Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 5. СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТИ РАДИКАЛЬНОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (1991-2000 г.г.)





 

 

Экономические реформы

 

 

Перемены, которые произошли в России после распада СССР, сопоставимы по своим масштабам с последствиями мировых войн.

Россия утратила положение великой державы и понесла огромные

экономические и геополитические потери. Ее территория сократилась более чем на 5 млн. км2 по сравнению с Советским Союзом, на 1/2 снизилась численность населения. Трудности экономических преобразований привели к сокращению ее экономического потенциала на одну треть. Страна потеряла половину морских портов и торговый флот.

Непосредственным результатом распада СССР явилось падение производства, прекращение инвестиционной деятельности, развал кооперационных связей в рамках СССР и СЭВ. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально- экономической ситуации в стране, вызвало процесс поляризации населения.

Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки

золотого запаса.

Политические изменения периода реформ Горбачева привели к ликвидации однопартийной коммунистической системы и ослаблению политической стабильности в обществе. В стране были закреплены политические свободы,

политический плюрализм, сформировалась многопартийная система.

После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.

Пришедшие к власти радикалы во главе с Б.Н.Ельциным выдвинули программу экономических реформ на 1992-1993 г.г., которая включала в себя: свободное

ценообразование (что должно было ликвидировать товарный дефицит);

либерализацию торговли; массовую приватизацию жилья и госпредприятий.



Тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность явилось главной задачей либерально-приватизационного курса реформ. Структурная перестройка российской экономики предполагала преодоление сверхмиллитаризации и чрезмерного производства средств производства (которое в 1992 г. составляло 82,6%).

Социальное направление реформ заключалось в создании новых социальных групп, прежде всего относительно широкого слоя собственников.

Главным стратегом экономических реформ, сторонником метода "шоковой терапии" выступил вице-премьер российского правительства Е.Т.Гайдар.


 

В январе 1992 г. были освобождены цены на большинство товаров и услуг. В условиях сохранившейся предельной монополизации производства это привело к резкому росту цен к концу 1992 г. примерно в 100-200 раз. Уровень жизни населения снизился на 50% по сравнению с концом 80-х годов.

В конце 1992 года началась приватизация госсобственности. Первый этап ее проводился на основе ваучеров (поименных приватизационных чеков), бесплатно

выданных всем гражданам России. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий.

Одновременно в январе 1992 г. была упразднена централизованная система

распределения ресурсов, предпринимались меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение. Проводилось сокращение доли общих военных расходов (в 1991г. - на 67-71%).

Результаты реформ 1991-1992 г.г. оказались глубоко противоречивыми.

С одной стороны, в России был "введен" рынок, либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит. Российская приватизация выполнила задачу

демонтажа механизма централизованного управления экономикой.

С другой стороны, продолжился спад промышленного производства (на

35%), произошло резкое снижение уровня жизни народа.

В результате освобождения цен денежные средства населения в государственном сбербанке фактически оказались конфискованными, что вызвало

острое социальное недовольство. Высокая инфляция привела к падению курса рубля, сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию.

В ходе процесса приватизации (продажи акционированных предприятий)

произошло перераспределение госсобственности, в итоге значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой части населения страны.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки

Е.Т.Гайдара с поста и.о. премьер-министра. Новым главой Правительства был избран В.С.Черномырдин (бывший руководитель нефтяной и газовой

промышленности СССР). Он произвел корректировку курса реформ: при сохранении общего направления движения в сторону рынка ставка была сделана

на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, вновь получившим от правительства значительные кредиты. Протекционизм также

являлся главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия с принципами проведения реформ назначенные в новый Кабинет вице-премьером Е.Т.Гайдар и министром финансов Б.Г.Федоров в начале 1994г. покинули Правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.

В декабре 1992 г. правительство приняло единую тарифную систему оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере.


 

Главным направлением реформ стала массовая приватизация государственных предприятий во всех отраслях, координировал этот процесс один из вице-премьеров - А.Б.Чубайс.

К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. В то же время в условиях коррупции в свехмонополизации приватизация имела ряд

негативных последствий. В ходе приватизации произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20-30 раз и соответственно стоимости приватизационных чеков. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином остался директор,

распоряжающийся доходами.

