Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Греко-римская античность – колыбель Западной цивилизации





Термин «античность» (от лат. antiquus – «древний») появился в эпоху Возрождения, когда историю человечества стали разделять на три периода: Древность, Средневековье и Новое время. Древностью стали считать все, что происходило в Средиземноморье до падения Западной Римской империи в V в. Античность оставила в наследство человечеству опыт демократического государственного устройства и богатейшее мифотворчество, величайшие произведения литературы и искусства, законы гармонии духа и красоты человеческого тела, точность математических доказательств и разнообразие философских идей, свободу духа и обретение христианской веры.

Античная цивилизация состоит из двух локальных цивилизаций: греческой и римской, в которых, наряду с общими чертами, есть много различий. Греция наиболее ярко выразила себя в литературе, искусстве, философии; Рим – в технике, прикладных науках, искусстве управления. Греки высоко ценили личные, индивидуальные добродетели; римлян вдохновляла общая польза, гражданская доблесть и подвиги во имя «вечного Рима». Политическим идеалом греков стала демократия, римское государственное устройство опиралось на силу, власть, дисциплину подданных. Цивилизация Древней Греции прошла в своем развитии следующие периоды: крито-микенский (XXVI–XII вв. до н. э.), гомеровский (ХI–IX вв. до н. э.), архаический (VIII–VI вв. до н. э.), классический (V– посл. треть IV вв. до н. э.) и эллинистический (посл. треть IV–I вв. до н. э.).

Крито-микенский (эгейский) период объединяет цивилизации бронзового века III–II тыс. до н. э. на островах Эгейского моря, острове Крит и материковой Греции (города Микены, Тиринф, Пилос). Эта древнейшая культура была открыта в кон. XIX – нач. XX вв. Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом. О высоком развитии крито-микенской цивилизации свидетельствуют многочисленные глиняные таблички с линейно-слоговым письмом. Крито-микенскую культуру с полным правом можно считать предысторией древнегреческой культуры.

Гомеровский период часто называют «темными веками», поскольку наши знания о нем скудны и отрывочны. Главным источником представлений о культуре этого времени остаются поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В гомеровский период социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции в микенское время, вновь зарождаются, хотя и в иных масштабах и формах.

В архаический период началась «великая греческая колонизация» – освоение новых территорий на западе (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция), севере (фракийское побережье Эгейского моря, побережье Черного моря) и юго-востоке (Северная Африка). Колонизация способствовала распространению культурного влияния Греции на варварские племена, стимулировала развитие греческой экономики, способствовала снижению социальной напряженности в полисах, вызванной борьбой между аристократией и демосом. Одним из наиболее важных достижений архаической культуры стало создание алфавитного письма. Греки заимствовали у финикийцев слоговую систему письменности, усовершенствовали ее и создали свой алфавит. Произошла демократизация системы обучения, позволившая сделать грамотными практически всех свободных жителей Греции. Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых.

В архаическую эпоху возникли все основные формы античной культуры и искусства – философия, литература, изобразительное искусство, театр. Агональное (состязательное) начало греческой культуры породило традицию проведения знаменитых греческих игр (Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские). Общегреческие игры оказали заметное влияние на античное искусство: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.

В этот же период складывается система рабовладельческих отношений, в дальнейшем породившая феномен античного (классического) рабства, которое имело ряд существенных отличий от древневосточного рабовладения. Большое значение имело законодательное запрещение порабощения граждан за долги, т. е. уничтожение долгового рабства в ходе реформ Солона (594 г. до н. э.).

Именно в архаическую эпоху на месте прежнего родового строя возникла новая политическая структура – полис (от греч. polis – «город», «община», «государство»), который представлял собой гражданскую общину. Греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала народному собранию, состоявшему из полноправных граждан. Оно избирало должностных лиц, которые управляли полисом и, по истечении срока их пребывания в должности, отчитывались перед народным собранием. Доминирующее значение народного собрания воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия граждан в управлении полисом. Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

В глазах греков полис был высшей ценностью, в рамках которого можно существовать не только физически, но и вести полнокровную нравственную жизнь, достойную человека. В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, наделенной политическими и экономическими правами. Решающее значение при этом имело отсутствие государственного и духовного гнета, а также личная свобода, которой пользовались граждане полиса. Именно в этом было главное отличие древнегреческой цивилизации как от первобытных общин, где жизнь каждого человека жестко регламентировалась родовыми обычаями, так и от цивилизаций Древнего Востока, в которых государственная власть и жречество полностью контролировали духовную жизнь общества.

Классический период – вершина развития древнегреческой цивилизации, ее самая знаменитая эпоха. В V в. до н. э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился в Афины, которые называли «светочем Эллады». Афины были в то время наиболее развитым греческим полисом, обладавшим колоссальным военно-экономическим потенциалом и развитой демократической системой. Известный вождь афинской демократии Перикл (495–429 гг. до н. э.) стремился сделать родной город крупнейшим культурным центром, средоточием всего самого прекрасного и ценного в греческом мире.

