Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Начало истории христианского мира





Христианство представляет собой одну из трех мировых религий, к числу которых относятся также ислам и буддизм. Мировыми считаются наиболее распространенные религии, чьи последователи принадлежат к разным национальностям, являются гражданами многих государств. Мировым религиям свойственна пропагандистская активность; их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, хотя в конкретно-исторических условиях различные направления мировых религий приобретают местную специфику и особую культурно-этническую окраску.

Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. и на первых порах выражало себя как религия жителей этой римской провинции, ожидавших скорого прихода мессии и последующего конца света. Эти настроения, в частности, были распространены в иудейской общине ессеев (ессенов) и среди прочих иудеев. Возникновение собственно христианства непосредственно связано с учительской и проповеднической деятельностью Иисуса из Назарета – Иисуса Христа («Христос», т. е. «помазанник» – греческий эквивалент древнееврейского слова «машиах», или «мессия»). Его учеников и последователей стали называть христианами.

Современная историческая наука вполне допускает реальное существование такой личности как Иисус Христос и достоверность многих евангельских рассказов. Недавние (сер. XX в.) находки Кумранских рукописей в районе Мертвого моря убедительно показали, что идеи, заложенные в проповедях Христа и его апостолов, отнюдь не были абсолютно новыми и свойственными только этой секте. Схожие мысли высказывались в ту эпоху многими пророками и проповедниками. Идеи непротивления злу, покорности земной власти и посмертного воздаяния очень быстро становились популярными. Во многом это объясняется господством пессимистических настроений, охвативших рядовых жителей Рима, а также представителей неэллинских народов, присоединенных к империи.

Помня о том, что христианство появляется именно в Римской империи, важно учитывать роль традиционных римских ценностей в процессе распространения новой религии. Известно, что в соответствии с традициями свободнорожденный римский гражданин проводил большую часть своего времени в толпе, заполнявшей форум, базилики, термы, амфитеатр или цирк. Такое пребывание в толпе не было вынужденным. Напротив, оно воспринималось как ценность, как источник положительных эмоций, поскольку создавало ощущение общинной солидарности и равенства, почти уже исчезнувшее из реальных общественных отношений, но гнездившееся в самом основании народной культуры. Именно в этой внутренней предрасположенности жителей Рима к единению, равенству, скромности, противостоящей извращенным нравам власть имущих, рождалась потребность в новой идеологии, способной заменить религиозную идею прошлого, утратившую реальную силу. И такая идеология пришла в Рим с проповедниками христианства – системы религиозных воззрений, основанных на вере в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

Главным источником христианского вероучения и священной книгой («Священным Писанием») христиан является Библиягреч. «книги») – собрание текстов, возникших в разное время в иудейской и иудео-христианской среде. Библия, включающая 77 книг (вместе с «второканоническими»), делится на Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет – это еврейский Танах, который включен христианскими вероучителями в Священное Писание как источник, раскрывающий и обосновывающий монотеизм (единобожие). Ветхим Заветом он стал называться в противоположность Новому Завету, созданному уже в иудео-христианской среде и выражающему идею договора между Богом и всеми людьми, осуществленного через Иисуса Христа. Новый Завет состоит из 27 книг. Сюда входят четыре Евангелия (с греч. «благая весть»), рассказывающие о жизни, учении и миссии Христа и написанные, по преданию, его учениками – апостолами; книга Деяний апостолов, повествующая о событиях, происходивших сразу после смерти Спасителя и раскрывающая раннюю историю христианской церкви; Послания, написанные апостолами Христа; книга Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Из Евангелий следует, что Иисус Христос был сыном Божьим, родился от девы Марии, обрученной с плотником Иосифом: Мария зачала Иисуса чудесным образом от Духа Святого. Иисус был крещен Иоанном Крестителем, после чего, выдержав искушения дьявола, начал свое служение. Проповедуя учение, Христос призвал 12 первых учеников, творил чудеса, обличал фарисеев (представителей особого течения в иудаизме II в. до н. э. – I в. н. э.). В Иерусалиме он был выдан властям одним из своих учеников – Иудой. Еврейский синедрион (суд), обвинив Иисуса в том, что он провозглашал себя царем иудейским, приговорил его к смертной казни. Римский прокуратор (наместник) Понтий Пилат утвердил этот приговор, после чего Иисус был распят на кресте, а затем похоронен. По свидетельствам очевидцев, на третий день он воскрес и явился своим ученикам. С тех пор апостолы сами начали проповедническую деятельность с целью обратить в христианство как можно больше людей. Христиане верят, что наступит день второго пришествия Христа и Страшный Суд, на котором праведники (истинные христиане) будут отделены от грешников.

