|
Тема 1. Теоретико-методологические основы изучения отечественной историиСтр 1 из 7Следующая ⇒ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Для студентов всех специальностей
ПРЕДИСЛОВИЕ Преподавание дисциплины «Отечественная история» основывается на фундаментальных достижениях и выводах зарубежной и отечественной исторической мысли. В результате овладения курсом студенты должны уяснить сущность основных закономерностей и тенденций исторического прогресса Отечества на протяжении всей его истории. Основные виды учебных занятий - лекции и семинары. Цель лекции - дать основы научных знаний по узловым вопросам отечественной истории. Семинары проводятся по наиболее сложным проблемам курса. Они призваны углубить и закрепить полученные знания, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. Составной частью учебно-воспитательного процесса является самостоятельная работа студентов, в ходе которой они закрепляют и дополняют полученные на лекциях и семинарах знания. Одной из важных форм руководства учебной работой студентов, оказания им помощи в самостоятельном изучении материалов являются консультации, которые носят в основном индивидуальный характер. По мере необходимости проводятся групповые консультации. Изучение курса «Отечественная история» имеет целью: - во взаимодействии с другими науками обеспечить подготовку специалистов, отвечающих квалификационным требованиям; - способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности студентов, их интеллекта, нравственных качеств; - обогатить студентов научным пониманием и конкретными знаниями актуальных проблем истории России, основных закономерностей и перспектив их развития; - обучить навыкам анализа отечественной истории; - содействовать выработке умения ориентироваться в сложных явлениях развития страны, анализировать и оценивать обстановку в России; - выработать навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности. В ходе изучения исторического материала важно обращение к уже полученным в средней школе, других учебных заведениях знаниям, умениям и навыкам работы с источниками, наглядными пособиями и литературой. Расширить и систематизировать знания по проблемам отечественной истории поможет учебная, специальная источниковая и монографическая литература, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, наглядные пособия и собственные конспективные записи студентов, сделанные на лекциях и семинарских занятиях. Необходимый объем знаний по курсу может быть достигнут только в результате регулярной работы во время аудиторных занятий и целенаправленной самостоятельной работы по отработке основной и дополнительной литературы, а также написания курсовых и научных работ. Итоговой формой контроля знаний является экзамен. В результате обучения по программе «Отечественная история» студент должен: - понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания; иметь научное представление об основных эпохах в истории России и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними; приобрести навыки работы с научной литературой по истории, сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала; - получить стимул к развитию черт интеллигентной личности: способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории; способность точнее повеять и оценить достижения культуры на основе знания исторического контекста времени их создания; стремление к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; - обрести черты личности, связанные с историзмом сознания и способствующие социальному ориентированию в современной жизни: уважительное отношение к прошлому каждого народа; ценностное отношение к эволюции форм политической организации общества; осознание вклада каждого народа в достижения мировой цивилизации; реальное представление о вкладе Отечества в мировую цивилизацию, формирующее основу патриотизма; сознание достоинства и внутренней свободы личности в обществе. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.). ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (типовой)
Продолжение табл.
Требования ГОС1 к обязательному минимуму СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины, Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе само держания, Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России в XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов, Проблема экономического рос та и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. 1 В тексте программы выделены курсивом.
