Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар по теме 2. Образование и основные этапы





Развития древнерусского государства.

Цивилизация Древней Руси

Вопросы для обсуждения

1. Этнокультурные и: социально-политические процессы становления русской государственности:

- проблема этногенеза восточных славян;

- причины и характер образования древнерусского государства.

2. Основные этапы становления и развития древне­русского государства и его характеристика:

- государственное устройство Древней Руси и его эволюция;

- основные направления политики первых русских князей;

- принятие христианства, распространение ислама на Руси.

Темы рефератов и сообщений

1. «Откуда есть пошла земля русская»: споры о пра­родине славян.

2. Норманнская проблема в отечественной историче­ской науке.

3. Древняя Русь как раннефеодальная монархия.

4. Распространение ислама на Руси.

5. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

6. Отношения древнерусского государства с соседями.

7. Культура, общественная мысль и быт Древней Руси.

8. «Русская Правда» - первый свод законов древне­русского государства.

9. Спорные проблемы в истории Древней Руси.

10. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

11. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

12. Проблема этногенеза восточных славян.

13. Основные этапы становления древнерусской госу­дарственности.

14. Этнокультурные и социально-политические процес­сы становления русской государственности.

15. Особенности социального строя Древней Руси.

16. Византийско-древнерусские связи.

17. Древняя Русь и кочевники.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 11-55.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 7-59.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво­хина. - М., 2004. - С. 3-47.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах..- М.: МГЭИ, 2001. - С. 7-21.

Дополнительная:

Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М., 2007.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 12-46.

История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М., 2006. - Гл. 1-12.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 16-65.

Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Ру­си. - М., 2006. - С. 3-94.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаког. В. А.; иод ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 7-136.

Контрольные вопросы

1. Каковы были занятия и общественный строй вос­точных славян в VI-VIII вв.?

2. С какими народами у славян были общие языковые и религиозные традиции?

3. У каких иностранных авторов больше всего сведе­ний о восточных славянах? Почему?

4. Какие изменения в хозяйстве и быте славян приве­ли к переходу от родовой общины к соседской?

5. Каковы основные причины образования Новгородско-Киевской Руси?

6. Каковы версии названия «Русь»?

7. Кто авторы «норманнской теории»? На чем она ос­нована и какова её суть? Подберите доказательства в пользу и против этой теории.

8. Дайте определения понятий «род», «родовая общи­на», «соседская община», «военная :демократия», «государство», «дружина», «вече», «полюдье*.

9. Кто и каким образом сделал Киев столицей древ­нерусского государства? Почему именно Киев, а не Новгород стал стольным городом?

10. Какие основные этапы в становлении древнерусской государственности можно выделить и каково их содержание?

11. Дайте характеристику государственного устройства Киевской Руси.

12. Какие особенности социального строя характерны для Древней Руси?

13. Перечислите все социальные группы населения Ру­си XI - начала XII в. Охарактеризуйте их положе­ние.

14. Какой был порядок наследования великокняже­ской власти в Киевской Руси?

15. Охарактеризуйте основные направления деятельно­сти первых русских князей.

18. В чем заключалось единое княжеское право и обя­занности подданных?

17. Какое значение имело принятие христианства для древнерусского государства?

18. Каковы были внешнеполитические устремления Руси?

19. Какие этапы отношений Киевской Руси с Византи­ей можно выделить?

Семинар по теме 4. От Руси к России: образование и развитие централизованного государства

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки и основные этапы формирования
централизованного государства:

- предпосылки и особенности образования центра­лизованного государства в России;

- начальный этап объединения русских земель;

- возвышение и утверждение Москвы как центра объединения русских земель;

- завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

2. Социально-экономический и политический строй
Российского централизованного государства:

- характерные черты экономического развития России в XV-XVI вв.;

- формирование сословной системы организации общества;

- политические институты Московского государ­ства.

3. Иван Грозный и его реформы:

- цели и основное содержание реформ Ивана Грозного;

- опричнина Ивана Грозного и ее последствия.

Темы рефератов и сообщений

1. Утверждение Москвы как центра объединения рус­ских земель.

2. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский пре­стол.

3. Исторический портрет Ивана I Калиты.

4. Куликовская битва и ее историческое значение.

5. Феодальная война второй четверти XV в. (1431 -1453 гг.).

6. Исторический портрет Ивана III.

7. Церковь и государство в XV-XVI веках.

8. Москва - «Третий Рим».

9. Исторический портрет Ивана Грозного.

