сохранение свободы и собственности граждан. Такой подход открывал возможность конструирования идеального, справедливого государственного устройства. Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах французских просветителей. В частности, Жан-Жак Руссо обосновал концепцию «общественного договора», гарантирующего человеку соблюдение его прав и свобод.

Согласно общественному договору каждый член общества принимает обязательства по отношению ко всем, и все – в отношении каждого. Взаимные обязательства выступают основой единения, мира и согласия в обществе. Отношения между верховной законодательной властью и народом регулирует исполнительная власть – правительство, призванное исполнять законы, защищать свободу, поддерживать порядок в обществе, заботиться об удовлетворении общественных потребностей. По мысли Руссо, общественный договор может быть пересмотрен или расторгнут с одобрения всех граждан, но лишь в исключительных случаях, когда речь идет о спасении отечества.

Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость политического порядка, который, по их мнению, установлен не Богом, а людьми, следовательно, государственный строй можно и необходимо изменять и совершенствовать. Идеи Просвещения быстро распространились по всей Европе, став достоянием не только интеллектуальной элиты, но и широких городских слоев, и особенно ярко это проявилось в годы Английской (1640–1660) и Французской (1789–1794) буржуазных революций.

 

Вопросы

1. Ренессанс – переворот в культуре Средневековья.

2. Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движение.

3. Эпоха Просвещения и утверждение идейных основ Нового времени.

Методические советы

1. При изучении первого вопроса необходимо уяснить, что Возрождение – это величайший переворот в развитии мировой культуры. Суть этого переворота заключается в переходе от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому, а отсюда – к светскому характеру мировоззрения. Проанализируйте социально-экономические истоки Возрождения и определите его пространственные и временные рамки.

Рассматривая основные достижения художественной культуры эпохи Ренессанса, следует помнить, что главная роль здесь отводилась изобразительному искусству. Как вы думаете, почему? Приведите примеры использования мифологических и исторических сюжетов в искусстве Ренессанса. Возрождение – это не только итальянское, но и общеевропейское культурное явление. Дайте общую характеристику искусства Северного Возрождения. В чем проявилось его своеобразие? Почему сформировались два центра Возрождения?

Объясните происхождение термина «гуманизм». Одинаковы ли по значению слова «гуманист» и «гуманный человек»? В каком смысле гуманизм представляет собой новый тип мышления? Каково историческое значение эпохи Возрождения?

2. При анализе второго вопроса рассмотрите причины Реформации. Выясните, в чем проявился кризис католической церкви; с каких событий началась Реформация, и почему ее родиной стала Германия; какую роль сыграл Мартин Лютер в формировании идеологии Реформации.

Познакомьтесь со спецификой реформационных движений в различных европейских государствах. Как вы думаете, почему Реформация приобрела ярко выраженные национальные черты? Обратите особое внимание на две стороны Реформации – религиозно-идеологическую и социально-политическую. Ответьте на следующие вопросы:

· какую роль в идейной подготовке Реформации сыграл гуманизм;

· какое религиозное учение является центральным в Реформации;

· каковы принципиальные отличия протестантизма от католицизма;

· почему именно протестантизм считается системой ценностей, наиболее адекватной западному буржуазному образу жизни;

· что такое Контрреформация, какие цели она преследовала?

3. При рассмотрении третьего вопроса необходимо начать с общей характеристики Просвещения, определив его сущность, указав на временные рамки и перечислив те страны, которых оно коснулось. Можно ли этот феномен считать общеевропейским? Необходимо также выделить основные формы, в которых выражала себя идеология Просвещения. В чем вы видите сходство и различие взглядов представителей гуманизма и Просвещения? Назовите выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Как они понимали проблемы личности, общества и государства? Необходимо выяснить значение данной эпохи для формирования образа жизни и мышления человека Нового времени.

 

Обязательная литература

1. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 137–171.

2. Мировые цивилизации Нового времени и современности (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2005. – С. 11–48.

 

Дополнительная литература

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. В 3-х т. Т. 2: Игры обмена. М.: Прогресс, 1988; Т. 3: Время мира. М.: Прогресс, 1992.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Его же. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

3. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л.: Наука, 1981.

4. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи: сборник статей. М.: Наука, 1997.

5. Культура Возрождения XVI века: сборник статей. М.: Наука, 1997.

6. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

7. Религиозные традиции мира. В 2-х т. М.: КРОН-Пресс, 1996.

8. Самарцев А. Религии мира: Энциклопедия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.