ПРОГРАММА КУРСА Типа цивилизации Рост оппозиционного царскому правительству движения в период русско-японской войны*. Конституционные требования земских либералов. «Банкетная» кампания. Манифест Николая II от 6 августа 1905 г. о создании законосовещательной Государственной думы (Булыгинской) и ее несостоятельность*. Манифест 17 октября 1905 г., избирательный закон и положение о Государственной думе и Госсовете*. Структура и принципы работы российского парламента; его отношения с системой царской власти. Деятельность I Государственной думы (26.04.1906-08.07.1906). Основные направления деятельности II Государственной думы (20.02.1907-03.06.1907). Третьеиюньский государственный переворот. Сущность третьеиюньской монархии. III Государственная дума в политической истории России (01.11.1907-0906.1912). IV Государственная дума: основные направления и характер Деятельности. Конституционная монархия с российской спецификой: сущность и особенности. Оценка российского парламентаризма в отечественной и зарубежной историографии*. В России Расстановка классовых и партийных сил в марте-октябре 1917 г. Альтернативы исторического развития от Февраля к Октябрю: демократия или диктатура? Кризисы Временного правительства. VII Апрельская конференция большевиков и ее решения*. I Всероссийский съезд Советов. События 4 июля и конец двоевластия. Тактика основных политических партий в июле-октябре 1917 г.* Мятеж генерала Л.Г. Корнилова и его разгром*. Изменение политической ситуации в стране Курс партии большевиков во главе с В.И. Лениным на вооруженную борьбу за передачу власти Советам. Подготовка II Всероссийского съезда Советов. Обстановка в стране и на фронтах*. Парламентский, экономический и политический кризисы*. Объективные и субъективные причины Октябрьской революции и факторы ее победы. Октябрьское вооруженное восстание. Переворот или народная революция? Приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов и его решения*. Демократические лозунги и декреты. Начало социалистических преобразований б России. Утверждение Советской власти в регионах страны*. Оценка Октябрьских событий в зарубежной, советской и постсоветской литературе. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Экономические и социально-политические причины гражданской войны. Характеристика состава противоборствующих сторон, хода и итогов военных действий*. Создание Красной Армии. Политика «военного коммунизма». Военно-политический союз советских республик. Белое движение и его лидеры. Исторические последствия и уроки гражданской войны и интервенции в России. Российская эмиграция. Тема 14. Советское общество в 1921-1941 годах: И культа личности Сталина Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Формирование административно-командной системы. Социальные и политические истоки тоталитаризма. Культ личности И. Сталина. Деформации социализма. Декларации Конституции СССР (1936 г.) и реалии. Массовые репрессии. Трагическая судьба русской интеллигенции. Гонения на церковь. Политизация науки и культуры. Духовная жизнь советского общества. Начало пересмотра доктрины мировой пролетарской революции. Советские принципы внешней политики*. Трудности и противоречия вешней политики СССР*. Очаги новой мировой войны в Европе и на Востоке*. Отношение СССР к фашистским государствам. Усиление угрозы фашистской агрессии против Советского Союза. Мюнхенское соглашение 1938 г. и его последствия*. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Неудача переговоров СССР с представителями Англии и Франции. Советско-германские соглашения 1939 г., их политические последствия. Начало Второй мировой войны. Проблемы отношений СССР с Польшей и странами Прибалтики. Война с Финляндией*. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии, вхождение Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины в состав СССР*. Оценка политической истории 20-30-х годов в отечественной и зарубежной историографии*. Тема 15. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Начало Великой Отечественной войны. Политические цели и военные планы фашистской Германии. Характер войны. Соотношение военных сил. Причины тяжелых поражений Красной Армии в начале войны. Периодизация Великой Отечественной войны. Превращение страны в единый военный лагерь. Образование чрезвычайных органов государственного руководства, Военно-мобилизационная работа. Перестройка народного хозяйства на военный лад. Всенародная помощь фронту. Создание народного ополчения. Образование антигитлеровской коалиции. Вопрос о втором фронте в Европе. Создание подполья и развитие партизанского движения на оккупированной врагом территории. Военно-политическое значение разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Срыв гитлеровского плана «молниеносной войны*. Поражения Красной Армии весной и летом 1942 г. Причины и последствия. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне. Сражение на Курской дуге - завершение коренного перелома в ходе Отечественной и Второй мировой войны. Изгнание врага с советской территории. Освободительная миссия Вооруженных сил*. Открытие союзниками второго фронта в Европе*. Разгром фашистской Германии. Вступление СССР в войну с Японией* Капитуляция Японии*. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Трудовой подвиг советского народа*. Исторические портреты советских полководцев*. Всемирно историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне*. Уроки и цена победы.