За первые годы реформ выросло количество частных банков (до 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве доля предприятий с государственной формой

собственности составляла не более 15% земельных угодий (24000 колхозов). Остальные превратились в Товарищество с ограниченной ответственностью и Акционерные общества (АО).

Спад производства в промышленности продолжился и составил 16,2%, в сельском хозяйстве - 4% по сравнению с 1992 г. В условиях отсутствия необходимой технико-экономической базы и помощи государства прекратили

свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств.

Правительство В.С.Черномырдина пыталось стабилизировать уровень жизни населения, оказывая целевую поддержку части наименее защищенных

слоев. Поощрялась предпринимательская деятельность граждан, активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций.

Приоритетной задачей на новом этапе вновь была провозглашена жесткая финансовая политика. Для решения задач в этой области и пополнения бюджета

была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по налоговой политике. Однако несмотря на это Правительству не удалось сдержать спад производства и падение эффективности экономики.

На фоне общего спада промышленного производства произошло усилие сырьевой ориентации отечественной промышленности. Доля этих секторов за

1991-1996 г.г. возросла более чем в 2 раза, в то время как доля машиностроения

сократилась более чем на 20%, легкой промышленности - на 62%. Сократилась доля общих военных расходов в структуре ВВП: с 7,6% в 1990 г. до 3,82% в

1997г. В результате Россия потеряла традиционные рынки вооружений. Размер

внешнего долга России приблизился к 130 млрд. долл., что составляло 53% ВВП.

В этот период долг развивающихся стран России как преемнице СССР равнялся

149 млрд. долл. Для того чтобы ускорить процесс возврата денег, Россия вступила в члены Лондонского и Парижского клубов стран-кредиторов.

В марте 1997 г. Президент отправил в отставку Правительство. Главным поводом стало проведение 27 марта 1997 г. Всероссийской акции протеста,


 

организованной профсоюзами и поддержанной оппозицией. Причиной выступлений трудящихся стало продолжавшееся падение жизненного уровня населения, невыплаты заработной платы, социальных пособий и пенсий. В.С.Черномырдин остался главой Кабинета, а его первыми заместителями были назначены А.Б.Чубайс, который стал одновременно министром финансов, и Б.Е.Немцов (представитель российских регионов, губернатор Нижегородской области).

В качестве основных направлений деятельности нового Кабинета были определены следующие: реформирование естественных монополий, пенсионная и

коммунальная реформа, реформа правительственного аппарата. Важной задачей нового кабинета была объявлена борьба с коррупцией, которая рассматривалась как одна из причин падения авторитета российской власти. В этих целях

вводилось декларирование доходов и имущества руководителей, а также членов их семей. Президент поручил даже разработать свод этических правил государственного служащего, а также Кодекс государственной службы.

Новым Кабинетом министров было принято решение об отмене неоправданных налоговых и таможенных льгот.

Правительство Черномырдина приняло ряд мер для выхода из финансового

кризиса: принимается закон о секвестировании расходов федерального бюджета, т.е. сокращение государственных трат на 108 трлн. руб.; в 1998 г. проводится деноминация рубля; принимается новый закон о банкротстве.

Для спасения положения правительство объявило о введении государственных краткосрочных обязательств (ГКО), с помощью которых в страну удалось привлечь значительные капиталы. Другим источником решения финансовых проблем стало привлечение денежных средств населения через

сформировавшуюся банковскую систему. Все это позволило снизить темпы инфляции, обеспечить стабильность цен. Однако долго такое положение сохраняться не могло, так как слишком велики были те суммы, которые

государство должно было выплачивать держателям ГКО. Постепенно назревал финансовый кризис.

В начале 1998 г. Черномырдин был отправлен президентом в отставку, а его

преемником стал С.В.Кириенко. За короткий срок пребывания на посту председателя Правительства РФ он попытался предотвратить грядущую катастрофу. Однако сделать это ему не удалось. В результате 17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО и отменило "валютный коридор". Это означало фактический отказ государства платить по долгам (дефолт). В стране разразился острый финансовый кризис. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, в результате чего доверие к банкам и правительству было утрачено. Начала рушиться банковская система страны. В 4 раза снизился курс рубля по отношению к доллару. МВФ и


 

Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, в результате чего вновь возник дефицит ряда товаров. Правительство Кириенко было также отправлено в отставку. 11 сентября 1998 г. Кабинет министров возглавил Е.М.Примаков.

