Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 13. Христиане в тринадцатом веке





Что характеризует в истории христианства тринадцатый век? Это прежде всего величайшая победа, достигнутая римским папством в дни папы Иннокентия III.

Иннокентий III. Политическое господство римско-католической церкви в странах Западной Европы

Мы должны вспомнить упорную борьбу папы Григория VII за мировое господство римского папства (см.очерк: "Христиане в одиннадцатом веке"). Надо сказать, что папа Григорий VII не достиг в своей борьбе за мировое господство пап полной победы, но он создал "идеал" такого мирового господства, к которому должны стремиться папы в будущем. То, чего не достиг в полной мере в одиннадцатом веке папа Григорий VII, достиг в тринадцатом веке папа Иннокентий III. Иннокентий III родился в 1160 году, учился в Париже и стал папой в возрасте тридцати семи лет. Он был больше юристом, чем богословом. В отношении энергии и беззастенчивости в выборе средств для достижения своих целей он не уступал Григорию VII, но превзошел его в дипломатическом искусстве и в поразительном успехе в своей деятельности. В чем же заключался поразительный успех Иннокентия III? Прежде всего, в достижении папского полного политического господства не только в Риме, но и во всей Италии. При Иннокентии III господство римско-католической церкви стало неоспоримым фактом во всех странах Западной Европы. Рука папы Иннокентия III простиралась даже до пределов Англии и Испании.

Иннокентий III - организатор трех последних крестовых походов

Чем ещё известна эпоха папы Иннокентия III? Иннокентий III был организатором трех крестовых походов: 1) четвертого крестового похода (1202 - 1204), 2) так называемого детского крестового похода (1212) и 3) пятого крестового похода (1217 - 1221). То, что Иннокентий III мог сорганизовать такие массовые походы, свидетельствует о его необычайном влиянии, а также и силе Рима, но желанной победы эти походы не дали, а детский крестовый поход, предпринятый по пророчествам одного французского мальчика - пастушонка, окончился даже ужасающей трагедией.

Альбигойские войны (1209-1229 гг.)

Эпоха Иннокентия III ознаменована также ярой борьбой с еретиками-катарами (альбигойцами) и вальденсами. Для этой борьбы повсюду привлекалась светская власть, и методы этой борьбы носили даже иногда военный характер, как, например, известные "альбигойские войны" (1209-1229 гг.).

Четвертый Экуменический Латеранский синод (1215 г.)

В дни папы Иннокентия III состоялся известный в истории христианства четвертый Экуменический Латеранский синод (1215), в котором приняли участие более 2000 делегатов. Этот синод был настоящей демонстрацией папского могущества. На этом синоде было принято, в основном, три решения: 1) о введении инквизиции, как основного средства борьбы с еретиками; 2) об организации пятого крестового похода и 3) было санкционировано учение о пресуществлении.

После смерти Иннокентия III

Надо отметить, что достигнутое при папе Иннокентии III мировое могущество папства после его смерти не осталось на прежнем уровне, и при папе Григории X (1227-1241), ведшем борьбу с германским императором Фридрихом II, дело дошло даже до того, что Фридрих занял церковное государство папы и дошел до ворот Рима. Потерянное при папе Григории IX мировое могущество папства было восстановлено папой Иннокентием IV (1243-1254). В 1245 году он созвал во Франции собор в Лионе, и этот собор объявил Фридриха II низложенным. Папство снова достигло мирового могущества, но эта победа сопровождалась вместе с тем и его моральным поражением. Методы, которыми папство вело борьбу против Фредриха II, подорвали доверие народов к Риму и папскому престолу.

"Нищенствующие ордены"

Другим характерным явлением в истории христианства тринадцатого века являются так называемые "нищенствующие ордены". Именно в них наиболее ярко выражалось благочестие христианства тринадцатого века. Эти ордены ставили перед собой идеал апостольской жизни в бедности и странствовании с проповедью, к этому они призывали и всю церковь. Они отвергали собственность и жили на подаяния, но не порывая с церковью, а, наоборот, отдавая себя на полное и самоотверженное служение папству. Они стремились своим благочестием влиять на окружающие нравы и особенно на сильно упавшие после крестовых походов нравы городского населения.

Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)

Какие же нищенствующие ордены известны нам из тринадцатого века? Это прежде всего орден миноритов ("меньшие братья"). Основателем этого ордена является известный в христианстве Франциск Ассизский. Франциск Ассизский родился в 1182 году в семье богатого купца, торговца сукном, в городе Ассизи в Италии. Проведя безудержную юность, он через тяжелую болезнь обратился к Богу и посвятил себя уходу за прокаженными. Услышав однажды (в 1209 г.) проповедь о посылке Христом двенадцати апостолов (Ев.Матф.Ю), он почувствовал, что и его Христос призывает жить в бедности и нести благую весть Евангелия людям. Сначала Франциск создал из своих друзей и единомышленников свободное объединение и дал ему "правило", составленное из слов Священного Писания. Это правило было в 1210 году утверждено папой Иннокентием III. Кружок Франциска Ассизского включал в свою задачу также миссию среди магометан, и сам Франциск, с целью обращения в христианство султана Аль Камила, отправился в 1219 году в Египет. С 1212 года в этом свободном объединении миноритов состояли также и женщины. В 1223 году, по воле папы Гонория III, минориты были вынуждены объединиться в орден и принять устав, который не был по сердцу Франциску. Главным в уставе ордена было требование бедности и нищеты, а проповедь была предоставлена лишь определенным братьям. Эти братья получили право не только проповедовать, но и исповедовать верующих. Орден должен был существовать только на подаяния. Недовольный преобразованием своего свободного кружка в орден, Франциск отказался от руководства, хотя сохранил свое влияние до последнего дня жизни. Он умер в 1226 году, лежа на каменном полу одного храма. В 1228 году он был канонизирован, то есть причислен к лику святых. В своем "завещании" он говорит с печалью о перемене, которая постигла все его дело против его воли и желания.

Значение Франциска Ассизского

Значение Франциска Ассизского чрезвычайно велико в истории христианства тринадцатого века. Вся его жизнь после обращения была посвящена подражанию Христу в Его безграничной любви к людям. В католической церкви существует предание, согласно которому Христос явился Франциску в 1224 году на горе Альворно и изобразил Свои раны на руках и ногах Франциска. Франциск в своей любви и смирении был, действительно, подобен Христу, и его личность сияет ярко в истории христианства тринадцатого века. Значение Франциска Ассизского не только в том, что он фактически является основателем ордена миноритов (или "францисканцев"). Нет, оно заключается, главным образом, в том, что он дал христианству образец и пример истинной Христовой любви.

Орден доминиканцев (1220 г.)

Другим нищенствующим орденом в тринадцатом веке был орден "доминиканцев", получивший своё название по имени своего основателя - испанца Доминика. Доминик родился в 1170 году в одной весьма аристократической семье. Он сопровождал епископа своей местности Диего в Южную Францию, где мог наблюдать его работу по переубеждению "еретиков", а также его жизнь, полную добровольной нищеты. После смерти епископа Диего Доминик создал свой орден с целью, главным образом, проповеди для переубеждения и возвращения в церковь еретиков. В 1220 году папа Гонорий III утвердил устав этого нищенствующего ордена, но в этом же году Доминик умер. Вскоре орден доминиканцев стал главным орудием так называемой инквизиции, о которой будет сказано ниже.





Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.