Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧАСТЬ 1. ПРИРОДА ЭМОЦИЙ И ИХ ВАЖНОСТЬ В ХРИСТИАНСТВЕ





Подлинное переживание

 

 

Истинным или ложным следует считать духовное переживание?

 

Сокращенный и переработанный вариант классического произведения Джонатана Эдвардса «Трактат о духовных привязанностях»

 

Джонатан Эдвардс

Оглавление

Предисловие

Введение

 

ЧАСТЬ 1. ПРИРОДА ЭМОЦИЙ И ИХ ВАЖНОСТЬ В ХРИСТИАНСТВЕ

Глава 1. Несколько замечаний по поводу эмоций

Глава 2. Что такое эмоции?

Глава 3. Истинная духовность заключается главным образом в эмоциях

Глава 4. Различные эмоции

Глава 5. Итог истинной духовности — любовь

Глава 6. Давид, Павел, Иоанн и Христос как примеры святой эмоции

Глава 7. Эмоции на небесах

Глава 8. Эмоции и наши духовные обязанности

Глава 9. Эмоции и ожесточение сердца

Глава 10. Уроки из вышесказанного

 

ЧАСТЬ 2. ПРОЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ДОКАЗЫВАЮТ, ЧТО НАШИ ЭМОЦИИ ИСХОДЯТ ИЗ ИСТИННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ СПАСЕНИЯ

Вступительные замечания

Глава 1. Бурные и яркие эмоции не доказывают ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 2. Если наши эмоции оказывают сильное воздействие на наше тело, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 3. Если наши эмоции порождают большое желание говорить о духовных вещах, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 4. Если эмоции не являются результатом наших усилий, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 5. Если наши эмоции вызваны стихом из Библии, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 6. Если создается впечатление, что в наших эмоциях присутствует любовь, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 7. Если наши эмоции разнообразны по своему характеру, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 8. Если эмоции утешения и радости следуют в определенном порядке, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 9. Если наши эмоции заставляют нас тратить много времени на внешние элементы богослужения, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 10. Если наши эмоции побуждают нас прославлять Бога своими устами, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 11. Если наши эмоции порождают уверенность в спасении, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения

Глава 12, Мы не можем сказать, являются ли эмоции человека духовными или плотскими, только потому, что он трогательно их описывает

 

ЧАСТЬ 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ИСТИННО ДУХОВНЫХ эмоций

Вступительные замечания

Глава 1. Истинные духовные эмоции возникают в результате сверхъестественных и божественных воздействий на сердце человека

Глава 2. Духовные эмоции порождаются красотой духовных вещей, а не нашим эгоизмом

Глава 3. Основанием для духовных эмоций служит моральное превосходство духовных вещей

Глава 4. Духовные эмоции — результат духовного понимания

Глава 5. Духовные эмоции убеждают в реальности духовных вещей

Глава 6. Духовным эмоциям сопутствует духовное уничижение

Глава 7. Духовным эмоциям сопутствует изменение естества

Глава 8. Истинные духовные эмоции отличаются от фальшивых тем, что они возбуждают в человеке присущий Христу дух любви, кротости, мира, прощения и милосердия

Глава 9. Истинные духовные эмоции смягчают сердце и соседствует с христианской нежностью духа

Глава 10. Истинно духовные эмоции, в отличие о фальшивых, имеют превосходную гармонию и баланс.

Глава 11. Истинно духовные эмоции производят сильное стремление к большей святости, в то время как фальшивые эмоции совершенно не способствуют духовному росту

Глава 12. Христианская практика является плодом истинно духовных эмоций

Глава 13. Христианская практика является главным признаком искренности обращенного человека

Глава 14. Христианская практика для собственной совести человека является верным признаком обращения

Заключение

 

 

Предисловие

Джонатан Эдвардс (1703-1758), великий американский богослов, написал свой «Трактат о духовных привязаннос­тях» на фоне события, которое американцы называют Пер­вым великим пробуждением, а британцы — Евангельским возрождением. Сам Эдвардс играл заметную роль в Пробуж­дении, будучи пастором конгрегациональной церкви в го­роде Нортгемптоне, штат Массачусетс.

