Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гончаров Андрей Александрович





Герой Социалистического Труда (1987)

Народный артист СССР (1977)

 

Ему дважды присуждалась Государственная премия СССР (в 1977 году - за спектакль “Венсеремос!” и в 1984 году - за спектакли “Молва” и “Леди Макбет Мценского уезда”), а также Государственная премия РСФСР имени Станиславского (в 1972 году - за спектакль “Мария”) и премия Правительства Москвы (1994). Он награжден орденами Ленина (1987), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, 14 медалями.

 

 

Родился 2 января 1918 года в селе Синицы Зарайского района Московской области. Отец - Гончаров А.И. Мать - Гончарова Л.Р. Супруга - Жуковская Вера Николаевна (1920-1992), профессиональная актриса, работала в Театре на Малой Бронной. Сын - Гончаров Алексей Андреевич (1951 г. р.).

 

Дед Гончарова по материнской линии служил управляющим графа Келлера, которому принадлежало село Синицы. Здесь родился и рос сам Андрей. Все его детство связано с рекой и лесом. Наверное, поэтому Андрей Александрович очень хорошо знал деревню и бесконечно любил русскую природу. Многие годы каждое лето он проводил на берегу Оки, на даче в деревне Притыки. Здесь научился плавать, дважды тонул, но, преодолев со временем страх, переплыл реку в первый раз в возрасте семи лет.

 

Потом семья Гончаровых переехала в Москву и поселилась в доме в Брюсовском переулке. Отец вел уроки фортепиано в Филармоническом училище (будущем ГИТИСе, ныне - Российской академии театрального искусства). Параллельно работал концертмейстером в Большом театре. Мама была профессиональной актрисой, правда, с не очень счастливой сценической судьбой. Работа ее не удовлетворяла. Денег семье постоянно не хватало, и для того, чтобы как-то пополнить семейный бюджет, она организовала детскую театральную студию, в которую ходили многие ребятишки из соседних домов.

 

С юных лет приобщаться к искусству начал и Андрюша. С трехлетнего возраста начал учиться игре на фортепиано под руководством отца, а потом активно занимался в маминой студии. Играл в ее спектаклях все главные роли, читал массу стихов. Когда приходили гости, а среди них бывали замечательные люди: А. Дикий, В. Ратомский, Л. Баратов, художники, артисты цыганского театра, маленького Андрюшу водружали на возвышенное место, и он вопрошал: “Читать с “выражением”? А потом зычно объявлял: “Виктор Гюго” и картаво декламировал:

 

За баррикадою, на мостовой старинной,

 

Что кровью смочена преступной и невинной…

 

Однажды в мамину студию привели пятилетнюю девочку, Веру Жуковскую, мечтавшую стать актрисой, и мальчик… влюбился. Несмотря на возраст, влюбился серьезно, по-настоящему. Как нередко говорил Андрей Александрович, его судьбу определили две женщины: мать и супруга Вера Николаевна.

 

В школе Андрей учился не слишком удачно, особенно не любил математику, геометрию и вообще точные науки. Зато увлекался литературой, посещал школьный театральный кружок, в котором вместе с ним занимались Л. Целиковская, Л. Леонидов и известный впоследствии театровед Вл. Блок. Не пропускал ни одной театральной премьеры, знал и пел наизусть оперный репертуар Большого театра. Часто бывал в Театре Ф. Каверина, видел все спектакли Мейерхольда, но больше всего полюбил Малую сцену МХАТа на Тверской, 22, где формировалась тогда Вторая студия Художественного театра. В постановках театра играла замечательная плеяда русских актеров: Н. Хмелев, А. Тарасова, В. Орлов, А. Степанова, О. Андровская. Б. Ливанов, Н. Комиссаров.

 

Первая попытка поступить в ГИТИС на режиссерский факультет в 1936 году окончилась неудачей - требовался двухлетний стаж работы в театре. Однако замечательный артист В. Белокуров, заметив Андрея на режиссерских экзаменах и по достоинству оценив его задатки, предложил ему попробовать свои силы на актерском курсе, который тогда набирал В. Топорков. Поскольку выбора не оставалось, Гончаров сдал экзамен и был принят.

