Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дефектологическое консультирование и сопровождение учебно-воспитательного процесса





Осуществляется по аналогии с логопедическим направле­нием деятельности: рекомендуется включение в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставок учителя-дефектолога из расчета 1 ставка на четыре—пять клас­сов I ступени начального общего образования и пять—во­семь классов II ступени основного общего образования.

Взаимодействие школьной специальной педагогической службы с учителями классов КРО

 

При организации специальной педагогической работы с де­тьми, имеющими речевые недостатки или выраженные нару­шения познавательной деятельности (низкий уровень развития восприятия, памяти, словесно-логического мышления), необ­ходимы согласованные усилия логопеда, дефектолога, учителя.

После первичного фронтального обследования речи обу­чающихся логопеду рекомендуется составить речевой про­филь класса, в котором в течение года будет отмечаться ди­намика речевой деятельности школьников и оцениваться эффективность коррекционной работы.

В течение недели (15—22 сентября) учитель должен из­учить расписание занятий учащихся его класса с логопедом и дефектологом.

С целью повышения эффективности коррекционной ра­боты необходимо:

• консультирование учителя класса логопедом и дефекто­логом по организации индивидуальных или групповых заня­тий, проводимых с целью закрепления результатов логопеди­ческой или дефектологической помощи;

• ознакомление родителей с содержанием специальной педагогической работы и согласование с ними расписания занятий их детей.

 

Условия реализации специального педагогического направления деятельности школьного консилиума

 

Для обеспечения полноценной работы школы специаль­ная педагогическая служба (логопедическое и дефектологи­ческое обеспечение) должна иметь логопедический и дефектологический кабинеты.

Их методическое и техническое оснащение включает:

• тестовые материалы для диагностики уровня развития речевой и познавательной деятельности;

• бланковые и компьютерные базы данных на учащихся классов КРО;

раздаточный материал в количестве 4—5 экземпляров;

справочная научная и методическая литература;

персональный компьютер;

множительная техника;

магнитофон с наушниками и серией аудиокассет;

видеомагнитофон с комплектом видеокассет.

ГЛАВА V. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ КРО

 

Виды деятельности школьного психолога

 

К основным видам деятельности школьного психолога от­носятся (по Дубровиной И.В., 1989):

психологическое просвещение как самое первое приобще­ние педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;

психологическая профилактика, состоящая в проведении психологом постоянной работы по предупреждению воз­можного неблагополучия в психическом и личностном раз­витии школьников;

психологическое консультирование, заключающееся в по­мощи психолога при решении тех проблем, с которыми учи­теля, учащиеся или родители приходят к нему сами, по реко­мендации либо по просьбе самого психолога. Часто пробле­мы осознаются ими только после проведения психологом просветительской и профилактической работы;

психодиагностика как углубленное проникновение психо­лога во внутренний мир школьника. Результаты психодиа­гностического обследования дают основания для заключе­ния о необходимости дальнейшей коррекционно-развивающей работы с учеником, а также об эффективности предшествующей профилактической или консультативной работы;

психокоррекция как устранение отклонений в психичес­ком и личностном развитии школьника.

Регламентация службы практической психологии опреде­лена Приказом № 636 от 22 ноября 1999 г.

Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 29/18886-6 от 24 декабря 2001 г. разъясняет положение об использовании рабочего времени психолога образователь­ного учреждения следующим образом.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять различные виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитичес-

кую, экспертно-консультационную, учебно-воспитатель­ную, профилактическую, культурно-просветительскую и ор­ганизационно-методическую работу. Нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 ча­сов в неделю, из них 18 часов в неделю психолог затрачивает:

— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, раз­вивающую, учебную, просветительскую работу с обучающи­мися, воспитанниками;

— на экспертную, консультационную работу с педагогиче­скими работниками и родителями (законными представите­лями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении;

— на участие в психолого-медико-педагогическом конси­лиуме образовательного учреждения.

Остальные 18 часов приходятся на подготовку к индиви­дуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанни­ками; обработку, анализ и обобщение полученных результа­тов; подготовку к экспертно-консультационной работе с пе­дагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятель­ность (повышение личной профессиональной квалифика­ции, самообразование, супервизорство, участие в методиче­ских объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образователь­ном учреждении (при обеспечении администрацией образо­вательного учреждения необходимых условий работы с уче­том специфики и требований к профессиональной деятель­ности педагога-психолога), так и за ее пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка об­разовательного учреждения.