Желание провести различие между истинным и ложным духовным опытом возникло у Эдвардса потому, что в об­становке Пробуждения эти вещи сильно волновали его как пастора. В 1742-1743 гг., развивая эту тему, он произнес ряд проповедей, основанных на тексте 1 Пет. 1:8. Эти пропове­ди, адаптированные для публикации 1746 г., вошли в «Трак­тат».

Эдвардсу приходилось сражаться на двух фронтах. С од­ной стороны, он должен был противостоять тем, кто счи­тал духовное возрождение безумной истерией. С другой стороны, он противостоял тем, кто считал, что все проис­ходящее во время духовного возрождения было «от Бога» и неважно, насколько странными и неадекватными были некоторые вещи. Не кажется ли вам, что эти две противо­положные крайности схожи, так как обе являются заблуж­дениями?

Прилагая усилия, чтобы найти середину между этими равносильными и противоположными крайностями, Эд­вардс затронул ряд крайне важных вопросов. Что значит быть христианином? Является ли вера в Бога исключитель­но делом интеллекта? Что в таком случае означают жела­ния, чувства и переживания? Что такое обращение? Как мы можем знать о людях, что они обращены? Что нам следует предпринимать, чтобы убедиться, является ли очевидное обращение настоящим? Какое место в переживаниях хри­стианина занимает уверенность в спасении? Какие духов­ные чувства нам следует развивать в себе и от каких нам следует избавляться? Как мы можем удостовериться в ис­кренности и истинности нашей веры? Каковы признаки духовной фальши и духовного обмана?

Мы можем не жить во времена духовного возрождения, однако эти вопросы и ответы, которые Эдвардс дает на них, крайне актуальны для нас сегодня. Наверное, никогда преж­де христиане не придавали столь особого значения духов­ным чувствам и переживаниям и не стремились так сильно обрести их, как это они делают теперь. Результаты подоб­ных стремлений слишком часто бывали неадекватными и духовно вредными. Те же, кто отвергает духовные чувства и переживания, переходят от живой веры к черствой, бесстра­стной и скучной ортодоксальности, глядя с большим подо­зрением на все, что вызывает эмоции.

Данный труд Эдвардса — это «путеводитель для заблуд­ших», ясный голос библейского и духовного здравомыс­лия, который безошибочно поведет нас через запутанный лабиринт неясности, имеющей сегодня место в этой важ­ной сфере.

 

Н. Р. Нидхэм,

Эдинбург, 1991

 

Введение

Как для всего человечества, так и для отдельного инди­видуума наиболее важным является такой вопрос; по каким признакам можно определить людей, к которым благоволит Бог, — тех, которые на пути к небесам? Можно сформули­ровать этот вопрос по-иному: какова природа истинной ду­ховности? Какой должна быть личная духовность человека, чтобы угодить Богу?

Нелегко дать объективный ответ на такой спорный во­прос. Еще труднее беспристрастно писать об этом. И наи­более трудно беспристрастно читать об этом! Наверное, не­которых моих читателей заденет то, что в этой книге я кри­тикую многие духовные эмоции и переживания. Другие же читатели будут недовольны тем, что я здесь поддерживаю и одобряю. По крайней мере, я старался сохранять баланс в своих суждениях. Во время духовного возрождения весьма нелегко поддерживать его положительные стороны и в то же время замечать и отвергать отрицательные. Тем не ме­нее, если мы хотим, чтобы Царство Небесное процветало, нам следует делать и то, и другое.

Признаю, в этом есть нечто совершенно непостижимое. Церковь сочетает в себе очень плохие и очень хорошие сто­роны! Это так же тяжело постичь, как и сочетание плохого и хорошего в отдельном христианине. Тем не менее ни одна из этих загадочных вещей не нова. Нет ничего нового в том, что духовная фальшь расцветает во время возрождения, или в том, что лицемеры появляются среди истинных верующих. Такое происходило в период великого возрождения во вре­мена Иосии, мы можем это видеть из Иер. 3:10; 4:3,4. То же самое имело место во времена Иоанна Крестителя. Своими проповедями Иоанн пробудил весь Израиль, однако вскоре многие отпали: «Вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5:35). И снова это происходило, когда про­поведовал Сам Христос. Многие восторгались Христом не­продолжительное время, однако не многие остались верны­ми до конца. Также духовная фальшь имела место, когда проповедовали апостолы, о чем свидетельствуют ереси и разделения, раздиравшие церкви при жизни апостолов.

