Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Товстоногов Георгий Александрович: Театр его диктатуры





 

 

Георгий Александрович Товстоногов родился 15 (28) сентября 1915 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье инженера-железнодорожника. Когда Георгий приехал в Москву поступать на режиссерский факультет, то состарил себя на два года. Спустя десятилетия у знаменитого Товстоногова будут проблемы с празднованием юбилея: по документам он родился в 1913 году, а на самом деле - в 1915.

 

В детстве Георгий часто ходил в театр (его дядя был артистом), а в школе организовал драматический кружок. В 1931 году он был принят актером в Тбилисский русский ТЮЗ. Вскоре Товстоногов стал ассистентом режиссера, а потом поступил в ГИТИС (педагоги А. Лобанов и А. Попов). Учась в Москве, он смотрел до ста постановок в год - это и была его школа. Его кумиры - К.С. Станиславский и Вс.Э. Мейерхольд.

 

В 1937 году отец Георгия был объявлен японским шпионом и репрессирован. Товстоногова, студента 4 курса, исключили из ГИТИСа как сына врага народа. Спустя несколько месяцев, когда Сталин сказал, что дети за отцов не отвечают, его восстановили. Позже Товстоногов выпустит спектакль к семидесятилетию вождя и даже получит за него Сталинскую премию.

 

В 1938-1946 годах Товстоногов работал режиссером Русского драматического театра им. А.С. Грибоедова в Тбилиси. Здесь определились его театральные интересы, убеждения, цели, здесь он занялся (в 1939 году) педагогической работой в Театральном институте им. Шота Руставели.

 

В 1946 году Товстоногов дебютировал в Москве, сначала в областном театре, а затем и на большой сцене Центрального детского театра. Вскоре он стал главным режиссером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (1950).

 

В среднем он выпускал четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над такими разными произведениями, как «Дорогой бессмертия» (пьеса написана Товстоноговым совместно с В. Брагиным по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлей на шее»), «Закон Ликурга» Н. Базилевского по Т. Драйзеру и «Гроза» А. Островского (сезон 1951 года). Событием для советской сцены стала «Оптимистическая трагедия» (1955) Вс. Вишневского в Академическом театре им. А.С. Пушкина (ныне Александрийский театр драмы). За этот спектакль Товстоногов был удостоен Ленинской премии (1958).

 

В начале 1956 года он поставил в Театре им. Ленинского комсомола «Униженных и оскорбленных» Ф. Достоевского - это было первое за долгие годы возвращение театра к творчеству великого писателя.

 

13 февраля 1956 года Товстоногов впервые переступил порог Большого драматического театра им. М. Горького, переживавшего в то время тяжелый период: в зале по 10-15 человек, в кассе - шаром покати. Он принял театр с широкими полномочиями, с правом полной его перестройки. Натэла Лордкипанидзе, театральный критик: «В театральных кругах по его поводу часто слышалось – "диктатор". Он сам вызвал слово к жизни, встретившись с труппой Большого драматического, находившегося в то время в плачевном состоянии, и без обиняков заявив, что он "несъедобен" (чем слабее театр, тем чаще меняются в нем главные режиссеры - причину неудач актеры видят только в них и дружно добиваются их ухода). Товстоногов начал круто - многих уволил (театр он знал, до этого работал в ленинградском Ленкоме), но первая же его постановка - комедия француза А.Жери "6-й этаж" - начала поворачивать коллектив в его сторону».

 

Товстоногову понадобилось несколько сезонов, чтобы превратить БДТ в центр театральной жизни страны. Он начал с легких комедий, в которых заблистали актеры, уже работавшие в труппе, - Нина Ольхина, Ефим Копелян, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик. В роли провинциальной учительницы, старой девы мадемуазель Куку, на сцену Большого драматического вышел Евгений Лебедев. О необычных, веселых, музыкальных спектаклях заговорил весь город. И в БДТ хлынул зритель. Товстоногов строил театр-дом. Помимо решительного обновления репертуара, Георгий Александрович обновил и творческий состав. Пригласил начинающих режиссеров Игоря Владимирова и Рубена Агамирзяна, блистательного педагога Розу Сироту, выпускников школы-студии МХАТ Татьяну Доронину и Олега Басилашвили. Уже через год после назначения Товстоногова в театре произошла настоящая сенсация - премьера спектакля «Идиот» (31 декабря 1957 года).

 

Он долго не мог найти актера на роль князя Мышкина. На одном из просмотров фильма «Солдаты» режиссер был пленен глазами солдата Фарбера в исполнении малоизвестного актера - Иннокентия Смоктуновского. Участь Мышкина была решена. А если вспомнить, что в том же спектакле играли Доронина (Настасья Филипповна), Олег Борисов и Владислав Стржельчик (Ганя Иволгин), Евгений Лебедев (Рогожин) и Нина Ольхина (генеральша Епанчина), то станет понятно, с кого и с чего начался театр Товстоногова.

