Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Марк Захаров сотворивший чудо





 

МАРК ЗАХАРОВ (художественный руководитель театра «Ленком», народный артист Советского Союза, лауреат Государственных премий и прочая, и прочая, и прочая) для российского искусства давно стал фигурой знаковой. Благодаря гениальным «ленкомовским» постановкам — «Тиль», «Юнона» и «Авось», «Поминальная молитва», «Город миллионеров», «Шут Балакирев» — его знают и почитают десятки тысяч театралов. А фильмы «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо», «Двенадцать стульев» сделали Захарова предметом обожания миллионов телезрителей. 13 октября Марку Захарову исполнилось 70 лет.

 

МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ с Марком Анатольевичем несколько лет назад. Меня предупреждали, что он всегда называет всех только по имени-отчеству и критически визирует интервью. Я представлял себе строгую секретаршу перед высокими дверьми его кабинета. «Разочарования» начались сразу же. Вход свободен. Называл меня просто по имени. Завизировать текст не просил. Но вечером раздался звонок: «Игорь Викторович, это Марк Анатольевич. Ну, тот, с кем вы сегодня встречались. Не могли бы вы показать мне текст? Нет, это, конечно, ваше право, но все-таки».

 

— Какой у вас кабинет большой.

 

— Да, но у Михал Андреича Суслова все же побольше был.

 

— К вам так просто войти — даже секретаря нет.

 

— Надо мне, наверное, рамку, как в аэропортах, поставить на входе, чтоб пиетет был.

Если бы не пьяный сапожник….

 

 

МАЛО кто знает, но появлению будущего режиссера на свет неожиданным образом способствовала… пагубная страсть к спиртному безвестного воронежского сапожника. «Отец рассказывал мне, — вспоминает Захаров, — как в неполные шестнадцать лет ему страстно захотелось участвовать в великих сражениях. Все его братья и отец (мой дед) погибли на фронтах империалистической бойни «за Веру, Царя и Отечество». Когда же в Воронеже зазвучали призывы к вступлению в ряды Добровольческой армии, отец принял чрезвычайно легкомысленное решение усилить ее собственным присутствием. Он ринулся к сапожнику и заказал себе сапоги. (Воевать в Добровольческой армии без сапог считалось неприличным.) Сапожник попросил зайти через три дня, но к исходу назначенного срока неожиданно напился и сшил сапоги на два размера меньше. Вместо того чтобы радоваться, отец горько плакал, сапожник извинялся и обещал через два дня исправить положение. Однако, к счастью для меня, моей жены, моей дочери, моих друзей и всех поклонников моих спектаклей, обещание свое не выполнил и безнадежно запил. За это время военно-революционная ситуация в стране изменилась к лучшему, и в Воронеж вступила Конармия под командованием Семена Михайловича Буденного, куда можно было вступать в какой угодно обуви, в том числе и босиком. Отец не преминул воспользоваться счастливой возможностью. После этого он успешно участвовал в героическом отражении третьего похода Антанты и в дырявых ботинках громил хорошо оснащенную армию Пилсудского, был ранен, болел тифом, не подозревая при этом, что главная радость его ждет впереди. В 1931 году он встретил мою мать, которая согласилась родить ему сына осенью 1933 года».

 

Молодая актриса Нина Лапшинова.

 

В театральное училище Захаров поступил со второй попытки. И то лишь после того, как безуспешно пытался стать студентом Московского инженерно-строительного института. «Я находился под сильным влиянием своей матери, бывшей актрисы, актерская судьба которой не сложилась, — вспоминает Марк Анатольевич. — Мать рассказала мне об ужасах этой профессии и велела стать инженером. Я не мог ее ослушаться и подал документы в МИСИ им. Куйбышева. Однако недобрал необходимого количества баллов на престижный факультет, после чего приемная комиссия предложила мне зачислиться на другой, непрестижный. «Водоснабжение и канализация». Я очень огорчился. И тогда мать неожиданно передумала, увидев вещий сон, рассказала о необыкновенных радостях актерской профессии и велела отнести документы в театральный вуз».

