Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИЗ ИСТОРИИ ВСЕМИРНОГО СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ





 

История Скаутинга начинается в первом десятилетии XX века в Великобритании. Основателем Скаутского Движения является известный английский общест­венный деятель, полковник Роберт Баден-Пауэлл. Все началось с того, что Баден-Пауэлл решил попы­таться развить в подходящей для детей форме скаут­ские мероприятия, которые практиковал во время своей военной карьеры. С этой целью он организовал для 20 мальчиков из различных социальных слоев лагерь на острове Броунси. Эксперимент оказался настолько успешным, что Баден-Пауэлл счел возможным опубликовать его результаты в качестве особой программы для „бой­скаутов", издавая отдельные главы своего труда через каждые пятнадцать дней в течение девяти месяцев 1907 года. Выпуская книгу, он не имел в виду создание новой организации; его идея заключалась в том, чтобы книга могла быть использована уже существующими организациями, такими как "бригады мальчиков". Однако интерес к его начинанию оказался ошелом­ляющим. В течение недели по всей стране мальчики образовали патрули бойскаутов, и к концу года начала действовать национальная штаб-квартира по координации этого Движения.

В 1916 году возникает организация кабскаутов, чья программа деятельности тесно связана с событиями, изложенными в книге "Джунгли" Редьярда Киплинга, автор которой был личным другом Бадена-Пауэлла; именно поэтому и в наши дни лидеры-скауты известны под именем "Багира", "Акела".

Примерно в то же время появляются роверы-скауты, объединения молодых людей, в большинстве своем состоявших из бывших старших скаутов, которые хотели оставаться членами Движения, но не обяза­тельно в качестве лидеров.



В 1946 году создается секция взрослых скаутов, "'сеньоры", которая обеспечивает мероприятия для скаутов в возрасте 15-18 лет.

Уже более 70 лет Скаутинг растет, развивается, адаптируясь к новым условиям окружающего мира. Скаутские организации действуют более чем в 150 странах и территориях земного шара. Около 16 миллионов детей и молодежи насчитывают сейчас Скаутские Ассоциации.

В современном быстро изменяющемся мире у скаутов много интересных и полезных дел.

 

Баден-Пауэлл - Всемирный Скаут

Имя Баден-Пауэлла известно и уважаемо во всем мире как имя человека, который успел за свои 83 года прожить две прекрасные жизни: жизнь солдата, сражавшегося за свою родину, и жизнь борца за мир, через братство Скаутского Движения.

Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл, известным как БП, родился 22 февраля 1857 года в Лондоне на улице Станхоуи, ныне Станхоу Террас, Паддингтон. Он был шестым сыном из десяти детей священника Баден-Пауэлла, профессора Оксфордского универ­ситета. Его дед Роберт Стефенсон - сын Джорджа Стефенсона, изобретателя железнодорожного транспорта.

Отец умер, когда БП исполнилось только три года, после чего семья вынуждена была жить в скромных условиях. БП получил начальное образование от матери, а впоследствии посещал школу Роузхилл в Танбридж Велс и после этого продолжил учебу в школе Чартерхауз, которая находилась в Лондоне, однако затем переехала в сельскую местность в Годаллинг в Сюррее. Возможность находиться близко с природой оказала большое влияние на юного Баден-Пауэлла.

Он всегда с легкостью и удовольствием учился новому: неплохо играл на пианино и скрипке, как актер-любитель много раз выступал в роли клоуна. Во время учебы в Чартерхаузе у него проявился интерес к разнообразным занятиям на природе и к всевозможным поделкам из дерева. В лесных зарослях вокруг школы БП, случалось, прятался от учителей. Здесь он ловил диких кроли­ков и жарил их на костре, стараясь, чтобы дым от костра не был заметен со стороны. Он не терял время даром, вместе со своими братьями всегда искал приключений. Как-то раз в каникулы они совершили шлюпочный поход вдоль южного побережья Англии, а в другой раз прошли по Темзе до ее верховья на каноэ. Подобные путешествия были необычными для моло­дых людей в те времена. Навыки, которым он обучил­ся в юношеские годы, оказались весьма полезными для его будущей жизни.

