|
Новый взгляд на старое явлениеСостояние медитации не является новым, новым является только его научное описание. С развитием современных технологий мы получили возможность измерять волны мозговой активности, а следовательно, и само состояние медитации. Мы также имеем возможность научиться управлять этими волнами и медитативным состоянием. На Западе многие стремятся измерить волны мозговой активности специалистов в области медитации, чтобы выяснить, действительно ли они могут находиться в том состоянии, о котором говорят. Мое путешествие на Восток дало мне возможность выяснить, что там дело обстоит совершенно по-другому. Я как-то работала в одном храме на острове Тайвань. Окружавшие меня лица выражали недовольство, недоверие и даже враждебность. Сбор информации затруднялся языковым барьером, мне постоянно требовался переводчик. Кроме того, окружавшим меня людям не нравилось, что я привезла в их святилище какой-то аппарат, а кроме всего остального, я была еще и женщиной! Я рассказала монахам о схемах мозговой активности и даже зарисовала некоторые из них, включая схему активного состояния интеллекта, на доске. Я попросила, чтобы один доброволец позволил мне измерить волны его мозговой активности с помощью своего аппарата, но никто не выказал такого желания. Учитель осмотрел присутствующих, увидел, что никто не хочет участвовать в эксперименте, и поднял руку. Его ученики смотрели на него, не скрывая своей тревоги. Я немного нервничала, потому что мне хотелось, чтобы моя лекция удалась, но я не могла гарантировать успех. Я даже не знала, будут ли у учителя нужные схемы волн мозговой активности. Я подключила его к аппарату и с большим облегчением увидела на экране схему активного состояния интеллекта. Потом я показала на схему активного интеллекта, которую я нарисовала на доске, и сказала, что они одинаковые. Тогда группа учеников улыбнулась мне. Все ученики, как один, двинулись к моему аппарату, обступили его и стали рассматривать. Каждый хотел прикоснуться к нему. Каждый хотел, чтобы я измерила и его волны мозговой активности. Для этих людей был важнее их учитель, а не мой аппарат. Они проверяли мой аппарат с помощью учителя, а не учителя с помощью аппарата. В своем учителе они были полностью уверены. И когда мой аппарат показал, что интеллект их учителя находится в активном состоянии, только тогда они поверили, что он работает. 104 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ МЕДИТАЦИЯ И МАТЕРИАЛ ИНТЕЛЛЕКТА Сознание можно рассматривать с двух точек зрения: состояние сознания и содержание сознания. Мы сначала остановились на состоянии сознания, которое, как уже говорилось, определяют волны мозговой активности. А что можно сказать о содержании? Что является материалом интеллекта? Как мы можем работать с этим материалом, понимать, направлять и использовать его? Материал интеллекта может принимать несколько различных форм, а то, какую форму он принимает, зависит от волн, которые в данный момент формируют схему мозговой активности. Например, наш мыслительный процесс происходит при активизации бета-волн. Когда мы снижаем активность бета-волн, очищая мозг от мыслей, мы формируем чистое поле для содержания альфа- и тета-волн. Это содержание может состоять из образов, мечтаний, а также из подавленных воспоминаний и эмоций. Когда же мы добавляем к этой схеме еще и бета-волны, то создаем активное состояние интеллекта, Этим мы подготавливаем почву для такого содержания, как творческое мышление, активное решение проблем и самолечение. Можно сказать, что высокоэффективным интеллектом является интеллект, находящийся в активном состоянии и наполненный таким полезным содержанием. Материал интеллекта, то есть его содержание, может быть как нужным и конструктивным, так и совершенно бесполезным. Из первой части этой главы вы узнаете именно то, как бороться с бесполезным содержанием интеллекта. Бесполезное содержание включает схему стабильных бета-волн, которые мешают опуститься на более глубокий уровень сознания. Потом мы перейдем к рассмотрению содержания, которое появляется на границе между сознанием и подсознанием (альфа-волны), а затем рассмотрим содержание подсознания (тета-волны). Снижение активности бета-волн Во многих состояниях бодрствования наблюдается чрезмерная активность бета-волн — такую схему мы раньше называли схемой расширяющихся бета-волн. Один из наиболее важных аспектов обучения управлению волнами мозговой активности — как раз обуздание бета-волн, приобретение навыков контроля над ними. Описанные ниже упражнения приносят двойную пользу: во-первых, помогают снизить активность бета-волн, а во-вторых, они непродолжительны. Даже после одной минуты медитации вы почувствуете, что сняли стресс и сосредоточились. Эти упражнения можно использовать когда угодно, но прежде всего их следует применять, если ваш мозг захлестывает поток хаотичных мыслей. Одноминутные приемы медитации Остановитесь и присядьте на минутку. Не пытайтесь управлять своими мыслями или как-либо Контролировать свой интеллект. Если хотите, можете смотреть на часы. Теперь ответьте на вопрос: что происходило с вашим интеллектом в эту минуту? • Как много мыслей крутилось в вашей голове? • Откуда они появлялись? • О чем вы думали? (Каково было содержание?) • Как часто вы меняли объект своих мыслей? 