Светский характер греческой культуры обусловил специфику мировоззрения древних греков: поиски эффективного пути философского осмысления мира, дискуссии о наилучшем устройстве общества ничем не были стеснены. Активная политическая, гражданская жизнь развивала умение логически рассуждать, познавать психологию людей, видеть в человеческой личности наивысшую ценность. Греки не просто опередили в своем развитии другие народы древнего мира, они создали новый тип цивилизации, в центре которой – человек. Понимание ценности каждого человека, признание его права на личную свободу и права каждого народа на самоопределение стали теми идеями, на которых построена современная европейская демократия.

Эллинизмом принято называть время от образования державы Александра Македонского (посл. треть IV в. до н. э.) до завоевания Восточного Средиземноморья Римом (I в. до н. э.). Термин «эллинизм» был предложен немецким историком И. Дройзеном. Культура эллинистического мира представляла собой синтез греческой культуры и культуры народов Ближнего и отчасти Среднего Востока. Характерные черты этого периода: систематизация знаний, накопленных в течение веков; усиление культурного взаимообмена между странами; распространение греческого языка в качестве официального на весь эллинистический мир; открытый, космополитический характер греческой культуры, которая все более становится культурой интеллектуальной элиты; вырождение рабовладельческой демократии и замена ее монархиями или олигархиями. В период эллинизма, наряду с традиционными культурными центрами – Афины, Коринф, Дельфы, Милет и др., – возникло множество новых: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно в каком-то смысле назвать мировой.

Римская цивилизация во многом похожа на древнегреческую, поэтому среди ученых нет единства в определении ее места в историческом процессе. Одни утверждают, что Рим не имел самостоятельного значения как цивилизация и представлял собой кризис античности. Они не видят оригинальности в римской культуре и называют ее подражательной. По их мнению, главные достижения римлян выражены в технике, прикладных науках и законодательстве; литература, искусство, философия находились под греческим влиянием. Другие считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, отличавшие его от Греции.

Апеннинский полуостров занимает центральное место в Средиземноморье. В древности греки назвали его Италией («страной телят»), а жителей – италиками. В центральной Италии расположена Латинская равнина, или Лаций, – область, где ок. 753 г. до н. э. возник город Рим. Древнейший период истории Рима получил название царского (VII–VI вв. до н. э.). Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были сенат (совет старейшин) и народное собрание.

В VI в. до н. э. в Риме установилась республика (от лат. res publica – «общее дело») – форма правления, при которой власть принадлежит должностным лицам, выбранным на определенный срок. Высшим государственным органом Римской республики стало народное собрание, принимавшее законы. Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев (знати) и верхушки плебса (народа). Сенат занимался вопросами внутренней и внешней политики, под его контролем находились финансы и религиозный культ. В республиканском Риме сохранились также традиции, унаследованные от монархии. Высшая исполнительная власть принадлежала двум консулам. Они командовали армией, созывали народные собрания, осуществляли правосудие. Древние историки осознавали своеобразие государственности Рима и считали ее наиболее совершенной. Так, греческий историк Полибий полагал, что в Римской республике создана лучшая форма правления – смешанная, сочетающая демократию, монархию и аристократию. Ни одна из этих форм правления не подавляла остальные, а взятые вместе, они составляли единое гармоничное целое.

Древний Рим вел постоянные войны, и это в значительной степени определило организацию, строй жизни и ход римской истории. Если греки создавали мифы о богах, то для римлян в центре мифологии всегда находился сам Рим, его героический и победоносный народ. Война, железная воинская дисциплина требовали воинских добродетелей – мужества, верности, стойкости, гордого достоинства. Такие добродетели были нужны не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга примерного гражданина. Политическая карьера была возможна только через военное поприще. Абсолютная власть главы фамилии (семьи) с детства приучала юношей к беспрекословному повиновению, отсутствию собственной инициативы, собственного суждения. Римляне были не только прекрасными солдатами, но и умелыми строителями, инженерами, администраторами, юристами – и вместе с властью Рима к народам Западной Европы приходили дороги, акведуки, латинские школы и римское право. Римскую культуру часто называют утилитарной, и это во многом правомерно.

Своего расцвета цивилизация Рима достигла в эпоху империи (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.). Император Октавиан Август провозгласил себя принцепсом («первым»), поэтому период правления Августа и его преемников (30 г. до н. э. – 192 г. н. э.) называется принципатом. Особенность политической системы принципата заключалась в сочетании неограниченной власти принцепса с формальным сохранением республиканских государственных институтов. К нач. II в. н. э. Римская империя включала огромные территории: Галлию, Пиренейский полуостров, западную часть Германии и Британию, а также весь Балканский полуостров до Дуная, Ближний Восток – до Кавказа и Евфрата и побережье Северной Африки.

