Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







C сайта телеканала «Культура»:





 

Петр Наумович Фоменко: «Спектакли – это наша продукция, это работа души, а душу, как и совесть, потрогать нельзя. Какое счастье, что это метафизические понятия, а не материальные! Меня вела не какая-то концепция и желание поставить так, как раньше еще не было. Нельзя поставить так, как было, потому что артисты другие. Наши "Три сестры" такие, каких не было и не будет, а от них возникает и прочтение пьесы. А дороже всего в пьесе то, что эти люди живут будущим, которое в прошлом. Когда они обращаются к будущему, соскальзывают иногда заметно, иногда совершенно незаметно в свое прошлое.

Провал иногда бывает дороже, полезнее и важней, не просто как тест на выживание, но как ощущение себя в состоянии если не трагедии, то драмы. Страдание иногда обогащает. Держать удары критики… Она бывает очень серьезной, интересной, не всегда созидательной и бережной в разносах и негативных оценках. Но мы рано начали играть – еще в школе. И потом, актеры учились вместе с режиссерами. Хотя режиссуре научиться нельзя, можно только приумножить и сохранить те качества, которые есть в человеке природно, и их оснастить арсеналом, который в жизни должен меняться все время – обогащаться или корректироваться».

Людмила Максакова: «Петр Наумович – это на сегодняшний день тот Атлант, который один поддерживает все более шатающееся здание нашего современного театра, из которого каждый день пытаются выгнать слово, а вместе со словом и человека».

Константин Райкин: «Он хочет, чтобы ты делал то, к чему у тебя природное расположение, а не то, что ты умеешь. Ему не нравится, что ты умеешь, потому что умелость сама по себе ему неприятна. В этом есть гениально точное ощущение, только это ставит актера в очень сложное, почти убийственное положение. Он должен отказаться целиком от своего опыта, он должен стать абсолютно учеником. Это очень жестокое дело.

Я пришел к нему на спектакль "Семейное счастье" и был совершенно потрясен. Я не мог дождаться антракта, потому что подумал: "Куда дальше вообще?"... Потому что они достигли таких тонкостей и высот. Это была просто музыка режиссерская, как играет какой-то мастер, едва касаясь кончиками пальцев режиссерской клавиатуры. Это была вершина, а за вершиной должен быть спад. И он был, надо сказать. Второй акт они, слава Богу, сыграли хуже. Потому что я не знаю, чтобы со мной случилось. Я бы серьезно заболел. Я пришел к нему за кулисы после этого и говорю: "Петр Наумович, просто гениально, я не могу по-другому сказать!". И он, в нем же есть кокетство, потемнел взором и сказал мне: "Ну, ты не видел "Рогоносца"!».

Валентин Гафт: «Петя мог бы поставить спектакль по телефонной книге, не потому что там имя, фамилия, отчество, адрес, а потому что там живые люди - больные, здоровые, влюбленные, счастливые, огорченные, самоубийцы и возвращенные в жизнь, дети, взрослые, старухи, старики. Это Петин материал. Петя знает жизнь».

Театральный критик Марина Зайонц о спектакле «Три сестры»: «В современной нашей действительности это, может быть, самое мужественное, самое взрослое, самое тонкое прочтение Чехова. Фоменко поставил так, как если бы эта пьеса была написана только сейчас… Если посмотреть вглубь того, что делает Фоменко, в каждом его спектакле - наша жизнь, только не наша реальная, сегодняшняя, а жизнь вообще - тяжела, неприятна, с проблемами и даже в каком-то смысле трагичная, потому что кончается известно чем».

Виктор Сухоруков: «Что-то, видимо, не сошлось между режиссером Фоменко и критикой. Я имел смелость сказать: "Сегодня режиссер Петр Наумович Фоменко не обсуждается". Критиковать его, обсуждать - неприлично, потому что он сегодня легенда. Он сегодня существует в том прекрасном театральном пространстве, где он даже спектакль называет представлением».

