Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История и культура византийского мира





Византия занимает особое место в мировой истории и культуре. Многие исследователи считают ее самостоятельной цивилизацией с присущими только ей характеристиками, исторической судьбой и уникальным наследием. Византийский мир связан с историей государства со столицей в Константинополе (ныне Стамбул – столица Турции), существовавшего в 395–1453 гг. и занимавшего в разное время территории Европейского, Азиатского и Африканского континентов. Начало истории Византии было положено разделом Римской империи на Западную и Восточную части в 395 г. (после смерти Феодосия I Великого). Восточная Римская империя получила название «Византия» гораздо позже (в эпоху Возрождения). Сами византийцы гордо именовали себя «ромеями» (т. е. римлянами), воспринимая судьбу своего государства как продолжающуюся историю Рима.

Уникальность культуры, сформировавшейся в восточной части бывшей Римской империи, состоит в том, что она возникла и существовала в условиях некой пограничной ситуации. Византия была частью античного мира, однако именно здесь возникла и достигла наивысшего расцвета православная ветвь средневековой культуры. К особенностям Византийской цивилизации можно отнести:

1) синтез западных и восточных элементов культурно-исторического развития при главенстве греко-римских традиций;

2) сохранение и развитие традиций античной цивилизации, впоследствии послуживших основой западноевропейской культуры эпохи Возрождения;

3) крепкие государственные устои, способствовавшие сохранению и развитию светского художественного творчества;

4) формирование православия, повлиявшего на философские и богословские воззрения, а также на систему этических и эстетических ценностей.

Многие мыслители Византии энергично выступали за использование всего лучшего, что было дано человечеству античной культурой. Христианские богословы, писатели, проповедники заимствовали из греко-римской культуры простоту и разнообразие философской мысли, диалектику Гераклита, логику Аристотеля, умело используя практичность и красноречивость античной риторики. Во всех сферах знания, в литературе, искусстве наблюдается поразительное смешение языческой мифологии и христианской мистики. В художественном творчестве все заметнее соединение мистицизма с жизненностью бытового колорита, набожности – с деловым практицизмом.

Опираясь на традиции античной эстетики, византийцы видели в искусстве, в первую очередь, инструмент целенаправленного позитивного воздействия на духовный мир человека. Музыка, живопись, архитектура, словесность, с точки зрения византийских мыслителей, выступают посредниками в процессе постижения истины, становятся источниками нравственного совершенствования человека, способствуют снятию негативных эмоций и ведут, в конечном счете, к духовному преображению. Музыка для византийских интеллектуалов была ничем иным, как призывом не допускать в жизни ничего немузыкального, нестройного, несозвучного. Она представлялась неким камертоном, по которому должен быть «настроен» образ человеческой жизни. Искусство осмысливалось как крайне важный в человеческой жизни нравственно-эстетический феномен. Психологический аспект византийцы усматривали не только в музыке, но и во всех прочих искусствах. В византийской художественной культуре были слиты два начала – пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявилось в храмовой архитектуре.

Архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа значительную роль играло их наружное пластическое решение и весьма несущественную – внутреннее пространство. В самом здании в полумраке располагалась статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище божества, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания воспринимается, скорее, как оболочка.

В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика изначально представляла собой тип здания, который использовался в Древнем Риме исключительно в светских целях. Однако в Византии данный тип приспосабливается для храмовых нужд. Базилика – прямоугольное в плане здание, вытянутое в длину и разделенное на три, пять и более продольных нефов; средний неф обычно был шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, а в западной – вход. Другой тип храма – крестово-купольный – имеет, по-видимому, восточные корни. Эти здания были чаще всего квадратными в плане; четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Примыкающие к куполу своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест.

Византия славилась не только архитектурными шедеврами, но и различными видами изобразительного искусства. Ведущими формами византийской живописи становятся монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы и книжные миниатюры. Мозаика – вид монументальной живописи, представляющий собой изображение или узор, выполненный из разноцветных камней – смальты. Мозаика получила особую значимость в художественной культуре Византии. Византийские мастера умели использовать живописные эффекты смальты, очень точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность мозаики несколько шероховатой. Они учитывали также законы оптического слияния цветов при восприятии мозаичных панно с большого расстояния. Время почти не властно над мозаиками византийских мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей, как, по всей видимости, и много веков назад.