10. Земский собор в политической истории XVI века.

11. Сущность и особенности российского самодержа­вия.

Рекомендуемая литература:

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 56-77. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина

Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. 2007. - С. 59-85.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие, А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сиво­хина. - М., 2004. - С. 88-131.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 23-26.

Дополнительная:

Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 2000.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 16-^65.

Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 136-201.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 46-48.

Косовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Ру­си. - М., 2006. - С. 131-249.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис­тории. - М., 2006. - С. 75-125.

Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М. 2005.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины объединения русских земель в единое государство?

2. В чем заключаются особенности объединения рус­ских земель в единое государство?

3. Докажите, что различные социальные группы бы­ли заинтересованы в образовании централизован­ного государства.

4. Какую роль в процессе централизации Русского го­сударства играли церкви и монастыри?

5. Почему русское централизованное государство ста­ло складываться вокруг Москвы?

8. Какие этапы в процессе складывания российского централизованного государства можно выделить?

7. Какие характерные черты были присущи экономи­ческому развитию в XV-XVI вв.?

8. Какова была система управления в Русском госу­дарстве в конце XV в.?

9. Каково содержание и значение реформ 50-х гг. XVI в. в области государственного управления?

10. Что такое сословно-представительная монархия?

11. Как изменилось положение основных социальных групп в России XVI в.?

12. Что представляла собой Боярская дума? Каковы ее функции и какое место она занимала в органах управления государством?

13. Какие новые тенденции появляются в культуре XV-XVI вв.?

14. В чем сущность идей нестяжателей и иосифлян? Каким слоям населения были выгодны эти идеи?

15. Какие точки зрения имеются в отечественной исто­риографии на причины, сущность и последствия опричнины?

16. Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV?

Семинар по теме 6. Цивилизационное обновление России в Петровскую эпоху

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки и особенности складывания россий­ского абсолютизма:

- абсолютизм и его место в Западной Европе и в России;

- основные признаки складывающегося абсолю­тизма в России второй половины XVII века;

- утверждение абсолютной власти в Петровскую эпоху.

2. Реформы Петра I. Проблема цивилизационного раскола и его влияние на историческую судьбу России:

- содержание и направленность Петровских ре­форм;

- значение и последствия петровских преобразо­ваний.

Темы рефератов и сообщений

1. Раскол в Русской православной церкви, противо­борство светского и религиозного начал в культуре во второй половине XVII в.

2. Исторический портрет Петра Великого.

3. Северная война и ее последствия.

4. Дипломатия России в Петровскую эпоху.

5. Военная реформа Петра I.

6. Реформы Петра I в области промышленности и развития торговли.

7. Преобразования денежной и налоговой систем.

8. Реформы в области образования, культуры и быта.

9. Петровская модернизация государственного управ­ления.

10. Сторонники и противники преобразований Петра I.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 101-114.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С.128-145.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи­на. - М., 2004.- С. 159-186.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31.

Дополнительная:

Анисимов Е.В. Петр Великий. - М., 2007.

Деревянко А,П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп, - М., 2004. -С.121 - 148.

История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 293-326.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений / под ред. Г. Н. Сердкжова. - М., 2004. -С.118-150.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской ис­тории. - М., 2006. - С. 306-387.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы важнейшие черты абсолютизма как формы феодального государства?

2. Какие особенности абсолютизма характерны для стран Западной Европы?

3. Каковы были основные признаки складывающего­ся абсолютизма в России второй половины XVII в.?

4. Какие меры по усилению самодержавной власти предпринимались в России?

5. Когда и каким законом была оформлена неограни­ченная самодержавная власть царя?

6. Что было характерно для феодально-крепостничес­ких отношений, сложившихся в России?

7. Что оказало влияние на формирование политиче­ских взглядов и черт характера Петра I?

8. Для каких целей предпринималось Великое посольство? Удалось ли выполнить поставленные за­дачи?

9. Как вы считаете, были ли необходимы реформы Петра I и как они изменили Российское государст­во?

10. С чем было связано относительно быстрое развитие мануфактурной промышленности в первой четвер­ти XVIII в.?

11. Что изменилось в социальной структуре общества петровского времени?

12. Каково главное содержание преобразований Петра I в области культурна и быта?

13. В чем суть военной реформы Петра I?

14. Что предпринял Петр I для модернизации государ­ственного управления?

15. Каковы основные направления и итоги внешней политики Петра I?

16. Почему восточные черты в организации российского общества не ослабли, а усилились в ходе петровской европеизации страны?







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.