 

По материалам документального фильма «Фома. Поцелуй через стекло»

 

Константин Райкин:

«С ним работать, мне кажется, очень сложно. И все тут. Безумно сложно, и я бы сказал, что это сверхтрудно. Мне, например, никогда не доводилось работать с режиссером, который бы процесс делал таким мучительным, как Петр Наумович. Мы с ним работали в течение года, и я ничего по процессу труднее в своей жизни не встречал. Безумно, изнурительно, иногда почти непреодолимо. Другое дело, что все решает результат, и он своим светом окрашивает весь процесс. Когда ты являешься участником какого-то замечательного спектакля, то радость играть этот спектакль, а играть его бывает как раз легко, вот эта радость, этот процесс, когда ты оглядываешься на него, своим светом окрашивает в какие-то оттенки счастья. Это была огромная плата за тот успех, который пришел. До сих пор у меня сохраняется убеждение, может, оно мальчишеское вполне, я уверен, что когда мы работали над спектаклем «Великолепный рогоносец», то, что пришлось мне испытать, мне кажется почему-то, что это мог вынести только я. При том, что Петр Наумович сам такой самоистязатель, и он так себя сам мучает, что у тебя не остается права на него раздражаться, негодовать и злиться. Это такая взаимная проверка и поиск пути собой, друг с другом. Он абсолютный волшебник театра»

 

Однажды он скажет: «Я столько раз умирал… Живу сверх нормы, на халяву. Мальчишкой пережил последнюю бомбежку Москвы. Я ночевал тогда у мамы, так меня сбросило с дивана, контузило – такой был удар. С тех пор я потянулся к театру. Не смейтесь – это правда. В театр ведь только сумасшедшие идут».

И умирал, можно добавить, и убивали… Убивали не физически – морально. И на том спасибо, к той безжалостной эпохе он опоздал, хотя и успел надышаться ее отравленными парами..

 

ПОЦЕЛУЙ ЧЕРЕЗ СТЕКЛО

ПЕТР ФОМЕНКО - О ТЕАТРЕ, ТАЛАНТЕ И ДЕНЬГАХ

 

 

Соперничество в искусстве - обычная вещь, поэтому если спросить у любого режиссера о постановке его коллеги, то в лучшем случае он пожмет плечами. Есть, правда, одно исключение - это спектакли Петра Наумовича Фоменко, которыми восторгаются все. Авторитет мастера непререкаем, ибо он выстрадан всей его жизнью, годами запретов, унижений. Когда в застойные годы его изгнали из ленинградского Театра комедии за "идеологически вредные" спектакли, то худруки других коллективов, рискуя навлечь на себя гнев начальства, приглашали его к себе на постановки, и эти спектакли всегда становились культурным, общественным событием.

 

Петр Наумович не эмигрировал за границу, как это сделали некоторые творцы, находящиеся "под колпаком", - он продолжал гнуть свою линию и ставить классику: Пушкина, Сухово-Кобылина, Горького, Мольера, признавая над собой только их авторитет. Может быть, Фоменко так и остался бы в списке режиссеров, не реализовавших сполна свой талант, если бы 14 лет назад не создал из выпускного курса ГИТИСа собственный театр. В коллектив он вложил все, что накопил за 60 лет, что переполняло его в искусстве эти долгие годы. "Волшебство, феномен!" - восклицали те, кто видел его спектакли "Волки и овцы", "Война и мир", "Семейное счастье", "Одна абсолютно счастливая деревня", "Три сестры", и несли эту молву по всей России и дальше.

 

Многие были уверены, что с наступлением рынка театр Фоменко пошатнется, даст трещину, поскольку воспитанные им актеры в поисках заработка ринутся сниматься в кино и на телевидении. Такой переломный момент в театре был - кинематограф действительно увидел здесь много готовеньких артистов, способных сыграть все. Но коллектив не развалился: ученикам Фоменко хватило ума понять, что использовать их будут всюду, а вот творчески наполняться они смогут только в стенах этого крошечного зала, переоборудованного из кинотеатра.

 

Слава Богу, строительство нового здания театра закончится к грядущему сентябрю, свой 15-й сезон труппа откроет уже в нем, а у Петра Наумовича наконец-то будет свой кабинет, в котором найдется место для бесчисленного количества "Золотых масок", "Хрустальных Турандот" и других престижных театральных наград. От юбилейного интервью (сегодня мастеру исполняется 75 лет) Фоменко наотрез отказался, пообещав написать о том, что его волнует сегодня. И слово свое сдержал.

 

 

О СВОБОДЕ

 

Итак, мы дождались момента относительной свободы, правда, не все знаем, что с ней делать. Тем не менее за свободу высказываний нужно нести ответственность, потому что свобода без ответственности - чушь, химера, неправда. У поэта сказано: "Что тебе твоя постылая свобода, страсть, познавший Дон Жуан?" Свобода - это особая страсть. На нее надо иметь право, за нее надо бороться и страдать, как за любовь. Почему Дон Жуан мне симпатичен? Да потому, что каждый раз он готов расплатиться за свою страсть. Дон Жуан свободен и в грехе, и в любви, и в обманах, а свобода требует очень высокой цены, всегда надо быть готовым к погибели.