Работа с детьми классов КРО имеет свои специфические особенности и задачи. Это обусловлено, с одной стороны, характерным своеобразием познавательной деятельности детей с ЗПР, незрелостью эмоционально-личностной сферы, недостаточной сформированностью произвольной регуля­ции деятельности и поведения. С другой стороны, система КРО предполагает взаимодействие специалистов разного

профиля (психоневролога, психолога, логопеда, дефектолога), что накладывает на психолога ряд дополнительных функций.

 

Роль психологического сопровождения в системе КРО

 

На психолога в структуре деятельности психолого-меди­ко-педагогического консилиума образовательного учрежде­ния ложатся задачи определения актуального уровня разви­тия ребенка и зоны ближайшего развития, выявления осо­бенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Деятельность психолога в системе КРО не может проте­кать изолированно от работы других специалистов образова­тельного учреждения. Коллегиальное обсуждение результа­тов обследования всеми специалистами школьного конси­лиума позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить об­щий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необхо­димых коррекционно-развивающих мероприятий и разра­ботать Программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

В соответствии с особенностями развития ребенка и ре­шением консилиума образовательного учреждения, психо­лог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей яв­ляется при этом разработка индивидуально ориентирован­ных программ психологической помощи.

 

Организация коррекционно-развивающей работы

 

Как правило, коррекционно-развивающая работа прово­дится психологом индивидуально или в малых группах (до 4 человек).

 

При организации работы психолога с детьми классов КРО можно использовать публикации с описанием методов и форм проведения индивидуальной и групповой работы (Н.В.Бабкина, 2000, 2002; Н.Ю.Борякова, 2003; И.П.Воропа­ева, 1993; И.В.Дубровина, 1999, 2002; С.Д.Забрамная, 2000; О.А.Карабанова, 1997; Н.П.Локалова, 2002; Н.М.Пылаева и Т.ВАхутина, 1997; Н.П.Слободяник, 2000; Н.Я. и М.М.Сема­го, 2000; А.В.Семенович, 2002; М.И.Чистякова, 1995 и др.).

Поскольку на успешность овладения учебной деятельнос­тью и на поведение детей с ЗПР оказывает негативное влия­ние недостаточное развитие регуляторной сферы, необходи­мо как можно раньше начинать ее формирование.

Следует отметить и тот факт, что к моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют у одной трети детей с ЗПР. Игра остается для младших школьников с ЗПР той де­ятельностью, в которой их возможности раскрываются с на­ибольшей полнотой, в связи с чем необходимо использовать различные формы игровой деятельности как для формиро­вания полноценной личностной готовности к принятию школьных требований, так и для воспитания интереса к учебной деятельности (особенно у тех первоклассников, которые не посещали дошкольные учреждения).

В качестве примера коррекционно-развивающей про­граммы занятий психолога предлагаем программу по фор­мированию осознанной саморегуляции познавательной дея­тельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Организационно-методические требования к работе психо­лога по формированию осознанной саморегуляции познава­тельной деятельности у первоклассников с ЗПР состоят в следующем.

1. Привлечение внимания детей к собственной регуляции как деятельности, формирование интереса к ней. Это достигается занимательным построением занятий, организацией ситуаций, вызывающих у детей переживание радости от достижений.

2. Использование системы упражнений для выработки умений саморегуляции. Например, умение выбирать спосо­бы действий и организовывать их последовательную реали­зацию формируется на материале различного рода графиче­ских диктантов, мозаик, в игре «Зашифрованный рисунок»; умение анализировать условия и выделять наиболее значи-

мые для достижения поставленной цели — в играх типа «Ла­биринт», «Угадай слово», «Муха», «Шифровка» или при ре­шении логических задач; умение ставить цели и определять наиболее актуальные из них, удерживать цели длительное время, связывать их с организацией собственных усилий формируется в ситуации самостоятельного составления ре­бенком задания и т.д. (подробное описание игр и упражне­ний имеется в книге Н.В.Бабкиной, 2002).

3. Определение содержания психолого-педагогического воздействия и его продолжительности (зависят от исходного уровня развития ребенка и динамики формирования компо­нентов осознанной саморегуляции деятельности).

