|
Семинар по теме 2. Образование и основные этапыРазвития древнерусского государства. Цивилизация Древней Руси Вопросы для обсуждения 1. Этнокультурные и: социально-политические процессы становления русской государственности: - проблема этногенеза восточных славян; - причины и характер образования древнерусского государства. 2. Основные этапы становления и развития древнерусского государства и его характеристика: - государственное устройство Древней Руси и его эволюция; - основные направления политики первых русских князей; - принятие христианства, распространение ислама на Руси. Темы рефератов и сообщений 1. «Откуда есть пошла земля русская»: споры о прародине славян. 2. Норманнская проблема в отечественной исторической науке. 3. Древняя Русь как раннефеодальная монархия. 4. Распространение ислама на Руси. 5. Принятие христианства на Руси и его историческое значение. 6. Отношения древнерусского государства с соседями. 7. Культура, общественная мысль и быт Древней Руси. 8. «Русская Правда» - первый свод законов древнерусского государства. 9. Спорные проблемы в истории Древней Руси. 10. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. 11. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. 12. Проблема этногенеза восточных славян. 13. Основные этапы становления древнерусской государственности. 14. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. 15. Особенности социального строя Древней Руси. 16. Византийско-древнерусские связи. 17. Древняя Русь и кочевники. Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 11-55. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 7-59. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 3-47. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах..- М.: МГЭИ, 2001. - С. 7-21. Дополнительная: Греков Б. Киевская Русь. - М.: ACT, 2004. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М., 2007. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 12-46. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / Милов Л. В., Барсенков А.С, Вдовин А.И.; под ред. Л.В. Милова. - М., 2006. - Гл. 1-12. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 16-65. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 3-94. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаког. В. А.; иод ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 7-136. Контрольные вопросы 1. Каковы были занятия и общественный строй восточных славян в VI-VIII вв.? 2. С какими народами у славян были общие языковые и религиозные традиции? 3. У каких иностранных авторов больше всего сведений о восточных славянах? Почему? 4. Какие изменения в хозяйстве и быте славян привели к переходу от родовой общины к соседской? 5. Каковы основные причины образования Новгородско-Киевской Руси? 6. Каковы версии названия «Русь»? 7. Кто авторы «норманнской теории»? На чем она основана и какова её суть? Подберите доказательства в пользу и против этой теории. 8. Дайте определения понятий «род», «родовая община», «соседская община», «военная :демократия», «государство», «дружина», «вече», «полюдье*. 9. Кто и каким образом сделал Киев столицей древнерусского государства? Почему именно Киев, а не Новгород стал стольным городом? 10. Какие основные этапы в становлении древнерусской государственности можно выделить и каково их содержание? 11. Дайте характеристику государственного устройства Киевской Руси. 12. Какие особенности социального строя характерны для Древней Руси? 13. Перечислите все социальные группы населения Руси XI - начала XII в. Охарактеризуйте их положение. 14. Какой был порядок наследования великокняжеской власти в Киевской Руси? 15. Охарактеризуйте основные направления деятельности первых русских князей. 18. В чем заключалось единое княжеское право и обязанности подданных? 17. Какое значение имело принятие христианства для древнерусского государства? 18. Каковы были внешнеполитические устремления Руси? 19. Какие этапы отношений Киевской Руси с Византией можно выделить? Семинар по теме 4. От Руси к России: образование и развитие централизованного государства Вопросы для обсуждения 1. Предпосылки и основные этапы формирования - предпосылки и особенности образования централизованного государства в России; - начальный этап объединения русских земель; - возвышение и утверждение Москвы как центра объединения русских земель; - завершение объединения русских земель вокруг Москвы. 2. Социально-экономический и политический строй - характерные черты экономического развития России в XV-XVI вв.; - формирование сословной системы организации общества; - политические институты Московского государства. 3. Иван Грозный и его реформы: - цели и основное содержание реформ Ивана Грозного; - опричнина Ивана Грозного и ее последствия. Темы рефератов и сообщений 1. Утверждение Москвы как центра объединения русских земель. 2. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. 3. Исторический портрет Ивана I Калиты. 4. Куликовская битва и ее историческое значение. 5. Феодальная война второй четверти XV в. (1431 -1453 гг.). 6. Исторический портрет Ивана III. 7. Церковь и государство в XV-XVI веках. 8. Москва - «Третий Рим». 9. Исторический портрет Ивана Грозного. 10. Земский собор в политической истории XVI века. 11. Сущность и особенности российского самодержавия. Рекомендуемая литература: Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 56-77. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. 2007. - С. 59-85. Хрестоматия по истории России: учебное пособие, А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 88-131. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 23-26. Дополнительная: Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 2000. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 16-^65. Иловайский Д. Царская Русь. - М., 1996. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 136-201. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. - С. 46-48. Косовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси. - М., 2006. - С. 131-249. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 75-125. Цветков С. Иван Грозный. 1530-1584. - М. 2005. Контрольные вопросы 1. Каковы причины объединения русских земель в единое государство? 2. В чем заключаются особенности объединения русских земель в единое государство? 3. Докажите, что различные социальные группы были заинтересованы в образовании централизованного государства. 4. Какую роль в процессе централизации Русского государства играли церкви и монастыри? 5. Почему русское централизованное государство стало складываться вокруг Москвы? 8. Какие этапы в процессе складывания российского централизованного государства можно выделить? 7. Какие характерные черты были присущи экономическому развитию в XV-XVI вв.? 8. Какова была система управления в Русском государстве в конце XV в.? 9. Каково содержание и значение реформ 50-х гг. XVI в. в области государственного управления? 10. Что такое сословно-представительная монархия? 11. Как изменилось положение основных социальных групп в России XVI в.? 12. Что представляла собой Боярская дума? Каковы ее функции и какое место она занимала в органах управления государством? 13. Какие новые тенденции появляются в культуре XV-XVI вв.? 14. В чем сущность идей нестяжателей и иосифлян? Каким слоям населения были выгодны эти идеи? 15. Какие точки зрения имеются в отечественной историографии на причины, сущность и последствия опричнины? 16. Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV? Семинар по теме 6. Цивилизационное обновление России в Петровскую эпоху Вопросы для обсуждения 1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма: - абсолютизм и его место в Западной Европе и в России; - основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII века; - утверждение абсолютной власти в Петровскую эпоху. 2. Реформы Петра I. Проблема цивилизационного раскола и его влияние на историческую судьбу России: - содержание и направленность Петровских реформ; - значение и последствия петровских преобразований. Темы рефератов и сообщений 1. Раскол в Русской православной церкви, противоборство светского и религиозного начал в культуре во второй половине XVII в. 2. Исторический портрет Петра Великого. 3. Северная война и ее последствия. 4. Дипломатия России в Петровскую эпоху. 5. Военная реформа Петра I. 6. Реформы Петра I в области промышленности и развития торговли. 7. Преобразования денежной и налоговой систем. 8. Реформы в области образования, культуры и быта. 9. Петровская модернизация государственного управления. 10. Сторонники и противники преобразований Петра I. Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 101-114. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С.128-145. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004.- С. 159-186. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 26-31. Дополнительная: Анисимов Е.В. Петр Великий. - М., 2007. Деревянко А,П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп, - М., 2004. -С.121 - 148. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Боханов, Сахаров А.Н., Шестаков В. А.; под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2007. - С. 293-326. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердкжова. - М., 2004. -С.118-150. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., 2006. - С. 306-387.
Контрольные вопросы 1. Каковы важнейшие черты абсолютизма как формы феодального государства? 2. Какие особенности абсолютизма характерны для стран Западной Европы? 3. Каковы были основные признаки складывающегося абсолютизма в России второй половины XVII в.? 4. Какие меры по усилению самодержавной власти предпринимались в России? 5. Когда и каким законом была оформлена неограниченная самодержавная власть царя? 6. Что было характерно для феодально-крепостнических отношений, сложившихся в России? 7. Что оказало влияние на формирование политических взглядов и черт характера Петра I? 8. Для каких целей предпринималось Великое посольство? Удалось ли выполнить поставленные задачи? 9. Как вы считаете, были ли необходимы реформы Петра I и как они изменили Российское государство? 10. С чем было связано относительно быстрое развитие мануфактурной промышленности в первой четверти XVIII в.? 11. Что изменилось в социальной структуре общества петровского времени? 12. Каково главное содержание преобразований Петра I в области культурна и быта? 13. В чем суть военной реформы Петра I? 14. Что предпринял Петр I для модернизации государственного управления? 15. Каковы основные направления и итоги внешней политики Петра I? 16. Почему восточные черты в организации российского общества не ослабли, а усилились в ходе петровской европеизации страны? Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|