Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Великий российский режисер П.Н. Фоменко





 

В эти дни театральная общественность России чествует великого российского режиссера Петра Наумовича Фоменко. 13 июля ему исполняется 75 лет, но и десять и даже 20 лет назад Фоменко уже получил негласный статус живого классика. Среди всех его наград: Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ (1995, 1998, 2002), лауреат премии «Триумф», премии им. Г. Товстоногова и прочих и прочих, есть, на мой взгляд, одна наиболее точная - это французская награда, орден Командора искусств и словесности. Творческий дар Фоменко возник на стыке музыки и слова.

Петр Фоменко (1932) москвич, где окончил музыкальную школу им. Гнесиных, затем училище Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Он был ярким учеником, ему прочили прочное будущее. Казалось бы, судьба предопределена, однако Фоменко продолжает учиться. Он поступает на филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, который оканчивает в 1955 году. Ему уже 23 года, в послевоенную пору это зрелый возраст мужчины. И что же? Фоменко вновь продолжает учиться - он поступает на режиссерский факультет ГИТИСА и в 1961 году получает диплом театрального режиссера.

 

Только теперь он считает себя готовым к профессии. Позади 15 лет непрерывной учебы, три диплома, именно здесь рождается уникальный фоменковский стиль, где творчество понимается как своеобразная форма учёбы у классиков. Приступая к постановке произведений Льва Толстого, Пушкина, Гоголя, Метерлинка, он сначала досконально изучает эпоху, затем опыт прежних театральных работ, затем втягивает в этот бесконечный урок театральную труппу, после чего представляет публике этот урок в форме спектакля.

 

Эта манера требует исключительного сближения постановщика и актеров, требует долгих репетиций, взывает к честности общей работы, не терпит халтуры, сиюминутности, фальши и Фоменко пришлось долго и трудно настаивать на своем понимании дела, доводить до сумасшествия дирекцию театра, до изнеможения труппу, прежде чем явить публике блистательный результат. По сути, он работает с труппой как дирижер с оркестром по партитуре, задача невероятно сложна - слить слово и музыку в творческом акте.

 

Его профессиональный путь был весьма непрост и извилист.

 

Первое время Фоменко скитается между театрами, ставит детские спектакли в Центральном детском театре, работает в студии МГУ «Ленинские горы», медленно, но его рейтинг растет и в 1966 году Фоменко, наконец, ставит в театре им. Маяковского свой первый знаменитый спектакль пьесу Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Постановка наделала много шума, но, несмотря на успех, была снята из репертуара. В апофеозе абсурда, партийная цензура увидела знакомые черты советского образа жизни.

 

Фоменко пришлось перебраться в Ленинград.

 

Долгие годы он живет между двух столиц, снова и снова показывает высочайший класс работы и, наконец, в 1977 году становится главным режиссером Ленинградского театра Комедии. Он ставит множество спектаклей (всего за свою жизнь Фоменко осуществил больше 60 театральных постановок, внушительная цифра!) среди которых можно выделить «Лес» Островского, «Мизантроп» Мольера, «Сказки Арденского леса» Шекспира. Но его известность в те годы больше укреплялась работой на Центральном телевидении. В жанре телеспектаклей Фоменко поставил целый ряд замечательных работ: пушкинский цикл «Пиковая дама», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик» и серию постановок по Льву Толстому: «Детство. Отрочество. Юность» и «Семейное счастье».

 

Однако вершины жизни Фоменко встретил решительным отказом от привычного образа жизни, оставил репертуарный театр и с головой ушел в педагогику. С начала 80-х годов он преподает в ГИТИСе, в этих стенах он находит пристанище на долгие годы, тут его рай, здесь он может снова учить и учиться. Тут его душа достигает состояния гармонии и начинает творить на полную силу. Так возникает главный феномен его жизни - мастерская и ученики. Пожалуй, после Станиславского в русском театре не было столь яркого феномена. Сегодня среди учеников Фоменко целая плеяда звезд: режиссеры Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Миндагаус Карбаускис, Владимир Епифанцев... актеры: Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы, Кирилл Пирогов, Карэн Бадалов, Евгений Цыганов, Ирина Пегова.

 

Легендой стали последние постановки мастера: «Одна абсолютно счастливая деревня» по Вахтину, «Война и мир. Начало романа», «Три сестры», «Он был титулярный советник».

 

С тщательностью звездочета Петр Фоменко наблюдает созвездия современного театра. В 1993 году его мастерская получает статус театра «Мастерская Петра Фоменко»; сейчас для мастерской строится новое уникальное здание в центре Москвы. Что может быть большим выражением признания таланта Командора музыки и слова в его юбилей...

 

Источник: РИА-новости

NEWSWAY.RU // Новости // Культура и искусство // Театр // 13.07.2007

Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве. Окончил музыкальную школу имени Гнесиных, затем училище Ипполитова-Иванова по классу скрипки. В 1955 году закончил филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, а в 1961 году - режиссерский факультет ГИТИСа (курс был набран Н.М. Горчаковым, мастера курса - Н.П. Охлопков и А.А. Гончаров).

