Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бихевиоризм, определение предмета психологии в бихевиоризме. Практическое применение положений бихевиоризма.





Уотсон Джон (1878-1958) Американский психолог, основатель бихевиоризма.В противовес интроспективной психологии предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках. В качестве предмета психологии рассматривал поведение человека. Основной задачей психологии, по мнению Уотсона, является предсказание поведения и контроль за ним.

· Работа 1913г. «Психология как ее видит бихевиорист».

· Предметом пс. должно стать не сознание, а поведение.

· Интроспективный метод должен быть заменен объективным изучением поведения. Психология должна управлять поведением и предсказывать поведение.

· Термины: стимул, реакция, образование навыков.

+ Скиннер

Торндайк – интеллект человека и животного сводится к целенаправленным пробам и ошибкам, в результате которых закрепляется поведение.

1. Закон упражнения – чем чаще повторяется действие, тем прочнее оно закрепляется

2. Закон эффекта – правильное действие должно подкрепляться

3. Закон готовности – готовность к образованию новых навыков (ребенок и чистка зубов)

Применение бихевиоризма

· С помощью психологических знаний можно учить, лечить и управлять людьми.

· На основе бихевиоризма:

· Обучающие программы.

· Поведенческая терапия. Англия – расовая дискриминация в школах. Дети- ожоги.

· Формирование первичных двигательных навыков. Обучение вождению. Комп. в банке.

· В управлении – контроль за инструктивным материалом. Форд- идиоты в отделе приказов.

· «Макдональдс»- инструкция на 200стр.

· Контроль за поведением – входной контроль, текущий контроль, заключительный контроль.

· В маркетинге: стимул и считаем посетителей

Основные направления психологии 20 века.

Бихевиоризм. Дж. Уотсон

• Работа 1913г. «Психология как ее видит бихевиорист».

• Предметом пс. должно стать не сознание, а поведение.

• Интроспективный метод должен быть заменен объективным изучением поведения. Психология должна управлять поведением и предсказывать поведение.

• Термины: стимул, реакция, образование навыков.

Принципиальная схема: S (стимулы) -> черный ящик -> R(реакция)

Фрейдизм. З.Фрейд

Невроз - Психическое заболевание, которое возникает в результате нарушения жизненно важных отношений человека и проявляется психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психопатических явлений.

Оно (бессознательное). Инстинктивные врожденные программы. Иррациональны. Подчинены принципу удовольствия.

Эго, Я. Обслуживает Оно, но следует принципу реальности. Контролирует импульсы из Оно.

Супер-эго. Интернализованные правила культуры. Чувство вины, совесть.

Защитные механизмы – нерациональные, не ведущие к цели попытки уменьшить напряжение от потребностей, которые не удовлетворяются. Отрицание, Подавление, Рационализация, Фантазии, Уход в болезнь, Негативизм, Апатия и депрессия, Саботаж и забастовки.

Неофрейдизм

• Фрейд создал психотерапевтическую школу.

• Наиболее талантливые ученики разработали собственное представление о бессознательном и его влиянии на поведение.

• Альфред Адлер – чувство неполноценности

• Карен Хорни –базальная тревога

• Карл Юнг –архетипы. «Мальчик с пальчик».

• Эрих Фромм –историк. «Бегство от свободы».

Применение фрейдизма

• Психология рекламы.

• Психология общения. Эрик Берн – родитель, взрослый, ребенок. «Люди, которые играют в игры».

• Влияние на сексуальную мораль общества.

• Лечение неврозов. Боязнь воды.

Когнитивизм

• Когниции –знания. В основе подхода стремление понять каким образом человек расшифровывает информацию и организует ее с целью принимать решения

• Как самостоятельное направление выделилось в 60-е годы ХХ века. Предшественники:

• Феноменология. Психическое это феноменальное поле.

Схема: (существующее(психологическое(я)))

• Курт Левин. Теория Я-концепции:

- Психологическая реальность – это не объективная реальность, а продукт восприятий человека.