В Византии формируется иконопись – христианская станковая культовая живопись. Иконография становится одним из наиболее действенных средств церкви в передаче христианских идей и этических норм. Помимо этого, распространение икон приносило немалые доходы. Характерно, что именно в Византии происходит первое столкновение государства и церкви, нашедшее свое воплощение в иконоборческом движении. В широком смысле иконоборчество представляет собой социально-политическое и культурно-религиозное движение, направленное против культа икон. В более узком смысле иконоборчество – это борьба военной землевладельческой знати и части торгово-ремесленных кругов Константинополя за ограничение могущества церкви. В основу иконоборческой эстетики было положено представление о невозможности отражения единого верховного божества реалистическими средствами, характерное для иудаизма и ислама. Борьба завершилась победой иконопочитателей, однако в реальности был достигнут компромисс между государством и церковью: церковные иерархи были подчинены императорской власти: византийский император (василевс, кесарь) стал признанным главой православной церкви.

В XI в. окончательно формируются различия между православной и католической церквами. Эти различия имели не только социально-экономический, политический и религиозно-догматический характер, не только отражали различия в общественной структуре и культуре Византии и Запада, но и демонстрировали устойчивые социально-психологические расхождения. Западной религиозности свойственна глубокая экзальтация. Для верований греков была характерна отвлеченная философская рассудочность, приверженность к трансцендентным идеям. Взволнованное воображение латинян постоянно устремлялось к крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду. В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его преображение и воскрешение; души верующих устремлялись к божественному свету, к победе добра над злом.

Серьезный удар по византийской цивилизации нанесли так называемые крестовые походы – походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Объявив целью походов на Ближний Восток борьбу с «неверными» (мусульманами) и освобождение Гроба Господня и Святой земли (Палестины), крестоносцы направили Четвертый поход против Византии. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к ее распаду и образованию Латинской империи (1204–1261). Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков католического вероучения. Но одновременно византийская культура стала оказывать влияние на просвещенных людей с Запада. Среди средневековых западноевропейских интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского самосознания. На Запад перекочевало множество византийских сокровищ и художественных ценностей.

Византийские императоры из династии Палеологов восстановили империю. В XIV в. византийское искусство пережило новый и последний период подъема. И все же заключительные столетия существования империи характеризовались нестабильностью экономики, территориальными потерями, нескончаемыми феодальными усобицами и нарастающим турецким натиском. Произошла четкая поляризация двух основных течений в византийской идеологии – предренессансного, связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического.

Общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами оказало влияние на формирование раннего гуманизма в Италии. Именно византийским мыслителям суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Термин «византийский гуманизм» обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный, психологический и эстетический комплекс, который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма. Широчайшие познания византийских философов, богословов, филологов, риторов вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали учениками и последователями византийских ученых.

В XV в. Византия пала под натиском турок. Однако вклад этой цивилизации в мировую культуру оценивается по достоинству. Прежде всего, следует отметить, что Византия стала своего рода мостом между западной и восточной культурами. Она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние сказалось в тех странах, где утвердилось православие. В первую очередь это касается России.

 

Вопросы

1. Византийская цивилизация: основные вехи исторического пути.

2. Византийское православие: специфика богословия, церковной жизни и политической роли.

3. Особенности интеллектуального и художественного творчества Византии: философия, наука, литература, искусство.

 

Методические советы

1. Работа по первому вопросу предполагает осмысление этапов исторического пути, который прошла Византийская империя с 395 по 1453 гг. Важно при этом учесть, что историческая сфера охватывает не только события политической истории, но и экономические процессы, тенденции общественного развития, вехи культурных преобразований. Неоценимую помощь студентам окажет раздел «Культура Византии» (подраздел «История») в мультимедийном CD-курсе «Мир Средневековья: Духовные истоки и культурные традиции».