 

В 60-е годы Петр Фоменко ставит спектакли в различных московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ "Ленинские горы", Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке.

 

В 1966 году в театре им. Маяковского Петр Фоменко создал свой знаменитый, насквозь пронизанный абсурдом и жестокостью российского бытия, горький и страшный своей узнаваемостью ("всеобщий сыск, надзор и - стукачи, стукачи, стукачи...") спектакль - "Смерть Тарелкина" по пьесе Сухово-Кобылина. Несмотря на зрительский успех острая, незаурядная постановка, идущая вразрез с "большим стилем" советского театра, была снята с репертуара.

 

В 70-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он режиссер, а с 1977 по 1981 - главный режиссер Ленинградского театра Комедии. Здесь им были выпущены спектакли: "Этот милый старый дом" по А. Арбузову (1972), "Троянской войны не будет" Ж. Жироду (1973), "Старый Новый год" М. Рощина (1974), "Мизантроп" Мольера и "Муза" Г. Никитина (оба - 1975), "Лес" А. Островского и "Свадьба. Юбилей" А. Чехова (оба - 1979), "Теркин-Теркин" А. Твардовского (1980), "Сказка Арденского леса" У. Шекспира (1981) и другие. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: "Экзамены никогда не кончаются" по Э. де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и "Любовь Яровая" К. Тренева (1977) в Малом театре.

 

Одновременно с работой в театре Петр Фоменко много и плодотворно трудится на Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр. В него входят такие телеспектакли, как: "Новеллы о Ходже Насреддине" (1967); "Пиковая дама" по А.С. Пушкину (1969 и 1985); "Детство. Отрочество. Юность" (1970) и "Семейное счастие" (1972) по Л.Н. Толстому; "Выстрел" (1979), "Метель" (1982) и "Гробовщик" (1991) по А.С. Пушкину. Кроме того, Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: "На всю оставшуюся жизнь" по "Спутникам" В. Пановой (1974-1975) на студии Лентелефильм, "Почти смешная история" по сценарию Э. Брагинского (1976-1977) на Центральном телевидении и "Поездки на старом автомобиле" (1986) на студии Мосфильм.

 

Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Петр Наумович возвращается в Москву. Из системы репертуарного театра режиссер уходит в педагогику, обретя пристанище в стенах ГИТИСа (ныне РАТИ). В 1992 году Фоменко получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ). В гитисовских аудиториях увидели свет спектакли, созданные Фоменко со своими студентами: "Борис Годунов" (1984) и "Пиковая дама" (1988) по А.С. Пушкину, "Игроки" Н.В. Гоголя (совместно с Р. Сиротой - 1986), "Волки и овцы" А. Островского (1992), "Свадьба" А.П. Чехова (1996). За эти годы в профессиональную театральную жизнь шагнули четыре выпуска учеников Фоменко, среди которых режиссеры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек и другие.

 

Параллельно с педагогической работой Петр Наумович Фоменко продолжает ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 80-90-е годы на сценах различных театров, спектакли "Плоды просвещения" Л.Н. Толстого в театре им. Маяковского (1985); "Дело" А.В. Сухово-Кобылина (1988), "Государь ты наш, батюшка" Ф. Горенштейн (1990), "Без вины виноватые" А.Н. Островского (1993), "Пиковая дама" по А.С. Пушкину (1996), "Воскрешение, или Чудо святого Антония" М. Метерлинка (1999) в театре им. Евг. Вахтангова; "Калигула" А. Камю в театре им. Моссовета (1990), "Великолепный рогоносец" Ф. Кроммелинка в театре "Сатирикон" (1994).

 

В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (второй по счету набор) получил статус театра, художественным руководителем которого стал Петр Наумович Фоменко. Название возникло само собой: просто слово "мастерская", коим в ГИТИСе именуется каждый курс, из прозвища стало именем. Так родился Московский театр "Мастерская Петра Фоменко", где помимо самого художественного руководителя ставили и ставят спектакли режиссеры Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Николай Дручек. Театр регулярно пополняется учениками мастера: на сегодняшний день в труппе три поколения "фоменок" (как называет актеров "Мастерской" театральная Москва), среди которых уже успевшие стать известными Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы, Кирилл Пирогов, Карэн Бадалов, Юрий Степанов, Ирина Пегова, Евгений Цыганов и другие.

 

На афише театра - поставленные Фоменко спектакли: "Волки и овцы" А.Н. Островского (1992), "Одна абсолютно счастливая деревня" по Б.Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л.Н. Толстого "Семейное счастие" (2000) и "Война и мир. Начало романа. Сцены" (2001), "Безумная из Шайо" Ж. Жироду (2001), "Египетские ночи" А.С. Пушкина (2002).

 

Созданные Фоменко в последние годы спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им.Станиславского (1994, 2000), премии "Хрустальная Турандот" (1994, 1996), национальной театральной премии "Золотая Маска" (1995, 2001, 2002). Сам П.Н.Фоменко в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии "Триумф" (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней (1996, 2003).