Российской Федерации Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Приоритетные задачи внутренней политики и способы их решения. Рыночные реформы: трудности и успехи. Национальная политика. Формирование гражданского общества и новой политической системы. Политическая борьба в российском обществе. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Состояние экономики и общества к концу 90-х годов*. Основные направления социально-экономического и политического развития России в начале XXI в. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Взаимоотношения со странами ближнего зарубежья. Сотрудничество в рамках СНГ. Становление внешнеполитического курса со странами дальнего зарубежья. Отношения России с НАТО и ЕЭС. Мир и Россия в начале третьего тысячелетия. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа., 2006. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: ТК Велби, 2006. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. Дополнительная: Анисимов Е.В. Петр Великий. - М.: ОГИ - Объедин. гуманит. изд-во, 2007. Бриккер А.Г. История Екатерины Второй. - М.: ACT, 2004. Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М.: ACT, 2006. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М.: ACT, 2007. Деникин А.И. Очерки русской смуты: в 5 т. - М., 1999. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ман-грув, 2004. Зуев М.Н. История России: учебник для вузов. - М.: Приор, 2005. Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. История России. XVIII-XIX вв.: учебник / Милов Л., Цимбарев Н. - М.: Эксмо, 2006. История России. XX - начало XXI века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С., Вдовин А. И.; под ред. Милова Л.В., Воронкова СВ. - М.: Эксмо, 2006. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Изд-во Велби, 2007. История России в новейшее время: учебник. - М., 2004. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. Карамзин Н.М. История государства Российского // Полное собр. соч.: в 18 т. - М., 1989-1991. Катков Г.М. Февральская революция / пер. с англ. -М., 1997. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. - 2-е изд., доп. - М., 2005. Мир русской истории: энциклопедический справочник. - М., 2006. Мунчаев Щ.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М., 2006. Новейшая история Отечества. XX век: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / отв. ред. А.Ф. Киселева, Э.М.Шагина. - М., 2006. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. Павленко Н.И. Петр Первый. - М.: Дрофа, 2004. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М.: Изд-во Вече, 2006. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1998. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: в 2 т. - М., 1997. Соловьев СМ. Избранные произведения: в 3 т. - М., 1999. Соловьев СМ. Древняя Россия. - М.: Высшая школа, 2004. Татищев В.Н. Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1994-1996. Терещенко Ю.Я. История России. XX - начало XXI в. - М.., 2004. Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М.: Центр Полиграф, 2005. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1999 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Методические рекомендации Изучение истории способствует расширению кругозора, повышению общей гуманитарной культуры, а также формированию мировоззренческих позиций, целостного представления о картине мира и эволюции человеческого общества. Главная задача обучения состоит в том, чтобы глубоко уяснить основные закономерности развития исторических событий и на основе этого правильно оценивать события прошлых и наших дней. Курс «Отечественная история» может быть успешно усвоен при соблюдении некоторых принципов подхода к изучению теоретического материала. В ходе изучения исторического материала важно обращение к уже полученным в средней школе, других учебных заведениях знаниям, умениям и навыкам работы с источниками, наглядными пособиями и литературой. Расширить и систематизировать знания по проблемам отечественной истории поможет учебная, специальная источниковая и монографическая литература, наглядные пособия и собственные конспективные записи студентов, сделанные на лекциях и семинарских занятиях. Список рекомендуемой литературы по курсу представлен в учебной программе по дисциплине. В настоящем пособии имеется рекомендуемая основная и дополнительная литература к каждому семинарскому занятию. Необходимый объем знаний по курсу достигается только в результате регулярной работы во время аудиторных занятий и целенаправленной самостоятельной работы по отработке основной и дополнительной литературы. Важное значение для углубления знаний имеет написание курсовых и научных работ, а также посещение музеев, театров, чтение историко-художественной литературы. Помещенный в пособии тематический план дает возможность иметь полное представление о последовательности прохождения тем, следовательно, заблаговременно вести подготовку к лекциям и семинарам - основным видам занятий с преподавателем. При подготовке