Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Молчание, улыбка, взгляд на женщину. Дальнейшее - бессмертие





 

ЕСТЬ СОБЫТИЯ, в том числе и печальные, о которых не можешь не написать. Написать сам, не передоверяя этого никому другому, даже профессионалам.

 

Те, кто хоть как-то связан с театральной средой, знают: этого исхода ждали. Я не настолько вхож в эту среду, чтобы разбираться в нюансах этого ожидания, но, как мне кажется, два чувства преобладали - ужас и желание найти основание для веры в то, что худшее не случится.

 

Случилось, естественно. Ужас наступил.

 

Олег Николаевич Ефремов, на мой взгляд, был одним из трех-четырех наиболее выдающихся артистов России второй половины XX века - даже с учетом тех представителей старой мхатовской и Малого театра школы, что продолжали активно работать в послевоенный период.

 

И это при том, что полноправно великих актеров в нашем кино и театре 50-60-х можно считать десятками. Казалось бы, это примитивная арифметика, но сколь радующая сердце тех, кто неравнодушен к русскому театру и кино.

 

Олег Ефремов, теперь это всего лишь правда, а никак не оценка, был гениальным актером, гениальным.

 

Из ушедших в последние годы я бы поставил на соседние вершины только Иннокентия Смоктуновского и Евгения Евстигнеева.

 

Кроме того, Олег Ефремов был выдающимся театральным режиссером, он создал великий театр "Современник" и почти возродил величие МХАТа в Камергерском, если может быть великим театр в эпоху кино и телевидения, совпадающую по времени с эпохой упадка литературы.

 

Это все банальности. Но я повторяю их не для ритуала, а для того, чтобы несколько заполнить пустоту, образовавшуюся от взрыва ужаса, разразившегося в момент смерти Олега Ефремова.

 

И еще одно. Сейчас много и многие злословят о шестидесятниках. Я в том числе.

 

Олег Ефремов, сколько я знал его лично, был тем идеальным (не в житейском - тут идеалов нет, хотя Ефремов был явно идеальнее других) шестидесятником, тип которого дается нам в литературе самих шестидесятников. По-моему, он был очень, откровенно честен. Никаких фактических доказательств этого я не имею. Я просто это почувствовал от встреч с ним.

 

Я знал его немного, говорил и общался с ним в общем-то считанные разы. И однажды - как раз вместе со Смоктуновским после их блестящего, лучшего, опять же, на мой взгляд, театрального спектакля последних лет "Невозможная встреча". Гениального спектакля, ибо что же иное могло получиться от встречи, уже не неожиданной, на сцене только их двоих - без всех остальных, блестящих - но остальных.

 

И еще, конечно это, кино.

 

Три мои любимые роли Олега Ефремова в кино, самые любимые, точнее: Полынин в "Случае с Полыниным", молчаливый художник-самоучка в "Гори, гори, моя звезда" и крохотная бессловесная роль в "Звонят, откройте дверь".

 

Ефремов часто молчал в кино. Ничего лучше этого молчания я не знаю. Ни у кого.

 

Он гениально смотрел на женщин в кино (в жизни я, естественно, этого не видел). Говорят, его очень любили женщины. Именно "Случай с Полыниным" показал мне, за что и как.

 

И еще он гениально улыбался.

 

Молчание, улыбка, взгляд на женщину - если судить по Олегу Ефремову, то владение этими тремя искусствами отличает гениального актера от просто великого.

 

Я понимаю, что слишком частое употребление слова "гениальный" портит любой текст, даже посвященный Олегу Ефремову. Даже в такие дни.

 

Но что поделаешь, если я так действительно думаю и если другого слова, выражающего высшую степень мастерства, нет. Разве что слово "божественный". Но в том-то и дело, что внешне Олег Николаевич был отнюдь не божественным, а предельно земным, даже как-то утрированно земным. Божественным был Смоктуновский. Видимо, это чисто физиономическое, а гениальность - это все-таки внутреннее. Плюс - сделанное. Плюс - чувства, которые он вызывает у друзей, врагов и коллег. Кое-что и из этого, последнего, я тоже знаю. Ефремов у всех них вызывал трепетное и одновременно гордое восхищение. И еще - он был очень умен. Очень. А хитер - лишь в ту меру, которой требует публичность профессии.