 

В то время Василий Осипович Топорков ходил репетировать к Станиславскому домой, в Леонтьевский переулок, и после рассказывал студентам все, что говорил ему Константин Сергеевич, показывал этюды, которые они делали. “Один-единственный раз посчастливилось побывать на репетиции самого Константина Сергеевича, вспоминал Андрей Александрович, и эта репетиция в Леонтьевском осталась в памяти на всю жизнь”.

 

Много позже А.А. Гончаров говорил: “Умение работать с человеком, с артистом - самое важное для режиссера, первый урок этому я получил на репетиции Станиславского”.

 

Посчастливилось Гончарову присутствовать и на репетициях В. И. Немировича-Данченко. И опять это был урок, на этот раз стиля, музыкальной культуры.

 

Проучившись год на актерском курсе, Гончаров решил вновь поступить на режиссерский факультет. На этот раз попытка оказалась удачной. Андрей попал в одну из групп, которую возглавил Н.М. Горчаков. Николай Михайлович к тому времени был уже известным режиссером, одним из ближайших помощников Станиславского и Немировича-Данченко и только начинал свою педагогическую деятельность. Таким образом, группа будущих режиссеров стала его первыми учениками и, занимаясь со студентами, он многому учился сам.

 

“Горчаков стремился развивать в нас способность к широте образного мышления, - вспоминал Гончаров. - Он заставлял нас выбирать для работы отрывки из произведений разных жанров и искать способы стилистического изложения материала. Причем призывал нас мыслить масштабно, небуднично, немелко. И по этой причине поощрял выбор трудных отрывков. Все это для режиссера чрезвычайно важно. Если постановщик не владеет мастерством отыскания нужного ключа к пьесе или не умеет пользоваться этим ключом при воплощении, он всю жизнь будет ставить под разными названиями один и тот же спектакль”.

 

Андрей был самым молодым на курсе. Все его однокашники были на пять-шесть лет старше. По этой причине его многие серьезно не воспринимали как режиссера. Зато как актера хвалили и даже предлагали роли. Поэтому в 1940 году, когда пришло время дипломного спектакля, Андрей, чтобы не уезжать из Москвы, решил устроиться в какой-нибудь театр актером. Найти работу сразу не удалось. Помогла начинающему режиссеру Мария Николаевна Овчинникова, которая преподавала на курсе Горчакова актерское мастерство. Она познакомила Андрея со своим мужем, Василием Александровичем Орловым, бывшим в то время заведующим труппой МХАТ, и тот решил показать Гончарова В.И. Немировичу-Данченко.

 

После просмотра Гончарову сообщили, что он принят. Однако руководитель курса Н.М. Горчаков, каким-то образом узнав о случившемся, подошел однажды к Андрею и произнес: “После того, как защитите диплом - можете поступать хоть в дворники! А сейчас вы отправитесь не в МХАТ, а на периферию - ставить дипломный спектакль”. И Гончаров отправился в Иваново, в местный драмтеатр.

 

“Когда я изложил свой режиссерский замысел: ставить водевиль по мотивам пьесы Корнейчука “В степях Украины”, - рассказывал Гончаров, - к театру подъехала машина, и меня увезли в местное отделение НКВД. “Это что же, маршал Буденный - водевильный персонаж? - спросили меня грозно. Я долго пытался что-то объяснить, и в результате, как ни странно, спектакль был поставлен и прошел довольно успешно”.

