|
ПСИХОСОЦИОБИОЛОГИЯ ПЕРЕХОАНОГО ВОЗРАСТАПереходный возраст — время перемен. Его начало отмечено биологическими изменениями, а завершение — социальными. Согласно классическим взглядам, этот период характеризуется смятением и регрессией. Однако эпидемиологические исследования не подтверждают смятение. Конечно, подростки более чувствительны и склонны к сменам настроения, чем дети, но эти смены настроения быстро проходят и даже не всегда замечаются родителями и учителями. Широкомасштабные исследования показали, что у большинства подростков нет нарушений в основных сферах жизни. Но в переходном возрасте происходят значительные изменения в биологической, сексуальной и социальной сферах, что приводит к развитию и изменению личности. В биологической сфере происходят гормональные и физические изменения. Быстро, рывком, меняются тела мальчиков и девочек. Девочки обычно растут и взрослеют быстрее, года на два опережая ровесников-мальчиков. Меняется секреция андрогенов, эстрогена и прогестерона, что приводит к автономии и половой идентификации. Быстро развивается сексуальность, мальчики и девочки ходят на свидания, происходит подготовка к сексуальным отношениям. Биологические изменения дополняются психологическими. Меняются отношения со сверстниками и родителями. Правда, что влияние сверстников усиливается, неправда, что отношения с родителями портятся, что большинство подростков чувствует изоляцию и отчуждение от родителей. В действительности, большинство подростков по-прежнему нуждается в поддержке и одобрении родителей. Конечно, сложности в отношениях бывают, но лишь в редких случаях возникают отчуждение и отторжение родителей и их системы ценностей. Тяжелые проблемы с родителями чаще возникают у психически нездоровых подростков. Характер отношений со сверстниками меняется в переходном возрасте. Круг друзей, в том числе противоположного пола, расширяется. Позже возникают пары, которые отделяются от компании. Дружба становится теснее и продолжительнее. Подростки проводят больше времени со сверстниками, чем с семьей. Однако отношение родителей и их убеждения по-прежнему важны. На пороге отрочества познание достигает стадии формального оперирования, Самоидентификация становится более стабильной, развивается самовосприятие, образ своего тела и самооценка. Часто подростки слишком много внимания уделяют несовершенству своего тела и его отдельных частей.
РЕЗЮМЕ Психологические задачи переходного возраста: Автономия Идентификация Сексуальность ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА Психические расстройства у подростков встречаются в 15-20% случаев. При этом в двух случаях из пяти отмечаются эндогенные расстройства, такие как тревога и депрессия; еще в двух случаях — внешние расстройства, как-то: нарушения поведения и внимания; и лишь в одном случае из пяти встречается сочетание эмоциональных и поведенческих расстройств. В переходном возрасте повышается частота депрессивных расстройств, суицидальных попыток и завершенных суицидов. Гиперактивность встречается нечасто, чаще — дефицит внимания без гипер-активности с сопутствующими поведенческими отклонениями. Деликвентное поведение достигает пика в середине подросткового периода. Пищевые расстройства (anorexia nervosa и булимия), шизофрения, зависимости (наркомания, алкоголизм) часто проявляются в переходном возрасте.
РЕЗЮМЕ Психопатология переходного возраста: Депрессия Расстройства питания Суицил Алкоголизм, наркомания ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ Подростки редко сами обращаются к врачу. Обычно их приводят родители и учителя, обеспокоенные их состоянием. С подростком значительно труднее и в то же время важнее, чем с ребенком, установить доверительные отношения. Психопатология подростка часто драматична. Но к немедленной помощи взывают обычно родители, учителя, но не сами подростки. Врачу лучше занять нейтральную позицию (за исключением случаев, когда пациент опасен для себя или окружающих). Необходим объективный взгляд на проблемы подростка, тщательная диагностика состояния на основе беседы как с самим пациентом, так и с родителями, учителями и другими значимыми людьми. Госпитализация показана при острой необходимости контроля или медикаментозного лечения (суициды, тяжелые психозы, пищевые расстройства на грани органических изменений). Возможности и виды терапии следует обсудить с самим пациентом и с его семьей. Ни один тип терапии не является универсальным для всех подростков. Во многих случаях изолированная терапия одного вида неэффективна. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|