 

Олег Ефремов. При звучании этого имени у каждого возникает свой внутренний видеоряд.

 

У меня, помимо его в кино и его живого, - еще и финал празднования столетия МХАТа: Олег Николаевич, со Звездой Героя и в креме от праздничного торта на костюме. А ведь он не был клоуном, как большинство великих артистов. И классическим трагиком не был. Тем более - что-то уникальное.

 

Тот юбилей, как терновый венок, увенчал его профессиональный путь актера и режиссера. Дальнейшее - бессмертие в русском искусстве и истории России.

 

Основные даты

 

В 1949 окончил Школу-студию МХАТ (мастерская В. Топоркова) и стал актёром и режиссёром Центрального Детского театра.

 

В 1956 организовал и возглавил театр «Современник».

 

С 1970 — актёр и главный режиссёр МХАТ СССР им. М. Горького (с 1989 — им. А. П. Чехова).

 

С 1949 — педагог Школы-студии МХАТ, профессор (1976).

 

Режиссёр-постановщик кинофильмов.

 

Лауреат Государственных премий СССР:

1969 — трилогия «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики».

1974 — спектакль «Сталевары».

1983 — спектакль «Так победим!».

 

Премия «Хрустальная Турандот» (1997, «За доблестное служение театру»).

 

Гос. премия России (1997, "За сохранение и развитие традиций русского психологического театра в спектакле «Три сестры»).

 

Спец. приз жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (1998, сп. «Три сестры»).

 

Народный артист СССР (1976).

 

Золотая звезда Героя Социалистического Труда (1987).

 

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997).

 

Премия мэрии Москвы «За уникальный вклад в культуру» (1999).

 

«Золотая маска» — приз конкурса-смотра актёров московских театров (1976).

 

Приз жюри Всесоюзного телефестиваля в Ленинграде («Дни хирурга Мишкина», 1976).

 

1997 ОКФ «Киношок» в Анапе (Приз им. П. Луспекаева «Госпожа удача»)

 

1997 Премия «Золотой Овен» (За вклад в киноискусство)

 

Театральные работы

«Перламутровая Зинаида» (1987, реж., акт.),

«Кабала святош» (1988, акт.),

«Московский хор» (1988, реж.),

«Вишневый сад» (1989, реж.),

«Олень и шалашовка» (1991, реж.),

«Возможная встреча» (1992, акт.),

«Горе от ума» (1992, реж.),

«Борис Годунов» (1994, реж., акт.),

«Мишин юбилей» (1994, реж.),

«Три сестры» (1997, реж.).

 

 

ТОВСТОНОГОВ, ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1915–1989),

русский режиссер, педагог, театральный деятель. Народный артист СССР (1957), профессор, лауреат Государственных и Ленинской премий. Родился 15 (28) сентября 1915 в Тбилиси. Сценическую деятельность начал в 1931 как артист и ассистент режиссера в Русском ТЮЗе (Тбилиси). Поставил здесь Предложение А.Чехова (1933), Женитьба Н.Гоголя (1934), Музыкантская команда Д.Дэля (1935), Голубое и розовое А.Бруштейн (1936), Великий еретик И.Персонова и Г.Добржанского (1936), Троянский конь Ф.Вольфа (1937).

