Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Первобытность и становление цивилизационного пути





Развития человечества

Существование человека, человеческого общества и культуры в эпоху первобытности тесно связано с биологическими процессами, характеризующими становление человека современного типа. Эти разнородные процессы изучаются представителями как естественных, так и гуманитарных дисциплин. Знание о первобытности представляет собой комплексную отрасль, в которой органично переплетаются данные биологии, антропологии, климатологии, археологии, этнографии, искусствознания и др. Первобытность – это не только первый период в истории человека и общества, но и наиболее продолжительный (он длился с 4–2,5 млн лет до 5–3 тыс. лет до н. э.). В нем определяются параметры и исходные условия дальнейшего развития истории, закладываются факторы и предпосылки, влияющие на поведение человека и коллективов вплоть до настоящего времени. Первобытность – это и ключ к пониманию причин возникновения цивилизаций и специфики их развития. Тем не менее, следует особенно подчеркнуть, что многие проблемы антропосоциогенеза (происхождения человека и общества) не решены в науке окончательно, а картина первобытной истории, точнее предыстории или доистории, приблизительна и гипотетична.

Человеческое общество и культура складывались постепенно вслед за формированием самого человека. На протяжении сотен тысяч лет мозг наших предков (представителей человекообразных видов, предшествовавших появлению подвида кроманьонцев) постепенно превращался в человеческий мозг, отличающийся автономностью функций правого и левого полушарий. Обособленная работа полушарий головного мозга долгое время была физиологически невозможна. Поэтому формированию абстрактно-логического мышления у человека предшествовал длительный период слитного действия обоих полушарий (интересно, что данная особенность сохраняется у детей до определенного возраста, оказывая влияние на психическую деятельность ребенка). На основе этой слитности формировалось мифологическое сознание первобытных людей. Они еще не были способны воспринимать творения своей фантазии как творческий вымысел, усматривая в них правдивое описание той реальности, которая для современного человека обычно отождествляется со сказкой, аллегорией или метафорой. Таким образом, первобытная физиология обеспечивала механизм складывания и функционирования мифологического сознания, лежащего в основе практически любой деятельности доисторических людей.

Процесс становления культуры, как и всестороннее преобразование животного в человека, начинался в разных регионах земного шара и в разное время (в промежутке от 4 млн до 100 тыс. лет назад). Однако лишь один путь оказался нетупиковым – возникновение подвида кроманьонцев в Африке (предположительно) с последующим его распространением в Европе и Азии. Моментом, определившим направленность этого процесса, оказалась облавная охота на крупного зверя, ставшая основой хозяйственного бытия первобытного общества и выраставшего из нее первого исторического типа культуры.

Охота становилась результативнее, если была коллективной и орудийной, требовавшей большой сноровки и умений. Те племена, которые не воспринимали этого «призыва истории» и пытались привычно существовать за счет более легкой индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, оказывались обреченными как минимум на застойное существование, не создававшее стимулы для развития творческого мышления, для изобретения и совершенствования орудий труда. Только те популяции имели будущее, которые совершенствовали и развивали умение обрабатывать камень.

Основными свойствами первобытной культуры считаются синкретизм и традиционность. Синкретизм выражался, прежде всего, в нерасчлененности, единстве трех форм бытия – культуры, общества и человека. Каждый представитель родоплеменного коллектива воспринимался как равный целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна прическа, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иначе говоря, «Я» полностью оказывалось растворенным в «МЫ». И точно так же культура этого родоплеменного «МЫ» тождественна каждому входящему в него «Я». Нерасчлененное, целостное мышление первобытного человека (как и сознание любого современного ребенка) давало простор мощной фантазии, которая во всех сферах его деятельности превосходила возможности аналитического мышления.

Второе существенное свойство первобытной культуры – это ее традиционность. Все особенности структуры бытия каждой родоплеменной общности – быт, мифы, обряды, нормы вкуса, способы художественного творчества – оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями. Власть традиции, выступавшей в качестве культурного заменителя утраченного человечеством генетического способа передачи поведенческих программ, абсолютизировалась именно благодаря ее способности быть мощным социальным регулятором поведения людей, средством сплочения популяций. Это качество первобытной культуры, оставленное ею в наследство последующим эпохам, неразрывно связано с мифологической доминантой. Действительно, мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утвержденного ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей и переживаний, а также их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.

