|
Семинар по теме 10. Россия на рубеже XIX--XX веков: реформы и революцияВопросы для обсуждения 1. Царизм и модернизация России в начале XX в.: - революционный кризис 1905-1907 гг. и его по следствия; - становление парламентаризма в России; - столыпинская политика модернизации и ее итоги. 2. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика: - характеристика ведущих политических партий и их классификация; - думская тактика политических партий: борьба за выбор пути развития. Темы рефератов и сообщений 1. Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и его историческое значение. 2. Исторические портреты лидеров политических партий. 3. Политические партии в 1-4-м созывах Государственной думы. 4. Законодательная деятельность Думы 1-4-го созывов. 5. Государственная деятельность П.А. Столыпина. 5. Революционные партии: борьба за демократическую республику и социалистический выбор. Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 226-299. Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С.285-310. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 340-378. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 37- 42. Дополнительная: Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917): механизм функционирования. - М., 1996. Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 210-257. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 233-258. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 200-218. Становление российского парламентаризма начала XX века / под ред. Н.Б. Селунекой. - М., 1996. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. - М„, 1991.
Контрольные вопросы 1. В чем состояла сущность политической обстановки в России в начале XX в.? 2. Какие изменения в государственном строе России предполагалось провести по Манифесту 17 октября 1905 г.? 3. В чем причины роспуска 1-й Думы? 4. Почему события 3 июня 1907 г. вошли в историю как третьеиюньский государственный переворот? 5. Что являлось главным в реформах, проводимых правительством Столыпина? 6. Назовите основные этапы столыпинской аграрной реформы. Какие мероприятия играли главную роль на каждом из этих этапов? 7. Почему поместное дворянство отвернулось от Столыпина? 8. Как отразились настроения в стране на результатах выборов в состав 4-й Думы? 9. Дайте краткую характеристику ведущих партий России и их программных установок. Как партии предлагали решить вопросы о самодержавии, власти, политических свободах, земле, рабочем законодательстве?
10. Назовите принципиальные отличия политической программы октябристов от кадетской. 11. Охарактеризуйте положительные стороны и недостатки аграрных программ трудовиков, эсеров, большевиков, меньшевиков и кадетов. 12. Сравните партийный состав депутатов четырех Государственных дум и принимавшиеся ими решения. Как вы думаете, есть ли здесь прямая зависимость или возможно другое объяснение? Семинар по теме 13. 1917-й год в судьбе России: Февральская и Октябрьская революции, Их результаты и последствия Вопросы для обсуждения 1. Февральская революция 1917 г. в России и ее последствия: - объективные и субъективные предпосылки падения самодержавия в России; - борьба вокруг проблемы исторического выбора -парламентская республика или республика Советов. 2. Октябрьская революция 1917 г. в России: выбор социалистического пути развития:: - взятие власти большевиками и формирование органов Советской власти; - первые шаги Советской власти - курс на строительство основ социализма. Темы рефератов и сообщений 1. Николай II - последний русский император. Были ли реальные шансы у него сохранить престол и династию на троне в феврале-марте 1917 г.? 2. Историческая оценка Февраля 1917 г. 3. Политический портрет А. Керенского. 4. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. 5. Корниловский мятеж и его последствия. 6. Стратегия и тактика большевиков в 1917 г. 7. Почему большевики пришли к власти? Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 299-337. Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России с древнейших времен до наших Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 385-415. Дополнительная: Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 263-282. История России; учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 258-290. Катков Г.М. Февральская революция / пер. с англ. -М., 1997. Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996.. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 218-227. Контрольные вопросы 1. Каковы причины социального взрыва в Петрограде в феврале 1917 г.? 2. Какие проблемы должна была, по вашему мнению, разрешить Февральская революция? Была ли она неизбежна? 3. Каковы характер и движущие силы Февральской революции? Можно ли считать ее завершенной? 4. Почему Николай II не нашел поддержки в стране, в армии, даже среди высшего генералитета? 5. Какие новые органы власти и общественные организации появились после Февральской революции? 