Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ СКАУТИНГА





На протяжении всей истории Скаутинг в своей деятельности опирается на научные основы знаний о человеке: это учение о гуманизме, и самые разнооб­разные дисциплины, изучающие проблемы формиро­вания индивида, развития его способностей. Обширная информация - не всегда показатель мастер­ства воспитателя-лидера, но, безусловно, каждый уважающий себя лидер должен учиться.

Наиболее важными для вашей деятельности являются основы знаний из области следующих дисциплин:

• социальной педагогики;

• социальной психологии;

• возрастной психологии;

• психотерапии;

• социологии;

• этнографии;

• медицины;

• физиологии;

• этики и эстетики;

• юриспруденции: молодежного права, социального права, гражданского права, криминального права:

• политологии;

• технологии;

• истории.

Автор не ставит своей задачей в настоящем учебнике рассмотреть подробно научные аспекты воспитания, но считает целесообразным обозначить ряд научных позиций, которые должны быть всегда учтены лидером в его работе с детьми и молодежью. Многие из них достаточно широко освещены в литературе по психологии детства и юношества известными учеными. Обратите ваше внимание на определенные поло­жения, которыми руководствуется современный Скаутинг во всем мире при подготовке и выработке программ деятельности. Прежде всего речь пойдет о потребностях подрастаю­щего поколения.

Организация работы групп с учетом разнообразия интересов и потребностей скаутов - базовое требова­ние Скаутского Движения. Успех Движения достига­ется лишь там, где предоставляется возможность для реализации большинства стремлений юных.

К формированию системы потребностей развиваю­щейся личности ребенка причастны родственники, учителя, друзья и т. д., весь окружающий его мир и следующие в ней наиболее значимы:

первая группа

• общие природные эмоциональные потребности;

• общие природные социальные потребности:

• общие интеллектуальные потребности;

вторая группа

• развивающиеся сексуальные потребности;

• потребности в эмансипации от семейного контроля;

• потребности в выборе деятельности;

• потребности в умении распоряжаться свободным временем;

• потребности в философском осмыслении жизни;

• потребности в самоанализе и идентификации своих возможностей.

Каждую из названных групп можно достаточно четко конкретизировать, но необходимо заметить, что все они преисполнены детскими и юношескими чувствами.

Каждому мальчику и девочке или юноше и девушке присуще:

• эмоционально-аффективное чувство быть лю­бимым в широком смысле слова: родственниками, учителями, товарищами по учебе и игре;

• чувство быть нужным, группе, семье, классу, друзьям, обществу;

• чувство независимости - стремление к управ­лению собственной жизнью;

• чувство возможности самостоятельного реше­ния в выборе друзей, самому вести денежные рас­четы и планировать время, поощрения инициативы, лидерства, участия в жизни общества;

• чувство достижения - удовлетворение от про­цесса работы при достижении результата: поощрение в школе, хобби, спорте и т.д.;

• социальное одобрение: чувство, что другие понимают и одобряют его поведение;

• самооценка - быть нужным в этой жизни: понима­ние и принятие как своей человеческой силы, так и слабости, собственной значимости для общества, уверенность в будущем;

• интеллектуальное чувство - способность мыслить и решать проблемы: поощрение альтер­натив, поиск фактов и заключений, тренировка навы­ков, способность планирования, участие в партнерстве;

• социальное чувство - способность жить достойно вместе с другими людьми: социальная взаимо­помощь, искренность, сотрудничество, духовные ценности, стандарты поведения;

• физическое чувство - чувство собственного здо­ровья: тренировка, охрана здоровья, санитарное состояние и условия жизни, подходящая одежда, медицинское обслуживание, оценка здоровья родных и друзей.

Движение скаутов как образовательно-воспитательное движение предоставляет возможности для удовлетво­рения перечисленных потребностей. Этот сложный процесс требует наличия обоснованного педагогического метода, метода формирования совре­менной личности.

Мы рассмотрели ранее определение скаутского метода в базовых документах, здесь же остановимся более подробно, так как именно данная позиция отличает Скаутинг от разнообразных движений детей и молодежи, существующих в мире.

Метод Скаутинга — это система прогрессивного самообразования через:

• Обещание и Закон;

• учебу через дело и игры;

• членство в малых группах;

• прогрессивные и стимулирующие программы.

Образовательный метод Скаутинга - это широкий горизонт для детей и юношества, помощь в понима­нии окружающего мира, формирование опыта граж­данских и социальных связей.

Активная позиция и знания — это первый показатель духовности юного человека, приобретающего методом проб и ошибок некоторый жизненный опыт, умение поставить перед собой "проклятые" вопросы и поста­раться найти на них "простые" ответы. Дети и молодежь имеют возможность накопить этот опыт в Скаутинге, где метод становления личности помогает выбрать в окружающем мире приоритеты, которые имеют первостепенное значение.

