Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Теоретико-методологические основы изучения отечественной истории





ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Для студентов всех специальностей

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Преподавание дисциплины «Отечественная история» основывается на фундаментальных достижениях и вы­водах зарубежной и отечественной исторической мысли. В результате овладения курсом студенты должны уяс­нить сущность основных закономерностей и тенденций исторического прогресса Отечества на протяжении всей его истории.

Основные виды учебных занятий - лекции и семи­нары. Цель лекции - дать основы научных знаний по узловым вопросам отечественной истории. Семинары проводятся по наиболее сложным проблемам курса. Они призваны углубить и закрепить полученные знания, привить навыки поиска, обобщения и изложения учеб­ного материала.

Составной частью учебно-воспитательного процесса является самостоятельная работа студентов, в ходе ко­торой они закрепляют и дополняют полученные на лек­циях и семинарах знания.

Одной из важных форм руководства учебной работой студентов, оказания им помощи в самостоятельном изу­чении материалов являются консультации, которые но­сят в основном индивидуальный характер. По мере не­обходимости проводятся групповые консультации.

Изучение курса «Отечественная история» имеет це­лью:

- во взаимодействии с другими науками обеспечить подготовку специалистов, отвечающих квалификацион­ным требованиям;

- способствовать всестороннему и гармоничному раз­витию личности студентов, их интеллекта, нравст­венных качеств;

- обогатить студентов научным пониманием и кон­кретными знаниями актуальных проблем истории Рос­сии, основных закономерностей и перспектив их разви­тия;

- обучить навыкам анализа отечественной истории;

- содействовать выработке умения ориентироваться в сложных явлениях развития страны, анализировать и оценивать обстановку в России;

- выработать навыки и умения, необходимые для бу­дущей профессиональной деятельности.

В ходе изучения исторического материала важно об­ращение к уже полученным в средней школе, других учебных заведениях знаниям, умениям и навыкам рабо­ты с источниками, наглядными пособиями и литерату­рой. Расширить и систематизировать знания по пробле­мам отечественной истории поможет учебная, специаль­ная источниковая и монографическая литература, мето­дические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, наглядные пособия и собственные конспек­тивные записи студентов, сделанные на лекциях и семи­нарских занятиях.

Необходимый объем знаний по курсу может быть достигнут только в результате регулярной работы во время аудиторных занятий и целенаправленной само­стоятельной работы по отработке основной и допол­нительной литературы, а также написания курсовых и научных работ. Итоговой формой контроля знаний яв­ляется экзамен.

В результате обучения по программе «Отечественная история» студент должен:

- понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания; иметь научное представ­ление об основных эпохах в истории России и их хроно­логии; знать основные исторические факты, даты, собы­тия и имена исторических деятелей; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними; приобрести навыки работы с научной литературой по истории, сравнитель­ного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

- получить стимул к развитию черт интеллигентной личности: способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению своей эрудиции на основе ин­тереса к истории; способность точнее повеять и оценить достижения культуры на основе знания исторического контекста времени их создания; стремление к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

- обрести черты личности, связанные с историзмом сознания и способствующие социальному ориентирова­нию в современной жизни: уважительное отношение к прошлому каждого народа; ценностное отношение к эво­люции форм политической организации общества; осоз­нание вклада каждого народа в достижения мировой ци­вилизации; реальное представление о вкладе Отечества в мировую цивилизацию, формирующее основу патриотиз­ма; сознание достоинства и внутренней свободы лично­сти в обществе.

Программа курса составлена в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (типовой)

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану     Количество аудиторных часов     Из них, час Самостоятельная работа    
        лекции семинары Практические занятия
               
  Теоретико-методологичес­кие основы изучения отече­ственной истории     2     2
  Образование и основные этапы развития древнерус­ского государства. Цивили­зация Древней Руси     2      
  Русь в эпоху политической раздробленности. Проблема выбора цивилизационного пути развития     2      
  От Руси к России: образо­вание и развитие централи­зованного государства в XV-XVI вв.            
  Россия в XVII веке: необхо­димость цивилизационных перемен            
  Цивилизационное обновле­ние России в Петровскую эпоху            
  Внутренняя и внешняя по­литика России во второй половине XVIII века            
  Социально-экономическое и политическое развитие Рос­сии в первой половине XIX века            
  Попытки модернизации России в пореформенный период            
  Россия на рубеже XIX-XX веков: реформы и револю­ция            

 

Продолжение табл.