БП не получал отличных отметок в школе, о чем и подтверждают табели об окончании учебного года. Например, в одном из табелей записано: "Математика – почти ничего не делал во время занятий", в другом: "Французский - мог бы иметь лучшие успехи, однако ленился и часто спал на уроках". Тем не менее он успешно сдал вступительные экза­мены в военное училище и стал вторым по резуль­татам среди нескольких сотен учащихся.

После окончания учебного курса юноша получил назначение для прохождения службы в 13 Гусарский полк, где впоследствии получил звание почетного полковника. В 1876 году БП был направлен в Индию как молодой офицер-специалист по военной разведке, картографии и маскировке. Его успехи здесь довольно значитель­ны - он вскоре начинает вести полевые занятия у молодого пополнения. Методы БП оказались нетрадиционными для того времени: при его непосредственном участии созда­лись небольшие группы, или патрули, действующие под руководством одного лидера и имевшие отлажен­ную систему специальных поощрений тех, кто хорошо выполнял свою задачу. Для большей эффективности БП награждал своих учеников нашивками, отображавшими традиционный для тех времён рисунок - стрелки компаса. Сегодняшняя Всемирная Скаутская эмблема очень похожа на этот знак.

Позже он проходил службу на Балканах, в Южной Африке и на Мальте, после чего вновь вернулся в Африку, чтобы помочь в обороне Мейфикинга во время его 217-дневной осады в начале англо-бурской войны. Смелость и предприимчивость, продемонстрированные молодыми военнослужащими в ходе военных действий, произвели на него неизгладимое впечат­ление. Всвою очередь активная деятельность во время вой­ны самого БП снискала ему славу национального героя.

Вернувшись на родину, он открыл для себя, что маленький учебник, написанный им для солдат ("Помощь в разведке"), стал весьма популярным, широко использовался молодежными лидерами и учителями по всей стране в преподавании навыков наблюдательности. БП часто приглашали для выступлений на митингах и собраниях, и однажды на одном из мероприятий "бригады мальчиков" к нему обратился основатель этого движения сэр Вильям Смит с просьбой разра­ботать лучшую, чем существовавшие до того времени, схему воспитания мальчиков в духе достойных и полезных граждан своей страны.

 

Начало движения

 

БП принялся за переработку учебника "Помощь в разведке", который теперь сориентировал на моло­дых читателей.

В 1907 году им организовывается эксперименталь­ный лагерь на острове Броунси, чтобы воплотить на практике свои идеи. Он собрал вместе 20 мальчиков. Одни из них посе­щали закрытые частные школы для богатых, другие были выходцами из среды рабочего класса. Резуль­таты эксперимента сейчас известны во всем мире.

"Скаутинг для мальчиков", опубликованный в 1908 году имел огромный успех. Спонтанно мальчики стали организовываться в скаутские патрули, реали­зуя на практике идеи, заложенные в книге. То, что было задумано как пособие в помощь сущест­вующим организациям, в процессе работы преврати­лось в учебник нового, в конечном итоге, Всемирного Движения. Несомненно, БП внес нечто фундаментальное и су­щественно прогрессивное в молодежную среду Англии и всего мира. Впоследствии "Скаутинг для мальчиков" переводится на 35 языков.

В сентябре 1908 года Баден Пауэл открыл офис для того, чтобы иметь возможность отвечать на многочис­ленные письма, которые шли отовсюду. Скаутинг быстро распространился по всей Британ­ской империи и со временем создается практически во всех уголках земного шара. Позднее он запрещался в странах, где возникали тоталитарные режимы. В этой связи следует отме­тить, что Скаутинг по своей сущности является демократическим добровольным движением, отвергаю­щим всякое насилие.

