|
ДЕПРЕССИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВДепрессивный синдром у детей протекает так же, как и у взрослых. Превалирует либо дисфорическое настроение (обычно депрессивное), либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Для постановки диагноза должны присутствовать дополнительные признаки депрессивного эпизода, и симптомы должны проявляться почти каждый день не менее чем в течение двух недель. Часто отмечаются: потеря аппетита, изменение веса тела, усталость. У ребенка изменяется потребность в сне: бессонница либо сонливость. Также возможно изменение психомоторной активности. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации. Он может испытывать чувство никчемности и вины (часто нереальной). Это может сочетаться с навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками.
РЕЗЮМЕ
Симптомы депрессии
Дисфория или потеря интереса к жизни И способности получать удовольствие Изменение аппетита и веса тела Потеря энергии Изменение продолжительности сна Изменение психомоторной активности Чувство собственной никчемности Или вины Мысли о смерти Суицидальные намерения или попытки Социальная замкнутость Снижение успеваемости или изменение Отношения к школе Несвойственная раньше агрессивность Соматические жалобы Ожидание наказания Другие критерии депрессии: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменение отношения к школе, агрессия, соматические жалобы, мания преследования. Депрессия у детей может маскироваться такими симптомами как нарушения поведения, гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе, соматические симптомы. У детей в предпубертатном возрасте тревога разлуки может появиться или усилиться во время основного депрессивного эпизода. Для подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное или агрессивное поведение. Подросток может стать угрюмым или избегать контактов в семье или в других сферах жизни. Он может казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками. Подросток в таком состоянии подвержен алкоголизму, токсикомании. Он перестает интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе. РЕЗЮМЕ Депрессивные эквиваленты Неуживчивость Драчливость Поведенческие проблемы Гиперактивность Прогулы Снижение успеваемости Соматические жалобы Алкоголизм, наркомания Промискуитет
ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ Депрессия у детей лечится так же как у взрослых. Сочетание индивидуальной, семейной и фармакотерапии дают наилучший эффект. На разных стадиях развития депрессии на первый план могут выходить различные виды терапии. Психотерапия В индивидуальной терапии могут использоваться различные формы, как-то: структурированная когнитивная терапия, психоанализ, ролевая терапия, или эклектический подход. Когнитивная терапия Когнитивная терапия предполагает четко структурированный, направленный на решение проблем подход. Бек (1976) описывает пациента с депрессией как человека, потерявшего жизненно важный для него элемент счастья. У пациента специфическим образом искажается восприятие мира, себя, своего будущего, и у него сильны мотивы самообвинения. В ходе терапии пациент должен обрести способность воспринимать себя как победителя, а не проигравшего. Картина депрессии разделяется на проблемные компоненты, выделяется основная проблема и специфические для нее подходы. По мере совладания с основной проблемой самооценка пациента повышается. Удовольствие от сделанного также повышает его самооценку. Терапевт может предложить пациенту привести причины его депрессивных воззрений и вместе с ним разобрать все ЗА и ПРОТИВ. Позитивные реакции на успешное выполнение работы дают ключи к когнитивной перестройке. Психодинамическая терапия Психодинамическая терапия предполагает создание терапевтического союза на достаточно долгий срок. Терапевт должен осознавать свои собственные чувства по отношению к ребенку с депрессией. Некоторые терапевты боятся суицидального риска, для некоторых обременительна опустошенность пациента, или они боятся не справиться с глубоким чувством отчаяния и беспомощности. Для терапевта важно найти в себе силы помочь пациенту проработать крайне болезненные и пугающие чувства. Терапевт, нацеленный на краткосрочную терапию, может избегать прорабатывания глубинных чувств. Ролевая терапия Мы использовали ролевую терапию с 12-13-летними детьми. Она позволяет повысить восприимчивость ребенка к своим и чужим чувствам, развить навыки социальных взаимодействий, повысить самооценку и приобрести навыки принятия решения в стрессовой ситуации. Ролевая терапия применима в короткие сроки на базе школы для уменьшения депрессивных проявлений. Для повышения самооценки и улучшения самочувствия ребенку полезна возможность поделиться своими проблемами со сверстниками и получить поддержку в малой группе.
РЕЗЮМЕ
Лечение депрессии:
Индивидуальная терапия, т.е. когнитивная
ФАРМАКОТЕРАПИЯ Сейчас установлено, что применение антидепрессантов безопасно и эффективно при депрессии у детей и подростков. Учитывая кардиотоксичность больших доз трицикликов, необходимо предварительно обследовать ребенка и сделать кардиограмму. Обычно успокаивающий эффект трицикликов проявляется сразу. Через 7-10 дней наступает стабилизация настроения. Побочные антихолинергические эффекты трицикликов могут причинять неудобства, о чем следует заранее предупредить пациента, родителей и учителей. Литература 1. Adam, B.S., Everett, В., & O'Neal, E. (1992). PTSD in physically and sexually abused psychiatrically hospitalized children. Child Psychological Human Development, 23, 3-8. 2. American Psychiatric Association (1987). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 3rd edition revised, (DSM-II-R). Washington, D.C.: American Psychiatric Association. 3. American Psychiatric Association (1993). DSM-IV Draft Criteria Task Force on DSM-IV. Washington D.C.: American Psychiatric Association. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|