106 107 • Были ли вы полностью в курсе о всех мыслях, ко Можете ли вы представить, что бы было, если бы в течение этой минуты ваш интеллект находился в совершенно спокойном состоянии? Расслабьте язык Снова присядьте на минутку. Будет лучше, если вы закроете глаза. Вы можете поставить таймер или просто закончить выполнение упражнения тогда, когда почувствуете, что минута уже прошла. Наверное, у вас не сразу получится точно установить время Без помощи таймера, но в этом нет ничего страшного. Позвольте своему языку расслабиться. Сконцентрируйте свое внимание только на расслаблении языка и ни на чем другом. Когда вы позволите своему языку расслабиться, то почувствуете, что он стал короче и толще. Представьте, что он плывет у вас во рту. Постарайтесь, чтобы ваш язык максимально расслабился. Постарайтесь, чтобы ваши челюсти расслабились, а рот — немного приоткрылся. Каждый раз, когда вы выдыхаете воздух, ваш язык и челюсти должны расслабляться еще больше. Это следует проделывать в течение одной минуты. Если вы не использовали таймер, взгляните на часы. Сколько времени прошло? Что происходило с вашим интеллектом в течение этого времени? • Как вам казалось: минута прошла быстрее или медленнее, чем в первый раз? • Как много мыслей у вас было? • Каким было содержание ваших мыслей? • Как часто менялось содержание? • Что, как вам казалось, происходило с вашими бета-волнами? Просто расслабляя свой язык, вы можете избавиться от нежелательных мыслей и снизить интенсивность мыслительного процесса. Снова попробуйте расслабить свой язык, но на этот раз после десяти или пятнадцати секунд начинайте думать. • Что происходит с вашим языком? • Становится ли он более напряженным? • Что происходит с вашим мыслительным процессом? • Труднее ли вам думать в то время, когда ваш язык находится в расслабленном состоянии? Выполнение этого упражнения различными способами поможет вам понять, что расслабление языка является незаменимым ключом к успокоению интеллекта. Этот простой прием поможет вам научиться снижать активность бета-волн и почти мгновенно входить в состояние глубокого расслабления. Люди имеют склонность говорить сами с собой, когда думают. Даже если вы этого за собой не замечали, ваш язык все равно напрягается, когда вы думаете. Если вы обратите на это внимание, то обязательно заметите это. А если вы полностью расслабите свой язык, то не сможете говорить с самим собой, когда думаете. Это может несколько затруднить протекание мыслительного процесса. Теперь давайте рассмотрим другие способы снижения активности бета-волн. Снижение активности бета-волн поможет вам лучше почувствовать полезные моменты активизации других волн. Один из способов достижения этого — нахождение предмета, на котором можно сконцентрировать бета-волны. При этом очень важна концентрация внимания. Как часто вы дышите? Одним из возможных предметов концентрации внимания является ваше собственное дыхание. Попробуйте следующее упражнение. 108 109 Установите на таймере одну минуту или просто смотрите на часы и считайте, сколько вдохов и выдохов вы делаете за эту минуту. Не пытайтесь изменять скорость своего дыхания. Вы должны дышать так же, как обычно. Считайте только полные циклы дыхания, то есть вдох и выдох. Средняя скорость дыхания составляет от двенадцати до восемнадцати вдохов-выдохов в минуту. А какова ваша скорость дыхания? Если вы сконцентрируете внимание на своем дыхании и сделаете его более медленным, то вам удастся таким образом снизить активность бета-волн. Замедлите свое дыхание Положите ладонь на бедро. Когда вы вдыхаете, медленно поднимайте руку, а когда выдыхаете — опускайте. Ваша рука должна стать своеобразным регулятором дыхания, с помощью которого вы и сможете замедлить его. Чрезвычайно важно следить за тем, чтобы вы не заставляли себя искусственно замедлять дыхание. Этот процесс дол-Жен быть плавным и естественным. Вы не должны задерживать свое дыхание и таким образом искусственно создавать себе кислородное голодание. У вас просто должно быть намерение замедлить дыхание. Вы также можете несколько дольше обычного задерживаться в точках полного вдоха и полного выдоха. Но это ни в коем случае не должно создавать вам дискомфорт. После выполнения этого упражнения снова замерьте скорость своего дыхания. На этот раз вам следует намеренно замедлять дыхание с помощью описанного выше приема. Затем вы должны сравнить скорость своего дыхания до и после выполнения упражнения. • Сколько вдохов-выдохов вы сделали на этот раз? • Было ли их меньше, чем в прошлый раз? • Как вам