Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новый взгляд на старое явление





Состояние медитации не является новым, новым яв­ляется только его научное описание. С развитием совре­менных технологий мы получили возможность измерять волны мозговой активности, а следовательно, и само состояние медитации. Мы также имеем возможность на­учиться управлять этими волнами и медитативным со­стоянием. На Западе многие стремятся измерить волны мозговой активности специалистов в области медита­ции, чтобы выяснить, действительно ли они могут нахо­диться в том состоянии, о котором говорят. Мое путеше­ствие на Восток дало мне возможность выяснить, что там дело обстоит совершенно по-другому.


Я как-то работала в одном храме на острове Тайвань. Окружавшие меня лица выражали недовольство, недове­рие и даже враждебность. Сбор информации затруднял­ся языковым барьером, мне постоянно требовался пере­водчик. Кроме того, окружавшим меня людям не нрави­лось, что я привезла в их святилище какой-то аппарат, а кроме всего остального, я была еще и женщиной!

Я рассказала монахам о схемах мозговой активности и даже зарисовала некоторые из них, включая схему активного состояния интеллекта, на доске. Я попросила, чтобы один доброволец позволил мне измерить волны его мозговой активности с помощью своего аппарата, но никто не выказал такого желания. Учитель осмотрел присутствующих, увидел, что никто не хочет участво­вать в эксперименте, и поднял руку. Его ученики смот­рели на него, не скрывая своей тревоги.

Я немного нервничала, потому что мне хотелось, что­бы моя лекция удалась, но я не могла гарантировать успех. Я даже не знала, будут ли у учителя нужные схемы волн мозговой активности.

Я подключила его к аппарату и с большим облегче­нием увидела на экране схему активного состояния ин­теллекта. Потом я показала на схему активного интел­лекта, которую я нарисовала на доске, и сказала, что они одинаковые.

Тогда группа учеников улыбнулась мне. Все ученики, как один, двинулись к моему аппарату, обступили его и стали рассматривать. Каждый хотел прикоснуться к не­му. Каждый хотел, чтобы я измерила и его волны мозго­вой активности.

Для этих людей был важнее их учитель, а не мой аппарат. Они проверяли мой аппарат с помощью учите­ля, а не учителя с помощью аппарата. В своем учителе они были полностью уверены. И когда мой аппарат по­казал, что интеллект их учителя находится в активном состоянии, только тогда они поверили, что он работает.


104


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

МЕДИТАЦИЯ И МАТЕРИАЛ ИНТЕЛЛЕКТА

Сознание можно рассматривать с двух точек зрения: состояние сознания и содержание сознания. Мы снача­ла остановились на состоянии сознания, которое, как уже говорилось, определяют волны мозговой активно­сти. А что можно сказать о содержании? Что является материалом интеллекта? Как мы можем работать с этим материалом, понимать, направлять и использовать его?

Материал интеллекта может принимать несколько различных форм, а то, какую форму он принимает, за­висит от волн, которые в данный момент формируют схему мозговой активности. Например, наш мыслитель­ный процесс происходит при активизации бета-волн. Ко­гда мы снижаем активность бета-волн, очищая мозг от мыслей, мы формируем чистое поле для содержания альфа- и тета-волн. Это содержание может состоять из образов, мечтаний, а также из подавленных воспомина­ний и эмоций. Когда же мы добавляем к этой схеме еще и бета-волны, то создаем активное состояние интеллек­та, Этим мы подготавливаем почву для такого содержа­ния, как творческое мышление, активное решение про­блем и самолечение. Можно сказать, что высокоэффек­тивным интеллектом является интеллект, находящийся в активном состоянии и наполненный таким полезным содержанием.


Материал интеллекта, то есть его содержание, может быть как нужным и конструктивным, так и совершенно бесполезным. Из первой части этой главы вы узнаете именно то, как бороться с бесполезным содержанием интеллекта. Бесполезное содержание включает схему ста­бильных бета-волн, которые мешают опуститься на бо­лее глубокий уровень сознания. Потом мы перейдем к рассмотрению содержания, которое появляется на гра­нице между сознанием и подсознанием (альфа-волны), а затем рассмотрим содержание подсознания (тета-волны).

Снижение активности бета-волн

Во многих состояниях бодрствования наблюдается чрезмерная активность бета-волн — такую схему мы раньше называли схемой расширяющихся бета-волн. Один из наиболее важных аспектов обучения управле­нию волнами мозговой активности — как раз обуздание бета-волн, приобретение навыков контроля над ними.

Описанные ниже упражнения приносят двойную пользу: во-первых, помогают снизить активность бета-волн, а во-вторых, они непродолжительны. Даже после одной минуты медитации вы почувствуете, что сняли стресс и сосредоточились. Эти упражнения можно ис­пользовать когда угодно, но прежде всего их следует применять, если ваш мозг захлестывает поток хаотич­ных мыслей.

Одноминутные приемы медитации

Остановитесь и присядьте на минутку. Не пытайтесь управлять своими мыслями или как-либо Контролировать свой интеллект. Если хотите, можете смотреть на часы.

