Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧТО ЕСТЬ СКАУТИНГ. КНИГА ДЛЯ СКАУТСКОГО ЛИДЕРА





ЧТО ЕСТЬ СКАУТИНГ. КНИГА ДЛЯ СКАУТСКОГО ЛИДЕРА

 

Печатается по: Что есть скаутинг. Книга для скаутского лидера. – Женева: ВОСД, 1992

 

ИЗ ИСТОРИИ ВСЕМИРНОГО СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 

История Скаутинга начинается в первом десятилетии XX века в Великобритании. Основателем Скаутского Движения является известный английский общест­венный деятель, полковник Роберт Баден-Пауэлл. Все началось с того, что Баден-Пауэлл решил попы­таться развить в подходящей для детей форме скаут­ские мероприятия, которые практиковал во время своей военной карьеры. С этой целью он организовал для 20 мальчиков из различных социальных слоев лагерь на острове Броунси. Эксперимент оказался настолько успешным, что Баден-Пауэлл счел возможным опубликовать его результаты в качестве особой программы для „бой­скаутов", издавая отдельные главы своего труда через каждые пятнадцать дней в течение девяти месяцев 1907 года. Выпуская книгу, он не имел в виду создание новой организации; его идея заключалась в том, чтобы книга могла быть использована уже существующими организациями, такими как "бригады мальчиков". Однако интерес к его начинанию оказался ошелом­ляющим. В течение недели по всей стране мальчики образовали патрули бойскаутов, и к концу года начала действовать национальная штаб-квартира по координации этого Движения.

В 1916 году возникает организация кабскаутов, чья программа деятельности тесно связана с событиями, изложенными в книге "Джунгли" Редьярда Киплинга, автор которой был личным другом Бадена-Пауэлла; именно поэтому и в наши дни лидеры-скауты известны под именем "Багира", "Акела".

Примерно в то же время появляются роверы-скауты, объединения молодых людей, в большинстве своем состоявших из бывших старших скаутов, которые хотели оставаться членами Движения, но не обяза­тельно в качестве лидеров.

В 1946 году создается секция взрослых скаутов, "'сеньоры", которая обеспечивает мероприятия для скаутов в возрасте 15-18 лет.

Уже более 70 лет Скаутинг растет, развивается, адаптируясь к новым условиям окружающего мира. Скаутские организации действуют более чем в 150 странах и территориях земного шара. Около 16 миллионов детей и молодежи насчитывают сейчас Скаутские Ассоциации.

В современном быстро изменяющемся мире у скаутов много интересных и полезных дел.

 

Баден-Пауэлл - Всемирный Скаут

Имя Баден-Пауэлла известно и уважаемо во всем мире как имя человека, который успел за свои 83 года прожить две прекрасные жизни: жизнь солдата, сражавшегося за свою родину, и жизнь борца за мир, через братство Скаутского Движения.

Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл, известным как БП, родился 22 февраля 1857 года в Лондоне на улице Станхоуи, ныне Станхоу Террас, Паддингтон. Он был шестым сыном из десяти детей священника Баден-Пауэлла, профессора Оксфордского универ­ситета. Его дед Роберт Стефенсон - сын Джорджа Стефенсона, изобретателя железнодорожного транспорта.

Отец умер, когда БП исполнилось только три года, после чего семья вынуждена была жить в скромных условиях. БП получил начальное образование от матери, а впоследствии посещал школу Роузхилл в Танбридж Велс и после этого продолжил учебу в школе Чартерхауз, которая находилась в Лондоне, однако затем переехала в сельскую местность в Годаллинг в Сюррее. Возможность находиться близко с природой оказала большое влияние на юного Баден-Пауэлла.

Он всегда с легкостью и удовольствием учился новому: неплохо играл на пианино и скрипке, как актер-любитель много раз выступал в роли клоуна. Во время учебы в Чартерхаузе у него проявился интерес к разнообразным занятиям на природе и к всевозможным поделкам из дерева. В лесных зарослях вокруг школы БП, случалось, прятался от учителей. Здесь он ловил диких кроли­ков и жарил их на костре, стараясь, чтобы дым от костра не был заметен со стороны. Он не терял время даром, вместе со своими братьями всегда искал приключений. Как-то раз в каникулы они совершили шлюпочный поход вдоль южного побережья Англии, а в другой раз прошли по Темзе до ее верховья на каноэ. Подобные путешествия были необычными для моло­дых людей в те времена. Навыки, которым он обучил­ся в юношеские годы, оказались весьма полезными для его будущей жизни.