В III в. н. э. наступает эпоха кризиса Римской империи. Вторжения варваров, гражданские войны вели к упадку хозяйственной жизни. Очень остро стояла проблема рабства: оно обрекало общество на экономический застой и представляло собой источник опасности для государства. «Сколько рабов – столько врагов», – утверждала пословица того времени. Многочисленные восстания подрывали империю изнутри. Существенно изменился состав жителей Рима, среди которых по численности стали преобладать покоренные народы. Трансформировались и отношения между обществом и государством: граждане Рима превращались в подданных императора, и его указы имели силу закона. Сенат стал не государственным, а только городским советом Рима, государственная казна превратилась в городскую казну. Все больше становилось мелких арендаторов земли – колонов. Они не были рабами, но и не считались свободными. Колоны были приписаны к земле, а землевладелец распоряжался их имуществом. Они несли повинности в пользу господина и государства.

Римское общество переживало глубокий нравственный и религиозный кризис. Характерной приметой времени стала утрата веры в традиционных богов. Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском обществе распространился интерес к восточным культам, гаданиям, составлению гороскопов. Коррупция, политические интриги, безудержная погоня за наживой, кровавые гражданские войны, доносы, произвол стали обычными нормами жизни римлян. В 395 г. Римская империя разделилась на две части – Западную и Восточную. К V в. ситуация в Западной Римской империи становится катастрофической. Все чаще происходили вторжения варваров. В 476 г. последний римский император Ромул Августул был низложен полководцем-варваром Одоакром. Это событие считается концом истории Западной Римской империи.

 

Вопросы

1. Этапы развития истории и культуры древнегреческой цивилизации. Полисная система ценностей.

2. Эпоха эллинизма – «синтез» греческих и восточных традиций.

3. Римская цивилизация: зарождение, развитие, крах.

 

 

Методические советы

1. В первом вопросе, изучая основные этапы развития древнегреческой цивилизации, охарактеризуйте их общие и особенные черты. Обратите внимание на то, что Греция никогда не была единым государством (лишь во время греко-персидских войн полисы объединились). Однако регулярные торговые связи между полисами, общность языка, религии, культурных традиций способствовали формированию этнического самосознания: греки считали себя единым народом, отличающимся от других – не эллинов.

Какие основы греческой цивилизации закладываются в эпоху архаики? Почему расцвет греческой культуры приходится на классический период? Назовите памятники искусства Древней Греции V–IV вв. до н. э. Что было создано в этот период в области архитектуры, скульптуры, литературы, театра, образования и воспитания? В чем, на ваш взгляд, непреходящая ценность достижений классической культуры древних эллинов?

Изучая полисную систему устройства древнегреческой цивилизации, определите категорию «полис» и выделите основные принципы существования полисной организации. Какую роль в общественно-политической структуре полиса играло народное собрание? Какие идеалы были характерны для граждан полиса? Дайте сравнительную характеристику Афинам и Спарте. Какие политические права имели граждане афинского полиса? В чем состояли особенности спартанского полиса? Обратите внимание на то, что полисная демократия уживалась с античным (классическим) рабством. Почему? Объясните, в чем причины кризиса полиса и всей древнегреческой цивилизации?


2. Анализируя второй вопрос, раскройте следующие проблемы:

· что означает термин «эллинизм»;

· какой этап в истории Греции называют эллинистическим;

· какие политические структуры характерны для эллинизма;

· чем они отличаются от греческих полисов;

· какие элементы восточных цивилизаций были усвоены греками; что сами греки привнесли в жизнь завоеванных стран Востока;

· почему процесс завоевания римлянами эллинистических государств оказался столь быстрым?

В заключение следует подчеркнуть, что культурное наследие периода эллинизма составляет существенную часть той материальной и духовной основы, на которой вырастает и развивается вся последующая культура Запада и отчасти Востока.

3. Изучая третий вопрос, перечислите основные этапы развития древнеримской цивилизации. Подумайте, какая система ценностей сложилась в римской гражданской общине? Что вкладывали римляне в понятие «гражданский долг»? Какие занятия римляне считали достойными гражданина, а к каким относились пренебрежительно? Что такое римское право? Назовите основные причины гибели Западной Римской империи.

Рассмотрите культурные достижения Римской цивилизации. Какие из них стали частью современной европейской цивилизации? Приведите конкретные примеры, назовите имена выдающихся деятелей римской эпохи.

 

 

Обязательная литература

1. Древние культуры: CD. М.: ЦНИТ МЭИ, 2000.

2. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 45–98.

 

Дополнительная литература

1. Античная Греция / Отв. ред. Е. С. Голубцова. В 2-х т. М.: Наука, 1983.

2. Боннар А. Греческая цивилизация (любое издание).

3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.

4. История Древнего Рима: учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001.

5. История Древней Греции: учебник / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001.

6. Капустин М. П. История мировой культуры. Древность: учебное пособие. М.: Флинта, 2000.

7. Культура Древнего Рима / Отв. ред. Е. С. Голубцова. В 2-х т. М.: Наука, 1985.

8. Моисеева Л. А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

9. Человек античности: Идеалы и реальность / Сост. В. И. Исаева. М., 1992.

10. Эллинизм: Восток и Запад / Отв. ред. Е. С. Голубцова. М., 1992.

Тема 4







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.