Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перестройка и ее итоги (1985-1991 г.г.)





 

1. Поиски путей совершенствования социализма

 

В марте 1985г. Генеральным секретарем был избран 54-летний секретарь ЦККПСС по сельскому хозяйству М.С.Горбачев. С его именем связан новый этап в жизни государства, получивший название "перестройки" и положивший начало коренным изменениям советского общества.

Следует подчеркнуть, что в 1985 г. термина "перестройка" еще не было в политическом лексиконе. Горбачев позже признал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшейся за последние

десятилетия системы и выправление отдельных деформаций социализма. Само понятие "перестройка" трактуется неоднозначно историками и политологами. Большинство обществоведов под "перестройкой" понимают всю совокупность

общественно-политических процессов (экономических, политических,

социальных, идеологических), происходящих в нашей стране в период с 1985 по 1991 г.г.

Период перестройки историки делят на два этапа:

I. 1985-1988 г.г. - попытка добиться ускорения социально-экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления.

II. 1989-1991 г.г. - реформа политической системы общества. Кризис перестройки, введение элементов рыночной экономики. Второй этап "перестройки" завершился в августе 1991 г. глубоким политическим


 

кризисом, роспуском КПСС и вступлением государства в новый период развития.

М.С.Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой "обновления социализма". Суть обновления они видели в соединении социализма и демократии. Начало новому

курсу было положено апрельским (1985г.) Пленумом ЦК КПСС, на котором шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны.

Концепция ускорения была закреплена XXVII съездом партии (март-апрель

1986г.), нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года".

Стратегия ускорения основывалась на интенсификации производства, на базе научно-технического прогресса и активизации человеческого фактора, т.е. инициативы работников всех уровней.

Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. За

15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.

XVII съезд КПСС расширил содержание концепции ускорения, распространив ее на общественные отношения. Во главу угла политики "ускорения" были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом,

беззаконием. За короткое время был омоложен верхний "эшелон" руководства. Н.И.Рыжков сменил Н.А.Тихонова на посту премьер-министра, Н.В.Талызин стал вместо Н.К.Байбакова председателем Госплана СССР, Б.Н.Ельцин был назначен секретарем ЦК КПСС, а затем - первым секретарем Московского горкома КПСС и

кандидатом в члены Политбюро. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. Изменения коснулись также среднего и нижнего звена партноменклатуры. К началу 1987г. было смещено и

заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС.

Желая быстрее добиться положительных сдвигов в экономике,

правительство провело ряд компаний: борьба с нетрудовыми доходами, антиалкогольная кампания. По замыслу М.С.Горбачева антиалкогольная кампания должна была оказать влияние на повышение производительности труда и укрепление трудовых дисциплин. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники.

Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством обернулась громадным ущербом для государства:

- была подорвана экономическая база южных винодельческих районов

(Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др.);


 

- участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей, начался рост токсикомании, наркомании;

- поступления в казну от продажи спиртных напитков сократились за 3

года на 37 млрд. руб.;

- из-за сокращения поступлений в доходную часть бюджета возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную

эмиссию.

В итоге государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Это означало, что

концепция ускорения провалилась. Начались поиски иных путей реформирования.

В июне 1987 года Пленумом ЦК КПСС были приняты "Основные положения коренной перестройки управления экономикой", в которых

политическое руководство сделало упор на изменение системы управления народным хозяйством. В связи с тем, что управление огромной страной с сотнями тысяч предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был

определен путь предоставления самостоятельности предприятиям.

Принятый закон "О государственном предприятии (объединении)"

расширил самостоятельность и права предприятий: представил им полный хозрасчет, самоокупаемость и самоуправление. Директивный государственный

план был заменен госзаказом. Закон "О кооперации" стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и обслуживания, предоставлял

возможность возникшим кооперативам получения значительных субсидий из государственной казны.