 

Началась Великая Отечественная война. В ГИТИСе формировался Коммунистический батальон Красной Пресни. Многие, в том числе Гончаров, устремились туда. “Каждый из нас был убежден, что все это - на две-три недели. А затем наступит победа. Мы пели тогда песню “Уходили комсомольцы на последнюю войну”. Мы были убеждены, что она - последняя”…

 

Под Вязьмой Гончаров принял боевое крещение. Через три дня боев от тысячи человек осталось чуть больше ста. Остатки батальона отвели под Ярцево на переформирование. Андрей Гончаров оказался во взводе конной разведки 4-го кавалерийского казачьего корпуса. В его составе участвовал в битве под Москвой на Истринском и Ельнинском направлениях. В одном из боев получил сразу два ранения, был вынесен товарищами с поля боя и отправлен в госпиталь.

 

После госпиталя из-за тяжелого ранения Гончарова демобилизовали. Узнав о том, что в его родном ГИТИСе образовалась фронтовая бригада, он направился туда и включился в работу входившей в нее группы студентов, принятых в институт, но из-за войны так и не начавших учиться. Возглавлял их будущий народный артист и заслуженный мастер спорта, легендарный телерадиокомментатор Николай Озеров. С концертами выступали на вокзалах, эвакопунктах, в госпиталях, в воинских частях, уходивших на фронт.

 

В 1942 году Гончарову предложили стать директором и режиссером Первого фронтового театра, образованного при Всероссийском театральном обществе. В состав труппы входили многие не уехавшие в эвакуацию известные артисты, среди которых были и народные, и заслуженные, немало проработавшие на сцене: Н. Рыбников, Н. Белевцева, М. Юдина, Е. Найденова, П. Леонтьев, В. Лебедев, С. Чернышев, А. Карцев, А. Дегтярь, С. Филиппов… Однако это не помешало 23-летнему режиссеру, да к тому же не имевшему опыта работы в театре, осуществить свои первые постановки: “Рузовский лес” К. Финна, “Женитьба Белугина” и “Правда хорошо, а счастье - лучше!” А. Островского, “Жди меня” К. Симонова, “Укрощение укротителя” Д. Флетчера.

 

Летом 1942 года коллектив театра выехал в свою первую фронтовую командировку на Северный флот. Весной 1943 года Первый фронтовой театр ВТО представлял свой репертуар в Ленинграде, в Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота. Последний выезд Гончарова в действующую армию связан со 2-м Белорусским фронтом, где театр выступал в городах Домброво и Белосток.

 

В конце 1944 года Гончаров получил приглашение Горчакова, вернувшегося в Театр Сатиры, стать его помощником. Его первой постановкой стала уже знакомая ему “Женитьба Белугина”, работу над которой он начинал сначала под руководством Б.Г. Добронравова. Однако Борис Георгиевич заболел, и репетировать молодому режиссеру пришлось самостоятельно. Премьера прошла успешно, и Гончаров стал штатным режиссером Театра Сатиры, где поставил еще несколько спектаклей, в том числе: “Вас вызывает Таймыр” А. Галича и К. Исаева (1948) и “Женихи” осетинского драматурга А. Токаева в переводе замечательного комедиографа В. Шкваркина (1951).

 

В это же время Гончарова пригласили на преподавательскую работу сначала на актерский факультет к В.А. Орлову, а потом на режиссерский к Н.М. Горчакову. В ГИТИСе Андрей Александрович работал до последних дней, был профессором, заведующим кафедрой.

 

Знаменательное событие в жизни Андрея Александровича - совместная работа и многолетнее общение с Андреем Михайловичем Лобановым, которого он всегда считал своим главным и любимым учителем. О работе с ним Гончаров мечтал давно, и вскоре эта мечта осуществилась. В 1947 году художественный руководитель Театра имени Ермоловой А.М. Лобанов пригласил его в свой театр сначала на постановку, а в 1949 году зачислил и в штат.

 

Первым спектаклем Гончарова в Ермоловском стала пьеса Тирсо де Молины “Благочестивая Марта” (1949). Затем Гончаров поставил еще один спектакль - пьесу А.Арбузова “Европейская хроника” (1953), но после увольнения из театра А.М. Лобанова, в знак протеста покинул театр и он.