Тема 9

Индустриальная цивилизация Запада и Востока:

Становление и развитие

В Европе и Северной Америке в XIX–XX вв. окончательно утвердился западный тип цивилизации, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании научной рациональности, выступающей как самодовлеющая ценность. На этой основе в XIX в. начали формироваться индустриальные, а с кон. XX в. – постиндустриальные общества.

Индустриальное общество – это общество, в котором промышленность (машинная индустрия) занимает ведущее место, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал и международный статус. Главную роль в культуре такого общества выполняет научная рациональность. Развитию естественных и технических наук придается приоритетное значение. В результате формируется огромная армия специалистов в области естественных наук и техники, занятых обслуживанием производства. Ключевыми моментами процесса перехода к индустриальной цивилизации были следующие.

1. Возрождение, утвердившее в Европе такие ценности, как признание принципов открытости, терпимости, свободы научного поиска, уважения личности и ценности самого человека.

2. Реформация, создавшая этические учения, признававшие ценности личной инициативы, профессионального успеха, стремления к богатству и прибыли, бережливости.

3. Промышленная революция – главное явление в этом процессе – завершившаяся становлением фабричной системы в промышленности и утвердившая преобладание промышленного производства над сельским хозяйством. Она превратила промышленность в основу экономики, а научный и технический прогресс – в важнейший фактор экономического роста, способствовала изменению социальной структуры и постепенному становлению развитого гражданского общества, рационализации всех сторон общественной жизни, утверждению либерально-демократических ценностей в экономической, политической и духовной сферах.

Эти три составляющие, по мнению историка Ю. В. Яковца, следует объединить в предындустриальную цивилизацию.

В своем становлении и развитии индустриальная цивилизация прошла следующие фазы: фаза становления (посл. треть XVIII – нач. XIX вв.); фаза быстрого распространения (до сер. XIX в.); фаза стабильного развития (до 1914 г.); фаза заката (до 70-х гг. ХХ в.); фаза перехода к постиндустриальной цивилизации (с 70-х гг. XX в.).

Процесс перехода к индустриальному обществу определяется понятием модернизации, т. е. обновления всех сторон общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной) при переходе от традиционного к индустриальному обществу. Существуют три разновидности модернизации: первичная, вторичная и «вынужденная». В развитых регионах Европы модернизация имела первичный, естественный характер. Для стран Восточной Европы и азиатского региона характерна вторичная и «вынужденная» модернизация.

Индустриальное общество – это общество экономическое. Экономика – его базовая структура. По образу и подобию того, что и как происходит в экономике, распределяются богатство, власть, престиж, устанавливаются приоритеты и цели во всех других сферах или областях общественной жизни. Все общество предстает здесь как единая индустриально-экономическая машина.

Определяющими чертами индустриального общества и индустриальной цивилизации как таковой являются следующие.

1. Быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Зародившийся в XVIII в. союз науки и производства в XIX в. оформился окончательно, создав принципиально новые возможности для наращивания темпов развития производства. В аграрных (доиндустриальных) обществах важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений. Орудия труда и технология изготовления изделий не менялись столетиями. В индустриальной цивилизации происходит непрерывное технологическое обновление.

2. Следствием союза науки и производства являются промышленная, научная и научно - техническая революции, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, а также место человека в системе производства. Вследствие узкой специализации и жесткой организации труда человек превращается в придаток машины, становится частью технологического процесса.

3. По мере развития индустриальной цивилизации происходит ускоряющееся обновление искусственносозданнойчеловеком предметнойсреды, в которой осуществляется его жизнедеятельность (транспорт, бытовая техника).

4. Индустриальный характер производства, формирование развитой прослойки технических специалистов, культ научной рациональности обусловливают распространение идеологии технократизма. В ее основе лежит идея рационального, технологического устройства общества по типу производственных организаций, стремление перенести методы управления производственной организацией на все общество.

5. Индустриальная цивилизация внедряет на производстве корпоративныйколлективизм. Разделение труда обусловливает тесную взаимозависимость людей в производственном цикле. При такой организации производства не одиночка-ремесленник, а значительные коллективы должны работать как единый, слаженный механизм. Производственные организации-корпорации (фабрики, заводы и пр.) становятся ведущей формой социальной организации общества.

6. Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется социально - групповое и классовоесознание. Развитие частнособственнических капиталистических отношений углубляет социально-классовую дифференциацию общества. С одной стороны, общность своих социальных интересов осознает буржуазия, класс капиталистов, с другой стороны, – рабочий класс, пролетариат. Борясь за свои права, пролетариат начинает осознавать общность своих коренных интересов, формируя классовое пролетарское сознание.