 

               
  Становление российского парламентаризма в начале XX века: поворот в сторону западного типа цивилиза­ции            
  Первая мировая война и Февральская революция в России            
  Октябрьская революция и гражданская война в Рос­сии            
  Советское общество в 1921-1941 годах: формирование тоталитарной системы и культа личности Сталина            
  СССР в годы Великой Оте­чественной войны (1941-1945 гг.)            
  Советское общество в 1945-1991 годах: от попыток ре­форм до застоя и кризиса            
  Россия в постсоветский пе­риод. Актуальные пробле­мы современного этапа раз­вития Российской Федера­ции            
  Экзамен            
  Итого            

 


Требования ГОС1 к обязательному минимуму

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и осо­бенное. Методология и теория исторической науки. Ис­тория России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основ­ные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особен­ности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления рус­ской государственности. Принятие христианства. Рас­пространение ислама. Эволюция восточнославянской го­сударственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государ­ства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины, Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе само держания,

Особенности и основные этапы экономического раз­вития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производст­во. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России в XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов, Проблема экономического рос та и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций ин­тернационализма и национализма, интеграции и сепара­тизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность ин­дустриальной модернизации России. Российские рефор­мы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенациональ­ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политиче­ского режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразова­ния в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период Второй миро­вой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономиче­ских реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее про­вал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрь­ские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

1 В тексте программы выделены курсивом.

 

ПРОГРАММА КУРСА

Типа цивилизации

Рост оппозиционного царскому правительству дви­жения в период русско-японской войны*. Конституцион­ные требования земских либералов. «Банкетная» кампа­ния. Манифест Николая II от 6 августа 1905 г. о созда­нии законосовещательной Государственной думы (Булыгинской) и ее несостоятельность*. Манифест 17 октября 1905 г., избирательный закон и положение о Государст­венной думе и Госсовете*. Структура и принципы работы российского парламента; его отношения с системой цар­ской власти.

Деятельность I Государственной думы (26.04.1906-08.07.1906). Основные направления деятельности II Го­сударственной думы (20.02.1907-03.06.1907). Третьеиюньский государственный переворот. Сущность третьеиюньской монархии. III Государственная дума в полити­ческой истории России (01.11.1907-0906.1912). IV Го­сударственная дума: основные направления и характер Деятельности.

Конституционная монархия с российской специфи­кой: сущность и особенности. Оценка российского пар­ламентаризма в отечественной и зарубежной историо­графии*.

В России

Расстановка классовых и партийных сил в марте-октябре 1917 г. Альтернативы исторического развития от Февраля к Октябрю: демократия или диктатура? Кризисы Временного правительства. VII Апрельская конференция большевиков и ее решения*. I Всероссийский съезд Советов. События 4 июля и конец двоевла­стия. Тактика основных политических партий в июле-октябре 1917 г.* Мятеж генерала Л.Г. Корнилова и его разгром*. Изменение политической ситуации в стране Курс партии большевиков во главе с В.И. Лениным на вооруженную борьбу за передачу власти Советам. Подго­товка II Всероссийского съезда Советов. Обстановка в стране и на фронтах*. Парламентский, экономический и политический кризисы*.

Объективные и субъективные причины Октябрьской революции и факторы ее победы. Октябрьское воору­женное восстание. Переворот или народная революция? Приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов и его решения*. Демократические лозунги и декреты. Начало социалистических преобразований б России. Утверждение Советской власти в регионах стра­ны*. Оценка Октябрьских событий в зарубежной, со­ветской и постсоветской литературе.

Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Экономические и социально-политичес­кие причины гражданской войны. Характеристика со­става противоборствующих сторон, хода и итогов воен­ных действий*. Создание Красной Армии. Политика «военного коммунизма». Военно-политический союз со­ветских республик. Белое движение и его лидеры. Исто­рические последствия и уроки гражданской войны и ин­тервенции в России. Российская эмиграция.

Тема 14. Советское общество в 1921-1941 годах:

И культа личности Сталина

Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политиче­ского режима. Образование СССР. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя полити­ка. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразо­вания в 30-е годы. Формирование административно-командной системы. Социальные и политические истоки тоталитаризма. Культ личности И. Сталина. Деформа­ции социализма. Декларации Конституции СССР (1936 г.) и реалии. Массовые репрессии. Трагическая судьба русской интеллигенции. Гонения на церковь. По­литизация науки и культуры. Духовная жизнь советско­го общества.

Начало пересмотра доктрины мировой пролетарской революции. Советские принципы внешней политики*. Трудности и противоречия вешней политики СССР*. Очаги новой мировой войны в Европе и на Востоке*. От­ношение СССР к фашистским государствам. Усиление угрозы фашистской агрессии против Советского Союза. Мюнхенское соглашение 1938 г. и его последствия*. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Неудача переговоров СССР с представителями Англии и Франции. Советско-германские соглашения 1939 г., их политические последствия. Начало Второй мировой войны. Проблемы отношений СССР с Польшей и странами Прибалтики. Война с Финляндией*. Присое­динение Западной Украины и Западной Белоруссии, вхождение Прибалтики, Бессарабии и Северной Букови­ны в состав СССР*.

Оценка политической истории 20-30-х годов в отече­ственной и зарубежной историографии*.

Тема 15. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Начало Великой Отечественной войны. Политические цели и военные планы фашистской Германии. Характер войны. Соотношение военных сил. Причины тяжелых поражений Красной Армии в начале войны.

Периодизация Великой Отечественной войны. Пре­вращение страны в единый военный лагерь. Образование чрезвычайных органов государственного руководства, Военно-мобилизационная работа. Перестройка народного хозяйства на военный лад. Всенародная помощь фронту. Создание народного ополчения. Образование антигитлеровской коалиции. Вопрос о втором фронте в Европе. Создание подполья и развитие партизанского движения на оккупированной врагом территории. Военно-полити­ческое значение разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Срыв гитлеровского плана «молниеносной войны*. Поражения Красной Армии весной и летом 1942 г. Причины и последствия.

Разгром немецко-фашистских войск под Сталингра­дом. Начало коренного перелома в Великой Отечествен­ной войне. Сражение на Курской дуге - завершение ко­ренного перелома в ходе Отечественной и Второй миро­вой войны. Изгнание врага с советской территории. Ос­вободительная миссия Вооруженных сил*. Открытие со­юзниками второго фронта в Европе*. Разгром фашист­ской Германии. Вступление СССР в войну с Японией* Капитуляция Японии*. Советский тыл в Великой Отече­ственной войне. Трудовой подвиг советского народа*. Ис­торические портреты советских полководцев*. Всемирно историческое значение победы Советского Союза в Вели­кой Отечественной войне*. Уроки и цена победы.

 

Российской Федерации

Россия на пути радикальной социально-экономичес­кой модернизации. Приоритетные задачи внутренней политики и способы их решения. Рыночные реформы: трудности и успехи. Национальная политика. Формирование гражданского общества и новой политической системы. Политическая борьба в российском обществе. Октябрьские события 1993 г. Становление новой рос­сийской государственности (1993-1999 гг.). Состояние экономики и общества к концу 90-х годов*. Основные направления социально-экономического и политического развития России в начале XXI в. Культура в современ­ной России.

Внешнеполитическая деятельность в условиях но­вой геополитической ситуации. Взаимоотношения со странами ближнего зарубежья. Сотрудничество в рамках СНГ. Становление внешнеполитического курса со стра­нами дальнего зарубежья. Отношения России с НАТО и ЕЭС. Мир и Россия в начале третьего тысячелетия.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа., 2006.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Про­спект, 2007.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво­хина. - М.: ТК Велби, 2006.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001.