Человеческая жизнь - комплекс взаимозависимостей: многие проблемы Родины требуют международного разрешения. Именно потому молодежь должна иметь опыт работы как на местном, национальном, так и на международном уровнях. Научные принципы Скаутинга предполагают, что прогрессивное развитие личности совершается там и только там, где есть стремление к знаниям, развитию способностей, становлению гражданском позиции, что вкупе дает возможность лучше понимать общечело­веческие ценности современного мира.

Скаутинг как Международное Движение детей и молодежи эффективен в формировании личности лишь тогда, когда скауты будут:

• осознавать важность сохранения целостности мира;

• знать проблемы мирового сообщества и в значи­тельной степени способствовать их решению;

• способны понимать окружающий мир, других лю­дей, находить признание как в маленьком обществе, так и в международных сообществах;

• способны размышлять о самом себе, своем будущем, решать небольшие проблемы, которые, однако, в личном плане имеют особое значение;

• способны понимать физические, социальные, духовные и культурные потребности, значимые для индивида, класса, нации, расы;

• овладевать навыками поиска ответов на много­численные вопросы, развертывания доказательств, творческого анализа;

• способны идентифицироваться, преодолевать предубежденность и стереотипы, тенденциозность и предательство, понимать их причины и последствия;

• способны к сотрудничеству с другими и к уваже­нию всех, независимо от национальности, цвета кожи и т.д.

Скаутинг как международная организация реализует разнообразные средства и присущие ему замыслы социального формирования личности через междуна­родные проекты и программы посредством скаутского метода, который включает:

• работу в малых группах (патрульная система), что, являясь первым жизненным опытом, дает основания признать свою общественную значи­мость, а через это - свою сопринадлежность к мировому сообществу;

• возможность разделить ответственность и заботу, радости и печали с каждым членом патруля, что является начальными и наиболее ответственными шагами к взаимопониманию, которые одновременно приближают к пониманию отношений между разными людьми - богатыми и бедными, старыми и молодыми и т. д.;

• составление и осуществление плана, что озна­чает одобрение и одновременно стремление моло­дежи к знаниям, разнообразным навыкам, всесто­роннему развитию своих способностей - все это вместе помогает адекватно воспринимать и анализи­ровать условия существования мира:

• обучение через дело - это значит побуждать скаутов к активному жизненному включению в разных ситуациях и всюду (в игре, действии, теоретическом споре, в реальных ситуациях, на международных встречах и т.д.), что дает возмож­ность идентифицировать себя с другими, прове­рить свое благоразумие в спорах и на практике;

• Обещание и Закон (моральный кодекс), где объединены базовые принципы Скаутинга. Скау­тинг пробуждает обоснованный интерес к пробле­мам экономического, социального и экологического развития и тем самым проверяем становление личности и уровень ее нравственности;

• деятельность па открытом воздухе, общение с природой, что помогает ощутить себя час­тицей мироздания, понять мудрость окружающего природного мира;

• служба другим - что значит укреплять чувство ответственности, стремиться понять других, гуман­ные идеи, осознать свою причастность к образу жизни других людей, заставить вовлечь себя в дела мира, участвовать в дискуссиях и обмене мнениями о новом жизненном сосуществовании.

Это все говорит, что скаутский метод воспитания способствует прежде всего формированию личности, которая стремится к накоплению общечеловеческих ценностей.

Метод способствует воспитанию как рядовых членов скаутских групп, так и их лидеров.

Метод обращен к младшим скаутам, скаутам, стар­шим скаутам-роверам.

Метод применяется с учетом особенностей развития каждого возрастного объединения.

Метод удовлетворяет в первую очередь потребности упомянутых скаутских групп и соответственно в атом плане можно выделить следующие уровни:

• познавательный: деятельность с учетом возрастных и половых различий;

• системы навыков и умений: наличие способности применять полученные знания на практике;

• поведенческий: адаптация и поведение детей и молодежи во всех аспектах жизнедеятельности в соответствии с выбранными ценностями.

Образовательно-воспитательный метод Скаутинга - не теоретизирование, не творение педагогических парадигм; это всегда практическая деятельность.

 

Лидер - руководитель

 

В значительной мере роль руководителя, который занимается воспитанием молодых людей зависит от того, что он представляет из себя как личность. Именно руководитель создает "атмосферу" или "климат" звена, отряда, группы, за которые он несет ответственность. И в то же самое время, все то что он делает, свидетельствует об эффективности его работы в качестве лидера - руководителя.

Прежде всего, что понимается под словом "руково­дитель?