7. В эпоху индустриальной цивилизации окончательно оформились нации как идейно-политическое, гражданское единство государства и народа. Нация – это исторически устойчивая общность людей, возникающая в процессе формирования общности их территории, экономической жизни, языка, культуры, менталитета. Развитие межнациональных отношений в индустриальную эпоху, как и в современном мире, – процесс сложный и противоречивый. С одной стороны, наблюдаются экономическое или хозяйственное сближение наций, ломка национальных перегородок, взаимный обмен культурными ценностями, открываются все новые возможности для свободного общения с представителями других наций. С другой стороны, во многих регионах идет борьба за национальное освобождение, за обретение национальной государственности, растет интерес к этническим стволам, очерчиваются признаки национальной самобытности.

8. Изменения, произошедшие в технической сфере жизни, изменили и самого человека, сформировав иную поведенческую модель, образ мыслей и новую систему ценностных предпочтений. Образ человека индустриальной эпохи менялся вслед за окружающей действительностью. Но человек не был просто изобретателем и строителем машин. Машинное производство подчинило себе человека, навязывая ему определенный ритм жизни. Смена поколений техники угрожает безработицей, что, в свою очередь, влечет за собой духовный кризис. «С торжеством машинного производства эпоха гуманизма закончилась» (Ю. В. Яковец). Ускорение темпа жизни, демографический взрыв, научно-технические достижения, обострение социальной конкуренции и классовой борьбы порождали у человека естественное стремление участвовать в этих процессах и объединяться со своими единомышленниками. Но, с другой стороны, все это побуждало его отгородиться от проникающей глубоко в сознание и душу общественной суеты и искать убежище в одиночестве и индивидуализме.

Середина ХХ в.– фаза заката индустриального общества – стала одним из переломных моментов в развитии человечества. Завершилась эпоха кровопролитных мировых войн и тяжелейших кризисов, революций и гражданских конфликтов, фашистского геноцида и массовых репрессий. С 50-х гг. начинает разворачиваться этап научно-технической революции, который характеризуется уже другим качеством – основой прогресса становится фундаментальная наука, без развития которой практически невозможен прогресс техники и технологии. Внедрение в производство и повседневную жизнь достижений современной НТР открывает перед человечеством громадные перспективы для решения злободневных экономических и социальных проблем, становится величайшим благом, но вместе с тем порождает серьезные противоречия, которые иногда ставят под угрозу само существование жизни на Земле.

Вопросы

1. Исторические условия формирования индустриальной цивилизации в Европе и трансформация цивилизаций Востока.

2. Роль научно-технического прогресса в индустриальную эпоху.

3. Человек в индустриальном обществе: новые морально-этические установки и шкала ценностей.

4. Путь США к мировому лидерству. Природа «американского чуда».

 

 

Методические советы

1. При освещении первого вопроса охарактеризуйте политические, социальные и культурные процессы, которые способствовали отмиранию устоев традиционной цивилизации с ее средневековыми представлениями о предназначении человека и генезису новой европейской цивилизации, в основе которой лежали идеи модернизации и вера в прогресс. Что, на ваш взгляд, стало главной причиной перехода к индустриальной цивилизации: технический прогресс, изменение системы ценностей, господство капитализма в экономике? Обоснуйте свою позицию.

Раскройте особенности индустриального развития в странах «старого» капитализма» (Англия и Франция) и молодых индустриальных обществ (Германия). Какими способами шло утверждение новых экономических и политических начал в странах «старого» капитализма? Что, с вашей точки зрения, утратили европейцы в процессе модернизации? Каковы положительные последствия промышленного переворота?

При подготовке вопроса о модернизации восточных обществ подумайте, что явилось главными побудительными причинами модернизации в странах восточного типа? Что препятствовало развитию капитализма в традиционных обществах? Как в этих обществах проходила модернизация культурной и духовной областей? Политика самоусиления: какие цивилизации Востока она затронула? Каков результат? Почему экономический рывок, совершенный Японией, называют «чудом»? Почему в Османской империи и Китае этого «чуда» не произошло?

Можно ли сказать, что переход к новому общественному строю с помощью революции характерен для обществ, проходящих начальную фазу модернизации? Подумайте и коротко сформулируйте, какие новые формы организации государственной и общественной жизни принесли с собой Английская революция, Война за независимость в США, Великая Французская революция, диктатура Наполеона? Карл Маркс называл революции «локомотивами истории». Согласны ли вы с этим? Альтернативой революционным преобразованиям является реформистский путь модернизации. Как вы думаете, в чем его преимущество и недостатки?