БП не получал отличных отметок в школе, о чем и подтверждают табели об окончании учебного года. Например, в одном из табелей записано: "Математика – почти ничего не делал во время занятий", в другом: "Французский - мог бы иметь лучшие успехи, однако ленился и часто спал на уроках". Тем не менее он успешно сдал вступительные экза­мены в военное училище и стал вторым по резуль­татам среди нескольких сотен учащихся.

После окончания учебного курса юноша получил назначение для прохождения службы в 13 Гусарский полк, где впоследствии получил звание почетного полковника. В 1876 году БП был направлен в Индию как молодой офицер-специалист по военной разведке, картографии и маскировке. Его успехи здесь довольно значитель­ны - он вскоре начинает вести полевые занятия у молодого пополнения. Методы БП оказались нетрадиционными для того времени: при его непосредственном участии созда­лись небольшие группы, или патрули, действующие под руководством одного лидера и имевшие отлажен­ную систему специальных поощрений тех, кто хорошо выполнял свою задачу. Для большей эффективности БП награждал своих учеников нашивками, отображавшими традиционный для тех времён рисунок - стрелки компаса. Сегодняшняя Всемирная Скаутская эмблема очень похожа на этот знак.

Позже он проходил службу на Балканах, в Южной Африке и на Мальте, после чего вновь вернулся в Африку, чтобы помочь в обороне Мейфикинга во время его 217-дневной осады в начале англо-бурской войны. Смелость и предприимчивость, продемонстрированные молодыми военнослужащими в ходе военных действий, произвели на него неизгладимое впечат­ление. Всвою очередь активная деятельность во время вой­ны самого БП снискала ему славу национального героя.

Вернувшись на родину, он открыл для себя, что маленький учебник, написанный им для солдат ("Помощь в разведке"), стал весьма популярным, широко использовался молодежными лидерами и учителями по всей стране в преподавании навыков наблюдательности. БП часто приглашали для выступлений на митингах и собраниях, и однажды на одном из мероприятий "бригады мальчиков" к нему обратился основатель этого движения сэр Вильям Смит с просьбой разра­ботать лучшую, чем существовавшие до того времени, схему воспитания мальчиков в духе достойных и полезных граждан своей страны.

 

Начало движения

 

БП принялся за переработку учебника "Помощь в разведке", который теперь сориентировал на моло­дых читателей.

В 1907 году им организовывается эксперименталь­ный лагерь на острове Броунси, чтобы воплотить на практике свои идеи. Он собрал вместе 20 мальчиков. Одни из них посе­щали закрытые частные школы для богатых, другие были выходцами из среды рабочего класса. Резуль­таты эксперимента сейчас известны во всем мире.

"Скаутинг для мальчиков", опубликованный в 1908 году имел огромный успех. Спонтанно мальчики стали организовываться в скаутские патрули, реали­зуя на практике идеи, заложенные в книге. То, что было задумано как пособие в помощь сущест­вующим организациям, в процессе работы преврати­лось в учебник нового, в конечном итоге, Всемирного Движения. Несомненно, БП внес нечто фундаментальное и су­щественно прогрессивное в молодежную среду Англии и всего мира. Впоследствии "Скаутинг для мальчиков" переводится на 35 языков.

В сентябре 1908 года Баден Пауэл открыл офис для того, чтобы иметь возможность отвечать на многочис­ленные письма, которые шли отовсюду. Скаутинг быстро распространился по всей Британ­ской империи и со временем создается практически во всех уголках земного шара. Позднее он запрещался в странах, где возникали тоталитарные режимы. В этой связи следует отме­тить, что Скаутинг по своей сущности является демократическим добровольным движением, отвергаю­щим всякое насилие.