 

Кстати, я очень зависим от своих амбиций, и у меня тяжелый характер, поэтому артистам бывает трудно со мной. Я несвободен от обидчивости. Правда, трудно понять, где гордыня, где обидчивость, а где чувство собственного достоинства. Все это очень тонкие грани. Не скрою: мне хочется освободиться, почувствовать легкое дыхание, но я по-прежнему несвободен.

 

 

О СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ

 

Строительный материал актера, режиссера - это его собственная судьба, собственные ощущения: самые грешные, самые чистые, самые незащищенные. Мы ткем все из своей жизни. Стоишь на похоронах - мучительно, горько, но думаешь: это надо запомнить. В самые интимные моменты (я говорю не только об эротике) творческий человек все равно откладывает что-то. Что это - душевный стриптиз? Но мы на этом инструменте играем!

 

О сегодняшнем театре всего не скажешь. На мой взгляд, с ним все обстоит благополучно: мучительно, трагично, тяжело, как это и было всегда, но благополучно. Русский театр, по-моему, глубже, интереснее западного. Он не может позволить себе эдакий "финт ушами" в тот момент, когда нужно идти на полную гибель всерьез. А в западном театре в такой момент возникает ироническое отстранение, и мучительные моменты страдания обходятся, персонажи прячутся за иронию. Русский актер работает на грани инфаркта - дело очень опасное, но не идти на него нельзя. У Оскара Уайльда есть сказка "Соловей и роза", в которой соловей бросается на шип, чтобы доказать, что кровь у него настоящая. Может быть, и в нашей актерской школе заложено: не обходить шипы виртуозностью, а нарываться на самое острие.

 

 

О ТАЛАНТЕ И ВЕРЕ

 

Да и вообще, кто может сформулировать, что есть талант? Это тоже Бог, если хотите. Мне мама говорила всегда, что человек - Бог и черт, связанные вместе. Теперь нередко бывает, что артист уходит в религию. Как разобраться, что это - энергия заблуждения, внутренняя потребность? Раньше мне на телевидение и в кино часто вырезали изображение крестов, если они попадали в кадр, сегодня идет крен в другую сторону. Но истинно верующих людей по-прежнему мало, а ходить в церковь и ставить там свечки - это не значит быть ближе к Богу. Когда, например, журналисты спрашивают меня, какие у меня отношения с религией, мне так и хочется вскрикнуть: да какое вам дело? Это вопрос нетактичный. Ведь человеку бессонными ночами такое иногда приходит в голову, такие он испытывает страдания и муки, что рассказать об этом невозможно, это его личное, как и вера в Бога.

 

 

О ДЕНЬГАХ И УСПЕХЕ

 

Пошлость, она, как чума - проникает всюду, в том числе и в театры. Тот же Чехов, который всю жизнь боялся пошлости, стал разменной монетой, пропуском за границу. Хочешь в гастрольную поездку на Запад - бери Чехова, собирай компанию известных артистов и осуществляй проект. Не спектакль, а именно проект. Это как с ребенком: он еще не родился, но уже известно, в каком колледже будет учиться. Многое опошлено. И антреприза, и сериальный кинематограф не обходятся без эксплуатации артистов, которые выращены в театрах, подобных нашему. Идеология заработков и бешеных бабок уже не преодолима, она вошла в сознание. И даже самые тонкие и глубокие артисты прекращают активную работу в театрах и идут сниматься в кино, потому что в одной картине зарабатывают столько, сколько в театре за год или два.

 

Сейчас много всяких фестивалей, премий, что хорошо, если служит стимулированию деятельности режиссеров и артистов, достойных открытия и признания. Однако призы и премии получают одни и те же люди. Я имею в виду и себя. У меня был период, как теперь говорят, прухи, который, поверьте, мне глубоко чужд. Я не хочу швыряться наградами, все это важно и хорошо, но наступает момент, когда необходимо остановиться, потому что происходящее не имеет отношения к прямому твоему делу, не стимулирует его. Есть провалы, которые гораздо полезнее и созидательнее для театра, чем успех. Недавно Костя Райкин заявил, что он всю жизнь клинически боится провала. Я, наоборот, боюсь успеха, который дезориентирует. Не скрою: признанием парижской и лондонской публики мы дорожим, но все равно это похоже на поцелуй через окно. Потому что там нет той прямой связи, того чувственного взаимопроникновения, которое есть в России.