 

Демонстративный уход Гончаров из Театра имени Ермоловой закрыл перед ним двери многих московских театров. В это время он получил приглашение Пырьева попробовать свои силы в кино. Однако вскоре понял, что режиссура театра и режиссура кино - две совершенно разные профессии. Параллельно ему было поручено художественное руководство Театром-студией киноактера, на сцене которого Андрей Александрович поставил пьесу А.Н. Островского “Дикарка” с участием многих известных актеров: Т. Макаровой, Н. Мордюковой, С. Мартинсона и других.

 

После окончания так и не сложившейся кинокарьеры наступил период “безвременья”. Гончарову, не нашедшему работы в Москве, пришлось уехать в Алма-Ату, где он приступил к работе над постановкой Фестиваля казахской национальной культуры. Однако вскоре в Москве на Спартаковской улице был открыт новый театр - Московский драматический, и в 1957 году Андрей Александрович получает приглашение стать его художественным руководителем и главным режиссером.

 

В этом театре Гончаров проработал восемь лет и на протяжении всего этого срока был предоставлен сам себе, в полной мере ощутив творческую свободу. Именно здесь, по его мнению, он и сформировался как режиссер. Им были поставлены спектакли “Вид с моста” А. Миллера (1959), “Закон зимовки” Б. Горбатова (1960), “Волнолом” Ю. Эдлиса (1961), “Третья голова” М. Эме (1961), а после переезда в новое помещение на Малой Бронной, давшее театру его нынешнее название, - “Аргонавты” Ю. Эдлиса (1962), “Мятеж неизвестных” Г. Боровика (1963), “Жив человек” В. Максимова (1964), “Визит дамы” Ф. Дюрренматта (1965), “Физики и лирики” Я. Волчека (1965).

 

После ухода из Театра на Малой Бронной Гончаров осуществил постановку спектакля “Бег” М. Булгакова (1967) в Театре имени Ермоловой. Впоследствии Андрей Александрович еще не раз возвращался к булгаковскому “Бегу”, ставя его на сценах Словенского национального театра драмы в Любляне в 1976 году и Национального театра имени И. Вазова в Софии в 1977 году и в 1978 году на сцене Театра имени Маяковского.

 

Московский театр имени Владимира Маяковского Гончаров возглавил в 1967 году. В этом театре прошла большая половина его творческой деятельности. Этим театром Андрей Александрович руководил до своей кончины.

 

Гончаров принимал театр после смерти главного режиссера, выдающегося мастера Николая Павловича Охлопкова. Театр находился в плачевном состоянии, репертуарный портфель был пуст, зрительный зал зачастую пустовал. Репетировалась только пьеса “Звонок в пустую квартиру” Д. Угрюмова, а на сцене шел лишь один “живой”, по словам Гончарова, спектакль - “Смерть Тарелкина” А.В. Сухово-Кобылина.

 

В новых постановках Гончарова в полную силу проявились его характерные творческие черты - яркая, энергичная режиссура, стремление к обострению конфликтов, выявлению скрытых пружин драматического действия. Он поставил спектакли, ставшие замечательным явлением театральной жизни: “Два товарища” В. Войновича (1968), “Дети Ванюшина” С. Найденова (1969), “Конец книги шестой” Е. Брошкевича (1969), “Мария” А. Салынского (1970), “Трамвай “Желание” Т. Уильямса (1970), “Банкрот, или свои люди - сочтемся” (1974), “Венсеремос!” Г.Боровика (1976), “Леди Макбет Мценского уезда” Н. Лескова (1979), “Молва” А. Салынского (1982). При всей несхожести эти спектакли отличала масштабность замысла, острая современная мысль, публицистический темперамент, высокая постановочная культура. И главное и наиболее характерное для режиссуры Гончарова - обостренное внимание к духовному началу в человеке, стремление раскрыть характер через действие, поступок.

 

Сверхзадачу возглавляемого театра Гончаров формулировал как желание говорить со зрительным залом о том, что его глубоко волнует сейчас, сегодня, и говорить так, чтобы вселить веру в высокое призвание человека.

