Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар по теме 10. Россия на рубеже XIX--XX веков: реформы и революция





Вопросы для обсуждения

1. Царизм и модернизация России в начале XX в.:

- революционный кризис 1905-1907 гг. и его по следствия;

- становление парламентаризма в России;

- столыпинская политика модернизации и ее ито­ги.

2. Политические партии России: генезис, классифи­кация, программы, тактика:

- характеристика ведущих политических партий и их классификация;

- думская тактика политических партий: борьба за выбор пути развития.

Темы рефератов и сообщений

1. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и его историческое значение.

2. Исторические портреты лидеров политических партий.

3. Политические партии в 1-4-м созывах Государст­венной думы.

4. Законодательная деятельность Думы 1-4-го созы­вов.

5. Государственная деятельность П.А. Столыпина.

5. Революционные партии: борьба за демократиче­скую республику и социалистический выбор.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 226-299.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С.285-310.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи­на. - М., 2004. - С. 340-378.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 37- 42.

Дополнительная:

Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917): механизм функционирования. - М., 1996.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 210-257.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 233-258.

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 200-218.

Становление российского парламентаризма начала XX века / под ред. Н.Б. Селунекой. - М., 1996.

Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государствен­ном Совете. - М„, 1991.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состояла сущность политической обстановки в России в начале XX в.?

2. Какие изменения в государственном строе России предполагалось провести по Манифесту 17 октября 1905 г.?

3. В чем причины роспуска 1-й Думы?

4. Почему события 3 июня 1907 г. вошли в историю как третьеиюньский государственный переворот?

5. Что являлось главным в реформах, проводимых правительством Столыпина?

6. Назовите основные этапы столыпинской аграрной реформы. Какие мероприятия играли главную роль на каждом из этих этапов?

7. Почему поместное дворянство отвернулось от Сто­лыпина?

8. Как отразились настроения в стране на результатах выборов в состав 4-й Думы?

9. Дайте краткую характеристику ведущих партий России и их программных установок. Как партии предлагали решить вопросы о самодержавии, вла­сти, политических свободах, земле, рабочем зако­нодательстве?

 

10. Назовите принципиальные отличия политической программы октябристов от кадетской.

11. Охарактеризуйте положительные стороны и недос­татки аграрных программ трудовиков, эсеров, большевиков, меньшевиков и кадетов.

12. Сравните партийный состав депутатов четырех Го­сударственных дум и принимавшиеся ими реше­ния. Как вы думаете, есть ли здесь прямая зависи­мость или возможно другое объяснение?

Семинар по теме 13. 1917-й год в судьбе России:

Февральская и Октябрьская революции,

Их результаты и последствия

Вопросы для обсуждения

1. Февральская революция 1917 г. в России и ее по­следствия:

- объективные и субъективные предпосылки па­дения самодержавия в России;

- борьба вокруг проблемы исторического выбора -парламентская республика или республика Со­ветов.

2. Октябрьская революция 1917 г. в России: выбор социалистического пути развития::

- взятие власти большевиками и формирование органов Советской власти;

- первые шаги Советской власти - курс на строи­тельство основ социализма.

Темы рефератов и сообщений

1. Николай II - последний русский император. Были ли реальные шансы у него сохранить престол и ди­настию на троне в феврале-марте 1917 г.?

2. Историческая оценка Февраля 1917 г.

3. Политический портрет А. Керенского.

4. Внутренняя и внешняя политика Временного пра­вительства.

5. Корниловский мятеж и его последствия.

6. Стратегия и тактика большевиков в 1917 г.

7. Почему большевики пришли к власти?

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 299-337.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших
дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - С. 327-338.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи­на. - М., 2004. - С. 385-415.

Дополнительная:

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 263-282.

История России; учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 258-290.

Катков Г.М. Февральская революция / пер. с англ. -М., 1997.

Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996..

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 218-227.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины социального взрыва в Петрограде в феврале 1917 г.?

2. Какие проблемы должна была, по вашему мнению, разрешить Февральская революция? Была ли она неизбежна?

3. Каковы характер и движущие силы Февральской революции? Можно ли считать ее завершенной?

4. Почему Николай II не нашел поддержки в стране, в армии, даже среди высшего генералитета?

5. Какие новые органы власти и общественные орга­низации появились после Февральской революции?

6. Что такое двоевластие? Как и почему оно возник­ло?