Главными принципами его политики стало более жесткое государственное регулирование рынка; ограничение денежной эмиссии в размерах, не

допускающих гиперинфляции; борьба против криминализации в сфере экономики. Правительство предприняло меры по административному регулированию валютного рынка под руководством Центробанка РФ. С 1 октября 1998 г. была

введена госмонополия на алкогольную продукцию.

В верхних эшелонах власти развернулась борьба по проблемам выхода из кризиса и в мае 1999 г. правительство Е.М.Примакова было отправлено в

отставку. Новым главой Кабинета министров стал С.В.Степашин, которого 16

августа 1999 г. сменил В.В.Путин.

В период деятельности правительственного кабинета В.В.Путина продолжался поиск путей выхода страны из кризиса. Наполнение бюджета

осуществлялось с помощью налоговой политики: введения ряда новых сборов и налогов; активизации внешнеторговой деятельности. Экспорт 1999 г. возрос на

10% по сравнению с 1998 г., что обеспечило 30% общих поступлений в федеральный бюджет. Однако главными статьями экспорта традиционно оставалось минеральное сырье, металл, химическая продукция. За это же время

вывоз готовых товаров и машинно-технической продукции сократился на 4%; на

24% снизился товарооборот со странами СНГ.

Была достигнута договоренность с Лондонским клубом о понижении процентной ставки и льготном периоде отсрочки выплат по российскому

внешнему долгу.

Особое внимание уделялось социальной сфере. Были приняты указы по повышению в 2000г. расходов на пенсии в 1,2 раза, о повышении тарифной ставки

(оклада) по оплате труда работникам бюджетной сферы.

Однако в целом экономическая ситуация оставалась тяжелой. Размер доходной части госбюджета на 1999 г. оказался равен 20 млрд. долл. (меньше

городского бюджета Нью-Йорка). Западным кредиторам в этом же году Россия должна была выплатить 17 млдр. долл. Страна оказалась на грани полного банкротства.

К началу 2000 г. стало ясно, что расчеты либеральных экономистов на то, что экономика России быстро займет достойное место в мировом хозяйстве, не оправдались. Распад СССР и сокращение объемов производства, финансовые кризисы и разрушение хозяйственных связей привели к тому, что Россия в

короткий срок оказалась на 55-м месте в мире по объемам производства.

Основными экспортными товарами стали нефть, газ и оружие. Однако США


 

постарались перекрыть России возможности для торговли оружием, используя режим международных санкций. Падение мировых цен на нефть и газ вызвало наращивание объемов продажи российского сырья на внешних рынках при больших потерях для бюджета. Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада.

Таким образом, экономическое развитие страны в 90-е г.г. было полно противоречий. С одной стороны, начали формироваться рынки труда, жилья, продовольствия, фондовый. Рубль стал конвертируемой валютой. Приватизация привела к передаче в частную собственность десятков тысяч предприятий. Начал формироваться отечественный средний класс - основа стабильности любого общества. Но, с другой стороны, падение объемов производства нарастало с каждым годом (в промышленности они составляли в 1998 г. лишь около 40% от уровня далеко не самого благополучного 1990 г.)

Процесс деиндустриализации страны нанес серьезный удар по социальному развитию России. На грани краха оказались многие учреждения образования,

здравоохранения, социального обеспечения. Ускорились изменения в социальной структуре населения страны. К концу 90-х г.г. богатые составляли 3% населения страны, средний класс – 7%, бедный –25%, а нищее - 65% (по другим данным, эти

показатели равны соответственно 3-5%, 12-15%, 40% и 40%). Появились категории населения, о которых, казалось, давно забыли, - безработные (до 8 млн. человек), бездомные (более 1 млн. человек), беженцы (до 7 млн. человек),

профессиональные нищие (не менее 2 млн. человек).