В силу нерасторжимого единства всех видов деятельности, первобытная культура, в отличие от эпохи цивилизации, представляет собой синкретический культурный комплекс. В этом комплексе все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство. Функции первобытного искусства были весьма многообразны: познание, самопознание и самоутверждение человека; систематизация мира; колдовство, связанное с верой в магическую силу изображения; формирование эстетического чувства и др. Именно в искусстве получают свое развитие первые представления человека об окружающем мире. Оно способствует закреплению и передаче первичных знаний и навыков, выступая как средство общения между людьми. Искусство упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло психические процессы, служило средством борьбы с хаосом как в самом человеке, так и в человеческом обществе. В искусстве как особом виде деятельности социального существа наиболее полно и плодотворно взаимодействуют труд, речь и мышление – факторы, составляющие главную отличительную особенность человека. Они поднимаются здесь на качественно новую ступень: труд становится творчеством, слово начинает жить во времени, мысль получает дополнительную к речи форму отвлечения от действительности. Появление этой новой деятельности, не направленной непосредственно на удовлетворение материальных нужд, связано с развитием духовных потребностей. Однако потребности эти, на первых порах не осознаваемые, лишь со временем принимают форму «эстетических чувств».

Первобытная культура развивалась в течение длительного времени, и в некоторых частях света – в Австралии и Океании, ряде регионов Америки и Африки – она существовала вплоть до Нового времени. Древнейшие свидетельства первобытной культуры относятся к палеолиту (древнекаменному веку), причем искусство появилось лишь в позднем (верхнем) палеолите – за 40 тысячелетий до н. э. Более поздние этапы его развития относятся к мезолиту (среднекаменному веку) и неолиту (новокаменному веку). В жилищах первобытного человека найдены антропоморфные (человекообразные) скульптурные фигурки. Однако гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Кардинальные изменения в истории общества и культуры первобытности наступают в период «неолитической революции», т. е. при переходе от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство) типу хозяйства. В это время человек начинает овладевать новыми технологиями (например, производством керамики), а также разнообразными строительными материалами (сырцовый кирпич и др.). У людей появляются постоянные укрепленные поселения. Из среды первобытных земледельцев и скотоводов происходит выделение скотоводческих племен, ведущих кочевой образ жизни. Локальные и случайные конфликты между родами и племенами перерастают в войны с целью захвата добычи. Возникает социальное неравенство. В искусстве данного периода, наряду с изображением животных, все более значимую роль играют изображения людей в сценах охоты или военных столкновений. Центральной темой искусства становится деятельность людей, коллектива.

Таким образом, «неолитическая революция» подняла на новую ступень и возделывание земли, и охоту, и войну, и строительную технику, и средства передвижения. Вследствие этого установившаяся и тысячелетиями сохранявшаяся гармония первобытного бытия стала разрушаться, а в наступающем хаосе постепенно вырисовывались новые способы организации человеческих коллективов, резко отличающиеся от прежних. В определенном смысле можно утверждать, что с неолитом заканчивается эпоха первобытности, поскольку производящее хозяйство – это основа всей (в том числе современной) человеческой цивилизации. Иными словами, начался переход к цивилизационному этапу, который характеризуется целым рядом особенностей. В настоящее время ученые выделяют следующие главные признаки цивилизационного пути развития человечества в отличие от первобытной его стадии:

· создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, которая приносит значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение общества; производящая экономика приходит на смену присваивающему (и, следовательно, бесприбыльному) хозяйству;

· появление частной собственности и владения имуществом (включая землю) и появление возможности концентрации материальных ценностей в руках одних и потери их другими; это приводит к социальному расслоению некогда единой первобытной общины, а также к появлению групп богатых и бедных;

· зарождение государства (и права), регулирующего социальные отношения и конфликты – в противовес тому, что в первобытных общинах отношения регулировались либо обычаями предков, либо произвольными решениями племенных старейшин;