В условиях господства государственной экономической системы без налаженного рыночного механизма такие меры привели к негативным

последствиям. Новые кооперативы, не имевшие первоначального капитала из-за отсутствия соответствующих социальных слоев в советском обществе, получили огромные финансовые кредиты, которые не дали сиюминутной прибыли, а лишь

способствовали оттоку денежных средств из бюджета и стимулировали инфляцию.

Расширение прав предприятий сразу же привело к повышению заработной

платы при минимальном росте выпуска продукции. Прирост денежных доходов населения в процентах к предыдущему году в 1987 г. составил 3,9, в 1988 г. - 9,2, в

1989 г. - 13,1. В 1990 г. эмиссия наличных по сравнению с 1989 г. возросла в 1,5 раза.

В результате с 1988 года разбалансировка народного хозяйств стала приобретать кризисные черты, которые проявились в глубоком расстройстве финансовой системы, возрастающем дефиците бюджета, усиливающейся инфляции, процветании теневого рынка, нехватке потребительских товаров. С лета 1989 года острота экономических проблем усугубилась серией забастовок на


 

шахтах основных угольных бассейнов. Ухудшение условий труда,

продовольственного снабжения вызвало взрыв недовольства в стране.

Принятый осенью 1988 года закон о порядке разрешения трудовых конфликтов не дал результатов. Складывающаяся обстановка требовала новых подходов. В 1989-1991 г.г. в основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается идея его построения по рыночным принципам. В конце

1989 года правительство продолжило свою программу перехода к "планово-

рыночной экономике", рассчитанную на 6 лет.

Помимо правительственной был ряд альтернативных программ, в том числе программа межрегиональной депутатской группы Верховного Совета, которая

предлагала более радикальные меры, ускоренный переход к рыночной экономике.

Для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке:

1. Ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимум продуктов и товаров по низким ценам.

2. Свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.

Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу.

Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что она не действует. Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.

На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И.Рыжков), в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в

три раза) и на промышленные товары с частичной компенсацией.

В июле 1990 года состоялась встреча Президента СССР М.С.Горбачева и

Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Создается

комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя Председателя

Совета Министров РСФСР Г.Я.Явлинского.

Таким образом, разработкой программы перехода к рыночной экономике одновременно занимались две комиссии: правительственная и Шаталина - Явлинского. Комиссия Шаталина - Явлинского подготовила общесоюзную "Программу 500 дней". В ее разработке принимали участие представители почти всех союзных республик.

В программе в качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы, при этом цены на основные

продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при


 

сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль за выполнением программы. В программе были проработаны вопросы разгосударствления и приватизации экономики, структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения.

В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1

октября 1990 года. Эта программа была представлена на Верховный Совет СССР, на котором был заслушан и доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. После обсуждения сессия Верховного Совета не

приняла эти программы. Несмотря на то, что они содержали концептуально несовместимые идеи, было решено выработать на их основе единый компромиссный вариант.

В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР утвердил новый вариант президентской Программы "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Многие специалисты оценили ее

как скорее документ политический, чем экономический: она носила общий неконкретный характер, не указывала сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от "Программы 500 дней" предусматривались более медленные темпы

приватизации. В президентскую программу не вошли наиболее радикальные предложения шаталинской группы. Президентская программа по существу фактически блокировала выполнение "Программы 500 дней", что вызвало конфликт между Центром и Россией.

В 1991 г. начался экономический кризис, который принял комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу. В 1990 г., впервые за послевоенный период, валовый национальный продукт снизился на 2% по

сравнению с предыдущим годом, национальный доход - на 4%.

Падение производства продолжилось в 1991г. и в процентах к 1990г.

составило по продукции промышленности - 6,2, сельского хозяйства - 11, валовый национальный продукт снизился на 10 процентов. Добыча нефти упала до уровня

середины 70-х годов, угля - до уровня начала 70-х годов. Инфляция переросла в гиперинфляцию и составила 145 процентов.

Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений, недооценка происшедших качественных измерений в международной политике и структурных сдвигов в

экономическом механизме, расчет на волевые воздействия со стороны


 

руководства и проведение непродуманных экспериментов привели к глубокому экономическому, а также политическому и межнациональному кризису.

Неэффективность принимаемых мер привела Горбачева М.С. к выводу о необходимости коренной перестройки политического механизма, что нашло свое выражение в реформе политической системы советского общества.

 

2. Реформа политической системы

Кризисное состояние общества, резко ухудшившееся материальное состояние народных масс вызвали в условиях гласности волну критики политики

правительства и поиск альтернативных путей развития государства. Сверхцентрализованному политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от

официально-консервативных до антисоветизма и национализма. В обществе менялось отношение к религии, к западным духовным ценностям. В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит

раскол. Группа партийных функционеров во главе с М.С.Горбачевым и А.Н.Яковлевым пришла к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии и отмене конституционных гарантий этой роли. В июне

1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила его положения. Это событие стало рубежным.

Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического

государства. Определила основные направления политической реформы: отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе; формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия; демократизация органов государственной власти; расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере; перестройка национальных отношений на демократической основе.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в отставку" третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Увеличился выход из рядов партии. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.


 

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы. Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС. Закон "О выборах народных депутатов" утвердил выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти; верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно; вводился пост Председателя Верховного Совета СССР, создавался Комитет конституционного надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР способствовала возрождению многопартийности в стране. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя Демократический союз (май 1988 г.). С апреля 1988г. возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: Народный фронт Эстонии, Народный фронт Латвии, Саюдис (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках.

1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представляли Демсоюз, выступавший за смену модели общественного развития, Российское христианско-демократическое движение, Христианско-демократический союз России, Христианско-демократическая партия России и др. Первыми представителями либерального направления стали Демократическая партия Советского Союза, Демократическая партия, Либерально-демократическая партия и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года сформировались крупнейшая партия либерального лагеря

- Демократическая партия России, в ноябре - Республиканская партия Российской

Федерации. В октябре 1990 года на базе движения избирателей Демократическая Россия (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года) оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено Социал-

демократической ассоциацией и Социал-демократической партией России. В июне

1990 года создается Социалистическая партия. Анархическое направление нашло


 

отражение в деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и Анархо-

коммунистического революционного союза.

Многие из этих партий были малочисленными, не имели прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политические плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу -

КПСС. В 1990 г. - нач. 1991 г. в ней обозначились три направления: социал- демократическое - "Демократическое движение коммунистов", центристское - "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистическое. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистической направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий,

выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации

российского государственного традиционализма (монархисты), революционно-

социалистического традиционализма, группа "Единство" и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления - коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя.

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из

создавшегося положения. Их возникновение говорило о том, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги

власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис.

В этот период ярко проявились три альтернативных тенденции

общественно-политического развития:

1) реформаторстко-демократическая, представленная партиями демократической направленности и отражавшая стремление к обществу

западно-европейского образца с его демократическими институтами и рыночной экономикой;

2) национально-патриотическая, поддерживаемая создававшимся нацио-

политическими партиями. Причинами формирования этой тенденции были религиозные, региональные и культурно-национальные различия


 

между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса;

3) традиционно-коммунистическая, сформированная десятилетиями социалистического образа жизни и поддерживаемая сторонниками КПСС. Таким образом "перестройка" привела к коренной реформе политической

системы и политическому плюрализму.

 

Распад СССР

 

Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уникальное многонациональное федеративное государство, которое объединяло

53 национально-государственных формирования и более 100 наций и

народностей.

В период "перестройки" наряду с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, обостряться межнациональные

противоречия. В условиях разрушения прежней политической системы центробежные процессы приобрели обвальный характер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликтный облик, на карте страны

появились горячие точки. В 1988-1989 г.г. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. В Фергане (1989г.), в Ошской

области Киргизии (1990г.) жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной стороны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые переросли в вооруженные конфликты. Началось военное противостояние между русскоязычными Приднестровьем и

Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республиках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году

насчитывалось в стране уже более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочисленных политических партий и движений, открывая свои темные стороны.