 

По окончании ГИТИСа ни один московский театр не захотел принять выпускника в свою труппу. Театральная карьера Захарова началась в Перми, где за 690 рублей в месяц молодой актер играл маленькие роли смешных людей, подражая, как он сам говорит, манере Георгия Вицина. Параллельно с работой в театре Марк Анатольевич пишет детские сказки, стихи, рисует карикатуры и пробует ставить спектакли. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба замечательного режиссера, если бы не настойчивость его супруги, актрисы Нины Лапшиновой, заставившей мужа вернуться в Москву. Началом его звездного пути стала постановка спектакля «Доходное место» в Театре сатиры. Однако путь этот, как и положено, был очень непростым. Даже Татьяна Пельтцер, в будущем любимейшая актриса Захарова, выслушав рассуждения молодого режиссера о новом спектакле, не удержалась от замечания: «И чего это вы в режиссуру-то подались? Как только человек ничего не умеет делать, так сразу в режиссуру! Чего ради? Писали бы лучше свои юмористические рассказы!»

 

С супругой Ниной Лапшиновой.

 

Премьера «Доходного места» состоялась в 1967 году. И вот уже 36 лет Марк Захаров является одним из любимейших народом режиссеров. В Театре сатиры он поставил спектакли, жанр которых сегодня принято называть мюзиклом: «Темп 1929» и «Проснись и пой!». О Захарове заговорили. Однако занять нишу «молодого и многообещающего» ему помог… секретарь ЦК КПСС по идеологии Михаил Суслов. После запрещения «Доходного места» Захаров по приглашению главного режиссера Театра им. Маяковского Андрея Гончарова начал работу над спектаклем «Разгром» (по одноименному произведению Александра Фадеева), который после одного-двух показов на публике постигла участь «Доходного места». Вдова Фадеева, знаменитая актриса Художественного театра Ангелина Степанова, позвонила Суслову и попросила его прийти на «Разгром». Всесильный «серый кардинал» посмотрел спектакль и остался доволен. А на следующий день в «Правде» появилась статья о «большом идейно-политическом успехе театра и зрелой режиссуре М. Захарова».

 

— Марк Анатольевич, вы как-то сказали, что после спектакля «Разгром» у вас пропало чувство страха. Вообще?

 

— Нет, не могу сказать, что я очень храбрый человек. Да я и не был в особых экстремальных ситуациях, чтобы себя проверить. Кроме разве что провоза запрещенной литературы — Бердяева, Флоренского, Мережковского, Ахматовой и Мандельштама — через таможню. Но, помню, сердце стучало, валидол принимал. Это, пожалуй, был самый смелый поступок в моей жизни. Поэтому не знаю: случись пожар, брошусь я спасать кого-то или нет? Или если кто-то будет тонуть, найду ли я в себе силы прыгнуть в воду? Но если говорить о чисто профессиональном страхе, то он исчез. Я за свою жизнь получил столько ударов, что адаптировался к ним.

Человек-скала

 

С Дмитрием Певцовым.

 

УДАРЫ судьбы не только закалили Захарова, но и научили его правилам общения с властью. Так, после громадного успеха спектакля «Юнона» и «Авось» его, нового руководителя Театра им. Ленинского комсомола (именно так назывался в советские годы популярный «Ленком»), вызвали в Московский горком партии. Судя по решимости властей, в партийных кабинетах была решена не только участь спектакля, но и самого худрука. «Накануне заседания бюро МГК КПСС, — вспоминает Захаров, — нас трогательным образом посетил с коротким секретным визитом один из помощников В. В. Гришина (тогда фактически хозяина Москвы. — Ред.). Он очень быстро и замечательно объяснил мне, как надо вести себя на заседании бюро. Оказывается, надо обязательно немного попятиться, признать некоторые ошибки, но потом стоять как скала. Упереться и ни в коем случае не признавать за собой каких-либо серьезных просчетов, нельзя также публично клясться в любви к партии и ее высшему руководству — сотрут в порошок».

 

Захаров тогда отделался выговором, а «Юнона» и «Авось» — и поныне — один из самых посещаемых спектаклей «Ленкома». Марк Анатольевич вспоминал, что, выйдя из кабинета Гришина, так развеселился, что подошел к секретарше московского градоначальника и попросил разрешения… «позвонить вдове». Юмор Захарова никто не понял, но позвонить разрешили.

 

Памятная роль Остапа Бендера в Театре миниатюр.

 

Нина Лапшинова, услышав веселый голос мужа, вздохнула с облегчением. Супруга первого столичного режиссера к тому времени приняла решение уйти со сцены и посвятить себя делам домашним. Тем более что у счастливых родителей подрастала дочь, известная в будущем актриса Александра Захарова. О том, что удел детей знаменитых родителей далеко не так безоблачен, как кажется на первый взгляд, Александра узнала, как никто другой. В Театре им. Ленинского комсомола, одной из ведущих актрис которого она по праву является сегодня, ей долгое время приходилось довольствоваться ролями в массовке. Мало того, Марк Анатольевич поначалу сомневался — брать дочь в свой театр или нет. На сборе труппы ситуацию разрешила старейшая ленкомовская актриса Елена Фадеева: «Дорогие, ну человек не взял к себе жену, которая всю жизнь мечтала играть в хорошем театре. Дочь-то надо нам взять?»