 

 

О БУДУЩЕМ

 

Я хочу сохранить генетику той дорогой части зрителей, которые к нам приходили все эти годы. А для этого надо встречаться с их детьми, и они к нам уже идут. Для меня труппа определяет мой репертуар. Ну а спектакль - это всегда "езда в незнаемое". Завтра будет тот же спектакль, но и другой. Это неизбежно, и в этом смысл театра, его беда, иногда беспомощность наша. Ибо если мы сегодня попробуем повторить вчерашнюю ночь любви, то такая попытка обречена на провал.

 

 

Лебедина Любовь

 

Лебедина Любовь

 

Trud.ru № 122 за 13.07.2007: весь номер

 

 

РАЙХЕЛЬГАУЗ ИОСИФ ЛЕОНИДОВИЧ (1947)

(Художественный руководитель Московского театра `Школа современной пьесы`)

 

Биография

 

Режиссер, педагог, автор инсценировок и статей. Народный артист Российской Федерации (1999), заслуженный деятель искусств (1993), профессор Рочестерского университета (США), профессор Всероссийского Государственного института Кинематографии им. С.А. Герасимова (1998).

В 1964 году поступил по конкурсу артистом вспомогательного состава в Одессикий ТЮЗ.

С 1965 по 1968 года жил в Ленинграде, где учился в различных ВУЗах и работал рабочим сцены БДТ. Свои первые режиссерские работы Райхельгауз поставил на сцене Студенческого театра Ленинградского Университета.

В 1973 году окончил ГИТИС (курс А.А. Попова и М.О. Кнебель). В тот же период Иосиф Райхельгауз совместно с Анатолием Васильевым руководил театром-студией на Мытной улице v Второй Арбузовской студией, где родилась Lновыя волна¦ современной драматургии. Райхельгауз одним из первых в Москве поставил пьесы С. Злотникова, Л. Петрушевской, В. Славкина, А. Ремиза и других.

С 1973 по 1979 и с 1985 по 1989 годы - режиссер театра Современник¦. В спектаклях Райхельгауза были заняты В. Гафт, О. Даль, М. Неелова, Л. Добржанская, А. Мягков, К. Райкин, Ю. Богатырев, О. Табаков, Г. Волчек, П. Щербаков и другие артисты.

Иосиф Райхельгауз неоднократно становился автором не только спектаклей, но и литературного материала к ним. Его пьесы по произведениям современных писателей были поставлены в десятках театров СССР и зарубежных стран. Первый спектакль в театре Современник¦ Из записок Лопатина¦ (1975) - И. Райхельгауз - поставил по собственной инсценировке повести Константина Симонова.

В 1976 году совместно с Г.Б. Волчек Райхельгауз создал спектакль Эшелон¦ по пьесе М.Рощина. Позднее Райхельгауз написал пьесу по рассказам В. Шукшина LА поутру они проснулись¦ и осуществил ее постановку в 1977 году.

С 1977 Райхельгауз v режиссерvпостановщик и член режиссерской коллегии театра им. Станиславского. Время, когда А. Васильев, И. Райхельгауз и Б. Морозов руководили театром, сегодня изучается, как знаменательный эпизод в истории советского театра. По признанию самих режиссеров, в тот период они поставили лучшие свои спектакли. Для Иосифа Райхельгауза это Автопортрет¦ А. Ремеза.

Всего Райхельгауз поставил около 70-ти спектаклей, в том числе во многих Московских театрах.

1973 г. Мой бедный Марат¦ Арбузова в Одесском Академическом театре Октябрьской революции.

1973 г. И не сказав ни единого слова¦ Г. Белля в театре Советской Армии.

1981 г. спектакль Пришел мужчина к женщине¦ С. Злотникова в театре им. Пушкина.

1982 г. спектакль Триптих для двоих¦ С. Злотникова и композиция LПредложение. Свадьба. Любовь.¦ по мотивам произведений А.П. Чехова, М. Зощенко, А. Вампилова в театре Эрмитаж¦.

1982 г. Пролетарская мельница счастья¦ В. Мережко в театре v студии О. Табакова.