В 1910 году БП в возрасте 53 лет по совету короля Эдуарда 7, предложившего ему посвятить себя полезной службе на благо родины в рамках Скаут­ского Движения, ушел в отставку. С этого времени его энергия и энтузиазм направля­лись на развитие Бойскаутинга и Герл-гайдинга (Герл-гайдинг берет начало в 1909 году, когда девочки, присутствовавшие на первом Скаутском Сборе в Хрустальном дворце в Лондоне, обратились к БП с просьбой помочь им стать скаутами).

Он путешествовал по всему миру и бывал везде, где появлялась необходимость в его помощи, поощряя движение к росту и всячески вдохновляя его активистов.

В 1912 году он женился на Олав Соумс. Она оказалась хорошим другом и постоянным помощником во всей работе. У них родились трое детей - Питер, Хетта и Бетти. Жена БП леди Баден Пауэл впоследствии стала известна как Всемирная руководительница гайдов.

Первое международное скаутское собрание - Джамбори - состоялось в Олимпии, в Лондоне, в 1920 году. Во время церемонии закрытия БП был единодушно провозглашен Главным Скаутом Мира. Последовавшие затем международные мероприятия скаутов подтвердили, что это был не только почетный титул: скауты видели в БП своего настоящего Руко­водителя. Крики приветствий, когда он прибывал на собрания, и тишина, когда поднимал руку, подтверж­дали вне всякого сомнения, что он смог увлечь сердца и воображение своих последователей во многих странах. На третьем Джамбори, которое проходило в Арроу-парке, Биркен хеде, принц Уэльский объявил, что БП даруется титул пэра. Эту новость встретили с огромной радостью все скауты.

 

Первый лагерь скаутов

 

Лагерь на острове Броунси - первый эксперимент БП, явился подлинным открытием для всех. Разви­вающая деятельность и активные методы, которые применялись здесь, стали основой современного Скаутинга. Как было уже сказано, Баден Пауэл хотел собрать вместе мальчиков из различных социальных слоев, чтобы посмотреть, как быстро у них завяжутся отношения и что из этого получится. В группу БП входили его дети, дети друзей и другие ребята. В письмах к мальчикам и их родителям Баден Пауэл подробно излагал образовательный метод и схему деятельности создаваемого лагеря. Каждый, кто находился в лагере, должен был в соответствии с инструкцией научиться лесному искусству, личной экономии, наблюдательности, дисциплине, взаимопо­мощи, выдержке, воспитать в себе чувство товари­щества и патриотизма.

Ежедневно БП раздавал таблицу режимного времени, список с необходимым инструментом и снаряжением в соответствии с потребностями ребят, а также другую нужную и полезную информацию.

Разумеется, дети, пришедшие в лагерь, не имели какой-то определенной форменной одежды. Теперь все, кто здесь находился в каком-либо патруле, носили на плече шерстяной узел различных цветов: волки - голубой, быки - зеленый, львы - желтый, вороны - красный, а каждый патруль владел флагом с изображением этого животного. У всех мальчиков был латунный знак с лилией, который прикреплялся на пиджаке. После того, как скауты проходили определенные тесты (вязание узла, следопытство), им выдавался еще один латунный значок (они носили его ниже, чем первый), а также свисток с надписью "Будь готов!". Когда мальчики достигали более высокого результата, они получали шейный платок или галстук цвета хаки.

Привычка выполнять задания-упражнения утром и вечером вырабатывает определенную линию поведе­ния и воспитывает наиболее ценные черты характера, а это, вероятно, есть то лучшее, что дает Скаутинг для мальчиков. Скауты практиковались в следопытстве, тренировали свою наблюдательность, вязали морские узлы и упражнялись в пожарном деле, учились разводить костры и слушали увлекательные рассказы о флаге, морских традициях, путешествиях и т.д. Каждый день в лагере проходили спортивные игры, например, баскетбол, чисто импровизированная игра, которая способствует укреплению мускулов и трени­рует дыхание. Необходимый и важный элемент жизни в лагере - обязательный "вечерний туалет", когда мальчики занимались личной гигиеной, чистили и ремонти­ровали одежду, свое походное снаряжение. Часто проводились различные соревнования между патрулями, и победителям вручался приз, например, приз за лучший гербарий или за проявленную сообразительность и наблюдательность. Следующий приз мог быть чисто индивидуальным: надо было узнать следы животных на дороге или по разноцветным отрезкам материи, разбросанным зара­нее по веткам деревьев, разгадать, что это обозначает. Много соревнований и конкурсов по наблюдатель­ности, выносливости в стрессовых ситуациях, укреп­лению силы воли, а также другие активные формы проводил в этом первом скаутском лагере БП.