Здоровье можно купить

 

— МАРК Анатольевич, вам за многое сегодня стыдно?

 

— Стыдно, что потерял зря много времени. Можно было успеть больше прочесть, немножко раньше поумнеть.

 

— А вы когда поумнели?

 

— Когда вернулся из Перми в Москву.

 

— А истину, что счастье не в деньгах, когда поняли?

 

Старинные часы еще идут…

 

— (Заговорщицки.) Если совсем честно говорить, а последние лет десять я стараюсь не врать, я бы не сказал, что так уж уверен в этом. Все говорят: главное — здоровье, здоровье не купишь. Но ужас или — не знаю — могущество нашей цивилизации в том, что за деньги можно купить себе несколько лет жизни. Лужков проспонсировал мою операцию на сердце, и поэтому мы сейчас с вами беседуем. А так я должен был несколько лет назад уйти в мир иной. Сегодняшняя медаппаратура и медикаменты, которые некоторым врачам даже запрещают называть пациентам, так как они слишком дороги, продляют жизнь. С помощью денег можно принести счастье или достаток тем людям, которые находятся на грани тяжелого существования. Я ко всему научился спокойно относиться — ко всем ужасам, которые вижу по ТВ. Но все-таки, когда я вижу, как человек останавливается у мусорного бачка, на меня это действует угнетающе.

 

— Вы мечтать любите? Или вы реалист?

 

— Последнее время я… Знаете, я всю жизнь провел в разного рода мечтаниях. И последнее время меня стало пугать, что количество мечтаний резко уменьшилось. Все-таки за 70 лет перевалило — может, это и естественно.

 

— Возраст — для вас болезненная тема?

 

— Это тяжело. У вас дети есть?

 

— Нет еще.

 

С дочерью актрисой Александрой Захаровой.

 

— Когда появятся и достигнут 4-летнего возраста, начинайте учить их иностранному языку. 3–4 языка будут знать. А мне вот сейчас выучить язык иностранный… Я тут попробовал, так у меня сразу давление поднялось. Я знаю 28 английских слов, которых мне вроде хватало. Но захотелось улучшить. Начал с неправильных глаголов — давление и подскочило. В результате решил, что останусь в пределах тех знаний, которые получил в школе.

 

— А чему бы вам хотелось научиться сейчас?

 

— Очень бы хотелось язык освоить. Если мне встречается какой-нибудь араб, недавно переехавший в Европу, я нахожу в нем единомышленника. В том смысле, что я его понимаю. А техника… К сожалению, с нею я не дружу. Когда коммунальные платежи осуществляю, то на калькуляторе просчитываю, сколько должен платить, а потом подлым образом в столбик это от руки пересчитываю. Как правило, у меня не сходится.

«Люблю, когда хвалят»

 

Андрей Миронов, Марк Захаров, Михаил Ширвиндт — массовка на киностудии имени А. Довженко.

 

ГОВОРИТЬ о Захарове и не сказать о его взаимоотношениях с властью невозможно. Характер контактов Марка Анатольевича с сильными мира сего с тех времен, когда его спектакли запрещались, кардинально изменились. В свое время он занимал сторону президента Ельцина (сжигание партийного билета в прямом телеэфире и призывы к выносу тела Ленина из Мавзолея — едва ли не самые популярные постановки Захарова вне сцены и кино), был одним из тех, кто активно поддержал выдвижение Владимира Путина.

 

— Считается, что художник и власть — две вещи несовместные. У вас, судя по всему, иная точка зрения?

 

— В нашей стране взаимоотношения власти и интеллигенции — очень непростой вопрос. Антон Павлович Чехов считал, что художник ни в коем случае не должен принимать участия в политике. Но Чехов не дожил до октября 1917 года, и неизвестно, как бы он повел себя после переворота. А другой русский гений, Иван Бунин, тоже поначалу считавший, что творчество и политика — две вещи несовместные, все-таки написал «Окаянные дни» и высказал свое отношение к ситуации в России.

 

Слева направо: Юрий Любимов с женой, Владимир Этуш, Марк Захаров.