Это смешивание фальшивой веры с истинной верой все­гда было величайшим оружием сатаны против дела Христа. Вот почему мы должны учиться различать истинную и лож­ную духовность: эмоции и переживания, которые действи­тельно исходят от спасения, и имитацию, которая привле­кательна внешне и правдоподобна, однако фальшива.

Неспособность видеть различия между истинной и лож­ной духовностью порождает ужасные последствия. Напри­мер:

1) Многие люди не искренне почитают Бога, думая при этом, что это угодно Ему. На самом же деле Бог отвергает такое поклонение.

2) Сатана вводит многих людей в заблуждение относительно состояния их души. Таким образом, он неизменно разрушает эти души. В некоторых случаях сатана вводит людей в заблуждение, заставляя их думать, что они безукоризненно святы, в то время как на самом деле они являются ужасными лицемерами.

3) Сатана наносит ущерб вере истинных христиан, уродуя и искажая ее. И так он гасит их духовные чувства. Также он сбивает христиан с толку, посылая им огромные трудности и искушения.

4) Откровенные противники христианства получают поддержку, когда видят Церковь развращенной и сбившейся с пути.

5) Люди совершают грех под действием иллюзии, что они тем самым служат Богу. Таким образом, они грешат без всякого ограничения.

6) Ложное учение вводит в заблуждение даже поборников христианства, в результате чего они, по незнанию, совершают то, что обычно делают противники христианства. Такие люди, думая, что они содействуют христианству, на самом деле противодействуют ему более эффективно, чем это делают откровенные противники.

7) Сатана разделяет христиан и настраивает их друг против друга. Они с большим жаром ссорятся между собой, думая, что таким образом они проявляют духовное усердие. Христианство перерастает в пустые разногласия. Конфликтующие стороны бросаются в противоположные крайности до такой степени, что полностью пренебрегают тем правильным путем, который находится посередине, т. е. между этими крайностями.

Когда христиане видят эти ужасные последствия, их ра­зум теряет всякий покой. Они не знают, куда обращаться и что думать. Многие начинают сомневаться, есть ли в хрис­тианстве что-нибудь истинное вообще. Начинают распрос­траняться ересь, неверие и атеизм.

Поэтому крайне важно, чтобы мы делали все от нас за­висящее, чтобы понять природу истинной духовности. Пока мы не будем этого делать, нам не следует надеяться, что ду­ховные возрождения будут продолжительными, нам не сле­дует ожидать ничего хорошего от наших духовных дискус­сий и дебатов, ибо мы даже не будем знать, о чем спорим!

Моя цель — с помощью этой книги всячески содейство­вать пониманию истинной духовности. Я намерен показать природу и признаки деятельности Святого Духа в обраще­нии грешников. Также я собираюсь показать, как мы можем отличить работу Святого Духа от всего, что не является ис­тинным опытом спасения. Если мне это удастся, то, наде­юсь, эта книга будет содействовать торжеству истинного христианства.

Да признает Бог искренность моих усилий, и пусть ис­тинные последователи кроткого и любящего Агнца Божье­го примут мою жертву с открытым умом и молитвой!

Джонатан Эдвардс

 

Часть 1

Глава 1

Глава 2

Что такое эмоции?

Здесь можно было бы спросить: «Что именно вы имеете в виду, когда говорите об эмоциях?»

На этот вопрос я отвечаю так: «Эмоции — это более яр­кие и сильные проявления склонности и воли души».