к семинарскому занятию студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, уяснить содержание выносимых на обсуждение учебных вопросов, подготовиться к обсуждению вопросов семинарского занятия. В целях углубленного изучения отдельных проблем желательно написание научных рефератов, докладов и сообщений, примерная тематика которых представлена к каждому семинарскому занятию. Проверить качество усвоения учебного материала помогут контрольные вопросы. Если обучаемый не может дать ответы на все контрольные вопросы, это значит, что тема изучена не в полном объеме и подготовку нужно продолжить. Выполнение перечисленных несложных методических рекомендаций позволит успешно усвоить программу учебного курса. Цивилизация Древней Руси Вопросы для обсуждения 1. Этнокультурные и: социально-политические процессы становления русской государственности: - проблема этногенеза восточных славян; - причины и характер образования древнерусского государства. 2. Основные этапы становления и развития древнерусского государства и его характеристика: - государственное устройство Древней Руси и его эволюция; - основные направления политики первых русских князей; - принятие христианства, распространение ислама на Руси. Темы рефератов и сообщений 1. «Откуда есть пошла земля русская»: споры о прародине славян. 2. Норманнская проблема в отечественной исторической науке. 3. Древняя Русь как раннефеодальная монархия. 4. Распространение ислама на Руси. 5. Принятие христианства на Руси и его историческое значение. 6. Отношения древнерусского государства с соседями. 7. Культура, общественная мысль и быт Древней Руси. 8. «Русская Правда» - первый свод законов древнерусского государства. 9. Спорные проблемы в истории Древней Руси. 10. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. 11. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. 12. Проблема этногенеза восточных славян. 13. Основные этапы становления древнерусской государственности. 14. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. 15. Особенности социального строя Древней Руси. 16. Византийско-древнерусские связи. 17. Древняя Русь и кочевники. Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 11-55. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 7-59. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 3-47. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах..- М.: МГЭИ, 2001. - С. 7-21. Дополнительная: Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М., 2007. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 12-46. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М., 2006. - Гл. 1-12. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 16-65. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 3-94. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаког. В. А.; иод ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 7-136. Контрольные вопросы 1. Каковы были занятия и общественный строй восточных славян в VI-VIII вв.? 2. С какими народами у славян были общие языковые и религиозные традиции? 3. У каких иностранных авторов больше всего сведений о восточных славянах? Почему? 4. Какие изменения в хозяйстве и быте славян привели к переходу от родовой общины к соседской? 5. Каковы основные причины образования Новгородско-Киевской Руси? 6. Каковы версии названия «Русь»? 7. Кто авторы «норманнской теории»? На чем она основана и какова её суть? Подберите доказательства в пользу и против этой теории. 8. Дайте определения понятий «род», «родовая община», «соседская община», «военная :демократия», «государство», «дружина», «вече», «полюдье*. 9. Кто и каким образом сделал Киев столицей древнерусского государства? Почему именно Киев, а не Новгород стал стольным городом? 10. Какие основные этапы в становлении древнерусской государственности можно выделить и каково их содержание? 11. Дайте характеристику государственного устройства Киевской Руси. 12. Какие особенности социального строя характерны для Древней Руси? 13. Перечислите все социальные группы населения Руси XI - начала XII в. Охарактеризуйте их положение. 14. Какой был порядок наследования великокняжеской власти в Киевской Руси? 15. Охарактеризуйте основные направления деятельности первых русских князей. 18. В чем заключалось единое княжеское право и обязанности подданных? 17. Какое значение имело принятие христианства для древнерусского государства? 18. Каковы были внешнеполитические устремления Руси? 19. Какие этапы отношений Киевской Руси с Византией можно выделить? Вопросы для обсуждения 1. Предпосылки и основные этапы формирования - предпосылки и особенности образования централизованного государства в России; - начальный этап объединения русских земель; - возвышение и утверждение Москвы как центра объединения русских земель; - завершение объединения русских земель вокруг Москвы. 2. Социально-экономический и политический строй - характерные черты экономического развития России в XV-XVI вв.; - формирование сословной системы организации общества; - политические институты Московского государства. 