Весь день находясь рядом со своими сверстниками, мальчики узнавали других, а заодно и себя. Довольно часто Баден-Пауэлл наблюдал за ними со стороны и делал интересные выводы, о чем и рассказал в своих опубликованных дневниках. Вот некоторые заметки.

"Большая группа мальчиков разбивается на мелкие, по 5 человек в каждой, которая называется "патруль". Внутри каждого патруля существует старший маль­чик - это его лидер. Патрульный лидер берет на себя ответственность за жизнь патруля в течение всего лагерного времени.

Патруль - это небольшой коллектив для работы, для развлечений и одновременно самостоятельный малень­кий лагерь".

"Мальчики дают присягу: достойно и честно следо­вать определенным принципам. Ответственность, конкуренция, соревнование сразу закладывают хоро­шие и полезные навыки, что способствует самосовер­шенствованию ребят. Вся группа развивается в прогрессивном плане под воздействием Скаутинга".

"Ежедневно один из патрулей бывает в дозоре, другой ищет место для привала, остальные заняты добыванием и приготовлением пищи и т.д. Каждый скаут имеет личную одежду, шерстяное одеяло, кухонные принадлежности и нож.

Как только патруль прибывает на новое место, быстро оборудуется привал, варится еда и выстав­ляется караул на ночь".

"Мы нашли лучший способ выработки лагерных инструкций. Это первоначальное обсуждение замыслов у вечернего лагерного костра с последующей демонстрацией уже готовых заданий за полтора часа до завтрака. Смею вас уверить, это гораздо эффективнее, чем формальные лекции".

"Практика всегда вносит что-то новое в теорию".

"На лагерном костре мальчики могут узнать много интересного и весьма ценного о существе, которое ночью оставило следы неподалеку".

"На следующее утро, когда мы учимся распознавать следы в различных местностях, мы показываем, как нужно читать их и как следует делать метки этих следов".

"После полудня проходит игра "След-олень". Суть ее в следующем: сначала мальчики-охотники и мальчик-олень разбегаются в разные стороны, и олень прячется. Через двадцать минут мальчики начинают преследо­вание оленя по его следам. Каждый охотник имеет в своей сумке по четыре теннисных мяча. Если он поразит оленя тремя мячами, олень считается убитым. Охотник же считается убитым, если олень поразит его одним мячом".

"В лагере собрались далеко не лучшие ребята, а лю­бой трудный ребенок - против дисциплины. Но тем не менее дисциплина оказалась весьма удовлетво­рительной. На первом месте у мальчиков всегда были честь и чувство долга, они старались сделать дело как можно лучше. Старший мальчик отвечал за весь патруль. Этим побуждалась и ответственность других. А в целом работа шла здорово!"

В знаменитом отрядном дневнике отмечалось, что лагерь объединил разных в социальном и духовном плане ребят. Этот опыт стал глубоко впечатляю­щим, из него выросла идея осново­полагающего правила скаутского Закона: "Скаут - друг для всех и брат для каждого скаута".

 

 

Цель скаутского движения

 

Цель Скаутинга, определяющая содержание его деятельности, заключается в том, чтобы "через участие скаутов в местных, национальных и междуна­родных организациях воспитывать ответственных и достойных граждан своей страны, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их наиболее полного физического, интеллектуального, общест­венного и духовного потенциала". Такое определение отражает ведущий принцип воспитания - все составляющие человеческой личности, а именно, физические, психические, интеллектуаль­ные, общественные и духовные качества всегда развиваются во взаимодействии.