Дополнительная:

Анисимов Е.В. Петр Великий. - М.: ОГИ - Объедин. гуманит. изд-во, 2007.

Бриккер А.Г. История Екатерины Второй. - М.: ACT, 2004.

Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М.: ACT, 2006.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М.: ACT, 2007.

Деникин А.И. Очерки русской смуты: в 5 т. - М., 1999.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ман-грув, 2004.

Зуев М.Н. История России: учебник для вузов. - М.: Приор, 2005.

Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996.

История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006.

История России. XVIII-XIX вв.: учебник / Милов Л., Цимбарев Н. - М.: Эксмо, 2006.

История России. XX - начало XXI века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С., Вдовин А. И.; под ред. Милова Л.В., Воронкова СВ. - М.: Эксмо, 2006.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Изд-во Велби, 2007.

История России в новейшее время: учебник. - М., 2004.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004.

Карамзин Н.М. История государства Российского // Полное собр. соч.: в 18 т. - М., 1989-1991.

Катков Г.М. Февральская революция / пер. с англ. -М., 1997.

Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. - 2-е изд., доп. - М., 2005.

Мир русской истории: энциклопедический справоч­ник. - М., 2006.

Мунчаев Щ.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М., 2006.

Новейшая история Отечества. XX век: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / отв. ред. А.Ф. Ки­селева, Э.М.Шагина. - М., 2006.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Ру­си. - М., 2006.

Павленко Н.И. Петр Первый. - М.: Дрофа, 2004.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис­тории. - М.: Изд-во Вече, 2006.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе ци­вилизаций. - М., 1998.

Советское общество: возникновение, развитие, исто­рический финал: в 2 т. - М., 1997.

Соловьев СМ. Избранные произведения: в 3 т. - М., 1999.

Соловьев СМ. Древняя Россия. - М.: Высшая шко­ла, 2004.

Татищев В.Н. Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1994-1996.

Терещенко Ю.Я. История России. XX - начало XXI в. - М.., 2004.

Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М.: Центр Полиграф, 2005.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1999


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические рекомендации

Изучение истории способствует расширению круго­зора, повышению общей гуманитарной культуры, а также формированию мировоззренческих позиций, це­лостного представления о картине мира и эволюции че­ловеческого общества. Главная задача обучения состоит в том, чтобы глубоко уяснить основные закономерности развития исторических событий и на основе этого пра­вильно оценивать события прошлых и наших дней.

Курс «Отечественная история» может быть успешно усвоен при соблюдении некоторых принципов подхода к изучению теоретического материала. В ходе изучения исторического материала важно обращение к уже полу­ченным в средней школе, других учебных заведениях знаниям, умениям и навыкам работы с источниками, наглядными пособиями и литературой. Расширить и систематизировать знания по проблемам отечественной истории поможет учебная, специальная источниковая и монографическая литература, наглядные пособия и соб­ственные конспективные записи студентов, сделанные на лекциях и семинарских занятиях. Список рекомен­дуемой литературы по курсу представлен в учебной про­грамме по дисциплине. В настоящем пособии имеется рекомендуемая основная и дополнительная литература к каждому семинарскому занятию.

Необходимый объем знаний по курсу достигается только в результате регулярной работы во время ауди­торных занятий и целенаправленной самостоятельной работы по отработке основной и дополнительной литера­туры. Важное значение для углубления знаний имеет написание курсовых и научных работ, а также посеще­ние музеев, театров, чтение историко-художественной литературы.

Помещенный в пособии тематический план дает воз­можность иметь полное представление о последователь­ности прохождения тем, следовательно, заблаговременно вести подготовку к лекциям и семинарам - основным видам занятий с преподавателем.

При подготовке к семинарскому занятию студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, уяснить содержание выносимых на обсуждение учебных вопросов, подготовиться к обсуждению вопросов семи­нарского занятия. В целях углубленного изучения от­дельных проблем желательно написание научных рефе­ратов, докладов и сообщений, примерная тематика которых представлена к каждому семинарскому занятию.