Необходимо знать и понимать следующие принципиальные моменты:

· причины и обстоятельства возникновения Восточной Римской империи (Византии);

· основные этапы (периоды) византийской политической истории;

· основные исторические события с 395 по 1453 гг.;

· динамика расширения и сокращения территории Византийской империи за весь период ее существования;

· наиболее значимые деятели византийской истории: императоры, сановники, полководцы;

· специфика развития византийской экономики и общественных отношений; социальная структура Византии;

· кризис Византийской империи XIV–XV вв.: причины, факторы, развитие событий;

· османский натиск и крах Византии;

· проблема «византийского наследства».

2. Изучение второго вопроса следует начать с осмысления терминологии (христианство, православие, католицизм, церковь, богословие, храм, духовенство, литургия) и категорий, имеющих отношение к религиозной жизни Восточной Римской империи. Следует подумать над тем, почему развитие христианства в Византии существенно отличалось от западного пути: какие причины способствовали этому? Можно ли считать византийский вариант христианства принципиально отличающимся от римско-католического, или же это различие иллюзорно и опирается на нерелигиозные факторы? Подумайте и осветите следующие вопросы:

· Вселенские Соборы и их роль в формировании христианских догматов;

· специфика византийского православия (восточного христианства);

· развитие православного богословия в трудах «отцов церкви»;

· феномен иконоборчества;

· теократическая концепция императорской власти, союз императора и церкви;

· структура и организация византийской церкви;

· особенности византийского православного культа;

· византийское монашество и его роль в общественно-политической жизни империи.

В завершении анализа данного комплекса проблем следует подумать над тем, в какой степени жизнь империи оказалась под воздействием религиозного сознания, как религиозная сфера взаимодействовала со светскими проявлениями жизни, разрешились ли противоречия православного понимания мира и языческих представлений, бытовавших в обыденном сознании жителей Византии.

3. Третий вопрос связан с изучением и анализом конкретных проявлений византийского творческого духа – того, что принято называть византийским культурным наследием. Следует иметь в виду, что, несмотря на исчезновение Византийской империи с политической карты мира около 1000 лет назад, влияние ее культурных достижений огромно. С одной стороны, византийская цивилизация породила целый ряд культурных феноменов, незримо продолживших ее культурную историю (например, культура Болгарии, России, Сербии). С другой стороны, византийскому влиянию и сегодня подвержены многие сферы современной жизни мира: политика, экономика, система общественных отношений, и, конечно же, интеллектуальная жизнь и искусство. Рассматривая данный вопрос, задумайтесь над следующими проблемами:

· влияние православной религиозной традиции на интеллектуальное и художественное творчество Византии;

· система византийской философии: связь с античным неоплатонизмом и христианские инновации;

· византийская наука;

· логика, диалектика и риторика в византийской интеллектуальной жизни;

· теория символического образа как фундамент восточно-христианского искусства;

· византийский храм: строение, система росписи, символика;

· светские и религиозные сюжеты в искусстве Византии;

· византийская литература: авторы, произведения, сюжеты, читатели.

Подводя итоги изучению данного вопроса (как и всей темы в целом), попытайтесь разрешить проблему, вынесенную в название темы. В какой степени мы можем считать византийскую цивилизацию средневековой? Какое место в ней занимает античность? Что «перевешивает»? Или же данный вопрос не имеет смысла? И что, наконец, представляет собой эта цивилизация – ушедшее в прошлое государство с яркой и противоречивой судьбой или же воплощение высокой духовности, образец взлета человеческого духа над обыденностью и преходящими реалиями истории?

 

Обязательная литература

1. Мир Средневековья: Духовные истоки и культурные традиции: CD. М: ЦНИТ МЭИ, 2004. Раздел «Культура Византии».

 

Дополнительная литература

1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: «Coda», 1997.

2. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991.

3. Бычков В. В. Культура Византии. М.: Наука, 1999.

4. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica.

В 2-х т. Т. 1: Раннее христианство. Византия. М.; СПб.: Университетская книга, 1999.

5. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.

6. Удальцова З. В. Византийская культура. М.: Наука, 1988.

