|
Издано при финансовой поддержкеНО «Норвежская Народная Помощь» © «СОСТРАДАНИЕ» Перевод на русский Язык, 1997 Перевод с английского М. И. Берковской Компьютерная верстка: Л. Л. Расковская РУКОВОДСТВО ПО ЛЕЧЕНИЮ С. Аршад Хусейн, M.D. Вильям Р. Холкомб, Ph. D. ВСТУПЛЕНИЕ Катастрофические события, такие как землетрясение, торнадо, сель, похищение, война, могут вызывать психологическую травму, оказывающую глубокое влияние на духовное, межличностное, эмоциональное, социальное, интеллектуальное и нейробиологическое развитие ребенка. Переживание событий, угрожающих жизни ребенка, приносящих ущерб ему самому или его семье, внезапная потеря дома и разрушение ближайшего окружения, насильственная смерть или ранение людей на его глазах вызывают у ребенка психологическую травму. Воздействие травматического события на душу ребенка зависит от его возраста, стадии развития, конституции, предшествующего жизненного опыта. Семейное и культурное окружение также влияют на характер проявления травмы. Для клиницистов, работающих с травмой у детей, важно знать основные аспекты нормального развития детей и подростков. НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТИ Обычно к году у ребенка развивается сильная привязанность к родителям, и он враждебно реагирует на попытки разделить его с родителями. Это очень важное явление в эмоциональном развитии ребенка. Опираясь на классический труд Лоренца (1935) об «импринтинге», несколько авторов предложили концепцию сенситивного периода для развития привязанности у человека. В данном исследовании мы, однако, не настаиваем на строго определенном периоде формирования привязанности. По теории Боулби, для нормального развития младенец и маленький ребенок должны получать достаточно тепла и нежности от тех, кто его растит. Привязанность к воспитателям формируется на уровне нескольких поведенческих систем и приводит к возникновению близости с ними; такие поведенческие механизмы называются механизмами привязанности. Степень и характер привязанности после трех лет меняются. В подростковом возрасте привязанность к родителям может ослабевать. При этом степень привязанности подростка к родным и другим взрослым может варьироваться от полного отказа от близости до буквально прилипания к ним. В большинстве случаев, однако, граница проходит где-то посередине. У большинства детей остается сильная привязанность к родителям, при значимости других взрослых. Следствия формирования привязанности Во-первых, связи и привязанности распространяются на других людей. Во-вторых, развиваются предпосылки к установлению связей с посторонними и тревога, связанная с разлукой. Боязнь чужих До шести месяцев младенец не избегает незнакомых лиц и ситуаций и не боится их. Около восьми месяцев при появлении незнакомых людей он насупливает брови, морщится, у него могут отходить газы или ускориться сердечный ритм. Эти реакции, известные как «тревога трех месяцев», наблюдаются практически у всех детей с небольшими отклонениями по времени. Между шестью и девятью месяцами у ребенка формируется такой сильный положительный «мысленный образ» лица матери, что лица других людей он отвергает. Они вызывают тревогу, так как младенец не может совместить эти лица с лицом матери. По мере роста он меньше отвергает чужих и меньше тревожится по этому поводу. Дети в детдомах редко боятся чужих, так как постоянно с ними сталкиваются. Генетический фактор также играет некоторую роль в развитии страха перед чужими. Фридман (1965) выявил, что у однояйцовых близнецов страх перед чужими развивается более идентично, чем у разнояйцовых. Шаффер (1971) показал, что у девочек он развивается раньше, чем у мальчиков. Страх разлуки Страх разлуки появляется и достигает пика между 10 и 18 месяцами. В норме он включает в себя два компонента: 1) чувство отверженности, когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке без матери; 2) неспособность ребенка добиться большей близости с матерью. Чем больше ребенок привязан к матери, тем сильнее страх разлуки. Если мать возвращается достаточно быстро, ребенок предпринимает действия для восстановления контакта и подтверждает свое место в их отношениях. Если мать не возвращается, ребенок проходит через стадию протеста против разлуки, описанную ранее. К сожалению, болезненные проявления будут скорее/всего всю жизнь преследовать покинутого ребенка. Влияние слабого развития привязанности на будущее поведение Все яснее становится, что у ребенка со слабо развитой привязанностью или выросшего без родителей высока вероятность развития антисоциального поведения, отклонений, депрессии или суицидальных тенденций. Привязанности и депрессия Изучая анамнез детей, совершивших суицид, исследователи в большинстве случаев обнаружили, что эти дети в то или иное время были разлучены с родителями. Итак, мы видим, что ребенок с самого начала является существом социальным. С рождения его поведение направлено на то, чтобы устанавливать связи с окружающими его людьми, в частности, с матерью. За счет этих связей ребенок получает защиту, питание и другие вещи, необходимые для выживания. Основная роль той, кто растит ребенка, незаменима. Ее способность понимать сигналы младенца, выражающие его потребность в любви и безусловном принятии, ее привязанность к ребенку, защита, обеспечивают ему оптимальные условия для роста и развития. Любые нарушения взаимодействия ребенка с миром, будь то недостаток взаимодействия, его потеря, расстройство, прерывание, лишение, нарушают нормальное социальное, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребенка. Но этот процесс обратим при положительных изменениях окружения ребенка. РЕЗЮМЕ Следствия формирования привязанности: Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|