Скаутинг включает множество факторов, способству­ющих наиболее полному становлению индивида. Но это не означает, что он заменяет семью, школу, религию и другие социальные институты воспита­ния, он лишь дополняет воспитательную деятель­ность названных институтов. Скаутинг имеет особое значение в формировании концепции обязанностей гражданина общества. Эта цель является фундаментальной и ее надо понимать в широком смысле: каждая личность должна быть прогрессивной, индивидуальной. В то же время каждый человек - это всеобъемлющая часть общества, это часть политической структуры района, области, страны и т.д., абсолютное выраже­ние которых есть суверенитет родины и перед которыми личность несет ответственность.

 

Скаутское Обещание

Клянусь моей честью, что я сделаю осе От меня зависящее, чтобы Выполнить мой долг перед Богом и Государем (или Богом и моей страной), Помогать другим в любое время, Подчиняться Скаутскому Закону.

Скаутский Закон

1. Чести Скаута следует доверять.

2. Скаут верен.

3. Долг Скаута - быть полезным и помогать другим.

4. Скаут - друг для всех и брат каждому скауту.

5. Скаут вежлив.

6. Скаут - друг животных.

7. Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям, а также приказам руководителя Патруля, Скаутмастера.

8. Скаут улыбается и не унывает при лю­бых трудностях.

9. Скаут бережлив.

10. Скаут чист в мыслях, словах и делах.

Мы рассмотрели принципы Скаутского Движения. Они являются основополагающими как для деятель­ности скаутского лидера со скаутами, так и его персональной жизнедеятельности. Лидер скаутской группы или организации обяза­тельно выступает в роли педагога, и ему необходимо владеть педагогическим методом Скаутинга, который применяется на протяжении всего времени существо­вания Движения.

Обратимся к тому, как излагается Скаутский Метод в базовых документах.

Метод определяется как система средств, исполь­зуемая для достижения цели Движения и основанная на принципах этого Движения.

Скаутский метод - это прогрессивное воспитание через:

• Обещание и Закон;

• учебу через дело;

• членство в малых группах, где осуществля­ется подготовка к самоконтролю, направленного на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способ­ности как к сотрудничеству, так и к руководству;

• прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на инте­ресах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и осуществля­емые преимущественно на природе.

 

 

Скаутская эмблема (знак)

 

Скаутская эмблема стала символом Движения с момента его зарождения. 250 миллионов скаутов носили эту эмблему. Сейчас: она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Эмблема широко известна и всюду признается как символ Скаутского Движения, даже там, где собст­венно Скаутинга еще нет.

Часто спрашивают, как родилась эта эмблема. Лорд Баден-Пауэлл сам дает ответ на этот вопрос: „Наш знак мы взяли от Полярной звезды". В те времена знак лилии рисовался на картах для ориентировки на Север. Таким образом, символ напоминающий о Полярной звезде, говорит о необхо­димости быть настоящим и надежным, как компас, в приближении скаутских идеалов, а также показы­вать дорогу другим.

Три конца лилии представляют три элемента скаут­ской клятвы, две пятиконечные звезды, принятые в некоторых странах обозначают стремление к правде и знанию. Во всемирной скаутской эмблеме основным элемен­том является лилия, окруженная веревкой, завязанной рифовым узлом, символизирующим единство и братство Всемирного Движения. Цвета Всемирного Скаутского Движения - белый и лиловый - белая лилия на лиловом (королевском) фоне. Это весьма символично: в геральдике белый цвет олицетворяет чистоту, а королевский лиловый -лидерство и помощь другим.

 

История рисунка

 

Основные элементы этого рисунка существовали несколько столетий назад, они ориентировали по компасу на север.

Китайцы, как известно, использовали его как указы­вающий знак за 2 тысячи лет до нашей эры. Этот же символ имелся в некоторых этрусских и римских орнаментах и был найден на древних монументах в Египте и Индии.

В Европе изображение используется как навигационный знак, вероятно, с конца ХIII века, после того как Марко Поло привез компас из своих путешествий.

Великая энциклопедия "Британика" рассказывает о том, что этот знак, символизирующий Северную звезду, изображен и на примитивном компасе, изоб­ретенном итальянским мореплавателем Фальми Джиохой. "Британика" выделяет и другую интерес­ную версию оригинального рисунка, согласно которой он происходит от Розы ветров, знака более древнего, чем магнитный компас, впервые также появившегося у мореплавателей.