 

Сам Захаров, если проследить его интервью за несколько лет, свое отношение к ситуации в России неоднократно менял. И считает, что ничего постыдного в этом нет. «Изменять собственные воззрения и убеждения бояться не стоит, — говорит он. — Как не стоит и путать значение слов «измена» и «изменение». Когда я учился в третьем классе, то буквально урыдался на спектакле о Павлике Морозове. А сейчас, высушив слезы, думаю не только о нем, а о безвестном человеке, которому однажды надоели мешающие нормальной езде полозья, и он изобрел колесо. А его ведь тоже считали предателем отцовских традиций. Слава богу, что он не испугался критики».

 

Марк Анатольевич к критике тоже относится спокойно. Хотя говорит, что, как и все нормальные люди, радуется, когда его хвалят, и огорчается, когда ругают. Впрочем, ругать человека, добившегося благодаря своему огромнейшему таланту и трудолюбию таких высот, как Захаров, наверное, глупо. Да и хвалить Марка Анатольевича незачем. Он, как мне кажется, цену себе знает. И предъюбилейные словословия ему ни к чему. «Знаете, я, право, доверчивый человек, — говорит он. — Только крайние формы лести меня отрезвляют. Например, когда мне говорят, что я очень хороший режиссер, этому человеку я, как правило, верю. Хотя это не значит, что он так думает. Однажды мне одна женщина сказала: «Была в галерее у Шилова. Замечательная галерея. Но лучшее, что там есть, — ваш портрет на третьем этаже». Вот тут у меня хватило ума понять, что она со мной не очень искренна».

 

— Марк Анатольевич, а вам легко жить?

 

С Олегом Янковским.

 

— Очень трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, мне вроде грех жаловаться. Я все-таки занимаюсь любимым делом, и что-то хорошее мне сделать удалось и в «Ленкоме», и в телережиссуре. С другой стороны, так хочется счастья, а оно приходит такими короткими мгновениями и так быстро они улетучиваются, что иногда возникает нечто вроде депрессии. Правда, меня предупреждали. Я в свое время перенес операцию на сердце в Германии. Один умный человек, который тоже перенес такую операцию, сказал: «Когда вам заберутся в сердце — а там душа человеческая — вы почувствуете некоторый дискомфорт, и какое-то время будет трудно». Я не хочу сказать, что дошел до тяжелых форм депрессии, но время от времени некий, по-пушкински, «сплин» нападает.

 

В кабинете.

 

Вот так и живет этот веселый волшебник с грустными глазами, сумевший сотворить обыкновенное чудо, в поисках счастья. И если не всегда находит его для себя, то, по крайней мере, щедро дарит нам.

 

 

Игорь ИЗГАРШЕВ

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1988

Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999

Захаров М. Суперпрофессия: Творческий путь. М., 2000

 

ВОЛЧЕК, ГАЛИНА БОРИСОВНА (р. 1933),

актриса, режиссер, с 1972 главный режиссер московского театра «Современник», с 1989 его художественный руководитель. Народная артистка СССР (1989).

 

Родилась 19 декабря 1933 в Москве, в семье известного кинооператора Б.И.Волчека. В 1955 окончила Школу-студию МХАТ (курс А.М.Карева). В 1955 вошла в группу основателей «Студии молодых актеров» (впоследствии театр «Современник»). С 1956 начала артистическую деятельность.

 

Первая ее роль – «отрицательный» остро-характерный образ Нюрки-хлеборезки (Вечно живые В.Розова, программный спектакль молодого коллектива, 1956). Ее артистический почерк отличался яркостью, запоминающимся колоритом, склонностью к изображению неординарных характеров, вырастающих до символа. Ее роли в «Современнике» не проходили незамеченными (Грачиха - Без креста по В.Тендрякову; Мать –Назначение А.Володина; Марта - Кто боится Вирджинии Вульф? Э.Олби; Амелия - Баллада о невеселом кабачке Э.Олби; Анна Андреевна - Ревизор Н.В.Гоголя и др.

 

Первая постановка - Двое на качелях У.Гибсона (1962) характеризовалась зрелым психологизмом, тонкой разработкой характеров. Совместно с главным режиссером «Современника» О.Н.Ефремовым, был поставлен этапный для коллектива спектакль Обыкновенная история по роману И.Гончарова (1966). В спектакле уживались ирония, драматизм, эмоциональные краски и интеллектуализм, живая насмешка умного и тонкого художника. Постановка, очевидно, отразила крушение гуманистических надежд шестидесятников, превращение живых юных душ в конформистов.