Теперь ответьте на вопрос: что происходило с ва­шим интеллектом в эту минуту?

• Как много мыслей крутилось в вашей голове?

• Откуда они появлялись?

• О чем вы думали? (Каково было содержание?)

• Как часто вы меняли объект своих мыслей?



106


107


• Были ли вы полностью в курсе о всех мыслях, ко­
торые появлялись в вашей голове, или что-то не­
уловимое все же витало где-то в глубине сознания?

Можете ли вы представить, что бы было, если бы в течение этой минуты ваш интеллект находился в совер­шенно спокойном состоянии?

Расслабьте язык

Снова присядьте на минутку. Будет лучше, если вы закрое­те глаза. Вы можете поставить таймер или просто закон­чить выполнение упражнения тогда, когда почувствуете, что минута уже прошла. Наверное, у вас не сразу получится точ­но установить время Без помощи таймера, но в этом нет ничего страшного.

Позвольте своему языку расслабиться.

Сконцентрируйте свое внимание только на расслаблении языка и ни на чем другом.

Когда вы позволите своему языку расслабиться, то почув­ствуете, что он стал короче и толще.

Представьте, что он плывет у вас во рту.

Постарайтесь, чтобы ваш язык максимально расслабился.

Постарайтесь, чтобы ваши челюсти расслабились, а рот — немного приоткрылся.

Каждый раз, когда вы выдыхаете воздух, ваш язык и челю­сти должны расслабляться еще больше.

Это следует проделывать в течение одной минуты.

Если вы не использовали таймер, взгляните на часы. Сколько времени прошло? Что происходило с вашим интеллектом в течение этого времени?

• Как вам казалось: минута прошла быстрее или мед­леннее, чем в первый раз?

• Как много мыслей у вас было?

• Каким было содержание ваших мыслей?

• Как часто менялось содержание?

• Что, как вам казалось, происходило с вашими бета-волнами?


Просто расслабляя свой язык, вы можете избавиться от нежелательных мыслей и снизить интенсивность мыс­лительного процесса.

Снова попробуйте расслабить свой язык, но на этот раз после десяти или пятнадцати секунд начинайте думать.

• Что происходит с вашим языком?

• Становится ли он более напряженным?

• Что происходит с вашим мыслительным процессом?

• Труднее ли вам думать в то время, когда ваш язык находится в расслабленном состоянии?

Выполнение этого упражнения различными спосо­бами поможет вам понять, что расслабление языка явля­ется незаменимым ключом к успокоению интеллекта. Этот простой прием поможет вам научиться снижать активность бета-волн и почти мгновенно входить в со­стояние глубокого расслабления. Люди имеют склонность говорить сами с собой, когда думают. Даже если вы это­го за собой не замечали, ваш язык все равно напрягает­ся, когда вы думаете. Если вы обратите на это внимание, то обязательно заметите это. А если вы полностью рас­слабите свой язык, то не сможете говорить с самим со­бой, когда думаете. Это может несколько затруднить про­текание мыслительного процесса.

Теперь давайте рассмотрим другие способы сниже­ния активности бета-волн. Снижение активности бета-волн поможет вам лучше почувствовать полезные мо­менты активизации других волн. Один из способов до­стижения этого — нахождение предмета, на котором можно сконцентрировать бета-волны. При этом очень важна концентрация внимания.

Как часто вы дышите?

Одним из возможных предметов концентрации вни­мания является ваше собственное дыхание. Попробуйте следующее упражнение.



108


109


Установите на таймере одну минуту или просто смотрите на часы и считайте, сколько вдохов и выдохов вы делаете за эту минуту. Не пытайтесь изменять скорость своего дыха­ния. Вы должны дышать так же, как обычно. Считайте толь­ко полные циклы дыхания, то есть вдох и выдох.

Средняя скорость дыхания составляет от двенадцати до восемнадцати вдохов-выдохов в минуту. А какова ваша скорость дыхания? Если вы сконцентрируете вни­мание на своем дыхании и сделаете его более медлен­ным, то вам удастся таким образом снизить активность бета-волн.

Замедлите свое дыхание

Положите ладонь на бедро. Когда вы вдыхаете, медленно поднимайте руку, а когда выдыхаетеопускайте. Ваша рука должна стать своеобразным регулятором дыхания, с помощью которого вы и сможете замедлить его.

Чрезвычайно важно следить за тем, чтобы вы не заставля­ли себя искусственно замедлять дыхание. Этот процесс дол-Жен быть плавным и естественным. Вы не должны задержи­вать свое дыхание и таким образом искусственно создавать себе кислородное голодание. У вас просто должно быть наме­рение замедлить дыхание. Вы также можете несколько доль­ше обычного задерживаться в точках полного вдоха и полного выдоха. Но это ни в коем случае не должно создавать вам дискомфорт.

После выполнения этого упражнения снова замерьте ско­рость своего дыхания. На этот раз вам следует намеренно замедлять дыхание с помощью описанного выше приема.

Затем вы должны сравнить скорость своего дыхания до и после выполнения упражнения.