Восемь главных ветровых направлений изображались греческими буквами, а северный ветер маркировался буквой " Т", т.е. "Трамонтана". В те времена "Т" украшалась стрелочками. Дизайн знака использовался довольно часто. Он появлялся то в рисунчатых версиях геральдических гербов, то во многих декоративных изображениях, иногда он представлял оконечность копья, мета­тельного дротика, лилию и т.д.

В настоящее время символ продолжает указывать путь для навигаторов всего мира; у скаутов он обозначает путь к дружбе и братству.

Далее обратимся к атрибутике Скаутов; среди ее изображений: вымпел, униформа, призыв или, как называют скауты, клич, эмблема, знаки отличия, шейным платок (скаутский галстук) и т.д.

 

Скаутское рукопожатие

 

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Это делается в любом случае, когда рукопожатие необходимо, и неважно, носят ли в это время скауты форму или нет.

 

Скаутский салют

 

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъем и спуск национального флага, всегда при произнесении скаутской клятвы.

Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Заметьте, ладонь открыта ко всем.

 

Вымпел группы

 

И так у вас есть общее дело, общие задачи, вы имеете представление о своем существовании, вы полны энтузиазма, все это должно выразиться в каком-либо ярком символе - это архиважно!

Скауты говорят: "Символ группы - это ее лицо". Как правило, таким символом является вымпел или флажок, который соответствует общему портрету и настрою членов группы.

 

Призыв группы

 

Призыв (клич) группы должен быть простым, корот­ким, различимым на расстоянии и соответствовать условиям той местности, где вы живете, а также выражать общее настроение, общие цели и совмест­ную деятельность.

 

Шейный платок (галстук)

 

Шейный платок, или иначе галстук, обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнооб­разными, могут иметь цвета флага или герба вашего города, края.

 

Скаутские знаки отличия

 

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на рукаве, обозначают его дости­жения в той или иной скаутской "специаль­ности", например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т.д.

 

Униформа

 

С самого начала создания Скаутской Организации скауты имеют официальную форму, которую носят с великим удовольствием. Во многих странах она традиционна и существует ни один десяток лет. Форма может меняться, но она должна служить символом принадлежности членов этой группы единой Национальной Организации и Всемирной скаутской семье. Скаутская форма многих стран близка по ряду элементов, вместе с тем часто отличается по цвету. Форма скаутов соответствует условиям местности, возрасту, особенностям избранной деятельности, национальным традициям и т.п. Она может быть придумана самой группой, но при этом обязательно соблюдаются правила по знакам отличия.

Лидер - руководитель

 

В значительной мере роль руководителя, который занимается воспитанием молодых людей зависит от того, что он представляет из себя как личность. Именно руководитель создает "атмосферу" или "климат" звена, отряда, группы, за которые он несет ответственность. И в то же самое время, все то что он делает, свидетельствует об эффективности его работы в качестве лидера - руководителя.

Прежде всего, что понимается под словом "руково­дитель?

Очень часто, ссылаясь на какую-либо одну из функ­ций, например, руководитель патруля или звена, мы ожидаем от этого человека, что он выполнит определенный набор обязанностей и выработает определенную линию поведения, соответствующую его роли в настоящем. Однако в многочисленных ситуациях "руководство" необходимо осуществлять наилучшим образом неза­висимо от того, является ли человек "руководителем" по должности. Таким образом, логично принять более широкую концепцию лидерства, которая могла бы применяться к любому, кто начинает "руководство" в тот или иной момент.

Приведем пример: пять мальчиков из скаутского отряда решили пойти в горы, из них только один обладает большим опытом в альпинизме, и остальные соглашаются с его ролью "лидера". Как он возьмется за дело? Вероятно, он соберет группу с тем, чтобы обсудить будущий поход:

• Чем мы будем заниматься?

• В какой местности?

• Какие горы мы должны преодолеть?

Определив таким образом задачу, лидеру необ­ходимо затем подготовиться к ее выполнению.

В походе участвует вся группа, и руководитель похода обязан сделать так, чтобы все работали вместе, как одна команда, и чтобы каждый был заинтересован в успешном проведении мероприятия. Роль руководителя заключается в том, чтобы однов­ременно поставить в центр три следующих момента: задачу, группу и личность. Постараемся рассмотреть это детально.