 

В 1938 окончил ГИТИС (педагоги – А.М.Лобанов, А.Д.Попов). В 1938–1946 – режиссер Русского драматического театра им. А.С.Грибоедова (Тбилиси). Первая постановка – Дети Ванюшина С.Найденова (1938). За годы работы в этом коллективе поставил ряд спектаклей, наибольший резонанс из которых получили Кремлевские куранты Н.Погодина (1940), Парень из нашего города К.Симонова (1941), Школа злословия Р.Б.Шеридана (1942), Ленушка Л.Леонова (1943), Лисички Л.Хеллман (1945). В 1946–1949 Товстоногов работал в Центральном детском театре (Москва), где поставил Где-то в Сибири И.Ирошниковой (1949) и Тайну вечной ночи И.Луковского (1949, совместно с А.А.Некрасовой). Параллельно ставил спектакли в других театрах столицы (Гастрольный реалистический, Студия Театра оперетты), а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1949 Товстоногов вновь обратился к пьесе И.Ирошниковой Где-то в Сибири, поставив спектакль в Театре им. Ленинского комсомола (Ленинград), вскоре был приглашен главным режиссером этого коллектива, который возглавлял с 1950 по 1956. В этот период Товстоногова, как правило, не интересовали литературно завершенные пьесы – режиссер предпочитал сценарную фактуру. Остро ощущая современные темы, Товстоногов каждый раз искал и находил соответствующие им современные формы и ритмы спектаклей. В среднем режиссер выпускал четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над такими разными произведениями, как Дорогой бессмертия (пьеса написана Товстоноговым совместно с В.Брагиным по книге Ю.Фучика Репортаж с петлей на шее), Закон Ликурга Н.Базилевского по Т.Драйзеру и Гроза А.Н.Островского (все – 1951).

 

В 1952 была поставлена Гибель эскадры А.Корнейчука. В 1960 Товстоногов поставит Гибель эскадры в БДТ, и время, прошедшее между двумя версиями, отчетливо выступит в новой работе уже прославленного режиссера: многие оттенки приобретут иное звучание, будут переосмыслены отдельные характеры (спектакль 1970 в Русском драматическом театре им. А.В.Луначарского в Севастополе станет еще одной совершенно новой версией). Подобное произойдет и с пьесой Вс.Вишневского Оптимистическая трагедия – впервые Товстоногов поставил спектакль в 1955 в Академическом театре им. А.С.Пушкина (ныне Александринский театр драмы), и постановка стала событием для советской сцены, которой в канун «оттепели» возвращалась восстановленная в своих правах революционная публицистика. В 1958 Товстоногов был удостоен Ленинской премии за Оптимистическую трагедию. К пьесе Вишневского режиссер возвращался еще дважды: в 1957 в Праге (Национальный театр ЧССР) и в 1981 в БДТ.

 

В 1956 Товстоногов поставил в Театре им. Ленинского комсомола Униженных и оскорбленных Ф.М.Достоевского – это было первое за долгие годы возвращение театра к творчеству писателя. Товстоногов вернул сцене большую литературу, заставив пересмотреть глубже и пристальнее наше наследие. Вскоре был приглашен возглавить Большой драматический театр им. М.Горького, переживавший к тому времени тяжелый период. Уже первые постановки режиссера в БДТ (Шестой этаж А.Жери, Безымянная звезда М.Себастьяну, Когда цветет акация Н.Винникова – все 1956) заставили зрителей и критиков обратить внимание на театр. Но когда в следующем, 1957, состоялась премьера Идиота Достоевского, спектакль стал одним из крупнейших событий отечественного театрального искусства. К началу 1960-х годов Товстоногов выстроил самобытный репертуар своего театра: с одной стороны, здесь в непритязательных комедиях (Когда цветет акация) жесткий режиссерский подход позволял задуматься всерьез о современности; с другой – давний интерес Товстоногова к «сценарности», позволяющей выявить свободу сопоставлений, ассоциаций, дающей возможность выстроить не линейное сцепление событий, а цепочку внутрених сдвигов и сломов, подарило отечественному искусству такие произведения, как Идиот, Пять вечеров (1958) и Моя старшая сестра (1961) А.М.Володина, Не склонившие головы Н.Дугласа и Г.Смита (1961), Иркутская история А.Н.Арбузова (1960).