Сначала последователей Иисуса Христа было сравнительно немного, и они не были организованы. Ранние христианские общины еще не знали догматики и культа позднейшего христианства. Первые христиане не имели специальных мест для проведения богослужения, а также разработанной системы таинств. Общим для всех последователей нового учения уже тогда была вера в миссию Христа – в то, что его добровольная искупительная жертва (смерть на кресте) отменила грех первочеловека Адама и тем самым открыла перед людьми возможность спасения и воскресения после Страшного суда для вечной жизни.

Иудейская идея первородного греха (отпадения людей от Бога) становится ведущей в христианстве. Но здесь она дополняется идеей Спасителя – богочеловека, искупившего грехи человечества и спасшего его. Эта идея перерастает в учение о том, что мессия, о котором говорили ветхозаветные пророки, уже пришел (тогда как иудеи продолжают ждать его). Христианство учило видеть в людях не богатых и бедных, не свободных и рабов, не эллинов и иудеев, а только верующих и неверующих. Высшими добродетелями оно объявило смирение и любовь к ближнему. Христиане верили, что справедливость, недостижимая на этом свете, восторжествует в Царстве Небесном, которое возвестил Христос – Спаситель, Сын Божий. Уверовавшие во Христа люди часто отказывались от своего имущества, стремились вести праведную жизнь, совместно трудясь и предаваясь благочестивым занятиям.

Долгое время существовали разрозненные христианские общины, в которых выделялись проповедники, не имевшие закрепленного должностного статуса. Затем появляются должности диакона, занимавшегося текущими делами общины, и епископа, заведовавшего деньгами и имуществом. Пресвитеры (старейшины) общин постепенно становятся их священниками. В дальнейшем появляются митрополиты – руководители церковных областей, а также патриархи – первосвятители значительных региональных церковных объединений. Крупные иерархи должны были обладать «апостольским преемством», идущим от главы первой иерусалимской общины христиан – апостола Петра, по преданию, самим Иисусом назначенного главой церкви. Таким образом, постепенно аскетический быт первых христианских общин и почти полное отсутствие организации сменяются развитой централизованной системой управления общинами, христианская церковь обзаводится имуществом.

В христианских общинах первых веков существовало множество течений – сект, ересей. В борьбе между ними формировалось официально одобренное и принятое церковью вероучение и система обрядов. Христианская обрядность сводилась, в первую очередь, к таинствам – культовым действиям, направленным на стяжание божественной благодати. Исторически наиболее ранними таинствами были крещение водой, смывающей с верующего первородный грех, и причастие, в котором под видом хлеба и вина верующие вкушают плоть и кровь Христову. Впоследствии к первым двум таинствам добавились еще пять: миропомазание, священство, покаяние, брак и елеосвящение.

Положение новой религии и церкви в Римском государстве оказалось весьма изменчивым. С развитием налогового аппарата империи и увеличением прочих повинностей христианство все больше приобретает характер «религии угнетенных». Абсолютное безразличие нового культа к социальному, имущественному статусу неофитов (т. е. новообращенных), их этнической принадлежности сделали христианство наиболее приемлемой религией в многонациональном государстве. К тому же периодически проводившиеся репрессии против христиан, то мужество и смирение, с которым христиане принимали эти преследования, возбуждали в массах интерес и сочувствие к ним. Особенно популярным новое учение становится в городах империи, не исключая и самой столицы. В кон. III – нач. IV вв. христианство становится одним из самых могущественных и влиятельных религиозных течений в Римской империи.