Проверить качество усвоения учебного материала помогут контрольные вопросы. Если обучаемый не может дать ответы на все контрольные вопросы, это зна­чит, что тема изучена не в полном объеме и подготовку нужно продолжить.

Выполнение перечисленных несложных методиче­ских рекомендаций позволит успешно усвоить програм­му учебного курса.

Цивилизация Древней Руси

Вопросы для обсуждения

1. Этнокультурные и: социально-политические процессы становления русской государственности:

- проблема этногенеза восточных славян;

- причины и характер образования древнерусского государства.

2. Основные этапы становления и развития древне­русского государства и его характеристика:

- государственное устройство Древней Руси и его эволюция;

- основные направления политики первых русских князей;

- принятие христианства, распространение ислама на Руси.

Темы рефератов и сообщений

1. «Откуда есть пошла земля русская»: споры о пра­родине славян.

2. Норманнская проблема в отечественной историче­ской науке.

3. Древняя Русь как раннефеодальная монархия.

4. Распространение ислама на Руси.

5. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

6. Отношения древнерусского государства с соседями.

7. Культура, общественная мысль и быт Древней Руси.

8. «Русская Правда» - первый свод законов древне­русского государства.

9. Спорные проблемы в истории Древней Руси.

10. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

11. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

12. Проблема этногенеза восточных славян.

13. Основные этапы становления древнерусской госу­дарственности.

14. Этнокультурные и социально-политические процес­сы становления русской государственности.

15. Особенности социального строя Древней Руси.

16. Византийско-древнерусские связи.

17. Древняя Русь и кочевники.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 11-55.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 7-59.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво­хина. - М., 2004. - С. 3-47.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах..- М.: МГЭИ, 2001. - С. 7-21.

Дополнительная:

Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М., 2007.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 12-46.

История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М., 2006. - Гл. 1-12.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 16-65.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Ру­си. - М., 2006. - С. 3-94.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаког. В. А.; иод ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 7-136.

Контрольные вопросы

1. Каковы были занятия и общественный строй вос­точных славян в VI-VIII вв.?

2. С какими народами у славян были общие языковые и религиозные традиции?

3. У каких иностранных авторов больше всего сведе­ний о восточных славянах? Почему?

4. Какие изменения в хозяйстве и быте славян приве­ли к переходу от родовой общины к соседской?

5. Каковы основные причины образования Новгородско-Киевской Руси?

6. Каковы версии названия «Русь»?

7. Кто авторы «норманнской теории»? На чем она ос­нована и какова её суть? Подберите доказательства в пользу и против этой теории.

8. Дайте определения понятий «род», «родовая общи­на», «соседская община», «военная :демократия», «государство», «дружина», «вече», «полюдье*.

9. Кто и каким образом сделал Киев столицей древ­нерусского государства? Почему именно Киев, а не Новгород стал стольным городом?

10. Какие основные этапы в становлении древнерусской государственности можно выделить и каково их содержание?

11. Дайте характеристику государственного устройства Киевской Руси.

12. Какие особенности социального строя характерны для Древней Руси?

13. Перечислите все социальные группы населения Ру­си XI - начала XII в. Охарактеризуйте их положе­ние.

14. Какой был порядок наследования великокняже­ской власти в Киевской Руси?

15. Охарактеризуйте основные направления деятельно­сти первых русских князей.

18. В чем заключалось единое княжеское право и обя­занности подданных?

17. Какое значение имело принятие христианства для древнерусского государства?

18. Каковы были внешнеполитические устремления Руси?

19. Какие этапы отношений Киевской Руси с Византи­ей можно выделить?

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки и основные этапы формирования
централизованного государства:

- предпосылки и особенности образования центра­лизованного государства в России;

- начальный этап объединения русских земель;

- возвышение и утверждение Москвы как центра объединения русских земель;

- завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

2. Социально-экономический и политический строй
Российского централизованного государства:

- характерные черты экономического развития России в XV-XVI вв.;

- формирование сословной системы организации общества;

- политические институты Московского государ­ства.

3. Иван Грозный и его реформы:

- цели и основное содержание реформ Ивана Грозного;

- опричнина Ивана Грозного и ее последствия.

