|
Замечание по поводу слов «привязанность» и «эмоции»Слово «привязанность» мы можем видеть в оригинальном названии книги Эдвардса, оно часто встречается и на страницах этой книги. Сегодня это слово означает в некотором роде любовь. Однако в дни Эдвардса оно имело более широкое значение. Таким образом, я решил придать этому слову современный характер, заменив его словом «эмоции». Похоже, это наилучший современный эквивалент того, что Эдвардс имел в виду под словом «привязанность». Оксфордский толковый словарь английского языка содержит тринадцать определений значения слова «привязанность». Второе и пятое из них показывают нам, что Эдвардс имел в виду, когда употреблял это слово: «эмоцию или чувство»; «состояние души по отношению к какому-либо предмету; расположение к чему-либо». «Эмоции» в понимании Эдвардса были проявлениями воли. Во второй главе первой части книги Эдвардс, в сущности, дает ясное определение эмоциям как отчетливым, сильным и живым проявлениям воли. Мы «видим» вещи при помощи нашего интеллекта или разума. И благодаря нашей воле мы можем любить или не любить эти вещи. Таким образом «эмоция» всегда затрагивает как интеллект, так и волю. Для Эдвардса понятие «эмоция» — это просто сильная реакция воли на то, что видит интеллект. Такой реакцией могут быть желание, надежда, радость, любовь, усердие, жалость, печаль, страх, гнев или ненависть. Эти проявления воли Эдвардс называл привязанностью. Я назвал их «эмоциями». Пока мы помним и размышляем о тех вещах, о которых говорил Эдвардс, не имеет особого значения, как мы их называем. Однако из-за довольно узкого значения слова «привязанность» в современной речи будет правильнее заменить его словом «эмоция». Где бы в оригинале этой книги ни встречалось слово «привязанность», везде оно означает «любовь». Н. Р. Нидхэм, Эдинбург, 1991
Введение Как для всего человечества, так и для отдельного индивидуума наиболее важным является такой вопрос; по каким признакам можно определить людей, к которым благоволит Бог, — тех, которые на пути к небесам? Можно сформулировать этот вопрос по-иному: какова природа истинной духовности? Какой должна быть личная духовность человека, чтобы угодить Богу? Нелегко дать объективный ответ на такой спорный вопрос. Еще труднее беспристрастно писать об этом. И наиболее трудно беспристрастно читать об этом! Наверное, некоторых моих читателей заденет то, что в этой книге я критикую многие духовные эмоции и переживания. Другие же читатели будут недовольны тем, что я здесь поддерживаю и одобряю. По крайней мере, я старался сохранять баланс в своих суждениях. Во время духовного возрождения весьма нелегко поддерживать его положительные стороны и в то же время замечать и отвергать отрицательные. Тем не менее, если мы хотим, чтобы Царство Небесное процветало, нам следует делать и то, и другое. Признаю, в этом есть нечто совершенно непостижимое. Церковь сочетает в себе очень плохие и очень хорошие стороны! Это так же тяжело постичь, как и сочетание плохого и хорошего в отдельном христианине. Тем не менее ни одна из этих загадочных вещей не нова. Нет ничего нового в том, что духовная фальшь расцветает во время возрождения, или в том, что лицемеры появляются среди истинных верующих. Такое происходило в период великого возрождения во времена Иосии, мы можем это видеть из Иер. 3:10; 4:3,4. То же самое имело место во времена Иоанна Крестителя. Своими проповедями Иоанн пробудил весь Израиль, однако вскоре многие отпали: «Вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5:35). И снова это происходило, когда проповедовал Сам Христос. Многие восторгались Христом непродолжительное время, однако не многие остались верными до конца. Также духовная фальшь имела место, когда проповедовали апостолы, о чем свидетельствуют ереси и разделения, раздиравшие церкви при жизни апостолов. Это смешивание фальшивой веры с истинной верой всегда было величайшим оружием сатаны против дела Христа. Вот почему мы должны учиться различать истинную и ложную духовность: эмоции и переживания, которые действительно исходят от спасения, и имитацию, которая привлекательна внешне и правдоподобна, однако фальшива. Неспособность видеть различия между истинной и ложной духовностью порождает ужасные последствия. Например: 1) Многие люди не искренне почитают Бога, думая при этом, что это угодно Ему. На самом же деле Бог отвергает такое поклонение. 2) Сатана вводит многих людей в заблуждение относительно состояния их души. Таким образом, он неизменно разрушает эти души. В некоторых случаях сатана вводит людей в заблуждение, заставляя их думать, что они безукоризненно святы, в то время как на самом деле они являются ужасными лицемерами. 3) Сатана наносит ущерб вере истинных христиан, уродуя и искажая ее. И так он гасит их духовные чувства. Также он сбивает христиан с толку, посылая им огромные трудности и искушения. 4) Откровенные противники христианства получают поддержку, когда видят Церковь развращенной и сбившейся с пути. 5) Люди совершают грех под действием иллюзии, что они тем самым служат Богу. Таким образом, они грешат без всякого ограничения. 6) Ложное учение вводит в заблуждение даже поборников христианства, в результате чего они, по незнанию, совершают то, что обычно делают противники христианства. Такие люди, думая, что они содействуют христианству, на самом деле противодействуют ему более эффективно, чем это делают откровенные противники. 7) Сатана разделяет христиан и настраивает их друг против друга. Они с большим жаром ссорятся между собой, думая, что таким образом они проявляют духовное усердие. Христианство перерастает в пустые разногласия. Конфликтующие стороны бросаются в противоположные крайности до такой степени, что полностью пренебрегают тем правильным путем, который находится посередине, т. е. между этими крайностями. Когда христиане видят эти ужасные последствия, их разум теряет всякий покой. Они не знают, куда обращаться и что думать. Многие начинают сомневаться, есть ли в христианстве что-нибудь истинное вообще. Начинают распространяться ересь, неверие и атеизм. Поэтому крайне важно, чтобы мы делали все от нас зависящее, чтобы понять природу истинной духовности. Пока мы не будем этого делать, нам не следует надеяться, что духовные возрождения будут продолжительными, нам не следует ожидать ничего хорошего от наших духовных дискуссий и дебатов, ибо мы даже не будем знать, о чем спорим! Моя цель — с помощью этой книги всячески содействовать пониманию истинной духовности. Я намерен показать природу и признаки деятельности Святого Духа в обращении грешников. Также я собираюсь показать, как мы можем отличить работу Святого Духа от всего, что не является истинным опытом спасения. Если мне это удастся, то, надеюсь, эта книга будет содействовать торжеству истинного христианства. Да признает Бог искренность моих усилий, и пусть истинные последователи кроткого и любящего Агнца Божьего примут мою жертву с открытым умом и молитвой! Джонатан Эдвардс
Часть 1 Природа эмоций и их важность в христианстве Глава 1 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|