Эпоха гонений на христиан завершилась в IV в., когда император Константин I Великий признал христианство равноправной религией наряду с другими, издав в 313 г. Медиоланский эдикт о веротерпимости. При Константине христианство постепенно превращается в государственную религию Римской империи. В 325 г. в малоазийском городе Никея собрался 1-й Вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении вероучения. Примечательно, что председательствовал на соборе сам император Константин, бывший на тот момент язычником. С этого времени христианство становится важным инструментом императорской религиозной политики. Эта тенденция привела к тому, что в 392 г. император Феодосий I Великий официально запретил языческие культы. Христианство превратилось в единственную государственную религию Римской империи.

Уже в III в. между различными христианскими церквами, общинами и группировками велись острые вероучительные споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трех главных догматов: о триединстве Бога (догмат о Троице), о боговоплощении и об искуплении. В IV в. догматическое противоборство принимает более организованные формы. По инициативе императорской власти проводятся Вселенские соборы, на которых обсуждаются спорные моменты и принимаются постановления догматического характера.

Никейский Вселенский собор осудил учение александрийского священника Ария, утверждавшего, что Бог-Сын не единосущен Богу-Отцу. Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог существует как единство трех лиц (ипостасей), где Сын, предвечно рождаемый от Отца и единосущный Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. На 2-м Вселенском соборе в Константинополе (381) были преданы проклятию не только ариане, но и прочие многочисленные ереси, не разделявшие Никейского Символа веры. Кроме того, решением собора к Символу веры были добавлены слова о Святом Духе как третьей ипостаси божественной Троицы.

В нач. V в. особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием, отвергла сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека Иисуса, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в Иисуса вселилось божество, и он стал орудием спасения. На 3-м Вселенском соборе в Эфесе (431) были утверждены правила защиты догмата боговоплощения, согласно которому в Иисусе Христе слились две природы – божественная и человеческая. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне (451) утвердил догмат боговоплощения. Отныне Христос должен рассматриваться как истинный Бог и истинный человек: вечно рождаясь от Отца по божеству, он родился от девы Марии по человечеству. Только в сер. VI в. разрешился спор о том, как изображать Иисуса Христа. В частности, на 5-м Вселенском соборе в Константинополе (553) было решено изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца, как это делалось до тех пор.

Христианство с самого начала не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к местным условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям.

Следствием децентрализации Римского государства стало возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделились Кипрская и Грузинская церкви. Во главе этих самостоятельных православных церквей стояли патриархи, обладавшие «апостольским преемством». Православными церквами первоначально назывались восточные христианские общины, обособлению которых от западных епархий способствовало разделение Римской империи на Восточную и Западную в 395 г. Между западной единой централизованной церковью во главе с римским епископом (папой) и восточными церквами развернулась конкуренция, выливавшаяся порой в ожесточенное противоборство. Борьба за влияние завершилась их формальным разрывом в 1054 г., означавшим окончательное разделение христианства на православие и католицизм.

 

Вопросы

1. Христианство как религиозная система. Библия и основы христианского вероучения.

2. Римский мир и возникновение христианства. Важнейшие вехи истории раннего христианства.

3. Институциональные (организационные) формы в раннем христианстве: от общины к церкви.

 

Методические советы

1. Первый вопрос предполагает рассмотрение внутренних основ христианства. Что представляет собой христианство как мировая религия? В чем состоят его специфические, т. е. присущие только ему, черты? Чем оно принципиально отличается от других религий (первобытных, архаических, национальных, мировых)? Также следует подробно остановиться на идеалах и морально-этических нормах христианства как такового. Как вы понимаете идеи мессианства, воплощения, богочеловечества, спасения, преображения, искупления?

Охарактеризуйте истоки христианского вероучения. Назовите постулаты и принципы древнееврейской религии (раннего иудаизма), перешедшие в христианство. Какое место в системе христианских «священных книг» занимает Ветхий Завет? Какие ветхозаветные книги особенно популярны в христианстве и почему? В чем выражены принципиальные отличия между иудеями и христианами в понимании одних и тех же идей (первородный грех, единобожие, «Десять заповедей», пророчества, мессианство и др.)? Что вам известно о внеиудейских источниках происхождения христианства?

