|
Семинар по теме 7. Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVIII в.Вопросы для обсуждения 1. Внутренняя политика Екатерины II: - «просвещенный абсолютизм» Екатерины II: сущность, содержание, противоречия; - крестьянская война под предводительством Е. Пугачева; - реформы Екатерины Великой и их последствия. 2. Внешняя политика и расширение российских земель: - борьба за выход к южным морям - Черному и Азовскому; - разделы Речи Посполитой и объединение в одном государстве всех восточных славян; - борьба против революции во Франции. Темы рефератов и сообщений 1. Екатерина Великая: исторический портрет. 2. Дворянство и российское общество во второй половине XVIII века. 3. Сословные преобразования в эпоху Екатерины II. 4. «Наказ» Екатерины II депутатам Уложенной комиссии и его судьба. 5. Губернская реформа 1775 г. и ее последствия. 6. Общественно-политическая мысль, культура и просвещение во второй половине XVIII века. 7. Дипломатия России во второй половине XVIII века. Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 125-145. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 145-187. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.-. М., 2004. - С. 200-220. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31.
Дополнительная: Бриккер А.Г. История Екатерины Второй. - М., 2004. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 148-164. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н.,, Шестаков В.А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 326-378. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 150-168. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах к схемах. - М., 2005. - С. 126-136. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 459-493. Контрольные вопросы 1. Что такое «просвещенный абсолютизм» Екатерины II? 2. Что составило суть прогрессивных реформ Екатерины II в духе «просвещенного абсолютизма»? 3. Какие взгляды на власть и государство выразила Екатерина II в своем «Наказе» Уложенной комиссии? 4. Какие изменения в аппарате управления государством произошли в России в царствование Екатерины II? 5. Как изменилось положение сословий во время правления Екатерины II? 6. Каковы причины крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева? 7. Какие социальные группы и сословия участвовали в восстании под предводительством Е. Пугачева? Какие они преследовали цели? 8. В чем причины поражения крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева? 9. Какие политические шаги свидетельствовали о за кате екатерининского либерализма? 10. Какие основные проблемы стояли перед Россией во внешней политике второй половины XVIII в.? 11. Как изменилось соотношение сил в Европе после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора? 12. Почему Турция в 1783 г. вынуждена была смириться с переходом Крыма под власть России? 13. Что такое греческий проект? Как он изменил внешнеполитическую линию России? 14. Как изменилась территория России к концу царствования Екатерины II? Семинар по теме 8. Социально-экономическое И политическое развитие России В первой половине XIX в.
Вопросы для обсуждения 1. Внутренняя политика в России в первой половине - реформы Александра I и их значение; - основные направления внутренней политики Николая I; - крестьянский вопрос в первой половине XIX в.; - идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в. 2. Внешняя политика России в первой половине XIX в.: - внешняя политика России в начале XIX в.; - Отечественная война 1812 года; - европейская политика России в 1813-20-х годах XIX в.; - политика России в восточном вопросе в 20-х годах XIX в. Темы рефератов и сообщений 1. Александр I: исторический портрет. 2. Реформы Александра I и их значение. 3. М.М. Сперанский и его проект преобразования государственного строя. 4. «Аракчеевщина» как политика консерватизма. 5. Бородинское сражение: победа или поражение русских войск? 6. Дискуссии о генезисе самодержавия. Историческое значение восстания декабристов. 7. Идейная борьба 30-40-х годов XIX в. «Формирование революционно-демократической идеологии. 8. Первые подступы к отмене крепостного права. Реформа П.Д. Киселева. Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 145-186. Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. ~ С. 187-259. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 220-292. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 31 -33. Дополнительная: Деревянно А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 164-191. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В.А.; под ред, А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 378-441. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений /под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. ~ С,. 168-196. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 501-553. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте политический строй России в начале XIX в. В чем его отличия от политического строя европейских стран? 2. Какие взгляды выражал Александр I в начале своего правления? 3. Какие социальные сдвиги вызывает начало промышленного переворота? 4. Каковы основные направления реформ, проведенных Александром I в начале XIX в.? 5. В чем сущность указа о «вольных хлебопашцах»? Имел ли он какое-нибудь реальное значение? 6. Как предлагал решить вопрос об отмене крепостного права А.А. Аракчеев? 7. Дайте характеристику проекта государственных преобразований М.М. Сперанского. Что из этого проекта было воплощено в жизнь? 8. В чем историческое значение восстания декабристов? 9. Что характерно для государственного аппарата времен Николая I? Какие это порождало проблемы? 10. Какие реформы требовались в России в середине XIX в.? 11. Оцените значение преобразований Николая I. Было ли этого достаточно, чтобы предотвратить кризис? 12. Каковы были признаки кризиса николаевской системы? 13. Охарактеризуйте общественную мысль и общественные движения России первой половины XIX в. 14. Как смотрели на проблему «Россия и Запад» славянофилы и западники? 15. Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.? 16. Как произошло присоединение Грузии к России? 17. В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.? 18. В чем историческое значение Отечественной войны 1812 г.? 19. Охарактеризуйте деятельность Священного союза. 20. Каковы основные направления внешней политики России в период правления Николая I? Семинар по теме 9. Попытки модернизации России в пореформенный период Вопросы для обсуждения 1. Крестьянская реформа 1861 г. и ее значение: - подготовка крестьянской реформы в 1856-1861 гг.; - содержание крестьянской реформы; - значение реформы для дальнейшего развития России. 2. Судебная реформа 1864 г. и ее значение: - подготовка судебной реформы; - основные направления судебной реформы. 3. Проведение реформ в области местного управления, народного образования и военного строительства: - земская реформа 1864 г. Городовое положение 1870 г.; - школьная реформа 1864 г.; - военная реформа 1874 г. Темы рефератов и сообщений 1. Основные подходы и этапы подготовки крестьянской реформы. 2. Политический портрет Александра II. 3. Николай Алексеевич Милютин и реформы 60-х годов XIX в. 4. Правовое положение «свободных сельских обывателей». 5. Историческое значение отмены крепостного права. 6. Структура судебных учреждений по судебным уставам 1864 г. 7. Российское просвещение в XIX в. и его роль в цивилизационном обновлении страны. 8. Русская культура в XIX веке и ее вклад в мировую культуру. 9. Отечественная историография военных реформ в России во второй половине XIX в. 10. Земства и их роль в становлении гражданского общества.
Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 186-226. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 248-284. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А.. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 292-338. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 33-37. Дополнительная: Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 191-210. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В.А.; под ред. АН. Сахарова. - М., 2007. - С. 441-487. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений /под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 196-233. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 174-200. Контрольные вопросы 1. Какова роль Александра II в подготовке и проведении реформ 60-70-х гг. XIX в.? 2. Каковы причины отмены крепостного права? 3. Каковы были главные принципы освобождения крестьян? 4. С какой целью был создан институт мировых посредников? 5. Как в соответствии с принятыми законодательными актами был решен земельный вопрос крестьян? 6. В какой степени при проведении крестьянской реформы были соблюдены или не соблюдены интересы крестьян, помещиков, государства? 7. Чем была вызвана необходимость перемен в системе органов управления? 8. Какая роль отводилась земствам в системе государственного управления? 9. Какие принципы были положены в основу судебной реформы? 10. Каково содержание судебной реформы 1864 г.? 11. Что изменилось в русской армии после преобразований Д. А. Милютина? 12. Почему потребовалось введение нового воинского устава? 13. В чем суть школьной реформы 1864 г.? 14. Существовала ли в 60-е гг. XIX в. альтернатива реформам? Если да, то какая? Что вы думаете по этому поводу? Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|