Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар по теме 7. Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVIII в.





Вопросы для обсуждения

1. Внутренняя политика Екатерины II:

- «просвещенный абсолютизм» Екатерины II: сущность, содержание, противоречия;

- крестьянская война под предводительством Е. Пугачева;

- реформы Екатерины Великой и их последствия.

2. Внешняя политика и расширение российских зе­мель:

- борьба за выход к южным морям - Черному и Азовскому;

- разделы Речи Посполитой и объединение в од­ном государстве всех восточных славян;

- борьба против революции во Франции.

Темы рефератов и сообщений

1. Екатерина Великая: исторический портрет.

2. Дворянство и российское общество во второй поло­вине XVIII века.

3. Сословные преобразования в эпоху Екатерины II.

4. «Наказ» Екатерины II депутатам Уложенной комиссии и его судьба.

5. Губернская реформа 1775 г. и ее последствия.

6. Общественно-политическая мысль, культура и про­свещение во второй половине XVIII века.

7. Дипломатия России во второй половине XVIII века.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 125-145.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 145-187.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.-. М., 2004. - С. 200-220.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31.

 

Дополнительная:

Бриккер А.Г. История Екатерины Второй. - М., 2004.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 148-164.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н.,, Шестаков В.А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 326-378.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 150-168.

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах к схемах. - М., 2005. - С. 126-136.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис­тории. - М., 2006. - С. 459-493.

Контрольные вопросы

1. Что такое «просвещенный абсолютизм» Екатерины II?

2. Что составило суть прогрессивных реформ Екате­рины II в духе «просвещенного абсолютизма»?

3. Какие взгляды на власть и государство выразила Екатерина II в своем «Наказе» Уложенной комис­сии?

4. Какие изменения в аппарате управления государ­ством произошли в России в царствование Екате­рины II?

5. Как изменилось положение сословий во время правления Екатерины II?

6. Каковы причины крестьянской войны под предво­дительством Е. Пугачева?

7. Какие социальные группы и сословия участвовали в восстании под предводительством Е. Пугачева? Какие они преследовали цели?

8. В чем причины поражения крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева?

9. Какие политические шаги свидетельствовали о за кате екатерининского либерализма?

10. Какие основные проблемы стояли перед Россией во внешней политике второй половины XVIII в.?

11. Как изменилось соотношение сил в Европе после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного до­говора?

12. Почему Турция в 1783 г. вынуждена была сми­риться с переходом Крыма под власть России?

13. Что такое греческий проект? Как он изменил внешнеполитическую линию России?

14. Как изменилась территория России к концу царст­вования Екатерины II?

Семинар по теме 8. Социально-экономическое

И политическое развитие России

В первой половине XIX в.

 

Вопросы для обсуждения

1. Внутренняя политика в России в первой половине
XIX в.:

- реформы Александра I и их значение;

- основные направления внутренней политики Николая I;

- крестьянский вопрос в первой половине XIX в.;

- идейная борьба и общественное движение в Рос­сии в первой половине XIX в.

2. Внешняя политика России в первой половине XIX в.:

- внешняя политика России в начале XIX в.;

- Отечественная война 1812 года;

- европейская политика России в 1813-20-х годах XIX в.;

- политика России в восточном вопросе в 20-х го­дах XIX в.

Темы рефератов и сообщений

1. Александр I: исторический портрет.

2. Реформы Александра I и их значение.

3. М.М. Сперанский и его проект преобразования го­сударственного строя.

4. «Аракчеевщина» как политика консерватизма.

5. Бородинское сражение: победа или поражение рус­ских войск?

6. Дискуссии о генезисе самодержавия. Историческое значение восстания декабристов.

7. Идейная борьба 30-40-х годов XIX в. «Формирование революционно-демократической иде­ологии.

8. Первые подступы к отмене крепостного права. Ре­форма П.Д. Киселева.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 145-186.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. ~ С. 187-259.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво­хина. - М., 2004. - С. 220-292.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 31 -33.

Дополнительная:

Деревянно А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 164-191.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В.А.; под ред, А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 378-441.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений /под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. ~ С,. 168-196.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис­тории. - М., 2006. - С. 501-553.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте политический строй России в на­чале XIX в. В чем его отличия от политического строя европейских стран?