Работа строится на основе выявленного уровня актуально­го развития и зоны ближайшего развития. В качестве первич­ных форм организации групповых занятий используются те виды коллективной деятельности, которые представляют для детей интерес прежде всего своим процессом (подвижные и дидактические игры, продуктивные виды деятельности и т.д.).

Работу психолога по формированию осознанной саморе­гуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР необхо­димо вести в нескольких направлениях, связанных с форми­рованием определенного комплекса умений:

— ставить и удерживать цель деятельности;

— планировать действия;

— определять и сохранять способ действий;

— использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

— осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;

— оценивать процесс и результат деятельности.

Особое внимание при этом необходимо уделять осозна­нию ребенком собственных действий, причин успехов и не­удач, формированию у него веры в собственные силы.

Программа занятий психолога по формированию осоз­нанной саморегуляции познавательной деятельности вклю­чает подготовительный период и три этапа основного цикла.

Подготовительный период

Цель: установление контакта с ребенком, подготовка к взаимодействию с психологом, привлечение внимания к ре­гуляции деятельности.

Задачи:

сформировать интерес к выполнению заданий психолога;

— научить принимать и выполнять задания под непосред­ственным контролем психолога;

— научить контролировать правильность выполнения дей­ствий.

Средства: подвижные игры, упражнения на внимание. Организация занятий: в малых группах и индивидуальная. Виды помощи: стимулирующая, организующая, обучающая.

I этап основного цикла

Цель: формирование у ребенка осознанной саморегуляции исполнительских действий (формирование и сохранение способа действий под руководством взрослого).

Задачи:

— анализ наглядного образца, состоящего из простых эле­ментов;

— поэлементное копирование образца под руководством взрослого с последующим целостным копированием образ­ца под руководством взрослого;

— оценка взрослым результата деятельности;

— исправление ошибок по указанию взрослого;

— словесный отчет о проделанных действиях. Средства: конструктивная деятельность по наглядному

образцу, состоящему из простых элементов; игры и задания на внимание.

Организация занятий: индивидуальная.

Виды помощи: стимулирующая, организующая, обучающая.

II этап основного цикла

Цель: формирование у ребенка осознанной саморегуляции прогностического этапа деятельности (планирование дей­ствий).

Задачи:

— планирование совместно со взрослым этапов выполне­ния задания с последующим самостоятельным выполнением задания;

— осуществление совместно со взрослым оценивания ре­зультатов деятельности;

— самостоятельное исправление ошибок;

— словесный отчет по этапам действий.

Средства: составление плана, задания с «шифровками», задания с многоступенчатой инструкцией и распределением функций (организатор, исполнитель, контролер).

Организация занятий: в малых группах.

Виды помощи: стимулирующая, организующая.

III этап основного цикла

Цель: формирование у ребенка осознанной саморегуля­ции, связанной с самостоятельной постановкой и удержани­ем цели деятельности.

Задачи:

— самостоятельная постановка цели деятельности;

— самостоятельное планирование последовательности действий;

— самостоятельное выполнение задания;

— самостоятельная оценка процесса и результатов дея­тельности;

— самостоятельное нахождение и исправление ошибок;

— словесный отчет о цели деятельности и этапах ее дости­жения.

Средства: задания, аналогичные заданиям предыдущих этапов, самостоятельное составление заданий; игры и зада­ния, построенные по принципу «Маленький учитель».

Организация занятий: групповая.

Виды помощи: стимулирующая.

Основным способом формирования осознанной саморе­гуляции познавательной деятельности является организация внешних (практических) действий на специально созданной ориентировочной основе и постепенный их перевод во вну­тренний план — план собственной регуляции.

Содержание занятий позволяет постепенно усложнять тре­бования к программе действий ребенка, осуществлению и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка.

На занятиях психолог активно использует различные ви­ды помощи (стимулирующую, организующую, обучаю­щую). Он организовывает и стимулирует деятельность ре­бенка побуждающими вопросами, привлечением внимания к образцу, совместным формулированием правил, поощре­нием правильных действий и т.д.