 

Политическое развитие

 

Демократизация политического процесса, начавшаяся в период "перестройки", привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей: на исполнительную (в лице избранного в июне 1991 г. Президента) и законодательную (Верховного Совета РСФСР). Переходный характер российской государственности обусловил в 1993 г. противостояние двух ветвей власти.

Президент последовательно защищал позиции радикальных демократов и их курс реформ. Центром открытой оппозиции, недовольной ходом реформ в стране, стал Верховный Совет РСФСР во главе с его председателем Р.И.Хасбулатовым. Народные депутаты выступали за смягчение социальных последствий реформ и ограничение полномочий президента и правительства. Разногласия между президентом и Верховным Советом проявились в ходе работы над проектом новой Конституции. И та, и другая сторона стремились закрепить за собой ключевые властные полномочия. Поэтому проект Ельцина исходил из построения в России президентской, а проект Верховного Совета - парламентской республики.


 

Фактически речь шла о выборе между либеральной и советской системами организации власти.

Обе стороны стремились в споре друг с другом опереться на поддержку народа. В апреле 1993 г. был проведен референдум о доверии президенту. Почти

60% голосовавших выразили доверие Б.Н.Ельцину, однако лишь чуть больше

половины из них поддержали его политику. Тем не менее, итоги референдума означали победу президента. Используя ее, он ускорил разработку своего варианта Конституции страны. Летом 1993 г. состоялось Конституционное совещание, одобрившее идею формирования в стране президентско-парламентской республики. Руководство Верховного Совета отказалось от участия в обсуждении проекта Конституции. Открытое столкновение двух ветвей власти стало неизбежным.

Политический кризис разразился 21 сентября 1993 г., когда президент подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти - Совет Федерации и Государственную Думу, а также референдума о новой Конституции страны. Против президентского указа выступило руководство Верховного Совета, а также большинство членов Конституционного Суда, признавших действия президента неконституционными. Было принято решение об отстранении Ельцина от власти и назначении новым главой государства вице-президента А.В.Руцкого, который сразу начал формировать новое правительство. В ответ на это президент приказал войскам окружить здание Верховного Совета, а депутатам покинуть его.

2 октября по столице прокатилась волна демонстраций и акций протеста,

организованных оппозицией. Они вылились в массовые беспорядки. В городе началось строительство баррикад. 3 октября восставшие захватили здание мэрии,

попытались штурмом взять телецентр "Останкино". Появились первые жертвы как среди восставших, так и среди мирных жителей. В столице было объявлено

чрезвычайное положение. Однако военное руководство колебалось и затягивало выполнение приказа президента о введении в Москву войск и бронетехники. Утром 4 октября начался артиллерийский обстрел здания Верховного Совета,

вызвавший сильный пожар и гибель людей. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и

Государственную Думу. Они впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Их результаты оказались неожиданными: первое место по партийным спискам оказалось у ЛДПР, получившей почти 25% голосов. Около 15% избирателей проголосовали за "Выбор России" Е.Т.Гайдара. С учетом депутатов, избранных по одномандатным округам, из 450 депутатов


 

Государственной Думы 96 мест оказалось у "Выбора России", 70 - у ЛДПР, 65 - у

КПРФ.

12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голосования была принята новая Конституция России, которую поддержали 58,4% голосовавших. Новый Основной Закон ликвидировал советскую систему власти. Российская Федерация провозглашалась президентской республикой. Вместо полновластных Советов было провозглашено разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной, подчеркивалась их самостоятельность.

Главой государства с огромными полномочиями стал президент,

определяющий основные направления внутренней и внешней политики и выступающий гарантом Конституции. Ему принадлежит вся полнота исполнительной власти и существенные законодательные полномочия, включая право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра.

Законодательные функции закреплены за Федеральным Собранием

(парламентом), состоявшим их двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной Думы (нижняя). Определен порядок принятия законов: их проекты вначале обсуждаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации, после чего должен подписать президент. В случае, если глава государства отказывается подписывать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть его вето и ввести закон в действие.

Высшими органами судебной системы являются Конституционный Суд (следящий за соответствием Конституции принимаемых законов и указов), Верховный Суд (высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам) и Высший Арбитражный Суд (по экономическим спорам).