 

 

Тема 7

Восточные цивилизации: возникновение, эволюция,

особенности культурного развития

По своему происхождению большинство восточных цивилизаций являются первичными, поскольку они выросли непосредственно из первобытности и им не предшествовали цивилизационные традиции. «Восток» – это обширное цивилизационное поле, которое до XVI в. охватывало практически весь мир за исключением территории христианской Европы, сумевшей к сер. XIX в. расширить свое влияние до мирового масштаба благодаря преимуществам, порожденным промышленной революцией и модернизацией общественных отношений. Говорить о единстве восточных цивилизаций можно лишь условно, выделяя мощные устойчивые социально-экономические, государственно-политические и духовно-культурные традиции, проявляющиеся, прежде всего, во взаимоотношениях человека и общества.

Необычайная устойчивость цивилизаций классического Востока обеспечивалась за счет общинной хозяйственной жизни, коллективистской солидарности, уравнительности, слабой дифференцированности общества, патронирующей роли государственных институтов. Личность на Востоке не имела собственной ценности. Человек воспринимался как маленькая капля в океане вечности, от которой ничего не зависит. Жизнь человека определялась религиозно-культурными традициями, природой, государством.

Восточные цивилизации принято считать циклическими. Графически это можно представить в виде спирали, где каждый виток – цикл развития, шаг от одного витка к другому – поступательное движение. Цикличность непосредственно увязывается с эволюцией государственности: сильное, централизованное государство обеспечивало экономическое и культурное процветание общества; упадок, ослабление государственной власти вели к экономическому и культурному кризису.

Государственная система восточных цивилизаций характеризуется как «восточная деспотия», где правитель обладал всей полнотой власти, считался верховным собственником земли, наделялся божественным статусом, а всем его деяниям придавался сакральный характер. Власть восточного деспота осуществлялась обширным чиновничьим аппаратом, многочисленной армией и полицией.

Несмотря на статичность и цикличность развития, восточные цивилизации отличает богатейшая духовная жизнь, высокоразвитая наука, многогранная литература, искусство, архитектура. Восточная философия достигла впечатляющих результатов в интуитивном познании человека.

Локальные цивилизации Востока – индийская, китайская, японская, исламская – имеют свои историко-культурные особенности зарождения и эволюции. Так, Индия и Китай относятся к «старым» цивилизациям, чьи корни уходят в глубокую древность. Японская и исламская цивилизации рассматриваются как «молодые»: их формирование занимает лишь несколько столетий.

Одна из особенностей индийской цивилизации связана со слабостью централизованной власти: многие столетия Индия представляла собой сотни отдельных княжеств, которые вели между собой постоянную борьбу за первенство. Территория Индии часто подвергалась набегам и захватам кочевников, что также препятствовало процессам централизации. Жизнестойкость индийской цивилизации и ее самобытность базировались на сельской общине и кастовой системе.

Индийская сельская община представляла собой закрытое социально-экономическое образование, занимающее обширную территорию. Самодостаточность и независимость общины от внешнего мира (включая государство) обеспечивались тем, что в ней объединялись различные виды деятельности: земледелие, ремесло, торговля. Существовали также ограничения во владении и распоряжении землей, препятствующие ее превращению в частную собственность; общинное самоуправление регулировало общественные отношения на основе религиозно-культурных обычаев и традиций, не допуская конфликтности и противоборства. Община представляла собой как бы государство в государстве, и политические неурядицы мало затрагивали повседневную жизнь общинников.

Цементирующим началом индийского общества в целом и каждой общины в отдельности выступала кастовая система. Утверждая жесткую иерархичность и четкую специализацию, кастовые корпорации складывались в течение столетий. Первоначально их основу составляли четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники), шудры (слуги). Впоследствии число каст и подкаст увеличилось, достигнув более 3-х тысяч, однако ведущие принципы кастовой организации сохранились в неприкосновенности – замкнутость, разделение труда и взаимозависимость, регламентация внутренней жизни, неукоснительное следование традициям, обычаям, ритуалам, возможность заключения браков только внутри касты, невозможность перехода из одной касты в другую. Прочность и устойчивость общины и кастовой системы обеспечивались представлениями о божественном освящении этих институтов и кармическом предопределении человеческой жизни в рамках той социальной страты, где человек был рожден.

