Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приемы проведения занятий с группой





 

Изложим некоторые формы работы в группе, для того чтобы вы могли воспользоваться ими при проведении скаутских занятий.

Безусловно, все эти приемы можно и нужно посто­янно обновлять, помня при этом, что они должны носить творческий, созидательный характер. Внимательно изучите предложенные формы, проду­майте варианты их применения во время работы с группой, учитывая специфику потребностей и воз­раста ребят, условия местности, где ты живете.

Дискуссия

Дискуссия дает возможность молодым выразить свое мнение по тому или иному вопросу на основании своих знаний и опыта. Дискуссия может расширить, углубить их, а иногда и изменить прежнюю точку зрения на противо­положную. В любом случае, человек повышает уровень своей эрудиции. Нередко, особенно при обсуждении спорных вопро­сов, дискуссия принимает острый характер и ребята не достигают согласия. Тем не менее, даже в этом случае формируются ценностные установки, запоминаются новые факты, впоследствии оказывающие влияние на самого чело­века и его поступки. Как бы ни проходила дискуссия, в той или иной мере всегда удается найти общие позиции и вырабо­тать определенные рекомендации.

В дискуссии могут принимать участие двое скаутов и больше. Идеальный вариант - 6-8, что дает возмож­ность каждому из участников в полной мере выразить свое мнение и с вниманием выслушать партнера. При проведении занятий в ряде случаев бывает полезным выбрать в каждой подгруппе лидера, проводящего дискуссию, который информировал бы об итогах обсуждения лидеров других подгрупп. Это помогает более быстрой отработке общего мнения и консенсуса всей группы.

Мозговая атака

Мозговая атака представляет собой отличный способ быстрого включения всех ребят в обсуждение того или иного вопроса посредством свободного выраже­ния мыслей каждым. Задав вопрос, вы записываете поступающие ответы без комментариев. Затем группируете поступившие предложения по смысловому содержанию, определяете приоритеты и в результате чего формируется общее мнение. Нередко, прежде чем принять решение относительно плана действий, требуется обсудить ряд других вопросов, помимо тех, которые уже дискутировались. Как руководитель вы должны быть очень вниматель­ны при записи поступивших предложений и не пропустить ни одного из них. Ведь иногда ребенок, переборов стеснительность, выражая свою мысль (пусть даже она покажется кому-то из присутствующих нелепой), надеется, что ее не оставят без внимания при обсуждении, но оказывается, ее не заметили - этого достаточно, чтобы человек замкнулся и ушел в себя, полагая, что его мнение игнорируют, с ним не считаются. Вам как лидеру следует знать и ценить мнение каждого участника, так как это даст возможность определить общую психологическую атмосферу в группе, создать представление о ее общем уровне знаний и стремлений. Ваше внимание и благожелательное отношение будет лишь способствовать созданию климата доверия и взаимопомощи.

В этой связи уместно обратить внимание на очень важную деталь психологического метода - это умение слушать. В разговоре друг с другом мы часто не концентри­руем внимание на том, о чем информирует собесед­ник, особенно если взволнованы предметом разговора и нам побольше хочется высказать самим. Умение слушать - замечательное качество человека, которое дает возможность узнать много нового и способствует результативности беседы. Юный человек, которого слушают не перебивая, имеет возможность обдумывать свои слова, не торо­пится высказать первое пришедшее в голову. Очень важно показать, что каждый заинтересованно слушает партнера, для чего надо смотреть на расска­зчика во время его повествования, улыбаться в нужном месте и т.д. Если кто-то затягивает рассказ, следует время от времени осторожно его подводить к обобщению сказанного, одновременно выражая свой интерес к услышанному. Для отработки этого приема надо разбить ребят на пары и попросить по очереди поведать своему собеседнику что-нибудь интересное. При этом каждому из них придется выступать и в роли внимательного слушателя, который ни в коем случае не должен перебивать рассказчика. Поначалу для многих это покажется суровым испы­танием - слушать, не перебивая. Но когда они окажутся на месте руководителя, то поймут, насколько важно и нужно владеть этим приемом.

Ролевые игры

Сейчас они очень широко используются в менедж­менте как уже отработанный прием. Они также очень полезны вам при подготовке к реализации скаутских проектов. Ролевые игры представляют собой краткий, произ­вольного характера анализ (оценку) той или иной жизненной ситуации. Темы могут быть предложены самими ребятами из вашей группы. В то же время при подготовке к ролевой игре и разработке ее сценария не копируйте реальные жизненные ситуации, с которыми уже столкнулся кто-то из вас. В таких играх представляется обычно характер какого-то персонажа, а потому меньше смущаемся, когда нужно высказаться по тем или иным вопросам, изобразить ту или иную ситуацию.