Союзное руководство предприняло военные карательные действия, направленные на подавление национальных выступлений. Большой общественно- политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 года, где в

результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В январе 1991 года произошли столкновения с

войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождавшиеся человеческими жертвами. Эти события резко обострили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации.


 

С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик от общесоюзного центра. В ноябре

1988 года Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте

1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства".

В 1990 году стремление к суверенизации приняло широкие масштабы. В представительных органах союзных республик под влиянием национальных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем стало принятие в апреле 1990

года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".

Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию. Ранее в национальной политике коммунистической партии постоянно подчеркивалось политическое равенство всех республик и закреплялось в

государственном устройстве. Например, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие

несоответствия привели к тому, что в печати все чаще стали появляться статьи, показывавшие, что Россия обделена, является донором для других республик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990г.

принял Декларацию о государственном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным праздником. (Спустя год, 12 июня 1991 года всенародным голосованием Президентом РФ был избран Б.Н.Ельцин).

Распад Советского Союза стал неизбежным.

Декларация союзных республик о суверенитете поставила в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского союза. IV Съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц, несмотря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме.


 

Весной - летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение "9 + 1", то есть девяти республик и центра, которое регулировало отношения между сторонами на основе конфедерации. Подписание договора было намечено на 20 августа. Проект этого договора предусматривал предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий.

18 августа консервативное крыло из руководства СССР изолировало

Президента М.С.Горбачева на даче в Крыму, где он проводил свой отпуск. Вице-

президент Г.И.Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И.Янаев, председатель правительства В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ В.А.Крючков, зам.председателя Совета обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.

Сопротивление заговорщикам возглавило руководство России. Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявились незаконными.

Решительное неприятие действий заговорщиков широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н.Ельциным привели к поражению путчистов. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ

не оказала поддержки ГКЧП.

23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, М.С.Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК и объявил о роспуске КПСС. Был

распущен также союзный Кабинет министров, в сентябре - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991г. Б.Н.Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС и РКП на территории РСФСР.

После августовских событий усилились сепоратийские тенденции на территории СССР. О своем выходе из состава СССР 6 сентября заявили республики Прибалтики.

9 сентября провозгласила независимость Чеченская республика. В течение

сентября - октября о независимости объявили остальные союзные республики.

Реальная власть в республиках сконцентрировалась в руках национальных президентов.


 

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) встретились лидеры России, Украины и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, о намерении создать Содружество Независимых государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики) поддержали Беловежские соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлевским дворцом был спущен флаг СССР и водружен флаг Российской Федерации. Советский союз прекратил свое существование.

Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин.

Объективные причины: накапливавшиеся национальные противоречия советского периода; неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период перестройки; крушение КПСС как фундамента Советского Союза и ядра

советской политической системы; движение за национальное самоопределение республик.

Субъективные причины: ошибки Советского руководства и М.С.Горбачева

(непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики); движение национальных лидеров и политических элит за независимость и суверенитет.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Почему послесталинское руководство сразу же начало реформы?

2. Каковы были основные достижения и просчеты Н.С.Хрущева?

3. Чем было вызвано падение Н.С.Хрущева?

4. Каковы причины установления консервативного курса нового руководства?

5. Раскройте основные причины и результаты экономической реформы 1965 г.

6. Укажите тенденции экономического и социального развития страны в 70-е -

начало 80-х г.г. В чем заключались причины растущего отставания СССР от западных держав?

7. Чем было вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло?

8. Что заставило М.С.Горбачева начать преобразования?

9. Какие новации предложил М.С.Горбачев в политике и экономике?

10.В чем причины радикализации реформ в 1985-1990 г.г.?

11.Покажите основные проявления и причины кризиса перестройки.

12.Чем был вызван августовский (1991г.) путч в Москве?

13.Можно ли было сохранить СССР?


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.