 

В 1968 она поставила пьесу М.Горького На дне. Постановка характеризовалась беспощадностью к героям пьесы, снятия с них привычного романтического ореола. Спектакль отличался, прежде всего, крупными актерскими достижениями (роль Сатина в натуралистически жестком исполнении Е.Евстигнеева, Луки - И.Кваши). Режиссерская манера определилась со всей отчетливостью. Волчек - режиссер актерского театра, умеющая выстроить концепцию из актерских индивидуальностей. Выбор актера на роль, тщательная, подробная работа с ним, для нее, как для режиссера, самое главное.

 

С уходом О.Ефремова в 1972 она становится главным режиссером театра «Современник». В 1970-1980-е ее главным образом интересует драматургия А.П.Чехова. Она ставит в духе трезвого пессимизма и юмора Вишневый сад (1976) и Три сестры (1982). Режиссер продолжает вести линию, начатую в Обыкновенной истории, а также в спектакле На дне. Острая ироничность, преодоление привычного пафоса характеризует эти постановки, прожитые Волчек, прежде всего, через актеров. Об этом писали во многих рецензиях: «Как и все спектакли, поставленные в «Современнике» Г.Волчек, Вишневый сад строится на доверии к актеру, и силен прежде всего именно этим».

 

Другим этапным спектаклем стал Эшелон М.Рощина (1976). Постановка производила впечатление глубиной психологизма, показом каждодневного подвига самых обычных женщин, призванных войною к героизму. С огромной любовью режиссером и актерами раскрывался каждый женский характер, каждый поворот судьбы.

 

А в 1979 она с труппой американских актеров поставила Эшелон в США, в Хьюстоне. Это было первое приглашение советского режиссера в США. Так «Современник» стал первым советским театром (после знаменитых гастролей МХТ в 1924), гастролирующим на Бродвее в 1996 и 1997. Театр был награжден общенациональной премией США в области драматического искусства «Drama Desk Award».

 

Большой общественный резонанс вызвал поставленный Волчек в 1989 Крутой маршрут по книге Е.Гинзбург. Обращение к теме репрессий не было для главного режиссера случайным, еще в 1973 она поставила Восхождение на Фудзияму по Ч.Айтматову о культе личности. Возвращаясь уже на новом уровне к этой теме, она ставит знаковый спектакль времени.

 

Другие известные постановки Волчек, начиная со второй половины 1980-х: Звезды на утреннем небе, Титул А.Галина, Анфиса Л.Андреева, Мы едем, едем, едем.., Мурлин Монро Н.Коляды, Трудные люди И.Бар-Йосефа, Пигмалион Б.Шоу, Три товарища по Э.Ремарку и др.

 

Среди наиболее значимых киноработ - роли в фильмах Король Лир, Вечно живые, Русалочка, Осенний марафон.

 

Екатерина Юдина

ПРИЛОЖЕНИЕ. Театр «Современник».

 

Московский театр «Современник» создан группой молодых актеров в 1956 году. Основатели театра – Олег Ефремов, Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков и другие выпускники Школы-студии МХАТ – задумали его как творческое объединение группы единомышленников, стремящихся, продолжая и развивая метод К.С. Станиславского, создать психологический театр нового типа. Время – начало «оттепели» - как нельзя лучше подходило для смелых и дерзновенных творческих поисков.

 

Начиная с первого спектакля – «Вечно живые» Виктора Розова – театр стремился говорить «с современниками языком современности». Это стремление сразу было понято и поддержано публикой. И первым же спектаклем только что созданный коллектив заявил о себе как о театре актерском, ансамблевом, где каждый исполнитель, сохраняя яркую индивидуальность, призван решать общую для всех художественную задачу постановки.

Спектакли «Современника», поставленные в первое десятилетие - «В день свадьбы», «Традиционный сбор» Виктора Розова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Александра Володина, «Голый король» Евгения Шварца, «Всегда в продаже» Василия Аксенова, «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, «На дне» Максима Горького, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову - стали легендой. И в каждой следующей работе театр открывал новые возможности молодой труппы.

Кризис в «Современнике» наступил в 70-х. «Оттепель» стала сменяться холодным дыханием застоя, все жестче ощущался диктат цензуры, труппа не была больше единым целым… Приняв приглашение возглавить МХАТ, «Современник» покинул Олег Ефремов, с ним ушла значительная часть ведущих актеров.