Бог наделил человеческую душу двумя основными спо­собностями. Первая — это понимание, при помощи которо­го мы рассматриваем вещи и судим о них. При помощи вто­рой способности мы смотрим на вещи не как равнодушные созерцатели, но как те, кому они могут нравиться или не нра­виться, как те, кого они радуют или огорчают, как те, кто одобряет или отвергает их. Эту вторую способность души мы иногда называем нашей склонностью. Взаимодействие нашей склонности с нашими решениями мы называем во­лей. Когда ум проявляет свои склонности или волю, мы час­то называем ум «сердцем».

Человеческая воля действует двумя способами. 1. Мы можем идти навстречу тому, что мы видим, так как это нам нравится и мы это одобряем. 2. Мы можем отвернуться от того, что видим, и отвергнуть это. Эти действия воли, ко­нечно же, очень различаются по степени проявления. Неко­торые склонности любви или нелюбви лишь немного про­буждают нас от полной апатии. Есть другие степени, в ко­торых любовь и нелюбовь проявляются гораздо сильнее, и в итоге сила этих чувств так увеличивается, что мы начина­ем действовать энергично и сознательно.

Эти более активные и интенсивные действия воли мы называем эмоциями.

Наша воля и наши эмоции не являются двумя разными вещами. Наши эмоции отличаются от воли только тем, что они проявляются энергично и живо. Хотя должен признать, словами невозможно выразить совершенный смысл этой разницы. В некотором смысле эмоции души — это то же са­мое, что и ее воля, и если воля не основана на чувстве, она никогда не проявится. Есть, однако, много актов воли, кото­рые мы не называем эмоциями. Разница между ними за­ключается не в природе, а в интенсивности и способе, кото­рым действует воля.

Каждый раз, когда мы проявляем волю, нам или нра­вится или не нравится то, что мы видим. Если мы имеем сильное и глубокое расположение к чему-либо, это абсо­лютно то же самое, что эмоция любви, и такое же сильное нерасположение — это то же самое, что ненависть. В каж­дом акте воли, направленном на что-либо или к чему-либо, мы в какой-то степени склоняемся к этому объекту, и если это сильная склонность, мы называем ее страстным жела­нием. В каждом акте воли, когда мы относимся одобритель­но к чему-либо, присутствует некоторая степень удоволь­ствия, и если удовольствие велико, мы называем его ра­достью или наслаждением. Если наша воля относится к чему-либо неодобрительно, мы в некоторой степени недо­вольны. Если недовольство велико, мы называем это горем или скорбью.

Всякий акт воли связан либо с одобрением и расположе­нием, либо с неодобрением и отвержением. Таким образом, наши эмоции имеют два вида. Есть эмоции, которые увле­кают нас к тому, что мы видим. Они выражаются в том, что мы стремимся к объекту нашего расположения. Эти эмоции включают в себя любовь, желание, надежду, радость, благо­дарность и удовольствие. Затем есть эмоции, которые оттал­кивают нас от того, что мы видим, они выражаются в том, что мы отвергаем или отклоняем объект нашего нерасполо­жения. Такие эмоции включают в себя ненависть, страх, гнев и печаль.

 

Глава 3

Глава 4

Различные эмоции

Везде в Писании говорится об истинной духовности, ко­торая главным образом выражается в наших эмоциях, а именно в страхе, надежде, любви, ненависти, желании, ра­дости, скорби, благодарности, сострадании и усердии. Да­вайте подробнее рассмотрим эти эмоции.

Страх. Писание отводит ведущую роль страху Божьему в истинной духовности. Оно часто называет верующих «бо­ящимися Бога» или теми, «кто боится Бога». Вот почему истинное благочестие в основном называется «страхом Бо­жьим».

Надежда. Надежда на Бога и на Его обетования, в со­ответствии с Библией, является важной частью в истин­ной духовности. Апостол Павел упоминает надежду сре­ди трех основных вещей, составляющих истинную духов­ность (1 Кор. 13:13). Надежда — это шлем воина Христова: «шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:8). Она является яко­рем для души: «Взяться за предлежащую надежду, кото­рая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18,19). Иногда страх Божий и надежда соединяются вместе, чтобы охарактеризовать истинного верующего: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).