Ролевые игры - это всегда импровизация, и они не могут быть чем-то застывшим, раз и навсегда утверж­денным стереотипом действия "героев" в конкретных ситуациях. Для разных групп одну и ту же ролевую игру можно провести по-разному, смещая акценты на те или иные моменты постановки в зависимости от потреб­ности аудитории и ситуации. Со временем ролевые игры можно развивать, услож­нять их содержание, вносить изменения, искать новые, более современные формы подачи и закрепле­ния конкретной специфической информации.

Сценарий игры, как правило, таков. Вы или кто-то предлагает конкретную игру: часть ребят обыгрывают какую-то ситуацию, остальные внимательно наблюдают за ее ходом, а по окончании обсуждают увиденное и выражают свое мнение о том или ином моменте. Одновременно руководитель игры выделяет для себя наиболее удачные фразы, жесты, повороты сюжета, а также чьи-то трудности при попытке выразить свое отношение к вопросу, ошибочные суждения, искажения твердо установленных фактов и вероятные причины этого. В завершении задайте вопросы: "Как тебе это понравилось?", "Какие ощущения ты испытывал, пребывая в образе твоего героя?"

Необходимо отметить очень важную и интересную особенность: играя какую-то роль, мы можем больше узнать о своем характере, стиле поведения, привычках. Другая, не менее полезная сторона ролевой игры - обыгрывание тех ситуаций, с которыми скаутам придется встретиться в предстоящем мероприятии. Важно не переусердствовать в роли одного из персо­нажей: для этого надо быстро вывести "актеров" из их "героев" и не позволять одним и те же ребятам несколько раз выступать в однотипных ролях, чтобы не остаться навсегда "персонажем" в глазах друзей.

Сразу по окончании игры все "актеры" должны удалить с себя грим, атрибутику и символику, характеризующую их "героя" - не следует недооценивать этого момента. Очень многие скаутские организации участвуют или практикуют программы и проекты по профилактике наркомании, СПИДа, алкоголизма. При реализации таких программ, которые в насто­ящее время имеют архиважное значение практически во всех странах мира, наиболее активно используются приемы, о которых мы рассказали. Часто при этом применяется иллюстрирование, а именно через:

Рисунки и фотографии

Их используют по-разному, как в работе с самой скаутской группой, так и при осуществлении названных выше социальных проектов. Рисунки и фотографии введите в различные игры на запоминание, для наглядности самых разных тем, которые будут разрабатываться в вашей группе. Иллюстрации можно вырезать из газет и журналов, либо нарисовать самим. Очень важно, чтобы они отвечали следующим критериям:

• отражали местный колорит - в одежде, прическе и т.д.;

• несли в себе четко прослеживаемую мысль во избежании их двусмысленного толкования;

• были достаточно больших размеров, если они вывешиваются на стене или доске.

Иногда полезно провести предварительное тестиро­вание рисунков и фотографий у нескольких человек, принадлежащим к тем социальным группам, для которых предназначается проект.

Видеоматериалы

Видеоматериалы, являются полезным и любимым инструментом, но знакомство с ним не должно превратиться в обыкновенный просмотр учебного фильма. Если группу молодых людей оставить один на один с видеофильмом и не отвести времени для обсуждения возникших вопросов (а они возникнут обязательно), то такое занятие будет малоэффективным: зрители быстро забудут основные факты, приводимые в фильме. Очень важен выбор видеофильма для занятия. Учебные фильмы, в которых дается в основном фак­тический материал, можно смотреть с периодически­ми перерывами для ответов на возникающие вопросы. Игровой же фильм лучше демонстрировать от начала до конца, и только после этого провести его обсуж­дение. Такие фильмы обычно оказывают более сильное влияние на аудиторию. Руководитель занятия, на котором используются видеофильмы, должен обязательно предварительно просмотреть этот фильм, продумать ответы на веро­ятные вопросы.

Устное народное творчество

Пословицы и поговорки - в течение столетий метко и ярко отражают различные аспекты повседневной жизни людей разных стран, передаваясь из поко­ления в поколение. В краткой, сжатой форме пословицы и поговорки облегчают запоминание тех или иных фактов, а иногда и учат житейской мудрости. Подумайте, как лучше использовать народный фольклор в программах по формированию духовных цен­ностей ребят, может быть включать в беседы, рассказы, плакаты, таблицы, ролевые игры, пьесы, сценарии, учебные фильмы и т.д. Басни, сказки, легенды, сказания - устное народное творчество - традиционный способ передачи инфор­мации и обсуждения проблем, который дает хорошие результаты, если учитываются национальные и культурные особенности населения, и не требует особых затрат. Если ваша группа разработала сценарий ролевых игр, пьес, бесед, кукольных представлений, то в их содержание желательно включить элементы басен, сказок и т.д.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.