Очень часто, ссылаясь на какую-либо одну из функ­ций, например, руководитель патруля или звена, мы ожидаем от этого человека, что он выполнит определенный набор обязанностей и выработает определенную линию поведения, соответствующую его роли в настоящем. Однако в многочисленных ситуациях "руководство" необходимо осуществлять наилучшим образом неза­висимо от того, является ли человек "руководителем" по должности. Таким образом, логично принять более широкую концепцию лидерства, которая могла бы применяться к любому, кто начинает "руководство" в тот или иной момент.

Приведем пример: пять мальчиков из скаутского отряда решили пойти в горы, из них только один обладает большим опытом в альпинизме, и остальные соглашаются с его ролью "лидера". Как он возьмется за дело? Вероятно, он соберет группу с тем, чтобы обсудить будущий поход:

• Чем мы будем заниматься?

• В какой местности?

• Какие горы мы должны преодолеть?

Определив таким образом задачу, лидеру необ­ходимо затем подготовиться к ее выполнению.

В походе участвует вся группа, и руководитель похода обязан сделать так, чтобы все работали вместе, как одна команда, и чтобы каждый был заинтересован в успешном проведении мероприятия. Роль руководителя заключается в том, чтобы однов­ременно поставить в центр три следующих момента: задачу, группу и личность. Постараемся рассмотреть это детально.

Задача

• Что группа хочет сделать?

• Как она это будет делать?

• Какие существуют для этого возможности?

• Отправимся ли мы в путь на автобусе, поезде или же машине?

• Какое снаряжение нам необходимо?

• Каковы возможные условия погоды?

• Каковы правила восхождения в горы? Поход надо тщательно готовить.

На месте могут быть приняты также и другие реше­ния: оказывается, что погодные условия изменились или же один из членов группы не в форме. Все это приведет к корректировке планов. А затем, по окончании похода, поставьте перед собой вопросы:

• Как мы пришли к успеху?

• Могли ли мы сделать лучше?

• В свете этого должны ли мы сегодня принять какие-либо новые, особые решения?

• Какие другие скаутские мероприятия могли бы быть проведены, но не состоялись лишь потому, что они были плохо подготовлены?

• Сколько раз мы сделали одни и те же ошибки, чтобы в дальнейшем не повторять их и чтобы, наконец, понять образовательную цель мероприятия?

 

Группа

 

Она формируется на основе общего интереса. В приведенном выше примере это был поход в горы. Успех каждого мероприятия зависит прежде всего от того, насколько все его участники проникнуты самой идеей, замыслом дела. У всех членов группы должно быть такое чувс­тво, что это именно их экспедиция, их меропри­ятие, они - главные участники действия. Убедить, заинтересовать, заставить каждого участника проникнуться идеей мероприятия - именно в этом заключается одна из важнейших задач руководителя. Он сможет решить ее, создав, например, такие условия, когда все члены группы будут заниматься подготовкой похода. Безусловно, сам руководитель должен быть уверен, что мероприятие будет проведено. От него требуется лишь вовремя приободрить ребят, вселить в них уверенность в собственные силы, оказаться рядом в нужный момент. Другими словами, он разделяет свою ответственность с остальными членами группы и не принимает единоличных решений.

Готовя поход, необходимо, чтобы руководитель хорошо знал возможности каждого скаута с целью максимального их использования. Во время самого похода он постоянно наблюдает за тем, чтобы каж­дый выполнял возложенные на него обязанности, а также координирует деятельность всей группы. Возможно, что во время подготовки мероприятия некоторые аспекты должны быть обсуждены всеми вместе. Руководитель может поднять эти вопросы на совете, где ему необходимо представить идеи и намерения всей группы с тем, чтобы принять правильные решения. Из указанного следует, что на руководителе лежит и обязанность обеспечивать реальную работу группы.

 

Личность

 

Что ждут от каждого члена группы?

Каждый член группы должен точно знать, что надо делать, и по возможности иметь представления о том, почему это надо делать. Здесь прежде всего все зависит от личного контакта руководителя группы с каждым ее участником. Хороший руководитель, знающий своих ребят как разных, непохожих друг на друга, найдет подход к каждому, сможет вдохновить их, объединить всех одной идеей. Важно, чтобы в каждом скауте он видел личность, был внимателен к их чувствам, желаниям, настроению и т.д. Нельзя, чтобы все было пущено на самотек, может случиться, что скаут не в силах выполнить опреде­ленные действия, например, поставить палатку. Руководитель должен в этом случае помочь ему овладеть данным навыком, взявшись за обучение сам или привлекая к этому других членов группы. В некоторых же ситуациях только руководитель может помочь скауту. В этом случае он всесторонне обсуждает проблему со скаутом, помогая более четко уяснить ситуацию, заставляя его поверить в себя - словом, сделать все, чтобы выйти из затруднительного положения. Это именно то, что называют встречей для оказания помощи.