7. Какова программа партии большевиков в россий­ских революциях?

8. Как изменялись лозунги партии большевиков от февраля к октябрю 1917 г.? Почему?

9. Дайте свою оценку внутренней и внешней полити­ки Временного правительства. С чем связан кризис Временного правительства?

10. Охарактеризуйте «корниловщину» как обществен­но-политическое явление революционной эпохи. В чем причины конфликта между А. Керенским и Л. Корниловым? Какие силы поддерживали каждого из них?

11. Дайте оценку ленинской характеристики экономи­ческого состояния предреволюционной России, из­ложенной в его работах 1917 г.

12. Почему партии большевиков удалось взять власть в октябре 1917 г.?

13. В чем разница между Октябрем в Петрограде и Москве и чем это было обусловлено?

14. Какие были альтернативы большевистскому Ок­тябрю и какая из них имела, на ваш взгляд, боль­ше всего шансов на то, чтобы быть реализованной?

15. Какие оценки первых декретов Советской власти имеют место в современной отечественной и зару­бежной литературе? С какими из них вы согласны или не согласны и почему?

Семинар по теме 14. Советское общество в 1921—1941

Годах: формирование тоталитарной системы и культа

Личности Сталина

Вопросы для обсуждения

1. Поиск путей развития страны после окончания гражданской войны:

- новая экономическая политика: сущность, содержание, итоги;

- характерные черты социально-экономического развития страны в 20-е годы XX в.

2. Политическая система СССР, ужесточение режима
личной власти Сталина:

- образование СССР. Национально-государствен­ное устройство и особенности политической сис­темы;

- формирование однопартийного политического режима;

- внутрипартийная борьба и усиление режима личной власти Сталина.

3. Форсирование экономических и социальных про­цессов:

- курс на строительство социализма в одной стра­не и его последствия;

- социально-экономические преобразования в 30-е годы;

- последствия культа личности Сталина.

Темы рефератов и сообщений

1. Противоречивость экономического и социального развития СССР в 20-30-е годы.

2. Последние письма и статьи В.И. Ленина: осмысле­ние нового курса развития страны.

3. Судьба оппозиционных партий.

4. Модернизация промышленности страны в 20-е го­ды.

5. СССР в годы первых пятилеток.

6. Проблема путей развития крестьянского хозяйства в научной и общественно-политической мысли 20-х годов.

7. Коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и последствия.

8. Сопротивление сталинизму. Искоренение Стали­ным организованной оппозиции.

9. Конституция СССР 1936 г.: основные положения, оценки, суждения.

10. Массовый террор 30-х годов и его последствия.

Рекомендуемая литература

Основная:

История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 420-460.

Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 352-383.

Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохи­на. - М., 2004. - С. 447-480.

Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 42-47.

Дополнительная:

Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История Рос­сии: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 282-339.

История России: учебно-методическое пособие к се­минарским занятиям для студентов высших учебных за­ведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 321-354.

Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 233-241.

Новейшая история Отечества. XX век: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / отв. ред. А.Ф. Ки­селева, Э.М. Шагина. - М., 2006. - Т.2. - С. отлично-91.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы стояли перед страной после окон­чания гражданской войны? Почему «военный ком­мунизм» не смог их разрешить?

2. В чем сущность новой экономической политики?

3. В чем причины кризисов нэпа?

4. Каких изменений в управлении государством по­требовало бы продолжение новой экономической политики?

5. Охарактеризуйте особенности рынка в условиях нэпа и роль товарно-денежных отношений в плано­вой и регулирующей деятельности государства в 20-е годы.

6. Какие этапы индустриализации вы можете выде­лить? Охарактеризуйте каждый из них.

7. Выделите основные этапы коллективизации. Какие последствия она имела для страны?

8. В чем сходство и различие между бухаринской и чаяновской альтернативами коллективизации по-сталински? Почему ни та, ни другая не были реа­лизованы?

9. В чем сущность противоречий между Лениным и Сталиным по национальному вопросу?

 

10. Почему в России 1920-1930-х гг. не было создано массовых оппозиционных организаций сталинско­му режиму? Можно ли согласиться с утверждением о том, что «народ молчал»?

11. Были ли выполнены задачи культурной револю­ции? Каких успехов достигла страна в этом отно­шении в довоенный период?

12. Объясните., почему курс на унификацию и жесто­кую регламентацию духовной жизни советского общества стал в 30-е годы определяющим.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.