 

В 1972 году художественное руководство театром взяла на себя Галина Волчек. Театр находился в сложном положении – были определенные сложности с репертуаром, кроме того, остро стояла проблема смены поколений, болезненная для любой труппы. В театр пришли новые актеры, и среди них - Марина Неёлова, Лия Ахеджакова, Олег Даль, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев.

Театр всегда в первую очередь ставил произведения современных драматургов: именно на сцене «Современника» впервые были поставлены и с успехом шли многие пьесы Виктора Розова, Александра Володина, Михаила Рощина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой, Василия Шукшина, Александра Галина. В 70-е репертуар театра пополняется инсценировками произведений крупнейших прозаиков – Константина Симонова, Чингиза Айтматова, Бориса Васильева, Григория Бакланова. Событием для театра стала осуществленная Галиной Волчек постановка спектакля «Крутой маршрут» по книге Евгении Гинзбург.

Театр никогда не боялся творческого риска и смело брался за постановки пьес неизвестных авторов. «Современник» открыл таких драматургов, как Людмила Петрушевская, Александр Галин, Владимир Гуркин, Николай Коляда. Традиционно отдавая приоритет современной драматургии и прозе, театр осваивал и классический репертуар. Галина Волчек не раз обращалась к драматургии Антона Павловича Чехова, в постановке режиссера на сцене театра идут спектакли «Три сестры», «Вишневый сад». В репертуаре - произведения Николая Васильевича Гоголя, Федора Михайловича Достоевского, Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Александра Николаевича Островского.

 

Сцена «Современника» стала стартовой площадкой для многих звезд современной режиссуры, в частности, Валерия Фокина (его спектакль «Кто боится Вирджинии Вульф?» будет показан в рамках Фестиваля), Нины Чусовой (телезрители смогут увидеть ее знаменитую постановку «Мамапапасынсобака»), Кирилла Серебренникова.

Сегодня в звездной труппе «Современника» - несколько поколений актеров: Галина Волчек, Лилия Толмачева, Нина Дорошина, Игорь Кваша, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Марина Неёлова, Елена Яковлева, Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Илья Древнов, Максим Разуваев, Александр Хованский.

50-летие – прекрасный повод для обновления репертуара. Сейчас идут репетиции четырех спектаклей, премьеры трех из них будут показаны до юбилея – «Америка, часть вторая» Биляны Срблянович, «Три старушки под окном…» Михаила Коломенского, «Пять вечеров» Александра Володина. Впереди у театра череда премьер.

 

Литература.

 

Театр "Современник" / Ред.-сост. Б.М. Поюровский. - "Звезды московской сцены". - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. - 347 с.

ЕФРЕМОВ, ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ (1927–2002),

режиссер, актер, педагог. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственных премий СССР (1969, 1974, 1983). Окончил Школу-студию МХАТ (педагоги – М.Кедров и В.Топорков).

 

С 1949 по 1956 – актер и режиссер Центрального Детского Театра. С 1970 по 2000 – главный режиссер МХАТа. Сыграл на сцене более 70 ролей. Снялся в 46 фильмах. Поставил фильмы Строится мост (1966, с Г.Егиазаровым) и Старый Новый год (1980, с Н.Ардашниковым Организатор и главный режиссер театра "Современник" (1956-1970). С 1970 — главный режиссер МХАТ. Профессор Школы-студии при МХАТ (1976).

Приз жюри Всесоюзного телефестиваля в Ленинграде ("Дни хирурга Мишкина", 1976)

Народный артист СССР (1976).

Лауреат Государственной премии (1969, 1974, 1983 — за театральные работы).

 

Лучшие работы в кино: Танкист Иванов – Живые и мертвые (1964). Следователь Подберезовиков – Берегись автомобиля (1966). Доктор Айболит – Айболит 66 (1967). Шофер такси Саша – Три тополя на Плющихе (1968). Художник-самородок Федор – Гори, гори моя звезда (1970). Киногерои Ефремова явились эталоном благородства и правдивости для миллионов россиян.

 

Обладал даром творить на острие времени. Если самые знаменитые спектакли Ефремова явились открытиями в российской театральной жизни, то сыгранные им персонажи, как в кино, так и на сцене, стали истинными героями своего времени. Время буквально пронизывало и насыщало его неповторимую индивидуальность. Талант лидера органично сочетался в нем с первородной демократичностью. А интуиция – с феноменальным обаянием. Сыгранная Ефремовым роль Ивана-дурака (в сказке П.Ершова Конек-горбунок), на сцене Центрального Детского Театра, явилась пророческим прологом всей его жизни и судьбы. Став одним из интереснейших театральных режиссеров России, Ефремов снискал себе славу самого актерского режиссера. Ибо суть своих наиболее ярких постановок последовательно выражал через «его величества актера».