В Конституции также закреплены основные политические и гражданские права и свободы.

17 декабря 1995 г. на выборах в Государственную Думу второго созыва из

43 избирательных блоков и объединений 5%-й барьер преодолели четыре из них -

КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", проправительственное объединение "Наш дом - Россия".

Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты. Представитель фракции КПРФ Г.Н.Селезнев стал Председателем Госдумы.

Сразу после выборов в Госдуму началась кампания по выборам Президента

РФ. Эти выборы стали крупнейшим политическим событием, так как именно президенту, согласно Конституции, принадлежит реальная власть в стране.

В выборах участвовали 11 кандидатов, в том числе действующий Президент

РФ Б.Н.Ельцин, бывший Президент СССР М.С.Горбачев, лидеры политических партий и движений Г.А.Зюганов (КПРФ), В.В.Жириновский (ЛДПР),

Г.А.Явлинский ("Яблоко"), А.И.Лебедь, а также предприниматели и


 

общественные деятели С.Н.Федоров, М.Л.Шаккум и В.А.Брынцалов. В первом туре выборов (16 июня 1996 г.) наибольшее количество голосов получили Ельцин (35,3%) и Зюганов (32%). Они и вышли во второй тур. На третьем месте оказался Лебедь. Президент назначил его секретарем Совета безопасности и своим помощником по вопросам национальной безопасности. Это добавило Ельцину голоса во втором туре и определило исход борьбы. 3 июля 1996 г. победу на выборах одержал Ельцин с 55% голосов, а Зюганов набрал 40,7%.

Второй срок пребывания Б.Н.Ельцина (1996-1999 г.г.) на президентском посту совпал со сложным периодом в истории нашего государства. 1998 г. стал

пиком социального конфликта в обществе. 9 апреля 1998 г. прошла Всеобщая акция протеста, вслед за ней последовали студенческие волнения в Екатеринбурге, затем "рельсовая война" шахтеров, полностью парализовавшая работу Северо-

Западной железной дороги. Участники этих акций добивались погашения задолженности государством по зарплате и стипендиям, их регулярной выплаты, повышения жизненного уровня. Особые опасения в обществе вызвала тенденция к

появлению элементов олигархического правления в России: слияния власти и частной собственности, путем вхождения финансистов и предпринимателей в высшие органы исполнительной власти.

На этом фоне произошла заметная активизация радикализма. Среди радикальных партий, которые пытались использовать сложную социально- политическую обстановку в стране, особенно выделялись праворадикальные:

националистические - Русское национальное единство, партия русских националистов; национал-патриотические (ЛДПР); леворадикальные (одна из которых КПРФ - самая крупная партия России - 1550 тыс. человек). Они использовали в качестве своих политических лозунгов этнический национализм,

опору на представления о коллективистском характере народа как средстве возрождения величия державы. В сложившейся ситуации оппозиция направляла свои усилия на отстранение Президента от власти (импичмент) и формирование

правительства "народного доверия".

После сложной предвыборной политической борьбы 18 октября 1999 г.

состоялись выборы в Государственную Думу третьего созыва. Новый состав думы представляли шесть избирательных объединений. Наибольшее количество голосов

получила КПРФ (24,22%). Это самая многочисленная фракция в Думе, которая не имеет теперь оппозиционного большинства. За коммунистами идет

проправительственный блок "Единство" ("Медведь", лидер С.Ш.Шойгу - 23,37%), далее движение "Отечество - вся Россия" во главе с лидером Е.М.Примаковым (12,64%) и Союз правых сил (лидер - С.В.Кириенко) (8,72%). 5%-й барьер преодолели: объединение "Яблоко" (6,13%) и "Блок Жириновского" (6,08%).

Главной сенсацией выборов стала победа межрегионального движения

"Единство", созданного только в октябре 1999 г. накануне выборов и слабые


 

результаты объединения "Яблоко", которое потеряло треть голосов. Не прошло в Государственную Думу объединение "Наш дом - Россия", получившее 1,2%, хотя его лидеры В.С.Черномырдин и В.Рыжков победили в одномандатных округах.