Любовь. В соответствии с Писанием, истинная духов­ность очень сильно выражается в эмоции любви: любви к Богу, к Иисусу Христу, к Божьему народу и к человечеству в целом. Стихов, которые учат этому, огромное множество, однако я хотел бы поговорить об этом в следующей главе. Теперь же следует обратить внимание на то, что в Писании говорится о противоположной эмоции — о ненависти, и о ненависти к греху как важной части истинной духовности.

«Страх Господень — ненавидеть зло» (Прит. 8:13). Соот­ветственно, Писание призывает верующих доказать свою искренность так: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10).

Желание. В Писании часто говорится о святом жела­нии, выраженном в стремлении, жажде к Богу и святости. Такое желание является важной частью истинной духов­ности. «К имени Твоему... стремилась душа наша» (Ис. 26:8). «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62:2). «Блаженны ал­чущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).

Радость. В Писании говорится о радости как о значи­тельной части истинной духовности. «Радуйтесь, праведные, о Господе» (Пс. 96:12). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). «Плод же духа: любовь, ра­дость...» (Гал. 5?22).

Скорбь. В соответствии со Священным Писанием, ду­ховная скорбь, раскаяние и сокрушенное сердце являются неотъемлемой частью истинной духовности. «Блаженны пла­чущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). «Жертва Богу дух со­крушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не пре­зришь, Боже (Пс. 50:19). «Ибо так говорит Высокий и Пре­вознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и ожив­лять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15).

Благодарность. Еще одна духовная эмоция, которая ча­сто упоминается в Писании, — это благодарность, особенно когда она выражается в прославлении Бога. О благодарнос­ти говорится так часто, особенно в псалмах, что нет нужды приводить конкретные тексты.

Милость. В Писании часто говорится о сострадании или милости как о важнейшей стороне истинной духовности. Иисус учил, что милость является одним из самых важных требований Божьего закона: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тми­на, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Павел, так же как Иисус, придавал особое значение этой доброде­тели: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и воз­любленные, в милосердие» (Кол. 3:12).

Усердие. В Писании говорится, что духовное усердие является важнейшей частью истинной духовности. Когда Христос умирал за нас, Он думал о том, чтобы наделить Свой народ этим качеством: «Который дал Себя за нас, чтобы из­бавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ осо­бенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).

Я привел здесь только несколько текстов из огромного множества, где говорится, что истинная духовность в боль­шой мере выражается в наших эмоциях. Если кто-то наме­рен это оспаривать, ему следует отказаться от Библии и най­ти какой-нибудь другой образец, для того чтобы по нему судить об истинной духовности.

 

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Эмоции на небесах

Вне всякого сомнения, истинная духовность присутству­ет на небесах. Небесная духовность является абсолютно чистой и совершенной. В соответствии с теми описаниями небес, которые дает нам Библия, небесная духовность за­ключается главным образом в любви и радости и выражает­ся в наиболее возвышенной и горячей хвале Богу. Таким образом, духовйость святых на небесах — это сделавшаяся совершенной духовность святых на земле. Благодать в дан­ном случае является истоком будущей славы. Такие тексты, как 1 Кор. 13, доказывают это. Таким образом, если религия на небесах — это религия эмоций, то всякая истинная рели­гия должна быть религией эмоций.

Единственный способ узнать истинную природу вещей — это отправиться туда, где эти вещи пребывают в своей чис­тоте. Поэтому, если мы хотим узнать, что такое истинная духовность, нам следует устремить наш разум к небесам. Потому что все истинно духовное — не от сего мира. Духов­ность принадлежит небесам. Духовные рождены свыше, и небеса являются их родиной. Природа, которую они полу­чают при небесном рождении, — это небесная природа. Ис­тинная религия, которая живет в сердце верующего, явля­ется семенем религии небес, и Бог готовит нас к небесам, подчиняя нас этой религии. Следовательно, если религия небес является религией эмоций, наша религия на земле должна непременно быть такой же.

 

Глава 8

Глава 9

Эмоции ожесточение сердца

Есть еще одно доказательство, что истинная духовность во многом заключается в эмоциях, — это то, что Писание часто называет «ожесточение сердца» грехом. Рассмотрим такие тексты:

«И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сер­дец их...» (Мк. 3:5 и дал.).