Задача

• Что группа хочет сделать?

• Как она это будет делать?

• Какие существуют для этого возможности?

• Отправимся ли мы в путь на автобусе, поезде или же машине?

• Какое снаряжение нам необходимо?

• Каковы возможные условия погоды?

• Каковы правила восхождения в горы? Поход надо тщательно готовить.

На месте могут быть приняты также и другие реше­ния: оказывается, что погодные условия изменились или же один из членов группы не в форме. Все это приведет к корректировке планов. А затем, по окончании похода, поставьте перед собой вопросы:

• Как мы пришли к успеху?

• Могли ли мы сделать лучше?

• В свете этого должны ли мы сегодня принять какие-либо новые, особые решения?

• Какие другие скаутские мероприятия могли бы быть проведены, но не состоялись лишь потому, что они были плохо подготовлены?

• Сколько раз мы сделали одни и те же ошибки, чтобы в дальнейшем не повторять их и чтобы, наконец, понять образовательную цель мероприятия?

 

Группа

 

Она формируется на основе общего интереса. В приведенном выше примере это был поход в горы. Успех каждого мероприятия зависит прежде всего от того, насколько все его участники проникнуты самой идеей, замыслом дела. У всех членов группы должно быть такое чувс­тво, что это именно их экспедиция, их меропри­ятие, они - главные участники действия. Убедить, заинтересовать, заставить каждого участника проникнуться идеей мероприятия - именно в этом заключается одна из важнейших задач руководителя. Он сможет решить ее, создав, например, такие условия, когда все члены группы будут заниматься подготовкой похода. Безусловно, сам руководитель должен быть уверен, что мероприятие будет проведено. От него требуется лишь вовремя приободрить ребят, вселить в них уверенность в собственные силы, оказаться рядом в нужный момент. Другими словами, он разделяет свою ответственность с остальными членами группы и не принимает единоличных решений.

Готовя поход, необходимо, чтобы руководитель хорошо знал возможности каждого скаута с целью максимального их использования. Во время самого похода он постоянно наблюдает за тем, чтобы каж­дый выполнял возложенные на него обязанности, а также координирует деятельность всей группы. Возможно, что во время подготовки мероприятия некоторые аспекты должны быть обсуждены всеми вместе. Руководитель может поднять эти вопросы на совете, где ему необходимо представить идеи и намерения всей группы с тем, чтобы принять правильные решения. Из указанного следует, что на руководителе лежит и обязанность обеспечивать реальную работу группы.

 

Личность

 

Что ждут от каждого члена группы?

Каждый член группы должен точно знать, что надо делать, и по возможности иметь представления о том, почему это надо делать. Здесь прежде всего все зависит от личного контакта руководителя группы с каждым ее участником. Хороший руководитель, знающий своих ребят как разных, непохожих друг на друга, найдет подход к каждому, сможет вдохновить их, объединить всех одной идеей. Важно, чтобы в каждом скауте он видел личность, был внимателен к их чувствам, желаниям, настроению и т.д. Нельзя, чтобы все было пущено на самотек, может случиться, что скаут не в силах выполнить опреде­ленные действия, например, поставить палатку. Руководитель должен в этом случае помочь ему овладеть данным навыком, взявшись за обучение сам или привлекая к этому других членов группы. В некоторых же ситуациях только руководитель может помочь скауту. В этом случае он всесторонне обсуждает проблему со скаутом, помогая более четко уяснить ситуацию, заставляя его поверить в себя - словом, сделать все, чтобы выйти из затруднительного положения. Это именно то, что называют встречей для оказания помощи.

Руководитель-лидер влияет на каждого члена группы; пример, который он подает, должен быть только положительным. Его реакция на неприятный случай во время похода рискует в значительной степени предопределить реакцию других членов группы: если им овладела паника, то она тут же передастся всем членам группы. Резюмируя, следует отметить, что лидер как руково­дитель сделает все для того, чтобы каждый скаут, которого он смог воодушевить, мог полностью раскрыть себя и самозабвенно сыграть свою роль.