· возникновение города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра конкретного региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов, в том числе опыта, энергии и предприимчивости его жителей; город становится мощным инициатором и катализатором общественного развития;

· появление возможности монументального строительства, создания гигантских сооружений – построек, ставших яркой демонстрацией колоссальных возможностей рождающейся цивилизации, эффективного маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами;

· изобретение письменности – системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией о накопленном в различных сферах жизни человеческом опыте, письменность – это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

Важно учесть, что все эти признаки актуализируются только тогда, когда на авансцену истории выходит город со всеми организуемыми им цивилизационными процессами. Город принято считать одним из главных признаков цивилизации. В эпоху цивилизации земледельческий быт становится маргинальным, крестьянская культура – периферийной, в лучшем случае «подпитывающей» культуру города своими живительными соками и сохраняющей непосредственное ощущение связи человека с природой.

 

Вопросы

1. Происхождение человека и становление человеческого общества.

2. Первобытное искусство: зарождение, сущность, функции.

3. «Неолитическая революция» и переход к цивилизации.

 

Методические советы

1. Изучая первый вопрос, следует иметь в виду, что в современной науке указанные проблемы еще не получили окончательного разрешения. Тем не менее, учеными накоплен огромный материал, позволяющий с достаточно большой долей уверенности выстраивать картину развития истории в первобытный период. Подумайте над следующими вопросами:

· какие существуют гипотезы относительно происхождения человека, в чем их сильные и слабые стороны;

· приведите конкретные свидетельства эволюционного развития форм человекообразных существ;

· в чем заключается проблема «переходных форм»;

· что указывает на недостаточность эволюционного объяснения происхождения человека?

2. По второму вопросу следует четко уяснить, что такое искусство (необходимо знать определение этого понятия и уметь объяснить отличия искусства от прочих явлений человеческой культуры). В чем заключается специфика именно первобытного искусства? Следует помнить, что первобытное искусство невозможно отделить от иных форм бытия по причине синкретического характера первобытной культуры. Тем не менее, всегда есть возможность выявить функции, которые выполняло первобытное искусство. Перечислите эти функции и попытайтесь объяснить, в чем они выражались в реальной жизни первобытного человека и общества. Приведите конкретные примеры, подтверждающие относительно высокий уровень первобытного мастерства. Как, на ваш взгляд, эти примеры могут свидетельствовать в пользу тесной связи искусства с религией, бытом и прочими видами деятельности?

3. При ответе на третий вопрос следует иметь в виду, что первобытность далеко не сразу уступила место цивилизации. Переходный период, связанный с эпохой неолита, растянулся на длительное время. Более того, в различных регионах становление цивилизации шло по-разному и далеко не одновременно. Тем не менее, в неолите появляются предпосылки, без которых цивилизация была бы невозможной. Следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты:

· что такое «неолитическая революция»;

· чем присваивающее хозяйство отличается от производящего;

· какие изменения произошли с человеческим обществом при переходе к производящей экономике;

· как именно «неолитическая революция» повлияла на становление цивилизации;

· в чем состоит отличие цивилизационного пути развития человечества от его первобытного состояния?

Отвечая на поставленные вопросы, постарайтесь уяснить, что употребление термина «цивилизация» здесь связано с традиционным его значением как особого этапа исторического развития человечества, сменяющего этап первобытности («дикости» и «варварства»).

 

Обязательная литература

1. Виноградова Г. З., Подкопаева И. А. Первобытная культура. Культура Древнего Египта: конспект лекций. М.: Издательство МЭИ, 1999. – С. 3–14.

2. Древние культуры: CD. М.: ЦНИТ МЭИ, 2000.

 

Дополнительная литература

1. Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. У истоков человеческого общества. М.: Наука, 1993.

2. Глебкин В. В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. М.: Добросвет, 2000.

3. Ламберт Д. Доисторический человек. Л.: Недра, 1991.

4. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Наука, 1989.

5. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

6. Фрэзер Дж. Золотая ветвь (любое издание).

 

 

Тема 2







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.