 

Гончаров сумел не только значительно обновить и расширить репертуар театра, но и по-новому раскрыть творческий потенциал актеров старой, охлопковской школы. Он пригласил многих молодых актеров, привлек к сотрудничеству талантливых драматургов, режиссеров, художников. В театре сложился замечательный актерский коллектив: Г. Анисимова, Е. Байковский, Э. Виторган, Н. Волков, Н. Гундарева, Т. Карпова, И. Кашинцев, И. Костолевский, А. Лазарев, А. Лобоцкий, С. Немоляева, И. Охлупин, О. Прокофьева, Е. Симонова, Н. Тер-Осипьян, А. Фатюшин, М. Филиппов, О. Яковлева…

 

Помимо упомянутых, в Московском театре имени Владимира Маяковского А.А. Гончаров осуществил следующие постановки: “Три минуты Мартина Гроу” Г. Боровика (1971), “Человек из Ламанчи” Ф. Вассермана и Д. Дэриона (1972), “Дума о Британке” Ю. Яновского (1972), “Характеры” В. Шукшина (1973), “Неопубликованный репортаж” Р. Ибрагимбекова (1974), “Беседы с Сократом” Э. Радзинского (1975), “Старомодная комедия” А. Арбузова (1975), “Проводы” И. Дворецкого (1975), “Долгожданный” А. Салынского (1976), “Да здравствует королева, виват!” Р. Болта (1977), “КПД одержимости!” Я. Волчека (1977), “Возвращение неизвестных” (”Борцы”) С. Караса (1979), “Аморальная история” Э. Брагинского и Э. Рязанова (1980), “Жизнь Клима Самгина” М. Горького (1981), “Колокола Хатыни” В. Быкова (1981), “Диалоги” А. Володина (1981), “Кошка на раскаленной крыше” Т. Уильямса (1981), “Агент 00″ Г. Боровика (1984), “Островитянин” А. Яковлева (1984), “Театр времен Нерона и Сенеки” Э. Радзинского (1985), “Завтра была война” Б. Васильева (1986), “Закат” И. Бабеля (1988), “Наливные яблоки, или Правда хорошо…” А. Островского (1989), “Виктория” Т. Реттигана (1991), “Горбун” С. Мрожека (1991), “Жертва века” А. Островского (1994), “Театральный романс” (”Кукушкины дети”) А. Толстого (1995).

 

На сцене Государственного академического Малого театра им поставлены спектакли “Опасный спутник” А. Салынского (1954) и “Когда горит сердце” В. Кина (1957), а также “Дети Ванюшина” по пьесе С. Найденова в Словенском национальном театре драмы в Любляне (1974).

 

“Свои спектакли не смотрю никогда, - признавался Андрей Александрович. - Меня в них все не устраивает. Сразу хочется все переделать и изменить. Момент отрицания и пересмотра естественен, меня он преследует всю жизнь”.

 

Еще одна сфера деятельности, которой очень дорожил Андрей Александрович, - многолетняя педагогическая работа на режиссерском факультете ГИТИСа. За сорок лет преподавательской деятельности он подготовил сотни режиссеров и актеров, работающих едва ли не во всех театрах страны, а также в Литве, Казахстане, Туркмении, Польше, Китае, на Кубе… Среди них - ставшие народными артистами А. Папанов, Е. Леонов, В. Андреев.

 

Многие годы А.А. Гончаров являлся секретарем Союза театральных деятелей, а также председателем Комиссии Правительства Москвы по премиям.

 

Его перу принадлежат книги “В поисках выразительности” и “Режиссерские тетради”, а в 1997 году в издательстве “Искусство” увидела свет двухтомная книга “Мои театральные пристрастия”, в которой Андрей Александрович на собственном опыте прослеживал закономерности творческого процесса, подвел итог своей многолетней творческой деятельности.