 

Каждый из поставленных Товстоноговым спектаклей становился подлинным событием культурной жизни не только Ленинграда, но всей страны. Не одни лишь профессионалы – критики, артисты, режиссеры, но значительная часть российской интеллигенции приезжала в те годы в Ленинград, чтобы выстоять ночь за билетом на премьеру Товстоногова. Режиссер смело «переключал» в образную систему драматического театра образность иных видов искусства – кино (Не склонившие головы), кукольного театра (Божественная комедия И.Штока, 1962). Труппа БДТ становилась одной из самых популярных в стране – З.Шарко, Н.Ольхина, Т.Доронина, Л.Макарова, М.Призван-Соколова, Э.Попова, В.Ковель, К.Лавров, И.Смоктуновский, П.Луспекаев, Е.Копелян, С.Юрский, В.Стржельчик, П.Панков, Н.Трофимов, Е.Лебедев, О.Борисов, В.Полицеймако, О.Басилашвили, В.Кузнецов, Г.Штиль, В.Медведев, М.Волков и другие получали известность далеко от берегов Невы. Самыми популярными спектаклями 1960-х годов были (помимо названных) Варвары (1959) и Мещане (1966) М.Горького, Океан А.П.Штейна (1961), Перед ужином (1962) и Традиционный сбор (1967) В.С.Розова, Горе от ума А.С.Грибоедова (1962), Еще раз про любовь Э.С.Радзинского (1964), Поднятая целина М.А.Шолохова (1964), Три сестры А.П.Чехова (1965), Сколько лет, сколько зим! В.Пановой (1966), Лиса и виноград Г.Фигейредо (вторая редакция, первая – 1957), Король Генрих IV Шекспира (1969), Правду! Ничего, кроме правды! Д.Аля (1969).

 

В 1970-е годы режиссер поставил спектакли Беспокойная старость Л.Рахманова (1970), Ревизор Н.В.Гоголя (1972), Ханума А.Цагарели (1972), Прошлым летом в Чулимске А.В.Вампилова (1974), Энергичные люди В.М.Шукшина (1974), Три мешка сорной пшеницы В.Тендрякова (1974), Протокол одного заседания А.Гельмана (1975), История лошади по повести Л.Н.Толстого Холстомер (1975), Дачники Горького (1976), Тихий Дон М.А.Шолохова (1977), Пиквикский клуб Ч.Диккенса (1978), Жестокие игры А.Н.Арбузова (1977), Мы, нижеподписавшиеся Гельмана (1979, совместно с Ю.Аксеновым). К известным постановкам этого периода относится и поставленный Товстоноговым в «Современнике» (Москва) спектакль Балалайкин и К (пьеса С.В.Михалкова по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина Современная идиллия, 1973). В 1980-е годы – Перечитывая заново (1980, совместно с Ю.Аксеновым), Волки и овцы А.Н.Островского (1980), Дядя Ваня А.П.Чехова (1982), Амадеус П.Шеффера (1982), Мачеха Саманишвили (пьеса Б.Рацера и В.Константинова по повести Д.С.Клдиашвили, 1982), Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина (1983), Киноповесть с одним антрактом А.М.Володина (1984). В конце 1970-х – начале 1980-х годов труппа БДТ пополнилась А.Фрейндлих, Е.Поповой, А.Толубеевым, В.Ивченко, Ю.Томошевским и др.

 

Последней постановкой Товстоногова была пьеса Ф.Дюрренматта Визит старой дамы. Товстоногов много ставил за границей (Финляндия, Германия, Болгария, Польша и др.), работал на радио и телевидении. Ряд интересных спектаклей, получивших широкую известность, поставлен в Учебном театре ЛГИТМиК (ныне – СПГАТИ) со студентами актерско-режиссерского курса, который он вел на протяжении нескольких десятилетий. Среди учеников Товстоногова режиссеры Л.Додин, И.Владимиров, Г.Яновская, К.Гинкас, В.Воробьев, В.Гвоздков, Ю.Аксенов и др.

 

Умер Товстоногов в Санкт-Петербурге 23 мая 1989.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.