Руководитель-лидер влияет на каждого члена группы; пример, который он подает, должен быть только положительным. Его реакция на неприятный случай во время похода рискует в значительной степени предопределить реакцию других членов группы: если им овладела паника, то она тут же передастся всем членам группы. Резюмируя, следует отметить, что лидер как руково­дитель сделает все для того, чтобы каждый скаут, которого он смог воодушевить, мог полностью раскрыть себя и самозабвенно сыграть свою роль.

 

В жизни

 

Выше мы постарались объяснить зависимость успеха (или неудачи) мероприятия от личного отношения лидера к самой задаче, к группе и к каждой отдель­ной личности. Постарайтесь применить это правило к какому-либо виду деятельности (или мероприятию), где вы недавно выступали в качестве руководителя.

• Была ли ясна задача, хорошо ли она была сплани­рована и воплотилась ли в жизнь?

• Прониклась ли ею группа и была ли у группы мотивация?

• Действительно ли это была совместная работа группы?

• Каждый ли скаут точно знал свои обязанности? Воодушевлен ли на их наилучшее выполнение? Очевидно, все это тесно взаимосвязано.

Мы показали особенности лишь для того, чтобы лучше понять, что делает и что должен делать руково­дитель. Это даст вам возможность увидеть свои слабые стороны и найти возможности их устранения. Такой же метод применяется при обучении молодых, например, в преодолении препятствия. Но он существует не только для того, чтобы судить, все ли сделал лидер, что от него требовалось. Важность и ценность данного метода в том, что он позволяет руководителю самосовершенствоваться. Несомненно, такой подход полезен скаутскому отряду или патрулю, поскольку он может служить своего рода инструкцией при проведении какого-либо мероприятия, а также для воодушевления каждого члена группы на свое "действие", но в рамках мероп­риятия. Конечно, он применим ко всем собраниям патруля или отряда и к любому виду деятельности, где вы являетесь руководителем - лидером, где вам просто приходится работать с другими людьми (действия в диапазоне от самого простого к самому сложному).

 

Игра как скаутский метод

 

Теория игры в науке разработана достаточно давно и широко применяется в практике воспитания. Понятия "Скаутинг" и "Игра" - единое целое. И пока Скаутинг существует, он будет делать счастливыми юных через игру.

Что такое игра?

В нашем первом представлении игра ассоциируется с детством и детскими шалостями. Однако игра - это более серьезно, чем мы думаем о ней. Психологи считают, что, если деятельность содержит элементы игры, она имеет наиболее эффек­тивные результаты.

Игра - это фактор, который помогает личности открывать для себя окружающий мир.

Игра разрешает конфликты личности с окружающим миром.

Игра способствует развитию физического, интеллек­туального, социального потенциала личности, ее эмоциональной сущности.

Социальные игры

 

Социальные игры появляются уже в 7 лет и содержат все элементы разнообразных игр (развлечений), свойственных для детей этого возраста.

В играх разрешаются противоречия личности со средой через внешнюю или совместную активность -так называемые, "умные поступки для других", где другие - это институциональные рамки социального мира.

Социальные игры - это база социализации и социаль­ного развития. Назовем три наиболее важные характе­ристики социальных игр:

• ассоциации, открытые для индивида;

• соответствие правилам;

• распределение ролей.

Ассоциации, открытые для индивида, - это прежде всего сверстники и другие.

Соответствие правилам - это решение компромисса между желанием и стремлением к самостоятельности и желанием и стремлением к сотрудничеству с другими. Понемногу здесь открывается смысл обоюдных ком­муникативных интересов: дальнейшее уважение моего желания возможно тогда, когда я буду уважать желания других. Жизнь не является социальной без ассоциативности, без дальнейшего разумного распределения ролей для возможности человеческого общения.

Существует 3 типа детских игр:

• игры - действия;

• игры - символы;

• игры коммуникативные.

Игры-действия

Эти игры наблюдаются с рождения ребенка, но существование их очень коротко. Они разрешают конфликты моторной активности с окружающим миром в рамках физического состояния. Их принципиальная характеристика: акт, действие или движение: ползание, хождение, бег, бросание и ловля мяча, прыжки и т. д. Они способствуют развитию физического и раскрытию интеллектуального потенциала (функционирование логической базы).

Игры - символы

Эти игры наблюдаются уже с 18 месяцев; они разре­шают конфронтацию активности в ассоциациях в границах социального опыта поколений - история, легенда, сказка, символ и носят характер идентификации.

Игры коммуникативные

Примером такой игры могут служить скаутские игры. Скаутинг пользуется всеми элементами игры и строит свой скаутский метод воспитания с учетом теории игры.

Эффективность скаутского метода наиболее ярко заметна тогда, когда деятельность скаутов имеет в своем содержании элементы природных, естествен­ных, стихийных игр и когда она развертывается на природе, где возможна наиболее оптимальная корре­ляция узких мест Скаутинга через элементы игры.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.