 

 

Андрей Александрович Гончаров скончался 7 сентября 2001 года после тяжелой и продолжительной болезни. До последней своей минуты, находясь в больнице, он оставался Творцом: обдумывал постановку нового спектакля.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. М., 1959

Якубовский А.А. Андрей Гончаров. – Театр, 1974, № 12

Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980

Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия, тт. 1–2. М., 1998

Дубнова Е. Андрей Гончаров – молодой долгожитель. – Театральная жизнь, 2000, № 1

 

ЭФРОС, АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1925–1987), русский советский режиссер и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

 

Родился 3 июня 1925 в Харькове. Его семья была далека от театра – родители работали на авиационном заводе, однако он с детства интересовался театром, много читал о Станиславском и о его спектаклях. Едва закончив школу, начал учебу в Москве, в студии при театре им.Моссовета. В 1944 поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, курс Н.В.Петрова и М.О.Кнебель. Окончил ГИТИС в 1950, дипломный спектакль – Прага остается моею (по тюремным дневникам Юлиуса Фучика). Выбор курса и мастера оказался для Эфроса счастливым: Кнебель, замечательный педагог и прямая ученица К.С.Станиславского, смогла передать молодому режиссеру тонкое понимание психологического театра. Эфрос на всю жизнь остался последователем искусства «переживания», творчески перерабатывая и развивая систему Станиславского и его методы работы с актером.

 

Свои первые спектакли А.В.Эфрос поставил в Рязанском театре, а уже в 1954 стал главным режиссером Центрального Детского театра. При Эфросе ЦДТ (ныне – Молодежный театр) перестал быть исключительно детским. Ни до того, ни после Центральный Детский театр не переживал такого бурного расцвета. При Эфросе туда пришли работать молодые актеры, чьи имена позже составили славу российского театра: О.Ефремов, О.Табаков, Л.Дуров. Именно в ЦДТ в 1950-е закладывались принципы нового российского театра.

 

Важнейший этап раннего творчества Эфроса и российского театра вообще связан с именем драматурга В.Розова. Эфрос поставил множество розовских пьес: В поисках радости (1957), Неравный бой (1960), Перед ужином (1962); позже, в театре Ленинского комсомола – В день свадьбы (1964); в театре на Малой Бронной – Брат Алеша по Достоевскому (1972). А одним из первых спектаклей Эфроса в ЦДТ стала постановка пьесы Розова В добрый час! (1955), где режиссер по настоящему сблизился с О.Ефремовым. Несомненно, что этот спектакль сыграл огромную роль в разработке концепции самого популярного российского театра 1950-х – «Современника», открывшегося двумя годами позже пьесой Розова же (Вечно живые) в постановке Ефремова. Конечно же, Эфрос был одним из основоположников «Современника», об этом свидетельствует и то, что он поставил один из первых спектаклей нового театра – Никто Эдуардо де Филиппо с Ефремовым и Лилией Толмачевой.

 

Феномен Эфроса, сопутствовавший ему на протяжении почти всей творческой жизни (за исключением самого последнего периода) состоял в том, что его слава не была громкой и массовой, он не был «модным» или эпатажным режиссером.

 

Гремели другие режиссерские имена – в 1960-е – О.Ефремова; в 1970-е – Ю.Любимова; именно они – и вполне заслуженно – были кумирами театральной публики. Творческий авторитет Эфроса же был чрезвычайно велик в среде профессионалов – актеров, режиссеров, критиков, драматургов. Нет, спектакли Эфроса несомненно пользовались и зрительским успехом, их любили и с удовольствием смотрели. Но в полной мере оценить всю глубину и новаторство «негромкой» режиссуры Эфроса могли именно профессионалы, хорошо знающие театр изнутри. Показательно, что практически все актеры, работавшие на сценической площадке с Эфросом, вспоминали об этом, как о настоящем счастье. Наверное, это – самый высший уровень признания – стать не просто легендарным режиссером уже при жизни, но стать легендой для своих коллег, как правило, не слишком склонных к восторженным публичным оценкам.