Темы рефератов и сообщений

1. Утверждение Москвы как центра объединения рус­ских земель.

2. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский пре­стол.

3. Исторический портрет Ивана I Калиты.

4. Куликовская битва и ее историческое значение.

5. Феодальная война второй четверти XV в. (1431 -1453 гг.).

6. Исторический портрет Ивана III.

7. Церковь и государство в XV-XVI веках.

8. Москва - «Третий Рим».

9. Исторический портрет Ивана Грозного.

10. Земский собор в политической истории XVI века.

11. Сущность и особенности российского самодержа­вия.

Рекомендуемая литература:

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 56-77. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина

Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. 2007. - С. 59-85.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие, А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво­хина. - М., 2004. - С. 88-131.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 23-26.

Дополнительная:

Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 2000.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 16-^65.

Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 136-201.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 46-48.

Косовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Ру­си. - М., 2006. - С. 131-249.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис­тории. - М., 2006. - С. 75-125.

Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М. 2005.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины объединения русских земель в единое государство?

2. В чем заключаются особенности объединения рус­ских земель в единое государство?

3. Докажите, что различные социальные группы бы­ли заинтересованы в образовании централизован­ного государства.

4. Какую роль в процессе централизации Русского го­сударства играли церкви и монастыри?

5. Почему русское централизованное государство ста­ло складываться вокруг Москвы?

8. Какие этапы в процессе складывания российского централизованного государства можно выделить?

7. Какие характерные черты были присущи экономи­ческому развитию в XV-XVI вв.?

8. Какова была система управления в Русском госу­дарстве в конце XV в.?

9. Каково содержание и значение реформ 50-х гг. XVI в. в области государственного управления?

10. Что такое сословно-представительная монархия?

11. Как изменилось положение основных социальных групп в России XVI в.?

12. Что представляла собой Боярская дума? Каковы ее функции и какое место она занимала в органах управления государством?

13. Какие новые тенденции появляются в культуре XV-XVI вв.?

14. В чем сущность идей нестяжателей и иосифлян? Каким слоям населения были выгодны эти идеи?

15. Какие точки зрения имеются в отечественной исто­риографии на причины, сущность и последствия опричнины?

16. Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV?

Семинар по теме 6. Цивилизационное обновление России в Петровскую эпоху

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки и особенности складывания россий­ского абсолютизма:

- абсолютизм и его место в Западной Европе и в России;

- основные признаки складывающегося абсолю­тизма в России второй половины XVII века;

- утверждение абсолютной власти в Петровскую эпоху.

2. Реформы Петра I. Проблема цивилизационного раскола и его влияние на историческую судьбу России:

- содержание и направленность Петровских ре­форм;

- значение и последствия петровских преобразо­ваний.

Темы рефератов и сообщений

1. Раскол в Русской православной церкви, противо­борство светского и религиозного начал в культуре во второй половине XVII в.

2. Исторический портрет Петра Великого.

3. Северная война и ее последствия.

4. Дипломатия России в Петровскую эпоху.

5. Военная реформа Петра I.

6. Реформы Петра I в области промышленности и развития торговли.

7. Преобразования денежной и налоговой систем.

8. Реформы в области образования, культуры и быта.

9. Петровская модернизация государственного управ­ления.

10. Сторонники и противники преобразований Петра I.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 101-114.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С.128-145.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи­на. - М., 2004.- С. 159-186.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31.

Дополнительная:

Анисимов Е.В. Петр Великий. - М., 2007.

Деревянко А,П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп, - М., 2004. -С.121 - 148.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 293-326.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений / под ред. Г. Н. Сердкжова. - М., 2004. -С.118-150.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис­тории. - М., 2006. - С. 306-387.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы важнейшие черты абсолютизма как формы феодального государства?

2. Какие особенности абсолютизма характерны для стран Западной Европы?

3. Каковы были основные признаки складывающего­ся абсолютизма в России второй половины XVII в.?

4. Какие меры по усилению самодержавной власти предпринимались в России?

5. Когда и каким законом была оформлена неограни­ченная самодержавная власть ца







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.