Индийская цивилизация оказалась центром зарождения множества религий. За тысячелетия существования на ее территории сменилось несколько религиозных систем: брахманизм, буддизм, индуизм, ислам. С появлением каждой из них связан целый этап развития культуры при относительной неизменности социально-политической структуры. Культурное наследие индийской цивилизации поистине необъятно. Мир повседневной жизни индийца, наряду с мифами и легендами, нашел свое отражение в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». Искусство чувственной любви запечатлено в знаменитом трактате «Кама сутра».

Китай также относится к «старым» цивилизациям Востока. В китайской политической истории, которая нашла отражение в многочисленных письменных источниках, наглядно прослеживается цикличность, когда в правлении той или иной династии можно выделить периоды подъема и спада.

Главной агрикультурой Китая всегда был рис. Технология заливного рисоводства предусматривала строительство и поддержание сложной системы ирригации. Только сильное государство могло обеспечить ее функционирование, тем самым сохраняя в обществе порядок и стабильность. Таким образом, качественной характеристикой китайской цивилизации является сильное централизованное государство. Его мощь основывалась на прочной традиции абсолютной и безграничной власти императора, который провозглашался Сыном Неба – верховного духа, наделявшего человека способностью править другими людьми и тем самым делая его священным. Император опирался на многочисленный чиновничий аппарат, который обеспечивал сбор налогов, принятие и реализацию государственных решений. Через чиновников государство осуществляло жесткий контроль в обществе, регулировало экономическое развитие, ограничивало частную собственность на землю, регламентировало ремесло и торговлю.

В системе ценностей китайской цивилизации государство сохраняло очень важную роль, которая обеспечивалась конфуцианством, имевшим статус государственной религии. Ее основателем считается китайский мыслитель Конфуций (552–479 гг. до н. э.). Китай, как и другие страны древности и средневековья, неоднократно подвергался внешним вторжениям. Однако в результате этих завоеваний гибла не китайская цивилизация, а культура завоевателей, которая легко растворялась в конфуцианстве и ассимилировалась им. Просуществовав в качестве государственной идеологии Китая 25 веков (с III в. до н. э. до нач. XX в. н. э.), конфуцианство стало образом жизни, принципом организации стабильного и достаточно жизнеспособного организма китайской цивилизации.

Однако духовную основу Китая на протяжении более двух тысяч лет составляли «три религии» (кит. сань цзяо): конфуцианство, даосизм и буддизм. Их параллельное существование никогда не приводило к распрям: в китайской цивилизации сложилась ситуация религиозного синкретизма, т. е. взаимодействия религий, нашедшая отражение в интеллектуальной и художественной культуре.

Отличительной особенностью японской цивилизации является ее островное положение, приведшее к историческому изоляционизму, консервации местного образа жизни, выработке стойкого убеждения о некой исключительности Японии. Вместе с тем Япония на протяжении всей своей истории пользовалась достижениями континентальных цивилизаций и, прежде всего, китайской. Китаизация была настолько значительна, что некоторые исследователи видят в японской цивилизации не самостоятельное образование, а «вторичную», по отношению к китайской, цивилизацию.

Древнейшие очаги японской культуры Дземон появились в III тыс. до н. э. В I тыс. до н. э. сложился японский этнос, и зародилась оригинальная японская религия – синтоизм. Основы японской государственности начали формироваться в III в. н. э. под сильным китайским влиянием, которое проявилось во всех сферах цивилизационного развития Японии: в государственном устройстве, религиозных верованиях (конфуцианство), письменности, знаниях, искусстве.

Во главе государства стоял император – «Тэнно» («Сын Неба»), который управлял подданными через многочисленных чиновников. Однако конфуцианская модель государства имела свою специфику. В отличие от китайского образца на ведущие социально-политические роли вышла не бюрократическая элита, а феодальная землевладельческая знать – дамье (дом), которая имела крупную земельную собственность. Сравнительная независимость местной феодальной аристократии поддерживалась отрядами воинов-самураев. В XII–XIV вв. самураи оформились в замкнутое сословие со своими корпоративными традициями и этическими нормами. Во главе самурайских отрядов стоял военный предводитель – сегун.