31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин заявил о своей отставке и передал полномочия премьер-министру В.В.Путину. С того момента в

соответствии с Конституцией Путин был назначен одновременно исполняющим обязанности Президента. С января 2000 г. он является также председателем Совета глав Государств СНГ. В своей политике он добивался политического согласия в обществе и во властных элитах. Начальный период его нахождения у

власти по времени совпал с предвыборной президентской компанией, которую В.В.Путин активно использовал, совершая поездки по регионам, предлагая конкретные меры, направленные на решение социальных проблем.

26 марта 2000 года состоялись выборы Президента Российской Федерации. Согласно данным Центризбиркома на 27 марта, голоса за кандидатов распределились следующим образом: за В.В.Путина - 52,52% избирателей,

Г.А.Зюганова - 29,44%, Г.А.Явлинского - 5,85%, М.А.Тулеева - 3,04%, В.В.Жириновского - 2,72%. Другие кандидаты (К.А.Титов, Э.А.Памфилова, С.С.Говорухин, Ю.И.Скуратов, А.А.Подберезкин, У.А.Джабраилов) получили от

1,5 до 0,08% голосов. Против всех проголосовали 1,9% избирателей. Преодолев

50%-й барьер, В.В.Путин обеспечил себе победу уже в первом туре. Итоги выборов показали падение доверия к компартии и ее лидеру среди избирателей (в

1996г. Зюганов получил во втором туре 40,3% голосов). Путину отдала свои голоса часть избирателей регионов, традиционно считавшихся "красным поясом" (Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края, Волгоградская, Белгородская, Челябинская и другие области).

В ходе предвыборной кампании В.В.Путин выступил с идеей "сильного государства, обеспечивающего свободу личности". Он выделил общенациональные приоритеты: повышение жизненного уровня людей, борьбу с

преступностью, обеспечение надежного "права собственности". Было заявлено, что никакого влияния на правительственные структуры со стороны так называемых олигархов не будет. Путин заявил также о намерении строить

внешнюю политику исходя их национальных интересов собственной страны.

Получив официально статус Президента, В.В.Путин сразу же приступил к реализации своей Программы. В связи с тем, что за последние годы ослабела роль

Центра и возросла политическая самостоятельность местных элит, одним из первичных шагов нового Президента стала реформа федеральной власти, в соответствии с которой было создано 7 федеральных округов во главе с полпредами Президента. Кроме того, В.В.Путиным был предложен проект

реформирования верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации.


 

28 июня 2000 г. Кабинет министров во главе с М.М.Касьяновым принял правительственную программу на ближайшие 10 лет и на 2000-2001г.г., разработанную под руководством министра экономического развития и торговли Г.Ю.Грефа. Программа включила в себя новую налоговую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию естественных монополий, прежде всего "Газпрома" и РАО "ЕЭС", а также принятие Земельного кодекса. Правительственная программа предполагает реформирование системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. В своей экономической части она направлена на защиту интересов потребителя и производителя, реформирование банковской системы и таможенной политики, укрепление национальной валюты.

 

 

Межнациональные отношения

 

 

После распада СССР из составной федеративной части союзного государства превратилсяь в самостоятельную федерацию (она включает в себя 89 регионов, 21 автономную республику, 50 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 2 города федерального значения - Москва и Петербург). Образовалось два уровня государственной власти в РФ - федеральный и субъектов Федерации.

Перед руководством РФ встала приоритетная задача на основе федерализма,

децентрализации управления строить российскую государственность. В 1991 г.

автономные республики в составе РСФСР заявили о своем суверенитете, автономные области объявили себя суверенными республиками. Особую роль в национальной политике государства приобрел исламский фактор (20 млн. человек в России исповедуют эту религию). Татарстан, Башкортостан, Якутия направляли свои усилия на выход из состава РФ. Руководство Чеченской Республики объявило о разрыве связей с федеральными властями и взяло курс на вооруженное противостояние с центром во имя достижения независимости.

В целях сохранения государственности в марте 1991 г. в Москве был подписан Федеративный договор, где оговаривались полномочия субъектов Федерации и обозначались границы между ними. Впервые все субъекты РФ получили право на создание собственных законов. В 1994 г. на особых условиях к договору присоединился Татарстан. Чечня отказалась от его подписания.