 

Кирилл Лавров отмечал: «Внутри театра и вне его Товстоногов являлся непререкаемым творческим авторитетом. Был широко образованным. О театре знал буквально все. В нашем "доме" ничто не происходило без его соизволения. Это был хозяин. Все, что делалось в коллективе, было осуществлением в действии его знаменитой формулы: "Театр - это добровольная диктатура"».

 

Еще одной сенсацией театрального Ленинграда стала постановка камерной пьесы Александра Володина «Пять вечеров». Премьера состоялась 6 марта 1959 года. И мгновенно любимцами театралов стали Ефим Копелян, Зинаида Шарко, Людмила Макарова, Кирилл Лавров. Главный герой пьесы возвращается к любимой женщине после долгого отсутствия. Новизна заключалась в отсутствии пафоса: спектакль рассказывал о жизни самых обыкновенных людей, герои были показаны с состраданием и любовью.

 

Ставя пьесы Максима Горького, режиссер всегда находил в них истину страстей и философский смысл. Начиная с «Варваров» (1959), где блистали Татьяна Доронина, Павел Луспекаев, Евгений Лебедев, Владислав Стржельчик, Товстоногов вел горьковскую линию. Позже на сцене БДТ появились «Мещане», «Дачники», «На дне». И каждый раз это был не просто спектакль, а воплощение размышлений художника о времени.

 

Каждый из поставленных Товстоноговым спектаклей становился подлинным событием культурной жизни. В БДТ в разные годы приходили Аркадий Райкин, Питер Брук, Грехэм Грин, Булат Окуджава, Ван Клиберн. Музыку к спектаклям писали Исаак Шварц, Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский.

 

В мае 1966 года БДТ выехал на гастроли, которые продолжались месяц. На театральных фестивалях в Париже и Лондоне оглушительный успех имел спектакль «Идиот». Как писал английский журнал: «Исполнение Смоктуновским роли князя Мышкина возвышается над всеми остальными впечатлениями сезона».

 

В 1970-е Товстоногов ставит как классику - «Ревизора» Н. Гоголя (1972), «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса (1978), так и произведения современных авторов: «Энергичные люди» В. Шукшина (1974), «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова (1974), «Протокол одного заседания» А. Гельмана (1975), «Жестокие игры» А. Арбузова (1977), «Мы, нижеподписавшиеся» Гельмана (1979, совместно с Ю. Аксеновым). Он обращался и к творчеству М. Шолохова: в 1964 была поставлена «Поднятая целина», а в 1977-м - масштабный «Тихий Дон». Чаще всего завсегдатаи театра вспоминают о спектакле «История лошади» по повести Л.Н. Толстого «Холстомер» (1975), пожалуй, главной легенде БДТ. Историю лошади рассказали как трагедию человека. Евгений Лебедев, блистательно сыгравший Холстомера, поведал о судьбе целого народа, страны, где постоянно присутствует конфликт личности и «табуна». Евгений Лебедев: «После этой роли я понял, что могу сыграть что угодно: шкаф, например, - весело ли ему стоять в квартире, или рояль, который ждет, когда кто-нибудь понимет его крышку».

 

Натэла Лордкипанидзе: «В то время в столицах и в провинции на сцене господствовал просто спектакль, а Товстоногову хотелось, чтобы предлагаемые обстоятельства виделись и решались постановщиками в определенном ключе, в определенном жанре, чтобы комедия была комедией со всеми доступными ей преувеличениями, а "Тихий Дон", который он ставил с Олегом Борисовым в роли Мелихова, был трагедией, где в эпизоде смерти Аксиньи на небе вставало черное солнце, и это никого в зале не удивляло».

 

Георгий Александрович много ставил за границей (Финляндия, Германия, Болгария, Польша.), работал на радио и телевидении. Ряд интересных спектаклей, получивших широкую известность, создан им в Учебном театре ЛГИТМиК со студентами актерско-режиссерского курса, который он вел на протяжении нескольких десятилетий.

 

Успехи, лавры, признание не изменили его. Товстоногов всегда был в меру замкнут, в меру доступен, как человек, знающий себе цену. Он коллекционировал театральные маски, которыми очень гордился. Собирал, привозил отовсюду.

 

Последней гордостью Товстоногова был автомобиль, привезенный из Германии. Он умер по дороге из театра, за рулем своей машины 23 мая 1989 года. Большой Драматический театр был назван его именем. Среди учеников Товстоногова режиссеры Лев Додин, Игорь Владимиров, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Владимир Воробьев, Вячеслав Гвоздков, Юрий Аксенов.

 

Ко дню рождения Георгия Александровича Товстоногова на телеканале «Культура» был показан фильм-спектакль «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» в его же постановке (24 сентября 2005 в 15:25). 28 сентября 2005 был показан документальный фильм о Мастере «Жить, думать, чувствовать, любить...» (в 22:05).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Товстоногов Г.А. Современность в современном театре. Беседы о режиссуре. Л. – М., 1962

Рыбаков Ю.С. Георгий Александрович Товстоногов. М., 1964

Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. М., 1965

Товстоногов Г.А. Круг мыслей. Статьи. Режиссерские комментарии. Записи репетиций. Л., 1972

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены, тт. 1–2. Л., 1980

Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами.

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

Мультимедиа-учебник

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.