Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наблюдение как метод психологического исследования.





Наблюдение – метод исследования, состоящий в преднамеренном, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Правила наблюдения:

• Наблюдатель не вмешивается в наблюдаемое явление или процессы.

• Человек или группа не должны знать, что они являются объектом наблюдения.

• Наблюдение должно проходить в естественных условиях.

• Результаты наблюдения всегда протоколируются.

• В протоколе регистрируется все, что относится к поведению человека: движения, речь, мимика, жесты.

• В левую половину протокола заносят стимулы, в правую - реакции или поведение наблюдаемого.

• Объяснение результатов наблюдения зависит от концепции исследователя.

 

Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же — физические проявления интересующего исследователя явления:

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

Интервью как метод психологического исследования

Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы, как правило, заранее сформулированные.

 

Интервью является наиболее распространённой формой опроса, применяемой в социальных исследованиях, оно представляет собой процесс межличностной коммуникации с некоторыми специфическими признаками:

• Это преимущественно односторонняя коммуникация, управляемая лицом, ведущим опрос (интервьюером).

• Содержание и возможности поведения респондента заданы схемой вопросов и ответов.

• Обстановка проведения интервью может влиять на качество собранной информации, в частности, интервьюер должен суметь найти контакт с респондентом.

• Вопросы представляют собой реальные или вымышленные ситуации, на которые респондент реагирует, при чём его реакции не имеют для него непосредственных последствий.

• Для обеспечения достаточного качества собранной информации, интервьюер должен владеть ключевыми понятиями проводимого исследования, а также знать схему интервью. Кроме того, установление и поддержание контакта с респондентом предполагает гибкость поведения и чуткость интервьюера.

• Вопросы отображают определённые свойства предмета исследования и указывают на эти свойства, то есть являются индикаторами.

• Важно различать прямые и косвенные индикаторы по отношению к искомому признаку (индикату). Сложность социальных систем и человеческого поведения в них обусловливает вероятностное соотношение индикатора и индиката, что предполагает поиск оптимальных соответствий.

• Индикаторы могут быть:

- Открытыми и закрытыми по формулировке.

- Прямыми и косвенными по отношению к респонденту. Косвенная постановка вопроса позволяет обойти защитную реакцию респондента и смягчить чувство личной ответственности за высказанное мнение.

- Вопросительными или повествовательными по форме предложений.

- Индикаторы могут указывать на знания, установки, мнения или мотивы.

• Порядок задаваемых вопросов должен исключать возможный эффект их взаимовлияния.

• вести от общих вопросов к личным, интимным и от простых к сложным.

• Избегать резких переходов от одной темы к другой

• интервьюеру не следует позволять респонденту чрезмерно углубляться в одну из тем интервью.

• Длительность может варьировать от 30 минут до полутора часов.

Наблюдение в лай-диагностике

Общие правила лай-диагностики:

- фиксирование отклонений, не свойственных нормальному поведению,

- знание объективных признаков лай-диагностики:

переспрашивание вопросов, повтор вопросов вслух в целях выиграть время, непоследовательность и сбивчивость при ответах, чрезмерная детализация при ответах и т.д.

- провоцирование лжи с целью обнаружения личностных лай-комплексов.

Наблюдение в лай-диагностике:

Идеомоторика (неконтролируемые микродвижения мышц):

-пантомимика –выразительные движения, сопровождающие лай-поведение (человек идет по кабинету с намерением врать),

- Жест (руки дополнительное выразительное средство убеждения),

- Глаза:

- Блеск глаз- признак повышения внутриглазного давления, свидетельствует об эмоциональном напряжении. Размер зрачка- волнение расширяет зрачки.

- Частота моргания-стрессовая реакция, вызванная повышением внутриглазного давления.

- Фиксирование взгляда во время говорения

 

Маски- совокупность мышечных напряжений, отражающих состояние человека. Стыд, страх, опасения имеют собственные мимические маски.

Улыбка -наиболее показательная часть мимической реакции. Специалисты выделяют до 50-ти типичных проявлений вранья во время улыбки.

Речь:

- «тремор-реакция» (вибрация речи во время лжи),

-изменения дикции,

-лексические изменения (появление новых слов, междометий)

-моторные речевые реакции (речевые ошибки и искажения –неверное спряжение глаголов, несуразные словосочетания и пр.)

- Смена темы разговора как попытка отвлечь внимание,

- Мотивировка (рациональное объяснение причин поведения).

Отношение к труду, собственности и деньгам. Проявление характера в системе этих отношений.

Виды отношений,где проявляются cв – ва характера:

1)свойства,отражающие отношение человека к другим (отзывчивость,доброта,требовательность)

2)свойства, выражающие отношения к труду(ответственность, трудолюбие,лень,добросовестность)

3)свойста,выражающие отношение к вещам(безразличие,неряшливость,аккуратность)

4)выражающие отношение человека к себе(гордость,скромность,самомнение)

5)отношение к собственности и деньгам(меркантилизм)

Закон-> соц норма -> конвенциальная норма (мерседес штрафуют и взятка больше,чем жигули)

Типы личности в зависимости от отношения к деньгам:

«коллекционеры безопасности» – не доверяют другим и используют деньги, чтобы понизить степень своей тревожности, связанной с возможной зависимостью от других людей;

«жадные до власти» – рассматривают деньги как силу, контроль и власть; финансовые потери означают для них беспомощность и унижение;

«торговцы любовью» – проводят параллель между любовью и деньгами; при этом либо деньги символизируют любовь, либо деньги сами по себе и есть любовь, либо любовь становится предметом потребления, который можно купить и продать;

«поклонники автономии» – используют деньги, чтобы достичь свободы и независимости.

Социальное и психологическое в характере. Влияние темперамента и социальных ролей на поведение.

Характер – совокупность индивидуально- своеобразных психических свойств, которые проявляются в деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и отношениях личности к этим обстоятельствам.

Характер формируется на стыке социального и психологического.

Социальное в характере:

(Общественные отношения)+(Типы личности/Типы характера)= (Свойства характера, проявляющиеся в отношениях).

Норма, акцентуация и патология характера

Характер – совокупность индивидуально своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам.

Акцентуации:

Акцентуации – индивидуальные черты характера на грани психологической нормы, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Акцентуации могут быть проявлениями исключительной степени выраженности профессионально-важных качеств, либо быть противопоказаниями к определенным видам деятельности







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.