2. Какие взгляды выражал Александр I в начале сво­его правления?

3. Какие социальные сдвиги вызывает начало про­мышленного переворота?

4. Каковы основные направления реформ, проведен­ных Александром I в начале XIX в.?

5. В чем сущность указа о «вольных хлебопашцах»? Имел ли он какое-нибудь реальное значение?

6. Как предлагал решить вопрос об отмене крепостно­го права А.А. Аракчеев?

7. Дайте характеристику проекта государственных преобразований М.М. Сперанского. Что из этого проекта было воплощено в жизнь?

8. В чем историческое значение восстания декабри­стов?

9. Что характерно для государственного аппарата времен Николая I? Какие это порождало пробле­мы?

10. Какие реформы требовались в России в середине XIX в.?

11. Оцените значение преобразований Николая I. Было ли этого достаточно, чтобы предотвратить кри­зис?

12. Каковы были признаки кризиса николаевской сис­темы?

13. Охарактеризуйте общественную мысль и обще­ственные движения России первой половины XIX в.

14. Как смотрели на проблему «Россия и Запад» сла­вянофилы и западники?

15. Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.?

16. Как произошло присоединение Грузии к России?

17. В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?

18. В чем историческое значение Отечественной войны 1812 г.?

19. Охарактеризуйте деятельность Священного сою­за.

20. Каковы основные направления внешней политики России в период правления Николая I?

Семинар по теме 9. Попытки модернизации России в пореформенный период

Вопросы для обсуждения

1. Крестьянская реформа 1861 г. и ее значение:

- подготовка крестьянской реформы в 1856-1861 гг.;

- содержание крестьянской реформы;

- значение реформы для дальнейшего развития России.

2. Судебная реформа 1864 г. и ее значение:

- подготовка судебной реформы;

- основные направления судебной реформы.

3. Проведение реформ в области местного управле­ния, народного образования и военного строитель­ства:

- земская реформа 1864 г. Городовое положение 1870 г.;

- школьная реформа 1864 г.;

- военная реформа 1874 г.

Темы рефератов и сообщений

1. Основные подходы и этапы подготовки крестьян­ской реформы.

2. Политический портрет Александра II.

3. Николай Алексеевич Милютин и реформы 60-х го­дов XIX в.

4. Правовое положение «свободных сельских обыва­телей».

5. Историческое значение отмены крепостного права.

6. Структура судебных учреждений по судебным ус­тавам 1864 г.

7. Российское просвещение в XIX в. и его роль в цивилизационном обновлении страны.

8. Русская культура в XIX веке и ее вклад в мировую культуру.

9. Отечественная историография военных реформ в России во второй половине XIX в.

10. Земства и их роль в становлении гражданского об­щества.

 

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 186-226.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 248-284.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А.. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи­на. - М., 2004. - С. 292-338.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 33-37.

Дополнительная:

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 191-210.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В.А.; под ред. АН. Сахарова. - М., 2007. - С. 441-487.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений /под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 196-233.

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 174-200.

Контрольные вопросы

1. Какова роль Александра II в подготовке и проведе­нии реформ 60-70-х гг. XIX в.?

2. Каковы причины отмены крепостного права?

3. Каковы были главные принципы освобождения крестьян?

4. С какой целью был создан институт мировых по­средников?

5. Как в соответствии с принятыми законодательны­ми актами был решен земельный вопрос крестьян?

6. В какой степени при проведении крестьянской ре­формы были соблюдены или не соблюдены интере­сы крестьян, помещиков, государства?

7. Чем была вызвана необходимость перемен в систе­ме органов управления?

8. Какая роль отводилась земствам в системе государ­ственного управления?

9. Какие принципы были положены в основу судеб­ной реформы?

10. Каково содержание судебной реформы 1864 г.?

11. Что изменилось в русской армии после преобразо­ваний Д. А. Милютина?

12. Почему потребовалось введение нового воинского устава?

13. В чем суть школьной реформы 1864 г.?

14. Существовала ли в 60-е гг. XIX в. альтернатива реформам? Если да, то какая? Что вы думаете по этому поводу?







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.