|
Тема занятия №14. Гигиеническая оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков.6.2. Цель занятия: Формирование знаний об основных показателях состояния здоровья и физического развития детей и подростков и методах их оценки, навыков оценки физического развития детей и определения группы здоровья. Формирование навыков разработки необходимых профилактических мероприятий. 6.3. Задачи обучения: - формирование знаний о методах исследования и оценки физического развития детей и подростков; - формирование знаний о гигиенических принципах и требованиях к организации режима дня и учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях; - формирование навыков проведения антропометрических измерений; - формирование навыков оценки правильности составления школьного расписания 6.4. Основные вопросы темы: 1. Понятие «здоровье», критерии, показатели 2. Физическое развитие детей и подростков: методы изучения и оценки 3. Группы здоровья, методические подходы к распределению детей по группам здоровья 4. Гигиенические основы режима дня детей 5. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. 6.5. Методы обучения и преподавания: презентация, устный опрос, кейс-стади (решение ситуационных задач), групповая дискуссия. 6.6. Литература: 1. Гигиена /Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева. - М.: ГЭОТАР Медицина,2014. - С.433-450. 2. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2014. – С.8-97, 157-177. 3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д: «Феникс».2014. - С.411-420. 4. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д., Жакашов Н.Ж., Тогузбаева К.К. Общая гигиена: Учебник для вузов/ Под ред. У.И. Кенесариева. - Алматы: «Самара-Принт», 2012. -688 с., стр.385-448. 5. Гигиена мен адам экологиясының негіздері: оқулық/В.И.Архангельский және б.;редакциясын басқарған П.И.Мельниченко; қазақ тілінде ауарған А.Д.Құттыбаев. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2015. -752 б.:ил 6. Жалпы гигиена: оқулық/А.М.Большаков; қазақ тілінде аударған М.Б.Жандаулетова; жауапты редакторы Ш.Е. Тоқанова. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014.-400б.:ил. 7. Анамбаева А.И., Алимова Н.Е. Гигиена детей и подростков. Учебно-методическое пособие – Алматы, 2007. – С.4-25. 8. Перевалов А.Я., Анамбаева А.И. Оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков и методы определения. Учебное пособие для студентов медицинских факультетов. – Типография ТОО «LATIN PRINT» г. Алматы, 2015г. – 178 с. 6.7. Контроль (вопросы, тесты, задачи): Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам (компетенция - знания): 1. Цель и задачи гигиены детей и подростков, тактика работы санитарного врача. 2. Определение «здоровья». Показатели, используемые для оценки состояния здоровья. 3. Группы здоровья детей и подростков (вопрос разбирается на государственном языке). Балалар мен жасөспірімдердің денсаулық топтары. 4. Физическое развитие как один из основных показателей здоровья. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение. 5. Показатели физического развития детей и подростков, методы их определения. 6. Методы оценки физического развития детей и подростков. 7. Комплексный метод оценки физического развития. Показатели биологического развития. 8. Физическое воспитание детей и подростков, группы физ. воспитания. 9. Закаливание, принципы, средства и формы закаливания (вопрос разбирается на английском языке). 10. Физиологические основы режима дня, основные компоненты. 11. Гигиенические принципы организации обучения детей в школах. Динамика работоспособности учащихся, как основа построения учебного процесса. 12. Гигиеническое нормирование обучения: построение учебного дня, недели, года, организация перемен, использование шкал трудности предметов при составлении и оценке школьного расписания. 13. Гигиенические требования к организации учебного процесса при применении ТСО и работе с компьютерами 14. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья человека при работе с компьютерами. 15. Гигиенические требования к организации рабочих помещений, рабочих мест и рабочих поз, режима работы, оборудованию и освещению в компьютерных классах. Заключительного уровня знаний: Задание №1. Оценить физическое развитие ребенка по ситуационной задаче комплексным методом (компетенция - навыки). Задание №2. Используя полученные данные, определить группу здоровья ребенка (компетенция - самообразование). Задание №3. Ознакомиться по пособию в информационно-дидактическом блоке с требованиями к организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях (компетенция - самообразование). Задание №4. Решить ситуационную задачу по оценке школьного расписания (компетенция - навыки). Ситуационные задачи Задача №1 Борисова Таня Дата рождения - 1992 г., 2 марта Дата обследования – 2005г., 10 мая I. Биологическое развитие Погодовая прибавка длины тела, см - 3,0 Число постоянных зубов - 28 Степень развития вторичных половых признаков: АХ1 Р1 Ма1, menses отсутствует. II. Соматометрические данные Рост стоя, см - 153 Масса тел, кг - 38,3 ОГК, см - 68,0 (пауз1. III. Соматоскопические данные Телосложение правильное, кожа и видимые слизистые бледные, чистые. Тургор несколько снижен. Мускулатура развита слабо. Подкожно-жировая клетчатка практически отсутствует. Осанка правильная. Деформации позвоночника нет. Уплощенная стопа. IV. Физиометрические данные Сила правой руки, кг - 20,0 Сила левой руки, кг - 18,0 ЖЕЛ, мл - 2200 Частота пульса в минуту - 74,0 Максимальное АД, мм.рт.ст. - 100 Минимальное АД, мм.р.ст. - 60 Частота дыханий в минуту - 19 V. Состояние здоровья В 2,5 года перенесла корь без осложнений, в 4 года - инфекционный паротит, в 9 лет - инфекционный гепатит. На диспансерном учете не состоит. Часто (5-6 раз в году) болеет простудными заболеваниями. Задача №2 Бобров Валера Дата рождения - 1992 г., 12 января Дата обследования - 2005 г., 15 марта I. Биологическое развитие Погодовая прибавка длины тела, см - 5 Число постоянных зубов - 20 Степень развития вторичных половых признаков: АХо Ро II. Соматометрические данные Рост, стоя, см - 148 Масса тела, кг - 49 ОГК, см - 78 III. Соматоскопические данные Мальчик правильного телосложения. Кожа и видимые слизистые бледные, чистые. Тургор снижен. Мускулатура развита слабо. Контуры тела округлые, кожные складки выше среднего уровня, снабжены подкожно-жировой клетчаткой. Наблюдается небольшая сутулость. Увеличена глубина шейного изгиба, но сглажен поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены. IV. Физиометрические данные Сила правой руки, к - 19,0 Сила левой руки, кг - 18,0 ЖЕЛ, мл - 2200 Частота пульса в минуту - 79 Максимальное АД, мм.рт.ст. - 98 Минимальное АД, мм.рт.ст. - 58 Частота дыханий в минуту - 20 V. Состояние здоровья Мальчик часто болеет простудными заболеваниями. В 4 года перенес скарлатину. В настоящее время находится на диспансерном учете по поводу ревматизма без порока сердца при отсутствии признаков ревматического процесса 2 года. Задача №3 Петрова Оля Дата рождения - 1992 г. 28 марта Дата обследования - 2005 г. 20 мая I. Биологическое развитие Погодовая прибавка длины тела, см - 6.0 Число постоянных зубов - 26: Степень развития вторичных половых признаков: АХ2 Р2 Ма2 menses отсутствует. II. Соматометрические данные Рост стоя, см - 157 Масса тела, кг - 54.5 ОГК, см - 77.0 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|