Важно уяснить, что индустриальная цивилизация – это не просто высокая материальная культура, но и болезненная нестабильность в обществе. Подумайте, какие изменения, связанные с широким внедрением машин в производство, произошли в экономическом и социальном развитии европейских обществ.

В законодательной практике развитых капиталистических стран в нач. XX в. появилось «антимонопольное законодательство». Для чего оно понадобилось? И почему именно в это время? Актуальны ли, с вашей точки зрения, такие законы сегодня? Можно ли применительно к XХ в. говорить об индустриальной цивилизации или же о цивилизациях? Мотивируйте свою точку зрения.

2. При раскрытии второго вопроса необходимо проследить развитие научно-технической мысли и активное внедрение ее достижений в экономику. Особое внимание обратите на развитие науки и техники в XIX– нач. XX в. Выясните, какие научно-технические открытия были сделаны, в чем проявился научно-технический прогресс, как научно-технические достижения изменили жизнь человека, в чем состоит отличие научно-технического прогресса от научно-технической революции. При этом важно различать две ветви НТР: традиционную и современную. Первая обеспечивает удовлетворение растущих потребностей хозяйства и человека в новых товарах и услугах, вторая – компенсирует или предотвращает последствия традиционной НТР, связанные со значительным нарушением среды обитания человека, психофизическими нагрузками и ухудшением здоровья. Также следует учитывать, что во многих странах мира НТР как таковой не происходило вообще.

Как вы понимаете тезис «наука превратилась в производительную силу общества»? Обоснуйте свой ответ. Какие позитивные и негативные последствия научно-технического прогресса и мирового экономического развития в XIX–XX вв. вы можете назвать? Что означает термин «гонка вооружений»? Существуют ли пределы технического прогресса? Не следует ли его ограничить, учитывая те опасности, которые он с собой несет?

3. Обсуждение третьего вопроса должно включать в себя осмысление следующих проблем:

· какие идейно-теоретические предпосылки легли в основу этики индустриальной цивилизации; сравните этические нормы, содержащиеся в ницшеанстве, марксизме, утопическом социализме;

· почему и как изменились цели и ценности жизни западного человека в буржуазную эпоху;

· могло ли возникнуть капиталистическое общество без буржуазной этики?

· как повлиял на психологию европейцев XIX в. быстрый переход к индустриальной цивилизации?

Подумайте над тем, почему критика идей просвещения в XIX в. постепенно переросла в критику христианства и далее – в отрицание религии как таковой? Как это сказалось на морально-нравственных устоях людей индустриальных обществ? Почему люди, критикуя недостатки индустриального общества, стремились не к усовершенствованию, а к возврату в доиндустриальное прошлое?

4. По четвертому вопросу необходимо проанализировать факторы, которые способствовали модернизации США и вывели эту страну во 2-й пол. XIX в. на первое место по уровню и темпам промышленного развития. Обратите внимание на внутренние факторы: богатые сырьевые ресурсы; приток дешевой рабочей силы; высокий уровень оснащенности производства; развитие научно-технической мысли и активное внедрение ее достижений в экономику; эффективно действующая инфраструктура. Подумайте и ответьте на вопросы:

· какие элементы традиционного общества сохранились в США в XIX в. и почему;

· как они были связаны с процессом модернизации;

· какими оказались итоги Гражданской войны между Севером и Югом, как они сказались на процессе модернизации;

· охарактеризуйте политическую систему США и рассмотрите этапы ее становления;

· способствовала ли она феномену «американского чуда»;

· как функционирует «американская демократия»; что такое «система сдержек и противовесов»;

· считаете ли вы сложившиеся в США демократические традиции приемлемыми для остального мира?

Подводя итоги семинарского занятия, подумайте о той цене, которую заплатило человечество за переход к индустриальной цивилизации (революции, колониализм, войны, сверхэксплуатация и т. д.). Не кажется ли она чрезмерной? Каковы альтернативные пути развития человечества в условиях преодоления традиционного общества?

 

Обязательная литература

1. Мировые цивилизации Нового времени и современности (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2005. – С. 51–120.

2. Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998. – С. 146–158.

 

Дополнительная литература

1. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Эклипс-Медиа, 2000.

2. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

3. Ларнер М. Развитие цивилизации в Америке. В 2-х т. М.: Радуга, 1992.

4. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000.

5. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

7. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль, 1993.

 

 

Тема 10

Постиндустриальное общество:







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.