 

Родился 1 октября 1927. Детство и отрочество проходило в знаменитых арбатских дворах и переулках в огромной коммуналке, где сошлись самые «противоречивые характеры и лики тогдашней России». Весной 1945, выдержав огромный конкурс, Ефремов стал студентом актерского факультета Школы-студии МХАТ. На первом курсе, испытывая почти религиозное чувство к учению Станиславского, Ефремов вместе с несколькими сокурсниками принес клятву верности своему кумиру, романтически скрепив ее собственной кровью.

 

В 1949, по окончании Школы-студии МХАТ, Ефремов вступил в труппу Центрального Детского Театра. После блистательно сыгранного Ивана-дурака, Ефремов привлек внимание режиссера и педагога ЦДТ М.О.Кнебель. Тогда же в театр принес свои первые пьесы Виктор Розов. Роль независимого рабочего паренька Кости из пьесы Розова Страницы жизни сразу сделало Ефремова всеобщим любимцем молодых.

 

Л.Петрушевская (которая в те годы была еще школьницей) вспоминает: «Нас водили всем классом в Детский театр. Среди жутких пацанов и идеальных девушек с косами, тургеневских Лолит, ходили слухи о Косте с гитарой… Занавес открылся, и он появился в глубине сцены, внимание! Мы забыли обо всем. У него было какое-то необыкновенное лицо… Костя, наш Ефремов, был личный для каждого, школьный, московский, с Пушкинской улицы, с известнейшего проходного двора, кумир с гитарой. У Кости к тому же была странная манера говорить. Он произносил фразы ясно, но слегка с замедлением, с оттяжечкой в бас, его непередаваемое тайное веселье как будто что-то обещало – во всяком случаи, от голоса Кости у девочек и мальчиков замирали сердца, хотелось вокруг него стоять кружком, слушаться его, бегать для него за папиросами и пивом, или быстро вырасти и куда-нибудь с ним пойти… Куда угодно».

 

В 1954 судьба свела Ефремова с молодым режиссером Анатолием Эфросом, который поставил на сцене ЦДТ пьесу Розова В добрый час! Ефремов сыграл в спектакле одну из главных ролей. С тех пор общность театральных устремлений подружила Ефремова с Эфросом на всю оставшуюся жизнь.

 

В следующем, 1955, Олег Ефремов дебютировал в качестве режиссера на сцене своего театра комедией Димка-невидимка В.Коростылева и М.Львовского. Удача первой постановки во многом предопределила судьбу Ефремова как одного из новых лидеров российской театральной режиссуры второй половины 20 в. Начиная с 1960-х имя Ефремова-режиссера засияло на нашей сцене рядом с именами Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса и Юрия Любимова. Путь к вершинам режиссуры для Ефремова начался и продолжался, в течение всей жизни, через постижение и открытие парадоксов и метаморфоз древнейшей актерской профессии. В режиссуре Ефремова актер утвердился, как главная, ключевая фигура.

 

За семь лет работы на сцене ЦДТ Олег Ефремов сыграл более двадцати ролей. Сценические герои Ефремова, мало меняясь внешне, принципиально разнились неожиданными характерами, за счет удивительных внутренних перевоплощений актера. Обладая огромным созидательным началом и неповторимой актерской индивидуальностью, помноженной на обаяние, Олег Ефремов через своих героев отважно заглядывал в будущее, увлекая за собой самых пытливых юных зрителей.

 

Мощный собирательный талант Ефремова требовал нового воплощения. И в 1956, собрав и сплотив вокруг себя вчерашних выпускников Школы-студии МХАТ, Ефремов создал театр-студию «Современник», ставший явлением на российской сцене.

 

Открывшись пьесой Виктора Розова Вечно живые, «Современник» с первых дней существования стал точкой притяжения для мыслящего зрителя. Театр вбирал в себя первые лучи свободы. Чудо единения происходящего на сцене с залом удается лишь тем режиссерам, кому суждено найти выразительные средства (состоящие из тысячи нюансов), способные поразить воображение зрителя. «Современнику» это оказалось под силу, благодаря режиссерскому дару Ефремова, выбору интересной драматургии. Составной успеха «Современника», стремившегося к сценической правдивости, явилось влияние итальянского неореализма. Одной из первых постановок театра оказалась пьеса Эдуардо де Филиппо Никто, в которой Ефремов убедительно сыграл главную роль раздумчивого вора поневоле – Винченцо Де Преторе. Но главенствующая роль в репертуаре театра отводилась отечественной драматургии.