6. Что такое двоевластие? Как и почему оно возникло? 7. Какова программа партии большевиков в российских революциях? 8. Как изменялись лозунги партии большевиков от февраля к октябрю 1917 г.? Почему? 9. Дайте свою оценку внутренней и внешней политики Временного правительства. С чем связан кризис Временного правительства? 10. Охарактеризуйте «корниловщину» как общественно-политическое явление революционной эпохи. В чем причины конфликта между А. Керенским и Л. Корниловым? Какие силы поддерживали каждого из них? 11. Дайте оценку ленинской характеристики экономического состояния предреволюционной России, изложенной в его работах 1917 г. 12. Почему партии большевиков удалось взять власть в октябре 1917 г.? 13. В чем разница между Октябрем в Петрограде и Москве и чем это было обусловлено? 14. Какие были альтернативы большевистскому Октябрю и какая из них имела, на ваш взгляд, больше всего шансов на то, чтобы быть реализованной? 15. Какие оценки первых декретов Советской власти имеют место в современной отечественной и зарубежной литературе? С какими из них вы согласны или не согласны и почему? Семинар по теме 14. Советское общество в 1921—1941 Годах: формирование тоталитарной системы и культа Личности Сталина Вопросы для обсуждения 1. Поиск путей развития страны после окончания гражданской войны: - новая экономическая политика: сущность, содержание, итоги; - характерные черты социально-экономического развития страны в 20-е годы XX в. 2. Политическая система СССР, ужесточение режима - образование СССР. Национально-государственное устройство и особенности политической системы; - формирование однопартийного политического режима; - внутрипартийная борьба и усиление режима личной власти Сталина. 3. Форсирование экономических и социальных процессов: - курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; - социально-экономические преобразования в 30-е годы; - последствия культа личности Сталина. Темы рефератов и сообщений 1. Противоречивость экономического и социального развития СССР в 20-30-е годы. 2. Последние письма и статьи В.И. Ленина: осмысление нового курса развития страны. 3. Судьба оппозиционных партий. 4. Модернизация промышленности страны в 20-е годы. 5. СССР в годы первых пятилеток. 6. Проблема путей развития крестьянского хозяйства в научной и общественно-политической мысли 20-х годов. 7. Коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и последствия. 8. Сопротивление сталинизму. Искоренение Сталиным организованной оппозиции. 9. Конституция СССР 1936 г.: основные положения, оценки, суждения. 10. Массовый террор 30-х годов и его последствия. Рекомендуемая литература Основная: История России с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2006. - С. 420-460. Орлов А.С, Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. -С. 352-383. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2004. - С. 447-480. Виноградов А.В., Юдин В.И. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.: МГЭИ, 2001. - С. 42-47. Дополнительная: Деревянко А.П., Шабельникова Н.И. История России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. -С. 282-339. История России: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / под ред. Г. Н. Сердюкова. - М., 2004. -С. 321-354. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. - М., 2005. - С. 233-241. Новейшая история Отечества. XX век: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / отв. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. - М., 2006. - Т.2. - С. отлично-91. Контрольные вопросы 1. Какие проблемы стояли перед страной после окончания гражданской войны? Почему «военный коммунизм» не смог их разрешить? 2. В чем сущность новой экономической политики? 3. В чем причины кризисов нэпа? 4. Каких изменений в управлении государством потребовало бы продолжение новой экономической политики? 5. Охарактеризуйте особенности рынка в условиях нэпа и роль товарно-денежных отношений в плановой и регулирующей деятельности государства в 20-е годы. 6. Какие этапы индустриализации вы можете выделить? Охарактеризуйте каждый из них. 7. Выделите основные этапы коллективизации. Какие последствия она имела для страны? 8. В чем сходство и различие между бухаринской и чаяновской альтернативами коллективизации по-сталински? Почему ни та, ни другая не были реализованы? 9. В чем сущность противоречий между Лениным и Сталиным по национальному вопросу?
10. Почему в России 1920-1930-х гг. не было создано массовых оппозиционных организаций сталинскому режиму? Можно ли согласиться с утверждением о том, что «народ молчал»? 11. Были ли выполнены задачи культурной революции? Каких успехов достигла страна в этом отношении в довоенный период? 12. Объясните., почему курс на унификацию и жестокую регламентацию духовной жизни советского общества стал в 30-е годы определяющим.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|