Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога.





«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала».

Выпуск 4 II полугодие 2005 год.

 

СМИ зарегистрировано МПТР РФ свид. о реп. ПИ. № 11714 от 30.01.02

Дети с ЗПР в общеобразовательной школе. Книга №1.- М.: Школьная пресса, 2005, - 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала. Вып.4)

ISBN 5-9219-0474-0

 

В пособии дана общая характеристика системы коррекционно-развивающего обучения детей с трудностями в обучении, раскрыты цели, задачи деятельности специалистов и особенности их междисциплинарного взаимодействия, представлено диагностико-консультативное обеспечение учебно-воспитательного процесса, а так же освещены вопросы организации и содержания работы практического психолога и учителя-дефектолога.

Адресовано психологам, логопедам, дефектологам работающим с детьми с ЗПР.

ББК74.7

Издание охраняется законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в законном порядке.

ISBN 5-9219-0474-0

Шевченко С.Г., Бабкина Н.В.

Вильшанская А.Д., 2005 Издательство «Школьная пресса», 2005.

Введение.

В системе общего образования особой проблемой являет­ся стойкая неуспеваемость учащихся.

В настоящее время стойкие трудности в обучении, по дан­ным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся на­чальных классов общеобразовательной школы, причем отмеча­ется тенденция к дальнейшему росту их количества (М.М.Безру­ких, В.И. Лубовский, Н.Г. Лусканова, С.Г.Шевченко).

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, по данным Института коррекционной педагогики РАО, составляют дети с задержкой психического развития (Т.А.Власова, Т.В.Егорова, В.И. Лубовский, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, И.Ф.Марков­ская, М.Н.Фишман и др.).

Понятия «задержка психического развития» (ЗПР) и «школьная неуспеваемость» неравнозначны, однако тесно связаны между собой и, как правило, рассматриваются со­вместно в числе актуальных проблем общей и специальной педагогики, психологии, детской психиатрии и невропато­логии школьного возраста.

На современном этапе развития общеобразовательная школа стала приобретать во всех главных аспектах своей де­ятельности черты все большей дифференцированности и гибкости.

Как тип дифференцированного обучения в общеобразова­тельной школе все большее распространение получают «особые» классы с различными наименованиями для уча­щихся, испытывающих стойкие трудности в усвоении обра­зовательных программ и адаптации к школе (классы адапта­ции, здоровья, коррекции, повышенного внимания, педаго­гической поддержки и мн. др.).

Выделение в 70-е годы 20-го столетия категории детей с задержкой психического развития, занимающих как бы про­межуточное положение между нормально развивающимися и умственно отсталыми школьниками, поставило множест­во вопросов в организации их обучения.

Многолетние комплексные (клинико-физиологические и пихолого-педагогические) исследования, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО), позволили создать классификацию детей с ЗПР и определить в соответствии с их «особыми об­разовательными потребностями» новый тип образователь­ных учреждений, зачисление в которые осуществляется по направлению психолого-медико-педагогических комиссий. Это специальные (коррекционные) школы VII вида и коррекционные классы (ранее классы выравнивания) общеоб­разовательных школ.

В то же время неуспевающих учащихся с неустановлен­ным диагнозом начали в общеобразовательных школах с 1992 года переводить в классы компенсирующего обучения, где обучение ведется без учета индивидуальных особеннос­тей детей по массовым программам.

Нормативная база, обеспечивающая функционирование двух видов классов — классов выравнивания и классов ком­пенсирующего обучения (Приказы № 103 от 1981г. Совмина СССР и № 333 от 1992 г. МО РФ), — является важным орга­низационным фактором эффективности обучения детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.

Среди наиболее существенных условий, обеспечивающих эффективность обучения таких детей, можно выделить со­кращение наполняемости класса (до 12-ти учеников), влия­ющее на изменение общего психологического климата, от­каз от авторитарного стиля общения, осознание учителем специфических трудностей в работе с учащимися «особых» классов.

Другое исключительно важное условие — построение учебного процесса на основе учета актуальной зоны разви­тия и максимальной активизации зоны ближайшего разви­тия учащихся. Оно обеспечивает реальную возможность индивидуального подхода, предусматривающего помощь

каждому ученику как на этапе сообщения новых знаний, так и на этапе их закрепления и самостоятельного приме­нения.

Клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучение детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе, позволило установить, что однородность данного контингента обучающихся — весьма относительна. В основном — это дети с ЗПР, однако у них наблюдаются су­щественные типологические и индивидуально-психологиче­ские различия, требующие индивидуализированного подхода к обучению. В связи с чем создание коррекционных классов (классов выравнивания) и классов компенсирующего обуче­ния, обеспечивающее дифференцированный подход в усло­виях общеобразовательной школы, следует рассматривать как первый необходимый шаг на пути реализации идеи инди­видуализации обучения.

В 1993 г. Институтом коррекционной педагогики РАО бы­ла разработана концепция, в которой представлена целост­ная система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста в условиях общеобразовательных учреждений.

Введение понятия «коррекционно-развивающее обуче­ние», а затем и наименования классов — «классы коррекци­онно-развивающего обучения (КРО)», связано с необходи­мостью точного обозначения психолого-педагогической сущности образовательного процесса, имеющего целью разви­тие общих способностей учащихся к учению и коррекцию инди­видуальных недостатков развития.

В этой системе строго определены и логически взаимо­действуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социально-тру­довое направления работы с детьми. Помимо образователь­ных задач в учебно-воспитательном процессе решаются развивающие и коррекционные задачи, что позволяет гово­рить о коррекционно-развивающеи направленности уроков по всем учебным дисциплинам. Кроме того, на основе прин­ципа единства диагностики и коррекции специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума осуществляется Индивидуальная комплексная программа развития и коррекции каждого ребенка.

Программное и учебно-методическое оснащение систе­мы КРО утверждено Министерством образования РФ. От­личительной чертой этих материалов является их разработ­ка как «сквозных программ» для работы с детьми дошколь­ного, младшего школьного возраста и с учащимися 5—9 классов.

Анализ результативности системы КРО в различных моде­лях образовательных учреждений (общеобразовательная школа с классами КРО, комплексы «Детский сад — началь­ная школа», «Начальная школа — детский сад», ГОУ комби­нированного и компенсирующего вида) показывает, что це­ленаправленная работа позволяет интегрировать в массовые формы обучения до 85% детей дошкольного возраста и до 65—82% учащихся младшего школьного возраста.

Успех внедрения системы коррекционно-развивающего обучения зависит от подготовки кадров: психологов, дефектологов, логопедов и учителей, и их взаимодействия в работе.

Данное пособие имеет целью подготовить специалиста, способного понимать, чем обусловлены «особые образова­тельные потребности» детей, готового к взаимодействию со специалистами разного профиля в процессе комплексного воздействия на развитие ребенка, испытывающего труднос­ти в обучении.

В пособии «Дети с ЗПР: коррекционные занятия в обще­образовательной школе» дана общая характеристика систе­мы коррекционно-развивающего обучения; описана специ­фика организации учебно-воспитательного процесса; рас­крыты цели, задачи деятельности специалистов в системе КРО и особенности их междисциплинарного взаимодей­ствия; представлено диагностико-консультативное обеспе­чение учебно-воспитательного процесса (главы I-IV, автор Шевченко С.Г.); а также освещены вопросы организации и содержания работы практического психолога (глава V, автор Бабкина Н.В.) и учителя-дефектолога (глава VI, авторы: Шевченко С.Г., Вилыпанская А.Д.) в системе КРО.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.