Начиная с XII в., реальная власть постепенно сосредотачивается у сегунов, в стране формируется особая военно-политическая система управления – сегунат, которая просуществовала до сер. XIX в. В период Эдо (1603–1867) при правителях сегуната Токугавы (основатель – Токугава Изясу) произошло объединение страны, и началась политика жесткого изоляционизма, когда европейцы-христиане были изгнаны, а японцам под страхом смерти были запрещены любые контакты с внешним миром.

Японская цивилизация уникальным образом совместила две религиозные системы – синтоизм и буддизм. На сегодняшний день до 90% населения Японии считают себя приверженцами обеих религий. Мир повседневности японской цивилизации проникнут глубоким традиционализмом, закрепленным в национальных, культурных и бытовых традициях японцев, а также убеждением в своей национальной исключительности.

Наряду с японской цивилизацией к молодым цивилизациям Востока относится исламская цивилизация, которая начала формироваться на территории Аравии среди арабских племен в III в. н. э. Ее главная особенность заключается в том, что цивилизационные процессы развития непосредственно зависели и определялись зарождением и эволюцией ислама, который был тесно связан с иудаизмом и христианством. Слово «ислам» означает «предание себя Аллаху», покорность. Главная идея ислама – единобожие, абсолютная вера в Аллаха и полная покорность его воле. Спасение ждет тех, кто вверяет свою жизнь Аллаху и следует религиозным установлениям, среди которых на первом месте – пять принципов: исповедание веры, молитва, пост, налог в пользу бедных и паломничество.

Основателем ислама стал Мухаммад (Мухаммед, Магомет) из племени курейшитов (570–632) – выдающаяся личность своего времени: религиозный реформатор, талантливый полководец и политический деятель, замечательный поэт. Мухаммад заложил основы догматики и обрядности ислама, став его пророком. Распространение ислама сопровождалось активной завоевательной политикой, инициатором которой выступал сам пророк Мухаммад. В результате сложился Арабский халифат – государство с огромной территорией от границ Индии и Китая до Испании, включая Северную Африку. Государственные основы исламской цивилизации базировались на слиянии религиозной (имамат) и светской (эмират) власти в руках единого правителя – халифа.

При этническом и культурном разнообразии покоренных территорий ведущей силой, скреплявшей новую цивилизацию, стал ислам. Для управления Арабским халифатом, обеспечения его безопасности и стабильности, был создан разветвленный бюрократический аппарат, армия, полиция. Подобно другим восточным цивилизациям исламское государство имело право верховной собственности на землю, ограничивало развитие частной собственности, регламентировало ремесло и торговлю. Арабский халифат как и многие восточные страны пережил циклы государственного единства и распада. При этом на протяжении всей своей истории исламские государства отличались агрессивной внешней политикой, осуществляя многочисленные завоевания под лозунгом борьбы с неверными (джихад).

Современные исследования показали, что в кон. XVII – нач. XVIII вв. Восток превосходил Европу не только по численности населения, но и по концентрации материальных богатств, которые подверглись беспощадной эксплуатации и разграблению в период колониальной экспансии Запада, превратившей азиатские государства в колонии и полуколонии.

 

Вопросы

1. Общее и особенное в развитии восточных цивилизаций.

2. Единство и многообразие индийской цивилизации.

3. «Вечные ценности» китайской цивилизации.

4. «Свое» и «чужое» в эволюции японской цивилизации.

5. Ислам и исламская цивилизация.

Методические советы

1. Давая характеристику восточному типу цивилизаций при ответе на первый вопрос, обратите внимание на то, что означало понятие «Восток» в Древности и в Средние века, и правомерно ли говорить о единстве восточных цивилизаций. Обоснуйте свой ответ. Выясните определяющие черты восточного типа цивилизаций. Какими факторами определялась жизнь человека и его личность? Подумайте, какие качества цивилизационного развития придавали устойчивость восточному типу развития, и что именно отличало локальные восточные цивилизации друг от друга.

