|
Психические процессы. Общая характеристика.Психическая функциональная система в действии - это психический процесс. 7. Процессы психической регуляции - процессы, инициирующие и направляющие поведение человека a. Мотивация - совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения. Мотивация инициирует поведение человека и придает определенную субъективную окраску этому поведению (наряду с эмоциональными процессами). Основной компонент мотивационного процесса - возникновение потребности. Потребность - отражение нужды человека в чем-либо, приводящее к возникновению мотивационного напряжения. Опыт удовлетворения потребностей в ходе деятельности приводит к формированию мотива как устойчивого психического состояния. На основе мотива и отражения реальной ситуации формируются цель действия, план поведения и происходит принятие решения. b. Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности. Психологическая функция эмоций: оценка явлений окружающей действительности и результатов поведения индивида. Эта оценка внутренне проявляется в форме эмоционального переживания, а внешне - в эмоциональной экспрессии. В эмоции проявляется также оценка индивидом возможностей для удовлетворения своих потребностей (не только в данной ситуцации, но и в перспективе), поэтому эмоциональные процессы тесно связаны с мотивационными. Для возникновения эмоции необходима не только мотивация, сопровождающая мотивационное напряжение, но и когнитивная интерпретация ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели. c. Процессы принятия решения. Центральный момент принятия решения - выбор варианта действия, который позволит достичь наилучшего результата. В основе принятия решения лежит субъективное переживание человеком вероятности множества событий, а также субъективные оценки полезности или вреда для себя этих событий. Важное значение имеет оценка степени трудности достижения того или иного исхода. При выборе действия человек руководствуется различными стратегиями и правилами принятия решения. Основное - “правило субъективной оптимальности”. Субъективная оптимальность складывается их уверенности в правильности принятого решения, еры неудовлетворенности им после выбора, отсутствие желания “переиграть решение” (выбрать иной вариант). d. Процессы контроля обеспечивают “произвольную регуляцию” целеустремленного поведения. Эти процессы следуют за мотивационной активацией и принятием необходимого решения. Благодаря им возможно выполнение действия и достижение необходимого результата. В теории психической регуляции выделяются следующие процессы контроля поведения: определение цели, формирование ожиданий, оценка условий реализации поведения, оценка результатов. Их можно свести к двум основным “блокам процессов”: процессы, предшествующие действию; оценочные процессы. 2. Познавательные процессы отражают пространственно-временные характеристики объективного мира и соотносятся с ними. ○ Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельных сторон, аспектов реальности; восприятие отражает объекты в их целостности. Образы восприятия часто называют первичными образами. ○ Процессы памяти, представления и воображения имеют дело со вторичными образами - результатами фиксации, воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится личного опыта и функционирует мышление. ○ Мышление - процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Результат мышление - субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта. Результат мыслительного процесса, в отличие от фантазий, всегда претендует на истинность и верифицируем. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решения. 3. Коммуникативные процессы, обеспечивающие общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Язык - система знаков, соотнесенная с системой понятий. Субъективные значения называются смыслами. Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми. Особо выделяется невербальное общение - передача информации с помощью поз, мимики, пантомимики и т.д. Психологи выделяют также невербальные составляющие речевого поведения: тембр, высоту, интонацию, громкость голоса, - которые обеспечивают выражение эмоций в речи и понимание эмоционального состояния говорящего, а также субъективного смысла сказанного.
Ощущения. Строение анализатора, пороги чувствительности. Классификация ощущений Человек имеет пять сенсорных систем для анализа внешней среды: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Все анализаторы устроены одинаково: • Рецептор – орган, который превращает внешнюю энергию в нервный процесс. • Центростремительные нервы, проводящие возбуждения в мозг. • Окончание анализатора в определенном отделе мозга. Характеристики ощущений: • Модальность или вид, которому принадлежат ощущения. • Качества ощущений. (зрительные различаются по цвету, тону; слуховые – по громкости, высоте, тембру) • Интенсивность ощущений (количественная характеристика). Пороги чувствительности Абсолютные пороги чувствительности: Нижний порог – это минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение. Верхний порог – это максимальная величина раздражения вызывающая ощущение данной модальности. За верхним порогом чувствительности лежат болевые ощущения. Соотношение между верхним и нижним порогами являются величиной постоянной, характеризующей тип нервной системы. Разностный порог – ощущение в различии двух сигналов или приращение к исходной величине. За верхним порогам лежат болевые ощущения. Слух стареет с 30 лет, зрение с 45. Психич воздействие цвета. Цветом можно менять восприятие конфигурации пространства, влияет на восприятие тепла, воздействует на активность человека, влияет на сост человека, заставляет быть веселым, грустным, НО это субъективно связано с ассоциациями. НЛП как психотехника. Ведущий анализатор. Будем считать, что НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование) это психотехника, построенная на использовании паттернов нейронных структур принадлежащих к разным системам. Паттерн (модель, образец, шаблон, стиль…) имея основание в культуре обеспечивает устойчивость, повторяемость «естественность» видения и семантизации окружающего мира. Использование термина «паттерн» вместо «теория» и «концепция» современной наукой снимает вопрос об «истине» и переводит его в плоскость практик взаимодействия между дисциплинами тела и знания. Репрезентативные системы • Когда мы думаем о том, что видели, слышали или чувствовали мы восстанавливаем информацию в той сенсорной форме, в которой она была воспринята. • При внутренней репрезентации опыта работают те же нейронные механизмы, что и при его непосредственном переживании. • В западной культуре основными репрезентативными системами являются зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и кинестетическая (включает тактильные ощущения, восприятие температуры, влажности, ощущения тела, чувства вкуса и обоняние). ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|