|
Бихевиоральная и когнитивная терапияРелаксация Глазодвигательная десенсибилизация И проработка травматического события Рисование и придумывание рассказа Индивидуальная терапия Групповая терапия ФАРМАКОТЕРАПИЯ Целью фармакотерапии являются облегчение симптомов навязчивости, избегания и автономных симптомов, а также снятие таких сопутствующих симптомов, как тревога, депрессия и диссоциация. Обычно используются трициклические антидепрессанты, ингибиторы МАО и ингибиторы обратного захвата серотонина, эффективные при симптомах навязчивости, флэш-бэках и ночных кошмарах. Клозапин эффективен при симптомах навязчивости и флэш-бэках. Препараты лития, клозапин и вальпроевая кислота также используются как седативные средства для снижения возбудимости и гиперактивности. Но наиболее эффективной является когнитивная терапия. РЕЗЮМЕ Фармакотерапия: Трициклики и ингибиторы МАО Ингибиторы обратного захвата серотонина Клозапин Препараты лития Вальпроевая кислота КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В ходе структурированных терапевтических сессий происходит раскрытие, моделирование, образование, тренировка навыков совладания и предотвращения. В основе терапии лежит постепенное раскрытие, позволяющее ребенку разорвать связи между тревогой \ стыдом, страхом и другими разрушительными мыслями и воспоминаниями. В безопасной терапевтической обстановке ребенок контактирует со связанными с травмой стимулами до значимого снижения тревоги. Первые сессии посвящены созданию раппорта, обсуждению возможностей терапии и сбору информации. 1. Моделирование \ тренировка навыков совладания — первая стадия терапии. При поддержке терапевта ребенок как можно полнее раскрывает эмоции и воспоминания, связанные с травмой. Тренировка навыков совладания, включающая релаксацию и медитативный разговор с собой, помогают ребенку распознавать и выражать эмоции. Например, терапевт учит ребенка новым для него, недеструктивным способам выражения гнева вербально, письменно или через искусство. 2. Вторая стадия терапии — дальнейшее раскрытие с использованием альтернативных способов, таких как воображение, игра с куклами, рисование и т.д. В ходе этих сессий терапевт\учитель помогает ребенку распознавать и выражать эмоции и учит его использовать релаксацию, что позволяет ему контролировать уровень тревоги. 3. На заключительной стадии терапевт обсуждает с ребенком решение жизненных проблем и планы на будущее — проблемы здоровья ребенка, где он будет жить и т.д.
РЕЗЮМЕ Когнитивно-бихевиоральная терапия: Раппорт, сбор информации 2. Моделирование и тренировка механизмов совлалания, 3. Постепенное раскрытие с использованием воображения, Обучение совлаланию со стрессами в будущем Системное восстановление Ребенок обучается глубокой мышечной релаксации. Он создает иерархию стимулов, вызывающих тревогу, от слабого до самого сильного. Затем он устанавливает связь между тревожным стимулом и релаксацией. Сценарий релаксации (Олленлик, 1978) Кисти и руки Начни с левой кисти. Сильно сожми ее. Почувствуй напряжение в кисти и руке при сжатии. Теперь расслабь руку. Посмотри, насколько лучше она чувствует себя расслабленной. Опять сожми. Хорошо. Теперь расслабь и опусти руку. (Повторить то же для левой руки). Руки и плечи Вытяни руки вперед. Подними их над головой. Заведи их назад. Почувствуй напряжение в плечах. Сильнее вытяни руки. Теперь дай рукам упасть вдоль тела. Хорошо. Теперь снова вытяни. Протяни руки перед собой. Подними их над головой. Заведи их назад. Сильнее. Теперь быстро опусти. Хорошо. Почувствуй, как расслабились плечи. Теперь потянись сильно-сильно. Старайся достать руками потолок. Вытяни руки перед собой. Сильно заведи назад. Почувствуй напряжение в руках и плечах. Потянись как можно сильнее. Отлично. Теперь быстро урони руки вниз и почувствуй, как они расслабились. Они теперь такие теплые и ленивые. Плечи и шея Подними плечи к ушам и втяни голову в плечи. Напряги их. Хорошо, теперь расслабь и почувствуй тепло. Опять подними плечи и втяни голову, сильнее. Хорошо, расслабься. Почувствуй, как плечам и шее хорошо, когда они расслаблены. Еще раз: втяни голову в плечи и подними плечи. Подержи их так. Почувствуй напряжение в шее и плечах. Хорошо. Теперь расслабься и почувствуй себя удобно. Рот Сильно сожми зубы. Напряги мышцы шеи, чтобы зубы сжались посильнее. Теперь расслабься. Почувствуй, как это приятно. Теперь снова сожми зубы. Расслабь. Еще раз. Сильнее. Изо всех сил. Еще сильнее. Хорошо работаешь. Теперь расслабься. Постарайся расслабить все тело. Лицо и нос Наморщи нос. Чтобы было как можно больше морщинок. Сильно-сильно. Хорошо. Расслабь нос. Снова наморщи. Сильней. Так и держи. Хорошо. Теперь можешь расслабить лицо. Смотри, когда ты морщишь нос, твои щеки, и рот, и лоб тебе помогают. А когда ты расслабляешь нос, все лицо расслабляется, и это так приятно. Теперь сделай как можно больше морщинок на лбу. Расслабь лоб. Просто расслабься. Пусть лицо станет гладким. Никаких морщинок. Лицо такое милое, гладкое и расслабленное. Живот Напряги мышцы живота. Живот напряжен. Не двигайся. Держи живот. Теперь расслабься. Живот становится мягким. Расслабь как можно больше. Правда, так приятней? Так, снова напряги. Хорошо, расслабь. Устройся поудобней. Заметь разницу, когда живот напряжен и когда расслаблен. Нам так приятно, когда живот расслаблен. Хорошо. Напряги еще раз. Сильнее. Еще сильнее. Хорошо. Расслабь. Совсем расслабь. Почувствуй себя удобно, расслабленно. Теперь втяни живот изо всех сил. Прижми его к позвоночнику. Стань совсем худым. Расслабься. Больше не надо быть худым. Живот теплый, расслабленный. Теперь опять втяни, до самого позвоночника. Опять стань худым. Стой так. Теперь расслабься. Пусть живот вернется на место и станет естественным. Хорошо себя чувствуешь? Ты славно поработал. Ноги и стопы Упрись подошвами в пол. Можешь помочь себе всей тяжестью ног. Упирайся, разведи подошвы в стороны. Теперь расслабь ноги. Почувствуй, как это приятно. Хорошо. Снова упрись подошвами в пол. Помоги мышцами ног. Сильнее упирайся. Расслабь стопы, ноги. Приятно, никакого напряжения. Может, ты почувствуешь тепло и покалывание. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|