Одной из важных проблем для Российской Федерации в этот период стало обеспечение правового статуса национальных меньшинств. С этой целью 19 июня

1996 г. был принят закон "О национально-культурной автономии", регламентирующий права национальных меньшинств, не имеющих в пределах РФ своих государственно-территориальных образований. При правительстве РФ

создан Консультативный совет по защите интересов этнических общностей.


 

Разнообразие в темпах и масштабах реформ, их экономических и социальных последствиях определили региональные различия в уровне производства, материальном положении населения, демографической ситуации. Среди регионов выделяются наиболее привелигированные - Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), которые платят 1% в федеральный бюджет (все остальные - 10%). Имеется также группа "высокодоходных" регионов: Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Московская, Свердловская области, Краснодарский край. Вместе с тем имеются дотационные и высокодотационные регионы - Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Тува, Адыгея, Бурятский, Корякский, Чукотский АО и др.

После разграничения полномочий и перехода к выборам губернаторов

(1996г.) федеральное правительство вынуждено считаться с особенностью сознания местного населения и усилением местных экономических элит, а также

обозначившейся проблемой экономического сепаратизма (неисполнения федеральных законов и указов Президента, постановлений правительства,

сокрытия национальных доходов и т.д.). Эта ситуация требует принятия конституционных законов об укреплении влияния Федерального центра в регионах с целью сохранения целостности и безопасности российской

государственности.

После распада СССР самой "горячей точкой" России стал Северный Кавказ.

В декабре 1994 г. с целью "восстановления конституционного порядка" в Чечне сюда были введены федеральные войска, что привело к кровопролитной

двухлетней войне, которую удалось завершить лишь к осени 1996 г.

В октябре в Хасавюрте была достигнута договоренность о проведении в

Чечне президентских выборов и откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской Республики. Выборы состоялись 27 января

1997г. президентом Чеченской Республики был избран полковник А.Масхадов,

провозгласивший курс на национальную независимость Чечни. 12 мая 1997 г. был подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской

Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия, по которому стороны откладывали решение главного вопроса независимости Чечни на будущее.

После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терроризма на Северном Кавказе, которая осенью 1999 г. превратилась в общенациональную проблему. Чеченские бандформирования начали политику

устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов, нападения на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В.Путиным приняло решение использовать в борьбе против террористов силовые методы, что привело к началу "второй чеченской войны". Меры,

предпринятые Москвой, вызвали неоднозначную реакцию в мире. Российское правительство заявило мировому сообществу, что действия федеральных войск


 

направлены на осуществление контртеррористической операции на Северном

Кавказе, на сохранение целостности страны и ее спасения от терроризма.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

 

1. В чем заключались основные причины противостояния Б.Н.Ельцина и

Верховного Совета России?

1. Можно ли было избежать кровавых событий в Москве в октябре 1993 г.?

2. Раскройте основные направления структурных преобразований российской экономики во 2-й половине 90-х г.г.

3. Какое значение имела конверсия для перестройки российской экономики?

4. Чем можно объяснить значительные масштабы спада производства в России к середине 90-х г.г.?

5. Почему в этот период был сокращен объем инвестиций в экономику более чем в 3 раза?

6. Какие новые принципы государственного устройства заложены в Конституции

Российской Федерации?

7. Как развивались межнациональные отношения во 2-й половине 90-х г.г.?

8. Назовите основные политические партии современной России.

9. Покажите основные направления Программы Президента В.В.Путина.

10.Каковы на сегодняшний день основные достижения и просчеты в проведении российских реформ?

 

Заключение

 

 

В ХХ веке Россия прошла сложный и многотрудный исторический путь. Она стала первой страной в мире, познавшей опыт социалистической революции и социалистического строительства. В течение более 70 лет многоэтническое российское общество развивалось в условиях социализма.

С распадом СССР, крахом коммунистического режима в Российской

Федерации начался новый этап экономической модернизации. Реформы, проводившиеся в России в 90-е годы ХХ века, привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Стала реальностью частная собственность, сформировались новые социальные слои собственников. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовали активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство.


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.