Принципиальная основа выполнения заданий — совмест­ная деятельность психолога и ученика. Психолог выбирает исходный уровень сложности заданий и темп продвижения (в зависимости от потребности в многократном выполнении од­нотипных заданий или способности ученика быстро перехо­дить к более сложным). При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо исходить из возможностей ре­бенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным, так как на первом этапе коррекционной ра­боты необходимо обеспечить ученику субъективное пережи­вание успеха на фоне определенных усилий: «даже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее... и помо­гает человеку в дальнейшем при решении схожих задач» (А.К. Осницкий, 1991, с. 10). В дальнейшем трудность задания необходимо увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка, при необходимости использовать де­ление задания на отдельные смысловые блоки.

При выполнении ребенком заданий необходимо стре­миться к тому, чтобы у него сформировалось осознание всех звеньев саморегуляции познавательной деятельности:

— осознание задания,

— осознание условий и правил деятельности,

— осознание программы действий,

— осознание и оценка результата деятельности,

— осознание необходимости коррекции результатов дея­тельности.

На детей с ЗПР благоприятное влияние оказывает работа в группе. Прежде всего, повышается мотивация. Ребенок в группе может занять позицию педагога, контролирующего действия товарища или даже задающего ему программу. «Са­ма по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровень его произволь­ной саморегуляции, программирования и контроля над со­бой и происходящим вокруг» (А.В.Семенович, 2002, с. 173). Психолог, наблюдая за работой ребенка в группе, может оце­нить степень овладения различными умениями осознанной саморегуляции познавательной деятельности.

В сентябре проводится комплексное обследование детей специалистами ПМПК, по результатам которого для каждо-

го ребенка разрабатывается Программа индивидуальной коррекционной работы.

Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжитель­ность индивидуальных занятий — 20 минут, групповых и в малых группах — 30 минут.

 

Основные принципы деятельности психолога в системе КРО

Соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследова­ния, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута.

Комплексное изучение ребенка как результат индивидуаль­ного обследования ребенка каждым специалистом и выра­ботки заключения на основе их междисциплинарного вза­имодействия.

Системное изучение ребенка как интеграция в едином об­следовании нейропсихологической оценки, психодинами­ческого подхода и элементов психокоррекции.

Целостное изучение состояний ребенка как единства ко­гнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями.

Структурно-динамическое (по Л.С.Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной со­отнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет определить причины возникновения нарушений, оценить структуру дефекта и иерархию проблем развития.

Координированность коррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий спе­циалистов.

Повышение квалификации психологических кадров

Актуальные проблемы, стоящие в настоящий момент перед практической психологией, формулирует Т.Д.Марцинковская: «Отсутствие квалифицированных кадров и

низкий уровень психологической грамотности приводят к тому, что применение тестов часто необъективно, а психо­логическая коррекция не дает удовлетворительных резуль­татов. Низкая квалификация практических психологов снижает отдачу и от развивающих программ обучения, ко­торые сейчас разрабатываются отечественными учеными для различных учебных заведений. Создание таких про­грамм... для детей с задержкой умственного развития явля­ется одним из приоритетных направлений в отечественной детской психологии. Большое значение имеет и формиро­вание службы психологической коррекции, которая дала бы возможность не только диагностировать причины от­клонений в развитии детей, но и корректировать эти от­клонения» (1998, с. 265).

Проведенный нами опрос психологов показал, что боль­шая часть из них не имеет специальной подготовки для ра­боты с детьми с ЗПР. Они испытывают недостаток теорети­ческих знаний об особенностях детей данной категории, о системе коррекционно-развивающего обучения, остро нуж­даются в практических рекомендациях по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.

В последние годы в системе повышения квалификации проводятся курсы, позволяющие получить психологам спе­циальные знания по этой проблеме.

 

Организация взаимодействия психолога с педагогами классов КРО

 

Важнейшим условием актуализации потенциальных воз­можностей детей с ЗПР является профессионализм, психо­логическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении учебно-познавательной деятельности, в осознании успехов и при­чин неудач. Все это, в конечном счете, приводит к осозна­нию ребенком своих потенциальных возможностей, что повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию до­стижений.

Основными задачами психологического просвещения пе­дагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон

когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкрет­ные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразны: занятия и семинары по ключевым проб­лемам развития ребенка с ЗПР, педагогические консилиумы, тематические круглые столы, индивидуальные консульта­ции и т.д.