3. Иван Грозный и его реформы: - цели и основное содержание реформ Ивана Грозного; - опричнина Ивана Грозного и ее последствия. Темы рефератов и сообщений 1. Утверждение Москвы как центра объединения русских земель. 2. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. 3. Исторический портрет Ивана I Калиты. 4. Куликовская битва и ее историческое значение. 5. Феодальная война второй четверти XV в. (1431 -1453 гг.). 6. Исторический портрет Ивана III. 7. Церковь и государство в XV-XVI веках. 8. Москва - «Третий Рим». 9. Исторический портрет Ивана Грозного. 10. Земский собор в политической истории XVI века. 11. Сущность и особенности российского самодержавия. Рекомендуемая литература: Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 56-77. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. 2007. - С. 59-85. Хрестоматия по истории России: учебное пособие, А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 88-131. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 23-26. Дополнительная: Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 2000. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 16-^65. Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 136-201. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 46-48. Косовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 131-249. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 75-125. Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М. 2005. Контрольные вопросы 1. Каковы причины объединения русских земель в единое государство? 2. В чем заключаются особенности объединения русских земель в единое государство? 3. Докажите, что различные социальные группы были заинтересованы в образовании централизованного государства. 4. Какую роль в процессе централизации Русского государства играли церкви и монастыри? 5. Почему русское централизованное государство стало складываться вокруг Москвы? 8. Какие этапы в процессе складывания российского централизованного государства можно выделить? 7. Какие характерные черты были присущи экономическому развитию в XV-XVI вв.? 8. Какова была система управления в Русском государстве в конце XV в.? 9. Каково содержание и значение реформ 50-х гг. XVI в. в области государственного управления? 10. Что такое сословно-представительная монархия? 11. Как изменилось положение основных социальных групп в России XVI в.? 12. Что представляла собой Боярская дума? Каковы ее функции и какое место она занимала в органах управления государством? 13. Какие новые тенденции появляются в культуре XV-XVI вв.? 14. В чем сущность идей нестяжателей и иосифлян? Каким слоям населения были выгодны эти идеи? 15. Какие точки зрения имеются в отечественной историографии на причины, сущность и последствия опричнины? 16. Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV? Семинар по теме 6. Цивилизационное обновление России в Петровскую эпоху Вопросы для обсуждения 1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма: - абсолютизм и его место в Западной Европе и в России; - основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII века; - утверждение абсолютной власти в Петровскую эпоху. 2. Реформы Петра I. Проблема цивилизационного раскола и его влияние на историческую судьбу России: - содержание и направленность Петровских реформ; - значение и последствия петровских преобразований. Темы рефератов и сообщений 1. Раскол в Русской православной церкви, противоборство светского и религиозного начал в культуре во второй половине XVII в. 2. Исторический портрет Петра Великого. 3. Северная война и ее последствия. 4. Дипломатия России в Петровскую эпоху. 5. Военная реформа Петра I. 6. Реформы Петра I в области промышленности и развития торговли. 7. Преобразования денежной и налоговой систем. 8. Реформы в области образования, культуры и быта. 9. Петровская модернизация государственного управления. 10. Сторонники и противники преобразований Петра I. Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 101-114. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С.128-145. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004.- С. 159-186. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31. Дополнительная: Анисимов Е.В. Петр Великий. - М., 2007. Деревянко А,П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп, - М., 2004. -С.121 - 148. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 293-326. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердкжова. - М., 2004. -С.118-150. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 306-387.
Контрольные вопросы 1. Каковы важнейшие черты абсолютизма как формы феодального государства? 2. Какие особенности абсолютизма характерны для стран Западной Европы? 3. Каковы были основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII в.? 4. Какие меры по усилению самодержавной власти предпринимались в России? 5. Когда и каким законом была оформлена неограниченная самодержавная власть ца ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|