1985 г. Сцены у фонтана¦ С. Злотникова в театре драмы и комедии на Таганке.

1989 г. Привидения¦ Г. Ибсена в театре LСовременник¦.

 

Райхельгауз много работал в провинциальных театрах России. Среди постановок:

1984 г. Госпожа министерша¦ по пьесе Нушича в Омском Академическом театре драмы.

1986 г. -Вечер поздней осенью¦ Ф. Дюренматта в Липецком Академическом драматическом театре им. Л.Н. Толстого.

1987 г. спектакль-опера по собственному либретто Время любить и время ненавидеть¦, музыку к которому написал А. Васильев в Липецком Академическом драматическом театре им. Л.Н. Толстого.

 

В 1989 году Райхельгауз основал Московский театр LШкола современной пьесы¦ и является его художественным руководителем. В первом спектакле театра были заняты артисты Альберт Филозов и Любовь Полищук. Позднее в Школу-¦ пришли А. Петренко, Л. Гурченко, М. Миронова, М. Глузский, Т. Васильева, Л. Дуров, С. Юрский, И. Алферова, Э. Виторган, А. Филиппенко, В. Качан, В. Стеклов.

 

За время существования театра на его сцене было сыграно более 25 премьер. В том числе: Пришел мужчина к женщине ¦ (1989), Все будет хорошо, как Вы хотели ¦ (1993) и Уходил старик от старухи ¦ (1995) v все по пьесам Злотникова, Без зеркал (1994) Н. Климонтовича, А чой-то ты во фраке по Предложению Чехова (1992) и Чайка Чехова (1998), С приветом, Дон- Кихот!- композиция Райхельгауза по М. Сервантесу, Л. Минкусу, М.А. Булгакову и др. (1997), Записки русского путешественника. Е. Гришковца (1999), Прекрасное лекарство от тоски. С. Злотникова (2001), Борис Акунин. Чайка ¦ Б. Акунина (2001) и др.

В настоящее время репетируется спектакль Город¦ по пьесе Е. Гришковца.

Иосиф Райхельгауз поставил множество спектаклей в зарубежных театрах, в том числе в Израильском Национальном театре Габима¦, Ла-Мама ¦ в Нью-Йорке, в театре города Рочестер (США), Кентер ¦ в Турции и др.

Спектакли Райхельгауза неоднократно представляли Российский театр на многих сценах мира и удостаивались престижных Российских и зарубежных премий. В июне 2000 года спектакль Иосифа Райхельгауза Записки русского путешественника ¦ открывал самый представительный в Европе смотр современной пьесы v Боннский биенале, а спектакль Чайка¦ участвовал в VI Международном фестиваль искусств им. Сахарова.

Райхельгауз снял более десяти телевизионных фильмов: Два сюжета для мужчин ¦, L1945¦ (1986), Из записок Лопатина ¦, Эшелон ¦ (1985 ), Картина ¦ (1987), Пришел мужчина к женщине ¦, Все будет хорошо, как Вы хотели ¦ и другие.

В 1997 году Райхельгауз был автором и ведущим цикла телевизионных передач Театральная лавочка ¦.

В 1997 году Иосиф Райхельгауз получил благодарность Президента РФ за участие в подготовке президентского послания. В 1999 году v благодарность мэра Москвы за выдающиеся услуги в области театрального искусства.

С1974 по 1989 годы Райхельгауз преподавал в ГИТИСе.

В 1994 году читал спецкурс Драматургия Чехова ¦ в университете г. Рочестера (США).

С 1990 года и по сей день руководит мастерской Актеров театра и кино¦ во ВГИКе.

С 2000 года читает курс лекций История и теория режиссуры¦ в Российском Государственном Гуманитарном Университете (РГГУ) и регулярно проводит семинары в Центральном Доме Актера.

Райхельгауз является автором художественных, мемуарных и публицистических произведений, которые регулярно публикуются в газетах и журналах v LСовременная драматургия¦, Огонек¦,Независимая газета¦ и во многих печатных изданиях Санкт- Петербурга, Киева, Липецка, Израиля, Швеции, Румынии, Венгрии. В издательстве ЦентрПолиграф¦ готовится к выходу художественно-публицистическая книга Райхельгауза - LНе верю¦.

 

Официальный сайт Московского театра 'Школа современной пьесы'

11 июня 2007 года, 11:00

Иосиф Райхельгауз:

«Назначение театра - помогать







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.