Что такое Новый Завет? Почему данная часть Библии получила это название? Расскажите о его структуре. Раскройте основное содержание новозаветных книг. Почему в Новом Завете объединены сочинения различного происхождения и содержания? Чем объясняются противоречия в изложении некоторых фактов евангельской истории? Как именно в структуре и содержании Нового Завета отразилось влияние эллинистической культуры?

2. Размышляя над вторым вопросом, попытайтесь реконструировать историческую ситуацию, сложившуюся в Римском государстве накануне появления христианства (т. е. к I в. н. э.). Как именно установление имперского строя отразилось на мироощущении и настроении народов, включенных в империю, а также на внутреннем состоянии отдельно взятого человека?

Что представлял собой иудейский мир к I в. н. э.? В чем проявился кризис иудаизма? Каким образом римское присутствие способствовало его углублению? Почему именно в Палестине получили наибольшее распространение мессианские идеи? Попытайтесь представить, как в реальности происходило возникновение христианских общин? Каким образом христиане строили свои отношения с окружающим миром? Что объединяло первых христиан? Что вы знаете о результатах разрешения проблемы историчности Иисуса Христа?

Назовите основные вехи и определите этапы исторического развития христианства в условиях Римской империи. Каким было отношение римских властей и граждан к новой религии? Как с течением времени менялось это отношение? Раскройте суть проблемы «гонений» на христиан. В чем состоят причины неуклонного возрастания популярности христианства среди жителей Римского государства? С какими факторами, условиями и причинами был связан «переворот» Константина I и последовавшее за этим постепенное превращение христианства в государственную религию Рима?

3. Разбор третьего вопроса следует начать с уяснения таких категорий, как «раннехристианская община», «церковь», «секта», «ересь», «догмат», «канон». Что вам известно об организационных формах существования раннехристианских общин? Почему простой, аскетический уклад общинной жизни со временем начинает утрачиваться? Как это повлияло на мировоззрение и вероучение ранних христиан? Раскройте этапы перехода от общины к церкви. Кто такие пресвитеры, диаконы, епископы? В чем выражалась их роль в общине, а затем в церкви?

Что вам известно о литературно-интеллектуальном творчестве христиан II–VI вв.? Кто такие «отцы церкви»? Назовите наиболее известных и важных деятелей раннехристианского периода. Охарактеризуйте их вклад в становление вероучительной догматики. Попытайтесь выявить и проанализировать перипетии догматического развития в раннем христианстве. Можно ли считать вероучение ранних христиан единым? Каким образом происходил переход к единой догматике? Раскройте вопрос о борьбе ранней церкви с ересями, а также проблему выработки канона «священных книг».

Что такое Вселенские соборы? Назовите первые Вселенские соборы и расскажите об их вкладе в оформление и закрепление церковной догматики. Что такое Символ веры? С какими ересями пришлось столкнуться ортодоксальному христианству в IV–VI вв.? Чем закончилась эта борьба? Обратите внимание на роль императорской власти в разрешении внутрицерковных противоречий. Удалось ли восстановить евхаристическое (институциональное) единство Вселенской церкви в раннехристианскую эпоху? В чем заключались причины «великой схизмы» 1054 г. – раскола христианской церкви на западную и восточную части?

 

Обязательная литература

1. Мир Средневековья: Духовные истоки и культурные традиции: CD. М: ЦНИТ МЭИ, 2004. Раздел «Новый Завет и раннее христианство».

2. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 107–131.

 

Дополнительная литература

1. Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан: 95–197 гг. М.: Молодая гвардия, 2003.

2. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (любое издание).

3. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1: Раннее христианство. Византия. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.

4. Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М.: Издательство МГУ, 1994.

5. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7-ми т. Т. 7: Сын Человеческий. М., 1991.

6. Религиозные традиции мира. В 2-х т. Т. 1. М.: КРОН-Пресс, 1996.

7. Самарцев А. Религии мира: Энциклопедия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

8. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. / Под ред. С. С. Аверинцева. М.: БРЭ, 1995.

 

 

Тема 5







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.