 

Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).

 

Последняя театральная работа Фоменко - спектакль "Лес" по пьесе А.Н. Островского, премьера которого состоялась в марте 2003 года на сцене парижского театра Comedie Francaise.

 

Петр Фоменко:

«Режиссуре научиться нельзя»

 

«Петр Наумович – это на сегодняшний день тот Атлант, который один поддерживает все более шатающееся здание нашего современного театра, из которого каждый день пытаются выгнать слово, а вместе со словом и человека», - говорит актриса Людмила Максакова.

 

«Фома» – так называют режиссера Фоменко. В фильме о нем, его работах, манере репетировать и просто об интересных случаях за пределами сцены рассказывают Юлий Ким, Юрий Ряшенцев, Людмила Максакова, Валентин Гафт, Виктор Сухоруков, Ольга Антонова, Игорь Иванов, Кира Крейлис-Петрова, Константин Райкин, Николай Эпов, актеры театра. Сам Петр Наумович рассказывает в фильме о творчестве, о своем видении режиссуры, об отношении к провалам и критике.

 

Смотрите телеверсию спектакля «Мастерской Петра Фоменко» «Волки и овцы».

(DVD - №)

 

Петр Наумович Фоменко: «Спектакли – это наша продукция, это работа души, а душу, как и совесть, потрогать нельзя. Какое счастье, что это метафизические понятия, а не материальные! Меня вела не какая-то концепция и желание поставить так, как раньше еще не было. Нельзя поставить так, как было, потому что артисты другие. Наши "Три сестры" такие, каких не было и не будет, а от них возникает и прочтение пьесы. А дороже всего в пьесе то, что эти люди живут будущим, которое в прошлом. Когда они обращаются к будущему, соскальзывают иногда заметно, иногда совершенно незаметно в свое прошлое.

Провал иногда бывает дороже, полезнее и важней, не просто как тест на выживание, но как ощущение себя в состоянии если не трагедии, то драмы. Страдание иногда обогащает. Держать удары критики… Она бывает очень серьезной, интересной, не всегда созидательной и бережной в разносах и негативных оценках. Но мы рано начали играть – еще в школе. И потом, актеры учились вместе с режиссерами. Хотя режиссуре научиться нельзя, можно только приумножить и сохранить те качества, которые есть в человеке природно, и их оснастить арсеналом, который в жизни должен меняться все время – обогащаться или корректироваться».

 

Константин Райкин: «Он хочет, чтобы ты делал то, к чему у тебя природное расположение, а не то, что ты умеешь. Ему не нравится, что ты умеешь, потому что умелость сама по себе ему неприятна. В этом есть гениально точное ощущение, только это ставит актера в очень сложное, почти убийственное положение. Он должен отказаться целиком от своего опыта, он должен стать абсолютно учеником. Это очень жестокое дело.

Я пришел к нему на спектакль "Семейное счастье" и был совершенно потрясен. Я не мог дождаться антракта, потому что подумал: "Куда дальше вообще?"... Потому что они достигли таких тонкостей и высот. Это была просто музыка режиссерская, как играет какой-то мастер, едва касаясь кончиками пальцев режиссерской клавиатуры. Это была вершина, а за вершиной должен быть спад. И он был, надо сказать. Второй акт они, слава Богу, сыграли хуже. Потому что я не знаю, чтобы со мной случилось. Я бы серьезно заболел. Я пришел к нему за кулисы после этого и говорю: "Петр Наумович, просто гениально, я не могу по-другому сказать!". И он, в нем же есть кокетство, потемнел взором и сказал мне: "Ну, ты не видел "Рогоносца"!».

 

Валентин Гафт: «Петя мог бы поставить спектакль по телефонной книге, не потому что там имя, фамилия, отчество, адрес, а потому что там живые люди - больные, здоровые, влюбленные, счастливые, огорченные, самоубийцы и возвращенные в жизнь, дети, взрослые, старухи, старики. Это Петин материал. Петя знает жизнь».

 

Театральный критик Марина Зайонц о спектакле «Три сестры»: «В современной нашей действительности это, может быть, самое мужественное, самое взрослое, самое тонкое прочтение Чехова. Фоменко поставил так, как если бы эта пьеса была написана только сейчас… Если посмотреть вглубь того, что делает Фоменко, в каждом его спектакле - наша жизнь, только не наша реальная, сегодняшняя, а жизнь вообще - тяжела, неприятна, с проблемами и даже в каком-то смысле трагичная, потому что кончается известно чем».

 

Актер Виктор Сухоруков: «Что-то, видимо, не сошлось между режиссером Фоменко и критикой. Я имел смелость сказать: "Сегодня режиссер Петр Наумович Фоменко не обсуждается". Критиковать его, обсуждать - неприлично, потому что он сегодня легенда. Он сегодня существует в том прекрасном театральном пространстве, где он даже спектакль называет представлением».







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.