В 1910 году БП в возрасте 53 лет по совету короля Эдуарда 7, предложившего ему посвятить себя полезной службе на благо родины в рамках Скаут­ского Движения, ушел в отставку. С этого времени его энергия и энтузиазм направля­лись на развитие Бойскаутинга и Герл-гайдинга (Герл-гайдинг берет начало в 1909 году, когда девочки, присутствовавшие на первом Скаутском Сборе в Хрустальном дворце в Лондоне, обратились к БП с просьбой помочь им стать скаутами).

Он путешествовал по всему миру и бывал везде, где появлялась необходимость в его помощи, поощряя движение к росту и всячески вдохновляя его активистов.

В 1912 году он женился на Олав Соумс. Она оказалась хорошим другом и постоянным помощником во всей работе. У них родились трое детей - Питер, Хетта и Бетти. Жена БП леди Баден Пауэл впоследствии стала известна как Всемирная руководительница гайдов.

Первое международное скаутское собрание - Джамбори - состоялось в Олимпии, в Лондоне, в 1920 году. Во время церемонии закрытия БП был единодушно провозглашен Главным Скаутом Мира. Последовавшие затем международные мероприятия скаутов подтвердили, что это был не только почетный титул: скауты видели в БП своего настоящего Руко­водителя. Крики приветствий, когда он прибывал на собрания, и тишина, когда поднимал руку, подтверж­дали вне всякого сомнения, что он смог увлечь сердца и воображение своих последователей во многих странах. На третьем Джамбори, которое проходило в Арроу-парке, Биркен хеде, принц Уэльский объявил, что БП даруется титул пэра. Эту новость встретили с огромной радостью все скауты.

 

Первый лагерь скаутов

 

Лагерь на острове Броунси - первый эксперимент БП, явился подлинным открытием для всех. Разви­вающая деятельность и активные методы, которые применялись здесь, стали основой современного Скаутинга. Как было уже сказано, Баден Пауэл хотел собрать вместе мальчиков из различных социальных слоев, чтобы посмотреть, как быстро у них завяжутся отношения и что из этого получится. В группу БП входили его дети, дети друзей и другие ребята. В письмах к мальчикам и их родителям Баден Пауэл подробно излагал образовательный метод и схему деятельности создаваемого лагеря. Каждый, кто находился в лагере, должен был в соответствии с инструкцией научиться лесному искусству, личной экономии, наблюдательности, дисциплине, взаимопо­мощи, выдержке, воспитать в себе чувство товари­щества и патриотизма.

Ежедневно БП раздавал таблицу режимного времени, список с необходимым инструментом и снаряжением в соответствии с потребностями ребят, а также другую нужную и полезную информацию.

Разумеется, дети, пришедшие в лагерь, не имели какой-то определенной форменной одежды. Теперь все, кто здесь находился в каком-либо патруле, носили на плече шерстяной узел различных цветов: волки - голубой, быки - зеленый, львы - желтый, вороны - красный, а каждый патруль владел флагом с изображением этого животного. У всех мальчиков был латунный знак с лилией, который прикреплялся на пиджаке. После того, как скауты проходили определенные тесты (вязание узла, следопытство), им выдавался еще один латунный значок (они носили его ниже, чем первый), а также свисток с надписью "Будь готов!". Когда мальчики достигали более высокого результата, они получали шейный платок или галстук цвета хаки.