 

В жизни

 

Выше мы постарались объяснить зависимость успеха (или неудачи) мероприятия от личного отношения лидера к самой задаче, к группе и к каждой отдель­ной личности. Постарайтесь применить это правило к какому-либо виду деятельности (или мероприятию), где вы недавно выступали в качестве руководителя.

• Была ли ясна задача, хорошо ли она была сплани­рована и воплотилась ли в жизнь?

• Прониклась ли ею группа и была ли у группы мотивация?

• Действительно ли это была совместная работа группы?

• Каждый ли скаут точно знал свои обязанности? Воодушевлен ли на их наилучшее выполнение? Очевидно, все это тесно взаимосвязано.

Мы показали особенности лишь для того, чтобы лучше понять, что делает и что должен делать руково­дитель. Это даст вам возможность увидеть свои слабые стороны и найти возможности их устранения. Такой же метод применяется при обучении молодых, например, в преодолении препятствия. Но он существует не только для того, чтобы судить, все ли сделал лидер, что от него требовалось. Важность и ценность данного метода в том, что он позволяет руководителю самосовершенствоваться. Несомненно, такой подход полезен скаутскому отряду или патрулю, поскольку он может служить своего рода инструкцией при проведении какого-либо мероприятия, а также для воодушевления каждого члена группы на свое "действие", но в рамках мероп­риятия. Конечно, он применим ко всем собраниям патруля или отряда и к любому виду деятельности, где вы являетесь руководителем - лидером, где вам просто приходится работать с другими людьми (действия в диапазоне от самого простого к самому сложному).

 

Игра как скаутский метод

 

Теория игры в науке разработана достаточно давно и широко применяется в практике воспитания. Понятия "Скаутинг" и "Игра" - единое целое. И пока Скаутинг существует, он будет делать счастливыми юных через игру.

Что такое игра?

В нашем первом представлении игра ассоциируется с детством и детскими шалостями. Однако игра - это более серьезно, чем мы думаем о ней. Психологи считают, что, если деятельность содержит элементы игры, она имеет наиболее эффек­тивные результаты.

Игра - это фактор, который помогает личности открывать для себя окружающий мир.

Игра разрешает конфликты личности с окружающим миром.

Игра способствует развитию физического, интеллек­туального, социального потенциала личности, ее эмоциональной сущности.

Социальные игры

 

Социальные игры появляются уже в 7 лет и содержат все элементы разнообразных игр (развлечений), свойственных для детей этого возраста.

В играх разрешаются противоречия личности со средой через внешнюю или совместную активность -так называемые, "умные поступки для других", где другие - это институциональные рамки социального мира.

Социальные игры - это база социализации и социаль­ного развития. Назовем три наиболее важные характе­ристики социальных игр:

• ассоциации, открытые для индивида;

• соответствие правилам;

• распределение ролей.

Ассоциации, открытые для индивида, - это прежде всего сверстники и другие.

Соответствие правилам - это решение компромисса между желанием и стремлением к самостоятельности и желанием и стремлением к сотрудничеству с другими. Понемногу здесь открывается смысл обоюдных ком­муникативных интересов: дальнейшее уважение моего желания возможно тогда, когда я буду уважать желания других. Жизнь не является социальной без ассоциативности, без дальнейшего разумного распределения ролей для возможности человеческого общения.

Существует 3 типа детских игр:

• игры - действия;

• игры - символы;

• игры коммуникативные.

Игры-действия

Эти игры наблюдаются с рождения ребенка, но существование их очень коротко. Они разрешают конфликты моторной активности с окружающим миром в рамках физического состояния. Их принципиальная характеристика: акт, действие или движение: ползание, хождение, бег, бросание и ловля мяча, прыжки и т. д. Они способствуют развитию физического и раскрытию интеллектуального потенциала (функционирование логической базы).

Игры - символы

Эти игры наблюдаются уже с 18 месяцев; они разре­шают конфронтацию активности в ассоциациях в границах социального опыта поколений - история, легенда, сказка, символ и носят характер идентификации.

Игры коммуникативные

Примером такой игры могут служить скаутские игры. Скаутинг пользуется всеми элементами игры и строит свой скаутский метод воспитания с учетом теории игры.

Эффективность скаутского метода наиболее ярко заметна тогда, когда деятельность скаутов имее<







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.