«О, если бы вы ныне послушали гласа Его: „Не ожесто­чите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающий сердцем; они не позна­ли путей Моих"» (Пс. 94:7-10).

«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с пу­тей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?» (Ис. 63:17).

«И сделал упругою шею свою, и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу, Богу Израилеву» (2 Пар. 36:13).

Хочу также обратить ваше внимание на то, каким спосо­бом, в соответствии с Писанием, осуществляется обраще­ние: «Возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце пло- тяное» (Иез. 11:19; 36:26).

Очевидно, что ожесточенное сердце — это сердце, кото­рое нелегко затронуть духовными эмоциями и в котором трудно пробудить их. Оно как камень — холодное, невоспри­имчивое и нечувствительное по отношению к Богу и свято­сти. Такое сердце является полной противоположностью сердцу плотяному, которое имеет чувства и которое может быть затронуто эмоциями. Из этого следует, что святость сердца главным образом заключается в духовных эмоциях.

 

Глава 10

Уроки из вышесказанного

1) Мы узнаем, что отвергать все духовные эмоции как нечто совершенно несерьезное — большое заблуждение. Та­кое заблуждение может возникнуть после духовного про­буждения. Поскольку все сильные эмоции в большинстве случаев имеют тенденцию очень скоро затихать, люди на­чинают относиться с пренебрежением и к духовным эмоци­ям, словно христианство не имеет с ними ничего общего.

Другая крайность — это когда люди рассматривают все духовные живые эмоции как признаки истинного обраще­ния, не интересуясь ни природой, ни источником этих эмо­ций. Если некоторые имеют пылкий темперамент и любят поговорить о духовных вещах, то окружающие делают вы­вод, что они являются истинными христианами.

Сатана старается толкнуть нас из одной крайности в дру­гую. Когда он видит, что эмоции в моде, то сеет свои плеве­лы среди пшеницы, смешивая фальшивые эмоции с теми, которые порождает Божий Дух. Таким образом, он вводит в заблуждение многих людей, навсегда уничтожая их души, сбивает с толку истинных верующих и разлагает христиан­ство в целом. Когда же дурные последствия этих фальши­вых эмоций становятся явными, сатана меняет свою страте­гию: он старается убедить людей, что все духовные эмоции бесполезны. Так он стремится оградить наши сердца от все­го духовного и превратить христианство в безжизненную формальность.

Таким образом, мы поступаем правильно, если не отвер­гаем все эмоции и не одобряем каждую из них, но проводим различие между ними. Нам следует некоторые эмоции одоб­рять, а некоторые отвергать. Мы должны отделять пшеницу от мякины, золото от шлака, драгоценности от бижутерии.

2) Если истинная духовность во многом заключается в наших эмоциях, мы должны высоко ценить то, что порож­дает в нас эти эмоции. Нам следует стремиться к книгам, проповеди, молитве и пению, которые глубоко затрагивают наше сердце.

Поймите меня правильно. Иногда вышеназванные вещи могут пробудить эмоции у слабых и невежественных людей без какой-либо пользы для их душ. Потому что эти эмоции не являются духовными и святыми эмоциями. В наших ду­ховных книгах, проповедях, молитвах и пении духовная истина должна ясно излагаться и быть доступной для пра­вильного понимания. И если это так, то чем больше они за­трагивают наши эмоции, тем лучшими они являются.

3) Если истинная духовность во многом заключается в наших эмоциях, то мы должны очень сожалеть о том, что духовные реалии не затрагивают нас в большей степени.

Бог наделил нас эмоциями с тем же замыслом, что и дру­гими способностями, а именно чтобы они служили на бла­го главной цели человека — его отношениям с Богом. Тем не менее для человека связывать эмоции с чем угодно, кро­ме вещей духовных, — обычное дело! Когда речь идет о мир­ских интересах людей, их удовольствиях, репутации и свя­зях, они проявляют сильные желания, горячую любовь и большую старательность.