 

Четыре спектакля определили восхождение «Современника» в первое десятилетие его существования: Голый король Е.Шварца (1960), Назначение А.Володина (1963), Всегда в продаже В.Аксенова (1965) и Традиционный сбор В.Розова (1967).

 

Сказку-притчу Шварца Ефремов превратил в праздничную феерию, легко и безжалостно высмеивающую холуйство любой тоталитарной системы во все времена.

 

Пьеса Володина Назначение стала своеобразным знаменем «Современника». Единство мироощущений режиссера и драматурга связало их до конца дней. Пронизанная чеховским человеколюбием, антипомпезная драматургия Володина вернула на отечественную сцену интерес к жизни внешне самых заурядных, т.н. «обыкновенных», но глубоких, ранимых и трогательных людей. С пронзительной нежностью и горячо требуя пристального внимания к каждому из «малозаметных человеков». Назначение один из пиков режиссуры Ефремова. Сыгранная им роль Лямина стала одной из его лучших актерских работ. «В институте я был рядовой студент, в армии рядовой солдат. Я трудолюбивый, интеллигентный… необщественный человек,» – говорит про себя герой пьесы. С негромкой убежденностью произносимые слова – «интеллигентный, необщественный человек», вызывали шквал аплодисментов.

 

Следующий важный шаг в новое измерение театр ознаменовал постановкой пьесы Аксенова Всегда в продаже – звонкой притчей, озорно и тонко срывающей покровы с абсурдизма советского бытия, где в сценической конструкции современного дома-государства вольготно живется проходимцам и говорунам-демагогам.

 

К четвертой вершине, определившей кредо «Современника», относится режиссерское решение Ефремова пьесы Розова Традиционный сбор. В анатомическом кабинете одной из школ, через много лет после окончания, собрались бывшие соклассники. В исповедальной игре-импровизации подводятся итоги побед и поражений. Результат парадоксально обескураживающий: те, кто не достиг чинов и званий, почему-то сохранили предназначение свое и человеческое достоинство. Зато очевидные «удачники» добились благополучия и «признания» путем предательств и сделок с совестью.

 

Рождение новаторского театра невозможно без открытия и утверждения новых актерских индивидуальностей. «Современник» подарил нам созвездие дарований, отобранных и выпестованных Олегом Ефремовым. Подобралась не просто талантливая труппа. Возник и сформировался союз единомышленников, спаянных общностью идеалов: Евгений Евстигнеев и Олег Табаков, Игорь Кваша и Галина Волчек (будущий руководитель «Современника»). Гордость не только нового театра, но и отечественной сцены, составили Лиля Толмачева и Валентин Никулин, Нина Дорошина и Петр Щербаков, Алла Покровская и Михаил Козаков. Заслуга Ефремова состояла в том, что он не просто открыл и объединил индивидуальности в великолепный театральный ансамбль. Он сделал каждого из своих актеров не просто идеальным выразителем собственных режиссерских замыслов, но и достойным соавтором.

 

Своеобразным итогом двадцатилетия работы театра явились постановка Ефремовым исторической трилогии Декабристы Л.Зорина, Народовольцы А.Свободина и Большевики М.Шатрова. Театр всеми ему доступными средствами попытался выразить свой взгляд на взаимоотношения власти и интеллигенции. Предельно обнажил проблему «необходимости и неизбежности» террора в России, за последние 140 лет. Итог оказался малоутешительным. Каждая вновь пролитая кровь рождала еще большую… К ярким удачам трилогии следует отнести две актерские работы Ефремова: царя Николая I и руководителя народовольцев Желябова.

 

Едва ли не каждое появление Ефремова на экране, становилось событием и праздником для миллионов зрителей. Герои Ефремова не просто притягивали. За несколько минут экранного времени они становились задушевными друзьями самых разных людей. Дарили надежду, расцвечивали и продлевали жизнь. Таким был танкист Иванов, «на котором вся Россия держится» из Живых и мертвых. Шофер Саша из Трех тополей на Плющихе, излучавший фантастическое обаяние. Бесконечно трогательный художник-самородок Федор, из фильма А.Митты Гори, гори моя звезда … Тонкий комедийный дар Ефремова очаровал его бесчисленных поклонников при появлении стоически-принципиального доктора Айболита. Или, до абсурдности честного следователя Подберезовикова, из Берегись автомобиля …

 

«Поэта судят по вершинам







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.