- Интегрирует восприятия Я-концепция

- После того как Я-концепция сформирована она начинает регулировать поведение.

- Я-концепция согласована во времени и в ситуативных контекстах

- Главное мотивационное побуждение человека повышение ценности Я-концепции.

 

Использование когнитивизма

В продажах. Чалдини «Психология влияния»

В обучении. Обучение через изменение поведения и контроль за поведением.

В манипулировании сознанием: современные «…медийщики, по существу, озабочены только одним -издать как можно более пронзительный визг чтобы хоть на несколько секунд завладеть человеческим вниманием и успеть загрузить в чужую память проплаченный разной сволочью вредоносный код». В.Пелевин

В терапии:

• Тренинг самоинструктирования. При развитии поведенческих навыков инструкции на уровне сознания. После завершения обучения инструкции исчезают из сознания.

• Метод скрытого моделирования. Обучение устранению стрессов и тревоги. Предлагают мысленно реконструировать требуемое поведение. Представить что случится и какие действия следует предпринять.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (А.Macлоу)

«Пирамида Маслоу»

Вторичные:

Потребности в самореализации

Потребности в уважении и признании

Социальные потребности (принадлежность к социальной группе)

Первичные:

Потребности в безопасности

Физиологические потребности

Практическое применение - Мотивация труда

Кольберг и уровни нравственного развития.

1) Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом этапе поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчёт не принимается.

На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую за него можно извлечь.

2) Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития придерживается условий роли, ориентируясь при этом на принципы других людей

На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

На четвёртой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважении к власти и предписанными ею законами.

3) Постконвенциональный (с 13 лет). Истинная нравственность, по Кольбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека.

На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.

Философский этап развития психологической науки (Аристотель, Р.Декарт, И.Кант, Дж. Локк).

Аристотель

Древнегреческий философ считается основателем психологической науки. В своем трактате «О душе» выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. Попытался объяснить механизмы поведения человека стремлением реализовать внутреннюю активность.

Рене Декарт

• Экспериментальная наука. Естествоиспытатель. Человек вправе задавать природе любые вопросы. Ф-тет психологии:лягушка.

• Основоположник дуализма. Существуют различия между душой и телом. Заложил основы психофизической проблемы: идея рефлекса и интроспективная пс.- знание субъекта о том, что в нем происходит.

• «Я мыслю, следовательно, я существую». Мышление как акт сомнения. Это включение в мышление мыслящего субъекта. Рефлексивное или картезианское мышление.

• Разделил вещи на мыслящие (субъект) и немыслящие (объект). Заложил основы современного научного мышления. Наука- это знания об объекте, отделенное от субъекта (познающего человека). Позиция европейской цивилизации: неодушевленный мир есть предмет человеческой деятельности. В христианской традиции души нет ни у растений, ни у животных.

Иммануил Кант

• Результат мышления определяется спецификой познающего субъекта. Мышление- процесс, протекающий по своим законам. Мышление есть специфическая деятельность человека. Оно ограничено в познании истины.

• Пространство и время – априорные формы чувственного познания. В реальном мире их нет. Христос – идея прогресса.

• «Вещь в себе» и «вещь для нас». О «вещи в себе» мы можем сказать только, что она есть.

Кристаллы – по Декарту и по Канту.

• В деятельности Разума есть неустранимые противоречия. Кант выделил три:

• - человек не может рациональным способом познать собственное «Я». Тесты.

• - неадекватность попыток познать Бога. Можно знать только о некоторых проявлениях. Моисей- куст;

• - невозможно сформировать рациональное представление о мире в целом. Мышление по любому вопросу может сформировать два противоположных суждения.

Джон Локк

• Душа пассивная способная к восприятию среда.

• В момент рождения «чистая доска». Под воздействием ощущений появляются первые записи. На основе сопоставления и сравнения образуются сложные понятия.

• Ввел понятие ассоциации и заложил основы ассоциативной психологии.

• На основе философских идей Локка написана американская конституция. Три несомненных права человека:

- право на жизнь

- право на свободу

- право на собственность.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.