показалось, минута длилась больше или меньше обычного? • О чем вы думали? • Не забывали ли вы расслабить свой язык? • Как вы себя чувствовали? Обратите внимание на то, как всего одна минута замедления дыхания может снять стресс и помочь вам расслабиться. Упражнения Для концентрации внимания Если вы научитесь концентрировать внимание на одном предмете, не допуская разброда мыслей, то получите возможность значительно снижать активность бета-волн. Это поможет вам также легче и быстрее входить в состояние медитации. Сядьте и закройте глаза. Выберите какой-нибудь предмет, на котором вы будете концентрировать внимание. Этот предмет должен находиться на расстоянии нескольких футов и быть расположенным немного ниже уровня глаз. Вы можете поместить что-нибудь перед собой или использовать предмет, уже занимающий нужное положение. Люди часто выбирают в качестве такого предмета цветок, рисунок, напоминающий мандалу, или икону, представляющую какую-либо эстетическую ценность. Суть этого упражнения состоит в том, что смотреть надо на любую неопределенную (не имеющую особого значения) точку предмета, то есть если вы выбрали цветок, то вам следует смотреть на какую-либо точку на цветке, а не на весь цветок Многие люди в таких случаях просто выбирают какую-нибудь точку на ковре. Когда будете выполнять это упражнение, можете установить таймер на одну минуту или просто прекращать его выполнение тогда, когда почувствуете, что минута уже прошла. Иногда вам может показаться, что минута тянется дольше обычного или что она, наоборот, короче. Сядьте поудобнее, так чтобы ваша спина была прямой, и сконцентрируйте внимание на выбранном вами предмете, а точнее, на выбранной вами точке. Думайте только об этой точке. Представьте, что ваше внимание проходит по прямой линии от ваших глаз до выбранной вами точки. 110 111 Позвольте своим глазам расслабиться, ваше зрение должно немного расфокусироваться. Точка, на которой вы концентрируете внимание, и окружающие ее предметы должны немного расплыться, как бы подернуться дымкой. (Помните, что вы концентрируете внимание не на конкретном объекте, а просто на точке.) Постарайтесь, чтобы ваш интеллект очистился от мыслей и образов, в ваших мыслях должна остаться только эта точка. Теперь перейдем к вашим ощущениям. • Как много мыслей у вас было? • Насколько длинной казалась вам эта минута? • Спокойно ли вы управляли фокусом своего зрения? Некоторые люди предпочитают концентрировать внимание не на внешней, а на внутренней точке, то есть им больше нравится концентрировать внимание на какой-либо точке своего тела. В качестве таких точек часто выступают сердце, пупок, переносица, центр лба и темя. Вы в качестве такой точки можете выбрать любую точку своего тела, даже большой палец левой ноги. Выполнять упражнение следует с закрытыми глазами. Высшей формой этого упражнения является одновременная концентрация внимания на внешней и внутренней точках. Впечатления Ренаты Ниже я предлагаю вашему вниманию описание ощущений, испытанных одной из моих студенток во время выполнения этого упражнения. Это было в Биг Суре, штат Калифорния. "Сначала я сконцентрировала свое внимание на камне камина. По мере того как я концентрировала внимание, все, что я видела боковым зрением, стало напоминать негатив. Внезапно я увидела красную ауру вокруг человека, который находился ближе всего к моей точке концентрации внимания. Сконцентрировать же внимание на внутренней точке оказалось для меня довольно трудным, но не невоз- 112 можным. Неожиданно я поняла, как небрежно и невнимательно я относилась к своему желудку (в качестве предмета для концентрации внимания я выбрала именно желудок). До этого момента мне казалось, что его просто не существует. Когда я попробовала высшую форму этого упражнения, я испытала незабываемые ощущения, и то, что я почувствовала, меня просто поразило. Вдруг между мной и камнем камина установилась какая-то связь, я чувствовала общность и любовь. Больше не было границ, не было никакого разделения. Я была просто заворожена этим чувством и практиковала это упражнение в течение дня, когда общалась с другими людьми." Опыт Ренаты доказывает, что для того, чтобы получить ощутимый положительный эффект от медитации, не обязательно медитировать подолгу и часто в течение длительного периода времени. После выполнения этих простых упражнений Рената коренным образом изменила свое восприятие отношений с другими людьми. Ниже я снова привожу ее слова. "После того как я попробовала это упражнение, мое восприятие полностью изменилось. Когда я общалась с другим человеком, одновременно концентрируя внимание на нем и на точке в моем теле, я чувствовала только любовь. Все предубеждения просто исчезли." Эти упражнения могут во многом изменить ваши отношения с окружающим миром. Только не нужно ожидать каких-то конкретных результатов — вы должны быть полностью свободны. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|