2. При рассмотрении второго вопроса объясните, почему центральная государственная власть в Индии была слабой, и на чем держалась устойчивость и жизнеспособность индийской цивилизации. Подробно остановитесь на характеристике индийской сельской общины и кастовой системы. Проследите взаимосвязь между этими социальными институтами и религиозными воззрениями, распространенными в Индии. Подумайте над тем:

· что составляло основу брахманизма, на каких религиозно-философских идеях он базировался;

· как и почему появился буддизм, какие истины проповедовались Буддой, может ли обычный человек следовать этим истинам, почему буддизм не стал доминирующей религией в Индии;

· какие особенности имеет классический индуизм, что является обязательным для последователей индуизма;

· каково культурное наследие индийской цивилизации.

3. Анализируя третий вопрос, обратите внимание, что для восточных цивилизаций характерна доминирующая роль сильного централизованного государства. Такие общества называются этатистскими, т. е. государственными. Наиболее ярким проявлением этатистского общества стал Китай. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ. Назовите факторы, которые обуславливали мощь китайской цивилизации.

Доминирующим фактором в поддержании единства китайской цивилизации стало конфуцианство. Дайте подробную характеристику конфуцианству. Как конфуцианство влияло на китайскую государственность? Можно ли конфуцианство назвать религией в полном смысле этого слова? В чем проявлялся рационализм конфуцианства?

Подумайте над тем, как и почему появился даосизм, какие идеи он проповедовал и в чем даосизм противостоял конфуцианству? Как вы считаете, правомерно ли называть Китай страной «трех религий» – конфуцианства, даосизма и буддизма? Какое влияние религии Китая оказали на традиционную китайскую культуру?

4. В четвертом вопросе, изучая эволюцию японской цивилизации в Средние века, раскройте следующие проблемы:

· какую роль играл географический фактор в формировании японской цивилизации;

· можно ли считать японскую цивилизацию «вторичной» по отношению к китайской цивилизации;

· какую роль в японской государственной системе играл император, чиновники, феодальная знать;

· кто такие самураи, на чем основан кодекс самурайской чести;

· кто такие сегуны, что такое сегунат;

· как развивалась цивилизация Японии в период сегуната Токугавы;

· что отличает синтоизм как религиозную систему, какие особенности имеют буддизм, даосизм и конфуцианство в Японии;

· раскройте основные этические принципы японской традиционной культуры: югэн, саби, ваби, уситай;

· какие особенности присущи японскому менталитету, почему?

5. В ходе анализа пятого вопроса для характеристики исламской цивилизации обратите внимание на следующие вопросы:

· когда началось формирование исламской цивилизации, какую роль в этом процессе сыграл ислам;

· какие основы ислама заложил пророк Мухаммад;

· что представляют собой священные книги мусульман – Коран и Сунна;

· что такое умма и шариат;

· как шло формирование исламской государственности, в чем состоят ее особенности, как сложился Арабский халифат?

Подумайте над тем, почему при этническом и культурном разнообразии территорий, вошедших в состав исламской цивилизации, сложилась новая единая культура всего исламского мира. Дайте характеристику культуре классического ислама.

 

Обязательная литература

1. Мир Средневековья: Духовные истоки и культурные традиции: CD. М: ЦНИТ МЭИ, 2004. Раздел «Арабо-исламская культура».

2. Мировые цивилизации Древности и Средневековья (Введение в историю мировых цивилизаций) / Под ред. Л. И. Красновой, М. И. Смирновой. М.: Издательство МЭИ, 2003. – С. 173–246.

 

Дополнительная литература

1. Васильев Л. С. История Востока: учебник. В 2-х т. М.: Высшая школа, 2001.

2. Васильев Л. С. История религий Востока: учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2000.

3. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука, 1990.

4. Михайлов А. Н. Арабо-исламская культура: учебное пособие. М.: Издательство МЭИ, 2003.

5. Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. СПб.: Университетская книга, 2001.

6. Религиозные традиции мира. В 2-х т. Т. 2. М.: КРОН-Пресс, 1996.

7. Шукуров Ш. М. Искусство и тайна. М.: Алетейа, 1999.

 

 

Тема 8

Возрождение, Реформация и Просвещение в Европе:







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.