Привычка выполнять задания-упражнения утром и вечером вырабатывает определенную линию поведе­ния и воспитывает наиболее ценные черты характера, а это, вероятно, есть то лучшее, что дает Скаутинг для мальчиков. Скауты практиковались в следопытстве, тренировали свою наблюдательность, вязали морские узлы и упражнялись в пожарном деле, учились разводить костры и слушали увлекательные рассказы о флаге, морских традициях, путешествиях и т.д. Каждый день в лагере проходили спортивные игры, например, баскетбол, чисто импровизированная игра, которая способствует укреплению мускулов и трени­рует дыхание. Необходимый и важный элемент жизни в лагере - обязательный "вечерний туалет", когда мальчики занимались личной гигиеной, чистили и ремонти­ровали одежду, свое походное снаряжение. Часто проводились различные соревнования между патрулями, и победителям вручался приз, например, приз за лучший гербарий или за проявленную сообразительность и наблюдательность. Следующий приз мог быть чисто индивидуальным: надо было узнать следы животных на дороге или по разноцветным отрезкам материи, разбросанным зара­нее по веткам деревьев, разгадать, что это обозначает. Много соревнований и конкурсов по наблюдатель­ности, выносливости в стрессовых ситуациях, укреп­лению силы воли, а также другие активные формы проводил в этом первом скаутском лагере БП.

Весь день находясь рядом со своими сверстниками, мальчики узнавали других, а заодно и себя. Довольно часто Баден-Пауэлл наблюдал за ними со стороны и делал интересные выводы, о чем и рассказал в своих опубликованных дневниках. Вот некоторые заметки.

"Большая группа мальчиков разбивается на мелкие, по 5 человек в каждой, которая называется "патруль". Внутри каждого патруля существует старший маль­чик - это его лидер. Патрульный лидер берет на себя ответственность за жизнь патруля в течение всего лагерного времени.

Патруль - это небольшой коллектив для работы, для развлечений и одновременно самостоятельный малень­кий лагерь".

"Мальчики дают присягу: достойно и честно следо­вать определенным принципам. Ответственность, конкуренция, соревнование сразу закладывают хоро­шие и полезные навыки, что способствует самосовер­шенствованию ребят. Вся группа развивается в прогрессивном плане под воздействием Скаутинга".

"Ежедневно один из патрулей бывает в дозоре, другой ищет место для привала, остальные заняты добыванием и приготовлением пищи и т.д. Каждый скаут имеет личную одежду, шерстяное одеяло, кухонные принадлежности и нож.

Как только патруль прибывает на новое место, быстро оборудуется привал, варится еда и выстав­ляется караул на ночь".

"Мы нашли лучший способ выработки лагерных инструкций. Это первоначальное обсуждение замыслов у вечернего лагерного костра с последующей демонстрацией уже готовых заданий за полтора часа до завтрака. Смею вас уверить, это гораздо эффективнее, чем формальные лекции".

"Практика всегда вносит что-то новое в теорию".

"На лагерном костре мальчики могут узнать много интересного и весьма ценного о существе, которое ночью оставило следы неподалеку".

"На следующее утро, когда мы учимся распознавать следы в различных местностях, мы показываем, как нужно читать их и как следует делать метки этих следов".

"После полудня проходит игра "След-олень". Суть ее в следующем: сначала мальчики-охотники и мальчик-олень разбегаются в разные стороны, и олень прячется. Через двадцать минут мальчики начинают преследо­вание оленя по его следам. Каждый охотник имеет в своей сумке по четыре теннисных мяча. Если он поразит оленя тремя мячами, олень считается убитым. Охотник же считается убитым, если олень поразит его одним мячом".

"В лагере собрались далеко не лучшие ребята, а лю­бой трудный ребенок - против дисциплины. Но тем не менее дисциплина оказалась весьма удовлетво­рительной. На первом месте у мальчиков всегда были честь и чувство долга, они старались сделать дело как можно лучше. Старший мальчик отвечал за весь патруль. Этим побуждалась и ответственность других. А в целом работа шла здорово!"

В знаменитом отрядном дневнике отмечалось, что лагерь объединил разных в социальном и духовном плане ребят. Этот опыт стал глубоко впечатляю­щим, из него выросла идея осново­полагающего правила скаутского Закона: "Скаут - друг для всех и брат для каждого скаута".

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.