Общие рекомендации учителям классов КРО по осуществ­лению индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми учебных заданий состоят в следующем:

— давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика;

— учитывать индивидуальные особенности вхождения ребенка в деятельность (период врабатывания);

— изменять тактику руководства деятельностью ребенка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пре­сыщении);

— не предъявлять для выполнения ребенку сразу более одного задания; если ученику предстоит выполнить сложное задание, следует предлагать его в виде последовательных ча­стей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно пере­давая функции контроля самому ребенку);

— использовать групповые методы работы на уроке, при которых каждый ученик делает определенную посильную для него часть задания, выполнение которой ведет к достижению общего результата;

— устраивать паузы активного отдыха с легкими физичес­кими упражнениями или расслаблением;

— использовать в процессе обучения игровые приемы, элементы соревнования, дидактические игры;

— создавать ситуации успеха, в которых ученик имел бы возможность проявить свои сильные стороны;

— поддерживать и поощрять любые проявления инициа­тивы и самостоятельности ребенка;

— избегать предъявления завышенных и заниженных тре­бований к ученику;

— ввести знаковую систему оценивания, поощрять хоро­шее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он ус­пешно справился даже с небольшим заданием;

— ограничиться минимальным количеством отвлекаю­щих предметов в классе (картин, стендов и т.п.);

— по возможности придерживаться постоянного расписа­ния занятий, так как дети с ЗПР отличаются забывчивостью;

— направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло (например, попросить во время урока вытереть доску, собрать тетради и т.п.);

— совместно с психологом помогать ребенку адаптиро­ваться в условиях школы и классном коллективе — воспиты­вать навыки учебной работы, формировать представления о социальных нормах и навыках общения.

Организация взаимодействия с родителями

Форма и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Анкетирование учителей классов КРО, проведенное в 2002 г. специалистами ИКП РАО совместно с Московским департаментом образо­вания в рамках мониторинга образовательного процесса в системе КРО, показало, что лишь 5% родителей активно и 15% родителей эпизодически взаимодействуют с учителем и специалистами образовательного учреждения. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой рабо­ты является индивидуальное консультирование. Оно прово­дится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, от­рицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования прово­дится по итогам всестороннего обследования ребенка. Пси­холог в доступной форме рассказывает родителям об особен­ностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что особо следует обра­тить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям,

поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. На индиви­дуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Ана­лизируются факторы положительной динамики развития осознанной саморегуляции ребенка, вырабатываются реко­мендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе).

Работа с родителями осуществляется также в групповой фор­ме на тематических консультациях, семинарах-практикумах, собраниях с просмотром фрагментов занятий с детьми и т.д.

Родителям даются специальные рекомендации, напри­мер, по активизации осознанной саморегуляции познава­тельной деятельности их детей при общении с ними дома.

Рекомендации родителям

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «пози­тивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он того заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. По­мните, что дети с ЗПР негативно реагируют на выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Ребенок всегда должен чувствовать вашу помощь и под­держку. Преодолевайте вместе возникающие трудности со­вместно.

Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяс­нить, почему вы это делаете.

Поручите ребенку часть домашних дел, которые необхо­димо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выпол­няйте их за него.

Заведите «Дневник самоконтроля» и отмечайте в нем вме­сте с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные гра­фы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

Избегайте завышенных или, напротив, заниженных тре­бований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, со­ответствующие его возможностям.

Создайте ребенку дома необходимые условия. У него дол­жен быть свой уголок; во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание.

При приготовлении ребенком домашних заданий чере­дуйте нагрузку с отдыхом, используйте различные формы организации деятельности ребенка (по часам, составленно­му совместно с ребенком плану работы и т.д.).

Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению осознанной саморегуляции деятель­ности и поведения.

Старайтесь соблюдать режим дня своего ребенка. Следите, чтобы он высыпался, так как недостаток сна ведет к еще большему снижению внимания и самоконтроля.

Развивайте у ребенка навыки самоконтроля.

Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточ­ную энергию (на прогулке, в спортивной секции).

Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь заня­тию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в ка­кой-либо области. Задача родителей — найти те занятия, ко­торые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в кружках, где требуется значительная нагрузка на память и внимание, особенно если он не испытывает особой радости от этих занятий.

Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.

ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В СИСТЕМЕ КРО

 

На современном этапе развития общего и специального образования большая часть детей с ЗПР обучается в клас­сах коррекционно-развивающего обучения в условиях об­щеобразовательной школы. Классы КРО — это новая ва­риативная форма интегрированного обучения детей с ЗПР (С.Г.Шевченко). «Коррекционно-развивающее обучение выстроено на системном подходе и, будучи индивидуально ориентированным на каждого ребенка, обеспечивает ус­пешность и качество усвоения знаний, общее развитие учащихся, решение коррекционно-развивающих задач (мотивационно-ценностных, общеобразовательных и коррекционных) на основе междисциплинарного взаимодей­ствия специалистов» (С.Г.Шевченко, 2001). Указанные за­дачи решаются психолого-медико-педагогическим (ПМП) консилиумом, специалисты которого обеспечивают ком­плексное психолого-педагогическое и медико-социальное изучение и сопровождение развития ребенка. Важная роль в этом процессе отводится учителю-дефектологу (специ­альному педагогу), основная задача которого — обеспечить активную помощь детям, испытывающим трудности в ус­ловиях системы КРО. Как правило, это дети с ЗПР цереб­рально-органического генеза (по классификации К.С.Ле­бединской), у которых стойкость нарушения развития по­знавательной и эмоционально-волевой сферы обусловлена локальными поражениями ЦНС.

Цель работы учителя-дефектолога определяется как пре­доставление своевременной специализированной помощи детям с ЗПР, испытывающим трудности в обучении в клас­сах КРО для успешного освоения ими образовательного стандарта в условиях массовой школы. Деятельность дефектолога направлена на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса. Коррекция имеющихся недостатков развития при этом коррелируется с уровнем сформированности ЗУНов по учебным предметам. Результативность работы определяется успешностью усвое­ния и сроками прохождения программного материала по мА-

тематике, русскому языку, чтению, ознакомлению с окружа­ющим миром и развитию речи, природоведению.

Работа учителя-дефектолога строится на принципах сис­темы КРО. Исходными положениями организации работы являются: 1) комплексность и единство диагностики и кор­рекции; 2) построение коррекционно-педагогической рабо­ты с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития»; 3) осуществление этиопатоге-нетического подхода к анализу нарушений; 4) моделирова­ние вариантов взаимодействия специалистов в соответствии со структурой дефекта ребенка и первоочередными задачами коррекционного воздействия; 5) осуществление корреля­тивного анализа состояния сформированности учебных зна­ний, умений, навыков и психофизического развития ребен­ка; 6) изучение динамики развития познавательных процес­сов и освоения программных ЗУНов.

Содержание деятельности специального педагога направ­лено на решение следующих задач:

— своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация учебных трудностей ребенка;

— выделение детей с ЗПР церебрально-органического генеза и детей, подлежащих выводу в специальные (коррекционные) учреждения I— VIII вида;

— динамическое изучение уровня психического развития ребенка и результатов коррекционного воздействия;

— определение «обходных путей» обучения ребенка с ЗПР, устранение разрыва между обучением и развитием ребенка;

— отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

— проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материла;

— формирование полноценной ведущей деятельности младшего школьного возраста;

— составление Индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

— консультирование педагогов и родителей по пробле­мам развития, обучения и воспитания детей с ЗПР, выбору

оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспи­тания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

В соответствии с указанными задачами можно выделить следующие основные направления деятельности учителя-де­фектолога (специального педагога).

Диагностическое направление

Особенностями данного направления в коррекционно-развивающем обучении являются:

— определение актуального уровня развития и потенци­альных возможностей ребенка («зоны ближайшего разви­тия») с целью определения перспектив обучения; динамиче­ское наблюдение за развитием ребенка;

— распределение детей с ЗПР на группы по ведущему на­рушению для проведения коррекционной работы;

— определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ре­бенка.

Коррекционное направление

Основными задачами являются компенсация отклонений в познавательном развитии детей с ЗПр, нормализация учеб­ной деятельности, преодоление разрыва между обучением и развитием. Данное направление предполагает реализацию комплексных программ развития в условиях взаимодействия специалистов.

Аналитическое направление

Обеспечивает взаимодействие специалистов в работе, по­зволяет проследить эффективность коррекционного воздей­ствия, корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенку.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.