Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Издано при финансовой поддержке





НО «Норвежская Народная Помощь»

© «СОСТРАДАНИЕ» Перевод на русский Язык, 1997

Перевод с английского М. И. Берковской

Компьютерная верстка: Л. Л. Расковская


РУКОВОДСТВО ПО ЛЕЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С. Аршад Хусейн, M.D. Вильям Р. Холкомб, Ph. D.

ВСТУПЛЕНИЕ

Катастрофические события, такие как землетрясение, торнадо, сель, похище­ние, война, могут вызывать психологическую травму, оказывающую глубокое влия­ние на духовное, межличностное, эмоциональное, социальное, интеллектуальное и нейробиологическое развитие ребенка. Переживание событий, угрожающих жизни ребенка, приносящих ущерб ему самому или его семье, внезапная потеря дома и разрушение ближайшего окружения, насильственная смерть или ранение людей на его глазах вызывают у ребенка психологическую травму.

Воздействие травматического события на душу ребенка зависит от его возра­ста, стадии развития, конституции, предшествующего жизненного опыта. Семей­ное и культурное окружение также влияют на характер проявления травмы. Для клиницистов, работающих с травмой у детей, важно знать основные аспекты нор­мального развития детей и подростков.

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТИ

Обычно к году у ребенка развивается сильная привязанность к родителям, и он враждебно реагирует на попытки разделить его с родителями. Это очень важное явление в эмоциональном развитии ребенка.

Опираясь на классический труд Лоренца (1935) об «импринтинге», не­сколько авторов предложили концепцию сенситивного периода для развития привязанности у человека. В данном исследовании мы, однако, не настаиваем на строго определенном периоде формирования привязанности. По теории Боулби, для нормального развития младенец и маленький ребенок должны получать до­статочно тепла и нежности от тех, кто его растит. Привязанность к воспитателям формируется на уровне нескольких поведенческих систем и приводит к возник­новению близости с ними; такие поведенческие механизмы называются механиз­мами привязанности.

Степень и характер привязанности после трех лет меняются. В подростковом возрасте привязанность к родителям может ослабевать. При этом степень привя­занности подростка к родным и другим взрослым может варьироваться от полного отказа от близости до буквально прилипания к ним. В большинстве случаев, одна­ко, граница проходит где-то посередине. У большинства детей остается сильная привязанность к родителям, при значимости других взрослых.


Следствия формирования привязанности

Во-первых, связи и привязанности распространяются на других людей. Во-вторых, развиваются предпосылки к установлению связей с посторонними и трево­га, связанная с разлукой.

Боязнь чужих

До шести месяцев младенец не избегает незнакомых лиц и ситуаций и не бо­ится их. Около восьми месяцев при появлении незнакомых людей он насупливает брови, морщится, у него могут отходить газы или ускориться сердечный ритм. Эти реакции, известные как «тревога трех месяцев», наблюдаются практически у всех детей с небольшими отклонениями по времени.

Между шестью и девятью месяцами у ребенка формируется такой сильный по­ложительный «мысленный образ» лица матери, что лица других людей он отвергает. Они вызывают тревогу, так как младенец не может совместить эти лица с лицом ма­тери. По мере роста он меньше отвергает чужих и меньше тревожится по этому по­воду. Дети в детдомах редко боятся чужих, так как постоянно с ними сталкиваются.

Генетический фактор также играет некоторую роль в развитии страха перед чужими. Фридман (1965) выявил, что у однояйцовых близнецов страх перед чужи­ми развивается более идентично, чем у разнояйцовых. Шаффер (1971) показал, что у девочек он развивается раньше, чем у мальчиков.

Страх разлуки

Страх разлуки появляется и достигает пика между 10 и 18 месяцами. В норме он включает в себя два компонента: 1) чувство отверженности, когда ребенок оказы­вается в незнакомой обстановке без матери; 2) неспособность ребенка добиться большей близости с матерью. Чем больше ребенок привязан к матери, тем сильнее страх разлуки. Если мать возвращается достаточно быстро, ребенок предпринимает действия для восстановления контакта и подтверждает свое место в их отношениях.

Если мать не возвращается, ребенок проходит через стадию протеста против разлуки, описанную ранее. К сожалению, болезненные проявления будут скорее/­всего всю жизнь преследовать покинутого ребенка.

Влияние слабого развития привязанности на будущее поведение

Все яснее становится, что у ребенка со слабо развитой привязанностью или выросшего без родителей высока вероятность развития антисоциального поведе­ния, отклонений, депрессии или суицидальных тенденций.

Привязанности и депрессия

Изучая анамнез детей, совершивших суицид, исследователи в большинстве слу­чаев обнаружили, что эти дети в то или иное время были разлучены с родителями.

Итак, мы видим, что ребенок с самого начала является существом социаль­ным. С рождения его поведение направлено на то, чтобы устанавливать связи с ок­ружающими его людьми, в частности, с матерью. За счет этих связей ребенок полу­чает защиту, питание и другие вещи, необходимые для выживания. Основная роль той, кто растит ребенка, незаменима. Ее способность понимать сигналы младенца, выражающие его потребность в любви и безусловном принятии, ее привязанность к ребенку, защита, обеспечивают ему оптимальные условия для роста и развития.

Любые нарушения взаимодействия ребенка с миром, будь то недостаток вза­имодействия, его потеря, расстройство, прерывание, лишение, нарушают нормаль­ное социальное, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребенка. Но этот про­цесс обратим при положительных изменениях окружения ребенка.


РЕЗЮМЕ

Следствия формирования привязанности:







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.