|
Тема 16. Советское общество в 1945-1991 годах: от попыток реформ до застоя и кризисаПереход страны от войны к миру. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура и внешняя политика СССР в послевоенные годы. Необходимость цивилизационный модернизации советского общества. Альтернативы постсталинского развития страны. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Противоречивое влияние преобразований в стране на ситуацию в мире. Холодная война. Симптомы кризиса «лагеря социализма». События в Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии*. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Л.И. Брежнев и его преемники*. Хозяйственная реформа и ее неудача. Консервация административно-командной системы управления, усиление централизации. Нарастание в обществе социальной апатии. Накопление кризисных явлений в социальной сфере. Свертывание либеральных начинаний, затухание критики «культа личности». Динамика внешнеполитического курса страны*. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка реформирования политической власти с сохранением социалистического выбора. Курс на ускорение социально-экономического развития страны. «Новое политическое мышление», его истоки и последствия. Попытки демократизации общества. Неудачи перестройки и их причины. Обострение экономических и политических противоречий летом 1991 г. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Беловежские соглашения. Распад СССР. Образование СНГ. Тема 17. Россия в постсоветский период. Актуальные Проблемы современного этапа развития Российской Федерации Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Приоритетные задачи внутренней политики и способы их решения. Рыночные реформы: трудности и успехи. Национальная политика. Формирование гражданского общества и новой политической системы. Политическая борьба в российском обществе. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Состояние экономики и общества к концу 90-х годов*. Основные направления социально-экономического и политического развития России в начале XXI в. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Взаимоотношения со странами ближнего зарубежья. Сотрудничество в рамках СНГ. Становление внешнеполитического курса со странами дальнего зарубежья. Отношения России с НАТО и ЕЭС. Мир и Россия в начале третьего тысячелетия. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа., 2006. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, 2006. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. Дополнительная: Анисимов Е.В. Петр Великий. - М.: ОГИ - Объедин. гуманит. изд-во, 2007. Бриккер А.Г. История Екатерины Второй. - М.: ACT, 2004. Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М.: ACT, 2006. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М.: ACT, 2007. Деникин А.И. Очерки русской смуты: в 5 т. - М., 1999. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ман-грув, 2004. Зуев М.Н. История России: учебник для вузов. - М.: Приор, 2005. Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. История России. XVIII-XIX вв.: учебник / Милов Л., Цимбарев Н. - М.: Эксмо, 2006. История России. XX - начало XXI века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С., Вдовин А. И.; под ред. Милова Л.В., Воронкова СВ. - М.: Эксмо, 2006. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Изд-во Велби, 2007. История России в новейшее время: учебник. - М., 2004. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. Карамзин Н.М. История государства Российского // Полное собр. соч.: в 18 т. - М., 1989-1991. Катков Г.М. Февральская революция / пер. с англ. -М., 1997. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. - 2-е изд., доп. - М., 2005. Мир русской истории: энциклопедический справочник. - М., 2006. Мунчаев Щ.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М., 2006. Новейшая история Отечества. XX век: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / отв. ред. А.Ф. Киселева, Э.М.Шагина. - М., 2006. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. Павленко Н.И. Петр Первый. - М.: Дрофа, 2004. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М.: Изд-во Вече, 2006. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1998. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: в 2 т. - М., 1997. Соловьев СМ. Избранные произведения: в 3 т. - М., 1999. Соловьев СМ. Древняя Россия. - М.: Высшая школа, 2004. Татищев В.Н. Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1994-1996. Терещенко Ю.Я. История России. XX - начало XXI в. - М.., 2004. Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М.: Центр Полиграф, 2005. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1999 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Методические рекомендации Изучение истории способствует расширению кругозора, повышению общей гуманитарной культуры, а также формированию мировоззренческих позиций, целостного представления о картине мира и эволюции человеческого общества. Главная задача обучения состоит в том, чтобы глубоко уяснить основные закономерности развития исторических событий и на основе этого правильно оценивать события прошлых и наших дней. Курс «Отечественная история» может быть успешно усвоен при соблюдении некоторых принципов подхода к изучению теоретического материала. В ходе изучения исторического материала важно обращение к уже полученным в средней школе, других учебных заведениях знаниям, умениям и навыкам работы с источниками, наглядными пособиями и литературой. Расширить и систематизировать знания по проблемам отечественной истории поможет учебная, специальная источниковая и монографическая литература, наглядные пособия и собственные конспективные записи студентов, сделанные на лекциях и семинарских занятиях. Список рекомендуемой литературы по курсу представлен в учебной программе по дисциплине. В настоящем пособии имеется рекомендуемая основная и дополнительная литература к каждому семинарскому занятию. Необходимый объем знаний по курсу достигается только в результате регулярной работы во время аудиторных занятий и целенаправленной самостоятельной работы по отработке основной и дополнительной литературы. Важное значение для углубления знаний имеет написание курсовых и научных работ, а также посещение музеев, театров, чтение историко-художественной литературы. Помещенный в пособии тематический план дает возможность иметь полное представление о последовательности прохождения тем, следовательно, заблаговременно вести подготовку к лекциям и семинарам - основным видам занятий с преподавателем. При подготовке к семинарскому занятию студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, уяснить содержание выносимых на обсуждение учебных вопросов, подготовиться к обсуждению вопросов семинарского занятия. В целях углубленного изучения отдельных проблем желательно написание научных рефератов, докладов и сообщений, примерная тематика которых представлена к каждому семинарскому занятию. Проверить качество усвоения учебного материала помогут контрольные вопросы. Если обучаемый не может дать ответы на все контрольные вопросы, это значит, что тема изучена не в полном объеме и подготовку нужно продолжить. Выполнение перечисленных несложных методических рекомендаций позволит успешно усвоить программу учебного курса. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|