 

После того, как он сумел сделать популярным ЦДТ, его назначили главным режиссером театра им.Ленинского комсомола (1963) – театр тогда переживал трудные времена, и Управление культуры рассчитывало, что Эфрос сумеет вернуть ему зрительскую любовь. Под знамена режиссера собралась целая плеяда актеров, чьи имена сразу стали известными всей театральной Москве: В.Гафт, А.Дмитриева, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев, В.Ларионов, А.Ширвиндт, Л.Дуров, О.Яковлева и др. Зритель действительно возвратился в театр – на спектакли Эфроса В день свадьбы (1964), 104 страницы про любовь (1964), Мой бедный Марат (1965), Снимается кино…(1965), Мольер (1966), Чайка (1966). Его лирико-драматические (отнюдь не публицистические!) спектакли по современной драматургии (Розов, Радзинский, Арбузов) были предельно актуальны – они становились сгустками экзистенциальных проблем тогдашней интеллигенции, размышлениями о месте личности в обществе. Однако столь же актуальными были и классические спектакли Эфроса – при том, что в них не было и следа насильственного «осовременивания». Это вызвало недовольство и в 1967 был отстранен от руководства театром.

 

Перешел в театр на Малой Бронной – очередным режиссером. Однако, несмотря на эту должность, театр сразу начали называть «театром Эфроса». Это неофициальное имя театр на Малой Бронной носил не только все семнадцать лет работы в нем Эфроса, но и много лет после его ухода. Эти семнадцать лет были трудными, но счастливыми. Может быть, кстати, и потому, что должность очередного давала возможность больше сосредоточиться на профессии. Традиционно Эфроса окружила блестящая труппа – некоторые актеры ушли за ним вслед из Ленкома. Все актеры Эфроса последовательно считают себя его учениками – включая и тех, кому не довелось учиться на его курсах в ГИТИСе (он с перерывами преподавал там с 1964). На Малой Бронной одновременно работали Л.Дуров, В.Гафт, Н.Волков, О.Яковлева, Л.Броневой, М.Ширвиндт, М.Державин, Л.Круглый, А.Петренко, О.Даль, Е.Коренева, С.Любшин, Г.Сайфулин, Г.Мартынюк, М.Каневский. Для многих из них годы работы с Эфросом стали по-настоящему звездными. Театр на Малой Бронной постепенно становился одним из центров духовной жизни Москвы – и это при наличии Таганки. Однако спектакли Эфроса звучали внятным и весомым контрапунктом спектаклям театра на Таганке. Эфрос был не политиком, но Художником; его современность всегда перекликалась с вечностью.

Взаимоотношения Любимова и Эфроса в 1970-е были по-настоящему корпоративно-уважительными: в 1973 Эфрос поставил телевизионный спектакль Всего несколько слов в защиту господина де Мольера с Ю.Любимовым в главной роли; а в 1975 Любимов пригласил А.Эфроса в Театр на Таганке на постановку Вишневого сада, и этот спектакль дал таганковским актерам новый удивительный опыт работы.

А спектакли Эфроса на Малой Бронной становились легендами – в первую очередь классика. Три сестры, Ромео и Джульетта, Женитьба, Отелло, Брат Алёша, Дон Жуан, Месяц в деревне – каждый из них был неожиданен и современен, в каждом раскрывались новые ошеломляющие грани таланта его участников. Однако в летопись серьезных художественных побед театра входили и спектакли Эфроса по современным пьесам: Счастливые дни несчастливого человека, Сказки старого Арбата, Человек со стороны, Лето и дым, Директор театра и др. В этот период он много работал на телевидении, находя новые средства выразительности. И – много писал, фиксируя на бумаге свои размышления о настоящем и будущем театре.