Однако как невосприимчивы и равнодушны многие люди к вещам духовным! В этом случае любовь их холодна, жела­ния вялы, благодарность к Богу невелика. Они могут сидеть и слушать о безграничной любви Бога в Иисусе Христе, о мучительной смерти Христа за грешников и о спасении Его Кровью от вечного огня ада для невыразимой радости на небесах — и при этом оставаться холодными, невосприим­чивыми и равнодушными! Что же еще должно возбуждать наши эмоции, если не эти истины? Может ли что-нибудь другое быть более важным, более замечательным или более значимым? Может ли какой-либо христианин допустить мысль, что славное Евангелие Иисуса Христа не может рас­шевелить и возбудить человеческие эмоции?

Бог задумал наше искупление так, чтобы все Его вели­кие истины были открыты нам наиболее живо и действен­ но. Человеческая сущность и человеческая жизнь Иисуса Христа так трогательно, как только можно это себе вообра­зить, показывают нам славу и красоту Бога. Крест необы­чайно трогательно демонстрирует любовь Иисуса к греш­никам, и таким же волнующим образом он открывает от­вратительную природу наших грехов. Ибо, глядя, как Иисус страдал за нас, мы можем видеть ужасный результат наших грехов. Также в кресте мы видим наиболее впечатляющее откровение Божьей ненависти к греху и справедливость и гнев, с которыми Он наказывает за грех. И хотя Иисус был Его собственным безгранично возлюбленным Сыном, взяв­шим на Себя наши грехи, Бог наказал Его смертью. Насколь­ко строгим тогда должно быть Божье правосудие и как ужа­сен Его святой гнев!

И как велик должен быть наш стыд, если эти вещи не ока­зывают на нас сильного влияния!

 

 

Часть 2

Вступительные замечания

Религиозные эмоции могут быть естественного или ду­ховного происхождения. Они могут проявляться как людь­ми не спасенными, так и действительно обращенными. В этой части книги я собираюсь обсудить переживания, которые не доказывают ни духовной, ни плотской природы наших эмоций. Другими словами, я хочу остановиться на пережи­ваниях, которые не говорят нам, духовными или плотскими являются наши эмоции.

 

Глава 1

Глава 2

Примечание

*Эдвардс почти полностью посвящает эту главу доказатель­ству, что духовные эмоции могут оказывать сильное воздействие на тело (это не значит, что они всегда или обычно оказывают та­кое воздействие). Мы должны помнить, что он писал свой труд в обстановке одного из величайших духовных пробуждений, извест­ных в истории Церкви, когда люди были склонны впадать в эк­стаз, плакать и трястись от той силы, которая исходила от пропо­веди Слова Божьего. Эдвардс всячески старался доказать, что это было истинное возрождение, вопреки утверждению, что такие те­лесные проявления — это не возрождение, а просто истерия. Воз­можно, в наше время (которое в данный момент не является време­нем духовного возрождения) Эдвардс мог перенести акцент на то, что физические проявления на богослужении совершенно не га­рантируют, что служение истинно духовное или что Святой Дух присутствует здесь в этот момент! — Н. Р. Н.

 

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Часть 3

Вступительные замечания

Теперь я хочу обратить ваше внимание на то, что отличает духовные эмоции от других видов эмоций. Однако сначала я хотел бы кое-что пояснить.

1) Я не ставлю перед собой цель помочь кому-нибудь научиться отделять истинные духовные эмоции от фальшивых в других людях. Я уже осудил такие попытки. Что касается суждения о других людях, то хочу заметить, что Христос дал нам достаточно правил только для нашей собственной безопасности, дабы оградить нас от заблуждений. В Писании есть также много правил, которые руководители церкви могут использовать для наставления членов церкви относительно их духовного состояния. Однако Бог не уполномочил нас безошибочно отделять овец от козлов среди тех, кто признает себя христианином. Власть это делать Он оставил исключительно за Собой.