• Сколько вдохов-выдохов вы сделали на этот раз?

• Было ли их меньше, чем в прошлый раз?

• Как вам показалось, минута длилась больше или меньше обычного?

• О чем вы думали?

• Не забывали ли вы расслабить свой язык?

• Как вы себя чувствовали?


Обратите внимание на то, как всего одна минута замедления дыхания может снять стресс и помочь вам расслабиться.

Упражнения

Для концентрации внимания

Если вы научитесь концентрировать внимание на од­ном предмете, не допуская разброда мыслей, то получи­те возможность значительно снижать активность бета-волн. Это поможет вам также легче и быстрее входить в состояние медитации.

Сядьте и закройте глаза. Выберите какой-нибудь пред­мет, на котором вы будете концентрировать внимание. Этот предмет должен находиться на расстоянии несколь­ких футов и быть расположенным немного ниже уровня глаз. Вы можете поместить что-нибудь перед собой или использовать предмет, уже занимающий нужное поло­жение. Люди часто выбирают в качестве такого предме­та цветок, рисунок, напоминающий мандалу, или икону, представляющую какую-либо эстетическую ценность. Суть этого упражнения состоит в том, что смотреть на­до на любую неопределенную (не имеющую особого значения) точку предмета, то есть если вы выбрали цве­ток, то вам следует смотреть на какую-либо точку на цветке, а не на весь цветок Многие люди в таких случа­ях просто выбирают какую-нибудь точку на ковре.

Когда будете выполнять это упражнение, можете установить таймер на одну минуту или просто прекра­щать его выполнение тогда, когда почувствуете, что ми­нута уже прошла. Иногда вам может показаться, что ми­нута тянется дольше обычного или что она, наоборот, короче.

Сядьте поудобнее, так чтобы ваша спина была прямой, и сконцентрируйте внимание на выбранном вами предмете, а точнее, на выбранной вами точке.

Думайте только об этой точке. Представьте, что ваше внимание проходит по прямой линии от ваших глаз до вы­бранной вами точки.



110


111



Позвольте своим глазам расслабиться, ваше зрение должно немного расфокусироваться. Точка, на которой вы концентри­руете внимание, и окружающие ее предметы должны немного расплыться, как бы подернуться дымкой. (Помните, что вы концентрируете внимание не на конкретном объекте, а про­сто на точке.)

Постарайтесь, чтобы ваш интеллект очистился от мыслей и образов, в ваших мыслях должна остаться только эта точка.

Теперь перейдем к вашим ощущениям.

• Как много мыслей у вас было?

• Насколько длинной казалась вам эта минута?

• Спокойно ли вы управляли фокусом своего зрения?

Некоторые люди предпочитают концентрировать внимание не на внешней, а на внутренней точке, то есть им больше нравится концентрировать внимание на ка­кой-либо точке своего тела. В качестве таких точек час­то выступают сердце, пупок, переносица, центр лба и темя. Вы в качестве такой точки можете выбрать любую точку своего тела, даже большой палец левой ноги. Вы­полнять упражнение следует с закрытыми глазами. Выс­шей формой этого упражнения является одновременная концентрация внимания на внешней и внутренней точках.

Впечатления Ренаты

Ниже я предлагаю вашему вниманию описание ощу­щений, испытанных одной из моих студенток во время выполнения этого упражнения. Это было в Биг Суре, штат Калифорния.

"Сначала я сконцентрировала свое внимание на кам­не камина. По мере того как я концентрировала внима­ние, все, что я видела боковым зрением, стало напоми­нать негатив. Внезапно я увидела красную ауру вокруг человека, который находился ближе всего к моей точке концентрации внимания.

Сконцентрировать же внимание на внутренней точ­ке оказалось для меня довольно трудным, но не невоз-

112


можным. Неожиданно я поняла, как небрежно и невни­мательно я относилась к своему желудку (в качестве пред­мета для концентрации внимания я выбрала именно же­лудок). До этого момента мне казалось, что его просто не существует.

Когда я попробовала высшую форму этого упражне­ния, я испытала незабываемые ощущения, и то, что я почувствовала, меня просто поразило. Вдруг между мной и камнем камина установилась какая-то связь, я чувство­вала общность и любовь. Больше не было границ, не было никакого разделения. Я была просто заворожена этим чувством и практиковала это упражнение в тече­ние дня, когда общалась с другими людьми."

Опыт Ренаты доказывает, что для того, чтобы полу­чить ощутимый положительный эффект от медитации, не обязательно медитировать подолгу и часто в течение длительного периода времени. После выполнения этих простых упражнений Рената коренным образом изме­нила свое восприятие отношений с другими людьми. Ниже я снова привожу ее слова.

"После того как я попробовала это упражнение, мое восприятие полностью изменилось. Когда я общалась с другим человеком, одновременно концентрируя внима­ние на нем и на точке в моем теле, я чувствовала только любовь. Все предубеждения просто исчезли."

Эти упражнения могут во многом изменить ваши от­ношения с окружающим миром. Только не нужно ожи­дать каких-то конкретных результатов — вы должны быть полностью свободны.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.