 

Несмотря на надежный тыл – главного режиссера театра на Малой Бронной А.Дунаева, который оказывал ему всяческую поддержку, его спектакли трудно выходили на зрителя, запрещались. Однако он жил, как бы не замечая и категорически избегая политических игр, считая политику недостойной театра. Он не был режиссером-трибуном; острая современность его спектаклей зиждилась на проблемах нравственного поиска интеллигенции, он все больше становился ее кумиром. К середине 1970-х приобрел репутацию опального режиссера. В его спектаклях на современную тему обнаружить внутренние социально-политические аллюзии было проще – и они запрещались (как, к примеру, спектакль Обольститель Колобашкин). С классикой было сложнее – однако Эфроса обвиняли в «искажении» классики. Тем не менее, работа на Малой Бронной оказалась последним относительно спокойным этапом жизни режиссера.

 

В 1983 директор театра на Малой Бронной И.Коган объявил войну Эфросу. В 1984 Эфрос покинул театр. Но не просто ушел – он стал главным режиссером театра на Таганке, заменив на этом посту Ю.Любимова. Этот период его жизни стал особенно драматичным. Он оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился. Впервые Эфроса и его спектакли начали оценивать не по художественным критериям, но социальным.

Коллектив театра на Таганке не принял своего нового художественного руководителя. Несомненно, здесь сыграло свою роль и отношение Ю.Любимова, посчитавшего приход Эфроса на Таганку штрейкбрехерством, и громко заявившего о «предательстве» коллеги. К творческому сотрудничеству с новым главным режиссером оказались способны немногие таганковские актеры – В.Золотухин, В.Смехов, А.Демидова. Остальная труппа объявила ему жестокий бойкот; в ход пошли самые некорректные приемы борьбы. Последние спектакли Эфроса – восстановление Вишневого сада, постановки На дне, Мизантроп, Прекрасное воскресенье для пикника были осуществлены через огромное сопротивление труппы. Многие из участников этого ужасного конфликта позже с горечью говорили о своей неправоте. Однако это было гораздо позже. А 13 января 1987 Эфрос скончался от инфаркта.

 

Время все расставило на свои места: имя А.В.Эфроса стало неотъемлемой частью истории российского театрального искусства, наряду с его самыми лучшими представителями – К.С.Станиславским, Е.Б.Вахтанговым, В.Э.Мейерхольдом, А.Я.Таировым.

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ: Шумный день (1960, совместно с Г.Натансоном); Високосный год (1961), Двое в степи (1962); Борис Годунов (ТВ 1970); Марат, Лика и Леонидик (1972); Всего несколько слов в защиту господина де Мольера (ТВ 1973); Страницы журнала Печорина (ТВ 1974); Таня (ТВ 1974); Фантазия (ТВ 1976); В четверг и больше никогда (1977); Месяц в деревне (1983); Тартюф (ТВ-версия спектакля МХАТ 1984).

 

Татьяна Шабалина

 

Анатолий Васильевич Эфрос еще при жизни стал легендой российского театра. Его спектакли на сценах ЦДТ, Ленкома, МХАТа, Театра на Малой Бронной, Театра на Таганке поражали современников своей оригинальностью и самобытностью. Эфрос был просто не способен поставить тот или иной спектакль так, как ставили раньше: «Я могу поставить лишь так, как сегодня чувствую сам». И потому его спектакли, всегда отражали состояние современного общества, даже если Эфрос брался за постановку Шекспира или Мольера, Гоголя или Тургенева, Толстого или Чехова… Он был истинным Мастером, он всегда стремился к гармонии, а это, по его определению, — «величайшее беспокойство, выраженное совершенно».

 

«Режиссер — это поэт, только он имеет дело не с пером и бумагой, а слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей», — так определял Анатолий Эфрос главную особенность своей профессии. Среди самых известных спектаклей, поставленных Анатолием Эфросом — А. Чехов «Три сестры»; А. Арбузов «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата»; У. Шекспир «ромео и Джульетта», «Отелло»; В. Розов «Брат Алеша», «Ситуация»; Ж. Б. Мольер «Дон Жуан»; Н. В. Гоголь «Женитьба»; И. Тургенев «Месяц в деревне»; Т. Уильямс «Лето и дым» и многие другие.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.