2) Я не собираюсь помогать духовно охладевшим христианам, чтобы они получили уверенность в спасении. Я уже объяснял, что в планы Бога не входит задача внушить таким христианам уверенность в спасении. Бог не желает, чтобы они были уверены в своем спасении, если только они не выйдут из состояния духовной холодности. Мы не достигаем уверенности в спасении при помощи самоанализа, т. е. таким же способом, как при помощи действий. Апостол Петр говорит нам, чтобы мы утверждались в нашем призвании и избрании не самоанализом, а лишь показывая в нашей вере добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь (2 Пет. 1:5-7). Таким образом, духовно холодному христианину следует выполнять наставления Петра, вместо того чтобы ожидать от моей книги помощи в познании своего спасения, пребывая в состоянии холодности.

3) Никто не должен пытаться найти здесь правила, осуждающие лицемеров, введенных в заблуждение воображаемыми откровениями и фальшивыми эмоциями, для которых фальшивая уверенность в спасении стала навязчивой идеей. Такие лицемеры настолько уверены в своей мудрости и ослеплены утонченным самодовольством, маскируемым под смирение, что часто кажется, будто покаяние на них не распространяется. Однако эти правила будут полезны для вразумления других лицемеров, а также истинных христиан, перепутавших фальшивые эмоции с истинными.

 

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Глава 13

Глава 14

Заключение

Сколько бед избежала бы Церковь, если бы христиане придерживались того, чему учит Писание об истинном пе­реживании спасения! В Писании говорится, чтобы мы су­дили о себе и о других в этом отношении по плодам практи­ческого христианского послушания. Если бы мы только при­держивались сказанного в Писании, тогда бы лицемерие и самообман мгновенно выплывали наружу. Также это бы спасло нас от бесконечной путаницы, вызванной человечес­кими теориями о том, что мы должны переживать при спа­сении. Это бы оберегало христиан от пренебрежения свято­стью жизни. Это побуждало бы их скорее демонстрировать свою веру красотой поведения, чем постоянно заявлять о своих переживаниях. Христиане бы разговаривали о своих переживаниях с большей скромностью и смирением, стре­мясь скорее наставлять, чем впечатлять друг друга. К разо­чарованию дьявола, было бы устранено много удобных слу­чаев, способных продемонстрировать свою гордость. Бла­годаря святости христиан мирские люди прекратили бы высмеивать и презирать христианство. Вместо этого неве­рующие убедились бы в реальности тех вещей, о которых говорит христианское вероучение, и, увидев святую жизнь верующих, прислушались бы к его требованиям.

И так светил бы свет христиан перед людьми, чтобы они видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного!

«У пророков написано: „и будут все научены Богом". Вся­кий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:45). Познание — это ключ, который, в первую оче­редь, открывает отягченное сердце, чтобы оно приняло ду­ховные эмоции, открывающие, в свою очередь, для нас Цар­ство Небесное. Вот почему Иисус осуждает фарисеев за то, что они «взяли ключ разумения» (Лк. 11:52). Однако есть много эмоциональных переживаний, которые не являются результатом познания умом духовных вещей. И если наши эмоции не основаны на этом познании истины, они не явля­ются духовными по природе своей, и не важно, насколько бурными могут быть эти эмоции.

 

Подлинное переживание

 

 

Истинным или ложным следует считать духовное переживание?

 

Сокращенный и переработанный вариант классического произведения Джонатана Эдвардса «Трактат о духовных привязанностях»

 

Джонатан Эдвардс

Оглавление

Предисловие

Введение

 

ЧАСТЬ 1. ПРИРОДА ЭМОЦИЙ И ИХ ВАЖНОСТЬ В ХРИСТИАНСТВЕ

Глава 1. Несколько замечаний по поводу эмоций

Глава 2. Что такое эмоции?

Глава 3. Истинная духовность заключается главным образом в эмоциях

Глава 4. Различные эмоции

Глава 5. Итог истинной духовности — любовь

Глава 6. Давид, Павел, Иоанн и Христос как примеры святой эмоции

Глава 7. Эмоции на небесах

Глава 8. Эмоции и наши духовные обязанности

Глава 9. Эмоции и ожесточение сердца

Глава 10. Уроки из вышесказанного

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.